Сущность человеческой деятельности
методическая разработка по обществознанию (10 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Сущность человеческой деятельности.
Человек — биосоциальное существо, то есть соединяет в себе природную и социальную сущности. При этом социальная сущность человека наиболее полно раскрывается в деятельности, поскольку только человек может определять цели и ставить перед собой задачи, планировать и достигать.
Деятельность — совершение человеком последовательности физических и (или) умственных действий, направленных на достижение конкретной цели.
Деятельность — сознательная активность человека, в ходе которой он изменяет мир вокруг себя и меняется сам.
Однако легко можно вспомнить многочисленные истории о том, как что-либо делают животные: рисуют, собирают мусор, танцуют, спасают людей. Возникает закономерный вопрос: чем отличается деятельность человека от зачастую похожей на неё деятельности животных?
Ключевое отличие кроется в приведённом выше определении деятельности. Человеческая деятельность — сознательная, целенаправленная и меняет мир вокруг. Животные же осуществляют не деятельность, а всего лишь активность, поскольку они не обладают сознанием и не меняют мир вокруг. Существуют и другие отличия.
Деятельность человека | Активность животных |
Направляется потребностями в познании и общении | Направляется биологическими потребностями, инстинктами |
В процессе используются средства общения: язык, жесты, мимика | В процессе не используются средства общения |
В процессе изготавливаются и сохраняются для последующего использования орудия труда | В процессе могут создаваться вспомогательные орудия, но они используются эпизодически и не сохраняются |
Результат — преобразование окружающего мира | Окружающий мир не преобразуется, животные приспосабливаются к нему |
Соответственно, животные ограничиваются активностью, а деятельность человека — целенаправленная, сознательная и меняющая окружающий мир.
Подведём итог. Деятельности присущи следующие основные признаки:
- сознательность: человек самостоятельно ставит цели и предвидит результат;
- продуктивность: она направлена на получение результата, продукта;
- преобразование: в процессе деятельности человек изменяет окружающий мир и самого себя;
- социальность: в процессе деятельности человек, как правило, вступает в общение с другими людьми.
Значение и функции деятельности
Основная функция деятельности — удовлетворение потребностей человека и общества в целом.
Но у деятельности есть и другие функции:
- воспитательная: все виды деятельности изменяют и формируют человека;
- познавательная: все виды деятельности способствуют познанию мира и дают человеку новые знания;
- преобразовательная: в процессе всех видов деятельности человек изменяет окружающий мир.
Человек не может существовать без деятельности, поскольку именно в ней проявляется его социальная сущность.
Структура деятельности
Деятельность обладает определённой структурой.
Прежде всего, она предполагает, что есть две стороны, — субъект, то есть тот, кто действует, и объект, то есть то, на что или на кого воздействует субъект.
Субъект деятельности — всегда человек. В свою очередь объекты деятельности разнообразны — это могут быть вещи, люди, социальные группы, общество в целом.
Кроме того, в структуру деятельности входит следующее:
- потребности — то, в чём нуждается субъект;
- мотивы — то, что побуждает субъекта начать деятельность;
- цель — то, что должно получиться в результате деятельности, ожидаемый результат;
- методы и средства — то, каким образом и при помощи чего осуществляется деятельность;
- результат — то, что получается в итоге деятельности, при этом может и не соответствовать поставленной цели.
Соответственно, структура деятельности включает в себя субъект и объект, а также цель, методы, средства и результат деятельности. Это основные её элементы.
Например, девятиклассник Ушкин хочет в будущем стать знаменитым хирургом (в этом утверждении кроются потребности и мотивы). Уже сейчас он поставил перед собой цель после окончания школы поступить в медицинский университет (цель). Он хорошо учится в школе и дополнительно готовится с преподавателем к ЕГЭ по химии и биологии (методы и средства). Результат нам и самому Ушкину пока не известен, поскольку он может как поступить, так и не поступить в медицинский университет.
Основные виды деятельности
Деятельность многообразна. Однако к основным видами деятельности учёные традиционно относят игру, учёбу, труд и общение.
Игра — свободная развивающая деятельность, которая, как правило, осуществляется по желанию, ради удовольствия от самого процесса.
