Конспект урока обществознания в 7 классе к учебнику Е.С. Корольковой, Н.Г. Суворовой, издательства "Академкнига\учебник.
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме
Конспект урока обществознания по теме: "Как устроена власть в нашем государстве" (7 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок обществознания в 7 классе, учебник Е.С. Корольковой | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Как устроена власть в нашем государстве».
Цель урока: расширить и углубить имеющиеся знания об органах управления государством.
Задачи:
- ознакомить с содержанием Конституции в разделе полномочий и обязанностей представителей власти РФ.
- продолжить формирование интереса к нравственно-правовым вопросам; способствовать развитию творческого мышления; развивать умения излагать собственную позицию, выслушивать и принимать во внимание позицию других.
3) воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону.
Ход урока:
№ | Название | Форма | Время | Содержание | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
1. | Организацион-ный этап | 2 минуты | Приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности. | ||
2. | Актуализация знаний. Разминка. | «мозговой штурм» | 7 минут | Вопросы: – Как называется государство в котором мы живем? - Что вы знаете о России? В течение 3 минут вам необходимо вспомнить и записать на листе все, что вы знаете о нашей стране в виде нескольких предложений. Постарайтесь не повторяться. | - Россия или Российская Федерация - учащиеся формулируют предложения, затем по очереди зачитывают их. |
3. | Подготовка учащихся к усвоению нового материала. | Вызов | 5 минут | Оцените ситуацию: Гражданин Т. окончив школу решил устроиться на работу в Гос. Думу. Но число депутатов в ней строго определено, и чтобы освободить для себя местечко он через сеть Интернет распространил про одного из депутатов ложные сведения, надеясь занять его место. Справедливо ли поступил Т. ? Почему? - Можно ли использовать понятия «справедливо» «не справедливо» говоря об обществе и государстве? - Скажите, пожалуйста, каким должно быть государство, чтобы мы считали его справедливым? - Ребята, помогите мне разобраться. Готовясь к уроку, я написала все черты, которые по - моему мнению, должны быть присущи справедливому и несправедливому государствам, но к сожалению все ответы перепутались. Давайте найдем здесь правильные и ошибочные утверждения. | Ответы учащихся. Выступление групп (по 1-2 представителям) Работа со слайдом презентации , поиск правильных ответов и их аргументация. |
4. | Усвоение новых знаний. | Беседа Объяснение учителя Работа со схемой Работа в группах. | 20 минут | - Какие черты государства мы уже с вами рассмотрели на предыдущих уроках? - как вы думаете, почему я сегодня с вами заговорила о справедливости? о чем сегодня пойдет речь? - правильно, о справедливом управлении государства! (слайд с темой): цель нашего урока : узнать каким образом осуществляется власть в РФ - с помощью чего, на ваш взгляд, можно достичь этой цели? Обратите внимание на опорные слова. - Ну, а теперь определим, как мы будем работать. Первый вопрос я беру на себя, остальные предлагаю рассмотреть работая в группах. - Из курса истории вы знаете, что на протяжении многих веков люди мечтали о справедливом государстве. Поиск такого государственного устройства привел к идее разделения властей, которая сформировалась в 17-18 вв. ее авторами являются английский философ Джон Локк и французский мыслитель Шарль Монтескье. Они считали, что злоупотребления властью можно избежать, если разделить ее на законодательную, исполнительную и судебную. Все три ветви должны быть независимыми, иметь четкие полномочия и обязанности. Законодательная должна вырабатывать и издавать законы, исполнительная - исполнять их, судебная – следить за исполнением законов всеми людьми и охранять закон. Первые конституции мира (американская и французская) закрепили эту идею, и со временем она превратилась в неотъемлемый признак демократии и справедливого устройства государства. Конституция РФ также признает принцип разделения властей. В статье 10 Конституции сказано: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». - Напомните мне, пожалуйста, какие ветви власти мы выделили ? Рассмотрим схему. Работа со схемой: - Для того, чтобы более подробно познакомиться с системой управления в нашем государстве поработаем в группах. Пожалуйста , руководители групп выберите себе пакет заданий. На выполнение их вам отводится 10 минут. - Ребята, давайте вернемся к нашему Т. Скажите, пожалуйста, смог бы он стать депутатом Гос. Думы и что ему для этого нужно было бы сделать. | «Как устроена власть в нашем государстве». - какие органы власти есть - кто и как управляет государством - каковы функции парламента - что делает в государстве президент Составляем план работы:
Законодательная, исполнительная и судебная Презентация (фото мыслителей и схема разделения властей) Учащиеся определяют тему своей работы. - выступление групп о полномочиях и обязанностях представителей различных ветвей власти. - достичь возраста 21 года - представить свою кандидатуру на выборах - победить на выборах! |
5. | Закрепление нового материала. | Работа с карточками. | 3 минуты | - выполнить задания № 1.24 и 1.25 из рабочей тетради | - проверка выполнения, ответы учащихся. |
6. | Обобщение и систематизация. Рефлексия. | Беседа Индивидуальная работа | 2 минуты 2 минуты | - Вернемся к той цели, которую мы поставили в начале урока. (слайд) Смогли ли мы ее достичь? - у вас в пакете находятся листочки с заданием, вам необходимо закончить предложения (можно не все, после заполнения некоторые зачитываются) - Ребята, кто из вас хочет поделиться своими впечатлениями? (ответы учащихся) | - ответы учащихся. |
7. | Подведение итогов урока. Домашнее задание. | Групповая работа | 2 минуты | - А сейчас я попрошу вас оценить работу группы и в оценочный лист выставить отметки, если это необходимо добавьте комментарии. - Попробуйте почувствовать себя в роли депутатов Гос. Думы и составить проект закона, который по-вашему мнению, необходимо принять в нашем государстве, на следующем уроке мы приступим к его обсуждению. - Как вы понимаете слова известного философа Аристотеля: «Мы становимся справедливыми, поступая справедливо, умеренными – поступая умеренно, смелыми делая смелые поступки… Поэтому немаловажно то, что мы формируем наши привычки с самых ранних лет. Это очень важно, а может, самое важное?» (слайд) | - ответы учащихся – основной смысл в том, что для того, чтобы государство было справедливым надо чтобы с ранних лет его граждане совершали справедливые поступки. |
Дополнительные материалы:
Правила при работе в группе:
- Умей уважать мнение других.
