Рабочая программа по обществознанию для 10 класса
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Н.И. Городецкой, кандидата педагогических наук; Л.Ф. Иванова, кандидата педагогических наук; А.И. Матвеева, кандидата педагогических наук.
Данный курс обеспечен учебником «Обществознание» (базовый уровень), выпущенный издательством «Просвещение» для 10 класса – под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_-10.doc | 234 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка по обществознанию
«Обществознание» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательный, соответствии с требованиями ФБУП 2004 г, разработанного на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов.
Особенности преподавания предмета «Обществознания» рассмотрены в методическом письме Министерства образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2005 г.).
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне из расчета 2 учебных часа в неделю.
Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень).
Содержание среднего (полного) образования на базовом уровне по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все перечисленные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Н.И. Городецкой, кандидата педагогических наук; Л.Ф. Иванова, кандидата педагогических наук; А.И. Матвеева, кандидата педагогических наук.
УМК.
Данный курс обеспечен учебником «Обществознание» (базовый уровень), выпущенный издательством «Просвещение» для 10 класса – под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева.
На уроках большое внимание следует уделять подготовке к ЕГЭ. При этом необходимо использовать методические приемы, направленные на формирование таких умений, как:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и
выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
На темы, задания по которым чаще встречаются в заданиях ЕГЭ, уделяется больше часов. Так на главу «Основные сферы общественной жизни» определено 36 часов. Параграфы данной главы рассматриваются в течение двух и более уроков.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Тематическое планирование учебного материала
№ | Тема раздела | Количество часов | Семинары | Практикум | Контрольные работы |
Общество и человек | 17 | 1 | 1 | ||
Основные сферы общественной жизни | 36 | 4 | 3 | ||
Право | 13 | 2 | |||
Резервное время | 1 | ||||
Резервное время | 1 | ||||
Резервное время | 1 | ||||
Резервное время | 1 | ||||
Итого | 70 | 5 | 6 |
Поурочное планирование
№ | Тема урока | Вид занятий | Элементы содержания | Домашнее задание | Дата прове дения | Приме чание |
| ||||||
1.1 | Что такое общество | Вводная лекция | Понятия: общество, культура | № 1; вопросы и задания к параграфу | ||
1.2 | Общество как сложная динамичная система | Урок - исследование | Понятия: структура общества, общество – как динамичная система | № 2 (1-2) вопросы и задания к параграфу | ||
1.3 | Социальные институты | Урок - характеристики | Понятия: социальные институты | № 2 (3) вопросы и задания к параграфу | ||
1.4 | Природа человека | Урок - исследование | Понятия: человек - биосоциальное существо | № 3(1-2) вопросы и задания к параграфу | ||
1.5 | Науки о человеке | Урок лабораторного типа | Понятия: сущность человека | №3(3) вопросы и задания к параграфу | ||
1.6 | Человек как духовное существо | Урок - исследование | Понятия: мораль, ценности, идеалы | № 4(1) вопросы и задания к параграфу | ||
1.7 | Мировоззрение и его роль в жизни человека | Урок - исследование | Понятия: мировоззрение, классификация мировоззрений | № 4(2) вопросы и задания к параграфу | ||
1.8 | Деятельность-способ существования людей | Урок - исследование | Понятия: деятельность, потребность | № 5 (1) вопросы и задания к параграфу | ||
1.9 | Структура деятельности | Урок - исследование | Понятия: мотив деятельности | № 5 (2) вопросы и задания к параграфу | ||
1.10 | Сознание и деятельность | Комбинированный урок | Понятия: сознание | № 5 (3) вопросы и задания к параграфу | ||
1.11 | Познание и знание | Урок - анализ | Понятия: знание | №6 (1-2) вопросы и задания к параграфу | ||
1.12 | Истина и ее критерии | Урок - исследование | Понятия: истина, относительная истина, абсолютная истина, критерии истины | №6 (3) вопросы и задания к параграфу | ||
1.13 | Особенности научного познания | Урок - анализ | Понятия: уровни научного познания | №6(4) вопросы и задания к параграфу | ||
1.14 | Социальные и гуманитарные знания | Урок - характеристики | Понятия: социальное знание | №6(5-6) вопросы и задания к параграфу | ||
1.15 | Человек в системе социальных связей | Урок дискуссия | Понятия: личность, социализация личности | №7 (1-2) вопросы и задания к параграфу | ||
