Нации и национальные отношения
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме
План - конспект урока в двух вариантах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natsii_i_natsionalnye_otnosheniya.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по обществознанию в 8 классе
учителя истории и обществознания
МОУ Староатлашская СОШ
Старокулаткинского района
Ульяновской области
Муслимовой Голфирус Киамовны
Пояснительная записка
Для участия в конкурсе «Через урок – к правовому просвещению» я взяла тему «Нации и межнациональные отношения», урок по обществознанию в 8 классе. Россия – многонациональное государство. Добрососедские отношения между народами нашей страны важны для развития всех граждан независимо от национальной принадлежности.
Обращаясь к истории, мы видим, что за время существования наций и народностей отношения между ними были нередко напряженными и даже трагическими. И сегодня межнациональные конфликты не ушли в прошлое. Тяжелые последствия вызывает национальное насилие – подавление или принижение нации, которые могут осуществляться в разных формах: это и ущемление прав нации, и запрещение или преследование ее религии, культуры, языка, традиций и др.
Террористические акты, движение скинхедов, неонацистские группировки, столкновения на религиозной почве – все это реалии нашего времени.
Для того, чтобы найти выход из многочисленных этнических кризисов необходимо обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности, есть условие свободы любого народа.
Учащиеся должны понять: каждый человек, к какой бы нации не относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь право пользоваться всеми правами, гарантированными законом.
В этой работе представлены два варианта проведения этого урока.
Первый вариант – традиционный: есть опрос по предыдущей теме, который включает тестовые задания В и С; развернутый ответ ученика.
Изучение нового материала состоит из показа презентации «Формирование наций» (составлена мной), в которой схематично показано процесс формирования и отличительные особенности наций. Также есть работа с документом, беседа с учащимися по поставленным учителем вопросам и работа с учебником.
Во - втором варианте полностью работа с первоисточником – с Конституцией РФ. Ребята самостоятельно находят ответы на поставленные учителем вопросы.
Нации и национальные отношения.
I вариант
Нации – это богатство человечества,
это обобщение личности его;
самая малая из них несет свои особые краски,
таит в себе особую грань Божьего замысла.
А. И. Солженицын
Цели урока:
Обучающие:
- узнать о видах этнических общностей и познакомиться с их основными характеристиками;
- выявить причины межнациональных конфликтов;
Развивающие:
- увидеть разнообразные подходы к решению проблемы межэтнического взаимодействия и высказать собственную точку зрения по этому вопросу;
- уметь строить развернутый ответ на вопрос;
Воспитательная:
- воспитывать понимание того, что: «Ни один народ в мире не одарен какой – либо способностью перед другими. (Г. Лессинг)»;
- понять опасность национализма в межнациональных отношениях.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютр, проектор, мультимедийная презентация “Формирование наций”.
Литература:
1. Конституция РФ.
2. Обществознание: учебник для 8-9 кл.; под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение , 2009
3. В. О. Мушинский. Азбука гражданина. М.: - «Международные отношения», «Центр гуманитарного образования», 2001
4. Я. В. Соколов. Граждановедение. Учебное пособие для 5 кл. М.: НВЦ «Гражданин», 2002
5. Я. В. Соколов. Граждановедение. Учебное пособие для 6 кл. М.: НВЦ «Гражданин», 2002
6. Комплексный словарь русского языка. Под ред. А. Н. Тихонова.- М.: Дрофа; Русский язык –Медиа, 2009.
7. Задания и тесты по обществознанию: 11 кл./ Аверьянов Ю. И., Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И. и др. М.: Школа-Пресс, 2000.
Ход урока
I. Повторение изученного материала.
- Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп.
Ответ: могут быть приведены следующие критерии выделения социальных групп и примеры социальных групп:
- возраст (дети, молодежь, пенсионеры);
- национальная принадлежность (русские, татары, чуваши);
- доход или имущественный критерий (богатые, бедные, средний класс).
- Что определяет статус человека в обществе? (дается развернутый ответ по пятому пункту § 21 учебника)
- Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ СТАТУСОВ
СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ
1) маргинал А) приобретенный
2) белорус Б) предписанный
3) предприниматель профкома
4) 25-летний человек
5) мать
Ответ: 1-А, 2-Б, 3-А, 4-Б, 5-А
- К маргиналам относятся группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. В принципе каждый человек может оказаться в таком положении. При каких обстоятельствах это может произойти? Приведите примеры. (Повышение на работе, уволнение, переселение и др.)
