рабочая программа по обществонанию 10 класс
календарно-тематическое планирование (обществознание , 10 класс) по теме
рабочая программа по обществознанию 10 класс создан на основе учебника Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2004.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10obshchestvo_-_2.docx | 79.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РС(Я)
Муниципальное казенное учреждение «Муниципальный орган управления образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Крестяхская средняя общеобразовательная школа им. И.Г.Спиридонова» РС(Я)
Руководитель МО учителей Зам директора по УР Директор школы
/________/__________ /________/__________ /________/__________
«__»__________20___г. «__»__________20___г. «__»__________20___г.
Рабочая программа учебного курса
по обществознанию в 10 классе
учителя истории, обществознания, ОРКСЭ
Тихоновой Туяры Дмитриевны.
(I категория)
2013-2014 учебный год
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС
Рабочая программа составлена на основе:
Обязательного минимума содержания исторического образования, на основе Программы общеобразовательных учреждений, в соответствие с ФГОС; Федерального базисного учебного плана; Учебного плана МБОУ «Крестяхская средняя общеобразовательная школа им. И.Г.Спиридонова» РС(Я) на 2012-2013 уч.г.; Примерной программы основного общего образования по обществознанию 5-11 классов для образовательных учреждений. Учебника: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2004. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции обществоведческого образования.
Пояснительная записка
Статус документа
Примерная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Примерная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.
Структура документа
Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Цели. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 16 учебных часов (или 11%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
Четверть | Раздел | Всего часов | Резерв. час | Контрольные работы | |||
Урок | Повторение | Контрольные работы | Семинарские занятия | ||||
1 полугодие | Научное познание общества. Развитие общества. Рыночная экономика. | 33 | 24 | 8 | 1 | ||
2 полугодие | Сфера производства. Политическая система общества Политическая жизнь общества | 37 | 1 | 23 | 7 | 1 | 5 |
Всего: | 70 | 70 | 1 | 47 | 15 | 2 | 5 |
Содержание курса
Научное познание и развитие общества.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека.
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы.
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.
Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.
Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Современное общество. Модернизационные процессы. Глобализация человеческого общество. Мировая система.
Человек и экономика
Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике.Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации. Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России. Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние факторы. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Предпринимательство и предпринимательская деятельность. Виды предприятий.
Человек. Политика. Власть.
Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.
Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.
Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.
Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.
Требования к уровню подготовки учащихся в 10 классе
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
уметь
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- оценивать действия субъектов социальной жизни;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной тематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Используемые УМК:
- Кравченко А.И. Программа курса «Обществознание» для 10-11 классов. – М.: Русское слово, 2001.
- Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2004.
- Кочетов Н.С. Обществознание. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Кравченко А.И. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Автономов В.С. Введение в экономику. – М.: Вита-Пресс, 2006.
Данные об авторе программы:
Учитель: Тихонова Туяра Дмитриевна
Место работы и должность: учитель истории, обществознания, ОРКСЭ.
Адрес работы и телефон: с. Крестях, 841135-26-194
E-mail: tihonova.tuyara@mail.ru
Краткая аннотация курса:
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «Обществознание», а также авторской программы курса «Обществознание» Кравченко А.И. для 10-11 классов.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов.
Программа представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все компоненты взаимосвязаны. Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.
В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 10 классе:
Цели курса:
- развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:
Основными задачами курса являются:
- закрепление основных обществоведческих понятий;
- почувствовать себя частью общества и его будущим;
- научить выявлять отличительные черты характера;
- использовать сильные стороны своего характера в своей деятельности;
- прививать любовь к Родине;
- дать знания о здоровых взаимоотношениях между людьми.
Основной принцип отбора материала актуальность и научность изучаемого материала.
В ходе учебного процесса используются следующие формы и методы обучения: лекции, беседа, самостоятельная работа, практикум, рассказ. Предмет обществознание тесно связан с историей, географией, экологией, правом. В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы. На изучение обществознания в 10 классе учебным планом предусматривается 70 учебных часа – из расчета 2 часа в неделю.
