разработка урока обществознания в 9 классе по теме: Конституция РФ (практикум)
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме

Бережнова Ирина Владимировна

Разработка урока обществознания на районный конкурс «Урок года»

Класс: 9

Учитель-участник конкурса: Бережнова Ирина Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 2  г. Александровск-Сахалинского

Тема разработки: Конституция Российской Федерации (практикум) /2-й урок по теме/

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon konstitutsiya.ppt651 КБ
Файл razrabotka_uroka.docx41.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конституция Российской Федерации

Слайд 2

Я – это… 1 строка — одно слово ( существительное ), объект или предмет, о котором пойдет речь 2 строка — два слова ( прилагательные ), признаки и свойства предмета или объекта. 3 строка —три слова ( глаголы ) , характерные действия объекта. 4 строка — четыре слова ( предложение ), личное отношение к описываемому предмету. 5 строка — одно слово ( итог ), суть предмета или объекта.

Слайд 3

Я – это… Ирина Владимировна Любознательная, неугомонная Рассказываю, учу, делюсь Хочу помочь проанализировать Конституцию Учитель

Слайд 4

Задание №3 Используя представленные портреты политических деятелей, определите Ф.И.О., статус и запишите их в хронологической последовательности.

Слайд 5

Задание №3 Михаил Сергеевич Горбачёв, президент СССР (15 марта 1990 г. – 25 декабря 1991 г.) Борис Николаевич Ельцин, президент РФ (12 июня 1991 г. – 3 июля 1996 г. и 10 июля 1996 г. – 31 декабря 1999 г.) Владимир Владимирович Путин, президент РФ (7 мая 2000 г. – 7 мая 2008 г.) Дмитрий Анатольевич Медведев, президент РФ (с 7 мая 2008 г.)

Слайд 6

Конституция – это… Конституция Российская, демократическая Провозглашает, устанавливает, обязывает Конституция – главный документ страны Закон



Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

Разработка урока обществознания  на районный конкурс

 «Урок года»

Бережнова И.В.,

учитель истории и обществознания

Стаж работы: 28 лет

Квалификационная категория: высшая

АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ

2012

Разработка урока обществознания на районный конкурс «Урок года»

Класс: 9

Учитель-участник конкурса: Бережнова Ирина Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 2  г. Александровск-Сахалинского

Тема разработки: Конституция Российской Федерации (практикум) /2-й урок по теме/

Задачи урока:

  1. Продолжить работу по формированию основ правовой культуры и гражданского самосознания обучающихся через анализ Конституции Российской Федерации.
  2. Расширить правовой кругозор обучающихся.
  3. Развивать УУД: коммуникативные, регулятивные и познавательные на основе использования кейс-технологий.
  4. Воспитывать  сознательную гражданскую позицию, чувство уважения к основному закону страны.

Этапы обучения: практикум выполняется на втором уроке в рамках изучения новой темы

Кейс-технологии: case-studi, normative-сase

Время: 45 минут

Принципы обучения:

  • деятельности (проявился в том, что обучающиеся получали не готовое знание,  а вырабатывали его сами  в процессе  в процессе сотрудничества),
  • целостности (проявился в формировании обобщенного, целостного представления об основном законе страны),
  • вариативности (проявился в переборе вариантов ответа по документу и выбору  оптимального варианта),
  • творчества (проявился в приобретении собственного опыта описания и оценки Конституции РФ),
  • психологической комфортности (проявился в доброжелательной  атмосфере, эффективной коммуникации и  в процессе коллективного поиска).

Методы технологии:

  • основной – АКС (анализ конкретной ситуации)
  • дополнительные – brainstorming (мозговой штурм), In basket exercises (баскет-метод, разбор нормативных документов), debriefing (синтезирование информации в виде синквейна)

Ход урока.