II. Изучение нового материала
План
- Термин “нация”.
- Формирование наций.
- Межнациональные отношения в современном мире.
1. Нация – возникшая в процессе исторического развития солвокупность людей, для которых характерны единство территории, экономической жизни, языка, а также собственная культура.
Такое оределение понятия “нация” дается в комплексном словаре русского языка. Слово “нация” происходит от латинского слова “племя” или “народ”. Этим словом обозначают исторически сложившуюся общность людей. Они многие века жили на одной территории. У этих людей появилось характерное для них хозяйство. У них есть свой язык. У них особенная культура. У них даже особый национальный характер. Кроме нации свои языковыми, экономическми, культурными традициями отличатся род, племя, народность. Все эти понятия объединяют под общим название – этнос.
2. Формирование наций.
Показ презентации:
Кадр 1 (каждый кадр сопровождается речью учителя)
В структуре человеческого общества важное место занимают большие группы, объединяющие людей по нацинальному признаку. На земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Среди них многочисленные и малочисленные. Все они входят в состав почти 200 государств. Наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих немало таких, которые являются многонациональными.
Кадр 2
Академик Ю. В. Бромлей предложил различать две основные формы этноса:
этносоциальный организм и этникос.
Племя, народность, нация – это этносоциальные организмы. Они немыслимы вне определенной территории, вне необходимых для их функционирования социальных институтов.
Этникос же – это вся совокупность людей, осознающих свою причастность к данному этносу и проживающих не только на его территории, но и на территории других этносов.
Скажем, любой русский, где бы он ни жил, на каком бы языке ни говорил в быту, остается частицей русского этникоса до тех пор, пока он продолжает считать себя русским. Но лишь те русские, которые живут в России, составляют этносоциальный организм русской нации.
Кадр 3
В первобытном обществе людей объединяли род и племя.
Кадр 4
После появления государств (в период рабовладельческого и феодального общества) складываются народности: на основе усиления межплеменных связей смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.
Кадр 5
Развитие экономических связей внутри народности и между народностями в период становления буржуазного общества, привело к их превращению в нации.
Кадр 6
Существуют две тенденции складывания наций:
1. Из одной народности складывается несколько наций. Например: из древнерусской народности сложились русская , украинская и белорусская нации.
Кадр 7
2. Из нескольких народностей складывается одна нация. Например: булгары, ордынцы, буртасы и др. Сформировали татарскую нацию.
Кадр 8
Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, культуры, говорят на одном языке.
Кадр 9
Но бывают исключения:
- одна нация общается на нескольких языках (мордва говорят на мохша и эрзя);
Кадр 10
- несколько наций говорит на одном языке (сербы и хорваты говорят на сербохорватском языке).
Кадр 11
Нации развиваются по двум основным направлениям: дифференциация (нацинальная), интерграция (интернациональная).
Кадр 12
На протяжении формирования наций складавается национальное самосознание, которая определяется исторической памятью и сохранением обычаев и традиций своего народа.
Кадр 11
Нации характеризуются общностью территории, языка, экономики, культуры.
3. Межнациональные отношения в современном мире.
Некоторые люди верят в то, что будто бы есть “плохие” и “хорошие” национальности, их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций других народов, а нередко и результатом злонамеренной лжи, порождают окорбительные высказывания в отношении людей иной национальности, а иногда поступки, следствием которых являются межнациональные столкновения. Тогда эту искаженную психологию стараются использовать некоторые политики. Стремясь к власти, они объясняют своим избирателям два вопроса. Первый – кто их враг. Второй – что они сделают с этим врагом, когда придут к власти.
В 1933 году в Германии к власти пришли нацисты. Нацизм – это самый страшный вид национализма. Немецкие фашисты считали, что все другие нации должны служить немцам.
Послушайте отрывок из замечаний и предложений по генеральному плану “Ост” рейхсфюрер СС Гиммлера.
“Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа... Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается... в руководстве.”
Вопрос к классу: Как отзываются гитлеровские идеологи о народах нашей страны и какую участь для них уготовили? (Ответ: масса расово неполноценных, тупых людей; нуждается в руководстве, т. е. эти люди не могут самостоятельно принимать решения и поэтому их необходимо держать в изоляции, это раса рабов и слуг, их задача только выполнять волю хозяев.)
В современном обществе часто случаются конфликты между народами на национальной почве.
Вопрос к классу: Какие межнацинальные конфликты происходили и до сих пор продолжаются в мире? (Ответ: обострение отношений между киргизами и узбеками в Киргизии летом 2010 г.; выступления бандфомирований на Северном Кавказе, продолжающиеся после Чеченских войн; более полувека идет война между арабами и израильтянами на Ближнем Востоке и др.)
Вопрос к классу: Как вы думаете каковы причины межнациональных конфликтов? (после ответов учащихся учитель делает обобщения)
Причины межнациональных конфликтов:
- территориальные споры;
- неравенство социально-экономических условий;
- ограничения в использовании родного языка, запреты обучать детей на родном языке “нетитульных” наций;
- запреты занимать более высооплачивамую должность;
- отсутствие возможности исповедовать другую религию кроме государственной и др.
Закрепление.
В последнее время нередко можно услышать высказывания о том, что причина всех бед и неустройств в нашей стране кроется в наличии внутреннего «врага» - людей нерусской национальности, которые «мешают» «не дают», «препятствуют» успешному развитию страны по пути демократии.
Проявляется ли в этих рассуждениях национализм?
(Ответ: это проявление национализма. Любой народ, живущий на данной территории издавна, заинтересован в процветании этого государства, т. к. от этого зависит благополучие его семьи, его народа.)
Вопрос к классу: Как предотвратить межнациональные конфликты? Найдите в учебнике ответ на этот вопрос. (Ответ: стр. 132. Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы территориальной и персональной автономии. Это означает гарантию прав человека.)
Итог урока.
Конституция РФ дает гарантию прав человека: права нацинального самоопределения, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает.
Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Всякое выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т. е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.
Д/з § 22. Читать, ответить на воросы в конце § 22. Написать минисочинение на тему: “Нацинальный характер моего народа”
Нации и национальные отношения.
II вариант
Цель:
Обучающие:
- Выявить уровень теоретической, методической подготовки учащихся;
- Раскрыть причины межнациональных конфликтов;
Развивающие:
- Учить пользоваться первоисточниками;
- В игровой форме способствовать формированию познавательной активности учащихся;
Воспитательная:
- Формировать культуру диалога.
- Понять опасность национализма в межнациональных отношениях.
Тип урока: урок – работа с первоисточником.
Подготовительная работа:
- определяется круг проблем обсуждения, составляется список рекомендуемой литературы, подборка публикаций по теме в периодической печати;
- оформляется соответствующим образом аудитория, столы и стулья располагаются по кругу, у каждого участника брошюра «Конституция РФ»;
- при подготовке к игре учителю необходимо продумать практические задания для углубленной проработки темы.
Оборудование: брошюры «Конституция РФ»
Литература:
1. Конституция РФ
2. Обществознание: учебник для 8-9 кл.; под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение , 2009
3. В. О. Мушинский. Азбука гражданина. М.: - «Международные отношения», «Центр гуманитарного образования», 2001
Ход урока
В начале урока учитель напоминает участникам цель, порядок и регламент проведения.
Порядок проведения: учитель ставит перед учащимися вопросы, учащиеся должны ответить на эти вопросы, подтверждая свои ответы статьями Конституции РФ.
Регламент: на постановку вопроса – до 1 мин
на обдумывание - до 2 мин
на ответ - до 2 мин
«Мы, многонациональный народ России…» Этими словами начинается преамбула (вступление) к Конституции Российской Федерации. Добрые взаимоотношения между нациями – гарант стабильности государства. После распада СССР, национальный вопрос остался не до конца решенным. До сих пор нет стабильности на Северном Кавказе. Появляются люди, клевещущие на наше государство, что Россия – государство имперского типа, что у большинства народов нет прав по сохранению и развитию языка, культуры, письменности. Или, наоборот, одни народы обладают большими правами, чем другие. Давайте убедимся, правда ли это?
Вопросы:
- В Конституции России изложены идеи и духовные ценности гражданина России такие как:
- понимание общности судьбы всего многонационального народа России;
- признание принципа равноправия и самоопределения народов и др.
Есть ли в Конституции РФ статьи, фиксирующие права наций, если есть, то назовите какие?
Ответ: в ст.14, 26, 28, 66, 68, 69 зафиксированы права наций.
