Рабочая программа по обществознанию 11 класс
рабочая программа (обществознание , 11 класс) по теме
рабочая программа к учебнику Боголюбова, тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_11_klass.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена Утверждаю
на педсовете директор школы
Приказ №_____
протокол №__1__ от «__»______2012г
от «20» 08. 2012 __________________
В.А. Шкарупелова
Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
« Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию 11 класс
Автор составитель: Табакаева М.В.
учитель истории и обществознания
Михайловка
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка---------------------------------------------------------- с.3
Планируемые результаты.
Система контроля-----------------------------------------------------------------с. 7
Тематическое планирование---------------------------------------------------- с. 10
Содержание планирования------------------------------------------------------ с. 12
Список литературы для обучающихся
и учителя---------------------------------------------------------------------------- с. 14
Пояснительная записка.
Статус рабочей программы.
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта (полного) общего образования. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 36 учебных часов из расчёта 1 учебный час в неделю. Данная программа предназначена для 11 класса, срок реализации программы 1 год. Используемый учебно-методический комплект: Обществознание: учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений .В 2 ч. Ч.2. 10 кл. / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2004.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей и жизненного опыта учащихся осужденных.
Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, у них: либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении.
Функции.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Цели.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи.
Задачи курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:
- содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
- формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
- выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
- интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
- помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
- ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Требования.
Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:
- способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
- передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
- формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
- развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
- способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
- помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;
Принципы.
В основу содержания курса положены следующие принципы:
• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;
• структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;
• формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.
Раздел | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе | Самостоятельное изучение |
1. Вводный урок | - | 1 | |
2. Социально – политическая деятельность и развитие общества | 5 | 9 | |
3. Мыслители прошлого об обществе и его развитии | 4 | 6 | |
4. Цивилизации прошлого | 6 | 10 | |
5.Современный этап мирового цивилизационного развития | 4 | 8 | |
6. Итоговый урок | - | 2 |
Количество зачётов в год: 2
Планируемые результаты. Система контроля.
Требования к уровню подготовки учеников, успешно освоивших рабочую программу.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
• систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения
морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Контрольно-измерительные материалы.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 4 темы. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.
Критерии оценивания учащихся по обществознанию
Критерии оценки устного ответа
Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.
Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.
Тематическое планирование
обществознание 11 класс (36 часов)
№ урока | Тема урока | Тип урока | Домашнее задание |
1 | Вводный урок (1 час) | беседа | конспект |
Тема 1. Социально – политическая деятельность и развитие общества (9 часов) | |||
2. | Свобода в деятельности человека | Лекция с элементами беседы | Учебник, ч 1, с.217 – 226 |
3. | Исторический процесс и его участники | Комбинированный | Учебник, ч. 1, стр 226 – 236 |
4. | Политическая деятельность | Изучение нового материала | Учебник ч.1, стр 236 -248 |
5. | Политическая деятельность | Изучение нового материала | Конспект |