учебно-тематический план:
№ | Раздел | Всего часов | Резерв. час |
1 | Научное познание общества. | 10 | |
2 | Развитие общества. | 8 | |
3 | Рыночная экономика. | 6 | |
4 | Сфера производства. | 9 | |
5 | Политическая система общества | 9 | |
6 | Политическая жизнь общества | 10 | 1 |
7 | Повторение | 15 | |
8 | Контрольные работы | 2 | |
9 | Семинарские занятия (в числе уроков) | 5 | |
70 | 69 | 1 |
Программно-тематическое планирование
курса «Обществознание. 10 класс» (70часов)
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы | Элементы | Требования к уровню обучающихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата | |
План | Факт | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Повторение: «Политическая, правовая и духовная сфера» | 1 | Повт.-обобщ. урок | Материалы разделов «Политическая сфера», «Правовая сфера», «Духовная сфера»; основные понятия и термины. | Знать материалы разделов пройденных за 9 класс - «Политическая сфера», «Правовая сфера», «Духовная сфера, основные понятия и термины. | Устный опрос. Тест | |||||
2–3 | Научное познание общества | Познание окружающего мира | 2 | Комбинированный урок | Познание окружающего мира. Цель познания. Истина и ложь. Чувственное и рациональное познание. Научное познание и его особенности. Научное знание. Проблема истинности и ложности научных знаний. Философское мышление. Основные формы и методы философского постижения. Самопознание и его формы. Понятия и термины: сенсуализм, рационализм, интуиция, познание, знание, исследование, истина, ложь, дедукция, индукция | Самооценка личности. Формирование образа «Я» | Уметь характеризовать научное познание, приводить конкретные примеры использования научных методов при исследовании какого-либо объекта. Знать основные компоненты теоретического уровня научного исследования. Уметь проводить собственные исследования по вопросам, которые наиболее близки и понятны школьнику, используя знания об этапах научного исследования. Знать понятия и термины | § 1. вопросы и задания на с.15 | |||
4–5 | История | 2 | Учебная лекция | Основные взгляды мыслителей на общество в истории человечества: воззрения на общество и государство Платона и Аристотеля. Вклад английских, немецких, французских философов XVI– XVII вв. в развитие обществознания, влияние идей А. Смита и Д. Рикардо на развитие экономики, вклад Н. Макиавелли в развитие политической мысли. Становление и развитие общественных наук. Понятия и термины: экономика, политология, культурология, социология, правоведение, история, философия | Знать взгляды отдельных ученых на сущность общества и особенности его развития. Уметь анализировать историю возникновения наук об обществе, знать имена людей, внесших существенный вклад в их становление, разъяснять сущность основных общественных наук. Знать понятия и термины | § 2. вопросы и задания на с.22 | |||||
6–7 | Строение | 2 | Комбинированный урок | Понятие общества и его отличительные особенности. Общество как высокоорганизованная форма совместной деятельности. Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Понятия и термины: общество, структура общества | Знать, что такое общество и в чем заключаются его отличительные признаки. Уметь анализировать структуру общества. Знать понятия и термины | § 3. вопросы и задания на с.30 | |||||
8–9 | Сферы общественной жизни | 2 | Учебная лекция | Основные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, духовная и социальная. Социальные институты. Общество как социальная иерархия. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Понятия и термины: сферы общества, институты общества | Знать сферы общественной жизни, уметь показывать взаимосвязь различных сфер общественной жизни, характеризовать отдельные социальные институты. Знать понятия и термины | § 3. - схема «Основные институты общества» - мини сочинение по выбору (Основные институты общества) | |||||
