Выступление на педагогическом совете школы «Конспект урока… С чего начать?»
статья на тему

Кривошеева Наталья Александровна

Выступление на педагогическом совете школы

«Конспект урока… С чего начать?»

Работа учителя при подготовке к урокам не лишена рутинной работы. Писать поурочные планы на каждый рабочий день – отличительная особенность педагогической деятельности.

При составлении плана урока я думаю каждый придерживается примерно одного плана, даже если мы не задумываемся над тем, что мы делаем. Примерно этот план можно представить следующим образом:

1.     Определение темы урока

2.     Определение цели и задач урока.

3.     Анализ текста учебника.

4.     Определение типа и формы урока.

5.     Выбор методов и приемов.

6.     Планирование учебного материала (отбор материала, составление опорного конспекта, отбор заданий для формирования навыков и закрепления знаний).

7.     Составление конспекта урока.

8.     Составление рабочей презентации (флипчарта).

Перед составлением плана - конспекта урока  я обязательно просматриваю в учебнике весь материал темы, хотя знаю текст этого параграфа, казалось бы, наизусть. Это нужно для того, чтобы спрогнозировать, насколько поймут материал мои нынешние ученики. Следует продумать, что нужно выделить в тексте параграфа, какие данные нужно знать наизусть, какие необходимо осмыслить, а какие расширяют кругозор ребенка и приводятся в качестве примера. Далее, я составляю опорный конспект, который должен быть полностью отражен в тетрадях учащихся. В опорном конспекте должен четко просматриваться основной материал темы. Пример:

 

Химические реакции – это явления, при которых происходит изменение первоначального состава вещества, т.е. превращение одного вещества в другое.

                      Соединения                                                                            Разложения

imageimage                      А + В = АВ                                                                              АВ = А + В

                                                                  Химические

imageimage                                                                     реакции

                  

                         Замещения                                                                          Обмена

                 А + ВС = В + АС                                                                 АВ + СД = АД + СВ    

      Реакции, при которых из нескольких веществ получается одно более сложное, называется реакциями соединения.

Пример:      2Cu + O2 = 2CuO (р.с.)

      Реакции, при которых из одного вещества получается несколько новых веществ, называются реакциями разложения.

Пример:      Cu2(OH)2CO3 = 2CuO +H2O + CO2 (р.р.)

      Химические реакции между простым и сложным веществом, при которых атомы простого вещества замещают атомы в сложном, называются реакциями замещения.

Пример:       Zn + HCl = H2 +  ZnCl2 (р.з.)

Химические реакции между двумя сложными веществами, при которых вещества обмениваются составными частями, называются реакциями обмена.

Пример:         NaOH + HCl = NaCl + H2O (р.о.)

 

В начале урока стараюсь четко обозначить цель урока в плане, а уже потом более детально - задачи. Для этого спрашиваю у ребят: «Если тема у нас такая, то как вы думаете что мы должны сегодня узнать, что научиться выполнять?». Ранее мы этот этап урока называли целеполагание, широко использовали, так как он хорошо работает для активизации учащихся. С т. з. технологии критического мышления этот прием можно отнести к этапу «ВЫЗОВ» и провести его в различных формах. Такими как: «ЗХУ», «Мозговой штурм», «Выглядит как?... Звучит как?» и т.д.   Из этих методов мне больше всего нравится метод «ЗХУ» и «Мозговой штурм».

Пример:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

ü   Кислородосодержащие углеводороды

ü   Содержат функциональную группу и углеводородный радикал

ü   Представитель - этанол

ü   Оказывает слабое наркотическое действие

ü   Является хорошим растворителем

ü   Образуются из предельных у/в

ü  Классификация

ü  Изомерия и номенклатура

ü  Физические и химические свойства

ü  Получение и применение

ü  Физиологическое действие на организм человека

ü   

 

 

ü    

ü    

ü    

ü    

ü    

ü    

 

При объяснении нового материала для примера использую реакции, вещества или явления, о которых не говорится в учебнике.

В зависимости от сложности темы по-разному планирую ее изучение. Если тема достаточно сложная или является первой в новой блоке тем, то новый материал полностью рассказываю сама, опираясь на их знания с помощью наводящих вопросов. Если же тема представляется мне не очень сложной или содержит большой текстовый материал, предлагаю учащимся самостоятельно ознакомиться по учебнику и даю вопросы, на которые им нужно найти ответы, при прочтении текста учебника. После чего учащиеся по желанию или по, заранее распределенным, группам отвечают на вопросы, и ответы фиксируются в тетрадь всеми учащимися. 

После этого нужно продумать последовательность выполнения упражнений и задач; понять с какой целью каждое из них нужно именно на этом уроке, с каким они могут справиться, а какие требуют объяснения или пояснения учителя. Каждое следующее упражнение должно отличаться от предыдущего, отражать какой-то новый аспект изучаемой темы, но все они направлены на достижение цели урока. Все задания на формирование навыков или закрепление нового материала даю в порядке усложнения. Например:

1.Вставте пропущенное слово:

ü  Функциональной группой спиртов является группа _______.

