Урок-игра "Молодежь в современном мире"
план-конспект урока (обществознание , 11 класс) по теме

Урок-игра "Молодежь в современном мире" 11 класс (обществознание). Компьютерная презентация, кроссворд, социологическое анкетирование, сообщения групп: "ПОЛИТИКИ", "СОЦИОЛОГИ", "НЕФОРМАЛЫ" И "ВОЛОНТЕРЫ", Спайдаграмма «Молодёжь в современном обществе»; 4 игровых темы. Для школо пенитенциарной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок-игра2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обществознанию в 11-м  классе

 по теме «Молодёжь в современном обществе».

Урок - деловая игра.

                                            Сергоманова Людмила Николаевна –

                                            учитель истории и обществознания.

Разделы: преподавание истории и общнествознания.

Цель урока: на основе формирования умений и навыков деловой игры  осмысление учащимися значения и роли молодёжи в современном обществе.

Задачи урока :

образовательные:

-  углубить знания о современной молодёжи как об особой социально -             демографической группе;

 -определить статус современной молодёжи и её социальные роли;

-  познакомитьс проблемами российской молодёжи и  с современной молодёжной политикой государства;

-дать представление о молодёжной субкультуре;

развивающие:

-развивать умения работать в группе, работать со  схемами, вести дискуссию,высказывать свою точку зрения, использовать различные источники информации;

 воспитательные:

 - воспитывать толерантность, помочь определить свою позицию по рассматриваемым вопросам, воспитывать стремление к повышению своего социального статуса, коррекции  поведения.

Пособия и оборудование:   

1. «Обществознание» учебное пособие для учащихся11 кл. ,под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой и др..М.Просвещение , 2008.

2.Методические рекомендации по курсу «Обществознание»(базовый уровень). Пособие для учителя. Под ред.Л.Н.Боголюбова.М., Просвещение, 2008.

3.Мультимедийный репетитор. «Обществознание. Полный курс». Олег Макаров, изд. «Питер» 2012.

4. « Обществознание. 11 класс6 поурочное планирование по учебнику «Человек и общество» Л.Н.Боголюбова.» автор-составитель С.Н.Степанько. «Учитель» 2007.

4.Дидактические материалы:  1) плакаты «Современная молодёжь»

                                2) спайдаграмма «Молодёжь»

                                3) пословицы о молодёжи

                                4) эмблема « Год молодёжи-2009»

                                5) схема «Дом жизни»

                                          План урока:   

1.Оргмомент(мотивация учащихся - введение в тему0.  

2.Вызов(цели и задачи урока, этапы игры,условия игры,

составление спайдаграммы «Молодежь в современном обществе».)

3.Группа « Социологи» (анализ анкеты,определение возраста  молодёжи,

 индивидуальные границы молодости).

4. Игра -1  «Народные пословицы»(особенности молодёжи ).

5. Игра - 2 «Дом жизни»(схема «Ценности молодёжи»).

6. Группа«Политики» (определение   социального статуса молодёжи , социальных ролей молодёжи, 2009г. - «Год молодёжи»).

7. Игра-  3 «Разгадай символы!»(эмблема года молодёжи ).

8. Группа «Неформалы»  и «Волонтёры»( компьютерная презентация «Субкультура молодёжи»).

 9. Игра-4  кроссворд «Молодёжь в современном обшестве».

10. Подведение итогов  урока-игры –«Молодёжь в современном обществе».    

                                              Ход урока:

1).Организационный момент

Введение в тему.  Добрый день всем присутствующим в нашем классе – гостям и ученикам!   Тема нашего урока-игры: «Молодёжь в современном обществе».

-«Кого можно считать молодым?»

- «Для чего дана человеку молодость?»

-Молодость -это время ошибок- «Гуляй пока молодой!» Или молодость – это путёвка в зрелость?

 2).Вызов. 

 В 2009г. в Германии произошла страшная трагедия. Молодой человек – 17 лет, исключённый из гимназии,  ворвался в своё учебное заведение и расстрелял 10 человек.  Трагедия с похожим сценарием произошла недавно в США. Они тоже были  молодыми  и жертвами их бессмысленного насилия то же были молодые. Что же происходит с молодёжью? Что несёт она будущему – разрушение или созидание?

         Вот об этом мы и поговорим сегодня. Ваша цель – углубить свои знания о молодёжи, как социальной группе, определить статус и социальные роли современной молодёжи, познакомиться с современной молодёжной  политикой государства и молодёжной  субкультурой.

