Технологические карты (всего 25) по курсу обществознания в 7 классе по УМК Е.А. Певцовой, А.И. Кравченко ФГОС
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме
Технологические карты к урокам по курсу обществознания в 7 классе по УМК Е.А. Певцовой, А.И. Кравченко ФГОС. В каждой карте содержится цель, задачи, план к уроку; указаны ожидаемые результаты и необходимое оборудование. Задачи к урокам прописаны с учетом формирования метапредметных компентенций у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 169.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Косякова Наталья Сергеевна МОУ «Тумская СОШ №3» Клепиковского района Рязанской области
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ
Цель занятия Формировать у обучающихся понимание о роли духовных ценностей в формировании общественного сознания. Планируемые результаты. Познакомившись с материалами урока, обучающиеся смогут:
| Понятийный аппарат: общественное сознание, индивидуальное сознание, идеология, духовные ценности, патриотизм, гражданственность. | |||||||||||||||||
Оборудование: Е.А. Певцова, А.И. Кравченко. Обществознание. ФГОС инновационная школа. М., «Русское слово» 2013 §2; презентация к уроку. | ||||||||||||||||||
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
| ||||||||||||||||||
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. | ||||||||||||||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | |||||||||||||||
Мотивационный | Демонстрация презентации. | Настрой на восприятие материала | 5 минут | |||||||||||||||
Целеполагание | Подведение обучающихся к формулировке цели: анализ содержания разделов «Подведем итоги», «Основные термины и понятия» с. 22 | Определение цели урока, алгоритма действий (опора на презентацию, вопросы к параграфу) | 5 минут | |||||||||||||||
Опрос | Обсуждение ответов на вопросы практикума к §1, подготовленные учащимися в письменном виде. Примеры действия социальных норм из жизни учащихся. | Ответы на предлагаемые вопросы | 10 минут | |||||||||||||||
Усвоение нового материала | Подведение обучающихся к пониманию признаков индивидуального и общественного сознания: предложение назвать ситуации из собственного социального опыта, свидетельствующего о наличии духовных ценностей в жизни человека и общества, задание на форматирование схемы по тексту с.18-19. Предложение определить роль духовных ценностей в формировании общественного и индивидуального сознания. | Анализ собственного социального опыта, оформление таблицы «Виды социальных норм» Составление схемы по разделу с.14-16 | 20 минут | |||||||||||||||
Рефлексия | Предложение проанализировать деятельность на уроке. Предложение определить, на какие вопросы к параграфу и практикума обучающиеся уже могут ответить без затруднений. | Ответы на вопросы к параграфу, выполнение заданий из практикума. | 4 минуты | |||||||||||||||
Домашнее задание | Определение домашнего задания: выучить термины, ответить на вопрос №3, 4 письменно | Уточняющие вопросы, запись задания | 1 минута |
МОРАЛЬ
Цель занятия Формировать у обучающихся понимание о морали как социальной норме, определяющей поведение человека в обществе. Планируемые результаты. Познакомившись с материалами урока, обучающиеся смогут:
| Понятийный аппарат: мораль, нравственность, этика, универсальная ценность, моральные принципы. | |||||||||||||||||
Оборудование: Е.А. Певцова, А.И. Кравченко. Обществознание. ФГОС инновационная школа. М., «Русское слово» 2013 §3; презентация к уроку, текст диктанта по терминам, стихотворение М. Кулаковой «Человек». | ||||||||||||||||||
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
| ||||||||||||||||||
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. | ||||||||||||||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | |||||||||||||||
Мотивационный | Работа со стихотворением М. Кулаковой «Человек». | Настрой на восприятие материала | 7 минут | |||||||||||||||
Целеполагание | Подведение обучающихся к формулировке цели: анализ содержания стихотворения, раздела «Проверьте свои знания» с. 29. | Определение цели урока, алгоритма действий (опора на предложенные материалы) | 3 минуты | |||||||||||||||
Опрос | Диктант по терминам §§1-2: предложение формулировки терминов и понятий. | Запись значения формулировки. | 5 минут | |||||||||||||||
Усвоение нового материала | Подведение обучающихся к пониманию признаков морали: обращение к содержанию стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», анализ содержания с.24. Предложение выяснения возможности жизни без моральных принципов: деление класса на группы, одна из которых должна доказать возможность жизни без моральных принципов, другая – обратное (время на подготовку – 4 минуты, на презентацию – 2+2 минуты). Организация работы с разделом «Как мораль и общество влияют друг на друга» с.26-29. Организация обсуждения материала практикума. | Определение основных критериев для оценки поведения человека с точки зрения морали. Выполнение заданий при работе в группах. Приведение аргументов влияния общества и морали друг на друга. | 20 минут | |||||||||||||||
Рефлексия | Предложение проанализировать деятельность на уроке. Обсуждение проблемы. | Участие в дискуссии по проблеме: определение причин необходимости морали. | 4 минуты | |||||||||||||||
Домашнее задание | Определение домашнего задания: выучить термины, ответить на вопрос №3, 4 письменно | Уточняющие вопросы, запись задания | 1 минута |
МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ
Цель занятия Формировать у обучающихся понимание необходимости морального выбора в повседневной жизни каждой личности. Планируемые результаты. Познакомившись с материалами урока, обучающиеся смогут:
| Понятийный аппарат: мораль, моральный выбор, добро, зло, долг, совесть, самоконтроль, свобода. | |||||||||||||||||
Оборудование: Е.А. Певцова, А.И. Кравченко. Обществознание. ФГОС инновационная школа. М., «Русское слово» 2013 §4; презентация к уроку, раздел «Дополнительное чтение» с.28. | ||||||||||||||||||
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
| ||||||||||||||||||
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. | ||||||||||||||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | |||||||||||||||
Мотивационный | Работа с разделом «Дополнительное чтение» с.28: как вы думаете, каков следующий шаг по усвоению моральных норм? | Настрой на восприятие материала | 5минут | |||||||||||||||
Целеполагание | Подведение обучающихся к формулировке цели: обсуждение ситуации, предложенной авторами учебника в §4 с.35. | Определение цели урока, алгоритма действий (опора на предложенные материалы) | 5 минут | |||||||||||||||
Опрос | Перечистите основные принципы морали. Проанализируйте отрывок из «Поучения» Владимира Мономаха. Какие моральные принципы можно проиллюстрировать, прибегая к его содержанию? В чем значение морали для жизни общества? Для жизни каждой личности? | Ответы на вопросы, работа с источниками. | 5 минут | |||||||||||||||
