Основы трудового права Российской Федерации
учебно-методический материал по обществознанию (11 класс) на тему
Урок по обществознанию в 11 классе «Трудовое право» в рамках изучения темы «Частное право». Урок рассчитан на 2 часа, предусматривает такие формы работы как групповая, самостоятельная, работа с источником. В ходе работы класс делится на 6 групп, каждая из которых получает маршрутный лист для работы с Трудовым кодексом и вопросы, которые нужно осветить. Один из учащихся подготовил мультимедийную презентацию, получив задание заранее; данная презентация может сопровождать выступления учащихся, а также может быть показана как итог урока для закрепления перед выполнением итогового теста по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_trudovogo_prava_rf.rar | 91.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: Правовое государство
I . Оргмомент.
II . Активизация опорных знаний. Работа по индивидуальным карточкам :
№1. Заполните схему «Признаки государства»;
№2.Заполните схему «Формы государства»;
№3 Заполните схему «Функции государства»
• Учащиеся сдают карточки, проверка у доски (ученики выходят к доске и заполняют схемы, все проверяют правильность заполнения, групповое обсуждение ошибок).
III. Сообщение темы и цели урока:
- На сегодняшнем уроке мы разберём понятие и основные признаки правового государства «Правовое государство» (запись темы в тетради)
IV. Изучение нового материала :
Учитель: Власть и право тесно связаны между собой, значит, неправовых государств нет, так как в каждом государстве свои законы, своя система права.
• Под правовым государством понимается такое государство, в котором все подчиняется закону, даже правители исполняют предписанные нормы.
V. Работа с текстом Конституции: На вопрос о сущности правового государства можно ответить так: это государство, в котором господствует право. Но давайте прочитаем ст.2 Конституции РФ
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Итак, что является высшей ценностью правового государства? Ответ: обеспечить права человека и гражданина.
Какова должна быть позиция государственной власти по отношению к правам человека? Ответ: признавать, соблюдать и защищать права человека.
Но выполнить такую обязанность по силам лишь государству, которое основано на праве, т.е. следует необходимость поставить её в рамки закона.
-Прочитайте ст. 15. Конституции РФ
- В каких пунктах этой статьи непосредственно закреплено верховенство права в нашей стране? (Ответ: 2,4)
VI. Работа с документом:
Прочтите внимательно документ и постарайтесь ответить на вопрос.
В. А. Кистяковский (1868—1920):
«Характеризуя правовое государство... надо признать, что основной (его) признак... заключается в том, что в нем власти положены известные границы, здесь власть ограничена и подзаконна... Правовому государству тоже необходимо присуща власть, но эта власть введена в известные рамки, она осуществляется в определенных формах и носит строго правовой характер».
Вопрос: Как вы понимаете утверждение о том, что в правовом государстве «власти положены известные границы»? Ответ: право, закон ограничивают произвол власти.
В конце XIX – начале XX века сложилась целая плеяда правоведов, которые связали будущее своей страны с идеей господства права: Б. Н. Чичерин (1828—1904), Б. А. Кистяковский (1868—1920), П. И. Новгородцев (1866—1924) С. А. Котляревского (1873—1939). (Показ портретов)
VII . Работа в группах. Класс делится на 4 группы по принципу: зима, весна, лето, осень. Группам даётся общее задание . Прочитайте изречения мыслителей различных стран и эпох о правовом государстве. С какими высказываниями вы согласились бы, а какие оспорили? Почему?
Группа «Зима»- «Итак, если сообщество свободных направлено правителем к общему благу, то будет правление праведно и справедливо. Если же не к общему благу многих, то есть к собственному благу правителя устремлено правление, будет правление несправедливо и извращено».
Фома Аквинский философ-теолог
Группа «Весна»- «Правовое государство предполагает господство права во всех сферах государственной жизни; оно отрицает всякий абсолютизм и произвол власти и бесправие подвластных, притом не только в области частных отношений, но и в области политической, в отношении граждан к государственной власти».
К И. Павлиенко, русский юрист
Группа «Лето» - «Коренное начало правового государства состоит в том, чтобы свято охранять всякое право — и особенно не отдельных лиц, а совокупности. Свобода гражданина есть основание правового государства».
Роберт фон Моль, немецкий правовед
Группа «Осень» - «Суть правового государства в том, чтобы государственная власть признавала издаваемые ею нормы обязательными и для самой себя».
Роберт Иеринг, немецкий правовед
- Обсуждение изречений.
VIII. Принципы (признаки) правового государства.
Связать государство правом — значит построить его на основе определенных правовых принципов. Наука называет нам по крайней мере три таких принципа (запись в тетради).
Основные признаки правового государства:
А) верховенство права Б)незыблемость прав и свобод человека В) разделение властей.
Учитель: но это лишь основные признаки. Я вам раздам карточки, а вы группой обсудите, что ещё добавилось в схеме №2 (на каждую группу выдаётся по 2 карточки со схемами).
Схема №1
Признаки правового государства.
