Методическая разработка "Искусство правильно мыслить"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме
Методическая разработка позвляет познакомиться с основными законами логического мышления и научиться их применять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc.docx | 34.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по обществознанию
«Искусство правильно мыслить».
Любавина Тамара Ивановна,
преподаватель общественных дисциплин
СП ГБПОУ «Оптико-механический лицей»
Введение.
В современном информационном обществе в условиях непрерывного возрастания потока научной информации особое значение в процессе обучения приобретает знание основ логики. Многие учащиеся не могут справиться с тем огромным количеством информации, которое на них обрушивается, не знают, что с ней делать, и зачем все эти знания им нужны. Обучение логике помогает учащимся формировать навыки правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость, обоснованность, доказательность, а значит, повышать культуру мышления, что является важным условием успешного обучения. Не случайно, К.Д.Ушинский считал логику грамматикой мышления.
Но в образовательных программах предмет «Логика» отсутствует. На уроках обществознания не хватает учебного времени для того, чтобы дать учащимся знания о логике, ее основных законах и научить применять их на практике.
Возможность исправить данную ситуацию может дать внеклассная работа по предмету.
1.Понятие о логике.
«Мышление – верх блаженства и радость жизни, самое доблестное занятие человека» (Аристотель).
«Мысль – начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями» (Л.Н.Толстой).
Существует притча о том, как Господь Бог решал, где лучше всего спрятать от человека ключ к тайнам мироздания. Сначала он выбрал самую высокую в мире гору, затем – дно самого глубокого моря. Но, наконец, решил, что тайна будет скрыта в самом человеке, в глубинах человеческой души, в его мышлении.
─ Каким же должно быть мышление человека, чтобы он смог открыть тайны мироздания и соответствовал своему статусу «хомо сапиенс»?
─ Какими чертами должно обладать мышление, и какие законы оно должно соблюдать?
Трудно найти более сложное явление, чем мышление человека. Оно изучается разными науками: философия, психология, физиология высшей деятельности человека, кибернетика, лингвистика. Одна из них – логика – наука о правильном мышлении. Это одна из самых древних наук, история которой началась еще в странах Древнего Востока, Древней Греции и насчитывает более 2,5 тысяч лет.
Свое название логика получила от древнегреческого слова «logos», что означает, с одной стороны – слово, учение, с другой – мысль, разум.
Сегодня это очень важная наука, которая учит искусству правильно мыслить и рассуждать, а значит, приближаться к истине, то есть достоверному знанию.
В основе современной логики лежит учение древнегреческого философа Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.), который пытался найти ответ на вопрос: «Как мы рассуждаем?». В XVII веке немецкий ученый и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) усовершенствовал и уточнил основные понятия логики.
─ Правильно ли рассуждает человек, когда говорит:
1) «Если бы шел дождь, земля была бы мокрой, но дождя нет, следовательно, земля не мокрая». Верно, что когда идет дождь, земля всегда мокрая, но, если дождя нет, из этого вовсе не следует, что она сухая, так как ее можно просто полить. Рассуждение идет по неправильной схеме, и это может привести к ошибочному заключению.
2) «Если у человека повышенная температура, он болен, у человека нет повышенной
температуры, значит, он не болен».
Оба утверждения верны, но вывод – неверен, так как не все болезни на поиски невест, сопровождаются повышенной температурой.
3) В одной древней легенде рассказывается, как два человека захотели жениться. Они отправились на поиски невест, взяв с собой подарки. А подарками были: деньги и болезнь. Войдя в дом, в котором жила красивая девушка, они сказали хозяину: «Если ты не выдашь свою дочь за одного из нас и не примешь его подарки, ты умрешь. Один сказал: «Ты должен взять деньги и болезнь». Другой сказал: «Ты должен взять деньги или болезнь».
─ За кого из них выдал хозяин свою дочь и почему?
4) Одна пожарная команда все время опаздывала на пожар. После очередного опоздания брандмейстер издал приказ: «В связи с тем, что команда систематически опаздывает на пожар, приказываю со следующего дня выезжать всем за 15 минут до начала пожара».
─ Как доказать, что данный приказ логически несостоятелен?
Логическая правильность – это способ связи утверждений.
«Если бы алюминий был металлом, он проводил бы электрический ток. Алюминий проводит электрический ток. Значит, он – металл».
Все три утверждения, входящие в рассуждение, верны.
─ Но есть ли между ними логическая связь?
В основе нашего мышления лежат законы логики.
Основными в логике считаются 4 закона:
● закон тождества
● закон противоречия
● закон исключенного третьего
● закон достаточного основания
Первые три закона были открыты и сформулированы древнегреческим философом Аристотелем, а четвертый – немецким философом Лейбницем.
2. Закон тождества.
