Выступление на педагогическом совете. Тема "Мотивация на уроках обществознания"
статья по обществознанию по теме
Выступление на педагогическом совете. Тема "Мотивация на уроках обществознания". Презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovet.docx | 30.89 КБ |
motivatsiya_na_urokakh_obshchestvoznaniya.pptx | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
Тема: «Мотивация на уроках обществознания»
Термин «мотивация» относительно новый для отечественной педагогики. В советские времена считалось, что ребенок должен быть изначально мотивирован к получению знаний, и поэтому специально заниматься развитием мотивации не было необходимости. Однако современные дети немотивированны к обучению. А зачем? Отметки? Средний балл аттестата не учитывается. Поступление в ВУЗ? Поможет репетитор и деньги. Завоевать авторитет среди одноклассников? Есть масса других способов. Поэтому одной из задач современной школы – формирование компетентностного подхода, т. е не только уметь применять знания на практике, но и понять, что знания – не отвлеченный абстрактный набор формул, они рождаются из каждодневной деятельности людей, из их потребностей. Знание – это не застывшая догма, это живое явление.
В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.
Формированию интереса способствуют занимательность изложения учебного материала (примеры, опыты, факты), необычная форма преподнесения материала (вызов удивления), эмоциональность речи учителя, познавательные игры, ситуации спора и дискуссии, анализ жизненных ситуаций (связь с повседневной жизнью учащихся). Другими словами, чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учителя сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников.
Предлагаю, Вашему вниманию мотивационный цикл, позволяющий мне, как учителю сделать максимально эффективным каждый этап урока обществознания в средней и старшей школе.
1-й этап. Возникновение мотивации.
На данном этапе нужно зафиксировать у учащихся мотивы предыдущих достижений.
- Мы хорошо поработали над предыдущей темой.
Вызвать мотивы относительной неудовлетворенности.
- Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы.
Усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность.
- А между тем это вам понадобится в таких-то ситуациях...
2-й этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации.
На этом этапе используются чередование разных видов деятельности, материала различной степени трудности и оценивание, вызывающее положительные или отрицательные эмоции, удовлетворенность и неудовлетворенность результатом деятельности. Целесообразно также активизировать познавательный интерес через поисковую деятельность самих учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.
Остановимся на конкретных примерах:
1. Ситуативная методика. В ходе обсуждения ситуаций важно, чтобы учащиеся не просто обсудили предлагаемый сюжет, но и нашли материал, позволяющий дать им правовую или нравственную оценку случившегося. Ситуации могут быть реальными и выдуманными, но основанными на реальных фактах.
Например, 8 класс. Тема «Факторы производства». Повествуя о таком факторе производства, как информация и как с помощью нее можно зарабатывать деньги, я привожу в пример реальную историю обогащения семьи Ротшильдов.
«Кто владеет информацией, тот владеет миром» - классическая фраза, известная каждому. А кто произнес эту фразу и что общего между ней и понятием «голубиные миллионеры»?
Это было в 1815 году, когда фондовые биржи ждали исхода решающей битвы Наполеона при Ватерлоо. Ждали его и братья Ротшильды: Натан – в Лондоне, Якоб – в Париже, предварительно изрядно пополнив свои голубятни в северо-западной Европе.
Начало сражения явно было за Наполеоном, об этом известили Лондон. Утром Натан уже сокрушался по поводу успехов Наполеона и продавал свои акции. Тот же трюк проделал в Париже и Якоб. На бирже началась паника – ведь Ротшильды, которые все новости узнают первыми, продавали бумаги. Продавать начали все, произошел обвал английских, австрийских, прусских ценных бумаг. А в это время агенты Ротшильдов скупали эти же бумаги за бесценок.
Только через двое суток на бирже узнали, что на самом деле Наполеон битву проиграл. Люди теряли состояния, а братья за один день заработали 40 миллионов фунтов стерлингов и стали обладателями значительной части британской экономики. Но как? Дело в том, что наблюдатели не предвидели, что на помощь английской армии придет прусский корпус, который и решит исход сражения и Наполеон будет повержен. Но вот голуби с шифрованными донесениями об этом были срочно отправлены Ротшильдам.
Так Ротшильдами был продемонстрирован всему миру пример, что значит первыми узнавать новости и… пример полезности наличия хобби (в данном случае разведение почтовых голубей).