- В советских паспортах была графа, где обязательно указывалась национальность человека. Во время Великой Отечественной войны многие граждане СССР, принадлежащие к определенным нациям: чеченцы, ингуши, черкесы, крымские татары, поволжские немцы были депортированы в Сибирь или Казахстан. Детей, родившихся от смешанных браков, заставляли выбирать национальность одного из родителей. У многих из вас уже есть паспорта, имеется ли там графа с указанием национальности. Нет. Подтвердите статьями Конституции РФ. Ответ: ст.26. 1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
- Мы уже говорили, Россия – многонациональная страна. Для принятия законов и постановлений, ведения документации нужен общепризнанный единый язык, который был бы понятен всем. Есть ли в Российской Федерации такой язык? Найдите в Конституции РФ статьи, дающие ответ на данный вопрос.
Ответ: ст.68.1. Государственным языком Российской Федерации на
всей ее территории является русский язык.
- Имеет ли право нация на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества? Найдите в Конституции РФ статьи, дающие ответ на данный вопрос.
Ответ: ст. 26.2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на
свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Ст. 68.3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на
сохранение родного языка, создание условий для его изучения и
сохранения.
- Россия – федеративное государство, состоящее из федеративных единиц, каждая из которых обладает автономией, то есть определенной самостоятельностью, в управлении своими государственными делами. Оно имеет свои государственные органы, издающие законы, и правительство, организующее их исполнение. Среди субъектов Российской Федерации 21 республика. Республики основаны по
национальному принципу на территориях, где проживают различные
народы России. Какими законами определяется статус республики?
Найдите в Конституции РФ статьи, дающие ответ на данный вопрос.
Ответ: ст.66.1. Статус республики определяется Конституцией Российской
Федерации и конституцией республики.
- Имеют ли право республики устанавливать свои государственные языки наряду с русским языком? Найдите в Конституции РФ статьи, дающие ответ на данный вопрос.
Ответ: ст.68.2. Республики вправе устанавливать свои государственные
языки. В органах государственной власти, органах местного
самоуправления, государственных учреждениях республик они
употребляются наряду с государственным языком Российской
Федерации.
- Гарантирует ли Российская Федерация права коренных народов в соответствии общепризнанными принципами? Найдите в Конституции РФ статьи, дающие ответ на данный вопрос.
Ответ: ст. 69. Российская Федерация гарантирует права коренных
малочисленных народов в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного права и международными
договорами Российской Федерации.
- В настоящее время бытует мнение, что в России православие является государственной религией, люди, исповедующие другие религии: мусульмане, буддисты, иудеи и др., подвергаются религиозной дискриминации. Правда ли это? Докажите обратное, приводя статьи Конституции РФ.
Ответ: ст. 14.1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Ст.14.2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
- Существует ли свобода совести в России? Найдите в Конституции РФ
статьи, дающие ответ на данный вопрос.
Ответ: ст.28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода
вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или
совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой,
свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или иные
убеждения и действовать в соответствии с ними.
В конце урока делаются выводы.
Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы территориальной и персональной автономии. Это означает гарантию прав человека: права национального самоопределения, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту. В Конституции РФ прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает.
Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Всякое выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т. е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.
Д/з § 22. Читать, ответить на воросы в конце § 22. Написать минисочинение на тему: “Нацинальный характер моего народа”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийный урок по обществознанию «Нации и межнациональные отношения в РФ».
Тема урока «Нации и межнациональные отношения в РФ»Предмет обществознаниеКласс8Автор/ы урока Ерофеева Ирина ЕвгеньевнаОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №1»Страна РФРеспублика/край Респуб...
Презентация к уроку обществознания 8 класс Нации и межнациональные отношения
Презентация Нации и межнациональные отношения...
Нации и межнациональные отношения.
Урок обществознания, 8 класс. Представлена только презентация. Полная версия со всеми видеоприложениями по электронной почте: afanasieva_e_76@mail.ru...
нации и межнациональные отношения
Презентация "нации и межнациональные отношения"...
Нации и национальные отношения
Абубакирова Н.ШНации и национальные отношения «Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек – своего позвоночника»(Дж. Б. Шоу – английский драматург) «Ни один...
11 класс.Тест по теме: " Нации и национальные отношения"
Обществознание...
Нации и национальные отношения
В презентации рассмотрены следующие вопросы: понятие «этнос», признаки этносов, виды этнических общностей, межнациональный конфликт: понятие, причины; национализм и шовинизм...