Усвоение нового материала | Организация работы с материалами практикума с.34 №№1-2. Определение основных критериев морального выбора: добро и зло: оформление в виде таблицы. Оформление графического конспекта по материалам §4 с. 31-33. Ответ на вопрос: какую роль в моральном выборе играют нравственные чувства и самоконтроль? | Оформление графического конспекта. Ответы на вопросы практикума. Определение роли нравственных чувств и самоконтроля в осуществлении нравственного выбора. | 20 минут | |||||||||||||||
Рефлексия | Предложение проанализировать деятельность на уроке. Обсуждение проблемы. | Участие в дискуссии по проблеме. | 4 минуты | |||||||||||||||
Домашнее задание | Определение домашнего задания: выучить термины, подготовиться к диктанту по терминам. | Уточняющие вопросы, запись задания | 1 минута |
ПРАВО НА СЛУЖБЕ ЧЕЛОВЕКА
Цель занятия Формировать у обучающихся понимание о праве как особой социальной норме, призванной обеспечить развитие общества в соответствии с идеалами добра и честности. Планируемые результаты. Познакомившись с материалами урока, обучающиеся смогут:
| Понятийный аппарат: право, естественное право, закон, правовое сознание, правовая культура. | |||||||||||||||||
Оборудование: Е.А. Певцова, А.И. Кравченко. Обществознание. ФГОС инновационная школа. М., «Русское слово» 2013 §5; презентация к уроку. | ||||||||||||||||||
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
| ||||||||||||||||||
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. | ||||||||||||||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | |||||||||||||||
Мотивационный | Работа с разделом «Дополнительное чтение» с.36, «Умная мысль» с.39 | Настрой на восприятие материала | 5минут | |||||||||||||||
Целеполагание | Подведение обучающихся к формулировке цели: обсуждение вопросов 1,4 §5 с.42. | Определение цели урока. | 5 минут | |||||||||||||||
Опрос | Диктант по терминам: сообщение содержания понятий. | Запись значения. | 5 минут | |||||||||||||||
Усвоение нового материала | Анализ вопросов к §5 с.35 Организация работы по разделу «Как возникло право»: оформление графического конспекта в режиме учитель//класс. Предложение определить границы собственного правового поля. Обращение к проблеме, предложение решить ее с помощью анализа содержания раздела «Что такое право». Организация работы с разделом «Признаки права»: ответ на вопрос 2 с.42 Предложение выполнить задания 2 раздела «Практикум». Организация дискуссии по вопросу 4 с.42. | Оформление графического конспекта. Ответы на вопросы практикума. Работа в парах и презентация результатов работы. Участие в дискуссии по проблеме. Заполнение пробелов в схеме, устные ответы на вопросы по признакам права. Определение правовой культуры и ее предназначения. | 20 минут | |||||||||||||||
Рефлексия | Предложение проанализировать деятельность на уроке. Выполнение задания с.41. | Участие в дискуссии по проблеме. | 4 минуты | |||||||||||||||
Домашнее задание | Определение домашнего задания: письменно выполнить задания 3-4 практикума. | Уточняющие вопросы, запись задания | 1 минута |
СИСТЕМА ПРАВА
Цель занятия Формировать у обучающихся понимание о праве как системе. Планируемые результаты. Познакомившись с материалами урока, обучающиеся смогут:
| Понятийный аппарат: норма права, отрасль права, нормативные правовые акты, диспозиция, гипотеза, санкция как элементы нормы права, подзаконные акты, кодекс, система. | |||||||||||||||||
Оборудование: Е.А. Певцова, А.И. Кравченко. Обществознание. ФГОС инновационная школа. М., «Русское слово» 2013 §6; презентация к уроку, раздаточный материал: тексты нормативных актов. | ||||||||||||||||||
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
| ||||||||||||||||||
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. | ||||||||||||||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | |||||||||||||||
Мотивационный | Работа с вопросом 3 раздела «Практикум» с.52. | Настрой на восприятие материала | 3минут | |||||||||||||||
Целеполагание | Подведение обучающихся к формулировке цели: обсуждение вопросов к §6 с.43, вопросы с.51. | Определение цели урока. | 3 минуты | |||||||||||||||
Опрос | Анализ ответов на вопросы домашнего задания. Режим: 3-4 учащихся – сообщение, класс - обсуждение. | Ответы на вопросы, участие в обсуждении вопросов домашнего задания. | 7 минут | |||||||||||||||
Усвоение нового материала | Организация работы по вводному разделу: оформление графического конспекта в режиме учитель//класс. Анализ понятия «норма права» и место нормы права в системе права, графическое изображение. Работа с понятиями «гипотеза», «диспозиция», «санкция»: продолжение оформления схемы. Организация работы по анализу содержания разделов «Отрасли права», «Источники права» // оформление схемы. | Оформление схемы, дополняя ее по мере изучения каждого раздела §6. Анализ содержания понятий. Анализ содержания раздаточного материала: конкретные нормативные акты. Ответы на вопросы №№1-4 с.51 раздела «Проверьте свои знания». №2 раздела «Практикум». | 22 минуты | |||||||||||||||
Рефлексия | Предложение проанализировать деятельность на уроке. Обсуждение проблемы. | Участие в дискуссии по проблеме. | 4 минуты | |||||||||||||||
Домашнее задание | Определение домашнего задания: подготовиться к диктанту по терминам §§5-6. | Уточняющие вопросы, запись задания | 1 минута |
ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Цель занятия Формировать у обучающихся понимание о правоспособности и дееспособности человека как взаимодополняющих составляющих реализации права. Планируемые результаты. Познакомившись с материалами урока, обучающиеся смогут:
| Понятийный аппарат: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, субъект права, правосубъектность, эмансипация, малолетние, несовершеннолетние, недееспособность. | |||||||||||||||||
Оборудование: Е.А. Певцова, А.И. Кравченко. Обществознание. ФГОС инновационная школа. М., «Русское слово» 2013 §7; презентация к уроку. | ||||||||||||||||||
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
| ||||||||||||||||||
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. | ||||||||||||||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | |||||||||||||||
Мотивационный | Организация работы с разделом «Практикум» с.59 вв. 1,3; терминами с. 59: можете ли объяснить? | Настрой на восприятие материала | 5 минут | |||||||||||||||
Целеполагание | Подведение обучающихся к формулировке цели на основе анализа иллюстративного материала §7. | Определение цели урока. | 4 минуты | |||||||||||||||
Опрос | Диктант по терминам: сообщение содержания понятий. | Запись значения. | 5 минут | |||||||||||||||
Усвоение нового материала | Организация работы по определению необходимости использования терминологии. Демонстрация презентации/схемы правоспособность правоотношения правосубъектность дееспособность Субъекты права Организация работы в парах по оформлению минипроекта «Реализация права несовершеннолетними». | Чтение схемы. Определение значения каждого из понятий: самостоятельная работа с учебником. Оформление минипроекта: 10 минут, презентация 5 минут. Выполнение задания №4 практикума | 25 минут | |||||||||||||||
