Притчи о человеческой сущности.
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Краснова Маргарита Вячеславовна

Цели и задачи:

  1. способствовать расширению кругозора учащихся, пониманию скрытого образного смысла, активизации познавательной активности;
  2. Развитие интуиции, чувства ответственности, патриотизма, гражданственности.
  3. Воспитание нравственности, духовности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshchestvoznaniya_v_9_klasse.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 9 классе.

ТЕМА: Притчи о человеческой сущности.

Цели и задачи:

  1. способствовать расширению кругозора учащихся, пониманию скрытого образного смысла, активизации познавательной активности;
  2. Развитие интуиции, чувства ответственности, патриотизма, гражданственности.
  3. Воспитание нравственности, духовности.

Оборудование:

Распечатка притч.

Эмблемы нравственности.

На доске – тема урока, эпиграф, термин «притча» по А.Фараджу, названия притч

Портрет Светланы Копыловой

Музыка: Песня –притча «Окно»

Книга Омар Хайям

                                                

Ход урока.

  1. Оргмомент. Подготовка к изучению темы.

Работа над эпиграфом урока:

«Ты рожден человеком, но Человеком надо стать».

                                        В.Сухомлинский

«Он мудрецом не слыл,

Он храбрецом не слыл

Но поклонись ему:

Он Человеком был».

На что вы обратили внимание, КОГДА ПИСАЛИ ЭПИГРАФ УРОКА?

Почему? В первом случае слово «человек « употребляется как биологическое, а во втором – как социальное, в смысле «Личность».

Слова «человек», «личность» отождествляются со словами «духовность», «нравственность». Мы попробовали дома сделать небольшие плакаты, эмблемы, которые подходят к этим понятиям. Я прошу авторов объяснить смысл ваших эмблем.

Представьте себе, что слово «духовность» требует расшифровки, но необычной. Нужно каждую букву, входящее в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятие «духовность».

Д – добро, душевность

У-уважение, ум

Х –харизма, хороший

О – объединение, открытость

В- воля, воспитание

Н-надежда, необходимость

О- общение

С- самоотверженность, свобода, совесть

Ть – терпение, трудолюбие

Спасибо. Сегодня на уроке мы познакомимся с притчами о человеке, о человеческой сущности. Будем говорить о морали, духовности и нравственности. Возможно, среди вас есть те, кто знает, что такое «притчи»?

2. Изучение новой темы.

        Урок я хочу начать с одной истории.

ПРИТЧА №1.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому  по вопросу.

        У первого спросил:

-Что ты делал весь день?

        И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

        У второго спросил:

-А что ты делал целый день?

И тот ответил:

-Я добросовестно выполнял свою работу.

        -А ты чем занимался? – спросил мудрец у третьего.

        А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

-А я принимал участие в строительстве храма.

У: Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

Обсуждение: Отношение у людей к работе разное, потому что внутренний настрой каждого свой. Для одного это – тяжкое бремя, для другого – долг, а для третьего- святое.

У. А как вы думаете, что я вам сейчас прочитала?

Д. Притчу.

У.Давайте попробуем ответить на вопрос, что такое притча?

Притча – это источник мудрости.

Притча – это рассказ в иносказательной форме, содержащий нравоучение, поучение в примере.

Притча – это искусство слов попадать прямо в сердце.

        Известный восточный мудрец Абуль – Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль. «Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного.

Есть притчи у Омара Хайяма.

        

А вы знаете какие-либо притчи?

Д.Один из детей рассказывает  притчу №2.

        Жил –был богач. Однажды подозвал он к себе своего батрака и сказал:

-Заколи – ка ты  барашка и принеси мне на обед самый вкусный кусок мяса.

Вечером батрак принес поднос с мясом. На подносе лежал язык.

-Да  ты смеешься надо мной? – воскликнул богач.

-Нет, хозяин. Что есть слаще  и желаннее  теплого слова, идущего с языка нашего?

-Да, действительно так,- подумал богач.