Следующий основной вид деятельности человека — учёба. Он отличается от игры наличием конкретной цели — получения новых знаний о мире.
Учёба — деятельность, которая направлена на получение знаний и умений, необходимых для жизни в обществе и профессиональной деятельности.
Ничуть не менее важный вид деятельности человека — труд.
Труд — целенаправленная деятельность, в ходе которой человек создаёт предметы (продукты), необходимые для удовлетворения как собственных потребностей, так и потребностей общества.
Общение — целенаправленная деятельность, в ходе которой человек устанавливает и развивает контакты с другими людьми, чтобы работать, играть и учиться вместе, обмениваться опытом, информацией и мыслями.
В разные периоды своей жизни человек осуществляет все перечисленные виды деятельности. Как правило, они последовательно сменяют друг друга: игра, учёба, труд. Общение же сопровождает все виды деятельности.
Однако последовательная смена видов деятельности — не жёсткое правило. Человек может, например, закончить школу и начать работать, а потом вновь вернуться к учёбе — уже в колледже или в вузе. Более того, многие люди, осуществляя трудовую деятельность, параллельно учатся, повышая свою квалификацию.
Свобода, необходимость и ответственность в деятельности человека
Деятельность человека предполагает свободу, нередко достаточно большую.
Свобода — возможность делать то, что соответствует мировоззрению и внутренним убеждениям человека.
Однако у каждого человека есть собственные представления о свободе. Поэтому следует ограничивать себя, чтобы не нарушить права и свободы других людей.
Понятие свободы тесно связано с понятием необходимости. Находясь в обществе, человек обязан следовать принятым в нём общественным нормам, законам, что ограничивает его свободу.
Необходимость — неизбежная обязанность человека выполнять те или иные действия.
Помимо необходимости, понятие свободы также тесно связано с понятием ответственности. Она позволяет регулировать отношения между людьми, обладающими разными интересами, желаниями, стремлениями.
Ответственность — необходимость понимать и принимать ответственность перед обществом за свою деятельность.
Речь здесь идёт в том числе и о юридической ответственности, когда человек отвечает за свои поступки перед законом.
Итоги
- Деятельность — сознательная активность человека, в ходе которой он изменяет мир вокруг себя и меняется сам. От активности, присущей животным, деятельность человека отличается тем, что она сознательная, продуктивная, преобразующая и общественная.
- Структуру деятельности составляют субъект и объект, а также цель, методы, средства и результат деятельности. Цель деятельности формируется на основе потребностей и мотивов человека.
- К основным видам деятельности принято относить игру, учёбу, труд и общение. Помимо этого деятельность можно классифицировать по различным основаниям, например по количеству субъектов (на индивидуальную и коллективную), по отношению к окружающему миру (на практическую и духовную).
- С понятием деятельности тесно связаны понятия свободы, необходимости и ответственности, «встраивающие» деятельность конкретного человека в общество. Это необходимо для того, чтобы человек в процессе своей деятельности не нарушал права и свободы других людей, выполнял предписанные законом и нормами морали действия, отвечал за свои поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: «Формирование исследовательских умений учащихся в процессе изучения курса «География человеческой деятельности»
Аннотация: Педагогический опыт, накопленный мной по использованию проектно-исследователького метода обучения и развития учащихся, вызвал интерес у коллег-географов. С целью р...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Сущность человеческой деятельности 10 класс
План конспект урока...
Методическая разработка интегрированного урока "Роль топлива в различных аспектах человеческой деятельности
На основе систематизации знаний по курсу физики и физической географии рассматривается роль топлива различных аспектах человеческой деятельности....
Интегрированный урок "Роль топлива в различных аспектах человеческой деятельности"
Интегрированный урок по курсу физики и экономической географии России. С позиции физики и географии учащиеся оценивают роль топлива в различных аспектах человеческой деятельност...
Профессиональная деятельность и личность педагога Сущность педагогической деятельности
Профессиональная деятельность и личность педагога Сущность педагогической деятельности...
Сущность организаторской деятельности, функции и должностные обязанности педагога-организатора методическая статья
Методическая статья педагога-организатора...
Сущность человеческой деятельности
Конспект обществознание...