Урок "Спешите быть милосердными" по произведению В. Железникова "Чучело"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

ОНИЩЕНКО Оксана Николаевна

Урок по литературе в 7 классе "Спешите быть милосердными" по произведению В. Железникова "Чучело".

Ссылка на презентацию: https://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/speshite-byt-miloserdnymi

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka_chuchelo.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Спешите быть милосердным

(по произведению В. Железникова «Чучело»)

Цели урока:

Образовательная: Формирование умения вести поиск, размышлять, анализировать, работать с текстом, читать выразительно, доказывать, работать в группах, делать выводы. Умение определить проблему, гипотезы, основную мысль повести. Помочь учащимся разобраться в проблемах, поднимаемых В. Железниковым в повести «Чучело», обучать выборочному пересказу, составлению характеристики героев.

Развивающая:

  1. умение  обобщать изученное в собственном высказывании;
  2. развивать  мышление учащихся,  навыки монологической  речи;  
  3. Развитие монологической речи.
  4. развитие у учащихся терпимости и внимания к окружающим, умение принимать людей такими, какими они есть. Формирование умения рассуждать, выражать свое отношение к поступкам героев.

Воспитательная: Способствовать формированию духовного мира учащихся, их нравственному взрослению как личностей. Формирование нравственных качеств (совести, милосердия, сопереживания, доброты, умения отличить хорошее от плохого … ),  формировать способность  детей к переосмыслению своих действий; помочь ученикам задуматься над их взаимоотношениями со сверстниками.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: проект.

Ход урока.

Она ощупью выбирала путь в жизни, но

как безошибочно. Сердце горит,

голова пылает, требует мести,

поступки достойнейшие.

                                     В. Железников.

Можно презреть, наказать, помочь,

но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это

ожесточает человека. Надо быть

милосердным.

                                     В. Железников.

1 этап.

Зажигаю свечу.

         Свеча символ добра, тепла и света. Сказав вам, «Здравствуйте, дорогие друзья», - я не оговорилась. Друзья в жизни играют важную роль. Они выручают друг друга, не подводят в трудные моменты жизни. Сегодня на уроке у нас гости, мы даем открытый урок. И мне хотелось бы, чтобы мы не подвели друг друга. Ребята, урок – только ли это дело учителя? Посмотрите, перед каким выбором мы сейчас стоим.

 Запись на слайде:

- сотворить прекрасное, доброе, интересное;

- сотворить единение;

          или

- создать разобщение, противостояние;

- разрушить прекрасное, кем-то созданное.

        Каждый решит сам, что он будет значить на уроке литературы.

2 этап.

         Мне хотелось бы, чтобы после нашего урока мы стали с вами еще чуть ближе. А посредником в том, чтобы мы узнали друг друга лучше, выступит произведение В. Железникова «Чучело». Оно призвано помочь раскрыть нам истинный смысл нравственных ценностей, со страшной быстротой исчезающих из нашей жизни, и показать, в чём сила человека?

        Прежде, чем начать разговор, мне хотелось бы, чтобы вы послушали стихотворение Андрея Дементьева (читает ученик).

Жизнь нуждается в милосердии.

Милосердием мы бедны,

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании.

Наши души как топоры…

Слишком многих  мы словом раним,

Позабыв, что слова остры.  

- Скажите, ребята, что объединяет  стихотворение Дементьева с повестью В. Железникова? (Стихотворение Дементьева с повестью В. Железникова объединяют поднятые авторами проблемы, а самая важная - проблема милосердия)

 - Как назвали бы сегодняшний наш урок?  («Жизнь нуждается в милосердии»,  «Надо быть милосердным», «МИР нуждается в милосердии»)

Тема урока: Спешите быть милосердными.

Эпиграфами к нашему уроку я взяла строки из повести. (Зачитать)

Ученик: Тема нашего проекта: «Спешите быть милосердным».

        Актуальность избранной темы, на наш взгляд, обусловлена тем, что существует в отношениях людей предательство друзей, и оскорбления взрослых, и душевная боль, и жестокие забавы одноклассников. Иногда мы наблюдаем, как забавные игры переходят в жестокие игры. Это одна из основных проблем детства, когда группа детей обижают, унижают одного человека. Читая произведения художественной литературы, обращаем  внимание на конфликты детей, на их поступки, на мотивы их действий, на то какие роли занимают подростки в конфликтных ситуациях: лидера, мстителя, преследователя, жертвы. В современном обществе забыли о милосердии, сострадании. (Воспитывать в себе милосердие, работать над собой, задуматься над тем, что такое добро и зло, милосердие и сострадание, каким должен быть человек, какие поступки можно назвать достойнейшими, какой путь выбрать в жизни).

Проблема: в чём сила человека?

Цель: Понаблюдаем за поступками героев книги и подумаем: как жить достойно среди людей, чтобы сохранить истинную  человеческую красоту. Показать как ведёт человек в экстремальных ситуациях: совершить подлый поступок, чтобы сохранить свое благополучие, или быть битым, но сохранить достоинство.

        Работая над проектом, мы исходили из поставленных учебных вопросов.  

Выступление биографов  с рассказом о писателе и его творчестве. (звучит сообщение, презентация о писателе)

Литературоведы проведут викторину по произведению

Начало работы с текстом.

        Какие чувства, эмоции, впечатления оставила у вас повесть? (Поразила жестокость подростков, доброта Лены, её вера в людей).

        У нас необычное, волшебное зеркало. Оно поможет нам рассмотреть, понять: кто из героев  повести обладает бесценными человеческими качествами: добротой, отзывчивостью, кто способен на  самопожертвование, кто по-настоящему красив.

Свет мой зеркальце, скажи.

Да всю правду о  Н.Н расскажи.

 Сейчас мы предоставляем слово исследователям 1-ой группы.

Разговор о доме.

(Слово предоставляется 1-ой группе исследователей.)

Вопросы 1-ой группы:

1. Зачем автор рассказывает нам историю рода Бессольцевых?

2.  Почему деда Бессольцева Николая Николаевича прозвали Заплаточником?

3. Как относятся друг к другу  Ленка Бессольцева и Н.Н?

4. Сравнить два разных дома: дом Бессольцевых и дом Димы Сомова.

5. Какой поступок совершает Н.Н. Бессольцев?

6. Чем дорога картина «Машка» Н.Н. Бессольцеву?

7. Что ещё подарил Н.Н. Бессольцев ребятам?

8. Нравственные принципы Н.Н. Бессольцева.

9. Рассказ о картинах.

Искусствоведы расскажут о картинах (сообщение о картинах «Раевский», «Машка»)

Учитель:   Повесть В. Железникова открывается небольшой главой. Послушаем её (прослушивание аудиозаписи)

 - О чём  мы узнаём из первой главы? (Ленка Бессольцева в отчаянии, в её жизни произошло нечто страшное, она хочет уехать из этого города). 

 - Почему же Ленка неслась по узким, причудливо горбатым улочкам города? Что произошло? (У Димки Сомова был день рождения. Он всех пригласил, а её забыл)

- Какие чувства испытывали при прослушивании 1-ой главы?

 (Прослушав  первую страницу повести, мы слышим слова, которые сразу же, при первом прочтении, наполнили наше сердце тревогой, ожиданием каких-то страшных событий, острым желанием скорее разобраться в ситуации, ввергнувшей Ленку Бессольцеву в отчаяние, принудившей ее бежать из дедушкиного города, от своих одноклассников: "Ленка неслась по узким, причудливо горбатым улочкам городка…")

О ком говорится в первом эпиграфе? (О героине повести)

 Значит, она в центре нашего внимания.

Эволюция образа Лены Бессольцевой.

Свет мой зеркальце, скажи.

 Да всю правду о  Лене расскажи

Слово предоставляется 2-ой группе исследователей.

Вопросы 2-ой группы:

  1. Почему одноклассники дали Лене Бессольцевой кличку «Чучело»?
  2. Из-за чего возник конфликт между классом и Леной Бессольцевой?
  3. Почему Лена берет вину на себя?
  4. Что такое предательство?
  5. Чем похожи картина «Машка» и Лена?
  6. Что показала последняя встреча Лены с одноклассниками?
  7. В чем сила Лены Бессольцевой?

Наизусть стихотворение.

Учитель:

- Что такое галерея? (Художественный музей; длинный ряд, вереница). 

- Приглашаю вас создать «Галерею подростков» повести «Чучело».

- Чьи бы портреты вы повесили в неё? (Миронова (Железная кнопка), Шмакова, Валька, Лохматый, Попов, Васильев). На доске появляются портреты названных героев.

- Что объединяет этих ребят? (Всех их объединяет жестокость по отношению к Лене Бессольцевой).

- А портрет Димы Сомова? Куда мы его повесим: вместе со всеми или отдельно? Почему? (Портрет Димы надо повесить отдельно от всех, потому что он вроде бы и с подростками и в то же время не с ними - он заступается за Лену, над которой все смеются. Сомов – связующее звено между Леной и классом).

Портрет 6Б класса. Путь Димы Сомова от положительного героя до труса и предателя.

Вопросы 3 – ой группы:

  1. Почему многим героям книги даны прозвища?
  2. Что символизируют прозвища?
  3. У всех ли героев есть прозвища? Почему?
  4. Проследите путь Димки Сомова от положительного героя до труса и предателя.
  5. Чем отличается улыбка «Уснувшего мальчика» и Сомова?
  6. Портрет 6б класса.
  7. Что такое жестокость?
  8. Приведите примеры из истории человечества: кого сжигали на кострах и за что?
  9. Какие чувства вы испытывали во время сцены сжигания на костре?
  10. Изменились ли ребята после случившегося?
  11. В чем видят силу одноклассники Лены Бессольцевой?

(Она была сильна своей правотой, чистотой помыслов, бескорыстием, чувством собственного достоинства, а Железной Кнопке и ее компании, кроме силы и преданности ложным идеалам, нечего было противопоставить этому)

Зачитываю второй эпиграф:

        Давайте теперь обратимся ко второму эпиграфу нашего урока. Как он отвечает на вопрос нашего проекта, в чём сила человека? (На любви к родному дому, к людям, к животным и растениям — ко всему живому. Надо быть милосердным.)

Что такое милосердие? (Ребята зачитывают домашние заготовки — выписки из словарей.)

Учитель:

        Милосердие — сердце милующее. (слова Н.Н)

Слово предоставляется психологам:  

- Они нам расскажут о способах выхода из агрессии.

Свет мой зеркальце, скажи

Да всю правду доложи.

Кто из повести добрее,

Всех красивей и милее.

Ответы:  (Лена, Николай Николаевич, доктор Бессольцев, генерал Раевский, Мария Николаевна, бабушка Колкина).

Художники:

        Все книги Владимира Железникова имеют прекрасное оформление. Рисунки художников дают возможность представить героев повести, их характеры, показывают самые острые моменты сюжета. Наши ребята, прочитав повесть, тоже попробовали себя в роли художников-оформителей (демонстрируем иллюстрации учащихся, ребята "узнают" эпизод).

- Назовите эпизоды, которые нарисовали ребята! Подбери строки из повести.

Корреспонденты (заранее отбирают лучшие отзывы и зачитывают их)

1 группа:

Нравственные уроки повести:

- На лепестках цветка1  группа напишет чему учит произведение.

Социологи провели экспресс-опрос: 

        Что, по-вашему,  нужно исправить, чтобы в отношениях детей между собой не было жестокости и предательства?

-  На лепестках цветка 2 группа напишет ответ на вопрос.

-  На лепестках цветка 3 группа напишет ответ на вопрос: Как стать сильным?

Учитель:

        В.К.Железников так писал о человеке: «Чем раньше человек задумается об окружающем мире, своём месте в нём, о ценностях жизни, о противоборстве добра и зла, тем быстрее  он возмужает и быстрее превратиться в личность». Я думаю, что у героев этого писателя есть все шансы для морального и нравственного перерождения.

Кинорежиссёры зачитывают отзывы о фильме «Чучело»

 - Фильм "Чучело" вызвал во мне многие чувства: горечь, страх, переживание, волнение и жалость. Мне кажется, что этот фильм много чему учит. Мне стало очень жалко Лену, когда ее унижали, но всё таки она это выдержала и даже взяла Димину вину на себя, так как она его любила. Этот фильм мне дал понять, как относится к одноклассникам и к людям, потому что потом не заметишь, как быстро потеряешь дорогого тебе человека.

- Конечно, этот фильм заставляет о многом задуматься. А именно о взаимоотношениях между людьми, о детской жестокости и о предательстве со стороны людей, которых ты считаешь близкими. Лично мне этот фильм послужил уроком на всю жизнь.

Дополнительные вопросы:

  1. Если бы Ленка Бессольцева приехала сейчас, после того, как ребята всё пережили, как бы они отнеслись к ней, как вы думаете?
  2. Приходилось ли вам оценивать свои поступки заново?
  3. Бойкот Лене - это проявление коллективизма или влияние сильной личности?
  4. Что значит - сильная личность? Есть ли в вашем классе по-настоящему сильная личность? Был ли коллектив в 6-м классе? Что такое коллектив и в чем его сила?
  5. Как вам могут пригодиться знания, которые вы получили во время работы над проектом?
  6.  Похожи ли герои повести на современных ребят?
  7.  Что было самым трудным в работе?
  8.  Хотели бы вы дальше работать над созданием творческих проектов?
  9. А как бы вы поступили в такой ситуации?
  10. Как вы считаете, нужно ли, как Лена Бессольцева, брать чужую боль на себя, чувствовать её, как свою?

Заключительное слово учителя: Да, “странными“ можно назвать и шестиклассницу Л. Бессонову и ее дедушку Николая Николаевича. Лена, подобно своему дедушке, придает гораздо большее значение внутреннему содержанию и нравственному здоровью своей личности, чем своему внешнему виду. Вспомним пословицу: “Встречают по одежке, провожают по уму”. Образцом для нее является ее духовный идеал. Может быть, поэтому она не во всем похожа на своих сверстников. Добрее, честнее, непосредственнее. При этом она не убеждена, что лучше других. Напротив, Лена самокритична, требовательна к себе. Испытывая на себе недоверие, зависть, недоброжелательность, непонимание или даже жесткость со стороны окружающих подростков, предательство мальчика, который вызвал в ней чувство первой любви, Лена показывает всем впечатляющий

пример бескорыстия, прямоты, человеческого достоинства.

Этап 7. Подведение итогов урока.

(к подведению итогов урока привлекаются учащиеся, дается оценка работы творческой группы, активности детей, грамотности, четкости ответов, выставляются оценки за урок, даются необходимые рекомендации). Задается вопрос: Что мы смогли сделать за урок?

 сотворить прекрасное, доброе, интересное;

 сотворить единение;

                 или

 создать разобщение, противостояние;

 разрушить прекрасное, кем-то созданное.

                   (Гасится свеча).

Домашнее задание:

  1. Составить синквейн (характеристика одноклассников Лены, высказать свои впечатления о героях)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом..."

Вступительный урок-презентация в 10 классе по творчеству Н.А.Некрасова позволяет расширить представление о народном поэте и его творчестве....

Элективный курс «Педагогические основы организаторской деятельности» («Быть лидером – быть успешным»)

Элективный курс «Педагогические  основы организаторской деятельности» («Быть лидером – быть успешным») предполагает формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспос...

"Быть здоровым - это модно! Быть здоровым - это классно! Быть здоровым - не опасно!"

Занятие о здоровом образе жизни, направленное на профилактику болезней и укрепление здоровья....

Соединение быта и фантастики в произведении Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по литературе на тему : "Соединение быта и фантастики в произведении Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"...

Рецензия на произведение И.Стекол "Рассказы для Анны" - "Любовь и радость бытия" (И.А.Бунин)

Автор рецензии смог увидеть в произведении И.И.Стекол - рассказе "Собака и женщина в предлагаемых обстоятельствах", написанном в конце 20 века, продолжение лучших традиций русской литературы...