Материал по олимпиадам 2013 г
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (8 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_7_klass.doc | 96.5 КБ |
olimpiada_8_klass.doc | 87 КБ |
olimpiada_9_klass.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада по обществознанию 7 класс
Задание 1.
1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.
1. герб, гимн, флаг
2. Православие, католицизм, протестантизм_
2.Что является лишним в ряду? Лишнее слово выпишите и объясните, почему вы так решили.
1. право на жизнь, право избирать, право на свободу совести, право на участие в демонстрациях
2. Искусство, наука, здравоохранение, образование
3. Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите выбранные ответы в таблицу.
3.1. Что из перечисленного является малой группой?
а) школьный класс;
б) пассажиры в автобусе;
в) семья;
г) рок-ансамбль;
д) жители одного московского района.
3.2. Что из перечисленного относится к правоохранительным органам?
а) суд;
б) Правительство России;
в) воинская часть;
г) прокуратура;
д) общество защиты прав потребителей;
е) милиция.
3.3. Что из перечисленного является проявлением межличностного конфликта?
а) борьба двух игроков соперничающих команд за мяч во время футбольного матча;
б) ссора матери и дочери из-за избранной дочерью одежды для ношения на прогулке;
в) несогласие работника с новой принятой на предприятии системой оплаты труда;
г) спор в транспорте из-за того, кто должен занять освободившееся сиденье;
д) дискуссия во время научной конференции;
е) жалоба покупателя на некультурное и грубое обслуживание продавцом в магазине.
3.1. | 3.2. | 3.3. |
Задание 2
В.1 Соотнесите типы темперамента и их характеристики и запишите ответы в таблицу: (По 1 баллу за один верный ответ)
А) холерик | 1) постоянство, медлительность, терпеливость |
Б) сангвиник | 2)страстность, целеустремленность, агрессивность |
В) флегматик | 3) жизнерадостность, общительность, поверхностность |
Г) меланхолик | 4) чувствительность, мнительность, застенчивость |
Ответы
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
В 2. Заполните двумя примерами каждое окошко таблицы потребностей. (По 1 баллу за один верный ответ)
Духовные |
|
|
Социальные |
|
|
Биологические |
|
|
В 3. Заполните пропуск в предложениях. ( по 1 баллу)
Мало не делать зла – нужно делать ________
«Продажа товара – это обмен его на деньги, а покупка – обмен денег на …»
В4. Соотнесите термины и их определения. Запишите в таблицу выбранные цифры ответа
( 3 балла за верный ответ)
1. Кодекс | А) Совокупность особых, духовных правел, регулирующих поведение человека . |
2. Конституция | Б) Сборник законов по какой- либо области права |
3. Мораль | В) Основной закон государства |
Ответы
1 | 2 | 3 |
|
|
|
В 5.. Известны четыре сферы общественной жизни. Впишите в первую колонку
таблицы их названия, а во второй обозначьте цифрами соответствующие
каждой из них явления
- Государственная Дума приняла поправки в закон о гражданстве.
- В январе-марте 2003 года уровень безработицы снизился на 2%
- по сравнению с аналогичным периодом в 2002 году.
- Недавно состоялось открытие воскресной школы для верующих.
- Семья Петровых отправилась в дом отдыха.
- В Новгородской области открылся филиал Сбербанка России.
7. Водителя оштрафовали за превышение скорости.
8. В театре состоялась премьера нового спектакля.
9. Студенты поддержали акцию «Защитим лес от пожаров!».
Название сфер общественной жизни | Явления |
|
|
|
|
|
|
|
|
Логическая задача.
В одной семье живут два брата: Ваня и Паша. Ваня по четным числам всегда говорит правду, а по нечетным лжет. Паша поступает в точности наоборот: всегда лжет по четным числам и говорит правду по нечетным. Однажды случилось так, что каждый из них произнес: «Завтра я буду говорить правду».
.1. Как такое возможно?
