Избирательное право. Избирательный процесс.
учебно-методический материал по обществознанию (11 класс) по теме

Гущина Татьяна Викторовна

Методическая разработка, которую можно применять при изучении данной темы в 11 классе по обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izbiratelnoe_pravo._11_klass.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 47

города Ульяновска

Методическая разработка занятия

по теме: «Избирательное право. Избирательный процесс».

                                                 Работу подготовила:

                                                                    Гущина Т.В.

                                                                             учитель истории и обществознания

                                                                                   высшей квалификационной категории

Тема: «Избирательное право. Избирательный процесс».

10 класс.

Форма проведения занятия: ролевая игра.

Время: 2 занятия по 40 минут.

Цели занятия:

  1. Формировать у учащихся чувства личной ответственности за свою гражданскую позицию и свой политический выбор.
  2. Дать учащимся представление о необходимости участия в политической жизни своей страны.
  3. Познакомить будущих избирателей с их правами и процедурой выборов президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ и депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области.
  4. Познакомить учащихся с законодательством по избирательному праву.
  5. Формировать у учащихся нетерпимое отношение к коррупции вообще, и в избирательном процессе в частности.
  6. Формировать политическую культуру будущих избирателей.

Структура занятия.

Этап урока

Методы и формы проведения

Планируемые результаты

Занятие 1.

Введение

Вводная беседа. Актуализация знаний учащихся об избирательной системе РФ, избирательных правах граждан РФ.

Формулирование представления о целях занятия.

I этап.

Изучение нового материала.

Работа в группах по изучению нормативных актов.

Знакомство с законодательной базой избирательного процесса в РФ и Ульяновской области.

II этап.

Постановка и изучение проблемы.

Обсуждение в группах проблемы: «Почему гражданам нужны политические и правовые знания?»

Подведение промежуточных итогов.

Осознание учащимися важности изучаемой проблемы. Оценка возможных последствий неучастия граждан в выборах.

Занятие 2.

Ролевая игра:

«Выборы »

Обучение навыкам активного участия в политической жизни государства.

Формирование активной гражданской позиции и твёрдых жизненных установок антикоррупционного поведения.

I этап.

Выдвижение «кандидатов» в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области от каждой группы.

Выступление доверенных лиц и самих кандидатов с представлением своей предвыборной программы по следующим направлениям: экономическое развитие области, социальное развитие, перспективы развития в сфере образования и здравоохранения, культуры. Пресс – конференция.

Участие в полемике «кандидатов».

Формирование собственного мнения по вопросу необходимых преобразований в регионе на основе предложенных проектов реформ.

II этап.

Формирование «избирательной комиссии».  

Комиссия может быть сформирована из приглашённых лиц.

Актуализация знаний о процедуре проведения голосования.

III этап.

Голосование. Подсчёт голосов.

Проводится процедура голосования по подготовленным бюллетеням с фамилиями «кандидатов» и подсчёт голосов «избирателей».

Обсуждение итогов «выборов». Анализ и формулирование основных вопросов для обсуждения.

IV этап.

Вывод.

Обсуждение итогов мероприятия.

Оценка проведённого мероприятия учащимися. Анализ учителя. Формулирование вывода о необходимости участия в политической жизни страны и своего региона.

Пояснительная записка.

I Введение. Понятие и сущность выборов, избирательной системы и избирательного права. Фронтальная беседа с классом.

  В истории современных государств выборам принадлежит значительная роль. Ныне практически ни одно государство не может обойтись без этого института демократии, тысячекратно оправдавшего себя в мировой политической истории. Выборы в зависимости от конкретного соотношения политических и классовых сил в государстве, политического режима, уровня политико-правовой культуры и состояния демократических традиций в обществе могут играть и роль орудия в борьбе за власть господствующего класса (или блока политических сил). Но во многих случаях этот институт есть выражение демократизма в государстве и обществе. Путем выборных процедур формируются представительные органы государственной власти и местного самоуправления, избираются должностные лица в государстве и регионах.
Понятие избирательного права употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле -это совокупность правовых норм, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, как видно в этом смысле эти понятия совпадают. В узком смысле -нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах .
Понятия "избирательной системы" и "избирательного права" носят собирательный характер. В РФ они включают в себя пять различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государственной власти:

  • порядок избрания Президента РФ
  • порядок избрания депутатов Государственной Думы РФ
  • порядок избрания глав администрации субъектов РФ
  • порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов РФ
  • порядок избрания органов местного самоуправления
    Каждая из этих подсистем регулируется отдельными правовыми актами, хотя есть и общие для всех источники права. Различия между ними проявляются при определении пассивного избирательного права, порядка определения результатов голосования и по ряду других весьма важных условий.
    Вопрос: Каковы принципы избирательного права в РФ?
  • всеобщее
  • равное
  • прямое
  • тайное голосование

Вопрос: Какие ограничения действуют на выборах?

  • возрастной ценз
  • постоянное проживание
  • дееспособность
  • лишение свободы по приговору суда

Вопрос: Какова избирательная система РФ? Какие изменения в избирательную систему были внесены на выборах? В Государственную Думу РФ 2 декабря 2007 года?

2 Изучение в группах нормативных актов. Основные вопросы:

  • основные стадии избирательного процесса
  • формирование избирательных комиссий, участков
  • составление списков избирателей
  • выдвижение кандидатур в органы власти различного уровня
  • предвыборная кампания
  • финансирование выборов и т. д.

  Избирательный процесс, его основные стадии.

Для реализации субъективного избирательного права граждан Российской Федерации необходимы определенные действия участников избирательного процесса: избирателей, избирательных объединений, избирательных комиссий, органов государственной власти.

Избирательный процесс включает в себя следующие основные стадии: назначение выборов, образование избирательных округов и избирательных участков, избирательных комиссий, составление списков избирателей, выдвижение кандидатов в депутаты и их регистрация, предвыборную агитацию, финансирование выборов, проведение голосования и установление результатов выборов.
Назначение выборов на федеральном уровне осуществляется разными органами: выборы Государственной Думы- Президентом Российской Федерации (п. "а" ст. 84 Конституции РФ), выборы же Президента РФ - Советом Федерации (н. "д". ст. 102 Конституции РФ). На региональном уровне - в субъектах Федерации - выборы депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также глав исполнительной власти назначаются представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ.
Выборы депутатов в Государственную Думу (1993 г.) проводились по смешанной избирательной системе - на основе сочетания территориальных одномандатных округов (мажоритарная система) и пропорционального представительства но общефедеральному избирательному округу. При этом вся территория Российской Федерации в ее субъектах была разделена на 225 одномандатных округов. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определялись соответствующей избирательной комиссией не позднее, чем за 60 дней до дня выборов.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Последние образуются органами местного самоуправления по согласованию с вышестоящими избирательными комиссиями из расчета не более 3000 избирателей с учетом местных и иных условий и с целью создания максимальных удобств для избирателей не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и избирательные законы субъектов Российской Федерации устанавливают правила образования избирательных участков и сроки с учетом временного пребывания избирателей в различных местах.

Списки избирателей - это избирательные документы, определяющие круг граждан, обладающих активным избирательным правом и проживающих на территории конкретного избирательного участка. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме органом, осуществляющим регистрацию и государственный учет населения, и главой местной администрации.

Для организации и проведения выборов представительных органов власти и местного самоуправления, а также высших должностных лиц государства и субъектов Федерации образуются избирательные комиссии. Они обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Выдвижение кандидатов в представительные органы власти - одна из центральных стадий избирательного процесса, это этап, предопределяющий будущий состав депутатского корпуса. Новое избирательное законодательство внесло существенные моменты в процедуру выдвижения. Ныне право выдвижения кандидатов (или списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и избирателям непосредственно, в том числе по месту работы и жительства.

 Право выдвижения кандидатов в депутаты может принадлежать избирательным блокам, то есть союзу избирательных объединений, создаваемых ими для совместного участия на период проведения выборов. Избирательный блок регистрируется соответствующей избирательной комиссией. Партия, движение, общественная организация могут входить в состав лишь одного избирательного объединения.

 В поддержку списка кандидатов, выдвинутых от избирательных объединений, собираются подписи избирателей в количестве, определяемом законами.
Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под заявлением о выдвижении кандидата. Сбор подписей проводится по месту работы, в том числе в трудовых коллективах, и по месту жительства. Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией, также устанавливается законами. Для регистрации кандидатом (списков кандидатов) необходимо наличие заявления от самих кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу; представления избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, и установленное количество подписей избирателей в поддержку данного кандидата.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" 1994 г. в отличие от прежнего российского законодательства установил, что кандидат в депутаты представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления может быть зарегистрирован только в одном избирательном округе.

 Предвыборная агитация - это деятельность граждан РФ, общественных объединений, иных участников избирательного процесса по созданию и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании ЗА или ПРОТИВ того или иного кандидата, либо списка кандидатов.

Граждане, общественные объединения свободно, на равных условиях вправе в допускаемых формах и законными методами вести агитацию ЗА или ПРОТИВ. Формами агитации являются средства массовой информации, предвыборные мероприятия (собрания и встречи с избирателями, публичные предвыборные дебаты и дискуссии, митинги, демонстрации, шествия), агитационные печатные материалы. Предвыборная агитация должна вестись с соблюдением строго установленных законом требований: соблюдение конституционных прав и свобод в сфере массовой информации; недопустимость использования служебного положения должностными лицами, журналистами и другими творческими работниками средств массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов; а также недопустимость злоупотребления свободной массовой информации, агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, призывов к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, пропаганды войны.
Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидатов и прекращается за день до выборов. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, не разрешается.

Организация финансирования выборов. Новое законодательство допускает использование, как государственного финансирования выборов, так и средств из негосударственных источников. Бюджетные средства используются непосредственно избирательными комиссиями, а определенная часть передается избирательным объединениям и кандидатам в депутаты. Избирательные объединения и кандидаты в депутаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Избирательные фонды могут создаваться из следующих источников: средств, выделенных в равных размерах избирательному объединению или кандидату на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией; собственных средств избирательного объединения или кандидата, кроме случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; средств, выделенных в равных размерах избирательным объединением; добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Законодательство четко определяет, что не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, предприятий с государственным участием и религиозных организаций. Соответствующая избирательная комиссия обязана периодически публиковать сведения о размерах и источниках образования избирательных фондов.

 Одна из заключительных стадий избирательного процесса-голосование. Обычно оно проводится в один из выходных дней. Избирателю, который за 15 дней со дня голосования по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, предоставляется возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательных комиссий, или возможность голосования по почте. При этом на соответствующую избирательную комиссию возлагается обязанность соблюсти тайну голосования, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при определении результатов голосования.


3 Постановка и изучение проблемы: «Почему гражданам нужны политические и правовые знания»?

Вопросы:

  • Какова роль политики в жизни каждого человека?
  • Интересоваться политикой или нет?
  • Доверять или не доверять политикам?
  • Голосовать или не голосовать?
  • Как относится к случаям подкупа голосов избирателей?

 Проанализировав ответы, следует обратить внимание учащихся на то, что в политической жизни так или иначе принимают участие все люди, независимо от социального положения, уровня образования, возрастаю Нужно понимать, что любая проблема приобретает политический характер, если её решение связано с интересами социальных групп, с вопросами власти. Каждый человек входит в состав той или иной социальной группы, такой, как семья, класс, страта и т. д. Хотим мы этого или нет, но мы все являемся участниками политической жизни. Например, человек, который не участвует в голосовании во время очередных выборов в государственные или местные органы власти, тоже выражает свою политическую позицию. Обладая необходимыми политическими и правовыми знаниями, гражданин не только может осознавать свои интересы, но и защитить их.

4 Ролевая игра «Выборы».

Класс делится на три группы, каждая из которых выдвигает своего «кандидата», назначает доверенных лиц, готовит предвыборную программу. Предвыборные дебаты можно провести в форме пресс – конференции. Агитация за того или иного кандидата может быть представлена в форме листовок, плакатов, слоганов в рукописном и печатном виде. Учащиеся активно работают в этом направлении, проявляют свои творческие способности. Однако, стоит напомнить о правилах ведения предвыборной кампании и необходимости корректного отношения к оппонентам, а также о недопустимости подкупа голосов избирателей.

 Голосование проводится по заранее подготовленным бюллетеням, куда вносятся фамилии «кандидатов», затем комиссия подсчитывает голоса и подводит итоги.

5 Подведение итогов занятия.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие навыки вы получили во время проведения игры «Выборы»?
  • Какие затруднения вы испытывали, голосуя за того или иного кандидата?
  • Чем вы руководствовались, делая свой выбор?
  • Какова роль каждого человека в политической жизни государства?

 После обсуждения делается вывод. Участие в выборах является важнейшим правом и обязанностью гражданина в демократическом обществе. Житейская мудрость гласит: «Если вы не хотите заниматься политикой, она займётся вами». Это означает, что, даже не голосуя, человек всё – таки делает свой выбор, но результаты такого выбора могут не устроить всё общество. Настоящее свободное волеизъявление возможно, когда гражданин делает свой выбор сознательно, опираясь на свои политические и правовые знания, имея доступ к необходимой информации и обладая определённым уровнем политической культуры. Общество, состоящее из сознательных граждан, способно дать отпор коррупции.










Литература:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный Закон от 6 декабря 1994г. № 56-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ".
3. Федеральный Закон от 21 июня 1995г. № 90-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ".
4. Федеральный Закон от 17 мая 1995г. № 76-ФЗ "О выборах Президента РФ".
5. Федеральное собрание России: опыт первых выборов. М.,1994
6. Закон Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» от 26 июля 2007 года.

7. «Мой выбор», учебно – методическое пособие для учителей средней школы, М.,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"Цель :Углубить и систематизировать знания учащихся по теме.Задачи:Подвести учащихся к пониманию того, что через выборы осуществляется представ...

«Избирательное право. Избирательный процесс»

Данный материал содержит лекцию, пресс-конференцию с детьми, лабораторную работу и практикум...

открытый урок по обществознанию по теме "Избирательное право. Избирательный процесс"

открытый урок по обществознанию по теме "Избирательное право. Избирательный процесс"...

Урок в 10 классе по теме «Избирательное право», «Избирательный процесс».

Урок в  10 классе по теме  «Избирательное право», «Избирательный процесс». Цели урока:Познакомить учащихся с различными видами избирательных систем,  сущностью и принципами избират...

Конспект урока по теме " Избирательное право. Избирательный процесс" 11 класс.

Урок в форме брейн-ринга по теме "Избирателбное право. Избирательный процесс" 10-11 класс...

Тематический тест по праву для 10-11 класса "Избирательное право. Избирательный процесс."

Для профильных классов, где "Право" ведется отдельным предметом....

Внеклассное мероприятие "Избирательное право. Избирательный процесс".

Внеклассное мероприятие "Избирательный процесс. Избирательное право" предназначено для учащихся старших классов. Цели мероприятия: формировать у учащихся понимание важности участия граждан в...