Вы попробуете  определить свою собственную позицию по этим вопросам. Но, решать все вопросы мы будем в игровой форме и по группам, которые мы сформировали заранее.

Их 4группы:

 «социологи», «политики», «волонтёры» и «неформалы». Правила работы в группе, а также  «Золотые правила общения» у вас на столах – вы с ними знакомы. Какие же это вопросы?

– давайте, определим вместе. Я предлагаю составить спайдаграмму или паутину, тех вопросов, которые мы будем с вами разбирать  на уроке- игре  «Молодёжь  в современном  обществе».

                       Спайдаграмма  «Молодёжь в современномобществе».

3).Отчёт  группы «Социологов»:

«Социологи» отвечали на один из самых спорных вопросов – это возраст молодёжи. Мы провели анкетирование по этому вопросу  в 9-12 классах нашей школы.  В опросе приняло участие102 человека. Были разные ответы по вопросу о возрасте - от 12 лет и до 50 лет, но в среднестатистическая величина: от 17 – 27 лет. Почему так размыты границы? Потому, что нет чётких критериев молодости ,  возможно , по- мнению некоторых это:

                                                                -возраст

                                                                - работа

                                                                - окончание образования

                                                                - совершеннолетие

                                                                - своя семья и т. д.

       По социальному паспорту нашей школы в 2011-2012 учебном году среднестатистический ученик:

- в возрасте-21 год, не окончивший школу на свободе, из неполной семьи со средним достатком. Злоупотреблял алкоголем. Воспитанием его занималась мать. Он поддерживает связь с родственниками. Не женат. Детей нет. До судимости работал. Судимость первая. Срок от 3 до 7 лет.

Учитель:       А, есть ещё и индивидуальные  возрастные границы молодости.

А) Нижняя граница.           Назовите обстоятельства, которые заставляют  человека рано повзрослеть? (война, смерть близcких). Но есть и

противоположное явление -  инфантилизм (инфанта-дитя)- проявление у взрослых детскости в поведении.

Б) Верхняя граница. Говорят: «Молодые старики» или «Вечная молодость», почему?(человек- молод душой , активен в жизни и т.д.)

Вывод: Молодость – это не всегда возраст в паспорте, это ещё и мироощущение человека, состояние его души. «Молод душой!» Но, общепринятые  возрастные границы молодости , это возраст 18 -30 лет.

4). Игра 1. «Народные пословицы».

 Особенности молодости определим  по русским народным пословицам.

Задание:

 -каждая группа получает по 2 пословицы. Вы их должны проанализировать в группе и определить особенности молодости.

Условия игры:

 -кто быстрее и верно ответит-(по1 баллу за верный ответ и 1 дополнительный балл за скорость)

Вывод: характерные особенности молодости:

 неустойчивость психики, несформированность личности, противоречивость характера, желание быть индивидуальностью, поиск своего места в жизни,  смысла жизни,проблемы  возраста и т. д.  Это трудный и важный период в жизни человека.

5).Игра 2.  «Дом жизни».( составление схемы- «Ценности молодёжи»)

Учитель: У каждого возраста своя миссия, свои задачи, цели, ценности. Каждый из нас строит свой дом жизни. Если представить нашу жизнь в виде дома, то чем должна быть  молодость – фундаментом, крышей, стенами?

-Молодость -  фундамент и от того какие «кирпичики» вы заложите, какой  «цемент» используете будет  ваш « Дом жизни». Что у вас получиться к старости: лачуга, добротный дом или дворец?

Задание: 

-работаем в группе, подписываем 5кирпичиков и озвучиваем свои идеи.

Условия игры:

-отвечает первая справившаяся группа, а затем заслушиваются дополнения других групп.(2 балла-первая группа, остальные - по1 баллу)

6). Отчёт группы «Политиков».

   Молодёжь – это социально-демографическая группа выделяемая на основе:    - возрастных характеристик (18 -30 лет)

- социального положения

-социально-психологических качеств.

Социальный статус – т.е.  положение молодёжи в обществе всегда меняется, меняется и представление молодёжи о «взрослости». Сегодня  главными критериями  взрослости являются:

 - постоянная работа,

-специальность, профессия,

-образование,

- собственная семья.

Главные социальные роли молодого человека – это работник, студент, семьянин, гражданин.