Тождество – это равенство, сходство в каком – либо отношении.
Закон гласит:
Если высказываемые мысли различны, то их нельзя принимать за одну и ту же мысль, а если эти мысли совпадают по содержанию, то их нельзя различать.
▪ Небо голубое и голубое небо.
▪ Солнце греет, и солнце не греет.
Этот закон требует, чтобы в мышлении не было двусмысленности и неопределенности, чтобы понятия и суждения имели однозначный характер.
Например:
▪ часы стоят;
▪ учащиеся прослушали объяснение преподавателя;
▪ из-за рассеянности шахматист на турнире не раз терял очки.
─ Что в этих высказываниях может быть не ясным?
─ Какие вопросы неизбежно возникнут?
Мы часто употребляем личные местоимения: он, она, оно…
И в результате приходится уточнять: «кто – он?» или «кто – она?».
С законом тождества органически связан закон противоречия.
3. Закон противоречия.
Закон гласит:
Утверждение и отрицание одного и того же не могут быть одновременно истинными, одно из них обязательно ложно.
Примеры:
1) Стол прямоугольный, стол круглый.
2) Мед сладкий, мед не является сладким.
3) Немолодая девушка.
4) Самый тяжелый труд – это ничего не делать.
5) «Барышня – крестьянка» (А.С.Пушкин), «Горячий снег» (Ю. Бондарев), «Божественная комедия» (Алигьери), «Живой труп» (Л.Н.Толстой).
Но в логике известны противоречивые рассуждения, получившие название «парадокс» (с греч. – неожиданный, странный, непривычный), то, что выходит за рамки здравого смысла.
Большой энциклопедический словарь дает следующее определение парадоксу:
«Парадокс в логике – противоречие, полученное в результате логически формально правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям». То есть, формально все правильно, а концы с концами не сходятся.
Примеры:
1) Лжет ли тот, кто говорит, что он лжет?
На первый взгляд, вопрос кажется совсем простым. Но ответ «да» приводит к ответу «нет» и наоборот. И размышление, споры ситуацию не проясняют.
2) У древнегреческого философа Пифагора (V век до н.э.) был ученик Еватл, который обучался праву. Между ними был заключен договор, по условиям которого Еватл заплатит за обучение только в том случае, если он выиграет свой первый судебный процесс, если же он его проиграет, то ничего не платит. Обучение закончилось, но Еватл не стал участвовать в судебных процессах. Продолжалось это долго, терпение у учителя иссякло, и он решил подать на своего ученика в суд, рассуждая так: «Для Еватла это будет первый судебный процесс, от которого он уже не сможет отказаться. И независимо от решения суда должен будет мне заплатить: если проиграет – то по решению суда, а если выиграет – то по условиям нашего договора». Но Еватл был способным учеником, и он ответил: «Действительно, я либо выиграю процесс, либо проиграю его. Но если я выиграю, решение суда освободит меня от обязанности платить, а если решение суда будет не в мою пользу, значит, я проиграл свой первый процесс и ничего не должен платить в силу нашего договора».
Два противоположных высказывания об одном и том же не могут быть одновременно истинными.
─ Но могут ли они быть одновременно ложными?
Об этом закон противоречия ничего не говорит. На этот вопрос отвечает закон исключенного третьего.
4. Закон исключенного третьего.
Мир альтернативен, раздвоен на «наличие – отсутствие», поэтому и мышление не может не быть альтернативным. В нем неизбежно действует закон исключенного третьего.
Закон гласит:
Два противоречащих высказывания об одном и том же предмете не могут быть одновременно ложными, одно из них обязательно истинно, другое – ложно, а третьего не дано.
Противоречащие высказывания – это года в одном что – либо утверждается о предмете, а в другом – отрицается об этом же предмете. Поэтому они не могут быть оба истинными или оба ложными. То есть в основе этого закона лежит принцип «или – или», в результате чего происходит четкий выбор одной из двух альтернатив.
Примеры:
1) Пан или пропал
2) «Казнить нельзя помиловать» - из мультфильма «Страна невыученных уроков».
3) В комедии Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве» есть такой диалог:
Г-н Журден. А теперь я должен открыть Вам секрет. Я влюблен в одну великосветскую даму, и мне хотелось бы, чтобы Вы помогли написать ей -записочку, которую я собираюсь уронить к ее ногам.
Учитель философии. Конечно, Вы хотите написать ей стихи?
Г-н Журден. Нет, нет, только не стихи.
Учитель философии. Вы предпочитаете прозу?
Г-н Журден. Нет, я не хочу ни прозы, ни стихов.
Учитель философии. Так нельзя: или то, или другое.
Г-н Журден. Почему?
Учитель философии. По той причине, сударь, что мы можем излагать свои мысли не иначе, как прозой или стихами.
