Преподавание истории, обществознания в пенитенциарной системе образования.
по обществознанию по теме
Из опыта работы в преподавании истории и обществознания в пенитенциарной системе образования.
Преподавание в пенитенциарной системе образования несколько отличается от преподавания в общеобразовательной школе, так как существуют свои особенности преподавания. Какие особенности, и как их решать в преподавании, я поделился своим опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 38.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподавание истории, обществознания в условиях пенитенциарной системы образования.
( Из опыта работы).
Вступительная часть.
Тема моего опыта «Методы преподавания истории, обществознания и основ безопасности жизнедеятельности в условиях пенитенциарной системы образования». Внедрение новых инновационных технологий обучения в преподавании вышеперечисленных предметов в условиях пенитенциарной системы образования.
В отличии от общеобразовательной системы образования в пенитенциарной системе образования существуют ряд особенностей:
- уровень знаний обучающихся оставляет желать лучшего, так как существует проблема запущенности в воспитании и образовании;
- исключить из своего лексикона при общении с обучающимися такие слова как: «обиделся», «обиженный», «петух» «курятник» и другие;
- при составлении групп для практических занятий учитывать их деление на касты, и избегать их смешивания;
- заставлять учиться «из под палки», как правило, приводит к ответной отрицательной реакции к учёбе у обучающихся, приходится применять различные приёмы и методы, чтобы заинтересовать их и захватить их внимание;
- отсутствие такого метода обучения как домашнее задание;
- большая текучесть обучающихся, приводит иногда на нет все Ваши старания, в обучении;
- ежегодная корректировка рабочих программ по предметам с учётом учебного плана, и необходимого минимума знаний по требованию Государственного стандарта образования;
- в отличии от общеобразовательных школ, в пенитенциарной системе образования как правило вечерние (сменные) школы, с 12-ым классом.
И тем не менее, тот необходимый минимум ни кто для пенитенциарной системы образования не корректировал, и его необходимо дать.
Основная часть.
Основными задачами данного опыта являются:
- ознакомить с опытом преподавания в пенитенциарной системе образования;
- показать какие посильные методы и формы преподавания в наибольшей степени достигают целей и задач в обучении;
- сформировать у обучающихся стремление и интерес к изучению предметов.
Главной мотивацией в обучении истории, обществознания и основ безопасности жизнедеятельности является заинтересованность обучающихся.
Приведу пример: В самом начале учебного года, на урок истории в 8-ом классе, пришёл ученик, который наотрез отказывался учиться. Со словами « Что Вы мне сделаете? И что нового я у Вас узнаю? Я и так сижу в колонии строго и особого режима? Страшнее уже ничего нет?» Пришлось с ним согласиться что страшнее уже нет ничего, и сказал ему пусть ответит на один детский вопрос по истории, если ответит то в школу может вообще не ходить. Он согласился. Вопрос: Чем отличаются человечество от Адама и Евы? Вопрос казалось бы лёгкий, но ответить на него он не смог. В классе присутствовали и другие ученики которые не смогли на него ответить. А когда услышали ответ все согласились, что это так. Сыграв, таким образом, на интересе данный ученик не только сам стал ходить, но и привёл с собой друга.
В обучении применение современных методов обучения (урок-лекция; урок – дискуссия; комбинированный урок; групповые занятия, семинары, философские клубы) позволяют добиться хороших результатов в усвоении материала.
Необходима связь тем уроков по истории и обществознанию с современностью на разных ступенях обучения.
Наибольшим успехом среди обучающихся пользуются практические занятия и проведение предметных недель по истории и обществознанию. Дух соперничества у обучающихся, присутствует всегда и необходимо его поддерживать на доброжелательном уровне.
В процессе обучения на практических занятиях применил использование в конце занятия обучающимися- ПОПС – формулу. Данная формула учит выражать свою мысль, не отвлекаясь на другие темы.
П (позиция (в чём заключается Ваша точка зрения?)) – «Я считаю что …..».
О (обоснование (на чём Вы основываетесь, довод в поддержку Вашей позиции)) – «Потому что ….».
П (пример (факты, иллюстрирующие Ваш довод)) – «Например ….».
С (следствие (вывод что надо сделать)) – « в последствии чего я делаю вывод что ……».