Этапы урока (фазы)

Содержание

Методы

Деятельность обучающихся

УУД

Подготовительная фаза

  1. Распределение по группам (3 группы) на основе жетонов разного цвета (белый, синий, красный). (3 мин)

- Как вы думаете, почему я взяла именно эти цвета? (цвета нашего государственного флага). Чем является государственный флаг для России? Какие ещё символы нашей страны вы знаете? В каком документе мы можем узнать о символах? Что такое конституция?  Итак, какова тема урока? (Конституция РФ) /слайд/

  1. Игра-знакомство (синквейн): Я – это…(3 мин.)

-Давайте поближе узнаем друг друга, но узнавать друг друга мы будем необычным способом – через игру-синквейн /слайд/

Первая строка —  одно слово (существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь

Вторая строка — два слова (прилагательные или причастия), описание признаков и свойств выбранного предмета или объекта.

Третья строка —три глагола или деепричастия, описание характерных действий объекта.

Четвертая строка — четыре слова, выражает личное отношение  к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-итог, характеризует суть предмета или объекта.

-Давайте я начну  с себя:  /слайд/

Ирина Владимировна

Любознательная, неугомонная

Рассказываю, учу, делюсь

Хочу помочь проанализировать Конституцию

Учитель

  1. Игра: «Я знаю …» (5 мин)

-Продолжаем играть. Теперь будем играть по тексту основного закона. Работаем сообща и даём ответ от группы, на всякий случай заготовьте несколько вариантов, вдруг ваш вариант скажут.

АКС

Brainstorming (мозговой штурм)

Распределение обучающихся на 3 группы.

Актуализация опорных знаний и определение темы урока.

Эмоциональный настрой через игру-знакомство.

Актуализация опорных знаний и определение целевой установки через мотивационную игру «Я знаю…».

Регулятивные:  умения планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осуществление  информационного поиска,  выделение существенной информации из источников.

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество

Ознакомительная фаза

  1. Знакомство с кейсами и листом самооценки (4 мин)

-Перед вами кейсы, ознакомьтесь с ними и с листом самооценки.

-Всё ли понятно? Задавайте вопросы (если возникли).

АКС

Знакомство с кейсами и листом самооценки.

Познавательные: самостоятельное преобразование практической задачи в познавательную

Аналитическая фаза

  1. Работа в группах с кейсом (кейсы разные): (15 мин)

1 группа:

Задание №1
Прочтите преамбулу к Конституции РФ и определите основные ценности, провозглашаемые в ней.
Напишите краткое эссе на тему «Каково назначение Конституции в цивилизованном обществе?»

Задание №2
Используя ст.80 Конституции РФ, составьте кластер

 

Задание №3 (на слайде)

2 группа:

Задание №1
Используя статью 10 Конституции РФ определите, в чьих руках находится законодательная, исполнительная и судебная власть?

Задание №2
Прочитайте ст. 81,82 Конституции РФ и ответьте на вопросы:
1. Кто может быть избран Президентом РФ?
2. На какой срок избирается Президент РФ?
3. Какие ограничения предусматриваются в Конституции относительно срока пребывания Президента в должности?

Задание №3 (на слайде)

3 группа:

Задание №1
Используя ст.44,57,58,59 допишите конституционные обязанности граждан РФ:
- уважение прав и свобод других лиц;
- соблюдение Конституции и закона;
- забота о детях и нетрудоспособных родителях;…

Задание №2
Используя ст. 95, 96, 102, 103 заполните схему

Федеральное Собрание РФ

палаты

Полномочия

 (не менее 5 пунктов в каждой графе)

Задание №3 (на слайде)

АКС

In basket exercises (баскет-метод, разбор нормативных документов)

Непосредственная работа групп с кейсами, принятие коллективного решения.

Регулятивные:  умения планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осуществление  информационного поиска,  выделение существенной информации из источников.

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество,  слушать и вступать в диалог,  участвовать в коллективном обсуждении проблемы,  умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

 

Итоговая фаза

  1. Защита выполненного кейса (10 мин)
  2. *Игра-итог (синквейн): Конституция – это…(2,5 мин)

Конституция

Российская, демократическая

Провозглашает, устанавливает, обязывает

Конституция – главный документ страны

Закон /слайд/

  1. Самооценка (2,5 мин)

АКС

Debriefing  (синтезирование информации в виде синквейна)

Представление от групп

Составление итогового синквейна (рефлексия)

Самооценка (проставление оценок в листах самооценки)

Коммуникативные: умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Регулятивные: умения контролировать и оценивать свои действия, приобретать  навыки саморегуляции.


