«Формирование гражданских качеств учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»
учебно-методический материал по обществознанию на тему

Верещагина Татьяна Васильевна

Это часть методической системы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_sistema.2doc.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая система:

 «Формирование гражданских качеств учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

 

Работая над проблемой формирования гражданских качеств учащихся, я ориентировалась на актуальность данной проблемы. Современные условия выдвигают новые требования к качествам гражданина. Гражданин – это, в первую очередь, человек, который способен подняться до интересов всего общества и принимать полноценное участие в его жизни: в обсуждении важнейших вопросов, выработке решений, а также в их выполнении. По мнению учёных и педагогов-практиков, школа обладает наибольшим потенциалом для формирования гражданских качеств и выработку гражданской позиции у подрастающего поколения. Это, прежде всего различные направления деятельности и формирующая окружающая среда (И.Д. Фрумин -  скрытые реальности, А.Н. Тубельский - правовое пространство школы, Н.И. Элиасберг –  три взаимосвязанных направления в воспитании гражданина: формирование социально-гражданской компетентности, воспитание системы социально значимых нравственных ценностей, создание условий для развития гражданской активности). В своей педагогической деятельности я стараюсь реализовать эти направления через соединение важнейших компонентов воспитательно-образовательной деятельности: учебной, внеклассной и внешкольной работы.

Ведущая идея моего опыта: формирование гражданских качеств учащихся на основе интеграции учебной, внеклассной и внешкольной деятельности.

Цель: формирование гражданских качеств учащихся и воспитание активной гражданской позиции.

Задачи: 

1. Создание условий в образовательном процессе и внеклассной работе для развития гражданских умений, гражданской активности и ответственности учащихся.

  1. Повышение личностной мотивации учащихся для участия в общественно-значимых делах.
  2. Достижение общественной активности и творческой инициативы учащихся.
  3. Формирование умений видеть актуальные проблемы общественной жизни и стремления их решать во взаимодействии с окружающими людьми.

Для эффективной реализации цели -  формирование гражданских качеств учащихся и воспитание активной гражданской позиции – решающее значение имеет диагностика результативности образовательного процесса. Диагностика даёт мне, прежде всего, ключ для практического решения конкретных педагогических задач. Достижение заявленных задач возможно только при чётком определении образовательных результатов, которые должны быть измеримы. С этой целью я использую методики  оценивания в гражданском образовании, разработанные Г.А. Русских – «Диагностика определения уровня усвоения системы знаний», П.И. Третьякова – «Диагностика определения уровня обученности»,

А. Иоффе - «Проблема оценивания в активной школе», Е. Когана, Г. Голуб, И. Фишман - «Ключевые компетентности как результат общего образования: подходы к оценке».  

 Постоянному изучению и оценке динамичной ситуации педагогического процесса и его непрерывно развивающегося объекта – школьника -  способствует использование мною в образовательном процессе современных педагогических технологий, где обязательным элементом является рефлексия.  

Особенности содержания и методов преподавания:

Актуальность содержания курсов истории и обществознания чрезвычайно велика в связи с происходящими в обществе коренными изменениями. Знания о своей стране, о  происходящих в обществе процессах, обсуждение их и прогнозирование возможных результатов способствуют формированию социально значимых ценностных ориентиров: чувство причастности к судьбе Отечества, установку на активное участие в развитии своей страны, патриотизм, толерантность, правовую и политическую культуру. В связи с этим особую значимость придаю отбору содержания и тем для обсуждения с учащимися. Важным результатом своей работы считаю научить ученика осмыслению изучаемого материала, умению самостоятельно добывать знания и перерабатывать информацию. Главным звеном каждого урока является рефлексия, которая позволяет достигнуть максимально полной осознанности изученного материала: это не простая проверка знаний, а возможность отследить то новое, что получено учащимися на уроке, соотнести те знания, которые у них были, с теми, которые они приобрели. Наиболее успешными для решения задач гражданского становления, воспитания патриота и ответственного гражданина России, на мой взгляд, являются рефлексивные технологии: интерактивное обучение, проектная деятельность, проблемно-рефлексивное обучение.

Интерактивное обучение – это, прежде всего продуктивное обучение. В моей практике использование интерактивных методов составляет 70 %, особенностью таких уроков, внеклассных и внеурочных мероприятий является то, что учащиеся сами формулируют ожидаемые результаты, включаются мотивационные и рефлексивные подходы, используется групповая работа учащихся и проводится обсуждение.

Проектная деятельность позволяет создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы. Главное в проектной деятельности - развитие проектного мышления, что помогает учащимся сейчас и в будущем решать стоящие перед ними проблемы. Метод проектов использую не только на уровне отдельных методических приемов или единовременных мероприятий, а в системе. Учащиеся выполняют как индивидуальные, так и коллективные образовательные и социальные проекты. Обязательным этапом работы над проектом является рефлексия – анализ самими учащимися проделанной работы, трудностей, слабых сторон проекта, оценивание своего личного вклада в разработку и реализацию проекта.  Примерами реализованных социальных проектов в 2008-2010 гг. являются: «Наше будущее – в наших руках!», «Роль двигательной активности в жизни школьника», «Чистый берег» и др. Социальное проектирование имеет большой потенциал объединения урочной и внеурочной деятельности учащихся, повышает их мотивацию, развивает творческую активность. Метод проектов позволяет немедленно применить результаты обучения и связать обучение с жизнью, получить опыт позитивного решения общественных и личных проблем, способствует личностному развитию учащихся.