Надо честно сказать что при внедрении ПОПС – формулы встречались некоторые трудности при обучении. Этому есть ряд причин:
- попросту у учащихся не хватало времени на переработку материала при проведении практического задания;
- не всегда стремились учащиеся выражать свою точку зрения открыто и при всех, так как косноязычие вызывал смех у окружающих;
- текучесть учащихся иногда приводил на нет, все усилия на применение данной формулы.
Проанализировав проведённые уроки, пришлось сделать ряд корректировок при планировании урока:
- снизился объём материала при проведении практического урока, не во вред минимуму знаний;
- к каждой группе пришлось составлять развёрнутый план выполнения групповых или лабораторных работ;
- коротко объяснять каждой группе в начале урока, что и каких результатов от них ожидают.
После корректировки урок стал представлять собой то, что и ожидалось. Надо отметить, что данные типы уроков полностью перекрывают то, что нет домашних заданий.
Ещё одной немаловажной деталью в преподавании предметов, с целью сокращения времени для конспектирования материала лекции и умения грамотно выражать свою точку зрения по теме урока, является применение условных обозначений.
По каждому предмету на внутренней стороне тетради отображена ПОПС-формула, и таблица условных обозначений:
по истории:
Д.н.э. | До нашей эры | С/х | Сельское хозяйство |
Н.э. | Нашей эры | Ф/с | Феодализм - феодальный строй |
М/ф | Мануфактура | М/с | Монархия |
Н/х | Народное хозяйство | К/с | Капитализм |
и т.д.
по обществознанию:
Д | Деньги | ↑ | Увеличение |
Т | Товар | ↓ | Падение |
С | Спрос | → | Приводит к тому что… |
П | Предложение | ↕ | Дестабилизация |
Дф | Дефицит | ↔ | Обмен |
Мн | Монополия | Ц | Цена |
К | Конкуренция | Бд | Бюджет |
Р/о | Рыночные отношения | В/В | Ветви Власти |
и т.д.
Это очень экономит время в конспектировании и объяснении нового материала. Используя школьную доску, упор в большей степени, делается на принцип наглядности и доступности в обучении.
К тому же на практических занятиях по обществознанию применить можно построение логических цепочек, например:
Что произойдёт с Ц если С↑? Ответ должен выглядеть примерно так:
с ↑ С на Т→ ↑Дф→↑Ц. (С увеличением спроса на товар приведёт к увеличению дефицита на товар что приведёт к увеличению цены на товар).
Надо сказать, что подобные задачки и проблемные уроки по всем предметам учащимся очень нравятся.
На практических занятиях решаем и филворды, составляем кроссворды и стараемся отвечать по ПОПС – формуле (смотри приложения).
Надеюсь, что мой скромный труд кому-то поможет в проведении практических занятий по обществознанию и истории. Кстати при проведении предметных недель, большую роль играют именно задания в виде филвордов, кроссвордов и ребусов.
Например, приложение № 4, учащиеся среднего и старшего звена с удовольствием выполняли задания, и открывали для себя новые слова, затем искали определение и значение этих слов.
Приложение № 1.
Дата: Фамилия: Класс:
Урок № 20: Практическое занятие по теме: Типы экономических систем.
Эпиграф к уроку: Бизнес – это игра, величайшая игра в мире – если вы знаете, как в неё играть.
Т. Дж. Уотсон.
Цели урока: 1.Закрепить знания по теме урока; 2. Научиться определять типы экономических моделей по признакам;
3. Умение работать с учебником; 4. Закрепить знания по применению ПОПС – формулы
в своих выводах.
Условия:
Обязательный минимум, выполнение трёх заданий: - оценка 3; 4 задания – оценка 4; 5 заданий – оценка – 5.
Задание №1. Заполните таблицу по признакам экономических моделей.
№ п/п | Тип Экономической модели | Земля, капитал, ресурсы. | Социальная защищённость. (Безработица). | Наличие конкуренции | Наличие монополии |
1. | Традиционная | ||||
2. | Рыночная | ||||
3. | Командная | ||||
4. | Смешанная |
Задание № 2. Используя учебник (стр. 74), дайте определение торговли и условия для успешной торговли.
Торговля -................................................................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................................................................................
.................................................................................................................................................................................................................
Для успешной торговли необходима .................................................................................................................................................
.................................................................................................................................................................................................................
Задание № 3. Используя ПОПС – формулу дайте свой вывод, какой тип экономической модели существует в России.
Я считаю, что в России ....................................................................................................................................................................... .
Потому что ...........................................................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................................................................................
Например ................................................................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................................................................................
...................................................................................................................................................................................................................
