ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Урок обществознания. 11 класс.
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему
ЦЕЛИ: познакомить учащихся с формами политической деятельности; показать необходимость участия каждого человека в политической жизни общества; участвовать в эвристической беседе, дискуссии, работать с документами, решать проблемные задания, делать выводы. Материал урока способствует формированию умений и навыков анализировать, рассуждать, делать выводы; работать и взаимодействовать в малых группах.
ТИП УРОКА: урок обобщения и повторения.
ФОРМА УРОКА: практическое занятие.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, раздаточный материал, анкеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Урок обществознания.
11 класс.
ЦЕЛИ: познакомить учащихся с формами политической деятельности; показать необходимость участия каждого человека в политической жизни общества; участвовать в эвристической беседе, дискуссии, работать с документами, решать проблемные задания, делать выводы. Материал урока способствует формированию умений и навыков анализировать, рассуждать, делать выводы; работать и взаимодействовать в малых группах.
ТИП УРОКА: урок обобщения и повторения.
ФОРМА УРОКА: практическое занятие.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, раздаточный материал, анкеты.
ПЛАН УРОКА:
1. Работа в государственных органах власти.
2. Участие в политических партиях.
3.Участие в выборах депутата.
4.Участие в референдуме.
5. Участие в неформальных движениях.
ХОД УРОКА
У ч и т е л ь: Не секрет, что каждый из нас так или иначе будет принимать участие в политической жизни страны. На сегодняшнем уроке нам предстоит на конкретных примерах разобрать формы политического участия, т. е. конкретные виды политической активности граждан. Человек, живущий в государстве, неизбежно включается в политическую жизнь. В ней можно участвовать активно или пассивно.
Недалек тот час, когда вы сами сможете оказывать влияние на политическую жизнь в селе, в городе, стране через выборы. Поэтому так важно приобрести полезные практические навыки в этом направлении.
Для работы на уроке вам понадобятся чистые тетрадные листы. Нам необходимо выбрать 5 учеников в счетную комиссию, которая будет подводить итоги каждого выполненного задания.
РАБОТА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ.
У ч и т е л ь: Сейчас вы получите анкету №1, на вопросы которой вам надо ответить. Внимательно её изучите и приступайте к работе (вопросы анкеты можно выводить на экран)
АНКЕТА №1
-Хотели бы Вы работать;
в мэрии;
депутатом Государственной думы;
министром;
президентом;
в полиции,
в прокуратуре?
_Не хотел (а) бы выполнять никакую из перечисленных работ.
Нужное подчеркните. Следует указать только один ответ.
Пока счетная комиссия анализирует ответы, учащимся предлагается задание.
У ч и т е л ь: На экране вы видите предвыборные лозунги американского кандидата в конгрессмены Р. Кеннеди (1986 г.)
«ВОВЛЕКАЙТЕСЬ! УЧАСТВУЙТЕ!
Если ты не часть решения проблемы, ты часть проблемы!
В демократическом обществе важно не согласие, а участие!
Наша система работает, если ты работаешь в ней»
ЗАДАНИЕ:
-Прокомментируйте предвыборные лозунги американского кандидата в конгрессмены Р. Кеннеди.
_На какие социальные группы населения, на ваш взгляд, должны были воздействовать эти лозунги?
Выполнение задания и объявление результатов первого этапа урока.
2. УЧАСТИЕ В ПОЛИТИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ.
У ч и т е л ь: Сейчас вы получите анкету №2, изучите её и ответьте на поставленные вопросы. ( Вопросы анкеты можно выводить на экран).
АНКЕТА №2
-Членами какой партии (движения) Вы хотели бы стать:
КПРФ
ЛДПР
«Единая Россия»
«Справедливая Россия»
Другой партии (укажите название только одной партии)
-Не хотел(а) бы быть членом никакой партии.
Выберите название только одной партии.
Счётная комиссия подводит итоги анкетирования, определяя степень популярности партий среди учащихся.
3. УЧАСТИЕ В ВЫБОРАХ.
У ч и т е л ь: Смоделируем ситуацию вашего реального участия в выборах. Сейчас на экран будут выведены вымышленные фамилии депутатов и название их партий ( Анкета №3).
ЗАДАНИЕ: зачеркните фамилии тех депутатов, которых Вы не поддерживаете. Оставьте в списках только одного кандидата, Которого Вы поддерживаете. И запишите выбранного вами депутата на своём листочке.
АНКЕТА №3
Иванов ( ЛДПР)
ПЕТРОВ (КПРФ)
СМИРНОВА («Яблоко»)
СПИРИДОНОВ («Справедливая Россия»)
СЕНЮШКИН ( « ЕДИНАЯ РОССИЯ»)
Счётная комиссия объявляет итоги голосования.
У ч и т е л ь: Итак, теперь мы. Имея результаты ваших ответов на вопросы анкет №2 и 3, можем сравнить их и увидеть ваши политические предпочтения и определить ваш выбор.
4. УЧАСТИЕ В МИТИНГАХ.