- Не перебивай говорящего.
- Никогда не оценивай чужое мнение в грубой форме.
- Дай возможность высказаться каждому.
- В группе нет друзей и недругов – только равные партнеры.
- Ваш успех – в соединении общих усилий.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ГРУППЫ
№ | Фамилия Имя учащихся | Отметка | Комментарии |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. |
Закончите предложения (можно не все):
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 80
1. Президент Российской Федерации является главой государства.
2. Президент является гарантом Конституции , прав и свобод человека и гражданина.
3. Президент … определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
4. Президент … как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Статья 81
1. Президент … избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Президентом… может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.
Статья 83
Президент Российской Федерации:
а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства
в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности
л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил
Статья 84
Президент Российской Федерация:
а) назначает выборы Государственной думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
б) распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерация;
г) вносит законопроекты в Государственную думу;
д) подписывает федеральные законы;
Статья 86
Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерация;
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерация;
ГЛАВА 5. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
Статья 94
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Статья 95
1. Федеральное Собрание состоят из двух палат— Совета Федерация и Государственной Думы.
2. В Совет Федерация входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
3. Государственная Дума состоят из 450 депутатов.
Статья 96
1. Государственная дума избирается сроком на пять лет.
2. Порядок формирования Совета Федерация и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
Статья 97
1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерация, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Статья 98
1. Члены Совета Федерация и депутаты Государственной Думал обладают неприкосновенностъю в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления…
когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора
3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Статья 103
1. К ведению Государственной думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства о результатах его деятельности
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
е) назначение, на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека
ж) объявление амнистии;
З. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы
ГЛАВА 6. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 110
1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерация.
2. Правительство Российской Федерация состоят из Председателя Правительства Российской Федерация, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Статья 111
1. Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерация с согласия Государственной думы.
Статья 112
1. Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерация предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
2. Председатель Правительства предлагает Президенту кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.
Статья 113
Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерация и организует его работу.
Статья 114
1. Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, денежной политики;
в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности,
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 118
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
З. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом.
Статья 119
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
Статья 120
1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Статья 121
1. Судьи несменяемы.
2. Полномочия судьи могут быть прекращены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
Статья 122
1. Судьи неприкосновенны.
2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
Статья 123
1. Разбирательство дел во всех судах открытое.
З. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам обществознания 7 класс (к учебнику Л.Н.Боголюбова)
Презентации к каждому уроку....
План-конспект урока в 6 классе по учебнику Кауфман К.И. «Rob MacWizard is a nice boy, isn\'t he?»
Урок8Тема: «Rob MacWizard is a nice boy, isn\'t he?»Урок в 6 классе Учебник: Кауфман К.И.Цели и задачи урока:1.Учить учащихся употреблять в речи разделительные вопросы со вспомогательными глаголами do,...
Конспект урока в 5 классе по учебнику О.В.Афанасьева, И.В. Михеева Новый курс английского языка для российских школ
Конснект урока с использованием приемов критического мышления...
конспект урока в 5 классе по учебнику "Английский в фокусе"
Конспект урока в 5 классе по учебнику "Английский в фокусе"...
План-конспект урока в 5 классе (автор учебника- Верещагина И.Н.) Тема урока - "Мир в опасности".
План- коспект урока в 5 классе (автор учебние Верещагина И.Н.) Тема урока- "Мир в опасности". Цели урока: развитие монологической речи по теме "Проблемы окружающей среды"; расширение лексического запа...
Конспект урока обществознания 5 класс "Отрочество - особая пора" по учебнику Боголюбова Л.Н.
Второй урок по теме «Отрочество – особая пора» в форме игры-соревнования....
Конспект урока в 5м классе по учебнику «Spotlight» Ю.Е.Ваулина, Д.Дули М.: Express Publishing «Просвещение» 2014
Конспект урока английского языка в 5м классе. Введение и первичное закрепление нового лексико-грамматического материала....