2) Использование нескольких терминов или понятий. Ряд понятий или терминов, представляющих смысловое единство, может быть предложен для самостоятельного определения темы. Кроме того, преподаватель может использовать несколько определений одного понятия, попросив выбрать наиболее удачное и пояснить.
Например, обучающимся дается ряд терминов: плюрализм, многопартийность, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, народовластие.
Вопрос к аудитории: Определите тему сегодняшнего урока.
Правильный ответ: демократия.
И тут же звучит несколько определений термина «демократия», выводящие нас на дискуссию, задача которой точно установить единственно верное определение.
3) Интерактивные методики «Пропущенная фраза» и «Абракадабра». Эффективным способом мотивации является предложение учащимся вставить пропущенные слова в высказывание, предложение.
Например, «Равенство … не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставляются» (Сенека) - прав
«Женщины только тогда достигнут … с мужчинами, когда они согласятся быть лысыми и находить, что это изысканно» (А. Камю) – равенства
«Ран-тно-ле-то-сть» (толерантность)
«За-ма-гу-ни-я-ци» (гуманизация)
«Фес-про-си-зм-ли-она» (профессиоализм)
4) Проведение аналогий с произведения художественной литературы.
В сказке Андерсена «Новое платье короля» король покупает у портных платье, т. е он является потребителем. Какое уточнение надо внести в текст сказки, чтобы король перестал им быть?
В конце урока учащиеся объяснят, что потребитель тот, кто покупает вещи для личных нужд. Если предположить, что платье – спецодежда, то король не потребитель.
5) Афоризмы и цитаты известных людей
Например, тема 10 класса «Познание. Виды познания». «Малое знание дает людям гордыню, великое – дает смирение: так пустые колосья поднимают к небу надменные головы, полные зерном склоняют их долу к земле, своей матери» (Мережковский) - многообразие путей познания.
6. Творческий портрет идеального политика (госслужащего и т.д.)
Задание: Закончите мысль: « Идеальный политик – это…» На основе предложенных вариантов творческих групп составить общий портрет идеального политика и сравнить с образцом, представленным в учебнике.
И экономя Ваше драгоценное время, лишь перечислю следующие элементы технологий, используемые мной для создания учебной мотивации:
- использование групповой формы работы и общения в динамических (сменных) парах
- предварительная подготовка учеников-консультантов
- технология «сотрудничества», когда «каждый учит каждого» и «каждый работает на себя и других»
- применение видеосюжета (Парфенов, 9 рота)
3-й этап. Мотивация завершения.
Здесь важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с позитивным личным опытом, чтобы в конце занятия возникла позитивная установка на дальнейший процесс учения, т.е. положительная мотивация перспективы. Оценивая результат, учитель обычно сравнивает достижения одних учеников с достижениями других. Основанием для сравнения служит определенный норматив. Психологически более оправданно сравнение сегодняшних собственных результатов ребенка с предыдущими и только затем с общим нормативом. Познавательный интерес формируется и становится устойчивым только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.
В доброжелательной атмосфере у школьников развиваются позитивные навыки общения. Однако часто случается так, что школьников сковывают страх перед плохой оценкой, критикой, боязнь скомпроментировать себя, быть не понятым.
Все перечисленные виды приемов мотивации учащихся на уроке обществознания должны развивать интерес к данному предмету. Но нельзя забывать о внеучебной школьной мотивации: заинтересованность в различных внеучебных делах, проходящих в гимназии, которые тесно перекликаются с обществознанием.
Приведу лишь несколько примеров. Развитие чувства коллективизма, гражданской позиции и стремления к общему делу формируется через участие обучающихся в делах гимназического правительства «Солнечная страна». Это проведение социальных акций и мероприятий, участие в конкурсах не только муниципального, регионального, но и всероссийского уровня. За победу в областном конкурсе детских и молодежных общественных организаций ребятам была предоставлена честь принять участие во Всероссийской патриотической акции «Мы помним так начиналась война». Во время поездки наши старшеклассники посетили места боевой славы: Брест, Гомель, Могилев, Минск. В этом году с целью поддержки инициативы и творческой активности подрастающего поколения губернатор Московской области Виноградов учредил единовременное денежное вознаграждение в размере 18 тысяч рублей молодежным лидерам. Среди стипендиатов губернатора – 9 наших гимназистов.
И в заключении, перечислим педагогические факторы, влияющие на формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности у учащихся средней и старшей школы:
- Содержание учебного материала.
- Организация учебной деятельности (поиск наиболее эффективных вариантов подачи материала).