1.16 | Самосознание и самореализация | Урок исследование | Понятия: самосознание | №7 (3-4) вопросы и задания к параграфу | ||
1.17 | Повторение по теме: «Общество и человек» | |||||
| ||||||
2.1 | Культура и духовная жизнь общества | Урок - лекция | Понятия: культура, духовная жизнь | № 8 (1-3) вопросы и задания к параграфу | ||
2.2 | Формы и разновидности культуры | Урок - характеристики | Понятия: массовая культура, народная культура, элитарная культура | № 8 (4) вопросы и задания к параграфу | ||
2.3 | Наука и образование | Лекция с элементами беседы | Понятия: наука, этапы образования | № 9 вопросы и задания к параграфу | ||
2.4 | Мораль, её категории | Проблемный урок с элементами дискуссии | Понятия: мораль, смысл жизни | № 10 (1) вопросы и задания к параграфу | ||
2.5 | Религия, её роль в жизни общества | Урок-исследование | Понятия: религия, нравственная культура | № 10(2) вопросы и задания к параграфу | ||
2.6 | Искусство и духовная жизнь | Урок-исследование | Понятия: искусство, формы искусства | № 11 вопросы и задания к параграфу | ||
2.7 | Повторение темы: «Духовная культура» | Урок контроля знаний | ||||
2.8 | Роль экономики в жизни общества | Урок - лекция | Понятия: экономика как наука, экономика как хозяйство | №12 (1-2) вопросы и задания к параграфу | ||
2.9 | Экономика и уровень жизни | Урок - практикум | Понятия: экономические механизмы | № 12 (3-5) вопросы и задания к параграфу | ||
2.10 | Экономическая культура | Урок-исследование | Понятия: экономическая культура | № 13(1-2) вопросы и задания к параграфу | ||
2.11 | Экономическая свобода и социальная ответственность | Урок - практикум | Понятия: экономическая свобода, ответственность | №13 (3-4) вопросы и задания к параграфу | ||
2.12 | Социальная структура общества | Урок-исследование | Понятия: социальные группы, социальная дифференциация | № 14 (1-2) вопросы и задания к параграфу | ||
2.13 | Социальная стратификация | Урок - практикум | Понятия: социальная стратификация, социальная мобильность | № 14(3-5) вопросы и задания к параграфу | ||
2.15 | Социальные взаимодействия | Урок - практикум | Понятия: социальные взаимодействия, социальные отношения, социальный конфликт | № 15(1-2) вопросы и задания к параграфу | ||
2.16 | Социальные аспекты труда | Урок - практикум | Понятия: социальные аспекты труда | № 15 (3 - 4) вопросы и задания к параграфу | ||
2.17 | Социальные нормы | Урок лабораторного типа | Понятия: социальные нормы, социальный контроль | № 16 (1-2) вопросы и задания к параграфу | ||
2.18 | Отклоняющееся поведение | Урок - исследование | Понятия: девиантное поведение | № 16 (3-4) вопросы и задания к параграфу | ||
2.19 | Нации и межнациональные отношения | Урок-лекция | Понятия: род, племя, народности, нации, национальное самосознание | № 17 (1-2) вопросы и задания к параграфу | ||
2.20 | Культура межнациональ ных отношений | Урок - дискуссия | Понятия: национальная политика | № 17 (3-5) вопросы и задания к параграфу | ||
2.21 | Семья как социальный институт | Комбинированный урок | Понятия: семья | № 18 (1-2) вопросы и задания к параграфу вопросы и задания к параграфу вопросы и задания к параграфу | ||
2.22 | Семья в современном мире | Урок - дискуссия | Понятия: бытовые отношения | № 18 (3-4) вопросы и задания к параграфу | ||
2.23 | Социальное развитие и молодежь | Урок - анализ | Понятия: молодежь, молодежная субкультура | № 19 вопросы и задания к параграфу | ||
2.24 | Повторение: «Социальная сфера» | Урок контроля знаний | ||||
2.25 | Политическая деятельность | Урок лекция с элементами беседы | Понятия: политическая сфера, политические институты, государство, политические партии | № 20 (1 -2) вопросы и задания к параграфу | ||
2.26 | Политические отношения | Урок –характеристики | Понятия: политические отношения, власть | № 20(3-4) вопросы и задания к параграфу | ||
2.27 | Политическая система | Урок-исследование | Понятия: политическая система, функции политической системы | № 21(1) вопросы и задания к параграфу | ||
2.28 | Государство в политической системе | Урок - характеристики | Понятия: государство | № 21 (2) вопросы и задания к параграфу вопросы и задания к параграфу | ||
2.29 | Политический режим | Урок лабораторного типа | Понятия: политические режимы | № 21 (3-4) вопросы и задания к параграфу | ||
2.30 | Правовое государство | Урок - практикум | Понятия: правовое государство и его признаки | № 22(1) вопросы и задания к параграфу | ||
2.31 | Международные документы о правах человека | Урок - лабораторного типа | Понятия: декларация, пакт, факультативный протокол | № 22(2) вопросы и задания к параграфу | ||