__________________________________________________________________
.2. Сколько раз в году бывают такие дни?
__________________________________________________________________
.3. Кто при этом сказал правду — Ваня или Паша?
Ответы.
Задание 1.
1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.
1. герб, гимн, флаг –государственные символы
2. Православие, католицизм, протестантизм-три основных направления христианской религии
По 2 балла за каждый правильный ответ. Всего-4 балла
2.Что является лишним в ряду? Лишнее слово выпишите и объясните, почему вы так решили.
1. право на жизнь, право избирать, право на свободу совести, право на участие в демонстрациях - естественное право, остальные- политические права
2. Искусство, наука, здравоохранение, образование -социальная сфера, остальные-духовная сфера
По 2 балла за каждый правильный ответ. Всего-4 балла
3. Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите выбранные ответы в таблицу.
3.1. | 3.2. | 3.3. |
в | г е | б г |
Всего-5 баллов
В.1 Соотнесите типы темперамента и их характеристики и запишите ответы в таблицу: (По 1 баллу за один верный ответ) Всего 4 балла
А) холерик | 1) постоянство, медлительность, терпеливость |
Б) сангвиник | 2)страстность, целеустремленность, агрессивность |
В) флегматик | 3) жизнерадостность, общительность, поверхностность |
Г) меланхолик | 4) чувствительность, мнительность, застенчивость |
Ответы
А | Б | В | Г |
2 | 3 | 1 | 4 |
В 2 Заполните двумя примерами каждое окошко таблицы потребностей. (По 1 баллу за один верный ответ) Всего 6 баллов
Духовные |
религия | творчество |
Социальные | Общение с людьми | Стремление к власти |
Биологические | дыхание | еда |
В 3. Заполните пропуск в предложении. (По 1 баллу за верный ответ)
Всего 2 балла
«Продажа товара – это обмен его на деньги, а покупка – обмен денег на ______ Товар
Мало не делать зла – нужно делать ________Добро
В 4. Соотнесите термины и их определения Запишите в таблицу выбранные цифры ответа
( 3 балла за верный ответ)
1. Кодекс | А) Совокупность особых, духовных правел, регулирующих поведение человека . |
2. Конституция | Б) Сборник законов по какой- либо области права |
3. Мораль | В) Основной закон государства |
Ответы
1 | 2 | 3 |
Б | В | А |
В 5. Известны четыре сферы общественной жизни. Впишите в первую колонку
таблицы их названия, а во второй обозначьте цифрами соответствующие
каждой из них явления ( 1 балл за названные сферы и по 1 баллу за правильное расставленное явление. Всего 9 баллов).
1) Государственная Дума приняла поправки в закон о гражданстве.
2) В январе-марте 2003 года уровень безработицы снизился на 2%
по сравнению с аналогичным периодом в 2002 году.
3) Недавно состоялось открытие воскресной школы для верующих.
4) Семья Петровых отправилась в дом отдыха.
5) В Новгородской области открылся филиал Сбербанка России.
6) Водителя оштрафовали за превышение скорости.
7) В театре состоялась премьера нового спектакля.
8) Студенты поддержали акцию «Защитим лес от пожаров!».
Название сфер общественной жизни | Явления |
политика | 1 8 |
экономика | 2 5 6 |
Культура духовность | 3 7 |
Социальная сфера | 4 |
Логическая задача.
В одной семье живут два брата: Ваня и Паша. Ваня по четным числам всегда говорит правду, а по нечетным лжет. Паша поступает в точности наоборот: всегда лжет по четным числам и говорит правду по нечетным. Однажды случилось так, что каждый из них произнес: «Завтра я буду говорить правду».
1. Как такое возможно?
__________________________________________________________________
.2. Сколько раз в году бывают такие дни?
__________________________________________________________________
.3. Кто при этом сказал правду — Ваня или Паша?
Ответы:
- Это возможно, только если подряд идут два нечетных числа (при смене месяца).
- Такое бывает 7 раз в обычном году и 8 раз в високосном.
