Рабочая программа по обществознанию для 9 класса
рабочая программа по обществознанию (9 класс) по теме
Рабочая программа по обществознанию в 9 общеобразовательном классе составлена на основе авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой «Обществознание. 9 класс», которая включена в сборник: Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 -11 классы – М. «Просвещение» 2010 г. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79 КБ |
![]() | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
«Согласовано» Руководитель МО ___________Шестакова С.Н. Протокол № ___ от «____»____________2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ___________Курчина Е.В. «____»____________2013 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 16 __________Гаврилова Р.П. Приказ № ___ от «___»______________2013 г. |
Рабочая программа
по курсу: обществознание
в 9 «В» классе
на 2013 - 2014 учебный год
(базовый уровень)
Составлена учителем истории
Шестаковой Светланой Николаевной.
2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05 03 2004 года № 1089; программами общеобразовательных учреждений, созданными на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; областным базисным учебным планом; федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа по обществознанию в 9 общеобразовательном классе составлена на основе авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой «Обществознание. 9 класс», которая включена в сборник: Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 -11 классы – М. «Просвещение» 2010 г. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов.
Программа ориентирована на учебник: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая. Обществознание. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение.
УМК учителя:
- Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая. Обществознание. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2013 г.
УМК обучающегося:
- Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая. Обществознание. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2013 г.
Изучение обществознания в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе воспитания социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации.
3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адоптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Программа 9 класса не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. Последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширения дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию социальной, экономической и правовой культуры школьников.
Количество часов по программе – 35, по тематическому планированию – 34 часа, в соответствии с количеством учебных недель. Уменьшение количества часов происходит за счет резервного учебного времени. В программе предусмотрено 11 часов резерва учебного времени, за счет уменьшения часов по тематическому планированию – 10. Из них 2 часа отводятся на повторительно-обобщающие уроки после каждой темы, 1 час отводится на итоговое повторение, 7 часов отводится на практическую и самостоятельную работу: 3 часа по теме «Политика и социальное управление, 4 часа по теме «Право». Это необходимо т.к. в соответствии с программой не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Самостоятельные и практические работы могут так же включаются в каждый урок:
- извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
- совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
В связи с тем, что уроки обществознания выпадают на каникулярные и праздничные дни в рабочей программе произведено уплотнение уроков 32 «Повторение темы «Право» и 33 «Повторение темы «Право».
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика и социальное управление» дает обобщенное представление о государственной власти, о возможностях участия граждан в управлении делами общества.
Тема «Право» вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Одна часть уроков отводится вопросам теории права, другая – отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. С опорой на знания по истории характеризуются социальные изменения и их формы. Рассматриваются основные проблемы современного мирового развития.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами.
Уроки проводятся с применением личностно – ориентированной технологии. Цели технологии: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Основные методы работы на уроке:
- объяснительно – иллюстративный,
- репродуктивный,
- частично-поисковый.
Формы организации деятельности учащихся:
- индивидуальная работа,
- групповая,
- фронтальная.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения курса обществознания обучающиеся должны
знать/понимать:
- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
- Конституция РФ –основной закон страны;
- основные положения разделов курса – «Политика», «Право»;
- разъяснять смысл высказываний по основным разделам.
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);
-различать в социальной информации факты и мнения;
- объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
- характеризовать смысл основных понятий по курсу;
- анализировать текст Конституции и других нормативных актов.
- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.
Владеть компетенциями:
- Информационно- поисковой;
- Учебно-познавательной;
- Коммуникативной;
- Рефлексивной;
- Смыслопоисковой.
Практическое использование приобретенных знаний в повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают
использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки похождения | Примечание |
1 | Тема 1. Политика и социальное управление. | 12 | ||
2 | Тема 2. Право. | 21 | ||
3 | Итоговое повторение. | 1 |
Содержание программы.
Тема 1. Политика и социальное управление.
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция — основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей детей. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков:
- устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование);
- тестирование (с помощью технических средств обучения);
- письменные виды контроля (письменное выполнение тренировочных упражнений, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, творческой работы, подготовка реферата).
Перечень учебно-методических средств обучения:
1. Политика и социальное управление.
- презентации – 26
2.Право.
- презентации – 24
Предварительный просмотр:
№ п/п | № ур. | Дата по плану | Фактическая дата | Тема урока | Обязательный минимум содержания образования | Основные понятия | Измерительные формы контроля | Д/З |
Тема 1. Политика и социальное управление (12 часов). | ||||||||
1 | 1 | Политика и власть. | Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. | Политика, направления политики. | Составить словарь темы. | § 1 (п.1-3) зад.1-4 | ||
2 | 2 | Государство, его отличительные признаки. | Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. | Составить схему «Формы государства» | § 2, зад. 1-9 | |||
3 | 3 | Политические режимы. | Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. | Составить схему «Политические режимы» | § 3, зад. 2 | |||
4 | 4 | Решение задач по теме: «Формы государства. Политические режимы». | Решение познавательных и практических задач. | |||||
5 | 5 | Правовое государство | Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. | Компьютерное тестирование. | § 4, зад. 3 | |||
6 | 6 | Гражданское общество. Местное самоуправление | Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. | Составить кластер «Признаки гражданского общества» | § 5, зад. 4 | |||
7 | 7 | Участие граждан в политической жизни страны | Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. | Аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии. | §6, эссе. | |||
8 | 8 | Деловая игра «Выборы». | ||||||
9 | 9 | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. | Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. | Творческое задание. | §7, зад 1 | |||
10 | 10 | Средства массовой информации | Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе. | Работа с материалами СМИ | § 1 (п.4) зад 4, зад. 5-9 с. 58 | |||
11 | 11 | Повторение по теме «Политика и социальное управление» | Развёрнутые монологические ответы. Компьютерное тестирование. | стр. 66-68. | ||||
12 | 12 | Повторение по теме: «Политика и социальное управление» | Тестирование в форме ГИА. | |||||
Тема 2. Право (21 час). | ||||||||
13 | 1 | Право, его роль в жизни человека, общества и государства. | Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства | Составить словарь темы. | § 8, зад. 1-2 | |||
14 | 2 | Понятие правоотношения. | Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. | Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы. | § 9, зад 1-3 | |||
15 | 3 | Понятие правонарушения. Понятие и виды юридической ответственности. | Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. | Проблемные задания | § 10, зад 1-2 | |||
16 | 4 | Правоохранительные органы. | Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. | Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы. | § 11, зад 1 | |||
17 | 5 | Конституция – основной закон РФ. | Отличие конституции от остальных законов страны. | Развёрнутые монологические ответы. | § 12-13 (п.1-2) стр. 103-110 | |||
18 | 6 | Основы конституционного строя РФ. | Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | Аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии. | § 12-13 (п.3-6) стр. 110-117 | |||
19 | 7 | Работа с источниками по теме: «Основы конституционного строя РФ» | Письменные задания. Работа с документами. | Конституция РФ (ст. 1-16) | ||||
20 | 8 | Понятие прав, свобод и ответственности | Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина РФ. | Письменные задания. Работа с документом. | § 14-15 (п.1-4) стр. 120-128. | |||
21 | 9 | Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. | Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. | Работа с документами. Развёрнутые монологические ответы. | § 14-15 (п.5-7) стр.128-134 | |||
22 | 10 | Анализ источников по теме: «Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии» | Работа с документами. | Конституция РФ (ст. 17-64). | ||||
23 | 11 | Гражданские правоотношения. | Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей | Аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии. | § 16. | |||
24 | 12 | Трудовые правоотношения. Право на труд. | Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. | Работа с документами Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы. | § 17 | |||
25 | 13 | Семейные правоотношения. | Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. | Опрос. Работа с документами | § 18 | |||
26 | 14 | Административные правоотношения. | Административное правонарушение. Виды административных наказаний. | Компьютерное тестирование. | § 19 | |||
27 | 15 | Основные понятия и институты уголовного права. | Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. | Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы. | § 20, эссе | |||
28 | 16 | Решение задач по теме: «Правоотношения» | Решение познавательных и практических задач. | |||||
29 | 17 | Социальные права. | Социальные права. Жилищные правоотношения | Индивидуальные задания. | § 21, зад 1-5 | |||
30 | 18 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. | Аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии. | § 22, зад 1-6 | |||
31 | 19 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | Беседа, фронтальный опрос. | § 23, зад 1-4 | |||
32 | 20 | Повторение темы «Право» | Компьютерное тестирование. | стр. 208-215. | ||||
33 | 21 | Повторение темы «Право» | Тестирование в форме ГИА. | |||||
34 | 1 | Итоговое повторение. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-338049-1383981826.jpg)
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-130226-1353174094.jpg)
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова
· Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа создана на основе· Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-411318-1507550934.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....