Рефлексия | Предложение проанализировать деятельность на уроке. | Участие в дискуссии по проблеме. | 3 минуты | |||||||||||||||
Домашнее задание | Определение домашнего задания: письменно выполнить задания 3-4 «Проверьте свои знания». | Уточняющие вопросы, запись задания | 1 минута |
ПРАВООТНОШЕНИЯ
Цель занятия Формировать у обучающихся понимание о действиях в собственном правовом поле как участнике правоотношений на основе анализа содержания ключевых понятий темы. Планируемые результаты. Познакомившись с материалами урока, обучающиеся смогут:
| Понятийный аппарат: правоотношения, юридические факты, юридические действия, юридические события, объекты и субъекты права, правовое поведение, правомерное поведение, противоправное поведение/правонарушение, проступки. | |||||||||||||||||
Оборудование: Е.А. Певцова, А.И. Кравченко. Обществознание. ФГОС инновационная школа. М., «Русское слово» 2013 §8; презентация к уроку; юридический словарь. | ||||||||||||||||||
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
| ||||||||||||||||||
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. | ||||||||||||||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | |||||||||||||||
Мотивационный | Организация работы с иллюстративным материалом с. 60-63: определение отношения к теме. | Настрой на восприятие материала | 3 мин. | |||||||||||||||
Целеполагание | Подведение обучающихся к формулировке цели на основе анализа вопросов к §8 с.60. | Определение цели урока. | 3 мин. | |||||||||||||||
Опрос | Работа с понятиями: соотнесение понятия с его содержанием. Выбор прав малолетних из списка. | Выполнение заданий в карточках. | 7 мин. | |||||||||||||||
Усвоение нового материала | Организация работы по анализу понятия «правоотношение», форматированию схемы с.60-61. Организация работы по выяснению содержания понятий раздела «Как возникают правоотношения» с.61-62: выяснить содержание понятий, сформатировать таблицу «Юридические факты». Организация работы по анализу схемы «Структура правоотношений» с.62, предложение привести примеры вступления в правоотношения из собственного социального опыта. Организация работы по анализу содержания раздела «Объекты и содержание правоотношений» и перенесению информации на собственный социальный опыт. Организация работы в группах по систематизации материалов из юридического словаря и представлению графической информации в произвольной форме. | Форматирование схемы. Форматирование таблицы «Юридические факты». Чтение схемы, приведение примеров из собственной жизни. Чтение текста раздела, приведение примеров из собственного опыта. Оформление минипроекта: 7 минут, презентация 5 минут. | 26 мин. | |||||||||||||||
Рефлексия | Предложение проанализировать деятельность на уроке. | Участие в дискуссии по проблеме. | 2 мин. | |||||||||||||||
Домашнее задание | Определение домашнего задания: составить графический конспект по содержанию параграфа, отразив связь между понятиями, приведенными в нем. | Уточняющие вопросы, запись задания | 1 мин. |
Задания для опроса.
Соотнесите понятие с его содержанием, поставив нужный номер рядом с понятием в первом столбике
дееспособность |
|
деликтоспособность |
|
малолетние |
|
эмансипация |
|
несовершеннолетние |
|
правосубъектность |
|
Выберите из предложенного списка права малолетних и запишите номера, под которыми они указаны в порядке возрастания:
- мелкие бытовые сделки, такие как приобретение продуктов питания;
- участие в экономической деятельности с согласия законных представителей;
- сделки, не связанные с получением выгоды;
- сделки, связанные с распоряжением средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА
Цель занятия Формировать у обучающихся понимание о правах, свободах и обязанностях как составляющих правового статуса человека. Планируемые результаты. Познакомившись с материалами урока, обучающиеся смогут:
| Понятийный аппарат: правовой статус, естественные права, достоинство, личные права, политические права, социальные права, культурные права, гарантия судебной защиты. | |||||||||||||||||
Оборудование: Е.А. Певцова, А.И. Кравченко. Обществознание. ФГОС инновационная школа. М., «Русское слово» 2013 §9; презентация к уроку. | ||||||||||||||||||
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
| ||||||||||||||||||
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. | ||||||||||||||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | |||||||||||||||
Мотивационный | Анализ информации раздела «Дополнительное чтение», обсуждение высказывания Камю с.71 | Настрой на восприятие материала | 5 минут | |||||||||||||||
Целеполагание | Подведение обучающихся к формулировке цели на основе анализа иллюстративного материала §9. | Определение цели урока. | 3 минуты | |||||||||||||||
Опрос | Осуждение вопросов с.67. | Ответы на вопросы. | 7 минут | |||||||||||||||
Усвоение нового материала | Предложение закончить запись: правовой статус = права + … с.68. Предложение подтвердить или опровергнуть утверждение свобода ≠ вседозволенность. Предложение сформатировать схему «Правовой статус человека», таблицу «Принципы прав и свобод», схему «Группы прав человека» с.69-73. Организация работы по обобщению информации с.69-73: фронтальный опрос. Организация обсуждения раздела «Обязанности» с.73-74. Предложение выполнить задания раздела «Практикум». | Полная запись. Участие в обсуждении. Выполнение заданий в тетрадях, взаимопроверка. Ответы на вопросы. Участие в обсуждении. Письменное выполнение задания. | 24 минуты | |||||||||||||||
Рефлексия | Предложение проанализировать деятельность на уроке. | Участие в дискуссии по проблеме. | 3 минуты | |||||||||||||||
Домашнее задание | Определение домашнего задания: термины §§7-9. | Уточняющие вопросы, запись задания | 1 минута |
ЛИЧНЫЕ ПРАВА РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН
Цель занятия Формировать у обучающихся понимание о личных правах граждан РФ и условиях их реализации. Планируемые результаты. Познакомившись с материалами урока, обучающиеся смогут:
| Понятийный аппарат: личные права, суд присяжных, присяжные заседатели. | |||||||||||||||||
Оборудование: Е.А. Певцова, А.И. Кравченко. Обществознание. ФГОС инновационная школа. М., «Русское слово» 2013 §10; презентация к уроку, Конституция РФ 1993. | ||||||||||||||||||
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
| ||||||||||||||||||
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. | ||||||||||||||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | |||||||||||||||
Мотивационный | Анализ информации раздела «Дополнительное чтение» с.78. | Настрой на восприятие материала | 5 минут | |||||||||||||||
Целеполагание | Подведение обучающихся к формулировке цели на основе анализа вопросов к §10 с.75. | Определение цели урока. | 3 минуты | |||||||||||||||
Опрос | Диктант по терминам: чтение содержания понятия. | Запись понятий. | 10 минут | |||||||||||||||
Усвоение нового материала | Организация работы по анализу главы2 Конституции РФ: выяснение прав и свобод граждан РФ. Организация работы по форматированию таблицы:
работа в режиме Учитель//Класс. | Работа с источником. Работа с текстом: заполнение таблицы, ответы на вопросы. | 22 минуты | |||||||||||||||
Рефлексия | Предложение проанализировать деятельность на уроке. | Участие в дискуссии по проблеме. | 3 минуты | |||||||||||||||
Домашнее задание | Определение домашнего задания: устные ответы на вопросы с.82-83. | Уточняющие вопросы, запись задания | 1 минута |
СОЦИАЛЬНЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН
Цель занятия Формировать у обучающихся понимание о социальных, экономических и культурных правах граждан РФ и условиях их реализации. Планируемые результаты. Познакомившись с материалами урока, обучающиеся смогут:
| Понятийный аппарат: социальные, экономические, культурные права, забастовка, приватизация. | |||||||||||||||||
Оборудование: Е.А. Певцова, А.И. Кравченко. Обществознание. ФГОС инновационная школа. М., «Русское слово» 2013 §11; презентация к уроку, Конституция РФ 1993. | ||||||||||||||||||
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
| ||||||||||||||||||
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. | ||||||||||||||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | |||||||||||||||
Мотивационный | Выявление проблемы. С. 85, 1-ый абзац | Настрой на восприятие материала | 5 минут | |||||||||||||||
Целеполагание | Подведение обучающихся к формулировке цели на основе анализа вопросов к §11 с.84. | Определение цели урока. | 3 минуты | |||||||||||||||
Опрос | Устные ответы на вопросы с.82-83. | Ответы на вопросы. | 7 минут | |||||||||||||||
Усвоение нового материала | Организация работы по анализу главы2 Конституции РФ: выяснение прав и свобод граждан РФ. Организация работы по форматированию таблицы:
работа в режиме Учитель//Класс. | Работа с источником. Работа с текстом: заполнение таблицы, ответы на вопросы. | 25 минут | |||||||||||||||
Рефлексия | Предложение проанализировать деятельность на уроке. | Участие в дискуссии по проблеме. | 3 минуты | |||||||||||||||
Домашнее задание | Определение домашнего задания: устные ответы на вопросы с.92. | Уточняющие вопросы, запись задания | 1 минута |
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН
Цель занятия Формировать у обучающихся понимание о политических правах граждан РФ и условиях их реализации. Планируемые результаты. Познакомившись с материалами урока, обучающиеся смогут:
| Понятийный аппарат: политические права, политические свободы, общественное объединение, шествие, митинг, демонстрация, активное избирательное право, пассивное избирательное право. | |||||||||||||||||
Оборудование: Е.А. Певцова, А.И. Кравченко. Обществознание. ФГОС инновационная школа. М., «Русское слово» 2013 §12; презентация к уроку, Конституция РФ 1993. | ||||||||||||||||||
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
| ||||||||||||||||||
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. | ||||||||||||||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | |||||||||||||||
Мотивационный | Выявление проблемы. Анализ высказывания Ж. Ренара. | Настрой на восприятие материала | 5 минут | |||||||||||||||
Целеполагание | Подведение обучающихся к формулировке цели на основе анализа вопросов к §12 с.94. | Определение цели урока. | 3 минуты | |||||||||||||||
Опрос | Устно: выполнение задания №1 с. 93 раздела «Практикум». Обсуждение проблемы в формате эссе. | Ответы на вопросы. | 7 минут | |||||||||||||||
Усвоение нового материала | Организация работы по анализу главы2 Конституции РФ: выяснение прав и свобод граждан РФ. Организация работы по форматированию таблицы:
работа в режиме Учитель//Класс. | Работа с источником. Работа с текстом: заполнение таблицы, ответы на вопросы. | 25 минут | |||||||||||||||
Рефлексия | Предложение проанализировать деятельность на уроке. | Участие в дискуссии по проблеме. | 3 минуты | |||||||||||||||
Домашнее задание | Определение домашнего задания: подготовка минипроектов по каждому из упомянутого в §12 политическому праву. Работа в группах. Привлечь материалы из разделов «Практикум», «Проверьте свои знания». | Уточняющие вопросы, запись задания | 1 минута |
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН
Цель занятия Формировать у обучающихся понимание о соблюдении конституционных обязанностей как необходимой составляющей политической культуры гражданина. Планируемые результаты. Познакомившись с материалами урока, обучающиеся смогут:
| Понятийный аппарат: обязанности, налоги, альтернативная гражданская служба. | |||||||||||||||||
Оборудование: Е.А. Певцова, А.И. Кравченко. Обществознание. ФГОС инновационная школа. М., «Русское слово» 2013 §13; презентация к уроку, Конституция РФ 1993. | ||||||||||||||||||
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
| ||||||||||||||||||
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. | ||||||||||||||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | |||||||||||||||
Мотивационный | Выявление проблемы. Анализ проблемы. | Настрой на восприятие материала | 5 минут | |||||||||||||||
Целеполагание | Подведение обучающихся к формулировке цели на основе анализа вопросов к §13 с.102. | Определение цели урока. | 3 минуты | |||||||||||||||
Опрос | Организация защиты минипроектов. | Защита минипроектов. | 15 минут | |||||||||||||||
Усвоение нового материала | Организация работы по анализу общего содержания параграфа: просмотр выделенных фрагментов, иллюстраций. Организация работы по трансляции содержания материала параграфа на собственный социальный опыт: предложение ознакомиться с содержанием раздела и выяснить, каким образом приходилось выполнять свои конституционные обязанности. Принцип определения раздела – конкретная обязанность. Организация работы по обсуждению разделов «Практикум», «Проверьте свои знания» с. 110. | Определение общего содержания, высказывания мнений по проблеме. Приведение примеров из собственного социального опыта. Ответы на вопросы разделов «Практикум», «Проверьте свои знания» с. 110 | 18 минут | |||||||||||||||
Рефлексия | Предложение проанализировать деятельность на уроке. | Участие в дискуссии по проблеме. | 3 минуты | |||||||||||||||
Домашнее задание | Определение домашнего задания: термины и понятия §§ 10-13 | Уточняющие вопросы, запись задания | 1 минута |
КАК ЗАЩИЩАЮТСЯ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Цель занятия Формировать у обучающихся понимание о механизмах защиты прав человека. Планируемые результаты. Познакомившись с материалами урока, обучающиеся смогут:
| Понятийный аппарат: декларация, конвенция, международная защита прав человека, ЕСПЧ, ООН, петиция, уполномоченный по правам человека/ребенка. | |||||||||||||||||
Оборудование: Е.А. Певцова, А.И. Кравченко. Обществознание. ФГОС инновационная школа. М., «Русское слово» 2013 §14; презентация к уроку, Конституция РФ 1993. | ||||||||||||||||||
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
| ||||||||||||||||||
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. | ||||||||||||||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | |||||||||||||||
Мотивационный | Выявление проблемы. Анализ проблемы. | Настрой на восприятие материала | 5 минут | |||||||||||||||