У ч и т е л ь : Но участвовать в политической жизни общества вовсе не обязательно только во время выборов, тем более, что они бывают не так часто. Конституция Российской Федерации предоставляет вам право изъявлять свою волю через участие в митингах, шествиях и т д.
Попробуем определить свои действия в данном направлении политической жизни страны. Ответьте на вопросы анкеты №4.
АНКЕТА № 4.
Хотели бы Вы участвовать в митингах (ненужное зачеркнуть):
-хочу;
- не хочу;
-не знаю.
- При каких бы обстоятельствах Вы бы пошли на митинг?
Счётная комиссия анализирует результаты.
У ч и т е л ь: таким образом, мы определили степень вашей политической активности.
5 УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ.
У ч и т е л ь: Но наивысшей формой волеизъявления народа является, согласно Конституции РФ, референдум. Я напоминаю, что референдум – это обращение к мнению народа с целью принятия окончательного решения по внутри- или внешне политическим вопросам. Я предлагаю вам ситуацию, по которой поступило предложение провести референдум. Посмотрите на экран, на нём выведены вопросы школьного референдума.
АНКЕТА № 5.
-Стоит ли начинать занятия в школе в 8-30 утра:
-да;
-нет.
Счётная комиссия объявляет итоги.
У ч и т е л ь: Вы убедились, что, участвуя в референдуме, вы имели возможность высказать своё
собственное мнение относительно важной для вас проблемы. Следовательно, участие в референдуме – это очень важное и ответственное событие, которое заставляет нас задумываться, размышлять, участвовать в жизни страны.
6. УЧАСТИЕ В НЕФОРМАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЯХ.
У и т е л ь: В связи с формированием в нашей стране гражданского общества всё большую роль начинают играть неформальные движения.
Неформальные движения – это организации, созданные гражданами на добровольной основе с целью привлечь единомышленников к решению определённой проблемы, выразить себя, пообщаться и т. д. Примерами могут служить движения хиппи, экологические движения, общество читателей и т. д.
Предлагаю проверить себя насколько мы с вами готовы к такой форме политического участия. На экране отражены вопросы анкеты №6.
АНКЕТА №6
- Хотели бы Вы принимать участие в неформальных движениях:
- да;
- нет;
- не знаю.
Счётная комиссия объявляет итоги.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
У ч и т е л ь: Итак, работая на уроке, мы с вами определили уровень вашей политической культуры. Посмотрите внимательно на свои личные результаты. У кого они низкие, задумайтесь о степени ответственности за то, что происходит в политической сфере. Не уподобляйтесь позиции известного сказочного героя Пескаря из сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Помните, мы с вами в ответе за всё то, что происходит с нами.
ЗАДАНИЕ: прокомментируйте высказывание, которое принадлежит В. И. Ленину: « Раб, сознающий своё рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно отыскивает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам».
Как данное высказывание может быть связано с содержанием нашего урока?
Происходит обсуждение, подводятся итоги урока.
Домашнее задание. Проанализируйте такое политическое событие, как референдум о сохранении С С С Р 17 марта 1991г.
Составьте развёрнутый ответ на следующий вопрос: « Как Вы полагаете, почему, несмотря на то, что за сохранение С С С Р проголосовало 76,4 % граждан страны, Советский Союз всё же распался в декабре 1991 года?»
Ответ свой аргументируйте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Политическая жизнь современного общества.
Урок с использованием интерактивной доски. УАктивизирует деятельность учеников. Помогает ускорить теап урока. Эта презентация является частью урока. На первых слайдах опрос, вторая часть слайдов...
Урок МХК в 9 классе «Реклама в культурной жизни современного общества»
Данный урок ставит своей целью формирование у учащихся представления о рекламе как неотъемлемой части массовой культуры, синтезирующей различные виды искусства. Основу урока составляет лекция преподав...
Повторительно-обобщающий урок "Политическая сфера современного общества" 11 класс
Тема повторительно-обобщающего урока «Политическая сфера современного общества» направлена на систематизацию знаний и умений учащихся по теме «Политическая сфера общества», закрепление полученного уро...
Повторительно-обобщающий урок по обществознанию в 11 профильном социально-гуманитарном классе "Политическая жизнь современного общества"
Представленный материал позволит обобщить и систематизировать знания в 11 профильном социально-гуманитарном классе по разделу "Политическая жизнь современного общества". Материал подготовлен в рамках ...
Контрольная работа по теме: «Политическая жизнь современного общества».
контрольная работа...
1.10-1.12 Сфера духовной культуры и её особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значимость в условиях современного общества.
Презентация содержит минимум необходимых знаний для проведения уроков, консультаций и подготовки к экзаменам по теме "Сфера духовной культуры и её особенности", "Наука в жизни современн...
Сценарный план урока обществознания 11 класс, тема : "Политическая сфера современного общества"
В ходе урока использованы приемы ТРКМ, что позволяет учащимся активо работать и усваивать материал....