Рабочая программа по обществознанию в 5 классе
рабочая программа по обществознанию (5 класс) по теме

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9-го классов авторов Д.Д. Данилова, Е.В. Сизовой, С.М. Давыдовой, А.А. Николаевой, Л.Н. Корпачеворй, Н.С. Павловой, С.В. Паршиной, М.Е. Турчиной. Программа рассчитана на 34 часа в год – 1 час в неделю. Данная программа предусматривает равное количество теоретических и практических занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvoznanie_5.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Согласовано»                                                             «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР                                  Директор МКОУ СОШ № 2

_________(Хахулина С.В.)                                           __________(Горшкова И.А.)

«   » _____________ 2013г.                                          Приказ № ___ от

                                                                                        «   » ______________ 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

второй категории

Данковой Галины Викторовны

по обществознанию в 5 классе

                                                                   Рассмотрено на __________________

                                                                   

                                                                   ________________________________

                                                                   ________________________________

                                                                   ________________________________

                                                                   Протокол № ___ от «   » _____ 2013г.

                                 

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9-го классов авторов Д.Д. Данилова, Е.В. Сизовой, С.М. Давыдовой, А.А. Николаевой, Л.Н. Корпачеворй, Н.С. Павловой, С.В. Паршиной, М.Е. Турчиной. Программа рассчитана на 34 часа в год – 1 час в неделю. Данная программа предусматривает равное количество теоретических и практических занятий.

Обществознание  является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального  опыта. Без него невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире. Однако спорность и противоречивость анализа общественного развития, оценок ключевых событий, которые существуют в современной науке, активно переносятся в современную публицистику, что порождает острые мировоззренческие споры с явной политической окраской. Этот естественный процесс заметно осложняет преподавание  обществознания в школе. К тому же анализ результатов современного школьного обществоведческого  образования свидетельствует, что массовая школа  не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся.  Зачастую овладение обществоведческим  материалом у большинства учеников ограничивается запоминанием набора определений (часто бессистемно), не поднимаясь до уровня умений строить причинно-следственные объяснения, проводить анализ, давать самостоятельные аргументированные нравственные и гражданские оценки  общественных событий.  Изучение фактических и теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой, с умением переносить обществоведческие  знания и умения на решение проблем в современных жизненных ситуациях.  

Цели: развивать умения по применению обществоведческих знаний в жизни.

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100».

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание»

Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

I. Регулятивные:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

II.Познавательные:

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

III. Коммуникативные:

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

1-я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе:

  • Добывать и критически оценивать информацию.
  • Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы.
  • Обобщать.
  • Группировать.
  • Сравнивать факты, явления и понятия.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.

2-я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе:

  • Определять и объяснять другим людям своё  отношение к общественным нормам.
  • Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за  свои поступки.
  • Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.

3-я линия развития личности. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм:

  • Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.

Учебно– тематическое планирование

по обществознию

           

Классы  5

Учитель Данкова Г.В.

Количество часов

Всего  34  час; в неделю 1  час.

Плановых контрольных уроков 0, тестов   5 ч.;

      Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., учебной программы для общеобразовательных учреждений «Школа 2100»/ 5 класс, 2004 год, автор программы – Данилов Д.Д.

№№

п\п

Наименование темы

Всего

часов

Из них

Тесты, контрольные работы

Проверочные  работы

1

Вводные уроки

3

2

Духовная культура личности

6

1

3

Социальная структура жизни общества

6

           1

4

Экономическая сфера жизни общества

5

2

5

Политическая и правовая Жизнь общества

4

1

1

6

Резервные уроки

4

Всего:                        34

28

1

5

Содержание курса

Вводная тема (2 часа). Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Как подготовить проект.

Теоретическое занятие (1 час). Философия как наука. Важность  философии для общества и человека. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Социальная философия.  Многообразие теорий развития общества. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Логика как наука о правильном мышлении. Значение логики в жизни человека. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Этика как наука о морали  и нравственности. Значимость этики в жизни общества. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Психология как наука о душе. Психология как способ поддержки в принятии себя и других людей, преодоления жизненных трудностей. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Социология как наука о социальных группах. Влияние правил, принятых в группе, на поведение человека. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Экономика как искусство ведения хозяйства. Значение экономики в жизни общества. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Макроэкономика  – наука, изучающая функционирование экономики в целом. Значение макроэкономики  для  государства, как способ обеспечения достойной жизни гражданина. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Политика как способ управления обществом. Власть. Президент. Государственная Дума. Правительство. Судебная власть. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Политология – наука о политике. Значение политологии в жизни общества и гражданина. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Законы – общепринятые и обязательные правила для всех граждан. Правоведение как наука о законах. Практическое занятие (1 час).

Обобщение  (1 час).

Представление проектов.

Требования к подготовке обучающихся

1-я линия развития личности (интеллектуально-познавательные действия):

  • Добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию; систематизировать её (обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи) и представлять в виде текста или схемы и т.п.

2-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия):

  • Определять и объяснять другим людям своё отношение общественным нормам (нравственным, патриотическим общечеловеческим);
  • Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.
  • Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.

3-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные действия):

  • Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений (получение образования, контакты с органами власти, торговые сделки  и т.п.).
  • Межпредметные связи в рамках Образовательной системы «Школа 2100»
  • История, 5-й класс: формирование единой с  историей системы понятий, структуры общественных связей.
    Литература, 5-й класс:
     общая с обществознанием ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры.
    География, 5-й класс:
     закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
    Биология, 5-й класс:
     представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом.