Целеполагание | Подведение обучающихся к формулировке цели на основе анализа вопросов к §14 с.110. | Определение цели урока. | 3 минуты | |||||||||||||||
Опрос | Диктант по терминам: чтение содержания понятий. | Запись понятия. | 10 минут | |||||||||||||||
Усвоение нового материала | Организация работы по определению ситуаций, иллюстрирующих нарушение прав человека. Организация работы по трансляции содержания материала параграфа на собственный социальный опыт. Организация работы в группах: каждая из групп готовит ответ на один из вопросов раздела «Проверьте свои знания». Организация работы по обсуждению разделов «Практикум», «Проверьте свои знания» с. 118. | Определение ситуации. Приведение примеров из собственного социального опыта или литературы. Презентация ответов. Ответы на вопросы разделов «Практикум», «Проверьте свои знания» с. 118 | 23 минуты | |||||||||||||||
Рефлексия | Предложение проанализировать деятельность на уроке. | Участие в дискуссии по проблеме. | 3 минуты | |||||||||||||||
Домашнее задание | Определение домашнего задания: составить схему по содержанию параграфа с.114-118 | Уточняющие вопросы, запись задания | 1 минута |
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Цель занятия Формировать у обучающихся понимание о механизмах защиты прав человека в Российской Федерации. Планируемые результаты. Познакомившись с материалами урока, обучающиеся смогут:
| Понятийный аппарат: законность, правопорядок, правоохранительные органы ФССП, ФСБ, ФМС. | |||||||||||||||||
Оборудование: Е.А. Певцова, А.И. Кравченко. Обществознание. ФГОС инновационная школа. М., «Русское слово» 2013 §15 | ||||||||||||||||||
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
| ||||||||||||||||||
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. | ||||||||||||||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | |||||||||||||||
Мотивационный | Анализ содержания раздела «Дополнительное чтение» с.124. | Настрой на восприятие материала | 5 минут | |||||||||||||||
Целеполагание | Подведение обучающихся к формулировке цели на основе анализа вопросов к §15 с.119. | Определение цели урока. | 3 минуты | |||||||||||||||
Опрос | Организация взаимопроверки схем, выполненных учащимися дома. | Взаимопроверка домашнего задания. | 5 минут | |||||||||||||||
Усвоение нового материала | Организация работы по выполнению заданий практикума в режиме Учитель//Класс:
Предложение составить список правоохранительных органов России с указанием функций. Организация обсуждения по выяснению ситуаций обращения в органы правопорядка из собственного социального опыта учащихся. | Участие в обсуждении по заявленному алгоритму. Составление списка правоохранительных органов РФ с указанием функций. Предоставление примеров по обращению в органы правопорядка. | 28 минут | |||||||||||||||
Рефлексия | Предложение проанализировать деятельность на уроке. | Участие в дискуссии по проблеме. | 3 минуты | |||||||||||||||
Домашнее задание | Определение домашнего задания: письменный ответ на вопрос №3 с. 125 | Уточняющие вопросы, запись задания | 1 минута |
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Цель занятия Формировать у обучающихся понимание о механизмах судебной защиты прав человека в Российской Федерации. Планируемые результаты. Познакомившись с материалами урока, обучающиеся смогут:
| Понятийный аппарат: правосудие, Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, ВАС РФ, мировой суд | |||||||||||||||||
Оборудование: Е.А. Певцова, А.И. Кравченко. Обществознание. ФГОС инновационная школа. М., «Русское слово» 2013 §16, презентация. | ||||||||||||||||||
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
| ||||||||||||||||||
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. | ||||||||||||||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | |||||||||||||||
Мотивационный | Организация работы с разделом «Практикум» вопрос №1 с. 135. | Настрой на восприятие материала | 5 минут | |||||||||||||||
Целеполагание | Подведение обучающихся к формулировке цели на основе анализа вопросов к §16 с.127, 134. | Определение цели урока. | 3 минуты | |||||||||||||||
Опрос | Организация взаимопроверки домашнего задания. | Взаимопроверка домашнего задания. | 5 минут | |||||||||||||||
Усвоение нового материала | Организация работы с разделом «Дополнительное чтение»: определение основного принципа правосудия, сторон судебного разбирательства, сложности судебного разбирательства. Организация работы со схемой с.129: переформатируйте графическую информацию в текст. Предложение переформатировать текст в схему на основе анализа информации, предоставленной в последнем абзаце с.128. Предложение определить особенности профессии судьи и статуса судей по тексту с. 129. Организация работы в режиме Учитель//Учащийся по форматированию текста с.130-134 в таблицу (индивидуальные консультации по ходу выполнения задания).
Организация работы с разделом «Практикум» вопрос №1 с.135: определение учащимися возможности ответить на вопрос после изучения материала параграфа. | Анализ текста раздела: самостоятельно определенные/заданные критерии. Развернутый ответ по схеме. Составление схемы «Виды судопроизводства в РФ». Работа с текстом. Самостоятельное изучение информации, обращение за консультацией к учителю, выполнение задания по форматированию таблицы «Правосудие в России». Самоанализ работы на уроке. | 28 минут | |||||||||||||||
Рефлексия | Предложение проанализировать деятельность на уроке. | Участие в дискуссии по проблеме. | 3 минуты | |||||||||||||||
Домашнее задание | Определение домашнего задания: понятия §§14-16 | Уточняющие вопросы, запись задания | 1 минута |
КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРАВОСУДИЕ
Цель занятия Формировать у обучающихся понимание о механизмах судебной защиты прав человека в Российской Федерации. Планируемые результаты. Познакомившись с материалами урока, обучающиеся смогут:
| Понятийный аппарат: судебное разбирательство, судебное заседание, исковое заявление, истец, ответчик, принципы судопроизводства, судебная инстанция. | |||||||||||||||||
Оборудование: Е.А. Певцова, А.И. Кравченко. Обществознание. ФГОС инновационная школа. М., «Русское слово» 2013 §17, презентация. | ||||||||||||||||||
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
| ||||||||||||||||||
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. | ||||||||||||||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | |||||||||||||||
Мотивационный | Демонстрация видеоролика о работе школы в проекте «Знакомьтесь, судебная система России» | Настрой на восприятие материала | 5 минут | |||||||||||||||
Целеполагание | Подведение обучающихся к формулировке цели на основе анализа вопросов к §17 с.135. | Определение цели урока. | 3 минуты | |||||||||||||||
Опрос | Диктант по терминам: чтение содержания понятия. | Запись понятия. | 10 минут | |||||||||||||||
Усвоение нового материала | Организация работы по анализу информации раздела «Практикум»: пример ролевой игры «Судебное заседание».