КЕЙС № 1

Задание №1

Прочтите преамбулу к Конституции РФ и определите основные ценности, провозглашаемые в ней. Напишите краткое эссе (5-6 предложений) на тему «Каково назначение Конституции в цивилизованном обществе?»

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Задание №2

Используя ст.80 из главы 4 Конституции РФ составьте кластер

ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 80

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Задание №3 (на слайде)

КЕЙС № 2

Задание №1

Используя статьи 10, 11 Конституции РФ определите, в чьих руках находится законодательная, исполнительная и судебная власть?

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Задание №2

Прочитайте статью 81 Конституции РФ и ответьте на вопросы:
1. Кто может быть избран Президентом РФ?
2. На какой срок избирается Президент РФ?
3. Какие ограничения предусматриваются в Конституции относительно срока пребывания Президента в должности?

Статья 81

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Задание №3 (на слайде)

КЕЙС № 3

Задание №1

Используя статьи 44, 57, 58, 59 допишите конституционные обязанности граждан РФ:
- уважение прав и свобод других лиц;
- соблюдение Конституции и закона;
- забота о детях и нетрудоспособных родителях;…

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Статья 57

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Задание №2

Используя ст. 95, 102, 103 заполните схему

Статья 95

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Задание №3 (на слайде)

КЕЙС № 1 

БЛАНК ОТВЕТОВ

Задание №1

Задание №2

Задание №3 (на слайде)

Ф.И.О.

Статус

1

2

3

4

КЕЙС № 2

БЛАНК ОТВЕТОВ

Задание №1

Ветви

Название органов власти в РФ

Законодательная

Исполнительная

Судебная власть

Задание №2

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________________________________________________________3.___________________________________________________________________________________________________________________________________

КЕЙС № 3

БЛАНК ОТВЕТОВ

Задание №1

Обязанности граждан РФ

уважение прав и свобод других лиц

забота о детях и нетрудоспособных родителях

соблюдение Конституции и закона

Задание №2

Федеральное Собрание РФ

палаты

Полномочия

 (не менее 5 пунктов в каждой графе)

Задание №3 (на слайде)

Ф.И.О.

Статус

1

2

3

4


ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Фамилия, имя

Я знаю…

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Конституция – это

Итоговая оценка

1

2

3

4

5

6

7

8



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обществознания 9 класс на тему "Конституция России"

Презентация содержить основные термины к уроку и небольшой тест по закреплению....

Разработка урока обществознания 5 класс по теме "Деятельность"

Урок по теме «Деятельность» был разработан как урок изучения нового материала. Данная тема продолжает изучение главы «Человек в обществе»  Целью урока является изучения деятельности как основного...

Разработка урока обществознания 5 класс по теме "Деятельность"

Урок по теме «Деятельность» был разработан как урок изучения нового материала. Данная тема продолжает изучение главы «Человек в обществе»  Целью урока является изучения деятельности как основного...

разработка урока обществознания 7 класс по теме "Правоотношения"

Урок разработан на основе учебника А. Кравченко Обществознание 7 класс. Инновационная школа. Данный урок продолжает тему "Правовое регулирование поведения человека в обществе" . Учащиеся знакомятся с ...

Разработка урока в 9 классе по теме "Конституция РФ"

Групповая форма работы является ведущей на данном уроке...

урок обществознания 9 класс по теме "Конституция РФ"

Предлагаю Вашему вниманию презентацию по бществознанию 9 класс к уроку по теме "Конституция Российской Федерации" Полную версию презентации со всеми рисунками и фотографиями можно скачать по адре...

разработка урока обществознания 7 класс "Конституция - Основной закон государства"

Разработка урока обществознания для 7 класса по теме "Конституция - Основной закон государства"...