«Искусство»
классный час (обществознание ) по теме

 Орлова  Татьяна Ивановна

          Данная методическая разработка написана для проведения внеклассного мероприятия или  урока по теме «Искусство» (раздел духовная сфера общества по дисциплине обществознание) 

          В настоящее  время меняется отношение молодёжи к искусству и  духовной сфере в целом.  Молодое поколение в информационный век интересуется компьютерными играми.  Приобщаться к искусству не модно, не современно, не интересно. Любовь  к искусству нужно прививать с малых лет, поэтому   необходимо  приобщать   к изучению тем духовной сферы.

        Современный человек остро ощущает бездуховность своей эпохи, утрату исходных положительных установок духовности, смысл жизни. На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь сложна и динамична, очень важно приобщить подрастающее поколение к духовным ценностям  (мораль, искусство и т.д.)

        Сегодня важно и необходимо воспитывать всесторонне гармоничную личность, с расширением реальных знаний для дальнейшего применения их в различных сферах деятельности своих творческих сил и способностей.

        Цель становления человека как целостной личности, развитие её духовного потенциала. В решении этой задачи  важнейшая роль принадлежит искусству, которая формирует духовный мир человека, его идейно-нравственные  убеждения, определяет систему ценностей.  Произведения искусства не самоцель, они средства для реализации другой цели, а именно психологического воздействия на личность.

        Интересы современной молодежи необходимо попытаться переключить от их трёх любимых сфер (музыка, компьютеры, спорт) к восприятию многогранного искусства. Хотелось,  чтобы  литература и искусство стали востребованными,  а музеи и театры посещаемыми.

        Отсутствие прочных знаний   заполняется на уровне микросреды суррогатными формами общения (наркотики, выпивки, игра в карты, драки и разборки)

      Данная методическая разработка предназначена классным руководителям и учителям дисциплины «Обществознание».

      Для  её проведения требуется  наличие  компьютерной и мультимедийной техники.

  Время проведения  два урока по  45 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pechat_iskusstvo.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №10»

города Ржева Тверской области

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель  кафедры

___/Мешкова Л.В./

«    » августа 2013 г.

протокол № 1

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_______/Иванова М.А./

«    » августа 2013 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор  МОУ «Гимназия №10»

______/Смирнова В.В./

«    » августа 2013 г.

Приказ №___, п.___

от   августа 2013 г.

   

                   Методическая разработка урока,

                       ( внеклассного мероприятия)    

                       

                            тема: «Искусство»

                             

   

                                               Учитель Орлова Т.И.

                                           Ржев

                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Данная методическая разработка написана для проведения внеклассного мероприятия или  урока по теме «Искусство» (раздел духовная сфера общества по дисциплине обществознание)  

          В настоящее  время меняется отношение молодёжи к искусству и  духовной сфере в целом.  Молодое поколение в информационный век интересуется компьютерными играми.  Приобщаться к искусству не модно, не современно, не интересно. Любовь  к искусству нужно прививать с малых лет, поэтому   необходимо  приобщать   к изучению тем духовной сферы.

        Современный человек остро ощущает бездуховность своей эпохи, утрату исходных положительных установок духовности, смысл жизни. На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь сложна и динамична, очень важно приобщить подрастающее поколение к духовным ценностям  (мораль, искусство и т.д.)

        Сегодня важно и необходимо воспитывать всесторонне гармоничную личность, с расширением реальных знаний для дальнейшего применения их в различных сферах деятельности своих творческих сил и способностей.

        Цель становления человека как целостной личности, развитие её духовного потенциала. В решении этой задачи  важнейшая роль принадлежит искусству, которая формирует духовный мир человека, его идейно-нравственные  убеждения, определяет систему ценностей.  Произведения искусства не самоцель, они средства для реализации другой цели, а именно психологического воздействия на личность.

        Интересы современной молодежи необходимо попытаться переключить от их трёх любимых сфер (музыка, компьютеры, спорт) к восприятию многогранного искусства. Хотелось,  чтобы  литература и искусство стали востребованными,  а музеи и театры посещаемыми.