 Отличительной чертой преподавания истории и обществознания является проблемность изложения, открытое обсуждение острых вопросов как истории, так и современности, использование разных источников информации (в том числе электронных). На учебных занятиях и во внеклассной работе с учащимися использую Интернет-ресурсы: www.istrodina.com – сайт журнала «Родина», www.idf.ru/almanah.shtml- электронный альманах «Россия. ХХ век», www.warheroes.ru- биографии Героев Советского Союза и России, http://www.wciom.ru - Всероссийский Центр изучения общественного мнения, www.school-collection.edu.ru –  единая коллекция цифровых образовательных ресурсов и др. На сайте школы www.school62.ucoz.ru размещаю дидактические материалы, тренинговые задания, тематические тесты, что способствует повышению эффективности учебного процесса, обеспечению дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Большое значение придаю использованию общественных ресурсов: приглашение для участия в занятиях специалистов в различных сферах жизни общества, организация выездных учебных занятий, различные события и мероприятия, в которых учащиеся принимают участие. Использование общественных ресурсов позволяет расширить рамки учебной деятельности, получить реальный и взвешенный взгляд на сложные политико-правовые и социально-экономические явления, создать условия для профессиональной ориентации и социализации учащихся. Примерами являются гражданские форумы по актуальным проблемам: «Демократическое будущее России: что мы можем сделать?», «Наркотики – шаг в никуда», «Какая армия нам нужна?». На основе школьного музея ветеранов войны в Афганистане достигается интеграция учебной, внеклассной и внешкольной  работы по воспитанию гражданской ответственности школьников: проводятся интерактивные экскурсии, встречи трёх поколений, реализуются проекты «Ими мы можем гордиться», «Музей ветеранов войны в Афганистане как средство воспитания гражданских качеств личности», «Выпускники школы на страже Родины».

В настоящее время я работаю в проблемной группе, которая занимается изучением, освоением, внедрением в учебно-воспитательный процесс УМК «Я – гражданин России (автор Я.В. Соколов, г. Москва), программы, которая способствует обеспечению преемственной патриотической и профилактической (профилактика правонарушений, асоциальных явлений среди несовершеннолетних) работы с учащимися.

 

Результаты:

Эффективность своей методической системы я вижу в том, что в учебно-воспитательном процессе созданы необходимые условия для формирования гражданских качеств учащихся и воспитания активной гражданской позиции. Воспитание гражданских качеств личности происходит при одновременном формировании в сознании учеников:

- знаний, позволяющих личности свободно ориентироваться в жизни, правильно определять способы своего поведения и жизненные планы, умение применять свои знания на практике. Это подтверждают результаты ЕГЭ по обществознанию: в 2007-2008 из 23 учащихся обществознание сдавали12 человек (средний балл 4,5), в 2008-2009 гг.- 10 человек (средний балл по 100 балльной системе – 60.7), 2009-2010 гг.- 18 человек (средний балл по 100 балльной системе – 64.4).

Учащиеся школы стабильно бывают призерами городских олимпиад и олимпиад регионального уровня, принимают участие в различных городских и областных конкурсах;

-  гражданственности, включающей в себя идею ответственности и долга. В 2010 г. учащиеся приняли участие в Международном опросе «Что значит быть хорошим гражданином?», проводимом веб-сайтом «Голоса молодых граждан» www.civicvoices.org. Вместе со школьниками из разных стран они обсуждали тему гражданственности, общественной активности и демократии, изучали гражданские понятия в сравнительной перспективе. Данные анкет участников программы «Голоса граждан» показали (было опрошено 65 учащихся 9-11 классов), что максимальное количество получили: готовность служить в армии, иметь независимое мнение, стремиться понимать мнения других людей, иметь активную жизненную позицию;

- гражданской активности. Учащимися накоплен опыт реальных гражданских дел, участия в гражданских акциях, разработке и реализации социальных проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности

Тема здоровьесбережения на сегодняшний день не является новой и неизведанной. В журналах, средствах массовой информации, интернете всегда можно н...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод...

«Формирование гражданских качеств учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

Основная идея: формирование гражданских качеств учащихся на основе интеграции учебной, внеклассной и внешкольной деятельности....

обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...

Формирование здорового образа жизни на уроках истории, обществознания, и во внеурочное время

Использование различных здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время...

Статья " Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Система школьного исторического образования в настоящее время переживает фазу кризисного развития и сложный процесс реформирования. Происходят большие перемены: изменяется парадигма, идет поиск новых ...

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...