Парламентский урок "Учись быть гражданином"
план-конспект урока по обществознанию по теме

Мартынова Светлана Петровна

Урок разработан в форме интеллектуальной игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_uchis_byt_grazhdaninom.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Учись быть гражданином»

Интеллектуальная игра для учащихся 6-х – 7-х классов

Мартынова Светлана Петровна

Зав. библиотекой МБОУ «СОШ № 1»

Г. Чернушка, ул. Комсомольская 36А

Телефон  (34261) 40041; 89091195884

Электронный адрес: sh1.perm.chernu@mail.ru 

Цель:

- в интересной и занимательной форме познакомить учащихся с символами России, законами;

- формировать гражданскую позицию;

- развивать творческую, познавательную, коммуникативную активность учащихся;

Оформление:

Электронное сопровождение игры, бланки ответов №1,2,3, таблички с цифрами 1,2,3

Участники игры:

 Команды от классов, ведущий, помощник ведущего, жюри.

Ход игры.

В игре участвуют несколько команд. На экране табло: семь тем (разминка, всё о флагах, всё о гербах, сказочная переменка, гимн, у нас в Российской федерации, праздничный аукцион).

Библиотекарь: В стихотворении Николая Алексеевича Некрасова «Поэт и гражданин есть знаменитые строки:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан!

Нельзя жить в России и быть равнодушным к ее судьбе, потому что невозможно быть равнодушным к своей собственной судьбе. Это и есть гражданское чувство, и, возможно, в России – это самое сильное чувство. И сегодня я пригласила вас на интеллектуальную игру «Учись быть гражданином». Вы все уже являетесь гражданами нашей страны. Вы все россияне.  Сегодня мы посмотрим, что вы знаете о той стране, в которой живете. Вас ждет семь заданий. Это разминка, всё о флагах, всё о гербах, сказочная переменка, гимн, у нас в Российской федерации, праздничный аукцион.

Начнем с РАЗМИНКИ

Первое задание у нас с вами разгадать гражданскую  азбуку. На экране будут появляться вопросы и подсказки (буква на которую начинается ответ и картинка). Для ответов вам выдан бланк № 1.  Вопросы будут меняться автоматически, для ответа дается 35 секунд. Все готовы? Начинаем.

- Пусть ты пока еще ребенок,

  Но должен знать уже с пелёнок,

  Что ты уже России сын,

  Пусть маленький, но ГРАЖДАНИН.

- Друг мой!

Каждый ДЕПУТАТ

Помогать любому рад:

Городам, деревням, сёлам,

Ветеранам, новосёлам,

Всем, кто школы посещает,

Кто уроки выполняет.

Польза от него большая

Для всего родного края.

- ЖУРНАЛИСТ  всё видит, слышит

И в своей газете пишет,

С собой носит диктофон,

Первым узнаёт всё он.

- ЗАКОН как правило для нас,

Свод норм и правил,

И без него никак сейчас,

Знай это, друг мой, без сомненья.

- ПЕРМСКИЙ КРАЙ на карте есть,

Нам богатство его не счесть:

Нефть, алмазы, соль, леса-

Разбегаются глаза!

Для России нашей он-

Очень важный регион!

- Мама, папа, брат и дед,

Одноклассники, сосед,

Пермяки и чернушане,

Москвичи и северяне-

Все, в России кто живет,

Называется НАРОД.

- По законам мы живём

Утром, вечером и днём.

Орган, где их создают,

Все ПАРЛАМЕНТОМ зовут.

- Чернушка - ТЕРРИТОРИЯ твоя,

Заводы, реки и поля.

Велик, могуч наш Пермский край-

Люби, цени его и знай!

Второе задание «Всё о флагах».

Вам розданы таблички с цифрами 1, 2,3. Я буду зачитывать вопрос и три варианта ответа. Посоветовавшись, вы поднимаете ту табличку с цифрой, под которой, как вы думаете, дан правильный ответ.

- Центральное русское государство окончательно сложилось к XV веку. Единого национального флага тогда ещё не было, однако у великих московских князей (а затем царей) существовали свои знамёна. Что чаще всего изображалось на этих знамёнах?

        1. Лики Христа, Богородицы или  святых.

        2. животные.

        3. солнце.

- Когда на Руси впервые появился единый национальный флаг?

        1. При Иване Грозном.

        2. При Александре II.

