Практическое тестирование для подготовки к ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему

Можно использовать при подготовке к ГИА в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testy_po_obshchestvu_2013.doc345.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инструкция по выполнению работы

           На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа

(180 минут) Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 31 задание.

Часть 1 содержит 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даются 4

ответа, только один из которых верный. При выполнении задания части 1 обведите

кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если Вы бвели не тот

номер, то зачеркните этот обведённый номер крестиком и затем обведите номер

нового ответа

        Часть 2 состоит из 5 заданий, требующих краткого ответа. Для заданий части 2

ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого месте. В

случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый

            Часть 3 включает в себя документ и 6 заданий к нему. Для выполнения этих

заданий необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе

на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями,

полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа

социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Ответы на

задания части 3 записываются на отдельном листе.

          При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем

Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценке

работы

         Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии

времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к

следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы

сможете вернуться к пропущенным заданиям.

                Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь

выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Вариант 1

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1–А20) обведите кружком

номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1.Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу

общества

1) экономическую

2) социальную

3) политическую

4) духовную

А2.Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?

1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ.

2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения.

3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.

4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.

А3.Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное

время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных

танцев. Всё это характеризует Сергея как

1) товарища

2) индивида

3) личность

4) работника

А4.Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является частью природы.

Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А5.Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском

конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной

студии. На какой ступени образования находится Виолетта?

1) начальное профессиональное образование

2) основное общее образование

3) полное (среднее) общее образование

4) среднее профессиональное образование

А6.Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А7.Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

1) прибыль

2) труд

3) налоги

4) зарплата

А8.Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека,

осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение

прибыли, называют

1) предпринимательством

2) реформированием

3) производством

4) творчеством

А9.В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая

дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика

страны Z имеет рыночный характер?

1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.

2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать

полученную прибыль.

3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия

труда.

4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.

А10.Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена

современной наукой.

Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А11.Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и

групп. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?

1) крестьяне

2) рязанцы

3) русские

4) пассажиры

А12.Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые

люди?

1) потребитель

2) избиратель

3) ученик средней школы

4) водитель

А13.Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям.

Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А14.Государственную власть осуществляет

1) ректор университета

2) Председатель Правительства

3) лидер оппозиционной партии

4) Председатель Центробанка

А15.В государстве Z верховная власть принадлежит наследственному правителю.

Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы,

утверждает судебные решения. Какая форма правления существует

в государстве Z?

1) федерация

2) абсолютная монархия

3) унитарное государство

4) республика

А16.Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.

Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определённых социальных сил.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А17.Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,

1) поддерживаются силой государства

2) регулируют поведение людей

3) опираются на силу общественного мнения

4) содержат образцы поведения

А18.Президент Российской Федерации

1) решает вопрос о доверии Правительству

2) осуществляет управление федеральной собственностью

3) разрабатывает федеральный бюджет

4) определяет основные направления внутренней и внешней политики

А19.Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример

прежде всего иллюстрирует право гражданина К. как собственника

в отношении принадлежащего ему имущества

1) владеть

2) распоряжаться

3) пользоваться

4) наследовать

А20.Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства?

А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти

осуществляет адвокатура.

Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1–В5) запишите ответ

так, как указано в тексте задания.

В1.В государстве Z установлен демократический политический режим,

а в Y государстве – тоталитарный. Сравните эти два политических режима.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт

сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) пресечение нарушений общественного порядка

2) наличие органов исполнительной власти

3) свободные выборы на альтернативной основе

4) вынесение приговоров внесудебными органами

Ответ:

Черты сходства

Черты отличия

В2.Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами

прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу, данному

в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА                                                        ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД)

А) право на охрану здоровья и медицинскую помощь                           1) гражданские (личные)

 Б) защита от произвольного вмешательства                                       2)политические

в личную жизнь                                                                                      3)социальные

В) право на защиту чести и достоинства

Г) право на свободу мирных собраний и

ассоциаций

Д) право на жизнь

 Запишите в таблицу выбранные цифры.

Ответ:  

А

Б

В

Г

Д

В3.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено

буквой.

(А)Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б)Она много

времени тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых

компьютерных программ, отслеживает изменения в законодательстве.

(В)Она правильно поступает: работнику необходимо заниматься

самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной

сфере.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих

положений.

Ответ:  

А

Б

В

В4. Прочитайте текст , проанализируйте диаграмму и выполните задание В 4 и В 5.

Социологическая служба страны Z регулярно проводит опросы общественного мнения. Гражданам был задан вопрос: «Как Вы участвуете в политической жизни страны?»

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

В 4.   Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1.   Показатели неучастия граждан в выборах находятся на стабильно высоком уровне.
  2.   Процент граждан, участвующих в демонстрациях и митингах, уменьшился.
  3.   Доля граждан, заявляющих о своем членстве в партиях, стабильно растёт.
  4.   Процент тех, кто следит за прессой и интересуется политическими событиями, незначительно вырос.
  5.   Более половины опрошенных заявили о том, что не интересуются политикой.    