        Отсутствие прочных знаний   заполняется на уровне микросреды суррогатными формами общения (наркотики, выпивки, игра в карты, драки и разборки)

      Данная методическая разработка предназначена классным руководителям и учителям дисциплины «Обществознание».

      Для  её проведения требуется  наличие  компьютерной и мультимедийной техники.

  Время проведения  два урока по  45 минут.

                 1.      ПЛАН мероприятия,  УРОКА.

Тема:        «ИСКУССТВО» (культура и образование) из раздела духовная сфера общества.

Цель урока:         закрепление, обобщение и систематизация  знаний о духовной сфере общества, её взаимосвязях с другими сферами общества, и ознакомление с одной из основных форм духовной  культуры с искусством.

Задачи урока:

1.образовательные:

- обеспечить закрепление изученного материала;

      - систематизировать и теоретизировать знания студентов о культуре, путях приращения духовных ценностей общества, широкой вариативности подходов к типологии культур;

       - продолжить формирование знаний  необходимых для  воспитания духовности и сознательного стремления к самосовершенствованию;

      - усвоить основные понятия  по теме искусство.

     2.развивающие:

- акцентировать внимание   на умение самостоятельно получать, систематизировать, анализировать и творчески перерабатывать информацию из различных источников;

- приобщать  к социально-политическим, экономическим и духовным событиям происходящих в обществе, в городе, области, государстве.

    3.воспитательные:

- приобщение молодёжи к духовным ценностям; к противостоянию бездуховности, популяризации суррогатов молодёжной культуры.

Урок активно направлен на воспитание в духе толерантности (терпимости)

Тип урока —  комбинированный, творческий.

( Повторение. Изучение общих теоретических вопросов по  видам искусства. Закрепление полученных знаний.  Выполнение заданий-тестов.

           Просмотр лекции- презентации и ёё конспектирование)

  • Оборудование

                                         

            * презентация;

            *тестовые задания;

            *книги об искусстве, о  декоративно-прикладном творчестве и т.д;

            * мультимедийные компьютерные средства (ноутбук, проектор,                

            интерактивная доска).

                                       

       Методы:

            * Объяснительно-илюстративный:

                       *лекция;

                    *презентация (экранное пособие);

                       *книги (наглядные пособия).

              * исследовательский метод:

                         - выполнение докладов или  презентации    

                           с  анализом материала,  

                           постановкой  проблемы и задач.

2. План  

    -   Организованный момент.

    -  События в мире: политика, экономика, культура, спорт.

          - Просмотр презентаций студентов по темам на выбор: молодёжные субкультуры, фольклор и т.д. ( Самостоятельное изучение)

     - Индивидуальный опрос  тест   (3 варианта).

           - Подведение итогов по темам: культура и образование. Выставление оценок.

- Просмотр некоторых видов искусства. (искусство рук)

 - тема: Искусство (презентация).

    - Закрепление материала.

-  Подведение итогов занятия.

    - Домашнее задание:

     * решить кроссворд по теме «Духовная сфера общества», найти                                                      

        ключевое слово и дать определение термина, используя словари

        или                                          интернет                                                  

      * подобрать материалы по видам искусства: фотографии, репродукции,            книги.

3.     ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМ:

а) внутрипредметные:

  • культура и образование;
  • культура и мораль;
  • культура и религия;
  • культура и  наука;
  •  культура и молодёжные субкультуры.

б) межпредметные:

  • Музыка;
  •  Живопись;
  •  Литература;
  •  История;
  •  информационно-коммуникативные технологии.

  1. Организационный момент.

- приветствие, проверка списка группы;

-объявление темы урока;

- цель и задачи урока;

  1. Проведение мини-политинформации.

       -приобщение  к знаниям и познаниям происходящего в мире: политика, экономика, культура, спорт.

  1. Актуализация опорных знаний.(повторение проверка знаний)

1) фронтальный опрос:

1. Вспомните и перечислите четыре сферы общества?

2. Назовите несколько определений культуры.

3. Понятие культура имеет узкое и широкое толкование, охарактеризуйте.

4. На основе всех перечисленных определений, сформулируйте собственное определение культуры.

(комплекс включающий знание, верование, искусство, мораль, законы, обычаи, способности и навыки, усвоенные человеком, как членом общества).