2.32 | Местное самоуправление | Урок-исследование | Понятия: местное самоуправление, муниципальные образования | № 22 (3-4) вопросы и задания к параграфу | ||
2.33 | Избирательная система | Урок-исследование | Понятия: избирательное право, избирательный процесс, типы избирательных систем | №23 (1-2) вопросы и задания к параграфу | ||
2.34 | Многопартий ность и партийные системы | Урок лабораторного типа | Понятия: многопартийность | № 23 (3) вопросы и задания к параграфу | ||
2.35 | Участие гражданина в политической жизни | Проблемный урок с элементами дискуссии | Понятия: политическая жизнь, политический процесс, политическая культура | №24 вопросы и задания к параграфу | ||
2.36 | Повторение темы: Политическая сфера» | Урок контроля знаний | ||||
| ||||||
3.1 | Право в системе социальных норм | Урок - практикум | Понятия: право и его признаки | № 25 (1-3) вопросы и задания к параграфу | ||
3.2 | Система права | Урок - практикум | Понятия: норма права, отрасль права, институт права | № 25 (4-7) вопросы и задания к параграфу | ||
3.3 | Источники права | Урок - исследование | Понятия: источник права, нормативные акты | № 26 вопросы и задания к параграфу | ||
3.4 | Правоотношения | Урок - практикум | Понятия: правоотношении правонарушения | № 27(1-2) вопросы и задания к параграфу | ||
3.5 | Система судебной защиты | Урок -характеристики | Понятия: судебная защита | № 27 (3-4) вопросы и задания к параграфу | ||
3.6 | Современное российское законодатель ство. Административное право | Комбинированный урок | Понятия: отрасли права, административное право | № 28(1-2) вопросы и задания к параграфу | ||
3.7 | Гражданское право | Урок - практикум | Понятия: Гражданское право | № 28(3) вопросы и задания к параграфу | ||
3.8 | Трудовое право | Урок - практикум | Понятия: Трудовое право | №28(4) вопросы и задания к параграфу | ||
3.9 | Семейное право | Урок - практикум | Понятия: Семейное право | №28 (5) вопросы и задания к параграфу | ||
3.10 | Уголовное право. Экологическое право | Урок - практикум | Понятия: Уголовное право, Экологическое право | №28 (6-7) вопросы и задания к параграфу | ||
3.11 | Предпосылки правомерного поведения | Урок-исследование | Понятия: правосознание, правовая культура, правовая культура личности, правовая культура общества | № 29 вопросы и задания к параграфу | ||
3.12 | Повторение темы: « Право» | Урок контроля знаний | ||||
3.13 | Общество в развитии | Лекция с элементами дискуссии | № 30 | |||
3.14 | Итоговое повторение | Урок контроля знаний | ||||
Резервное время – 4 часа |
Дополнительная литература:
- Бахмутова Л.С. «Методика преподавания обществознания». М.2009 г
- Безбородов А.Б. Учебник обществознания. М. 2009 г.
- Захарова Е.Н. Дидактические материалы к курсу «Человек и общество». М. 1998 Г.
- Махоткин А.В. Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. М. 22012 г.
- Румынина В.В. Основы права. М. 2010 Г.
- Рутковская Е.Л. Сборник заданий. ЕГЭ 2012 Обществознание. М.2012 г.
- Задания и тесты по обществознанию, 10 класс, М.2010 г.
- Корнева Т.А. «Обществознание 10-11 классы, уроки учительского мастерства», Волгоград, 2007 г.
Литература, используемая при составлении рабочей литературы
для учителя:
- Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев. «Обществознание», «Просвещение» 10 класс, 2011 г.
- Авторская программа Л.Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Н.И. Городецкой, кандидата педагогических наук; Л.Ф. Иванова, кандидата педагогических наук; А.И. Матвеева, кандидата педагогических наук. М. Просвещение. 2010 г.
- Поурочные разработки Е.Н. Сорокина к учебнику «Обществознание» (базовый уровень). Издательство «Вако», М. 2008 г.
для учеников:
- Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев. «Обществознание», «Просвещение» 10 класс, 2011 г.
Материально – техническое обеспечение
Обществознание
Таблицы
№ | Название |
1 | Человек познает мир |
2 | Развитие общества |
3 | Рыночная экономика |
4 | Политическая система общества |
5 | Политическая жизнь общества |
6 | Право |
7 | Социальная система общества |
8 | Взаимодействие людей в обществе |
9 | Культура и духовная жизнь |
10 | Внутренний мир и социализация человека |
11 | Человек, природа, общество |
ТСО
1 | Многофункциональное устройство (принтер, сканер, ксерокс) |
2 | Компьютер |
3 | Телевизор |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...
Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова
· Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...
Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа создана на основе· Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...
Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....