- Правду сказал Паша.
До 3 баллов за задачу
Итог-40 баллов
Предварительный просмотр:
Олимпиада 8 класс
1Выберите правильные ответ (ответы):
1. Закончите определение: "Общество - это...":
а) совокупность производственных отношений;
б) сложная иерархически организованная система отношений людей и социальных групп;
в) система отношений между людьми, регулируемая юридическими законами;
г) система отношений между людьми по поводу политической власти.
2. Мировые религии объединяет схожесть
а) образа жизни
б) обрядов и ритуалов
в) нравственных ценностей
г) исторического пути развития
3. Одним из атрибутов государства является:
а) профсоюз;
б) правящая партия;
в) публичная власть;
г) церковь.
4. Понятие «экономика» первоначально означало:
а) управление сельским поместьем;
б) денежное обращение;
в) обмен результатами труда;
г) правила ведения домашнего хозяйства.
5. Рациональное поведение хозяйствующих субъектов означает:
а) своевременную уплату налогов;
б) сопоставление выгод и издержек;
в) завышение цен на свою продукцию по сравнению с другими
конкурентами;
г) максимизацию прибыли.
6. Игра, учение, труд выступают в качестве
а) критериев истины;
б) видов деятельности;
в) социальных качеств;
г) биологических потребностей.
7. Силой государства обеспечиваются нормы
а) моральные;
б) правовые;
в) религиозные;
г) все перечисленные.
8. Прибыль равна ...
а) сумме денег, вырученной от реализации товаров и услуг;
б) сумме денег, которую получает за свой труд предприниматель;
в) выручке от реализации товаров и услуг, за вычетом всех расходов
по производству и продаже;
г) вознаграждению предпринимателя, полученному им в денежной форме.
9. Государственный бюджет - это ...
а) план государственных доходов и расходов на год;
б) количество денег на счету в Центральном банке, реально собранных
правительством за год;
в) количество денег, имеющихся в наличие у правительства;
г) общая сумма всех поступлений в государственную казну за год.
10. Мировоззрение может существовать
а) только в том обществе, где развита наука
б) в обществе, где есть люди, специально занимающиеся
умственным трудом
г) в любом обществе с периода его возникновения
е) в обществе, где на смену язычеству пришла религия
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Задания для выбора ответа
(«да» — если высказывание верно, «нет» — если высказывание неверно)
1.1. До получения на руки экземпляра трудового договора работник не вправе приступать к работе.
1.2. При прочих равных условиях, снижение величины совокупных инвестиций может спровоцировать рецессию в экономике.
1.3. Если у вас нет собаки, ее не отравит сосед. У меня есть собака. Значит, сосед ее отравит. Верно ли я рассуждаю?
1.4. Традиционные культуры стремятся к целенаправленному преобразованию мира, обеспечению власти человека над природой.
1.5. Элита общества — это группа людей, стоящая на верхней ступени иерархии, способная создавать образцы потребностей и поведения.
1.6. К характерным признакам государства относится выборность органов государственной власти.
1.7. Публичные слушания являются одной из форм непосредственной демократии.
1.8. Президент Российской Федерации вправе отменить закон, противоречащий Конституции Российской Федерации.
1.9. В командной экономике потребности людей могут быть ограничены решением правительства.
1.10. Проблема ограниченности ресурсов может быть решена, если государство будет печатать столько денег, сколько нужно каждому человеку.
3. Задания на ряды
Назови понятие, общее для приведенных ниже слов, объединяющее их:
А) Социология, политология, демография ___________________________
Б) Скромность, порядочность, ответственность _______________________
В) Холерик, сангвиник, флегматик _________________________________
Г) Монархия, республика, тирания __________________________________
Д) Дворянство, купечество, духовенство _____________________________
4. Установите соответствие между примером и типом межличностных отношений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры.