ü  Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов __________ и _____________ групп.

2. Задания на узнавание:

ü  Из перечисленных веществ выберите формулы кислот: Al2S3, HNO3, KOH, NaCl, Ba(OH)2, H3PO4,K2SO4.

ü  Из приведенных ниже уравнений химических реакций укажите реакции обмена:

          2HCl + CuО →   CuCl2 + Н2О        

          4Fe +3O2→2Fe2O3                 

          2HCl + Zn →   ZnCl2 + H2              

         3. Расставьте коэффициенты и укажите тип химической реакции в следующих схемах:

          CuO + C = CO2 + Cu            

Fe + Cl2 = FeCl3               

Al + O2 = Al2O3

NaOH + HCl = NaCl + H2O

    4. Составить уравнения химических реакций:

          N2 + O2 → …                   Al2О3+  Fe   →…               CuO→ ….             

    5. Осуществите превращения по схеме:    

Ba → BaO → Ba(OH)2 → BaCl2

Интересны также задания на соответствие. Причем в химии их можно использовать в различных видах.

Пример:

1.     Работа с анимацией «Номенклатура спиртов», «Классификация спиртов».

2.     Установите соответствие между формулой вещества и классом.

3.     Переместите формулу вещества в контейнер под соответствующим названием класса.

Перед тем как начать подготовку плана следующего урока, обязательно анализирую предыдущий урок. Я уточняю, что мне удалось сделать хорошо. Что не успела сделать, были ли у учеников затруднения, и если да, то чем они могли быть вызваны.

Подводя итог урока мы возвращаемся к таблице, с которой работали в начале урока  и заполняем последнюю колонку. В результате становится ясно, что на уроке было сделано, а что еще остается для дальнейшего изучения.

При планировании урока я стараюсь придерживаться общей схеме урока, чтобы учащиеся четко знали что  зачем будет следовать на уроке, но для того чтобы мой предмет им не наскучил я стараюсь разнообразить задания для закрепления и проверки знаний. А также изложение нового материала сопровождаю демонстрацией опытов, видеоматериала, иллюстраций. Практически все уроки химии проходят в сопровождении презентации или флипчарта, что существенно разнообразит выбор возможных заданий для учащихся и упрощает работу учителя уже на уроке. Так нет необходимости раздавать листы с заданиями, все задания размещены на экране. Если возникает необходимость вернуться к конспекту урока, то это всегда можно сделать просто перелистнув страницы назад. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете школы

«Конспект урока… С чего начать?»

Работа учителя при подготовке к урокам не лишена рутинной работы. Писать поурочные планы на каждый рабочий день – отличительная особенность педагогической деятельности.

При составлении плана урока я думаю каждый придерживается примерно одного плана, даже если мы не задумываемся над тем, что мы делаем. Примерно этот план можно представить следующим образом:

  1. Определение темы урока
  2. Определение цели и задач урока.
  3. Анализ текста учебника.
  4. Определение типа и формы урока.
  5. Выбор методов и приемов.
  6. Планирование учебного материала (отбор материала, составление опорного конспекта, отбор заданий для формирования навыков и закрепления знаний).
  7. Составление конспекта урока.
  8. Составление рабочей презентации (флипчарта).

Перед составлением плана - конспекта урока  я обязательно просматриваю в учебнике весь материал темы, хотя знаю текст этого параграфа, казалось бы, наизусть. Это нужно для того, чтобы спрогнозировать, насколько поймут материал мои нынешние ученики. Следует продумать, что нужно выделить в тексте параграфа, какие данные нужно знать наизусть, какие необходимо осмыслить, а какие расширяют кругозор ребенка и приводятся в качестве примера. Далее, я составляю опорный конспект, который должен быть полностью отражен в тетрадях учащихся. В опорном конспекте должен четко просматриваться основной материал темы. Пример:

 

Химические реакции – это явления, при которых происходит изменение первоначального состава вещества, т.е. превращение одного вещества в другое.

                      Соединения                                                                            Разложения

                      А + В = АВ                                                                              АВ = А + В

                                                                  Химические

                                                                     реакции

                   

                         Замещения                                                                          Обмена

                 А + ВС = В + АС                                                                 АВ + СД = АД + СВ    

      Реакции, при которых из нескольких веществ получается одно более сложное, называется реакциями соединения.

Пример:      2Cu + O2 = 2CuO (р.с.)

      Реакции, при которых из одного вещества получается несколько новых веществ, называются реакциями разложения.

Пример:      Cu2(OH)2CO3 = 2CuO +H2O + CO2 (р.р.)

      Химические реакции между простым и сложным веществом, при которых атомы простого вещества замещают атомы в сложном, называются реакциями замещения.

Пример:       Zn + HCl = H2 +  ZnCl2 (р.з.)

Химические реакции между двумя сложными веществами, при которых вещества обмениваются составными частями, называются реакциями обмена.

Пример:         NaOH + HCl = NaCl + H2O (р.о.)