Ответ: _________________________

В5. Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1.   Активная политическая жизнь не является приоритетом.
  2.   Снижение интереса в к политике может быть вызвано отсутствием ярких лидеров.
  3.   Очевидно, возрастает митинговая уличная активность граждан.
  4.   Думается, что за период проведения опросов СМИ не потеряли доверие граждан.
  5.   Доверие к политическим партиям возросло, они стали признанными лидерами общества.

Ответ: __________________________

Часть 3

Для записи ответов на задания этой части (С1–С6) используйте

отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а

затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и

разборчиво.

Прочтите текст и выполните задания C1–C6.

         Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на

человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

            Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда

утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости

вы освоите легко и быстро.

        И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную

жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых,

развлечения? Что же, нам и не радоваться? Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт.

Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…Учитесь любить учиться!

(Д.С. Лихачёв)

С1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты

текста и озаглавьте каждый из них.

С2.Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы

человеку.

С3.Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого

раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.

С4.Какие формы отдыха автор рекомендует молодым? Приведите два примера

таких форм, в каждом случае покажите, какие качества развивает данная

форма.

С5.Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, что

происходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие

знания, дайте два объяснения этой мысли.

С6.Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и

обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями)

необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни

человека.

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию

Часть 1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.

Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный

ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

А1 1

А2 3

А3 3

А4 2

А5 3

А6 3

А7 2

А8 1

А9 4

А10 2

А11 2

А12 1

А13 2

А14 2

А15 2

А16 3

А17 1

А18 4

А19 2

А20 2

Часть 2

Правильно выполненные задания В1, В3 и В4 оцениваются 1 баллом,

задания В2 и В5 оцениваются по следующему принципу: 2 балла – нет

ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более

ошибок.

№ задания Ответ

В1 1234

В2 31121

В3 112

В4 124

В5 14

Часть 3

С1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты

текста и озаглавьте каждый из них.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать

основным смысловым фрагментам текста и отражать основную

идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) роль образования в XXI в.;

2) нравственная ответственность человека науки;

3) молодые годы – время учёбы;

4) уметь найти радость в учёбе.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие

сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных

смысловых блоков

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия

(пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента

текста.

Количество выделенных фрагментов может быть различным

2

Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их

названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствую-

щих частей текста.

ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все

названия (пункты плана) отражают основную идею каждого

фрагмента текста.

1

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не

соответствуют основной идее соответствующих частей текста,

являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ Ответ неправильный.

0

Максимальный балл 2

С2.Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.?

Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы

человеку.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над

чем не сможет думать машина;

2) качества: общая интеллигентность человека, его способность

создавать новое, нравственная ответственность,

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу

формулировках.

Правильно указаны роль и два качества. 2

Правильно указана только роль.

ИЛИ Правильно указаны роль и одно качество.

ИЛИ Правильно указаны только два качества.

1

Правильно указано только одно качество.

ИЛИ Ответ неправильный. 0

Максимальный балл 2

С3.Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого

раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы

Могут быть названы следующие причины:

1) знания всё растут и усложняются;

2) именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.

Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу

формулировках.

Правильно указаны две причины. 2

Правильно указана одна причина. 1

Ответ неправильный. 0

Максимальный балл 2

С4.Какие формы отдыха автор рекомендует молодым? Приведите два примера

таких форм, в каждом случае покажите, какие качества развивает данная

форма.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например: автор рекомендует «умные» формы

отдыха, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то

способности, которые понадобятся в жизни;

2) два примера с указанием качеств, например:

 занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость,

волевые качества, умения взаимодействовать с партнерами и

соперниками;

 чтение в свободные часы художественных произведений,

развивает силу воображения, чувство сопереживания,

расширяет представления о мире и человеке.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу

формулировках.

Дан ответ на вопрос, приведены два примера, в каждом случае

показаны качества. 3

Дан ответ на вопрос, приведены один–два примера, качества

показаны только для одной из форм.

ИЛИ Дан ответ на вопрос, приведён один пример, качества

показаны для двух форм.

ИЛИ Приведены два примера, в каждом случае показаны качества.

2

Дан ответ на вопрос, приведены два примера.

ИЛИ Дан ответ на вопрос, показаны качества для двух форм

(формы не названы, но понятны из контекста).

ИЛИ Приведены два примера, качества показаны для одной из

форм.

ИЛИ Приведён один пример, качества показаны для одной–двух

форм.

1

Дан ответ и приведён пример.

ИЛИ Дан ответ и названо качество.

ИЛИ Приведены только два примера.

ИЛИ Названы только два качества.

ИЛИ Дан только ответ.