10–11 | Цивилизация | 2 | Комбинированный урок | Цивилизация как интегральное понятие. Основные взгляды на сущность и происхождение понятия «цивилизация». Сходство и различие между культурой и цивилизацией. Основные этапы эволюции цивилизаций. Взгляд на цивилизацию развития. Теория локальных цивилизаций. Цивилизация как глобальная система ценностей. Понятия и термины: цивилизация, культура, менталитет | Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы» | Знать, что такое цивилизация, какие существуют концепции ее понимания. Уметь анализировать основные факторы, определяющие сущность цивилизации, разъяснять основные этапы эволюции цивилизаций, сопоставляя их с конкретными фактами из истории. Знать понятия и термины | § 4, вопросы и задания на с.37-38 | ||||
12–13 | Развитие общества | Современное общество | 2 | Комбинированный урок | Современное понимание общества и характерные черты его развития. Три стадии в истории человеческого общества. Доиндустриальное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Хронологические рамки зарождения современного общества, его отличительные черты. Понятия и термины: доиндустриальное(аграрное), индустриальное, постиндустриаль-ное общество | Знать характерные особенности современного общества. Уметь на основе конкретных исторических фактов объяснять сущность индустриального и постиндустриального обществ. Уметь анализировать сообщения СМИ о различных событиях в мире с точки зрения выявления особенностей современного общества. Знать понятия и термины | § 5. вопросы и задания на с.45-46. Подготовится к повторению. | ||||
14- 16 | Повторение: «Научное познание и развитие общества» | 3 | Повт.-обобщ. урок | Материал раздела «Научное познание и развитие общества», основные понятия и термины | Знать материал раздела «Научное познание и развитие общества», основные понятия и термины | Тест | Подготовится к повторению. | ||||
17 | Повторение: «Научное познание и развитие общества» | 1 | Повт.-обобщ. урок | Материал раздела «Научное познание и развитие общества», основные понятия и термины | Знать материал раздела «Научное познание и развитие общества», основные понятия и термины | Эссе по заданной теме | Закончить эссе | ||||
18–19 | Модернизация | 2 | Учебная лекция | Основные подходы к пониманию модернизации. Органичная и неорганичная модернизация. Современные оценки модернизационных процессов. Сущность теории модернизации, понятие социального прогресса как стержня процесса модернизации. Роль технического прогресса в модернизации общества. Понятия и термины: модернизация: органичная и неорганичная, прогресс | Особенности модернизации в России. Нанотехнологии | Уметь разъяснять сущность понятия «модернизация» с точки зрения современной науки. Уметь сравнивать на основе конкретных исторических примеров особенности модернизации в России. Знать понятия и термины | § 6. вопросы и задания на с.52-53 -сообщение на тему «Модернизация – добро или зло?» | ||||
20–21 | Глобализация человеческого общества | 2 | Комбинированный урок, урок-диспут | Глобализация и факторы, влияющие на этот процесс. Постиндустриальное общество как мировое сообщество. Наднациональные органы управления и союзы. Прогресс глобального разделения труда. Прогресс приобщения к единому культурному опыту. Международная миграция. Роль телевидения, СМИ и информационных технологий в жизни современного общества. Понятия и термины: глобализация, миграция, СМИ, информационные технологии | Движение антиглобалистов. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем | Знать, что такое глобализация общества и какие факторы способствуют этому процессу; Уметь объяснять влияние телевидения и других СМИ на формирование общественного мнения. Уметь разъяснять сущность «наднациональных единиц» различного масштаба, показывая их роль в развитии современного общества. Знать понятия и термины | § 7. вопросы и задания на с.58-59 | ||||
22–23 | Мировая | 2 | Комбинированный урок | Понятие о мировой системе и мировом сообществе. Мировая система и ее составляющие. Страны «ядра», «полупериферии» и «периферии», их характеристика. Мировое разделение труда. Геополитическая перестройка мира. Характерные тенденции нового международного пространства. Понятия и термины: мировая система, страны «ядра», «периферия», «полупериферия», международное пространство | Однополярный, двухполярный и многополярный мир. Их особенности и сравнительная характеристика | Знать, что представляет собой мировая система и из каких частей она состоит. Уметь анализировать отличительные черты стран «ядер», «полупериферии» и «периферии», объяснять роль России в мировой системе обществ. Знать понятия и термины | § 8. вопросы и задания на с.64. Подготовится к повторению. | ||||
24 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Повт.-обобщ. урок | Материал раздела «Развитие общества», основные понятия и термины | Знать материал раздела «Развитие общества», основные понятия и термины | Тест | |||||
25-26 | Рыночная экономика | Рыночное | 2 | Учебная лекция | Рыночное общество. Основные противоречия и закономерности развития рыночной экономики. Ресурсы, их ограниченность. Конкуренция. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Особенности экономики современной России. Понятия и термины: рынок, ресурсы, конкуренция, товары и услуги | Рыночные структуры. Совершенная и несовершенная конкуренция. Поли- тика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство | Знать, что представляет собой рыночное общество. Уметь анализировать основные черты рыночной экономики и их влияние на развитие человечества, объяснять закономерности развития рыночной экономики. Знать понятия и термины | § 9. вопросы и задания на с.72 | |||
27–28 | Эволюция | 2 | Основные этапы развития капитализма. Торговля. Товарно-денежные отношения. Современный капитализм и его черты. Рыночная и смешанная экономика. Понятия и термины: обмен, торговля, торговый капитализм, смешанная экономика | Уметь характеризовать институт торговли, показывать его роль в историческом контексте эволюции различных обществ. Знать особенности формирования капиталистическихотношений в странах мира. Уметь анализировать основные черты развития экономических отношений в России. Знать современные формы капитализма, проявляющиеся в различных государствах. Знать понятия и термины | § 10. вопросы и задания на с.80-81 | ||||||
29-30 | Отношения между трудом и капиталом | 2 | Комбинированный урок, урок-диспут | Особенности трудовой деятельности людей в доиндустриальном и индустриальном обществе. Взаимоотношения труда и капитала. Квалификация и профессионализм работника. Рынок труда. Безработица. Понятия и термины: капитализм, специализация, квалификация, профессионализм, рынок труда, безработица | Государственная политика в области занятости в России | Знать определение понятия «капитализм», разъяснять сущность разделения труда. Уметь анализировать понятия профессионализма, квалификации работника, опираясь на научные параметры. Знать особенности взаимоотношений между трудом и капиталом. Знать понятия и термины | § 11. вопросы и задания на с.88-90. Подготовится к повторению. | ||||
31-32 | Повторительно-обобщающий урок | 2 | Повт.-обобщ. урок | Материал раздела «Рыночная экономика», основные понятия и термины | Знать материал раздела «Рыночная экономика», основные понятия и термины | Тест | Подготовка к полугодовой контрольной работе | ||||
33 | Полугодовая контрольная работа | 1 | Контрольный урок | Материалы разделов «Научное познание и развитие общества», «Рыночная экономика»; основные понятия и термины | Знать материалы разделов «Научное познание и развитие общества», «Рыночная экономика»; основные понятия и термины | К/р | |||||
34–35 | Сфера производства | Производитель на рынке | 2 | Учебная лекция | Производство и его характерные черты. Факторы производства. Факторные доходы. Предприятие. Закон спроса и предложения, его роль в рыночной экономике. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Понятия и термины: валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), предприятие, фирма, отрасль, спрос, предложение, цена, маркетинг | Экономические, бухгалтерские издержки и прибыль. Маркетинг и его роль в условиях рынка. Менеджмент и его основные принципы | Знать, что такое производство и что составляет его основу, характеризовать основные отрасли производства страны, разъяснять особенности хозяйственных субъектов – предприятий и их роль в экономике страны, объяснять особенности действия закона спроса и предложения в условиях рыночных отношений, характеризовать модели поведения производителя на рынке. Знать понятия и термины | § 12. вопросы и задания на с.98-99 | |||
36 | Цена, спрос, предложение | 1 | Практическое занятие | Спрос и предложение, их взаимосвязь. Цена. Альтернативная продукция. Эластичность. Определение уровня спроса, предложения, цены | Знать, как Уметь определять уровень спроса, предложения, цену | § 12. практические задачи | |||||
37–38 | Предпринимательство и бизнес | 2 | Деловая игра | Предпринимательство как институт общества. Малый бизнес и его характеристика. Формы организации бизнеса. Понятия и термины: предпринимательство, бизнес, малый бизнес, товарищество, корпорация, акционерное общество, акционеры | Политика РФ в области бизнеса | Знать, в чем заключается сущность предпринимательства как социального и экономического института общества. Знать особенности организации малого бизнеса и его роль в экономике страны, давать характеристику различным формам организации бизнеса, приводя конкретные примеры деятельности тех или иных предприятий. Знать понятия и термины | Деловая игра «Бизнес и я» | § 13. вопросы и задания на с.106-107. Подготовится к деловой игре «Бизнес и я» | |||
39 | Инфраструктура рыночной экономики | 1 | Комбинированный урок | Инфраструктура рыночной экономики и ее составляющие. Основные виды рынков. Биржа: история и современность. Виды бирж. Понятия и термины: инфраструктура, биржа, рынок, дилеры, брокеры, маклеры | Фондовый рынок и его инструменты. Финансовый рынок | Знать, что включается в понятие «инфраструктура», какова ее основа; уметь характеризовать разные виды рынков, объяснять функционирование различных бирж, давать характеристику банкам и банковской деятельности. Знать понятия и термины | § 14. вопросы и задания на с.115 | ||||
40 | Банк и банковская деятельность | 1 | Комбинированный урок | Понятие банка. История банковского дела. Структура банка. Функции банка. Банковские инструменты. Кредитная деятельность банков. Виды кредитов. Ипотека. Понятия и термины: банк, банковская деятельность, депозит, счет, вклад, кредит | Акции, облигации, ценные бумаги | Знать понятие «банк», его структуру, основные инструменты, характеризовать функции банка | § 14. сообщение на тему «Банк и банковская деятельность» | ||||
41–42 | Роль государства в экономике | 2 | Учебная лекция | Государство как экономический субъект общества. Налоговая система. Виды налогов. Функции налогов. Проблемы современного налогообложения. Государственный бюджет и его характеристика. Государственный долг. Понятия и термины: государственный бюджет, налогообложение, налоги (прямые и косвенные), государственный долг | Основы денежной и бюджетной политики России. Особенности развития фондового рынка в России. Общественные блага. Внешние факторы | Знать, в чем заключается деятельность государства как экономического субъекта. Знать, какие существуют способы воздействия государства на экономику страны, характеризовать современную систему налогообложения, объяснять сущность и принципы формирования государственного бюджета. Знать понятия и термины | § 15. вопросы и задания на с.120-121; подготовка к повторению | ||||
43 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Повт.-обобщ. урок | Материал раздела «Сфера производства», основные понятия и термины | Знать материал раздела «Сфера производства», основные понятия и термины | Тест | Подготовка к повторению | ||||
44 - 45 | Политическая система общества | Политическая власть | 2 | Комбинированный урок | Понятие власти. Особенности властных отношений. Основные типы власти и их характеристика. Харизматическая власть, легитимная власть, традиционная власть. Понятия и термины: власть, легитимация, легализация, харизматическая власть, легитимная власть, традиционная власть | Уметь характеризовать особенности властных отношений, анализировать конкретные государства с точки зрения определенного типа власти. Знать понятия и термины | § 16. вопросы и задания на с.127-128 | ||||
46 | Политическая система | 1 | Учебная лекция | Сущность политической власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Основные модели политических систем Понятия и термины: политика, субъект и объект политики, политическая система, нормы морали, политическая идеология, политическая психология, политическая культура, политический статус личности, политическая социализация личности | Политический экстремизм и его опасность | Уметь характеризовать сущность политической власти. Знать определение политики, политической системы | Повторить основные понятия | ||||