В начале урока стараюсь четко обозначить цель урока в плане, а уже потом более детально - задачи. Для этого спрашиваю у ребят: «Если тема у нас такая, то как вы думаете что мы должны сегодня узнать, что научиться выполнять?». Ранее мы этот этап урока называли целеполагание, широко использовали, так как он хорошо работает для активизации учащихся. С т. з. технологии критического мышления этот прием можно отнести к этапу «ВЫЗОВ» и провести его в различных формах. Такими как: «ЗХУ», «Мозговой штурм», «Выглядит как?... Звучит как?» и т.д.   Из этих методов мне больше всего нравится метод «ЗХУ» и «Мозговой штурм».

Пример:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  • Кислородосодержащие углеводороды
  • Содержат функциональную группу и углеводородный радикал
  • Представитель - этанол
  • Оказывает слабое наркотическое действие
  • Является хорошим растворителем
  • Образуются из предельных у/в
  • Классификация
  • Изомерия и номенклатура
  • Физические и химические свойства
  • Получение и применение
  • Физиологическое действие на организм человека

При объяснении нового материала для примера использую реакции, вещества или явления, о которых не говорится в учебнике.

В зависимости от сложности темы по-разному планирую ее изучение. Если тема достаточно сложная или является первой в новой блоке тем, то новый материал полностью рассказываю сама, опираясь на их знания с помощью наводящих вопросов. Если же тема представляется мне не очень сложной или содержит большой текстовый материал, предлагаю учащимся самостоятельно ознакомиться по учебнику и даю вопросы, на которые им нужно найти ответы, при прочтении текста учебника. После чего учащиеся по желанию или по, заранее распределенным, группам отвечают на вопросы, и ответы фиксируются в тетрадь всеми учащимися.  

После этого нужно продумать последовательность выполнения упражнений и задач; понять с какой целью каждое из них нужно именно на этом уроке, с каким они могут справиться, а какие требуют объяснения или пояснения учителя. Каждое следующее упражнение должно отличаться от предыдущего, отражать какой-то новый аспект изучаемой темы, но все они направлены на достижение цели урока. Все задания на формирование навыков или закрепление нового материала даю в порядке усложнения. Например:

1.Вставте пропущенное слово:

  • Функциональной группой спиртов является группа _______.
  • Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов __________ и _____________ групп.

2. Задания на узнавание:

  • Из перечисленных веществ выберите формулы кислот: Al2S3, HNO3, KOH, NaCl, Ba(OH)2, H3PO4,K2SO4.
  • Из приведенных ниже уравнений химических реакций укажите реакции обмена:

          2HCl + CuО →   CuCl2 + Н2О        

          4Fe +3O2→2Fe2O3                 

          2HCl + Zn →   ZnCl2 + H2               

         3. Расставьте коэффициенты и укажите тип химической реакции в следующих схемах:

          CuO + C = CO2 + Cu            

Fe + Cl2 = FeCl3                 

Al + O2 = Al2O3

NaOH + HCl = NaCl + H2O

    4. Составить уравнения химических реакций:

          N2 + O2 → …                   Al2О3+  Fe   →…               CuO→ ….              

    5. Осуществите превращения по схеме:    

Ba → BaO → Ba(OH)2 → BaCl2

Интересны также задания на соответствие. Причем в химии их можно использовать в различных видах.

Пример:

  1. Работа с анимацией «Номенклатура спиртов», «Классификация спиртов».
  2. Установите соответствие между формулой вещества и классом.
  3. Переместите формулу вещества в контейнер под соответствующим названием класса.

Перед тем как начать подготовку плана следующего урока, обязательно анализирую предыдущий урок. Я уточняю, что мне удалось сделать хорошо. Что не успела сделать, были ли у учеников затруднения, и если да, то чем они могли быть вызваны.

Подводя итог урока мы возвращаемся к таблице, с которой работали в начале урока  и заполняем последнюю колонку. В результате становится ясно, что на уроке было сделано, а что еще остается для дальнейшего изучения.

При планировании урока я стараюсь придерживаться общей схеме урока, чтобы учащиеся четко знали что  зачем будет следовать на уроке, но для того чтобы мой предмет им не наскучил я стараюсь разнообразить задания для закрепления и проверки знаний. А также изложение нового материала сопровождаю демонстрацией опытов, видеоматериала, иллюстраций. Практически все уроки химии проходят в сопровождении презентации или флипчарта, что существенно разнообразит выбор возможных заданий для учащихся и упрощает работу учителя уже на уроке. Так нет необходимости раздавать листы с заданиями, все задания размещены на экране. Если возникает необходимость вернуться к конспекту урока, то это всегда можно сделать просто перелистнув страницы назад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы "Школа... Эмоции... Здоровье..."

"Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего- люди. Из них на первом месте - родители и педагоги." А.С.Макаренко.В выступлении даны несколько секретов здоровьесберегающей педа...

Выступление на педагогическом совете школы "Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования"

Выступление на педагогическом  совете "Эффективность уроков  русского языка и литературы как условие повышения качества образования"...

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...

Выступление на педагогическом совете школы "Конкурсный урок".

Как подготовить и провести конкурсный урок? Выступление на педагогическом советет школы....