Притчи о человеческой сущности.
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Цели и задачи:
- способствовать расширению кругозора учащихся, пониманию скрытого образного смысла, активизации познавательной активности;
- Развитие интуиции, чувства ответственности, патриотизма, гражданственности.
- Воспитание нравственности, духовности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obshchestvoznaniya_v_9_klasse.docx | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 9 классе.
ТЕМА: Притчи о человеческой сущности.
Цели и задачи:
- способствовать расширению кругозора учащихся, пониманию скрытого образного смысла, активизации познавательной активности;
- Развитие интуиции, чувства ответственности, патриотизма, гражданственности.
- Воспитание нравственности, духовности.
Оборудование:
Распечатка притч.
Эмблемы нравственности.
На доске – тема урока, эпиграф, термин «притча» по А.Фараджу, названия притч
Портрет Светланы Копыловой
Музыка: Песня –притча «Окно»
Книга Омар Хайям
Ход урока.
- Оргмомент. Подготовка к изучению темы.
Работа над эпиграфом урока:
«Ты рожден человеком, но Человеком надо стать».
В.Сухомлинский
«Он мудрецом не слыл,
Он храбрецом не слыл
Но поклонись ему:
Он Человеком был».
На что вы обратили внимание, КОГДА ПИСАЛИ ЭПИГРАФ УРОКА?
Почему? В первом случае слово «человек « употребляется как биологическое, а во втором – как социальное, в смысле «Личность».
Слова «человек», «личность» отождествляются со словами «духовность», «нравственность». Мы попробовали дома сделать небольшие плакаты, эмблемы, которые подходят к этим понятиям. Я прошу авторов объяснить смысл ваших эмблем.
Представьте себе, что слово «духовность» требует расшифровки, но необычной. Нужно каждую букву, входящее в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятие «духовность».
Д – добро, душевность
У-уважение, ум
Х –харизма, хороший
О – объединение, открытость
В- воля, воспитание
Н-надежда, необходимость
О- общение
С- самоотверженность, свобода, совесть
Ть – терпение, трудолюбие
Спасибо. Сегодня на уроке мы познакомимся с притчами о человеке, о человеческой сущности. Будем говорить о морали, духовности и нравственности. Возможно, среди вас есть те, кто знает, что такое «притчи»?
2. Изучение новой темы.
Урок я хочу начать с одной истории.
ПРИТЧА №1.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил:
-Что ты делал весь день?
И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил:
-А что ты делал целый день?
И тот ответил:
-Я добросовестно выполнял свою работу.
-А ты чем занимался? – спросил мудрец у третьего.
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:
-А я принимал участие в строительстве храма.
У: Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.
Обсуждение: Отношение у людей к работе разное, потому что внутренний настрой каждого свой. Для одного это – тяжкое бремя, для другого – долг, а для третьего- святое.
У. А как вы думаете, что я вам сейчас прочитала?
Д. Притчу.
У.Давайте попробуем ответить на вопрос, что такое притча?
Притча – это источник мудрости.
Притча – это рассказ в иносказательной форме, содержащий нравоучение, поучение в примере.
Притча – это искусство слов попадать прямо в сердце.
Известный восточный мудрец Абуль – Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль. «Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного.
Есть притчи у Омара Хайяма.
А вы знаете какие-либо притчи?
Д.Один из детей рассказывает притчу №2.
Жил –был богач. Однажды подозвал он к себе своего батрака и сказал:
-Заколи – ка ты барашка и принеси мне на обед самый вкусный кусок мяса.
Вечером батрак принес поднос с мясом. На подносе лежал язык.
-Да ты смеешься надо мной? – воскликнул богач.
-Нет, хозяин. Что есть слаще и желаннее теплого слова, идущего с языка нашего?
-Да, действительно так,- подумал богач.
На следующий день он потребовал зарезать еще одного барашка и , подозвав к себе батрака, сказал:
-А принеси – ка мне самый плохой кусок мяса.
Вечером батрак принес поднос с мясом. На подносе лежал … язык.
- Ты решил издеваться надо мной? – рассердился богач.
-Нет, хозяин. Что есть гнуснее худого слова, ранящего прямо в сердце, сорвавшегося с языка нашего?
У: В чем идея этой притчи?
Д:Словом можно поднять настроение, вдохновить на подвиги, и словом же можно ранить человека прямо в сердце.
У. Как вы думаете, судя по определению Абуль-Фараджа, чем может служить для вас эта притча?
Д. «Лучшим другом для ценителей смешного».
У.Я согласна с вами. Давайте познакомимся с еще одной притчей.
Это песня-притча, автором которой является Светлана Копылова.
Давайте послушаем немного об авторе.
(Ученик рассказывает биографию автора, показывает фото)
Ребята слушают музыкальную притчу-песню Светланы Копыловой «Окно».
Еще раз послушайте эту притчу.
О чем она?
Д.О двух больных?
У.А какая болезнь у них?
Д.У одного болезнь тела, у другого больна душа.
У.Почему больной у окна рассказывал о таких красивых картинах за окном другому? Найдите это место у автора.
Д.Другой его попросил рассказать «про жизнь за окошком другую». «Да он вас утешить старался».
У. Да, вот как в жизни может случиться. Очень больной человек, к тому же слепой, не думая о себе, своей болезни, старался как-то утешить, разнообразить серые больничные дни другого. И делал он это, чтобы облегчить страдания больного. А этот другой смог оценить его?
Д. Нет, «Он перестал даже есть, считая себя обделенным». Он мучился злобой, и зависть росла, Его постоянно съедая.
Ему было очень скучно смотреть на «краску дверную».
У.Кто лежал в больнице, наверное, знает, как тоскливо одному в больничной палате. И как он ответил на людское добро?