    Важность и значимость для страны этой социальной группы доказывает и то, что  2009 год Указом президента РФ был  объявлен годом молодёжи.

(Знакомство с указом президента РФ.) Стартовал год Молодежи и в Красноярске - это произошло25 января в Бобровом Логу в день студента –«Татьянин день». Было запланировано большое количество мероприятий и проектов по всей стране. В нашем городе эту работу проводят Центры Молодёжи во всех районах. «Молодёжный центр Советского района» в условиях экономического кризиса активно занимается трудоустройством молодёжи, причём делают это абсолютно бесплатно. «Арт - театр», спортивно-туристический клуб «Эдельвейс», военно-спортивный клуб «Цербер», «Школа ведущих» и многое, многое другое - приходи и занимайся! 

7).Игра 3. «Эмблема года молодёжи».

Задание:

- объяснить правильно и быстро 4 символа эмблемы. (1 - взаимопонимание,  дружба, сотрудничество; 2 – молодцы, хорошо, здорово; 3 – виктория, победа, мир; 4 – ты доброволец, спроси с себя, начни с себя).

Условия игры:

-отвечает первая справившаяся группа, а затем заслушиваются дополнения других групп.(2 балла-первая группа, остальные - по1 баллу)

Учитель: Особенности молодёжи как социальной группы проявляются и в существовании молодёжной субкультуры (суб - частица около чего либо). Вывод: Это культура молодого поколения обладающего  общностью

- стиля жизни; -поведения; -групповых норм;- ценностей.

Это многомерное явление со своим стилем поведения, модной атрибутикой, сленгом, идеалами и иллюзиями.

Причины этого явления:

1. Желание найти взаимопонимание, поддержку,   помощь.(психологические особенности молодёжи)

2. Почувствовать себя более сильным, защищённым, уверенным.

Молодёжная субкультура делится на общественные молодёжные организации и неформальные молодёжные организации.Познакомимся с некоторыми направлениями молодёжной субкультуры.

8).Отчёт группы  «Неформалы». (Просмотр компьютерной презентации  «Субкультура молодёжи»).

«Неформалы» -это часть молодёжной субкультуры, им присущи общие черты: вызов общественному мнению, противопоставление себя ценностям взрослых, анти/общественные поступки.Например:

«Рейверы» – (рейв-бред), в России движение  возникло в 1990-1991гг. на дискотеках с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров, яркие краски, винил и пластик в одежде. Принятие наркотиков стало,к сожалению, практически частью рейверской субкультуры.

Общественные молодёжные  организации – они активно участвуют в социальных программах, проектах, политике, помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам. Например:

«Волонтёры» -группы молодых (в основном), которые  занимаются неоплачиваемой, сознательной, добровольной деятельностью  на благо других. Волонтёром может стать любой ответственный и умелый человек готовый посвятить своё время добровольному труду. Например посещение больных в больницах, детей в приютах и детских домах, приведение в порядок исторических памятников, скверов, помощь во время проведения значимых мероприятий и многое другое.

9).Игра 4. Кроссворд «Молодёжь в современном мире».(музыка)

-Задание:

 заполнить кроссворд, ответив на вопросы.

-Условия игры: Кто первым справиться с заданием -сдаёт свои ответы. -.(2 балла-первая группа, остальные - по1 баллу, с учётом правильности ответов)

10).Итоги урока. Вывод из игры:

1. Рефлексия:

Какой  должна быть молодёжь?

Что нового вы узнали на уроке?

Что дала вам игра? Чему научила?

Где вы можете применить полученные знания? Какой опыт вы для себя вынесли?

2.Оценка и самооценка.

Самооценка: поставьте оценку за работу каждому и всей группе в лист оценок. Самооценка «Политиков», «Социологов», «Неформалов», «Волонтёров».

Я называю победителя в игре-…………..

                                                                                            Приложение№1.

Правила работы в группах.

1.Умей вырабатывать совместное решение.

2.Уважай мнение других.

3.Ищи компромиссы.

4.Аргументированно отстаивай свою точку зрения.

5.Стремись к диалогу.

«Золотые правила общения».

1.Не допускай выпадов против личности.

2.Высказывайся чётко, кратко и  по теме.

3.Дай высказаться всем желающим.

4.Внимательно слушайте друг друга.

5.Не допускай излишнюю эмоциональность.