47–48 | Сущность и организация государства | 2 | Комбинированный урок | Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Признаки государства. Функции государства. Теории возникновения государства. Понятия и термины: государство, функции государства | Знать, что представляет собой государство как институт политической системы общества; уметь характеризовать основные признаки государства, описывать особенности территориального устройства государства на конкретных примерах. Знать понятия и термины | § 17. вопросы и задания на с.134-135 | |||||
49–50 | Формы государственного устройства | 2 | Комбинированный урок | Территориальная организация государств. Формы государственного устройства. Унитарное государство, федерация, конфедерация, их сущность и отличительные черты. Форма правления. Монархия, ее сущность и особенности. Абсолютная и ограниченная монархия. Республика: президентская, парламентская и смешанная. Понятия и термины: государство, унитарное государство, федерация, конфедерация | Знать, что такое форма государственного устройства, формы правления, их особенности. Уметь характеризовать государство с точки зрения его государственного устройства и формы правления | § 17. -схема «Форма государственного устройства» -эссе «Возможно ли восстановление монархии в России?» | |||||
51 -52 | Местное | 2 | Комбинированный урок | Понятие местного самоуправления. Сущность местного самоуправления. Исторические и культурные варианты самоуправления. Круг прав местного самоуправления, состав и структура руководящих органов. Функции местного самоуправления в демократическом обществе. Понятия и термины: местное самоуправление, земство, территориальная община | Уметь определять сущность местного самоуправления и его роль в обществе. Знать некоторые особенности истории земства и земского движения в России, уметь характеризовать основные функции местного самоуправления. Знать понятия и термины | Работа в проектных группах | § 18. вопросы и задания на с.141-142; подготовка к повторению | ||||
53–54 | Повторительно-обобщающий урок | 2 | Повт.-обобщ. урок | Материал раздела «Политическая система общества», основные понятия и термины | Знать материал раздела «Политическая система общества», основные понятия и термины | Тест | Подготовка к повторению | ||||
55 | Повторение: «Политическая система общества» | 1 | Повт.-обобщ. урок | Материал раздела «Политическая система общества», основные понятия и термины | Знать материал раздела «Политическая система общества», основные понятия и термины | Эссе по заданной теме | Закончить эссе | ||||
56–57 | Политическая жизнь общества | Условия | 2 | Учебная лекция | Политическая жизнь общества, ее характеристика. Политический режим. Типология политических режимов. Сущность демократии, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Политические цели и средства их достижения. Понятия и термины: политический режим, авторитарный режим, тоталитарный режим, демократический режим, демократия, гражданство, натурализация | Основные права человека и гражданина | Знать, что такое политическая жизнь общества, уметь характеризовать особенности политических режимов государств, определять сущность гражданства и объяснять его юридические и политические основы. Знать понятия и термины | § 19. вопросы и задания на с.150-151 | |||
58–59 | Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан в этом управлении | 2 | Комбинированный урок | Избирательное право и его сущность. Референдум. Выборы. Избирательная кампания. Политическая партия: понятие, признаки, функции. Многопартийность. Понятия и термины: избирательное право, референдум, выборы, политическая партия, политическая программа | Знать, что понимается под избирательным правом гражданина. Знать, какие существуют формы участия граждан в политической жизни страны, давать характеристику политическим партиям и определять сущность их функций. Уметь разъяснять сущность политической программы партий. Знать понятия и термины | Работа с документом | § 20. вопросы и задания на с.160; подготовка проектов «Рекламная кампания к выборам» | ||||