        3.При Петре I

- Какие исторические события привели к появлению красного флага в России?

        1. Приход к власти Николая II Романова.

        2. Восстание 7 ноября 1917  года и провозглашение России советской республикой.

        3. Великая Отечественная война (1941-1945)

- В каком году в Россию вернулся бело-сине-красный триколор?

        1. В 1991

        2. в 1995

        3. в 2000

- На бланке ответов №2 напишите - Что символизируют цвета российского флага? (Есть разные версии. По одной – это единство моря, земли и неба, по другой – содружество трёх славянских народов, а третья связана с тем, что цвета флага символизируют: белый – чистоту, веру; синий- небо, благородство; кранный – героизм, отвагу, смелость, есть и такая версия: белый – это вера, синий – надежда, красный – любовь).

Третье задание «Всё о гербах»

- Как называется историческая наука, занимающаяся изучением гербов?

        1. Геральдика.

        2. Нумизматика.

        3. Бонистика.

- На Руси задолго до принятия христианства существовал ещё один символ, позднее используемый в русской геральдике. Его изображение и сейчас присутствует на российском гербе. О каком символе идёт речь7

        1. О грифоне.

        2. О лике Богородицы.

        3. О всаднике, поражающем копьем дракона.

- Когда произошло объединение двух символов – двуглавого орла и всадника – в одном изображении?

        1. При Иване IV

        2. При Александре I

        3. При Петре I

-  Какое изображение стало гербом РСФСР?

        1. Серп и молот, окруженные венцом из колосьев.

        2. Военный корабль на фоне моря.

        3. В качестве герба остался двуглавый орёл.

- Новое появление двуглавого орла в России было не совсем законным: ещё до утверждения герба он появился на монетах выпущенных Банком России. В каком году это произошло?

        1. В 1991

        2. В 1995

        3. В 2000

- На слайде вы видите изображение трёх гербов. Напишите чьи они. (Герб Российской Федерации, герб Пермского края, герб Чернушинского района)

А сейчас «Сказочная переменка»

Балл получит та команда, которая правильно ответит на вопрос первая.

1. В каких сказках герои могут пожаловаться на нарушение их права на неприкосновенность жилища? («Лиса и заяц», «Три поросёнка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

2. Герои каких сказок воспользовались правом на свободное передвижение? («Лягушка – путешественница» В.М. Гаршин, «Волшебник Изумрудного города» А.М. Волков, «Путешествие с дикими гусями» С. Лагерлёф).

3. В каких сказках нарушены права на свободу и герои оказались в плену? («Снежная королева» и «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

4. Герои каких сказок постоянно пользовались правом на свободу мысли, слова, а также на выражение своих мнений и убеждений? («Приключения барона Мюнхгаузена» Э. Распэ, «Кот в сапогах» Ш.Перро, «приключения капитана Врунгеля» А.С. Некрасов)

5. У героинь каких сказок нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня?  («Золушка» Ш.Перро, «Двенадцать месяцев» С.Я, Маршак, «Морозко»)

6. В каких сказках герои подвержены нарушению права на жизнь и жестокому обращению? («Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстой, «Красная шапочка» Ш.Перро, «Волк и семеро козлят»)

Государственный герб, флаг, является официальным символом любой суверенной страны. А какой еще вы знаете официальный символ? Правильно Гимн.  Гимн в переводе с греческого – «Торжественная песнь в честь божества» - Хвалебная песнь. Если говорить о Государственном гимне, то слова его, как правило, патриотические, прославляют державу или правителя, отражая мировоззренческий и духовный настрой общества; музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема.  И следующий тайм посвящен Гимну.

Прослушайте первый куплет гимна Российской Федерации.

А теперь ответь на вопрос в бланке № 4. Перед вам два портрета людей непосредственной участвовавших в создании гимна Российской Федерации. Естественно, один из них поэт, другой композитор. Кто есть кто. Напишите также их фамилию, имя, отчество. (Композитор  Александр Васильевич Александров. Поэт Сергей Владимирович Михалков)

А теперь пришло время немного подвигаться. Следующий тайм «У нас в Российской Федерации».  Я буду зачитывать утверждение. И если вы с ним согласны, вы остаетесь сидеть на месте, если нет, то встаете.

- Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право быть гражданином  своей страны. (Да)

- Каждый ребенок имеет право на достойное медицинское обслуживание, на достойное жилище, питание и развлечения. (Да)

- Каждого ребенка нужно любить и выполнять все его желания. (Нет)

- В каждом ребенке должно воспитываться сознании, что его энергия и способности должны служить только ему. (Нет)

- Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование по телевизору. (Нет)

- Каждый ребенок имеет право при любых обстоятельствах получить защиту и помощь в первую очередь. (Да)

- Образование, игры и развлечения должны помочь ребенку стать культурным человеком. Об этом должны заботиться государство и в первую очередь родители ребенка. (Да)

-  Ребенок с физическими или психическими недостатками  должен заботиться о себе сам. (Нет)

- Каждый ребенок и его родители имеют право на особую заботу государства по охране их здоровья. (Да)

-В каждом ребенке должно воспитываться чувство дружбы и взаимопонимания между всеми народами. (Да)

- Ни один ребенок не может быть разлучен со своими родителями, кроме исключительных случаев. (Да)

И заключительный тайм «Праздничный аукцион»

Праздников существует очень много, и я предлагаю вам вспомнить все, которые вы знаете. Самое главное назовите и дату, когда этот праздник мы отмечаем. Чья команда назовет последний праздник, та и получит балл.

(1 января Новый год, 7 января Рождество, 13 января День Российской печати, 25 января Татьянин день, день студенчества, 14 февраля день Святого Валентина, 23 февраля День Защитника Отечества, 8 марта Международный женский день,  1апреля День смеха, 7 Всемирный День здоровья, 1 мая День весны и труда, 9 мая День Победы, 15 мая Международный день семьи, 24 мая День славянской письменности, 27 мая Общероссийский день библиотек, 28 мая День пограничника, 1 июня Международный день защиты детей,  12 июня День России, 1 сентября День Знаний, 5 октября День учителя,  4  ноября День народного единства, 10 декабря Международный день прав человека, 12 декабря День Конституции РФ, 27 декабря день спасателя и другие).

Подведение итогов игры. Вручение грамот и подарков. Все участники и гости получают Памятку с изречениями о праве и правах, законности, государстве.

Приложение

Памятка

О справедливости

  • Закон решает более справедливо, чем человек
  • Если кого-либо осуждают, не выслушав, это противоречит справедливости
  • Справедливость есть постоянная и неизменная воля каждому воздавать по заслугам (его праву)

О праве

  • Право – наука о добром и справедливом
  • Право учреждается для пользы человечества
  • Под защитой права никто не бывает обманут
  • Благо Отечества есть высший закон
  • Право – это искусство добра и справедливости
  • Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших правах, но нелюбим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях. (Э. Борк)

О законе

  • Законы созданы для того, чтобы более сильный не стал всемогущим
  • Законы говорят со всеми одинаково
  • Закон для деятельных, а не для тех, кто дремлет
  • Плохо дело, когда закон неясен и неопределенен
  • Бесполезно издавать законы, если им не покоряются и не подчиняются.
  • Законность основа государства.
  • Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен занать: закон (О.Бальзак)
  • Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того чтобы помогать им. (Вольтер)

Список литературы

Азаров А.Я. Права человека .- М., 2001.

Балязин В.Н. Символы, святыни и награды Российской державы.- М.: Олма-Пресс, 2004.

Лыснеко Н. Русская государственная символика: очерки.- Л., 1990.

Парламентская азбука. Под. Ред. Кудра О., Пермякова С. – Пермь, 2009.

Соболева Н.А. Символы России.- М., 1993.

Хорошкевич А.Л. Символы российской государственности.- М., 1993..

Интернет ресурсы

http://www.hymn/ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Быть гражданином"

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса о проблемах гражданственности....

Подготовка к сочинению-размышлению "Что значит быть гражданином"(презентация)

Занятие расчитано на два учебных часа.  Данная презентация лишь один из вспомогательных элементов урока....

Подготовка к сочинению-размышлению "Что значит быть гражданином" (план-конспект урока)

План-конспект урока в 7 классе. Занятие расчитано на два учебных часа....

что значит быть гражданином?

беседа с учащимися...

Классный час "Легко ли быть гражданином?", 6 класс

Мероприятие по формированию гражданско-патриотического сознания...

Презентация на тему: "Что значит быть гражданином"

Презентация разработана к уроку обществознания в 6 классе....

Парламентский урок. "Человек. Гражданин.Общество"

Парламентский урок по теме: "Гражданин. Общество. Государство"...