0

Максимальный балл 3

С5.Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, что

происходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие

знания, дайте два объяснения этой мысли.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы

Могут быть даны такие объяснения:

человек несёт нравственную ответственность за «всё, что происхо-

дит в век машин и роботов», так как

1) глобальные экономические проблемы, с которыми столкну-

лось человечество во второй половине XX в., во многом

вызваны интенсивной преобразовательной деятельностью

человека, характер и направленность которой в начале XXI в.

не изменились;

2) развивающаяся техника и технологии оказывают не только

позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе

потенциальную угрозу существованию человечества.

Могут быть даны другие объяснения.

Даны два объяснения. 2

Дано одно объяснение. 1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие

требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный.

0

Максимальный балл 2

С6.Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и

обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями)

необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни

человека.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы

Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):

1) в современном мире знания очень быстро устаревают,

поэтому приходится их постоянно пополнять, корректиро-

вать;

2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится

постоянно осваивать новую информацию, виды деятель-

ности.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Приведены два аргумента (объяснения). 2

Приведён один аргумент (объяснение). 1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие

требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный.

0

Максимальный балл 2

2 вариант

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1А20) обведите кружком

номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1.Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются

сферой общества

1) социальной

2) трудовой

3) экономической

4) технической

А2.Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в

1) дыхании

2) питании

3) самосохранении

4) самореализации

А3.Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в

поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной

школе по классу гитары. Все это характеризует Володю как

1) индивида

2) личность

3) ученика

4) товарища

А4.Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Климатические условия влияют на развитие общества.

Б. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А5.Что отличает искусство от других форм культуры?

1) стремление получить истинное знание

2) использование художественных образов

3) опора на представления о добре и зле

4) отражение окружающего мира

А6.Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия опирается на представления людей о влиянии

сверхъестественных сил на их жизнь.

Б. Религия устанавливает определенные правила поведения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А7.В стране Z признаются и защищаются равным образом различные формы

собственности. В своей деятельности фирмы ориентируются на

потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести

экономику страны Z?

1) плановому

2) рыночному

3) командному

4) традиционному

А8.Вознаграждение, которое предприятие обязано выплачивать работникам за

их труд, называют

1) прибылью

2) налогом

3) заработной платой

4) прожиточным минимумом

А9.Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?

1) мера стоимости

2) средство платежа

3) средство обмена

4) мировые деньги

А10.Верны ли следующие суждения о роли государства в условиях рыночной

экономики?

А. Государство в условиях рынка является основным собственником

факторов производства.

Б. Государство в условиях рынка осуществляет централизованное

распределение товаров и услуг.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А11.Структура общества представлена социальными общностями и группами в

многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по

профессиональному признаку?

1) пассажиры

2) демократы

3) горожане

4) инженеры

А12.Немецкий гуманист писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому:

родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества

говорят эти стихотворные строки?

1) организация совместного досуга

2) укрепление родственных связей

3) совместное ведение домашнего хозяйства

4) воспитание детей

А13.Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Многие социальные конфликты вызваны несовпадением интересов.

Б. Завершение конфликта всегда связано с его полным разрешением.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А14.Что является признаком любого государства?

1) взимание налогов и сборов

2) демократический режим

3) разделение властей

4) федеративное устройство

А15.В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная

власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами,

исполнительная – правительством, формируемым по результатам

парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы.

Какая форма правления сложилась в стране Z?

1) президентская республика

2) авторитарная республика

3) унитарная монархия

4) конституционная монархия

А16.Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политическая партия объединяет сторонников одной политической

программы.

Б. Политические партии предлагают решения социально-экономических

проблем общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А17.К гражданским (личным) правам человека относится право

1) на жилище

2) на судебную защиту чести и достоинства

3) на социальное обеспечение по возрасту

4) на образование

А18.В РФ установлен следующий порядок: все нормативные акты, принимаемые

органами власти и местного самоуправления, должны соответствовать

Конституции РФ. Какой признак Конституции проявляется в данной

ситуации?

1) суверенная государственность

2) высшая юридическая сила

3) прямое действие

4) особый порядок принятия

А19.Юлия взяла в банке кредит на покупку земельного участка. Ее отношения с

банком регулируются нормами права

1) трудового

2) гражданского

3) государственного

4) коммерческого

А20.Верны ли следующие суждения о трудоустройстве несовершеннолетних

граждан?

А. Работников моложе 18 лет запрещено привлекать к работе в ночное время.

Б. Несовершеннолетние граждане могут трудиться в сфере рекламы и

искусства с раннего детства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1В5) ответ

необходимо записать в указанном в тексте задания месте.

В1.Сергей – ученик 9 класса. Помимо учебы, он отдает много свободного

времени компьютерным играм.

Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания – учебу и

игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера

черт их сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия

игры от учёбы или учёбы от игры.

1) дает возможность овладеть новым опытом

2) построена на замещении реальных предметов условными

3) имеет определенные мотивы и цели

4) ведет к усвоению предметных областей

ОТВЕТ:

Черты сходства

Черты отличия

В2.Установите соответствие между конкретными правилами и видами

социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце,

подберите элемент из второго столбца.

ПРАВИЛА ВИДЫ                                                    СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) при входе  помещение        1)моральные

мужчина должен снимать        2)правовые

головной убор        3)нормы этикета

Б) Президентом РФ может быть

избран гражданин старше 35 лет,

не менее 10 лет постоянно

проживающий в России

В) каждый день надо делать какое-

то доброе дело

Г) младшие по возрасту должны

первыми приветствовать старших

Д) безбилетный проезд в

общественном транспорте

ОТВЕТ:

А

Б

В

Г

Д

В3. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено

определенной буквой.

(А) Каждый ученик изучает сегодня в школе большое количество учебных

предметов. (Б) Такое многообразие, несомненно, полезно, т.к. помогает

решать сложные образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед

школой. (В) Однако, дальнейшее расширение круга изучаемых предметов

может отрицательно сказаться на здоровье учащихся.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений

Ответ:

А

Б

В

В4. Прочитайте текст , проанализируйте диаграмму и выполните задание В 4 и В 5.

Социологическая служба страны Z регулярно проводит опросы общественного мнения. Гражданам был задан вопрос: «Как Вы участвуете в политической жизни страны?»

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

В 4.   Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1.   Показатели неучастия граждан в выборах находятся на стабильно высоком уровне.
  2.   Процент граждан, участвующих в демонстрациях и митингах, уменьшился.
  3.   Доля граждан, заявляющих о своем членстве в партиях, стабильно растёт.
  4.   Процент тех, кто следит за прессой и интересуется политическими событиями, незначительно вырос.
  5.   Более половины опрошенных заявили о том, что не интересуются политикой.    

Ответ: _________________________

В5. Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1.   Активная политическая жизнь не является приоритетом.
  2.   Снижение интереса в к политике может быть вызвано отсутствием ярких лидеров.
  3.   Очевидно, возрастает митинговая уличная активность граждан.
  4.   Думается, что за период проведения опросов СМИ не потеряли доверие граждан.
  5.   Доверие к политическим партиям возросло, они стали признанными лидерами общества.

Ответ: __________________________

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1–С6) используйте отдельный

лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к

нему.

Прочтите текст и выполните задания С1–С6.

Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость: справедливо наказание преступника; несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства людей перед законом.

          Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятия решения и ответственности за содеянное. Всюду, где человек связан с другими людьми определенными отношениями, возникают взаимные обязанности. Человека побуждает

выполнять свой долг осознание им интересов окружающих и своих обязательств по отношению к ним. Кроме знания моральных принципов важно еще и переживание их. Если человек переживает несчастья людей как свои собственные, тогда он становится способен не только знать, но и переживать свой долг. Иначе говоря, долгом является то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений. С моральной точки зрения я должен и совершать моральный поступок, и иметь соответствующее

субъективное умонастроение.

     В системе нравственных категорий важное место принадлежит достоинству личности, т.е. осознанию ею своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение.

                                                                  (По материалам энциклопедии для школьников)

С1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты

текста и озаглавьте каждый из них.

С2.Как автор характеризует нормы нравственности? Приведите три

характеристики.

С3.В тексте отмечается, что кроме знания моральных принципов важно еще и

переживание их. С опорой на текст, собственный социальный опыт,

полученные знания объясните, почему важны нравственные чувства

(назовите две причины)

С4.Что, по мнению автора, побуждает человека исполнять свой долг?

Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт,

проиллюстрируйте двумя примерами эти мотивы.

С5.В газете были опубликованы не соответствующие действительности

сведения, порочащие гражданина С. Он обратился в суд с иском против

газеты о защите чести и достоинства. Объясните действия гражданина С.

Приведите фрагмент текста, который может помочь вам в объяснении.

С6.В тексте говорится о том, что нравственность предполагает относительную

свободу воли. Представьте ситуацию, когда человека принуждают

совершать добрые дела. Некоторые считают, что в этом случае поведение

все равно будет нравственным. Приведите два аргумента в защиту или

опровержение этой точки зрения.

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию

Часть 1

Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом.

За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при

условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены и

не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не

засчитывается.

задания Ответ         № задания Ответ

А1 3                                    А11 4

А2 4                                    А12 4

А3 2                                    А13 1

А4 3                                    А14 1

А5 2                                    А15 4

А6 3                                    А16 3

А7 2                                    А17 2

А8 3                                    А18 2

А9 1                                    А19 2

А10 4                                  А20 3

                                         

Часть 2

Правильно выполненные задания В1, В3 и В4 оцениваются 1 баллом, В2

и В5 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл –

допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

В1 1324

В2 32132

В3 122

В4 124

В5 14

Часть С

С1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты

текста и озаглавьте каждый из них.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать

основным смысловым фрагментам текста и отражать основную

идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) нормы нравственности;

2) нравственность и свобода воли;

3) нравственный долг;

4) достоинство личности.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие

сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных

смысловых блоков.

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия

(пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента

текста.

Количество выделенных фрагментов может быть различным.

2

Верно выделены более половины смысловых фрагментов

текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи

соответствующих частей текста.

1

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не

соответствуют основной идее соответствующих частей текста,

являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ Ответ неверный.

0

Максимальный балл 2

С2.Как автор характеризует нормы нравственности? Приведите три

характеристики.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Могут быть приведены следующие характеристики:

1) неписаные законы (им подчиняются все, как должному);

2) стихийный характер формирования;

3) мера требований общества к людям;

4) мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или

осуждения.

Характеристики могут быть приведены в иных, близких по

смыслу формулировках.

Правильно приведены три характеристики. 2

Правильно приведена одна любая характеристика.

ИЛИ Ответ неверный.

Правильно приведена одна любая характеристика.

ИЛИ Ответ неверный.

0

Максимальный балл 2

С3.В тексте отмечается, что кроме знания моральных принципов важно еще и

переживание их. С опорой на текст, собственный социальный опыт,

полученные знания объясните, почему важны нравственные чувства

(назовите две причины). .

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В правильном ответе могут быть названы следующие

причины:

1) Переживая чужие несчастья как собственные, человек

способен переживать и свой нравственный долг.

2) Часто именно чувства, а не доводы разума, заставляют

человека совершать нравственные поступки, даже если они

идут вразрез с его интересами.

Могут быть названы другие причины.

Правильно названы две причины 2

Правильно названа одна причина. 1

Ответ неверный. 0

Максимальный балл 2

С4. Что, по мнению автора, побуждает человека исполнять свой нравственный

долг? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт,

проиллюстрируйте двумя примерами эти мотивы.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) побудительные мотивы: осознание человеком интересов

окружающих и своих обязательств по отношению к ним;

2) примеры, допустим:

- взрослый сын заботится о своих пожилых родителях,

поддерживает их материально;

- известные актеры выступили с благотворительным

спектаклем перед воспитанниками детского дома.

Побудительные мотивы могут быть приведены в иной,

близкой по смыслу формулировке.

Могут быть приведены другие примеры.

Правильно названы побудительные мотивы, приведены два

примера.

3

Правильно названы побудительные мотивы, приведен один

пример.

ИЛИ Побудительные мотивы в явном виде не названы, но два

приведенных примера свидетельствуют об их понимании.

2

Побудительные мотивы в явном виде не названы, но

приведенный пример свидетельствует об их понимании.

1

Правильно названы только побудительные мотивы.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не

соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неверный.

0

Максимальный балл 3

С5.В газете были опубликованы не соответствующие действительности

сведения, порочащие гражданина С. Он обратился в суд с иском против

газеты о защите чести и достоинства. Объясните действия гражданина С.

Приведите фрагмент текста, который может помочь вам в объяснении.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) объяснение приведенного в задании факта, например:

гражданин отстаивает свое право на общественное уважение,

незапятнанную репутацию.

Может быть дано другое объяснение приведенного в задании

факта.

2) фрагмент текста, например: «В системе нравственных

категорий важное место принадлежит достоинству личности,

т.е. осознанию ею своего общественного значения и права на

общественное уважение и самоуважение».

Дано правильное объяснение, приведен фрагмент текста. 2

Дано только правильное объяснение.

ИЛИ Приведен только фрагмент текста.

1

Ответ неверный. 0

Максимальный балл 2

С6.В тексте говорится о том, что нравственность предполагает относительную

свободу воли. Представьте ситуацию, когда человека принуждают

совершать добрые дела. Некоторые считают, что в этом случае поведение

все равно будет нравственным. Приведите два аргумента (объяснения) в

защиту или опровержение этой точки зрения.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):

- в защиту этой точки зрения, например:

1) не имеет значение, почему человек делает добрые

дела, главное, что он приносит пользу и это нравственно;

2) человек, действующий вначале по принуждению,

потом может продолжать творить добро уже по убеждению;

- в опровержение этой точки зрения, например:

1) там, где нет самостоятельно нравственного выбора,

там нет и ответственности;

2) как только давление прекратится, человек,

принуждаемый к добрым поступкам, скорее всего, откажется

продолжать такие дела. 

Могут быть приведены другие

аргументы (объяснения).

Приведены два аргумента (объяснения). 2

Приведен один аргумент (объяснение). 1

Приведены рассуждения общего характера не в контексте Максимальный балл 2

Вариант 0

Часть А

При выполнении заданий с выбором ответа (А1–А20) обведите

кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

A1. Политические партии прежде всего создаются в современном мире

представителями «среднего класса». Данный факт иллюстрирует

взаимосвязь между сферами жизни общества

1) культуры и социальной сферы

2) культуры и политики

3) политики и экономики

4) политики и социальной сферы

A2. Признаком деятельности человека, отличающей ее от поведения

животных, является

1) постановка осознанных целей

2) приспособление к внешней среде

3) использование природных веществ

4) взаимодействие с себе подобными

A3. Древнегреческий философ Демокрит утверждал: «Хорошими люди

становятся больше от упражнений, чем от природы». Процесс, в ходе

которого каждый человек усваивает правила жизни в обществе,

приобретает моральные качества, называется в обществознании

1) индивидуализацией 2) идентификацией

3) социализацией 4) стратификацией

A4. Верны ли следующие суждения о воздействии человека на природу?

А. В процессе воздействия на природу, человек ее преобразует,

создает «вторую природу».

Б. Воздействие человеческого общества на природу имеет

исключительно позитивные, направленные на сохранение природных

богатств, последствия.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

A5. В современном мире возрастает ответственность ученых за свои

открытия и исследования. Причиной этого можно считать:

1) отсутствие талантливых и знающих ученых

2) усиление воздействия науки и техники на жизнь людей

3) отказ государства от финансирования научной деятельности

4) свертывание многих научных направлений и школ

A6. Верны ли следующие суждения о тенденциях в развитии

современного искусства?

А. Современное искусство активно использует новые выразительные

средства, в том числе компьютерные технологии.

Б. Современное искусство, в отличие от прошлых эпох, утратило

интерес к человеку и его внутреннему миру, занимаясь только

глобальными проблемами человечества.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

A7. Исторически наиболее ранний тип экономики – традиционная.

Характерный для нее признак –

1) преобладание свободного рыночного хозяйства

2) регулирование производства товаров при помощи обычаев

3) конкуренция на рынках товаров монополистов и свободных

производителей

4) централизованное государственное управление хозяйством

A8. Доход владельца земельного участка называется в экономике

1) прибылью 2) рентой 3) арендой 4) процентом

A9. Фирма арендовала землю для строительства теплиц. В планах

фирмы – производство свежей зелени и овощей для крупной сети

ресторанов. Что из перечисленного характеризует такой фактор

производства фирмы как капитал?

1) теплицы и оборудование 2) договора с ресторанами

3) менеджмент и работники 4) земля для посадки овощей

A10. Верны ли следующие суждения о налоговой политике государства?

А. Посредством налоговой политики государство осуществляет

перераспределение доходов от зажиточных слоев населения к

неимущим.

Б. Снижение налогов на малый и средний бизнес способствует росту

экономики и расширению налогооблагаемой базы.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

A11. Структура общества представлена социальными общностями и

группами в многообразии их связей. Какая социальная группа

выделена по политическому признаку?

1) провинциалы 2) социалисты

3) кооператоры 4) католики

A12. Отец трудоустроил своего сына, окончившего юридический факультет

вуза, на должность юрисконсульта в принадлежащую ему фирму.

Какую функцию семьи можно проиллюстрировать приведенным

примером?

1) социально-статусную 2) социального контроля

3) эмоционально-психологическую 4) досуговую

A13. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А. Социальный контроль осуществляется как посредством

применения к личности определенных требований, выработанных

обществом, так и посредством требований личности к самой себе.

Б. Способы самоконтроля формируются у личности в процессе

взаимодействия с обществом.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

A14. Одна из задач партии в демократическом обществе –

1) участие в политической борьбе.

2) владение крупной собственностью.

3) определение цен на товары и услуги.

4) контроль над местными администрациями.

A15. Верховная власть в стране А. передается по наследству. На

протяжении веков престол передается по женской линии. Королевы

принимают от главы Совета старейшин государственную печать и

символические ключи от главного арсенала. Какая дополнительная

информация позволит сделать вывод о том, что данное государство

является конституционной монархией?

1) Королева назначает главу кабинета министров – премьер-

министра

2) Полномочия королевы ограничены принятыми в стране

законами

3) Послы иностранных государств вручают королеве верительные

грамоты

4) Королева представляет собой символическое единство нации

A16. Верны ли следующие суждения об органах местного самоуправления?

А. Органы местного самоуправления решают вопросы социального

развития своих территорий, организуют места для торговли.

Б. Деятельность органов местного самоуправления регламентируется

уставами городов (районов, сел).

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

A17. К числу политических прав граждан России, установленных

Конституцией РФ, относится право

1) избирать и быть избранным в органы государственной власти

2) на свободный выбор места жительства

3) на получение профессии в соответствии со своими

способностями

4) на неприкосновенность частной жизни и переписки

A18. Право – это регулятор общественных отношений, обеспечиваемый

1) исключительно силой общественного мнения.

2) мнением авторитетных людей.

3) привычками и традициями людей.

4) силой государственного принуждения.

A19. Гражданин Н. заказал в частной фирме «Ольга» новые пластиковые

окна, которые должны были быть установлены в течение 6 дней.

Однако фирма, приняв заказ, нарушила сроки его выполнения.

Нормы какой из отраслей российского права были нарушены в

данной ситуации?

1) кооперативного 2) финансового

3) гражданского 4) административного

A20. Верны ли следующие суждения о трудовых отношениях

несовершеннолетних?

А. Продолжительность рабочего дня для учащихся образовательных

учреждений начального и среднего профессионального образования,

совмещающих работу с учебой в возрасте от 14 до 16 лет составляет

2,5 часа.

Б. Несовершеннолетние работники имеют право на отпуск в летний

период.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Часть В

 В1. В приведенном списке указаны черты сходства класса и нации и отличия класса от нации. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

  1. занимает определенное место в системе производства
  2. складывается под влиянием объективных факторов
  3. относится к большим социальным группам
  4. принадлежность характеризует прирожденный статус личности

Черты сходства

Черты отличия

В2. Найдите в приведенном ниже списке ситуации, регулируемые нормами трудового права, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

  1. прием на работу
  2. выдача ипотечного кредита
  3. установление опеки и попечительства
  4. образование акционерного общества
  5. предоставление отпуска

Ответ: ______________

В3. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФАКТЫ

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) принятие конституции государства

1) экономическая

Б) продажа товаров в магазине

2) политическая

В) принятие присяги главой государства

Г) предвыборная агитация избирателей

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «искусство».

1) творчество, 2) живопись, 3) архитектура, 4) наука, 5) театр.

Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.

Ответ: ________________

Часть С

                                «Государство — достояние народа»

         Само слово «демократия» буквально переводится с древнегреческого как «народовластие». Главным, существенным признаком демократии является признание воли народа в качестве источника власти. Провозглашается и обеспечивается право народа на участие в разрешении государственных дел. Человек, его права и свободы ставятся в демократическом обществе, во главу угла. Вспомним в связи с этим латинские пословицы: «Государство — достояние народа», «Глас народа — глас божий».

        Демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества, начиная с сосуществования различных форм собственности в экономической сфере и плюрализма в политике (наличия различных движений, партий, идеологий) и заканчивая множественностью художественных форм в театральном искусстве, литературе, живописи и т. д.

        Представительные органы государственной власти избираются на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Выборы являются своеобразным политическим рынком, где конкурируют различные политические партии и их лидеры.

       Одним из существенных отличий демократического режима является то, что он защищает и гарантирует законом права меньшинства: хотя решение, в конечном счете, принимается в интересах большинства, однако и меньшинство, уважая этот выбор, сохраняет возможность отстаивать свои позиции.

       Демократия предполагает верховенство закона и распространение его действия на всех без исключения граждан, а также осуществление принципов разделения властей и независимости каждой из ветвей власти. Ни одна из ветвей власти — ни законодательная, ни исполнительная, ни судебная — не может обеспечить себе абсолютного доминирования в политической жизни. Чиновничество, бюрократия поставлены под контроль со стороны общества.

(По материалам «Энциклопедии для школьников»)

C1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте их.

C2. Каков буквальный смысл слова «демократия»? Укажите с опорой на текст, главный признак демократического правления.

C3. Авторы приводят латинские пословицы «Государство — достояние народа», «Глас народа — глас божий». Проиллюстрируйте проявление заявленных в них признаков любыми двумя примерами из жизни демократического государства, опираясь на текст и материал курса обществознания.

C4. Авторы считают, что демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества. Приведите три проявление многообразия в обществе, проиллюстрировав каждое из них конкретным примером.

C5. В демократических обществах не все партии и политические силы согласны с правительственным курсом. Как называется подобная позиция? Какова роль инакомыслия в демократическом правлении? Найдите в тексте цитату, которая объясняет особенности положения меньшинства в демократическом обществе.

C6. Авторы подчеркивают, что «демократия предполагает верховенство закона и распространение его действия на всех без исключения граждан, а также осуществление принципов разделения властей и независимости каждой из ветвей власти». Сформулируйте свою точку зрения в отношении авторской позиции. Назовите, опираясь на знание курса и социальный опыт, любые два последствия нарушения названных

принципов.

Ответы к заданиям 0 варианта

№ задания                                              Ответ

A1                                                                4

A2                                                                1

A3                                                                3

A4                                                                1

A5                                                                2

A6                                                                1

A7                                                                2

A8                                                                2

A9                                                                1

A10                                                              3

A11                                                              2

A12                                                              1

A13                                                              3

A14                                                              1

A15                                                              2

A16                                                              3

A17                                                              1

A18                                                              4

A19                                                              3

A20                                                              3

Часть В

В1

2314

В2

15

В3

2122

В4

4

Часть С

С1.Содержание верного ответа и указания к оцениванию                                      Баллы

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать

основным смысловым частям текста и отражать основную идею

каждой части.

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) демократия и ее признаки;

2) демократия и многообразие форм общественной жизни;

3) демократические выборы;

4) права меньшинств в демократическом обществе;

5) демократия и принцип разделения властей.