Правила игры.

1.На подготовку ответа – 30сек.- 1мин.

2.На ответ – 1мин. – 1,5мин.

3.Первой отвечает команда раньше других ответившая на вопрос.

4.Возможен досрочный ответ.

5.Возможно дополнение ответов в порядке очерёдности.

Критерии оценивания отчёта по группам.

1.Выступление от группы ( качество ответа, время 3-5 минут) -1-2б.

2.Активное участие в обсуждении, -0,5-1б.

3. Правильные ответы в играх.

4.Доказательность дополнений и  высказывание своей точки зрения-0,5-1б.

5.Творческие задания(презентации, анкетирование и т.д.)-1-2б.

                                                               Приложение №2

Пословицы на тему: «Молодость – старость»

Золотое время – молодые лета.

Молодой работает, старый ум даёт.

Молодость плечами покрепче, старость – головою.

Не годы, а горе старит.

Молодость не грех, а и старость не смех.

Годы не уроды. Не годы уроды, а люди.

Молоды опенки, да черви в них.

Смолоду наживай, а под старость проживай.

Молодость не воротить, а старость не избыть.

Чем молодой похваляется, тем старый остужается (стыдится).

Кто в двадцать лет не здоров, в тридцать не умён, а в сорок не богат, тому век таким не бывать.

Незрел виноград – невкусен, а молод человек – неискусен.

                                                                                  Приложение №3

               Кроссворд: «Молодёжь в современном обществе».

По вертикали:

  1. Доброволец, выполняющий неоплачиваемую работу на благо других.

По горизонтали:

  1. Социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, социального положения и социально-психологических качеств.
  2. Молодежная субкультура, противопоставляющая себя общественному мнению, ценностям взрослых.
  3. Культура молодого поколения с общим стилем жизни, поведения, групповых норм и ценностей.
  4. Неформальное движение, возникшее на дискотеках в 90-е гг.

Группа  «Неформалы» и «Волонтёры        Приложение № 4

Субкультуру (подкультура, лат. sub - под, + культура) в социологии и культурологии — часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей — носителей субкультуры. От понятия «контркультура», субкультура отличается тем, что не противоречит ценностям традиционной культуры, а дополняет её

Характеристики: Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Наиболее известные субкультуры

Музыкальные-Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки:

Другие культурные-Субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх и прочее:

Имиджевые-Субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению:

Политические и мировоззренческие-Субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям:

Приложение№6

                        Группы «Социологи»:

                                     Анкета:

  1. Определите возраст молодого человека?
  2. В чем особенности этой социально-демографической группы?
  3. Кто  и что оказывает влияние на молодого человека?
  4. Каковы взгляды, интересы молодого человека?
  5. В чём состоит позитивная деятельность современной молодежи (твое участие).
  6. Проблемы современной молодёжи?
  7. Приведи примеры помощи тебе со стороны государства, общественных организаций или просто  хороших людей?


Группы, состав

Выступления от группы

Дополнения

Участие в обсуждении

1 игра. Пословицы.

2 игра. Дом.

3 игра. Эмблема.

4 игра. Кроссворд.

«Социологи»

  1. .

1-2б.

0,5-1б.

0.5-1б.

«Политики»

  1.  
  2.  
  3.  

«Неформалы»

  1.  
  2.  
  3.  

«Волонтеры»

  1.  
  2.  
  3.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитания в современном обществе. Есть мнение, что в современном мире хорошее воспитание – только помеха...

Есть  двери, в которые не только заходить, но даже и стучаться не стоит, потому что за ними нет тех людей, с которыми мне по пути!...

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей.

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества....

Тест по географии, 10 класс. Тема: "Многообразие стран современного мира. Политическая карта мира".

Задания в формате ЕГЭ для тематического контроля по экономической и социальной географии мира....

Современный урок в современном мире в условиях ФГОС

Статья о формах, технологиях и методах проведения современного урока...

Современный урок в современном мире в условиях ФГОС

Формы, методы и технологии проведения современного урока...

Материалы к уроку по теме: "Наука и образование в современном мире и в мире спорта"

Образование и наука являются основами формирования личности человека, его постоянного развития и понимания окружающего мира. Прежде всего, стоит отметить, что наука является формой человеческой д...

Психологическое просвещение для родителей "Современные подростки в современном мире"

Статья для публикации в районной газете "Приволжская новь"...