Д. «У двери сосед мог на кнопку нажать,
Но он не нажал и остался лежать
Глаза закрывая усердно»
У.Почему он так поступил?
Д.Он хотел «занять эту самую койку».
У.Какова была его реакция, когда он посмотрел в окно в надежде увидеть красоты природы?
Д.У него «на шее задергалась вена»
У.Как выдумаете, какой урок вынес он из этой трагедии?
Д.Может быть, он будет всю жизнь мучиться угрызением совести – ведь он мог бы помочь спастись больному. А может он ничего не понял? Он ведь прошептал «Зачем же тогда?». Он завистливый, и зависть «съела» все хорошее, возможно которое у него было.
У.Какими словами можно охарактеризовать ушедшего больного?
Д.Он очень добрый, он рассказывает ему не простыми словами, а так, чтобы тот мог сразу представить себе картинки за окном. И каждый раз новые.
У. Тут лишние любые слова. Все сказано. Просто в любой ситуации надо оставаться Человеком. У кого-то могут быть слепые глаза, но гораздо страшнее, когда у человека слепая душа.
Песня-притча «Окно» Светланы Копыловой.
Лежали в больнице палате одной
Два тяжко больных человека.
Один у окошка лежал, а другой-
У двери, где не было света.
Один постоянно в окошко глядел,
Другой лишь на краску дверную,
И тот, что у двери, узнать захотел
Про жизнь за окошком другую.
С готовностью первый больной рассказал
Что видно ему из окошка:
«Там тихая речка, дощатый причал,
И ходит по берегу кошка.
По синему небу плывут облака
Причудливые, как зверушки.
Сидят на причале там два рыбака,
И с внуком гуляет старушка».
И так каждый день. То про сказочный лес
Рассказывал, то про влюбленных.
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделенным.
Он мучился злобой, и зависть росла,
Его постоянно съедая.
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.
Однажды сосед у окна занемог,
Что не было сил разогнуться.
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.
У двери сосед мог на кнопку нажать
И вызвать сестру милосердья,
Но он не нажал и остался лежать,
Глаза закрывая усердно.
Наутро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным.
Сосед попросил, и она помогла
Занять эту самую койку.
Когда ж он в окно наконец посмотрел,
На шее задергалась вена.
Увидел он вместо того, что хотел,
Глухую бетонную стену.
Он был потрясен и сестре рассказал
Про тихую чистую речку,
Про сказочный лес, про дощатый причал,
И небо в кудрявых овечках.
«Ах, если б он видел! - сказала сестра.-
Всю жизнь он слепым оставался».
«Зачем же тогда?..»-тут слепой прошептал…
-«Да он вас утешить старался».
У.Перед вами еще одна притча.
У. Следующая притча называется «Зимняя притча».
Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима. Выпал снег. Первый сосед вышел ранним утром разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа аккуратно утоптанная дорожка.
На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит – а у соседа уже дорожка проложена.
На третий день снегу намело по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа уже дорожка ровная, прямая, просто загляденье!
В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:
-Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?
Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:
-Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!
У. В чем суть этой притчи?
Д.Есть дома, куда никто не ходит, у них мало бывает друзей. А есть люди, которые, как магнит, притягивают соседей, друзей, родственников. Не богатством, не роскошью, а добрым словом, своим гостеприимством.
И еще одна притча.
Притча о человеческой сущности.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
-В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло, зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк представляет добро- мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?»
Как вы думаете ребята, какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого кормишь».
У.В чем смысл этой притчи?
Д.Если ты в себе будешь воспитывать доброе, делать добро людям, вырастешь достойным человеком. А если ты изо дня в день будешь делать пакости, будешь завидовать, злиться, ревновать – в тебе победит волк-зло.
3.Подведение итогов. Вывод по уроку.
Подведем итоги.
-Притчи просты для восприятия.
Они парадоксальны: ставят ум в тупик, а потом приходит мгновенное озарение, понимание более глубокого, скрытого образного смысла.
-Расширяют сознание, поучительны.
-Гуманны и дают представление о человеческих ценностях.
-Развивают интуицию, умение читать между строк, видеть поэзию и красоту в простом и обыденном.
У. Я буду рада, если вы запомните эти притчи, будете их рассказывать своим друзьям, дома. Если вы будете задумываться над своими словами и поступками, не делая поспешных выводов и шагов.
Дома попробуйте написать мини-сочинение, размышление по еще одной притче, которая называется «Блудный сын».
Притча о блудном сыне.
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
И еще одно задание. Расшифруйте дома слово «нравственность» так, как мы попробовали это сделать в начале урока.
И разрешите мне завершить урок стихотворением Р.Киплинга:
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и тверд с врагами и друзьями.
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Запасной вариант.
А сейчас я хочу вам прочитать рассказ В.Сухомлинского, по своей сути напоминающий притчу. По ходу чтения я буду останавливаться и задавать вам вопросы, а конце чтения вы должны дать название притче.
«Обыкновенный человек».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Физическая сущность пословиц"
Представлена исследовательская работа ученика под моим руководством, с которой мы выступали на районной научно-практической конференции "Наука. Творчество. Развитие."...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Сущность человеческой деятельности 10 класс
План конспект урока...
Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.
Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...
Человеческий характер и человеческая судьба в сказках Х. К. Андерсена
Статья на литературную тему, посвященная исследованию человеческого характера и человеческой судьбы в сказках Х. Г. Андерсена. Данный материал может быть использован в средней и старшей школе....
Сущность человеческой деятельности
Конспект обществознание...
Сущность человеческой деятельности
Конспект урока обществознания...
Презентация к уроку по теме "Притча. "Притча о блудном сыне"
Притча как жанр. Анализ "Притчи о блудном сыне". Сюжет "Притчи о блудном сыне" в мировой живописи....