На следующий день он потребовал зарезать еще одного барашка и , подозвав к себе батрака, сказал:

-А принеси – ка мне самый плохой кусок мяса.

Вечером батрак принес поднос с мясом. На подносе лежал … язык.

- Ты решил издеваться надо мной? – рассердился богач.

-Нет, хозяин. Что есть гнуснее  худого слова, ранящего прямо в сердце, сорвавшегося с языка нашего?

У: В чем идея этой притчи?

Д:Словом можно поднять настроение, вдохновить на подвиги, и словом же можно ранить человека прямо в сердце.

У. Как вы думаете, судя по определению Абуль-Фараджа, чем может служить для вас эта притча?

Д. «Лучшим другом для ценителей смешного».

У.Я согласна с вами. Давайте познакомимся с еще одной притчей.

Это песня-притча, автором которой является Светлана Копылова.

        Давайте послушаем немного об авторе.

        (Ученик рассказывает биографию автора, показывает фото)

Ребята слушают музыкальную притчу-песню Светланы Копыловой «Окно».

Еще раз послушайте эту притчу.

О чем она?

Д.О двух больных?

У.А какая болезнь у них?

Д.У одного болезнь тела, у другого больна душа.

У.Почему больной у окна рассказывал о таких красивых картинах за окном другому? Найдите это место у автора.

Д.Другой его попросил рассказать «про жизнь за окошком другую». «Да он вас утешить старался».

У. Да, вот как в жизни может случиться. Очень больной человек, к тому же слепой, не думая о себе, своей болезни, старался как-то утешить, разнообразить серые больничные дни другого. И делал он это, чтобы облегчить страдания больного. А этот другой смог оценить его?

Д. Нет, «Он перестал даже есть, считая себя обделенным». Он мучился злобой, и зависть росла, Его постоянно съедая.

Ему было очень скучно смотреть на «краску дверную».

У.Кто лежал в больнице, наверное, знает, как тоскливо одному в больничной палате. И как он ответил на людское добро?

Д. «У двери сосед мог на кнопку нажать,

Но он не нажал и остался лежать

Глаза закрывая усердно»

У.Почему он так поступил?

Д.Он хотел «занять эту самую койку».

У.Какова была его реакция, когда он посмотрел в окно в надежде увидеть красоты природы?

Д.У него «на шее задергалась вена»

У.Как выдумаете, какой урок вынес он из этой трагедии?

Д.Может быть, он будет всю жизнь мучиться угрызением совести – ведь он мог бы помочь спастись больному. А может он ничего не понял? Он ведь прошептал «Зачем же тогда?». Он завистливый, и зависть «съела» все хорошее, возможно которое у него было.

У.Какими словами можно охарактеризовать ушедшего больного?

Д.Он очень добрый, он рассказывает ему не простыми словами, а так, чтобы тот мог сразу представить себе картинки за окном. И каждый раз новые.

У. Тут лишние любые слова. Все сказано. Просто в любой ситуации надо оставаться Человеком. У кого-то могут быть слепые глаза, но гораздо страшнее, когда у человека слепая душа.

Песня-притча «Окно» Светланы Копыловой.

Лежали в больнице палате одной

Два тяжко больных человека.

Один у окошка лежал, а другой-

У двери, где не было света.

Один постоянно в окошко глядел,

Другой лишь на краску дверную,

И тот, что у двери, узнать захотел

Про жизнь за окошком другую.

С готовностью первый больной рассказал

Что видно ему из окошка:

«Там тихая речка, дощатый причал,

И ходит по берегу кошка.

По синему небу плывут облака

Причудливые, как зверушки.

Сидят на причале там два рыбака,

И с внуком гуляет старушка».

И так каждый день. То про сказочный лес

Рассказывал, то про влюбленных.

Другой же сосед перестал даже есть,

Считая себя обделенным.

Он мучился злобой, и зависть росла,

Его постоянно съедая.

Не мог он понять, почему же была

Тут несправедливость такая.

Однажды сосед у окна занемог,

Что не было сил разогнуться.

Он стал задыхаться и даже не мог

До кнопки своей дотянуться.