Пример Тип межличностных
отношений
А) ссора подруг 1) формальные
Б) собеседование при приеме на работу 2) неформальные
В) разговор ученика с завучем школы
Г) дружеская беседа соседей
А | Б | В | Г |
5. Заполни таблицу, используя указанные в перечне структурные элементы. Перечень хаотичен. В таблице следует указать буквенное обозначение того или иного структурного элемента.
А) Первобытное Б) Земледельцев и скотоводов В) Формы собственности
Г) Феодальное Д) Постиндустриальное Е) Способ производства Ж)Рабовладельческое З) Охотников и собирателей И) Индустриальное К)Капиталистическое
Ответы.
Задание1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
б | в | в | г | б | б | б | в | а | г |
Максимальная оценка — 10 баллов
Задание 2
Ответы:
1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 1.9. 1.10.
нет да нет нет да нет да нет нет нет
По 1 баллу
Максимальная оценка — 10 баллов
3. Задания на ряды
За полный правильный ответ по каждой позиции – 2 балла.
А) Общественные науки или науки об обществе, или социальные науки
Б) Социальные нормы (моральные нормы), которые принято рассматривать как положительные качества характера человека.
В) Типы темперамента.
Г) Формы государственного правления. Ответ «формы государства» неправильный.
Д) Привилегированные сословия в феодальном обществе или привилегированные сословия в России до 1917 г.
Максимальная оценка — 10 баллов
Задание 4
А | Б | В | Г |
2 | 1 | 1 | 2 |
Максимальная оценка — 4балла
Задание 5.
Каждая правильно указанная позиция оценивается 1 баллом.
Задание повышенного уровня сложности, рассчитанное на развитое логическое мышление.
Набор букв под «В» должен быть именно в таком порядке.
Набор букв под «Е» должен быть именно в таком порядке.
Максимальная оценка-10баллов
Всего-44 балла
Предварительный просмотр:
9 класс
Задание 1. Выберите правильные ответ (ответы):
1. Как следует назвать учение, согласно которому жизнь человека полностью предопределена, в ней нет места для свободы воли?
а) Фатализмом
б) Догматизмом
в) Материализмом
г) Анархизмом
2. Право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой называется:
а) свободой слова
б) свободой совести
в) свободой веры
г) свободой передвижения
д) свободой собраний
3. Какой тип легитимности власти характерен для монархических форм правления?
а) Харизматический
б) Традиционный
в) Рационально-легальный
г) Нет соответствующего
4. Социальная группа это совокупность индивидов:
а) случайно оказавшихся в определенном месте в одно и то же время
б) которые имеют относительно общие взгляды и связаны друг с другом относительно устойчивым взаимодействием
в) с одним общим качеством, которое расценивается в определенной ситуации как социально значимое
г) имеющих общее мнение относительно определенной социальной проблемы
5. Процесс утраты церковью влияния на различные сферы жизни общества называется:
а) Секуляризация
б) Модернизация
в) Демократизация
г) Экуменизм
6. В соответствии с Семейным кодексом в России брачный возраст составляет:
а) 14 лет
б) 16 лет
в) 18 лет
г) 21 год
д) 22 года
7. Закончите определение: "Общество - это...":
а) совокупность производственных отношений
б) сложная иерархически организованная система отношений людей и социальных групп
в) система отношений между людьми, регулируемая юридическими законами
г) система отношений между людьми по поводу политической власти
8. Интуиция - это:
а) чувственное познание
б) познание сверхъестественного
в) способность предвидения
г) непосредственное схватывание сущности вещи
9. К числу параметров, характеризующих социальный статус личности не относится:
а) возраст
б) пол
в) коэффициент интеллекта
г) семейное положение
д) профессия
10. Что относится к политическим правам и свободам личности?
а) право избирать и быть избранным в органы государственной власти
б) право объединяться в общественные организации
в) право проводить митинги, демонстрации, пикеты
г) право на справедливый суд
11. К какой из подсистем общества (сфер общественной жизни) относится институт семьи?