Вследствие этого я делаю вывод что, в России ...............................................................................................................................
Задание № 4. Манипулируя понятиями спроса, предложения, ценой, товаром, создайте условия:
а). конкуренции; б). монополии.
Как должны себя вести спрос, и предложение, цена, используйте условные обозначения и напишите логическую цепочку.
а).
б).
Задание № 5. Создайте кроссворд по теме урока, не менее 4-5 слов по горизонтали и по вертикали.
Приложение № 2.
Филворд на тему История воззрений на общество.
В таблице найдите 9 названий наук изучающих общество:
(Используйте учебник, §2 стр. 23 таблица)
К | П | О | Л | И | Т | О | Л | О | Г | И | Я |
У | Р | С | О | Ц | И | О | П | Г | И | Я | И |
Л | М | А | Ц | И | Я | Л | С | О | К | А | Н |
Ь | Э | З | А | Н | С | О | И | Л | У | Н | Я |
Т | К | Э | Я | Э | Я | Г | Х | О | С | И | И |
У | О | К | И | Т | И | И | Г | Я | Т | Щ | Ф |
Р | Н | О | Г | Н | Р | Я | М | Т | А | Р | А |
О | О | Л | О | О | О | Е | У | Р | Ф | О | Р |
Л | М | И | Р | Г | Т | Т | Д | Е | М | О | Г |
О | А | К | А | И | С | У | Н | А | Й | Д | И |
Г | Н | А | Ф | И | И | Е | Н | О | Т | В | Е |
И | Т | П | О | Я | К | М | Т | В | И | Ш | Т |
Я | Р | О | Л | О | Г | И | Я | Ы | П | И | Ы |
Ответы выпишите ниже:
Приложение № 3.
Групповое занятие по Всеобщей истории 8 класс, по теме:
Правила Венского конгресса. §7(стр. 104) учебник Д. Д. Данилов и др.
История Нового времени.
Цель урока: Научить учащихся работать с учебником.
- Какие страны участвовали и выносили решения в Венском конгрессе?
- Какие страны в январе 1815 года заключили оборонительный союз против
России?
3. Заполните таблицу по решению Венского конгресса. Кому отделяли земли?
№ п/п | Земли бывших государств. | Страны кому отдавались земли. |
1. | Саксония | |
2. | Вестфалия | |
3. | Познань | |
4. | Галиция | |
5. | Финляндия | |
6. | Бессарабия | |
7. | Зальцбург | |
8. | Ломбардия, герцогства: Модемское, Пармское, Тосканское | |
9. | Норвегия | |
10. | Бельгия | |
11. | Острова Цейлон и Мальта | |
12. | Гвиана и мыс Доброй Надежды |
4. Составьте кроссворд из 3-х слов по горизонтали и трёх слов по вертикали по теме урока, используйте учебник.
Разгадайте филворд по обществознанию, ответы запишите на обратной стороне листа. Количество разгаданных слов и есть количество набранных баллов в процессе предметной недели по обществознанию. (Приложение № 4)
о | т | в | а | р | е | б | е | с | ц | и | т | н | с | т | и | т | у | ц | и | я | ф | е | ц | и | е | р | н | и | з |
б | с | о | д | с | л | ы | р | о | б | ы | в | о | е | т | и | р | о | т | в | а | с | р | а | я | д | я | и | ц | а |
щ | е | з | у | т | п | р | е | ф | е | р | е | к | т | р | а | о | г | р | е | с | с | а | к | м | о | и | н | д | у |
н | а | н | с | в | а | а | п | м | у | д | н | т | с | г | м | р | п | е | и | н | е | с | и | л | а | и | р | т | с |
и | е | г | о | о | к | р | л | о | б | а | л | а | и | о | м | р | е | д | л | о | ж | т | ф | и | я | п | р | и | в |
т | с | а | л | в | и | т | г | э | т | с | и | р | л | р | а | п | с | о | р | п | с | р | и | з | и | и | к | ч | ы |
ь | п | о | л | и | т | и | я | л | е | к | т | о | а | п | р | е | г | р | е | с | с | а | т | а | ц | т | р | а | д |
а | н | з | о | п | м | з | и | л | а | у | с | н | е | с | я | и | ц | а | з | и | л | и | в | и | ц | я | и | ц | и |
н | ф | л | о | р | е | н | и | е | с | к | о | э | м | и | г | р | а | ц | и | я | у | р | б | а | н | и | з | а | ц |
и | н | и | к | е | в | т | с | б | о | э | н | п | д | е | р | п | а | ц | и | т | о | б | а | р | з | е | б | я | и |
е | о | к | с | н | с | т | р | а | в | о | о | р | а | т | ь | с | о | н | а | л | о | г | п | п | р | о | и | з | в |