У двери сосед мог на кнопку нажать

И вызвать сестру милосердья,

Но он не нажал и остался лежать,

Глаза закрывая усердно.

Наутро сестра милосердья пришла

Постель поменять за покойным.

Сосед попросил, и она помогла

Занять эту самую койку.

Когда ж он в окно наконец посмотрел,

На шее задергалась вена.

Увидел он вместо того, что хотел,

Глухую бетонную стену.

Он был потрясен и сестре рассказал

Про тихую чистую речку,

Про сказочный лес, про дощатый причал,

И небо в кудрявых овечках.

«Ах, если б он видел! - сказала сестра.-

Всю жизнь он слепым оставался».

«Зачем же тогда?..»-тут слепой прошептал…

-«Да он вас утешить старался».

У.Перед вами еще одна притча.

У. Следующая притча называется «Зимняя притча».

Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима. Выпал снег. Первый сосед вышел ранним утром разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа аккуратно утоптанная дорожка.

На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит – а у соседа уже дорожка проложена.

На третий день снегу намело по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа уже дорожка ровная, прямая, просто загляденье!

В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:

-Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?

Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:

-Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!

У. В чем суть этой притчи?

Д.Есть дома, куда никто не ходит, у них мало бывает друзей. А есть люди, которые, как магнит, притягивают соседей, друзей, родственников. Не богатством, не роскошью, а добрым словом, своим гостеприимством.

И еще одна притча.

Притча о человеческой сущности.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

-В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло, зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро- мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Маленький индеец на несколько мгновений  задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?»

Как вы думаете ребята, какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого кормишь».

У.В чем смысл этой притчи?

Д.Если ты в себе будешь воспитывать доброе, делать добро людям, вырастешь достойным человеком. А если ты изо дня в день будешь делать пакости, будешь завидовать, злиться, ревновать – в тебе победит волк-зло.

3.Подведение итогов. Вывод по уроку.

Подведем итоги.

-Притчи просты для восприятия.

Они парадоксальны: ставят ум в тупик, а потом приходит мгновенное озарение, понимание более глубокого, скрытого образного смысла.

-Расширяют сознание, поучительны.

-Гуманны и дают представление о человеческих ценностях.

-Развивают интуицию, умение читать между строк, видеть поэзию и красоту в простом и обыденном.

У. Я буду рада, если вы запомните эти притчи, будете их рассказывать своим друзьям, дома. Если вы будете задумываться над своими словами и поступками, не делая поспешных выводов и шагов.

Дома попробуйте написать мини-сочинение, размышление по еще одной притче, которая называется «Блудный сын».

Притча о блудном сыне.

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему:
отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил:
что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

И еще одно задание. Расшифруйте дома слово «нравственность» так, как мы попробовали это сделать в начале урока.

И разрешите мне завершить урок стихотворением Р.Киплинга:

Останься честен, говоря с толпой,

Будь прям и тверд с врагами и друзьями.

Пусть все в свой час считаются с тобой.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Запасной вариант.

        А сейчас я хочу вам прочитать рассказ В.Сухомлинского, по своей сути напоминающий притчу. По ходу чтения я буду останавливаться и задавать вам вопросы, а конце чтения вы должны дать название притче.

«Обыкновенный человек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Физическая сущность пословиц"

Представлена исследовательская работа ученика под моим руководством, с которой мы выступали на районной научно-практической конференции "Наука. Творчество. Развитие."...

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Человеческий характер и человеческая судьба в сказках Х. К. Андерсена

Статья на литературную тему, посвященная исследованию человеческого характера и человеческой судьбы в сказках Х. Г. Андерсена. Данный материал может быть использован в средней и старшей школе....

Сущность человеческой деятельности

Конспект обществознание...

Сущность человеческой деятельности

Конспект урока обществознания...

Презентация к уроку по теме "Притча. "Притча о блудном сыне"

Притча как жанр. Анализ "Притчи о блудном сыне". Сюжет "Притчи о блудном сыне" в мировой живописи....