Парламентский урок "Учись быть гражданином"
план-конспект урока по обществознанию по теме
Урок разработан в форме интеллектуальной игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_uchis_byt_grazhdaninom.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учись быть гражданином»
Интеллектуальная игра для учащихся 6-х – 7-х классов
Мартынова Светлана Петровна
Зав. библиотекой МБОУ «СОШ № 1»
Г. Чернушка, ул. Комсомольская 36А
Телефон (34261) 40041; 89091195884
Электронный адрес: sh1.perm.chernu@mail.ru
Цель:
- в интересной и занимательной форме познакомить учащихся с символами России, законами;
- формировать гражданскую позицию;
- развивать творческую, познавательную, коммуникативную активность учащихся;
Оформление:
Электронное сопровождение игры, бланки ответов №1,2,3, таблички с цифрами 1,2,3
Участники игры:
Команды от классов, ведущий, помощник ведущего, жюри.
Ход игры.
В игре участвуют несколько команд. На экране табло: семь тем (разминка, всё о флагах, всё о гербах, сказочная переменка, гимн, у нас в Российской федерации, праздничный аукцион).
Библиотекарь: В стихотворении Николая Алексеевича Некрасова «Поэт и гражданин есть знаменитые строки:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан!
Нельзя жить в России и быть равнодушным к ее судьбе, потому что невозможно быть равнодушным к своей собственной судьбе. Это и есть гражданское чувство, и, возможно, в России – это самое сильное чувство. И сегодня я пригласила вас на интеллектуальную игру «Учись быть гражданином». Вы все уже являетесь гражданами нашей страны. Вы все россияне. Сегодня мы посмотрим, что вы знаете о той стране, в которой живете. Вас ждет семь заданий. Это разминка, всё о флагах, всё о гербах, сказочная переменка, гимн, у нас в Российской федерации, праздничный аукцион.
Начнем с РАЗМИНКИ
Первое задание у нас с вами разгадать гражданскую азбуку. На экране будут появляться вопросы и подсказки (буква на которую начинается ответ и картинка). Для ответов вам выдан бланк № 1. Вопросы будут меняться автоматически, для ответа дается 35 секунд. Все готовы? Начинаем.
- Пусть ты пока еще ребенок,
Но должен знать уже с пелёнок,
Что ты уже России сын,
Пусть маленький, но ГРАЖДАНИН.
- Друг мой!
Каждый ДЕПУТАТ
Помогать любому рад:
Городам, деревням, сёлам,
Ветеранам, новосёлам,
Всем, кто школы посещает,
Кто уроки выполняет.
Польза от него большая
Для всего родного края.
- ЖУРНАЛИСТ всё видит, слышит
И в своей газете пишет,
С собой носит диктофон,
Первым узнаёт всё он.
- ЗАКОН как правило для нас,
Свод норм и правил,
И без него никак сейчас,
Знай это, друг мой, без сомненья.
- ПЕРМСКИЙ КРАЙ на карте есть,
Нам богатство его не счесть:
Нефть, алмазы, соль, леса-
Разбегаются глаза!
Для России нашей он-
Очень важный регион!
- Мама, папа, брат и дед,
Одноклассники, сосед,
Пермяки и чернушане,
Москвичи и северяне-
Все, в России кто живет,
Называется НАРОД.
- По законам мы живём
Утром, вечером и днём.
Орган, где их создают,
Все ПАРЛАМЕНТОМ зовут.
- Чернушка - ТЕРРИТОРИЯ твоя,
Заводы, реки и поля.
Велик, могуч наш Пермский край-
Люби, цени его и знай!
Второе задание «Всё о флагах».
Вам розданы таблички с цифрами 1, 2,3. Я буду зачитывать вопрос и три варианта ответа. Посоветовавшись, вы поднимаете ту табличку с цифрой, под которой, как вы думаете, дан правильный ответ.
- Центральное русское государство окончательно сложилось к XV веку. Единого национального флага тогда ещё не было, однако у великих московских князей (а затем царей) существовали свои знамёна. Что чаще всего изображалось на этих знамёнах?
1. Лики Христа, Богородицы или святых.
2. животные.
3. солнце.
- Когда на Руси впервые появился единый национальный флаг?
1. При Иване Грозном.
2. При Александре II.
3.При Петре I
- Какие исторические события привели к появлению красного флага в России?
1. Приход к власти Николая II Романова.
2. Восстание 7 ноября 1917 года и провозглашение России советской республикой.
3. Великая Отечественная война (1941-1945)
- В каком году в Россию вернулся бело-сине-красный триколор?
1. В 1991
2. в 1995
3. в 2000
- На бланке ответов №2 напишите - Что символизируют цвета российского флага? (Есть разные версии. По одной – это единство моря, земли и неба, по другой – содружество трёх славянских народов, а третья связана с тем, что цвета флага символизируют: белый – чистоту, веру; синий- небо, благородство; кранный – героизм, отвагу, смелость, есть и такая версия: белый – это вера, синий – надежда, красный – любовь).
Третье задание «Всё о гербах»
- Как называется историческая наука, занимающаяся изучением гербов?
1. Геральдика.
2. Нумизматика.
3. Бонистика.
- На Руси задолго до принятия христианства существовал ещё один символ, позднее используемый в русской геральдике. Его изображение и сейчас присутствует на российском гербе. О каком символе идёт речь7
1. О грифоне.
2. О лике Богородицы.
3. О всаднике, поражающем копьем дракона.
- Когда произошло объединение двух символов – двуглавого орла и всадника – в одном изображении?
1. При Иване IV
2. При Александре I
3. При Петре I
- Какое изображение стало гербом РСФСР?
1. Серп и молот, окруженные венцом из колосьев.
2. Военный корабль на фоне моря.
3. В качестве герба остался двуглавый орёл.
- Новое появление двуглавого орла в России было не совсем законным: ещё до утверждения герба он появился на монетах выпущенных Банком России. В каком году это произошло?
1. В 1991
2. В 1995
3. В 2000
- На слайде вы видите изображение трёх гербов. Напишите чьи они. (Герб Российской Федерации, герб Пермского края, герб Чернушинского района)
А сейчас «Сказочная переменка»
Балл получит та команда, которая правильно ответит на вопрос первая.
1. В каких сказках герои могут пожаловаться на нарушение их права на неприкосновенность жилища? («Лиса и заяц», «Три поросёнка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
2. Герои каких сказок воспользовались правом на свободное передвижение? («Лягушка – путешественница» В.М. Гаршин, «Волшебник Изумрудного города» А.М. Волков, «Путешествие с дикими гусями» С. Лагерлёф).
3. В каких сказках нарушены права на свободу и герои оказались в плену? («Снежная королева» и «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
4. Герои каких сказок постоянно пользовались правом на свободу мысли, слова, а также на выражение своих мнений и убеждений? («Приключения барона Мюнхгаузена» Э. Распэ, «Кот в сапогах» Ш.Перро, «приключения капитана Врунгеля» А.С. Некрасов)
5. У героинь каких сказок нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? («Золушка» Ш.Перро, «Двенадцать месяцев» С.Я, Маршак, «Морозко»)
6. В каких сказках герои подвержены нарушению права на жизнь и жестокому обращению? («Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстой, «Красная шапочка» Ш.Перро, «Волк и семеро козлят»)
Государственный герб, флаг, является официальным символом любой суверенной страны. А какой еще вы знаете официальный символ? Правильно Гимн. Гимн в переводе с греческого – «Торжественная песнь в честь божества» - Хвалебная песнь. Если говорить о Государственном гимне, то слова его, как правило, патриотические, прославляют державу или правителя, отражая мировоззренческий и духовный настрой общества; музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема. И следующий тайм посвящен Гимну.
Прослушайте первый куплет гимна Российской Федерации.
А теперь ответь на вопрос в бланке № 4. Перед вам два портрета людей непосредственной участвовавших в создании гимна Российской Федерации. Естественно, один из них поэт, другой композитор. Кто есть кто. Напишите также их фамилию, имя, отчество. (Композитор Александр Васильевич Александров. Поэт Сергей Владимирович Михалков)
А теперь пришло время немного подвигаться. Следующий тайм «У нас в Российской Федерации». Я буду зачитывать утверждение. И если вы с ним согласны, вы остаетесь сидеть на месте, если нет, то встаете.
- Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право быть гражданином своей страны. (Да)
- Каждый ребенок имеет право на достойное медицинское обслуживание, на достойное жилище, питание и развлечения. (Да)
- Каждого ребенка нужно любить и выполнять все его желания. (Нет)
- В каждом ребенке должно воспитываться сознании, что его энергия и способности должны служить только ему. (Нет)
- Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование по телевизору. (Нет)
- Каждый ребенок имеет право при любых обстоятельствах получить защиту и помощь в первую очередь. (Да)
- Образование, игры и развлечения должны помочь ребенку стать культурным человеком. Об этом должны заботиться государство и в первую очередь родители ребенка. (Да)
- Ребенок с физическими или психическими недостатками должен заботиться о себе сам. (Нет)
- Каждый ребенок и его родители имеют право на особую заботу государства по охране их здоровья. (Да)
-В каждом ребенке должно воспитываться чувство дружбы и взаимопонимания между всеми народами. (Да)
- Ни один ребенок не может быть разлучен со своими родителями, кроме исключительных случаев. (Да)
И заключительный тайм «Праздничный аукцион»
Праздников существует очень много, и я предлагаю вам вспомнить все, которые вы знаете. Самое главное назовите и дату, когда этот праздник мы отмечаем. Чья команда назовет последний праздник, та и получит балл.
(1 января Новый год, 7 января Рождество, 13 января День Российской печати, 25 января Татьянин день, день студенчества, 14 февраля день Святого Валентина, 23 февраля День Защитника Отечества, 8 марта Международный женский день, 1апреля День смеха, 7 Всемирный День здоровья, 1 мая День весны и труда, 9 мая День Победы, 15 мая Международный день семьи, 24 мая День славянской письменности, 27 мая Общероссийский день библиотек, 28 мая День пограничника, 1 июня Международный день защиты детей, 12 июня День России, 1 сентября День Знаний, 5 октября День учителя, 4 ноября День народного единства, 10 декабря Международный день прав человека, 12 декабря День Конституции РФ, 27 декабря день спасателя и другие).
Подведение итогов игры. Вручение грамот и подарков. Все участники и гости получают Памятку с изречениями о праве и правах, законности, государстве.
Приложение
Памятка
О справедливости
- Закон решает более справедливо, чем человек
- Если кого-либо осуждают, не выслушав, это противоречит справедливости
- Справедливость есть постоянная и неизменная воля каждому воздавать по заслугам (его праву)
О праве
- Право – наука о добром и справедливом
- Право учреждается для пользы человечества
- Под защитой права никто не бывает обманут
- Благо Отечества есть высший закон
- Право – это искусство добра и справедливости
- Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших правах, но нелюбим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях. (Э. Борк)
О законе
- Законы созданы для того, чтобы более сильный не стал всемогущим
- Законы говорят со всеми одинаково
- Закон для деятельных, а не для тех, кто дремлет
- Плохо дело, когда закон неясен и неопределенен
- Бесполезно издавать законы, если им не покоряются и не подчиняются.
- Законность основа государства.
- Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен занать: закон (О.Бальзак)
- Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того чтобы помогать им. (Вольтер)
Список литературы
Азаров А.Я. Права человека .- М., 2001.
Балязин В.Н. Символы, святыни и награды Российской державы.- М.: Олма-Пресс, 2004.
Лыснеко Н. Русская государственная символика: очерки.- Л., 1990.
Парламентская азбука. Под. Ред. Кудра О., Пермякова С. – Пермь, 2009.
Соболева Н.А. Символы России.- М., 1993.
Хорошкевич А.Л. Символы российской государственности.- М., 1993..
Интернет ресурсы
http://www.hymn/ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Быть гражданином"
Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса о проблемах гражданственности....
Подготовка к сочинению-размышлению "Что значит быть гражданином"(презентация)
Занятие расчитано на два учебных часа. Данная презентация лишь один из вспомогательных элементов урока....
Подготовка к сочинению-размышлению "Что значит быть гражданином" (план-конспект урока)
План-конспект урока в 7 классе. Занятие расчитано на два учебных часа....
что значит быть гражданином?
беседа с учащимися...
Классный час "Легко ли быть гражданином?", 6 класс
Мероприятие по формированию гражданско-патриотического сознания...
Презентация на тему: "Что значит быть гражданином"
Презентация разработана к уроку обществознания в 6 классе....
Парламентский урок. "Человек. Гражданин.Общество"
Парламентский урок по теме: "Гражданин. Общество. Государство"...