Обеспечение подлинного Само право должно опираться на
верховенства закона ценности демократии , отражать интересы
личности, гражданина, воплощать в себе
гражданские права и свободы и устанавливать
взаимную ответственность государственной власти
перед гражданами и граждан перед властью
Реализация принципа
Разделения власти на законодательную,
исполнительную, судебную ветви и
независимость этих ветвей друг от друга.
Схема №2
Разделение власти на
Широкие и реальные исполнительную и судебную
Права и свободы
личности во всех сферах Связанность законом
жизни государства и его органов
Исполнение закона
Признаки Верховенство права и
всеми гражданами, правового закона во всех сферах жизни
независимо от должности государства общества
и заслуг
Эффективный контроль за
соблюдением законности Взаимность прав, обязанностей и ответственности
государства, общества и индивида.
Учащиеся называют остальные признаки правового государства.
IX. Учитель акцентрирует внимание на третьем основном признаке правового государства «Разделение власти на три ветви».
1. Законодательная власть или представительная власть - парламент.
Как называется парламент в нашем государстве? Ответ : Федеральное Собрание.
2. Исполнительная власть.- Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Исполнительная власть законов не принимает (хотя, согласно ст. 104 Конституции обладает правом внесения законопроектов в Государственную думу). Главная задача исполнительной власти проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Главным органом является _ Правительство.
3. Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти. Ее исключительные полномочия — защищать право путем осуществления правосудия .
Согласно Конституции РФ в России судебная власть состоит из трех видов судов — конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, и также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд РФ; арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Федерации).
Российский закон предусматривает участие граждан в осуществлении правосудия в роли присяжных, народных и арбитражных заседателей.
Вывод: Главная задача разделения властей — исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение ее в одних руках — какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства.
Россия, согласно Конституции, есть демократическое федеративное правовое государство (ст. 1, ч. 1)
X. Закрепление.
- Устное тестирование:
•Парламентом Российской Федерации являет
1) Государственная дума 2) Конституционное Собрание З) Совет Федерации 4) Федеральное Собрание Российской Федерации.
• Обязательным признаком правового государства является:
I) наличие должности президента 2) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную
3) наличие планового регулирования экономики 4) наличие государственной символики
• Главная цель, преследуемая разделением властей в демократическом государстве, это:
1) создание рабочих мест для государственных чиновников 2) контроль жизни гражданского общества
З) недопущение чрезмерной концентрации власти одним человеком или одним органом
4) суверенитет, независимость в осуществлении внутренней и внешней политики
• В правовом государстве являются естественными возможностями индивида, обеспечивающими его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни:
1) Нормы права 2) экономические права З) нормы морали 4) политические прав
• Концепции правового государства соответствует суждение:
1) Разрешено только то, что разрешено законом. 2) Государство не может быть ограничено законом.
З) Государство должно контролироваться гражданским обществом. 4) Мнение государства важнее мнения общества.
2 .Задание: Среди принципов правового государства (помимо тех, с которыми вы познакомились) специалисты указывают и на такой: принцип взаимной ответственности государства и гражданина. Объясните, как вы понимаете: в чём состоит ответственность государства перед гражданином? В чем состоит ответственность гражданина перед государством? (ответ: государство гарантирует защиту прав человека, а он в свою очередь соблюдает нормы права, установленные государством)
XI. Обобщение: Сегодня в мире существует ряд государств, в которых можно увидеть признаки правового государства. И хотя такое государство все еще, пожалуй, остается идеалом для человечества, наука уже многое знает о нем и продолжает активно разрабатывать теорию правового государства.
XII. Подведение итогов урока/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по обществознанию для 11 класса (профильный уровень) По теме «Основы конституционного строя Российской Федерации»
ТИП УРОКА: Семинар. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Способствовать осознанию учащимися того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закре...
Разработка урока по обществознанию для 11 класса (профильный уровень) По теме «Основы конституционного строя Российской Федерации»
ТИП УРОКА: Семинар. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Способствовать осознанию учащимися того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закре...
Программа элективного курса "Избирательное право Российской Федерации" для 10-11 классов
Элективный курс для старшеклассников призван содействовать преодолению аполитичности, пассивности, отчуждения молодого поколения страны от проблем государства и местных сообществ, абсентеизма. Э...
Конспект урока «Основы конституционного строя Российской Федерации».
Данный урок целесообразно проводить после прохождения раздела "Политика" в 9 классах по учебному предмету "Обществознание", в качестве занятия закрепляющего полученные знания и уме...
Статья на тему: «Особенности семейного права Российской Федерации»
Для создания семьи достаточно полюбить. А для сохранения - нужно научиться терпеть и прощать. Семья заменяет всё. Поэтому, прежде чем её завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья....
Презентация к уроку обществознания в 9 классе по теме: "Основы конституционного строя Российской Федерации"
Презентация к уроку обществознания в 9 классе по теме: "Основы конституционного строя Российской Федерации"...
Избирательное право Российской Федерации
Избирательное право — это совокупность государственно-правовых норм, регулирующих порядок организации и проведения выборов высших должностных лиц, представительных органов государственной власти...