5. Культуру подразделяют на материальную и духовную, охарактеризуйте.

   2) индивидуальный опрос (у доски).

 1. Расскажите об  одной из форм культуры.

                        а) элитарная;

                        б) народная;

                                  в) массовая.

 Зачитываются подготовленные  дома материалы  по теме молодёжная культура, молодёжные субкультуры. (смотреть приложение)

          * Индивидуальный опрос тест-   (3  варианта)  

         

 Вопросы к теме « Образование»

* Опрос по цепочке:

- Главная цель образования?

- Что из себя представляет процесс образования?

- Когда возникло образование как институт?

- Первые носители знаний?

- В каких государствах изучали риторику и для чего?

- При ком были созданы первые школы?

- Кем и когда  была открыта славяно-греко-латинская академия?

                                                                                (Пётр I в  1687г.)

- Что было открыто в 1755г. (Московский университет).

- Где провозглашено право каждого на образование, источник?

                                                                                        (конституция ст.43)

 - охарактеризовать уровни образования:

        Магистр;

       Специалист;

        Бакалавр.

-Индивидуальный опрос

- Расскажите о традиционной системе образования.

                               

       Тест задание (подписать Ф.И.О.) (см приложение)

     5. ИТОГИ ОПРОСА

   -  Подведение итогов. Выставление оценок.

6.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

    -Просмотр современного вида искусства «Искусство рук» (видеоматериал)

    - Просмотр урока-презентации, тема «Искусство».

    - Закрепление материала (таблицы – опросники  и т.д.)

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на доске  или раздаточный материал: тесты и кроссворд).

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ.

      Проанализировав урок, можно сделать вывод, что цель мероприятия,  урока достигнута. Задачи поставленные учениками достигнуты, проявив интерес к данной теме, успешно познакомились  с духовной жизнью  общества.

       Полученные  знания весьма полезны, т.к. позволяют установить связи между признаками различных форм культуры и рассматривают отдельные аспекты теоретического положения о системном характере общества.

     Решая развивающие и воспитательные задачи, активная познавательная деятельность учащихся найдет естественную мотивацию в актуальном характере каждого, опору в опыте и жизненных наблюдениях. Приобщит через призму познания к знаниям о духовной жизни общества, как в широком, так и в узком понимании. Позволит  эстетически саморазвиваться, самовоспитываться и формироваться полноценной личностью.

                                             Список литературы.

1.Важенин А.Г. Обществознание : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /А.Г Важенин – 4-е изд., стер. - М. - Издательский центр  «Академия»,2007.

2.Волкова. Е.В.  Этика.10-11 класс. – М.,2001

3.Гуревич П.С.  Человек и культура. - М., 2001

4.Ершов  П.М.  Потребности  человека - М.,1999

5.Боровик В.С. Обществознание : учебник для студ. сред. Проф. Учеб. заведений / В.С Боровик,  С.С.Боровик. – М., Издательский  центр  «Академия»,2006.

                   

                       ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                    Об искусстве

В прекрасном каждый видит то,
Что мыслям и уму подвластно.
По-разному, но все же страстно,
С искусством ты. Весь тлен потом.

Один там видит только зло –
Для мира человек потерян.
Другой, он ближе мне, уверен:
«Иметь искусство смысл должно».

Но тот избранник, кто в прекрасном,
Будь то бедняк, чья жизнь ужасна,
Заметит лишь одну черту,
Которая всех в мире выше,
Не громче, но смиренно тише, 
Черту святую – красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.

Тема :" Воздействующая сила  искусства.  Искусство и  власть." В  развитии  человеческой  культуры постоянно  прослеживается  любопытная  законо...

Презентация по предмету "Искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.

 Триумфа́льная а́рка — архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на бо...

Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Воспитательные функции искусства. Личное, национальное и общечеловеческое в искусстве.

Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер, то искусство воздействует на ум и сердце, формирует целостну...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

Конспект урока по истории изобразительного искусства в 4 классе на тему: Искусство западной Европы (X-XIVв.в.).Романское и готическое искусства в архитектуре.

Формирования понятий о средневековом искусстве.Обобщение знаний о ведущей роли архитектуры в синтезе средневековья.Закрепление представлений об особенностях романского и готического искусства....