а) Экономической
б) Социальной
в) Политико-правовой
г) Духовной
д) Ни к одной из выше перечисленных
12. К какому типу государства (по форме правления) относится современная Россия?
а) Смешанная республика
б) Парламентарная республика
в) Конституционная монархия
г) Дуалистическая монархия
д) Федеративное государство
е) Демократическое государство
13. Способность лица, группы лиц, отдельных объединений, институтов или государства осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на поведение людей - это:
а) Плюрализм
б) Насилие
в) Эффективность
г) Власть
14. Что не является признаком тоталитаризма?
а) Централизованная власть
б) Господство одной идеологии
в) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную
г) Контроль государства за всеми сферами общественной жизни
15. Деньги - это:
а) финансовый актив, используемый для совершения сделок
б) законное платежное средство для покупки товаров и услуг
в) запас ценности, единица счета, средство обращения и средство платежа
г) все ответы верны
Задание 2. Напишите напротив утверждений, которые верны – «да», а напротив тех, которые неверны – «нет».
1. Российский парламент (Федеральное собрание) состоит из двух палат.
_______
2. Общество относится к саморазвивающимся системам.
_______
3. В случае невозможности личного участия в выборах допускается выдача доверенности на другое лицо с целью голосования за кандидата, указанного в доверенности.
_______
4. Прогресс исторического развития противоречив: в нём можно найти как прогрессивные, так и регрессивные изменения.
_______
5. Способ производства материальных благ (экономический способ производства) включает в себя средства и предметы труда, а также производственные отношения.
_______
6. Конституционные монархии делятся на абсолютные, ограниченные, дуалистические и парламентарные.
_______
7. Индивид, личность, индивидуальность – понятия, не являющиеся тождественными.
_______
Задание 3. Заполните таблицу:
? | ? |
? | 1. регулирует отношения между органами власти и гражданами 2. устанавливает, какие деяния являются преступными и каково наказание за их совершение 3. регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения 4. устанавливает основы государственного устройства, регулирует вопросы защиты прав человека 5. определяет порядок разрешения уголовных дел 6. регулирует гражданско-правовые отношения, усложнённые иностранным элементом 7. регулирует межгосударственные (властные) отношения |
Задание 4.
Выявите понятие, которое является лишним в данном ряду. Объясните свой выбор
- Акциз, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, подоходный налог
- Буддизм, ислам, иудаизм, христианство.
- Восприятие, суждение, ощущение, представление.
Задание 5.
По какому принципу образованы ряды? Определите понятие, общее для каждого ряда.
- Развитие производительных сил; возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку; растущая степень удовлетворения потребностей человека.
- Рабство, касты, сословия, классы.
Задание 6.
Большинство понятий и терминов современного обществознания имеет греческие и латинские корни. Перед вами слова, полученные путем их буквального перевода на русский язык. Ваша задача назвать соответствующий русскому переводу научный термин
- Сидящий впереди (лат.) __________________
- Власть лучших (греч.) ____________________
- Домоводство (греч.) ______________________
- Любовь к мудрости (греч.) ________________
- Дело народа (лат.) ________________________
- Твердый отпечаток________________________
Задание 7.
В одной из развитых демократических стран журналистка опубликовала на страницах женского журнала очерк с указанием имен и фамилий участников семейной драмы, рассказанной ей в поезде случайной
попутчицей. Попутчица подала в суд и ...
Допишите текст, указав, выиграла либо проиграла суд случайная попутчица. Аргументируйте свой выбор.
Ответы
Задание1.
Номер | Ответ | Баллы | Номер | Ответ | Баллы |
1 | А | 1 | 9 | В | 1 |
2 | Б | 1 | 10 | А, Б, В | 1 |
3 | Б | 1 | 11 | Б | 1 |
4 | В | 1 | 12 | А | 2 |
5 | А | 2 | 13 | Г | 1 |
6 | В | 1 | 14 | В | 1 |
7 | Б | 1 | 15 | Г | 2 |
8 | Г | 1 |
Количество баллов-18 б
Задание 2. Напишите напротив утверждений, которые верны – «да», а напротив тех, которые неверны – «нет».