60 | Средства массовой информации в политической системе | 1 | Урок-практикум | Средства массовой информации как система взглядов на устройство общества. Политическая идеология. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Понятия и термины: СМИ, идеология, коммунизм, либерализм, консерватизм, фашизм | Характер информации, распространяемой по каналам СМИ | Знать, характеризовать и сравнивать основные виды СМИ. Уметь, разъяснять основные функции СМИ. | Защита проектов «Рекламная кампания к выборам» | Подготовится к диспуту на тему: «Субъекты политической жизни» | |||
61 - 62 | Субъекты | 2 | Урок-диспут | Политические группы как субъекты политической жизни страны. Политические и общественные движения. «Лобби», лоббирование. Понятия и термины: политические группы, движения, «лобби», группы давления, группы интересов, элита | Основные идейно-политические течения современности | Знать, кто может выступать в роли субъектов политической жизни, уметь характеризовать различные модели поведения субъектов политической жизни, в том числе возможные варианты участия граждан в политике; объяснять деятельность «лобби» и их роль в общественной жизни страны. Знать понятия и термины | § 21. вопросы и задания на с.168. Сообщения на тему «Политические партии и движения в России» | ||||
63 | Политические партии и движения | 1 | Урок – семинар | Роль партий и движений в современной России. Основные партии и движения, их программные заявления. Особенности политического процесса в России. Политический процесс. Основные формы участия граждан в политической жизни страны. Лидерство в политике. Партийная борьба за власть в российском обществе | Уметь характеризовать особенности политического процесса в России. Знать основные партии и движения | Выступления на семинаре | |||||
64 | Гражданское общество и государство | 1 | Урок – лекция | Понятие гражданского общества. Признаки правового государства. Принцип разделения властей. Понятия и термины: Гражданское общество. Правовое государство. Политический плюрализм. Международное право. | Знать особенности гражданского общества и правового государства. Уметь характеризовать основные принципы разделения властей | Подготовить презентацию на тему: «Органы государственной власти и федеративное устройство РФ». | |||||
65 | Органы государственной власти и федеративное устройство РФ и РС(Я) | 1 | Урок – конференция | Деятельность органов государственной власти РФ и РС(Я). Федеративное устройство РФ. Понятия и термины: Центральные органы власти РФ. Федеративное устройство. Государственная целостность | Знать формы и методы деятельности органов государственной власти РФ и РС(Я). Уметь характеризовать конституционные основы федеративного устройства РФ. | Подготовится к повторению. | |||||
66- 67 | Повторитель но-обобщающий урок | 2 | Повт.-обобщ. урок | Материал курса «Обществознание. 10 класс», основные понятия и термины | Знать материал курса «Обществознание. 10 класс», основные понятия и термины | Тест | Подготовится к повторению. Подготовится к устному опросу. | ||||
68 | Итоговые занятия | Итоговый урок | 1 | Повт.-обобщ. урок | Материал курса «Обществознание. 10 класс», основные понятия и термины | Знать материал курса «Обществознание. 10 класс», основные понятия и термины | Устный опрос | подготовка к итоговой контрольной работе | |||
69 | Контрольный урок | 1 | Контрольный урок | Материал курса «Обществознание. 10 класс», основные понятия и термины | Знать материал курса «Обществознание. 10 класс», основные понятия и термины | К/р | подготовка к итоговой контрольной работе | ||||
70 | Резервный урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...
Рабочая программа по обществонанию 5- 9 класс
Рабочая программа 5-9 класс по обществознанию,под редакцией Боголюбова...
Рабочие программы 1-4 классы. Г.С. Ригина, Л.В. Школяр, В.О.Усачёва. Рабочие программы 5-8 классы. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева.
Рабочие программы 1-8 классы...
Рабочая программа Spotlight, 5 класс (конструктор рабочих программ).
Рабочая программа. Создана с помощью конструктора рабочих программ....