Организация работы по изучению особенностей гражданского судопроизводства: самостоятельная работа по тексту параграфа с.135-138. Работа в парах. Организация работы по определению принципов судопроизводства. Предложение сформатировать таблицу «Судебные инстанции» с.140-141. Предложение устно ответить на вопрос №4 с. 142 | Анализ текста раздела, ответы на вопросы. Составление тезисов по материалам с.135-138. Самостоятельное изучение схемы «Принципы судопроизводства»: форматирование развернутого ответа. Систематизация текста в таблице по самостоятельно определенным критериям. | 23 минуты | |||||||||||||||
Рефлексия | Предложение проанализировать деятельность на уроке. | Участие в дискуссии по проблеме. | 3 минуты | |||||||||||||||
Домашнее задание | Определение домашнего задания: изучить итоговые вопросы и задания к главе I, определить, какие из них вызывают/не вызывают затруднения при ответе. | Уточняющие вопросы, запись задания | 1 минута |
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ»
Цель занятия Формировать у обучающихся понимание о социальных нормах как единой системе, направленной на регулирование поведения людей в обществе и обеспечивающей его существование. Планируемые результаты. В ходе урока обучающиеся смогут:
| Понятийный аппарат: понятия и термины раздела «Регулирование поведения людей в обществе» §§1-17 . | |||||||||||||||||
Оборудование: Е.А. Певцова, А.И. Кравченко. Обществознание. ФГОС инновационная школа. М., «Русское слово» 2013 §§1-17. | ||||||||||||||||||
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
| ||||||||||||||||||
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. | ||||||||||||||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | |||||||||||||||
Мотивационный | Игра: продолжаем предложение. Я уже знаю, как регулируются отношения между людьми в обществе. | Настрой на восприятие материала, формирование ситуации успеха. | 5 минут | |||||||||||||||
Целеполагание | Подведение обучающихся к формулировке цели на основе анализа итогов игры. | Определение цели урока. | 3 минуты | |||||||||||||||
Опрос | Анализ вопросов с.147-149. | Запись понятия. | 33 минуты | |||||||||||||||
Рефлексия | Предложение проанализировать деятельность на уроке. | Участие в дискуссии по проблеме. | 3 минуты | |||||||||||||||
Домашнее задание | Подготовиться к тесту по материалам главы I. | Уточняющие вопросы, запись задания | 1 минута |
ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
Цель занятия Формировать у обучающихся понимание об особенностях гражданских правоотношений. Планируемые результаты. Познакомившись с материалами урока, обучающиеся смогут:
| Понятийный аппарат: гражданское право, гражданские правоотношения, сделка, договор, интеллектуальная собственность, юридическое лицо, физическое лицо. | |||||||||||||||||
Оборудование: Е.А. Певцова, А.И. Кравченко. Обществознание. ФГОС инновационная школа. М., «Русское слово» 2013 §18, презентация. | ||||||||||||||||||
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
| ||||||||||||||||||
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. | ||||||||||||||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | |||||||||||||||
Мотивационный | Предложение восстановить события прошедшего дня и проанализировать их с точки зрения гражданских правоотношений. | Настрой на восприятие материала. | 5 минут | |||||||||||||||
Целеполагание | Подведение обучающихся к формулировке цели на основе анализа вопросов к §18 с.151. | Определение цели урока. | 3 минуты | |||||||||||||||
Опрос | Термины и понятия главы I. | Ответы на вопросы. | 5 минут | |||||||||||||||
Усвоение нового материала | Организация работы с понятиями: самостоятельная работа с текстом, форматирование таблицы:
Организация работы по анализу иллюстраций и текста с. 153: определение сделки, продолжение работы с таблицей. Организация работы с разделом «Виды договоров»: ознакомьтесь с содержанием, предложите принцип систематизации информации для более прочного усвоения(здесь и далее работа в парах). Организация работы с разделом «Гражданские правоотношения»:
Предложение составить инсценировку «Моя семья – субъект гражданских правоотношений». | Анализ текста раздела, заполнение таблицы, обращение за консультацией по мере необходимости. Выполнение задания. Анализ собственного опыта по тематике раздела. Форматирование схемы/таблицы по собственному принципу. Анализ информации, представленной в разделе «Гражданские правоотношения» с дальнейшим форматированием схемы. Представление инсценировки. | 28 минут | |||||||||||||||
Рефлексия | Предложение проанализировать деятельность на уроке. | Участие в дискуссии по проблеме. | 3 минуты | |||||||||||||||
Домашнее задание | Определение домашнего задания: вопросы к §18 – устно, раздел «Практикум» письменно. | Уточняющие вопросы, запись задания | 1 минута |
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ПОРЯДОК ЕГО ЗАЩИТЫ
Цель занятия Формировать у обучающихся понимание о правомочиях права собственности. Планируемые результаты. Познакомившись с материалами урока, обучающиеся смогут:
| Понятийный аппарат: право собственности, собственность, владение, пользование, распоряжение, собственник, общая собственность, иск, иск о признании собственности. | |||||||||||||||||
Оборудование: Е.А. Певцова, А.И. Кравченко. Обществознание. ФГОС инновационная школа. М., «Русское слово» 2013 §19, презентация, юридический словарь. | ||||||||||||||||||
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
| ||||||||||||||||||
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. | ||||||||||||||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | |||||||||||||||
Мотивационный | Знакомство с вопросом №1 раздела «Практикум» с.167. Что нужно знать для решения проблемы? | Настрой на восприятие материала. | 5 минут | |||||||||||||||
Целеполагание | Подведение обучающихся к формулировке цели на основе анализа вопросов к §19 с.160. | Определение цели урока. | 3 минуты | |||||||||||||||
Опрос | Вопросы раздела «Проверьте свои знания» с.158 | Ответы на вопросы. | 5 минут | |||||||||||||||
Усвоение нового материала | Организация работы по определению содержания права собственности. Предложение закончить фразу «Это моя вещь, значит…»; работа со схемой (слова в скобках заполняются после ответов уч-ся): После заполнения схемы организация работы с разделами «Право собственности», «Дополнительное чтение» с.160- собственник собственность 162, юридическим словарем, иллюстрациями с.162. имеет право (владеть, распоряжаться, пользоваться) Организация работы с разделом «Как возникает право собственности»: имущество приобретаем избавляемся Организация работы с понятием «Общая собственность»: запись на доске «собственник» выяснение значения, дополнение слова «сособственник»; предположения о значении слова и определении кому в таких случаях принадлежит имущество; примеры из жизни, иллюстрирующие случаи, когда собственность принадлежит не одному лицу; работа с текстом раздела «Общая собственность» - систематизация в схеме. Организация беседы по материалам раздела «Защита права собственности». Организация работы в группах: вопрос №2 раздела «Практикум» с.168 | Определение содержания права собственности: работа со схемой, участие в обсуждении, поиск информации в юридическом словаре. Анализ информации раздела, определение разницы в понятиях «общая долевая собственность», «общая совместная собственность». Форматирование схемы. Анализ содержания понятий. Определение механизма защиты права собственности. Подбор аргументов для дискуссии. | 28 минут
| |||||||||||||||
Рефлексия | Предложение проанализировать деятельность на уроке. | Участие в дискуссии по проблеме. | 3 минуты | |||||||||||||||
Домашнее задание | Определение домашнего задания: вопросы к §19 – устно, в. №2 раздел «Практикум» письменно. | Уточняющие вопросы, запись задания | 1 минута |
СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
Цель занятия Формировать у обучающихся понимание о семье как субъекте правоотношений. Планируемые результаты. Познакомившись с материалами урока, обучающиеся смогут:
| Понятийный аппарат: семейное право, семья, брак, брачный договор, Семейный кодекс, алиментные обязательства. | |||||||||||||||||
Оборудование: Е.А. Певцова, А.И. Кравченко. Обществознание. ФГОС инновационная школа. М., «Русское слово» 2013 §20, презентация, юридический словарь. | ||||||||||||||||||
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
| ||||||||||||||||||
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. | ||||||||||||||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | |||||||||||||||
Мотивационный | Знакомство с вопросом №1 раздела «Практикум» с.176. Что нужно знать для ответа на вопрос? | Настрой на восприятие материала. | 5 минут | |||||||||||||||
Целеполагание | Подведение обучающихся к формулировке цели на основе анализа вопросов к §20 с.168. | Определение цели урока. | 3 минуты | |||||||||||||||
Опрос | Вопросы раздела «Проверьте свои знания» с.167 | Ответы на вопросы. | 7 минут | |||||||||||||||
Усвоение нового материала | Организация работы по определению проблемы, над которой предстоит работать: предложение дать определение слову «семья», выяснить имеет ли государство какое-либо отношение к семье. Организация работы с текстом с. 168-169 и юридическим словарем: поиски ответа на проблемный вопрос; анализ понятий; определение предназначения семейного кодекса; выяснение юридических признаков семьи. Предложение сформатировать схему «Условия для заключения брака». Организация работы с текстом. С. 172-174:
Организация обсуждения и выполнения заданий № №2, 5 раздела «Практикум». Работа в группах. | Участие в обсуждении: высказывание предположений. Поиск информации в словаре, знакомство с понятиями по теме, анализ понятий. Форматирование схемы по самостоятельно определяемым параметрам. Работа с текстом по направлениям, определенным учителем. Участие в обсуждении вопросов. Презентация ответов. | 24 минуты
| |||||||||||||||
Рефлексия | Предложение проанализировать деятельность на уроке. | Участие в дискуссии по проблеме. | 5 минут | |||||||||||||||
Домашнее задание | Определение домашнего задания: §20, вопрос №2 раздела «Практикум» письменно | Уточняющие вопросы, запись задания | 1 минута |
ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ
Цель занятия Формировать у обучающихся понимание о роли государства в организации защиты прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Планируемые результаты. Познакомившись с материалами урока, обучающиеся смогут:
| Понятийный аппарат: опека, попечительство, орган опеки и попечительства, усыновление (удочерение), тайна усыновления, приемная семья, детский дом семейного типа, социальное сиротство. | |||||||||||||||||
Оборудование: Е.А. Певцова, А.И. Кравченко. Обществознание. ФГОС инновационная школа. М., «Русское слово» 2013 §21, презентация. | ||||||||||||||||||
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
| ||||||||||||||||||
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. | ||||||||||||||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | |||||||||||||||
Мотивационный | Знакомство с содержанием разделов «Умная мысль» с. 178, «Обратимся к закону» с.179. | Настрой на восприятие материала. | 10 минут | |||||||||||||||
Целеполагание | Подведение обучающихся к формулировке цели на основе анализа вопросов к §21 с.177. | Определение цели урока. | 3 минуты | |||||||||||||||
Опрос | Проверяются письменные ответы учащихся на вопрос №2 раздела «Практикум» к §20 | |||||||||||||||||
Усвоение нового материала | Организация обсуждения по теме первого раздела: назовите причины, по которым дети могут остаться без попечения родителей; какое право детей оказывается нарушенным в этих ситуациях; что можно сделать, чтобы обеспечить защиту прав детей в таких случаях? Организация работы с разделом «Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей»: предложение составить план/схему к тексту раздела по выбору учащихся. Организация обсуждения вопросов раздела «Проверьте свои знания». | Участие в обсуждении: высказывание предположений. Составление плана или схемы по тексту раздела. Участие в обсуждении. | 25 минут
| |||||||||||||||
Рефлексия | Предложение проанализировать деятельность на уроке. | Участие в дискуссии по проблеме. | 5 минут | |||||||||||||||
Домашнее задание | Определение домашнего задания: понятия и термины §§20, 21. | Уточняющие вопросы, запись задания | 1 минута |
ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ (2 часа)
Цель занятия Формировать у обучающихся понимание о значении трудовых правоотношений в повседневной жизни человека. Планируемые результаты. Познакомившись с материалами урока, обучающиеся смогут:
| Понятийный аппарат: Трудовой кодекс, трудовое право, работник, работодатель, МРОТ, рабочее время, безработный, трудовой договор. | |||||||||||||||||
Оборудование: Е.А. Певцова, А.И. Кравченко. Обществознание. ФГОС инновационная школа. М., «Русское слово» 2013 §22, образец трудового договора. | ||||||||||||||||||
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
| ||||||||||||||||||
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. | ||||||||||||||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | |||||||||||||||
Мотивационный | Знакомство с информацией разделов «Дополнительное чтение» и «Обратимся к закону» с.188-189 | Настрой на восприятие материала. | 5/5 минут | |||||||||||||||
Целеполагание | Подведение обучающихся к формулировке цели на основе анализа вопросов к §22 с.185. | Определение цели урока. | 3/3 мин | |||||||||||||||
Опрос | Диктант по терминам и понятиям: чтение содержания понятия/ нет опроса. | Запись понятия. | 7 минут | |||||||||||||||
Усвоение нового материала | Организация работы с текстом учебника с.185-186. Заполните таблицу.
Предложение сформатировать схему по содержанию с.186-187 Устройство на работу
Организация изучения раздела «Права, обязанности и ответственность работника и работодателя»: анализ темы: в каком документе регламентируются перечисленные позиции; представьте себя в роли работодателя: охарактеризуйте свои права и обязанности; представьте себя в роли работника: охарактеризуйте свои права и обязанности. Организация практической работы: составьте свой трудовой договор по образцу. Предложение самостоятельно найти ответы на вопросы №№4,5 с.194 | 24/ 30 минут | ||||||||||||||||
Рефлексия | Предложение проанализировать деятельность на уроке. | Участие в дискуссии по проблеме. | 5 минут | |||||||||||||||
Домашнее задание | Определение домашнего задания: с.185-188 (понятия включительно)/с.185-194, практикум | Уточняющие вопросы, запись задания | 1 минута |
ПОДРОСТОК В ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
Цель занятия Формировать у обучающихся понимание о необходимости соблюдать нормы трудового законодательства при устройстве на работу. Планируемые результаты. Познакомившись с материалами урока, обучающиеся смогут:
| Понятийный аппарат: Трудовой кодекс, трудовое право, рабочее время, трудовой договор. | |||||||||||||||||
Оборудование: Е.А. Певцова, А.И. Кравченко. Обществознание. ФГОС инновационная школа. М., «Русское слово» 2013 §23, презентация, юридический словарь. | ||||||||||||||||||
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
| ||||||||||||||||||
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. | ||||||||||||||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | |||||||||||||||
Мотивационный | Знакомство с вопросом №3 раздела «Практикум» с.201. Что нужно знать для ответа на вопрос? | Настрой на восприятие материала. | 5 минут | |||||||||||||||
Целеполагание | Подведение обучающихся к формулировке цели на основе анализа вопросов к §23 с.197. | Определение цели урока. | 3 минуты | |||||||||||||||
Опрос | Работа в парах: составление графического конспекта по теме «Трудовые правоотношения» | Презентация конспектов: 2-3 пары. | 7 минут | |||||||||||||||
Усвоение нового материала | Организация работы по определению проблемы, над которой предстоит работать: предложение изучить содержание с.195, высказать собственное мнение об особенностях трудоустройства несовершеннолетних. Чтение минилекции по плану: условия приема несовершеннолетних на работу; льготы, предусмотренные для несовершеннолетних; особенности условия труда несовершеннолетних; продолжительность рабочего дня несовершеннолетних; условия выплаты заработной платы несовершеннолетним. Организация работы с текстом. с. 199-200:
Организация обсуждения по итогам работы с текстом. | Участие в обсуждении: высказывание предположений. Восприятие аудиоинформации, краткий конспект лекционного материала. Самостоятельная работа с текстом. | 24 минуты
| |||||||||||||||
Рефлексия | Предложение проанализировать деятельность на уроке. | Участие в дискуссии по проблеме. | 5 минут | |||||||||||||||
Домашнее задание | Определение домашнего задания: §23, вопросы № №1-3 раздела «Практикум» письменно | Уточняющие вопросы, запись задания | 1 минута |
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОСТУПКИ
Цель занятия Формировать у обучающихся понимание о необходимости соблюдать нормы административного законодательства и руководствоваться ими в жизни. Планируемые результаты. Познакомившись с материалами урока, обучающиеся смогут:
| Понятийный аппарат: административное право, административная ответственность, административные правоотношения, административное правонарушение. | |||||||||||||||||
Оборудование: Е.А. Певцова, А.И. Кравченко. Обществознание. ФГОС инновационная школа. М., «Русское слово» 2013 §24, презентация, юридический словарь. | ||||||||||||||||||
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
| ||||||||||||||||||
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. | ||||||||||||||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | |||||||||||||||
Мотивационный | Описание ситуации, касающейся поведения людей на улице: переход дороги, превышение скорости; оценка ситуаций с точки зрения закона. | Настрой на восприятие материала. | 5 минут | |||||||||||||||
Целеполагание | Подведение обучающихся к формулировке цели на основе анализа вопросов к §24 с.202. | Определение цели урока. | 3 минуты | |||||||||||||||
Опрос | Проверка письменных заданий, выполненных дома. | Предоставление заданий. | 1 минута | |||||||||||||||
Усвоение нового материала | Организация работы по изучению раздела «Обратимся к закону» с. 205-206:
Организация работы по оценке своих действий с позиций административного права: изучение материала с. 202-203; выяснение примеров административных правонарушений. Определение ответа на вопрос «Как избежать административных правонарушений?»:
Определение задания по работе с текстом с.205-207: форматирование таблицы:
Организация работы по материалам с.209-210: ознакомительное чтение. | Участие в обсуждении: высказывание предположений, ответы на вопросы. Анализ содержания раздела с точки зрения отношения к собственным практическим наблюдениям или собственному опыту. Работа со схемой, определение признаков административного правонарушения, выводы о практическом применении знаний в плане предотвращения административных правонарушений. Заполнение таблицы с учетом материала, представленного в документе. Чтение материала. | 30 минут
| |||||||||||||||
Рефлексия | Предложение проанализировать деятельность на уроке: могу ли я ответить на вопросы к §24. | Участие в дискуссии по проблеме. | 5 минут | |||||||||||||||
Домашнее задание | Определение задания: §24, в. № №1-3 раздела составить таблицу «Административные наказания» | Уточняющие вопросы, запись задания | 1 минута |
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Цель занятия Формировать у обучающихся понимание об отличительных особенностях уголовного права как отрасли, ограждающей людей от наиболее опасных поступков. Планируемые результаты. Познакомившись с материалами урока, обучающиеся смогут:
| Понятийный аппарат: уголовное право, уголовная ответственность, уголовное наказание, преступление, состав преступления. | |||||||||||||||||
Оборудование: Е.А. Певцова, А.И. Кравченко. Обществознание. ФГОС инновационная школа. М., «Русское слово» 2013 §25, презентация, юридический словарь. | ||||||||||||||||||
Задачи по формированию метапредметных компетенций на основе учебного материала
| ||||||||||||||||||
Организация работы участников образовательного процесса на этапах урока. | ||||||||||||||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | |||||||||||||||
Мотивационный | Организация работы с разделами «Дополнительное чтение» с.211, «Практикум» с.220. | Настрой на восприятие материала. | 5 минут | |||||||||||||||
Целеполагание | Подведение обучающихся к формулировке цели на основе анализа вопросов к §25 с.211. | Определение цели урока. | 3 минуты | |||||||||||||||
Опрос | Проверка письменных заданий, выполненных дома. | Предоставление заданий. | 1 минута | |||||||||||||||
Усвоение нового материала | Организация работы по изучению содержания §25:
Организация работы по форматированию текста в графический конспект:
Проверка правильности определения своего места каждым из обучающихся, параллельно оценка знания терминологии. Организация защиты своего графического конспекта каждой из групп. | Участие в обсуждении: высказывание предположений, ответы на вопросы, чтение схем. Распределение по группам, соответствующим указанному в персональной карточке термину/понятию. Объяснение причины выбора группы, определение термина/понятия, содержащегося в персональной карточке. Работа в группе, участие в защите конспекта. | 30 минут
| |||||||||||||||
Рефлексия | Предложение проанализировать деятельность на уроке: оценка работы каждой из групп. | Участие в дискуссии по проблеме. | 5 минут | |||||||||||||||
Домашнее задание | Определение домашнего задания: §25 | Уточняющие вопросы, запись задания | 1 минута |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС
Урок на тему " Правописание чередующихся гласных в корне слова"...

Технологическая карта урока-тренинга по обществознанию в 11 классе (вводный урок к разделу "Культура и нравственность")
Тренинг должен стать своеобразным «мостом» к изучению блока «Культура», важнейшим понятием которого являются представления о морали, нравственном выборе, толерантности. Старшеклассники, в результ...
Технологическая карта "Семья и семейные отношения" 5 класс обществознание ФГОС
Технологическая карта урока Тема урока: Семья и семейные отношенияКласс: 5Учитель: Козырева Екатерина ЮрьевнаТип урока: открытие нового знания Цели по содержанию:обучающие: дать определение...

Технологическая карта урока английского языка в 7 классе по учебнику М.З. Биболетовой “Enjoy English 7”, ФГОС, «Титул», 2015 г., по теме “Telephoning each other”
Данная методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО к планированию учебного занятия. Урок является последовательным звеном в рамках темы "Общение на больших расстояниях". ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА ТЕМУ "ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКА" 5 КЛАСС ФГОС
Открытый урок по обществознанию "Загадка человека" 5 класс по ФГОС с использованием технологии критического мышления...
Технологическая карта урока . "Социальная мобильность". Обществознание, 7 класс
Комбинированный урок обществознания в 7 классе. Проверка изученного материала по теме"Социальные роли", изучение нового материала на тему "Социальная мобильность". При ...