Педагогические идеи Корчака
статья по обществознанию по теме
Эссе о великом польском педагоге Я. Корчаке и его педагогических идеях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_idei_korchaka.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка практической значимости и актуальности для современной школы педагогических идей Я. Корчака
Великий польский педагог Януш Корчак (1878 – 1942) известен всему миру своим героическим поступком, когда он вошёл в газовую камеру нацистского лагеря смерти Треблинка, не бросив своих учеников, воспитанников созданного им «Дома сирот» в Варшаве. Этот геройский поступок стал венцом всей его жизни, в нём, как в капле воды, в бриллиантовой капле бессмертия отразилась его жизнь, отданная детям, в нём воплотились его педагогические идеи. Эти идеи он отстаивал всю жизнь – и отстоял своей смертью.
Главная идея, стержень всех мыслей Корчака – любовь к детям (самая известная книга польского педагога так и называется – «Как любить ребёнка»). Без этого нет Корчака, как без этой любви – деятельной, но и требовательной, постоянно возобновляемой – нет педагогики, нет учителя. Из деятельной любви к ребёнку вытекают и другие идеи Януша Корчака – признание того, что все дети разные, а следовательно – принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребёнку, право ребёнка на уважение, видение в ребёнке не только и не столько ребёнка, сколько человека, не будущего человека, а уже сегодняшнего, «настоящего», «полноценного» человека (а как часто нам, педагогам, не хватает этого видения!). Любить ребёнка – значит готовить его к реальной жизни, значит принимать его таким, каков он есть, тактично указывая на ошибки, замечая недостатки, исправляя их педагогическими средствами.
Но видеть в ребёнке человека – это не быть с ним, что называется, «запанибрата». Ребёнок – человек, но человек формирующийся, раскрывающийся. С ребёнком, говорит Корчак, нужно общаться на уровне его понимания, не форсировать его интеллектуальное и эмоциональное взросление, а создавать условия для его роста и развития. Ребёнок – не проволока, которую нужно выковывать, а цветок, за которым следует ухаживать. Ребёнок имеет право быть тем, кем он есть. «Не подстраивайте ребёнка под себя!» - призывает Корчак. Дети живут сегодняшним днём – так дайте им всецело прожить этот неповторимый, невозвратимый детский день.
Я думаю, что главный вклад Януша Корчака в современную педагогическую науку состоит в отстаивании и непреклонном следовании принципа гуманизма, одухотворяющего всю его педагогику, все его педагогические идеи. Деятельная любовь к детям, доказанная всей жизнью – вот что завещал нам Корчак. Общеизвестно влияние, оказанное Корчаком на гуманистическую педагогику В.А. Сухомлинского. Ещё одна важная составляющая педагогики Корчака, актуальная именно для современной школы, нацеленной на развитие самостоятельности школьников, детей – это упор на принципы самоконтроля, самосознания, воспитание навыков самоуправления в детских коллективах. На принципах школьного самоуправления была построена педагогическая работа в «Доме сирот» Корчака. Это принцип самоуправления логично вытекает из признания права ребёнка быть человеком, права ребёнка на уважение.
Конечно, некоторые педагогические идеи Корчака сегодня могут показаться странными. Например, в числе основных прав ребёнка польский педагог упоминает «право ребёнка на смерть». Он говорит примерно так: если ребёнок тяжело, неизлечимо, мучительно болеет, не мучьте его больше своими бесполезными процедурами, дайте природе сделать своё дело. Эта идея связана с определённой патриархальной религиозностью Корчака, с традициями традиционного патриархального общества («Бог дал, Бог взял»). И, парадоксально, опять же – с беззаветной любовью к ребёнку, с уважением его права, в том числе, как говорит Корчак, и «права на смерть».
Но что следует особо подчеркнуть – Корчак вслед за Кантом всегда рассматривал человека как цель, а не как средство для достижения других целей. Тем более – становящийся человек, ребёнок – это цель сама по себе, это целый становящийся мир, и задача педагога – сохранить этот мир.
Непреходящий характер идей Корчака состоит во всеобъемлющей, неистребимой любви к ребёнку, которую не смогли истребить даже нацистские палачи. Мне кажется, главный вклад Корчака в педагогику – это он сам, его деятельная, героическая любовь к детям, его пример учителя, гуманиста, героя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фестиваль педагогических идей "Шаг к успеху"
Данный фестивальможет проводится в рамках методического объединения. Такая форма необходима для профессионального роста учителя, для развития коммуникатиной компетенции учителя, д...
Сценарий методического мероприятия для учителей "Выставка- ярмарка педагогических идей"
Цель методического мероприятия - распространение педагогического опыта учителей школы....
Педагогические идеи и технологии
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА При разработке данного материала автор принимала во внимание то обстоятельство, что ряд ключевых понятий исторической науки (ее предмет, структура, функции, мет...
Выступление на фестивале педагогических идей. Школьный семинар - это форма учебного процесса.
Школьный семинар - это форма учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение учащимися определённой темы, учебной проблемы под руководством учителя. В современной школе общеприня...
Статья "В поисках новой педагогической альтернативы" для сборника "Педагогические идеи в практику". Златоуст 2012
Автор статьи делится опытом работы, направленным на поиск новой педагогической альтернативы. Последовательно, логично, аргументировано доказывает, в чем состоит принципиальное отличие обучения т...
Летний фестиваль педагогических идей в Одессе
Компания Панасоник Россия приглашает педагогов, руководителей образовательных учреждений принять участие в фестивале педагогических идей Ideas for education 2013, который пройдет в Одессе с 7 по...
Методическая разработка урока по литературе для Всероссийского интернет-конкурса педагогического творчества. Номинация «Педагогические идеи и технологии».
. Представленный вашему вниманию урок «Внеклассное чтение. Борис Васильев «Не стреляйте белых лебедей» проводился в рамках заседания методического объединения учителей русского языка и литературы в 20...