Максимальный балл                                                                                                             2

C2 Каков буквальный смысл слова «демократия»? Укажите с опорой на

текст, главный признак демократического правления.

В ответе должно быть представлены элементы:

1) Раскрыт смысл слова «демократия»:

– «демократия» буквально переводится с древнегреческого как «наро-

довластие».

2) Указан признак демократического правления:

– главным, существенным признаком демократии является призна-

ние воли народа в качестве источника власти.

Максимальный балл 2

C3 Авторы приводят латинские пословицы «Государство — достояние

народа», «Глас народа — глас божий». Проиллюстрируйте

проявление заявленных в них признаков любыми двумя примерами

из жизни демократического государства, опираясь на текст и

материал курса обществознания.

В ответе должны быть следующие элементы:

Приведены два проявления демократического правления и

иллюстрирующие их примеры, допустим:

1) Воплощение в государственной политике воли народа, например,

занятие государственных должностей выборными представителями

народа;

2) Обращение к народу в переломные моменты истории, например,

принятие на всенародном референдуме новой конституции;

Максимальный балл                                                                                                     2

C4 Авторы считают, что демократический режим предполагает

многообразие во всех сферах жизни общества. Приведите три

проявление многообразия в обществе, проиллюстрировав каждое из

них конкретным примером.

В ответе должны быть следующие элементы:

Приведены три проявления, и иллюстрирующие их примеры:

1) многообразие форм собственности, например, в хозяйственной

жизни действуют индивидуальные частные предприятия,

предприятия коллективной собственности, государственные

предприятия;

2) многообразие в социальной сфере, например, взаимосвязь и

взаимодействие представителей разных наций и народностей, людей

разных конфессий;

3) многообразие в политической сфере, например, конкуренция за

голоса избирателей разных политических партий и лидеров,

представляющих различные взгляды.

Максимальный балл                                                                                                   3

C5 В демократических обществах не все партии и политические силы

согласны с правительственным курсом. Как называется подобная

позиция? Какова роль инакомыслия в демократическом правлении?

Найдите в тексте цитату, которая объясняет особенности положения

меньшинства в демократическом обществе.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) приведено название:

– оппозиционные силы, оппозиция

2) Пояснена роль инакомыслия, например:

– инакомыслие направлено на выработку альтернативного

политического курса, предложение иных решений по преодолению

трудных для страны периодов.

3) приведен фрагмент текста: «Одним из существенных отличий

демократического режима является то, что он защищает и гаранти-

рует законом права меньшинства: хотя решение, в конечном счете,

принимается в интересах большинства, однако и меньшинство, ува-

жая этот выбор, сохраняет возможность отстаивать свои позиции».

Максимальный балл                                                                                                          2

C6 Авторы подчеркивают, что «демократия предполагает верховенство

закона и распространение его действия на всех без исключения граж-

дан, а также осуществление принципов разделения властей и незави-

симости каждой из ветвей власти». Сформулируйте свою точку

зрения в отношении авторской позиции. Назовите, опираясь на

знание курса и социальный опыт, любые два последствия нарушения

названных принципов.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося, например:

Согласие с точкой зрения автора и признание связи

демократического правления с принципами верховенства права и

разделения властей.

2) приведены два последствия, например:

– Демократическое правление невозможно, если есть люди, которые

стоят над законом, не подчиняются ему, это может привести к

произволу;

– Если одно и те же люди будут и принимать законы и исполнять их,

они будут делать это в своих интересах и не думать о народе, их

некому будет контролировать.

Максимальный балл                                                                                                                2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические задания по подготовке к ГИА по информатике

Архив с тематической подборкой задач по подготовке к ГИА по информатике...

Решение задач с практическим содержанием для подготовки к ЕГЭ

Цель дидактического материала: отработать навыки решения задач с практическим содержанием, развитие умений оценивать результаты выполненных действий, умение применять полученные знания при решении зад...

Практические советы по подготовке к школьной НПК

В данной презентации дана характеристика научно-исследовательской деятельности учащегося, алгоритм исследовательской деятельности, планы разных типов творческих работ, этикет участника конференции, ош...

Статистическая обработка результатов тестирования при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ

На основании научно-педпгогической деятельности авторов разработан сборник тестовых заданий по основным темам общено курса физики в рамках среднего общего профессионального образования [2]. Приведены ...

Использование технологии онлайн-тестирования при подготовке выпускников 9-х классов к государственной итоговой аттестации

Материал содержит информацию об использовании технологии онлайн-тестирования при подготовке к государственной итоговой аттестации...

Электронное тестирование по подготовке к учащихся 9 классов к итоговой аттестации

Вариант 3 предлагаемой тестовой работы эксплуатируется так же, как и Вариант 2....

Задания для тестирования и подготовки к ОГЭ по обществознанию по теме " Право"

Задания  для тестирования и подготовки к ОГЭ по обществознанию по теме " Право"...