Г-н Журден. Не иначе, как прозой или стихами?
Учитель философии. Не иначе, сударь. Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза.
4) В известной сказке Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» Белый Рыцарь намерен спеть Алисе «очень, очень красивую песню».
─ Когда я ее пою, все рыдают… или…
─ Или что? – спросила Алиса, не понимая, почему Рыцарь вдруг остановился.
─ Или… не рыдают…
5) В сказке А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» лекарь Богомол заключает после осмотра Буратино: «Одно из двух: или пациент жив, или он умер. Если он жив – он останется жив или не останется жив. Если он мертв – его можно оживить или нельзя оживить».
На выборе одной из двух альтернатив основана вся юридическая практика. Еще в афинском суде было установлено двойное голосование судей: сначала определялась виновность или невиновность, а затем – мера наказания. В законодательной практике именно так решаются альтернативные вопросы. Так, на заседании Государственной Думы – либо есть кворум, либо его нет; вопрос вносится в повестку дня или не вносится; решение принято или не принято.
5. Закон достаточного основания.
Закон гласит:
Всякое истинное суждение должно иметь достаточное основание.
Установление истины невозможно без соответствующего обоснования.
Примеры:
1) Дождь прошел, земля мокрая, или земля мокрая, потому что прошел дождь.
То есть, если есть причина, то есть и следствие, и наоборот, если есть следствие, то есть и причина.
2) Все живое смертно. Люди – живые существа. Значит, все люди – смертны.
3) «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет!» Э.Успенский.
4) Невозможность принятия закона, если он противоречит Конституции.
Закон требует, чтобы ничего не принималось на веру, необходимо основываться на достоверных фактах.
Но! Обоснование может иметь только истинная мысль, ложную мысль доказать нельзя.
Есть хорошая латинская пословица: «Ошибаться свойственно всякому человеку, но настаивать на ошибке свойственно глупцу».
При нарушении требований этого закона может возникнуть «порочный круг» (какое – либо положение, требующее объяснения, обосновывается другим положением, но это другое положение обосновывается первым, и в результате мысль остается необоснованной).
Такую ошибку совершает пьяница в повести Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц»:
─ Что это ты делаешь? – спросил Маленький принц.
─ Пью, - мрачно ответил пьяница.
─ Зачем?
─ Чтобы забыть.
─ О чем забыть? – спросил Маленький принц, ему стало жаль пьяницу.
─ Хочу забыть, что мне совестно, - признался пьяница и повесил голову.
─ Отчего же тебе совестно? – спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.
─ Совестно пить, - объяснил пьяница и больше от него нельзя было добиться ни слова.
Выходит, что пьяница пьет, потому что ему совестно, а совестно ему, потому что он пьет. И мысль оказалась в «заколдованном круге».
Заключение.
Человек всегда стремится к истине. А истина и логика взаимосвязаны. Логика помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные. Она учит мыслить четко, правильно, грамотно выражать свои мысли, здраво воспринимать происходящее, рассуждать и действовать. «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине только один (Ж.Ж.Руссо). Логика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности, помогает формировать научное мировоззрение. Поэтому логическая грамотность является необходимым компонентом культуры мышления.
Овладение логическими знаниями и умение их использовать на практике помогает разбираться в закономерностях и взаимосвязях явлений общественной жизни, а значит, лучше ориентироваться в современном информационном обществе.
Литература:
1.Ивин А.А. Строгий мир логики. – М., 1988
2. Ивин А.А. По законам логики. – М., 1983
3. Косымжанов А.Х., Кельбуганов А.Ж. О культуре мышления. – М., 1991
4. Бойко А.П. Практикум по логике. – М., «Издательский центр АЗ», 1997
5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 1987
6. Гетманова А.Д. Логика. – М., 1986
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Правильное питание - залог здоровья"
В этом файле Вы сможете ознакомиться с основными принципами здорового питания ; со способами приготовления пищи ; со структурой потребления,свойствами,составом и вкусом пищи;переход на здоровое питани...
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...
Учить детей ясно, правильно излагать свои мысли
Мало кто из родителей задумывается над проблемой развитием речи у своих детей. А ведь известно: тот, кто хорошо говорит, лучше учится по всем предметам....
Учебно-методическая разработка. Презентация "Мысль семейная" по роману "Война и мир" Л.Н. Толстого
Учебно-методическая разработка...
Статья "Основные формы работы и методические приемы на занятиях кружка «Разговор о правильном питании», используемые при реализации третьей части программы «Формула правильного питания»
В статье рассказывается об основных формах и методических приемах, используемых на занятиях кружка "Разговор о правильном питании"....
Методическая разработка "Мир мыслей и чувств"
Данная разработка используется на уроках обществознания в 6 классе...