                                       Учебно-методический комплект

Учебник

Данилов Д.Д., Сизова Е.В. Обществознание («Зачем изучать общество?») 5 класс.- М.: Баласс, 2012.

Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь к учебнику Обществознание(Зачем изучать прошлое?). 5 класс/ М.Ю. Ярославцев, Д.Д. Данилов. – М. : Баласс, 2012

                Список литературы (основной и дополнительной)

Антошин М.К. Герб, флаг и гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе. Методические рекомендации. – М.: Айрис- пресс, 2004.

Агафонов С.В. Схемы по обществознанию. 8 и 9 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005

Фалькович  Т.А .,Шупина Т.И. По законам добра: Изучаем Конституцию РФ.- М.: «5 за знания», 2005.


                                                            Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Дата

Дата корр.

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности

Примечание

Введение.

Познавательные УУД:

- находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

- анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

-выдвигать версии;

- планировать учебную деятельность;

- работать по плану, сверяясь с целью;

- находить и исправлять ошибки;

- оценивать степень достижения цели.

Коммуникативные УУД:

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.

1.

4.09

 Как работать с учебником?

 

Урок-изучение

2.

13.09

Все науки об обществе

 

Урок-изучение

3.

18.09

Все науки об обществе

 

Урок-практикум

4.

25.09

 Жажда мудрости

 

Урок-изучение

Формируемые УУД:

- выделение главного, определении смысла текста;  определение своей позиции, умение договариваться;

- преобразование информации

обобщение информации

осуществление собственного выбора.

Проверяемые УУД:

- определение собственного мнения;

выделение главного, определение смысла текста

5.

2.10

Жажда мудрости

 

 Урок-практикум

6.

9.10

  О прошлом, настоящем и будущем

 

Урок-изучение

7.

16.10

  О прошлом, настоящем и будущем

 

 Урок-практикум

Проверочная работа №1 по § 1-2.

8.

24.10

  Искусство рассуждать

 

Урок-изучение

Формируемые УУД:

- установление логической связи

определение логической ошибки

систематизация информации

составление логической схемы.

Проверяемые УУД:

- установление логической связи;

определение своего отношения; формулирование определения понятий

Проверочная работа №2 по § 3-4.

5

9.

31.10

  Искусство рассуждать

 

Урок-практикум

10.

Контрольная работа №1 по § 1-3.

11.

14.11

  По лестнице добра

 

Урок-изучение

Формируемые УУД:

- постановка вопросов к тексту

определение смысла текста

определение своего отношения к моральным нормам.

Проверяемые УУД:

- установление логической связи;

определение своего отношения; формулирование определения понятий

12.

21.11

  По лестнице добра

 

Урок-практикум

13

28.11

  Разобраться в себе и помочь другим

 

Урок-изучение

Формируемые УУД:

- формулирование суждений, формулирование вопросов к тексту

выделение главного,

определение своей позиции;

- построение доказательства и объяснения,  систематизация информации, объяснение социальных явлений.

Проверяемые УУД:

- построение доказательства и объяснения;   формулирование суждений; определение своей позиции

Проверочная работа №3 по § 5-6

14.

5.12

  Разобраться в себе и помочь другим

 

Урок-практикум

15.

19.12

  Игры по правилам

 

Урок-изучение

16.

26.12

  Игры по правилам

 

Урок-практикум

17.

9.01

Контрольная работа №2 по § 4-6.

Формируемые УУД:

- выполнение сравнения,

определение смысла высказывания,

преобразование информации,

построение доказательства;

- формулирование обобщения и вывода,

формулирование суждений,

выполнение сравнения

Проверяемые УУД:

- систематизация информации;

выполнение сравнения;

формулирование обобщения и вывода

Проверочная работа №4 по § 7-8.

18.

22.01

  Искусство ведения хозяйства

 

Урок-изучение

19.

29.01

  Искусство ведения хозяйства

 

Урок-практикум

20.

 Большое хозяйство – особые задачи

 

Урок-изучение

21.

  Большое хозяйство – особые задачи

 

Урок-практикум

22.

  Командовать, подчиняться и договариваться

 

Урок-изучение

Формируемые УУД:

- классификация информации,

определение понятия,

построение объяснения,

выделение главного

Проверяемые УУД:

- классификация информации;

построение доказательства и объяснения;

формулирование определения понятий

23.

  Командовать, подчиняться и  

Урок-практикум

Проверочная работа №5 по § 9-10.

 24.

Контрольная работа №3 по §7-9 .

25.

  Наука о власти

 

Урок-изучение

Формируемые УУД:

- формулирование определения понятия,

выполнение сравнения,

формулирование обобщения и вывода,

установление взаимосвязи;

- определение своего отношения,

определение смысла высказывания,

построение объяснения,

систематизация информации.

Проверяемые УУД:

- классификация информации;

построение доказательства и объяснения;

формулирование определения понятий

26.

  Наука о власти

 

Урок-практикум

27.

  Знатоки человеческих законов

 

Урок-изучение

28.

  Знатоки человеческих законов

 

Урок-практикум

29.

Повторение. Подготовка к итоговой контрольной работею

30.

Итоговая  контрольная работа.

31-34

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова

Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...

Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова

·        Рабочая программа создана на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...

Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова

     Рабочая программа создана на основе·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...

Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...

Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....