разработка урока по обществознанию в 6 классе
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме
Разработка урока в 6 классе по теме " Труд с точки зрения закона". Урок по сингапурской методике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока по обществознанию в 6 классе | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Обществознание 6 «в, г » класс
Дата проведения: 12.12.2013г.
Учитель: Амерханова Н.Э.
Тема: Труд с точки зрения закона
«Труд не есть добродетель, но необходимое условие добродетельной жизни.»
(Л.Толстой)
Цели и задачи урока:
- Разъяснить трудовые права граждан и обязанности по выполнению трудовых отношений;
- Познакомиться с основными документами по трудовому праву;
- Рассмотреть основные права и обязанности граждан, связанные с трудом;
- Рассмотреть особенности законодательства в области организации детского труда;
- Развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление;
- Рассмотреть роль трудовых отношений в жизни людей;
- Формировать уважение к закону и труду.
Оборудование: Трудовой Кодекс РФ, Конституция РФ, распечатки с извлечениями из документов; проектор, презентация, листы самооценивания, фрагмент из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве», раздаточный материал. Видеоролик – Труд несовершеннолетних. (Рубайло Т.В.) – 22.09.09г. http://www.penzatrud.ru/index_8_2.html
Основные понятия: работодатель, работник, трудовой договор
План:
1. Понятие труд.
2. Право на труд
3. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.
4. Право на отдых и социальное обеспечение.
5.Трудовой договор.
Орг. момент.
Включается отрывок из мультфильма, где показывается царь, красящий забор. Учащимся задается вопрос: Что является главным в жизни человека?
Труд - главное занятие человека. Темой нашего урока является труд.
Вступление. Структура (Corners)
У русского народа много метких и точных пословиц и поговорок , подмечающих суть разных явлений:
Пословицы:
В 4-х углах на стенах вывешены таблички с пословицами
Учитель озвучивает их:
1) «Ученье и труд рядом идут»
2) «Хочешь есть калачи – не лежи на печи»
3) «Труд человека кормит, а лень портит»
4) «Без труда не выловишь рыбку из пруда»
- Дается команда. Подумайте пожалуйста и выберите каждый понравившуюся Вам пословицу.
1.А теперь подойдите каждый к своему углу, к той пословице, которую Вы выбрали.
2.Сейчас разделитесь по парам, обсудите причины своего выбора. На это дается Вам 30 секунд. Начинает обсуждение тот, у кого светлее волосы.
3. Дается команда – стоп. Учитель спрашивает мнение нескольких пар из разных углов.
4. Далее предлагается сесть за парты по группам.
Учитель задает вопрос классу:
-Как Вы думаете, какое слово объединяет все эти пословицы.
Ответ: труд
Правильно. Это и будет темой нашего урока. Только рассмотрим мы эту тему с позиций не народной мудрости, а с позиции закона.
«Труд с точки зрения закона» - записали тему.
Эпиграфом к уроку будут слова великого классика Л.Толстого: «Труд не есть добродетель, но необходимое условие добродетельной жизни.»
1.Труд.
-Как Вы думаете, можно данное высказывание взять за определение?
-Высказываются учащиеся.
Структура (Think – Write – Round Robin)
А сейчас я предлагаю Вам новое задание: попытайтесь сами составить определение слову труд. Подумайте. Запишите. Обсудите по кругу и выберите лучшие на ваш взгляд. Вам дается 2 минуты.
Учитель выслушивает лучшие ответы и отмечает их.
И все таки интересно наверное узнать научное определение этого слова.
Структура (Tic – Tac – Toe)
Учитель: У Вас на столах карточки со словами. Вам нужно составить предложение из этих слов, добавляя союзы и предлоги. Итак, труд это…-…?
-Кто первый, какая из групп?
Записываем в тетрадь:
Труд – это использование времени, энергии, способностей людей для производства и распределения товаров и услуг.
Спасибо.
-Как Вы думаете, должны ли подростки трудиться и зарабатывать деньги?
-Давайте проголосуем. Те, кто считает, что да – встаньте.
-Хорошо. Садимся. Счет 12:11
2. Право на труд.
-А имеют ли подростки право на труд? Выслушиваются точки зрения.
Чтобы не быть голословными, знать не по слухам, а по закону – давайте обратимся с Вами к правовым документам:
-Учитель: Право на труд закреплено в конституции РФ ст.37.
-Посмотрим на слайд.
-Кроме того закреплено право на труд в международном правовом документе:
«Всеобщая декларация прав человека» (1948 г.)
И в Трудовом кодексе РФ, который регулирует все вопросы, связанные с трудовым правом.
-Значит, все имеют право на труд. Тем не менее, есть определенные возрастные ограничения и категория «безработные».
-Кто по закону считается безработным?
-Читаем с.62 последний абзац.
-А теперь о возрастных ограничениях.
3. Правовое регулирование труда несовершеннолетних.
Структура «Эй ар гайд» (AR Guide)
-У Вас на листочках даны утверждения. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-» , если Вы не согласны с утверждением.
3) Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, значения и убеждения.
4) Давайте посмотрим видео. Показывается видеоролик.
5)Теперь по завершению, еще раз прочтите все утверждения.
6) В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если Вы согласны с утверждением, или «-» , если Вы не согласны с утверждением.
7) Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли Ваши убеждения? Почему?
Утверждения:
1) Лица, в возрасте до 18 лет принимаются на работу после обязательного мед. осмотра.
2) Лица, в возрасте до 18 лет обязаны дважды в год проходить мед. осмотр.
3) Рабочая смена для лиц от 15 до 16 составляет 5 часов
4) Рабочая смена для лиц от 16 до 18 лет составляет 7 часов.
5) Для лиц, совмещающих работу с учебой от 14 до 16 лет рабочая смена – 2,5 часа
6) Для лиц, совмещающих работу с учебой от 16 до 18 лет – 4 часа.
7) Подростков до 18лет нельзя привлекать к работам тяжелым, вредным для здоровья, но можно работать в увеселительных заведениях: ресторанах, барах.
8) Продолжительность отпуска работников моложе 18 лет составляет не менее 31 календарного дня.
Выслушиваются изменения с комментариями тех, кто сидит под цифрой «3»
4. Право на отдых и соц.обеспечение.
Слово учителю. Рассмотрим данный вопрос.
Сколько часов работают Ваши родители?
-Выслушиваются ответы.
По Трудовому кодексу рабочая неделя составляет не более 40 часов в неделю, 8 часов в день при 5 дней работы в неделю. Отдых – 2 дня при пятидневке, 1 день – при 6 днях рабочей недели.
28 календарных дней – отпуск, ежегодно.
Законом установлены праздничные дни.
Давайте определим наши праздники. Смотрим слайды.
Угадайте по картинкам. Учащиеся отвечают с мест.
-Новый год
-Рождество
-День защитников Отечества
-Международный женский день
-Праздник весны и труда
-День Победы
-День России
-День народного единства
5.Трудовой договор.
При устройстве на работу заключается трудовой договор.
-С партнером по плечу обсуждается текст трудового договора и текст учебника с.62-63
Закончить предложения:
1) Трудовой договор заключается между …
2) Для заключения трудового договора с учащимся с 14 лет необходимо …
3) Работник обязан соблюдать …
4) Работодатели обязуются выплачивать …
5) За опоздание на работу - прогул, явку в нетрезвом состоянии предусматриваются …
6) Работнику устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью … календарных дней.
7) Договор составляется в 2-х экземплярах: один хранится у … , второй у …
8) С целью проверки соответствия работника, поручаемой ему работе, устанавливается …
9) Трудовой договор может быть расторгнуть в любое время по …
В течение обсуждения учитель прослеживает правильность заполнения заданий и выявляет группу закончившую раньше остальных. Зачитываются ответы.
Закрепление. Подведем итоги. Собираются листы самооценивания, где в течение урока ведущие групп за столами отмечали ответы и обсуждения своих партнеров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"
Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....
Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс. Тема:Религия (в рамках реализации ФГОС ООО)
Данный методический материал был разработан для проведения открытого мероприятия по ФГОС в раммках работы районного методического семинара....
разработка урока по обществознанию 9 класс "Налоги"
1) знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;2) формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мы...
разработка урока по обществознанию 9 класс " Правонарушение. Виды правонарушения"
урок для учащихся 9 класса с применением обучающих структур по ситнгапурской методике преподавания...
Разработка урока по обществознанию. 9 класс
Разработка урока по обществознанию. 9 класс...
Разработка урока по обществознанию. 11 класс
Разработка урока по обществознанию. 11 класс"Легко ли быть молодым?"...
Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс тема"Социальные различия в обществе"
"Благоразумен тот, кто не печалится о том,чего не имеет" Демокрит, древнегреческий философ...