1. Российский парламент (Федеральное собрание) состоит из двух палат.
_______
да (1 б.)
2. Общество относится к саморазвивающимся системам.
_______
да (1 б.)
3. В случае невозможности личного участия в выборах допускается выдача доверенности на другое лицо с целью голосования за кандидата, указанного в доверенности.
_______
нет (1 б.)
4. Прогресс исторического развития противоречив: в нём можно найти как прогрессивные, так и регрессивные изменения.
_______
да (1 б.)
5. Способ производства материальных благ (экономический способ производства) включает в себя средства и предметы труда, а также производственные отношения.
_______
нет (производительные силы, включ. также и человека) (2 б.)
6. Конституционные монархии делятся на абсолютные, ограниченные, дуалистические и парламентарные.
_______
нет (1 б.)
7. Индивид, личность, индивидуальность – понятия, не являющиеся тождественными.
_______
да (1 б.)
Количество баллов – 8 б.
Задание 3. Заполните таблицу:
Ответ:
Отрасль права (1 б.) | Предмет регулирования (1 б.) |
1. административное право (1 б.) 2. уголовное право (1 б.) 3. гражданское право (1 б.) 4. конституционное право (1 б.) 5. уголовно-процессуальное право (1 б.) 6. международное частное право (2 б.) 7. международное публичное право (2 б.) или международное право (1 б.) | 1. регулирует отношения между органами власти и гражданами 2. устанавливает, какие деяния являются преступными и каково наказание за их совершение 3. регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения 4. устанавливает основы государственного устройства, регулирует вопросы защиты прав человека 5. определяет порядок разрешения уголовных дел 6. регулирует гражданско-правовые отношения, усложнённые иностранным элементом 7. регулирует межгосударственные (властные) отношения |
Количество баллов – 11 б.
Задание 4.
1. Лишнее подоходный налог (прямой), все- косвенные
2.лишнее иудаизм( нац), все – мировые религии
3. лишнее суждение
Все – формы чувственного познания
Количество баллов – 6 б. ( за правильно указанное слово 1 балл и объяснение 1 балл)
Задание 5.
1.критерии прогресса
2. соц. слои, страты
Количество баллов – 2 б.
Задание 6.
1.-президент
2. олигархия
3. экономика
4. философия
- демократия
- стереотип
Количество баллов – 6 б.
Задание 7.
Попутчица выиграла процесс. Аргументация: в развитой демократической стране предполагается наличие правового государства, где в судебном порядке защищаются права человека, в том числе существует право на тайну личной жизни.
Количество баллов – 2 б.
Всего-53 балла
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада 2013
Этот материал подготовлен в связи с предстоящими Олимпийскими играми в Сочи....
7 -я Городская Олимпиада 2013
В период с 04 апреля по 06 апреля 2013 года в Педагогическом университете проводилась 7-я Городская Олимпиада по технологии среди обучающихся муниципальных образовательных учреждений г.Волгограда...
Олимпиада 2013-14
Методические рекомендации к олимпиаде по обществознанию, муниципальный этап,2013-14...
предметные олимпиады 2013-2014 уч.год
школьный тур предметной олимпиады в коррекционной школе 8 вида...
Олимпиада 2013-2014
Олимпиадные задания для 5-11 классов...
Школьная олимпиада 2013-2014 уч. год. Изобразительное искусство 2-3 классы, индивидуальный тур
Передавая разные эмоциональные состояния необходимо выразить разные качества и разные характеристики яблока.Построить орнаментальную композицию в квадрате по законам симметрии «Платок зимы» и т.д....
ПРИКАЗ № 1030-п от 16.12.2013 об итогах муниципального этапа олимпиады 2013-2014 уч. год
В данном приказе представлены результаты муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по географии в 2013-2014 учебном году(победители и призеры)...