- Стиль педагогической деятельности учителя (занимательность и увлечение как основа эмоционального тона занятия).
- Коллективные, групповые формы учебной деятельности (принцип педагогики сотрудничества).
- Оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике (Учет различий в готовности к обучению, способностях учащихся).
- Активная внеклассная деятельность по преподаваемому предмету («подкрепление» учебной мотивации, что, в свою очередь, приводит к формированию ее устойчивости).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТАК ДОЛЖНО БЫТЬ!!! ПРОМОТИВИРУЙТЕ МЕНЯ!!! ЕГЭ? АТТЕСТАТ? АВТОРИТЕТ? ДЛЯ РОДИНЫ! ДЛЯ СЕБЯ! ДЛЯ СЕМЬИ!
МОТИВАЦИОННЫЙ ЦИКЛ 1-й этап Возникновение мотивации 2-й этап Подкрепление и усиление возникшей мотивации 3 -й этап Мотивация завершения Хочу еще больше знать! Хочу знать! А это интересно!
МОТИВАЦИОННЫЙ ЦИКЛ Хочу знать! 1-й этап Возникновение мотивации - Мы хорошо поработали над предыдущей темой . - Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы. - А между тем это вам понадобится в таких-то ситуациях...
МОТИВАЦИОННЫЙ ЦИКЛ А это интересно! 2-й этап Подкрепление и усиление возникшей мотивации Ситуативная методика
«Кто владеет информацией, тот владеет миром»
МОТИВАЦИОННЫЙ ЦИКЛ А это интересно! 2-й этап Подкрепление и усиление возникшей мотивации Использование нескольких терминов или понятий многопартийность народовластие принцип разделения властей ЧТО ЭТО? плюрализм ДЕМОКРАТИЯ
МОТИВАЦИОННЫЙ ЦИКЛ А это интересно! 2-й этап Подкрепление и усиление возникшей мотивации Интерактивные методики: «Пропущенная фраза или слово» « Равенство … не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставляются» (Сенека)
МОТИВАЦИОННЫЙ ЦИКЛ А это интересно! 2-й этап Подкрепление и усиление возникшей мотивации Интерактивные методики: «Абракадабра» Ран-тно-ле-то-сть За-ма-гу-ни-я-ци Фес-про-си-зм-ли-она ТОЛЕРАНТНОСТЬ ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССОНАЛИЗМ
МОТИВАЦИОННЫЙ ЦИКЛ А это интересно! 2-й этап Подкрепление и усиление возникшей мотивации Проведение аналогий с произведения художественной литературы
МОТИВАЦИОННЫЙ ЦИКЛ А это интересно! 2-й этап Подкрепление и усиление возникшей мотивации Афоризмы и цитаты известных людей Малое знание дает людям гордыню, великое – дает смирение: так пустые колосья поднимают к небу надменные головы, полные зерном склоняют их долу к земле, своей матери. Дмитрий Мережковский
МОТИВАЦИОННЫЙ ЦИКЛ А это интересно! 2-й этап Подкрепление и усиление возникшей мотивации Творческий портрет идеального политика (госслужащего и т.д.)
МОТИВАЦИОННЫЙ ЦИКЛ 3 -й этап Мотивация завершения Хочу еще больше знать!
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЫ ПОМНИМ, ТАК НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА…
ВПЕРЕД ЗА ЗНАНИЯМИ!!! 5+ БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для выступления на педагогическом совете "Особенности современного урока в условиях реализации ФГОС ООО"
В докладе рассматриваются особенности и основные этапы урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Приводятся примеры из опыта работы на уроках истории....
Выступление на педагогическом совете школы «Конспект урока… С чего начать?»
Выступление на педагогическом совете школы«Конспект урока… С чего начать?»Работа учителя при подготовке к урокам не лишена рутинной работы. Писать поурочные планы на каждый рабочий день – отличительна...
Выступление на педагогическом совете школы "Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования"
Выступление на педагогическом совете "Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования"...
Выступление на педагогическом совете школы "Конкурсный урок".
Как подготовить и провести конкурсный урок? Выступление на педагогическом советет школы....
Выступление на педагогическом совете "Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов"
Главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель, все остальное играет хоти и важную, но вспомогательную роль. В современный период ведется активный поиск ресурсов современного уро...
Выступление на педагогическом совете по теме "Урок в системе деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью"
Урок в системе деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью...