Урок по обществознанию в 10 классе "Нравственные ориентиры деятельности"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме
Методическая разработка урока по обществознаию для 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._nravstvennye_orientiry.doc | 62.5 КБ |
sotsiologicheskiy_opros_k_uroku_nravstvennye.doc | 41 КБ |
kartochki_dlya_ranzhirovaniya_k_uroku.doc | 31 КБ |
poslovitsy.doc | 24 КБ |
tekst._byt_chelovekom.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по обществознанию в 10 классе
Учитель- Малышева Г.М.
Тема: Нравственные ориентиры деятельности
Цели: 1.Сформировать знания уч-ся по данной теме.
2. Продолжить работу по формированию интеллектуальных навыков.
3. Содействовать воспитанию нравственных чувств.
Оборудование:
1.Классная доска:
мораль, нравственность, этика, нравственные ценности
______________ ______________ ____________ _________________
«Тот, кто добр, - свободен, даже если он раб.
Тот, что зол,- раб, даже если он король»
А. Аврелий
__________ ________ _________ _________ _________ __________
Духовный регулятор
Функции морали: Моральная оценка
Моральное воспитание
( схема заполняется в ходе урока, по мере изучения вопросов темы)
___________ __________ _________ _________ ______________ _________
2. Текст «Десять Божьих заповедей»
3. Пословицы о совести
4. Текст «Быть человеком»
5. Карточки для ранжирования «Нравственные ценности»
I.Целевые установки Дом. задание - написать эссе по суждению А.Аврелия
- Мы продолжаем говорить о духовной деятельности человека, помня, что человек – создание духовное. И в этом главное назначение человека.
- Повторим: мораль, нравственность, этика?
- Откуда в обществе появились нормы морали?
- Какие нормы морали из «Десяти Божьих заповедей» вы помните? (текст)
- «Золотое правило» нравственности?
Наш урок - семинар, т.е. он предполагает вашу самостоятельную подготовку к уроку по вопросам нашей темы: вы готовили сообщения, проводили в школе социологический опрос.
Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями: функции и категории морали, нравственные ценности (на доске)
- Проблемная ситуация: что означает суждение? ( ответ в конце урока)
«Тот, кто добр, - свободен, даже если он раб.
Тот, что зол,- раб, даже если он король» Августин Аврелий
План урока:
1. Мораль как духовный регулятор жизни
2. Моральная оценка.
3. Моральное воспитание
1. Мораль как духовный регулятор жизни. ( 5 чел)
- Сообщение по итогам социологического опроса №1
Как вы понимаете добро?
Выбор ответа:
- нормы морали (30% респондентов)
- конкретные поступки, которые вы расцениваете как хорошие (50% респондентов)
- отсутствие зла ((20% респондентов)
- Сообщение по итогам социологического опроса №2
В чем, по вашему мнению, основная причина зла в мире?
Выбор ответа:
- во внешних обстоятельствах: голод, стихийные бедствия - стихийное зло
(38% респондентов)
-основная причина зла в природе людей: их алчности, зависти, неумение справиться с собственными желаниями - зло моральное (62% респондентов)
- Сообщение уч-ся «Добро и зло как главные категории морали»
Зло стихийное и моральное.
Добро и зло суть имена, обозначающие наши расположения и отвращения. (Т.Гоббс)
Добро – это то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что
уничтожает жизнь или препятствует ей. ( А.Швейцер)
- Сообщение уч-ся «Долг как категория морали»
Долг – личностное ответственное следование нравственным ценностям
- Сообщение уч-ся «Честность как категория морали»
Честь – это достойные уважения качества личности, проявляющиеся во всей деятельности.
- Сообщение уч-ся «Категория счастья. Моральный идеал»
- Итак, мы с вами услышали сообщения о категориях морали: добро, зло, долг, честность, счастье, моральный идеал.
Давайте определим нравственные ценности в нашей жизни - проранжируем
нравственные ценности. Для этого необходимо расположить 18 карточек по степени
значимости в жизни человека. (См. Приложение)
( Ранжирование. Беседа по результатам)
2.Моральная оценка.
- Сообщение по итогам социологического опроса №3
Чем вы в первую очередь руководствуетесь в своих поступках?
Выбор ответа:
-соображениями пользы (23% респондентов)
- совестью (60% респондентов)
-сиюминутными желаниями (7% респондентов)
-соблюдением приличий (10% респондентов)
Сообщения уч-ся «Совесть как категория морали»
Совесть – это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими в деятельности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг.
Совесть - внутренний голос. Внутренний судья. Личный опыт убеждает человека, что совесть выражает себя непосредственно, помимо нашего желания.
Вопрос о том, что такое совесть задавался детям в возрасте от 5 до 9 лет.
6-летняя девочка сказала, что совесть – это место внутри тебя, которое жжет, если ты поступаешь нехорошо.
Мальчик 9 лет объяснил, что это голос внутри, который говорит «Нет!», когда вы хотите сделать что-нибудь плохое, например, побить младшего брата. Он сказал, что совесть спасала его много раз.
Совесть не только говорит человеку, что плохо или хорошо в нравственном отношении, но обязывает его делать хорошее, избегать делать дурное, сопровождая добрые действия чувством радости или удовлетворения, а плохие действия - чувством стыда, страха, душевной муки.
Американский психолог Добсон отмечает, что совесть - данная Богом способность отличать плохое от хорошего.
Ученые свидетельствуют, что не найдено ни одного самого дикого племени, которое было бы чуждо понятий о добре и зле.
- Сообщения уч-ся «Пословицы о совести»
- Сообщения уч-ся «Моральная оценка»
Моральная оценка - это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций
требований общества или отдельной личности.
- Сообщения уч-ся «Нравственные искания в истории общества»
3.Моральное воспитание
- Сообщение по итогам социологического опроса №4
В чем главное предназначение морали?
Выбор ответа:
-мораль помогает дать оценку действиям окружающих и своим собственным поступкам (60% респондентов)
-мораль способствует личностному росту (33% респондентов)
-в реальной жизни мораль не играет никакой роли, без нее легко можно обойтись (7% респондентов)
Сообщения уч-ся «Моральное воспитание»
- Моральные начала формируются под влиянием окружающих
- Нравственное самовоспитание
4. Работа с текстом «Быть человеком» (см. Приложение)
III.Итоги урока
- Мораль с ее нормами и категориями дает нам нравственные ценности.
- Нравственные ценности - это духовные ориентиры в жизни человека. То, что ценно и свято для человека и общества.
- О каких ценностях евангельское суждение?
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше». (Евангелие от Мт., гл 6)
( Беседа)
- Ответ на главный вопрос урока (объяснить суждение А.Августина)
Предварительный просмотр:
Социологический опрос №1
Вопрос | Ответы | Сделанный выбор |
Как вы понимаете добро? | - нормы морали | |
- конкретные поступки, которые вы расцениваете как хорошие | ||
- отсутствие зла |
Социологический опрос №2
Вопрос | Ответы | Сделанный выбор |
В чем, по вашему мнению, основная причина зла в мире? | - во внешних обстоятельствах: голод, стихийные бедствия ( стихийное зло) | |
-основная причина зла в природе людей: их алчности, зависти, неумение справиться с собственными желаниями |
Социологический опрос №3
Вопрос | Ответы | Сделанный выбор |
Чем вы в первую очередь руководствуетесь в своих поступках? | -соображениями пользы - совестью | |
-сиюминутными желаниями | ||
-соблюдением приличий |
Социологический опрос №4
Вопрос | Ответы | Сделанный выбор |
В чем главное предназначение морали? | -мораль помогает дать оценку действиям окружающих и своим собственным поступкам | |
-мораль способствует личностному росту | ||
-в реальной жизни мораль не играет никакой роли, без нее легко можно обойтись |
Предварительный просмотр:
Высокие запросы ( высокие требования к жизни) | Воспитанность ( хорошие манеры) | Аккуратность | Чуткость ( заботливость) |
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) | Исполнительность ( (дисциплинированность) | Трудолюбие | Жизнерадостность |
Ответственность ( чувство долга, умение держать слово) | Образованность (широта знаний, высокая общая культура) | Непримиримость к недостаткам в себе и к другим | Честность ( правдивость, искренность) |
Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов | Самоконтроль ( сдержанность, самодисциплина) | Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения) | Терпимость (умение прощать другим их ошибки и заблуждения) |
Широта взглядов ( умение понять чужую точку зрения, уважать чужие вкусы, обычаи ) | Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) |
Предварительный просмотр:
Пословицы
- Жизнь дана на добрые дела.
- Кто огня не бережется, тот скоро обожжется.
- Худые дела не доведут до добра.
- Совесть не повесть, в архив не сдашь.
- Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
- Злая совесть стоит палача.
- Кривой зеркала не любит.
- За совесть, зачесть хоть голову снесть.
- Есть слезы – есть и совесть.
- Упавшего не считай за пропавшего.
- Кайся, да опять за старое не принимайся.
Предварительный просмотр:
Быть человеком
Человек всегда пытается стать кем-то (ученым, художником, пожарником...) и вполне естественно пытается привести себя к конкретному виду деятельности или образу жизни. И только став кем-то по-настоящему, постигнув все искусы и тонкости своей профессии, он начинает понимать, что дело не в том, чтобы стать кем-то, а в том, чтобы в любой профессии оставаться самим собой – человеком, живущим в режиме подлинно человеческого бытия: любви, красоте, сострадании...
Быть обыкновенным человеком очень трудно: все стремятся к исключительности, все чувствуют себя такими многосторонними и сложными, что быть просто человеком, вероятно, доступно в наше время немногим.
Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. – М.,
1997. – С. 312.
Вопросы и задания
1. Ответу, на какие из «вечных вопросов», посвящен данный текст?
2. Какой смысл вложен в слова «оставаться... человеком»?
3. Вчитайтесь в строки, поясняющие утверждение: «Быть обыкновенным человеком очень трудно». Как вы думаете, почему в привычное словосочетание «обыкновенный человек» в данном случае вложен такой высокий смысл?
4. Подумайте, кого из людей, окружающих вас, можно назвать в высоком смысле обыкновенными людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование гражданских качеств учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»
Это часть методической системы работы....
Здоровьесберегающие технологии на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности
Тема здоровьесбережения на сегодняшний день не является новой и неизведанной. В журналах, средствах массовой информации, интернете всегда можно н...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод
Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод...
«Формирование гражданских качеств учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»
Основная идея: формирование гражданских качеств учащихся на основе интеграции учебной, внеклассной и внешкольной деятельности....
обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»
С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...
Информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию «Человек и его деятельность», учителя истории и обществознания Злыдниной Ольги Григорьевны.
информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию, постановка образовательной цели в соответствии с ФГОС....
Статья " Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"
Система школьного исторического образования в настоящее время переживает фазу кризисного развития и сложный процесс реформирования. Происходят большие перемены: изменяется парадигма, идет поиск новых ...