Рабочая программа по обществознанию для 11 класса
рабочая программа (обществознание , 11 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Н.И. Городецкой, кандидата педагогических наук; Л.Ф. Иванова, кандидата педагогических наук; А.И. Матвеева, кандидата педагогических наук. (М. Просвещение. 2010)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_-11.doc | 228.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Курс «Обществознание» для 11 классов, является составной частью большого курса под названием «Обществознание». Обществознание входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательный.
Особенности преподавания предмета «Обществознания» рассмотрены в методическом письме Министерства образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2005 г.).
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
В 11 классе предусмотрено значительное расширение экономической и правовой проблематики, а также некоторых вопросов социально-политического характера школой на уровне раскрываются природа и сущность человека, системный характер общества. Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Раздел «Экономика» позволяет значительно углубиться в проблематику современного экономического развития.
Раздел «Проблемы социально-политического развитая общества» дает возможность расширить кругозор выпускников школы на основе изучения проблем свободы, демографической ситуации, политической жизни.
Раздел «Правовое регулирование общественных отношений» характеризует основные отрасли права.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне из расчета 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Н.И. Городецкой, кандидата педагогических наук; Л.Ф. Иванова, кандидата педагогических наук; А.И. Матвеева, кандидата педагогических наук. (М. Просвещение. 2010)
Данный курс обеспечен учебником «Обществознание» (базовый уровень), выпущенный издательством «Просвещение» для 11 класса – под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева. М. Просвещение. 2012 г. Поурочные разработки Е.Н. Сорокина к учебнику «Обществознание» (базовый уровень). Издательство «Вако», М. 2008 г.
3 часа отводится на повторение и решение заданий ЕГЭ.
При составлении рабочей программы учитывались:
- период работоспособности учеников на уроках (период включения в работу, период высокой активности, период снижения продуктивности с признаками утомляемости);
- наличие эмоциональных разрядок на уроках;
- разнообразные виды домашнего задания.
На изучение двух тем «Экономика» и «Право» мною выделено больше часов. Это сделано с той целью, что задания в ЕГЭ по данным вопросам наиболее распространенные. Ученики должны более подробно изучить эти вопросы, чтобы лучше справиться с заданиями при итоговой аттестации по обществознанию.
Изучение обществознания на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Количество часов | Семинары | Практикум | Контрольные работы |
1 | Человек и экономика. | 28 | 1 | 1 | |
2 | Проблемы социально-политической и духовной жизни. | 13 | 1 | ||
3 | Человек и закон | 29 | 1 | 1 | 2 |
Подготовка к ЕГЭ. | 3 | ||||
Подготовка к ЕГЭ. | |||||
Подготовка к ЕГЭ. | |||||
Итого | 68 | 1 | 2 | 4 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Вид занятия | Элементы содержания | Домашнее задание | Дата прове дения | Приме чание |
| ||||||
1.1 | Введение. | Вводное занятие | ||||
1.2 | Измерители экономической деятельности. (№ 1) | Изучение нового материала | Понятия: экономика, экономические блага, ВВП, ВНП. | № 1; вопросы, документ | ||
1.3 | Экономический рост и развитие. (№ 2) | Урок - исследование | Понятия: экономический рост | № 2; задания к параграфу | ||
1.5 | Рыночные отношения в экономике. (№ 3) | Урок лабораторного типа | Понятия: типы экономических систем | № 3; составить сравните льную характеристику | ||
1.6 | Конкуренция и монополия. (№ 3) | Урок - исследование | Понятия: конкуренция | № 3; вопросы, документ | ||
1.7 | Становление рыночной экономике в России. (№ 3) | Урок - практикум | Вопросы по документу к параграфу | |||
1.8 | Фирмы в экономике. (№ 4) | Урок - исследование | Понятия: фирма, экономические издержки | № 4; документ | ||
1.9 | Налоги. (№ 4) | Урок - практикум | Понятия: налоги | № 4; таблица | ||
1.10 | Правовые основы предприниматель ства. (№ 5) | Беседа | Понятия: предприниматель ство | № 5; эссе | ||
1.11 | Организационно- правовые формы предпринимательства. (№ 5) | Урок - исследование | Понятия: формы предприниматель ства | № 5; вопросы, документ | ||
1.12 | Практическая работа: «Предпринима тельство» | Урок - практикум | ||||
1.13 | Источники финансирования бизнеса. (№ 6) | Урок - практикум | Понятия: источники финансирования | № 6. Кто такой менеджер? | ||
1.14 | Основы маркетинга (№ 6) | Проблемный урок с элементами дискуссии | Понятия: маркетинг | № 6; вопросы, документ | ||
1.15 | Экономические функции государства. (№ 7) | Урок - исследование | Понятия: монетаристы, кейсианство | № 7; схема | ||
1.16 | Монетарная и фискальная политика. (№ 7) | Урок - исследование | Понятия: монетарная политика, фискальная политика | № 7; эссе | ||
1.17 | Банковская система. (№ 8) | Урок - исследование | Понятия: финансы | № 8; вопросы, документ | ||
1.18 | Финансовые институты. (№ 8) | Урок - практикум | Понятия: финансовые институты | № 8; | ||
1.19 | Виды, причины и последствия инфляция. (№ 8) | Проблемный урок с элементами дискуссии | Понятия: инфляция и ее виды | № 8; «Инфля ция в России» | ||
1.20 | Рынок труда. (№ 9) | Проблемный урок с элементами дискуссии | Понятия: рынок труда, заработная плата | № 9; «Можно ли прожить на прожито чный минимум? | ||
1.21 | Причины и виды безработицы. (№ 9) | Проблемный урок с элементами дискуссии | Понятия: безработица | № 9; схема | ||
1.22 | Государственная политика в области занятости. (№ 9) | Лекция | № 9; вопросы, документ | |||
1.23 | Мировая экономика. (№ 10) | Лекция | Понятия: мировая экономика; международное разделение труда | № 10; составить план | ||
1.24 | Государственная политика в области международной торговли. (№ 10) | Урок - исследование | Понятия: протекционизм, тарифные и нетарифные методы регулирования | № 10; вопросы, документ | ||
1.25 | Глобальные проблемы экономики. (№ 10) | Проблемный урок с элементами дискуссии | № 10; задания | |||
1.26 | Человек в системе экономических отношений. (№ 11) | Урок - исследование | Понятия: потребитель | № 11; вопросы, документ | ||
1.27 | Человек в системе экономических отношений. (№ 11) | Урок - исследование | Понятия: производитель | № 11; задания к параграфу | ||
1.28 | Контрольная работа по теме: «Человек и экономика» | Урок обобщающего повторения | ||||
2. Проблемы социально-политической и духовной жизни. | ||||||
2.1 | Свобода в деятельности человека. (№ 12) | Лекция | № 12; задания к параграфу | |||
2.2 | Общественное сознание. (№ 13) | Проблемный урок с элементами дискуссии | Понятия: сознание, общественная психология, идеология | № 13; задания к параграфу | ||
2.3 | Политическое сознание. (№ 14) | Урок - исследование | Понятия: политическое сознание | № 14; вопросы, документ | ||
2.4 | Политическая идеология. (№ 14) | Урок - исследование | Понятия: политическая идеология | № 14; работа в группах | ||
2.5 | Политическое поведение. (№ 15) | Урок - практикум | Понятия: политическое поведение | № 15; составить план | ||
2.6 | Современный терроризм, его опасность. (№ 15) | Проблемный урок с элементами дискуссии | Понятия: терроризм | № 15; сообщенияпрезента ции | ||
2.7 | Политическая элита. (№ 16) | Проблемный урок с элементами дискуссии | Понятия: политическая элита | № 16; составить портрет современ ного политического лидера | ||
2.8 | Особенности формирования политической элиты в России. (№ 16) | Урок - исследование | № 16; вопросы, документ | |||
2.9 | Демографическая ситуация в РФ. (№ 17) | Проблемный урок с элементами дискуссии | Понятия: демография | № 17; сообщения | ||
2.10 | Практическая работа: «Современная демографическая ситуация в России» (№ 17) | Урок - практикум | ||||
2.11 | Религиозные объединения и организации в РФ. (№ 18) | Урок - исследование | Понятия: религиозные объединения | № 18; сообщения | ||
2.12 | Опасность тоталитарных сект. (№ 18) | Урок - практикум | Понятия: тоталитарные секты | № 18; сообщения задания | ||
2.13 | Самостоятельная работа по теме: «Проблемы социально-политической и духовной жизни». | Урок обобщающего повторения | ||||
3. Человек и закон | ||||||
3.1 | Современные подходы к пониманию права (№ 19) | Лекция | Понятия: естественное право, позитивное право | № 19; документ к параграфу | ||
3.2 | Законотворческий процесс в РФ (№19) | Урок - практикум | Понятия: стадии законотворческого процесса | № 19; составить план; | ||
3.3 | Гражданин РФ. Гражданство. (№ 20) | Урок - исследование | Понятия: гражданство | № 20; вопросы по документу | ||
3.4 | Права и обязанности гражданина РФ (№ 20) | Проблемный урок с элементами дискуссии | Понятия: права гражданина | № 20; задания к параграфу | ||