к | к | т | у | н | о | ь | п | а | к | и | м | и | м | е | л | т | в | ь | л | ы | б | и | р | о | в | т | с | д | о |
б | ю | д | ж | е | т | п | р | е | з | и | д | е | н | т | л | а | е | р | а | с | р | о | н | т | з | н | а | к | з |
т | а | и | р | а | т | е | л | о | р | п | н | е | п | м | ю | н | д | к | л | с | п | ц | е | б | и | е | с | ц | и |
м | м | е | о | с | н | п | о | т | е | к | с | т | о | в | а | р | б | а | р | т | е | р | и | п | а | к | в | а | б |
н | е | н | н | т | о | б | е | р | л | т | л | е | ф | и | л | о | в | и | т | о | р | п | т | а | л | и | л | р | ю |
о | д | ж | д | ь | р | н | т | ь | ф | о | п | м | и | ф | о | с | о | п | о | з | и | ь | е | р | м | з | е | п | р |
г | р | е | о | э | м | о | с | р | е | т | я | я | я | н | с | о | р | в | в | и | т | л | и | ы | н | о | н | у | о |
о | н | а | р | т | а | о | н | д | и | а | и | г | х | а | т | в | е | и | р | е | ф | о | в | а | р | к | и | о | к |
п | р | г | о | н | м | м | о | е | г | л | л | и | р | м | д | и | ч | т | м | р | о | р | о | м | у | и | е | м | р |
а | а | ф | и | я | о | л | п | н | ь | и | е | р | и | ь | е | е | г | а | а | п | р | т | л | а | т | с | и | а | а |
р | и | щ | б | о | т | а | о | и | т | т | т | ь | с | л | в | у | е | у | т | с | е | н | с | р | ь | п | н | с | т |
т | н | р | а | а | и | н | л | ц | и | а | с | о | т | у | и | т | н | п | л | е | н | о | о | к | л | о | в | с | и |
и | а | у | л | д | в | и | и | е | ф | р | н | н | и | с | а | о | я | п | п | а | и | к | с | е | у | л | е | у | я |
й | н | т | и | о | а | г | я | д | я | и | е | в | а | у | н | п | и | у | р | г | е | о | я | т | к | н | с | т | г |
н | а | а | з | м | ц | р | к | о | и | з | с | т | н | м | т | о | с | т | ь | с | а | м | и | и | а | и | т | а | и |
о | ц | н | а | я | и | а | у | к | ц | м | т | е | с | о | н | н | т | н | е | в | к | н | ц | н | т | т | и | т | м |
с | и | я | ц | и | я | м | р | е | н | о | т | в | т | в | о | с | т | ь | д | е | л | и | а | г | с | е | ц | с | н |
т | с | о | л | и | д | а | р | н | о | с | т | ь | ы | ч | а | й | м | о | р | а | л | ь | р | м | а | л | и | г | ф |
ь | о | б | я | з | а | н | н | о | с | т | ь | о | б | т | н | е | м | а | л | р | а | п | г | и | к | ь | и | а | л |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержательный аспект преподавания истории в контексте этнокультурного образования
В данной статье представлен опыт преподавания спецкурса «Российский менталитет (Особенности российской цивилизации)» и факультативного курса «История российского предпринимательства»....
Система методической работы и использование современных педагогических технологий в преподавании истории, обществознания и внеклассной работе как средства повышения качества образования.
Повышение качества общего образования через реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», проекта модернизации региональной системы образования – основная задача работы всей с...
Педагогический проект "Интегративная технология преподавания истории, обществознания и регионального через проектную деятельность учащихся"
Осуществление компетентностного подхода с применением интегративных технологий, метапредметности и конвергенции в изучении истории и обществознания через проектную деятельность учащихс...
Применение метода учебных проектов в преподавании истории (обществознания) как средство повышения качества знаний обучающихся
Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации - обобщение опыта работы по теме самообразования ( теория и результаты работы )...
Методика преподавания истории основанная на системе учебных заданий (УЗ)
Данные методические рекомендации были разработаны и реализованы в ГБОУ СОШ № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга на уроках истории в 5 -7 классах. Актуальность данного методического подхода обуслв...