3.5 | Экологическое право (№ 21) | Урок - исследование | Понятия: экологическое право | № 21; презента ции | ||
3.6 | Экологическое право (№ 21) | Урок - исследование | Понятия: экологические правонарушения | № 21; план | ||
3.7 | Гражданское право (№ 22) | Урок - исследование | Понятия: Гражданское право | № 22; эссе | ||
3.8 | Имущественные и неимущественные права (№ 22) | Урок - практикум | Понятия: имущественные и неимущественные права | 22; решение заданий части А из КИМов | ||
3.9 | Практическая работа: «Гражданское право». | Урок - практикум. | ||||
3.10 | Семейное право (№ 23) | Урок - исследование | Понятия: Семейное право | № 23; вопросы | ||
3.11 | Права и обязанности супругов (№ 23) | Проблемный урок с элементами дискуссии | Понятия: права и обязанности супругов | № 23; вопросы по документу | ||
3.12 | Практическая работа: Работа с Семейным Кодексом РФ. | Урок - практикум. | Составление плана; задания части В (КИМы) | |||
3.13 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства (№ 24) | Урок - исследование | Понятия: трудовые правоотношения | № 24; задания к параграфу | ||
3.14 | Социальная защита и социальное обеспечение. (№ 24) | Проблемный урок с элементами дискуссии | Понятия: занятость, социальное обеспечение | № 24; план по теме | ||
3.15 | Основные принципы гражданского процесса (№ 25) | Урок - практикум. | Понятия: гражданский процесс | № 25; вопросы | ||
3.16 | Арбитражный процесс (№ 25) | Урок - исследование | Понятия: арбитражный процесс | № 25; задания части С | ||
3.17 | Процессуальное право: уголовный процесс. (№ 26) | Урок - исследование | Понятия: уголовный процесс. | № 26; составить план | ||
3.18 | Административ ная юрисдикция (№ 27) | Урок - практикум. | Понятия: административная ответственность | № 27; задания | ||
3.19 | Конституционное судопроизводство (№ 27) | Урок - исследование | Понятия: стадии конституционного судопроизводства | № 27; эссе по заданной теме | ||
3.20 | Международная защита прав человека (№ 28) | Урок - исследование | Понятия: ООН | № 28; сообщения | ||
3.21 | Международная защита прав человека (№ 28) | Проблемный урок с элементами дискуссии | № 28; задания к параграфу | |||
3.22 | Взгляд в будущее (№ 29) | Проблемный урок с элементами дискуссии | № 29; подготовиться к тесту | |||
3.23 | Контрольная работа по теме: «Человек и закон» | Урок обобщающего повторения | ||||
3.24 | Итоговое повторение. | |||||
3.25-3.27 | Подготовка к ЕГЭ |
Дополнительная литература:
- Бахмутова Л.С. «Методика преподавания обществознания». М.2009 г
- Безбородов А.Б. Учебник обществознания. М. 2009 г.
- Захарова Е.Н. Дидактические материалы к курсу «Человек и общество». М. 1998 Г.
- Махоткин А.В. Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. М. 22012 г.
- Румынина В.В. Основы права. М. 2010 Г.
- Рутковская Е.Л. Сборник заданий. ЕГЭ 2012 Обществознание. М.2012 г.
- Задания и тесты по обществознанию, 11 класс, М.2010 г.
- Корнева Т.А. «Обществознание 10-11 классы, уроки учительского мастерства», Волгоград, 2007 г.
Литература, используемая при составлении рабочей программы
для учителя:
- Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев. «Обществознание», «Просвещение» 11 класс, 2012 г.
- Авторская программа Л.Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Н.И. Городецкой, кандидата педагогических наук; Л.Ф. Иванова, кандидата педагогических наук; А.И. Матвеева, кандидата педагогических наук. М. Просвещение, 2010 г.
- Поурочные разработки Е.Н. Сорокина к учебнику «Обществознание» (базовый уровень). Издательство «Вако», М. 2008 г.
для учеников:
- Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев. «Обществознание», «Просвещение» 11 класс, 2012 г.
Материально – техническое обеспечение
Таблицы
№ | Название |
1 | Человек познает мир |
2 | Развитие общества |
3 | Рыночная экономика |
4 | Политическая система общества |
5 | Политическая жизнь общества |
6 | Право |
7 | Социальная система общества |
8 | Взаимодействие людей в обществе |
9 | Культура и духовная жизнь |
10 | Внутренний мир и социализация человека |
11 | Человек, природа, общество |
ТСО
1 | Многофункциональное устройство (принтер, сканер, ксерокс) |
2 | Компьютер |
3 | Телевизор |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...
Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова
· Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...
Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа создана на основе· Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...
Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....