6. | Политическая идеология | Лекция | Учебник, ч.1, стр. 248 – 258 |
7. | Политическая идеология | Лекция | Конспект |
8. | Общественный прогресс | Комбинированный с элементами беседы | Учебник, ч. 1, стр 258 – 269 |
9. | Обобщающий урок по теме: Социально – политическая деятельность и развитие общества. | Урок обобщения и систематизации знаний | Повторить параграфы учебника часть 1, 20 – 24 |
10 | Контроль знаний по теме Социально – политическая деятельность и развитие общества. | Контрольный урок | |
Тема 2. Мыслители прошлого об обществе и его развитии. (6 часов) | |||
11. | Мифологические представления народов в древности. | Лекция с элементами беседы | п. 5 конспект |
12. | Социально – философские идеи Нового времени | Лекция | п. 8, конспект |
13. | Маркситское учение об обществе | Лекция | П.1 |
14. | Русская социально – философская мысль | Лекция | Конспект лекции |
15. | Обобщающий урок по теме: Мыслители прошлого об обществе и его развитии. | Урок обобщения и систематизации знаний | Повторить тему №2 |
16 | Проверочная работа по теме Мыслители прошлого об обществе и его развитии. | Контрольный урок | |
Зачёт №1 Социально – политическая деятельность и развитие общества. Мыслители прошлого об обществе и его развитии. | |||
Тема 3. Цивилизации прошлого (10 часов) | |||
17. | Что такое цивилизация. | Лекция | П.2, конспект |
18. | Восток и Запад. | Лекция с элементами беседы | Таблица в тетради |
19. | Особенности древних цивилизаций. | Комбинированный | П.3, конспект |
20. | Древние цивилизации Европы. | Урок – беседа | П 4, конспект |
21. | Европейская цивилизация эпохи средневековья | Лекция | п.6 |
22. | Переход к индустриальной цивилизации. | Комбинированный | П.7 конспект |
23. | Цивилизация России. | Лекция | П 9 |
24 | Цивилизация России | Комбинированный | конспект |
25. | Обобщающий урок по теме: Цивилизации прошлого | Урок обобщения и систематизации знаний | Повторить тему №3 |
26 | Контроль знаний по теме Цивилизации прошлого | Контрольный урок | |
Тема 4: Современный этап мирового цивилизационного развития (8 часов) | |||
27. | Современная цивилизация | Лекция | п.10 |
28. | Наше общество в современном мире. | Комбинированный с элементами практической деятельности | Конспект |
29 | Наше общество в современном мире. | Комбинированный | конспект |
30. | Глобальные проблемы современности. | Урок – беседа | П.11 |
31 | Глобальные проблемы современности | Урок - беседа | Конспект |
32. | Сущность НТР. | Лекция | Повторить тему №4 |
33. | Обобщающий урок по теме: Современный этап мирового цивилизационного развития. | Урок обобщения и систематизации знаний | Подготов. К к/р |
34 | Контроль знаний по теме Современный этап мирового цивилизационного развития. | Контрольный урок | Подготов. К итог. уроку |
Зачёт №2 Цивилизации прошлого. Современный этап мирового цивилизационного развития. | |||
Итоговые уроки (2 часа) | |||
35. | Итоговое повторение по курсу «Обществознание» | Контрольная работа | |
36 | Итоговое повторение по курсу «Обществознание» | Урок обобщения и систематизации знаний |
Содержание планирования
Содержание тем учебного курса:
- Социально – политическая деятельность и развитие общества
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Структура и функции политической системы. Государство в полит. системе. Полит. режимы. Определение полит. системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
- Мыслители прошлого об обществе и его развитии.
Мифологические представления народов в древности. Воззрения древневовосточных мыслителей на мир и место человека в нём. Античные философы об обществе и государстве. Моральная философия эпохи Средневековья.
Социально – философские идеи Нового времени. Теория общественного договора. Философы – просветители о человеке, обществе и прогрессе. Экономические воззрения А. Смита. Идеи гражданского общества и правового государства.
Марксистское учение об обществе. Материальное понимание истории. Марксизм как теория и идеология. М. Вебер о специфике социального познания. Проблема свободы и ответственности человека.
Русская социально – философская мысль.
- Цивилизации прошлого.
Смысл и направленность общественного развития. Стадийный и локально - цивилизационный подходы к анализу общественного развития. Соотношение понятий «цивилизация» и «культура». Типы цивилизаций. Духовные ценности западной и восточной цивилизаций. Станет ли человечество единой цивилизацией?
Особенности древних цивилизаций. Единство мира древних цивилизаций. Древние цивилизации Европы. Зарождение античной цивилизации. Древнегреческая цивилизация. Цивилизация эллинизма. Ценности древнеримской цивилизации.
Древние мыслители и мире и человеке. Мифы древности. Древнеиндийские веды о происхождении мира. Мудрецы даосской школы. Конфуцианство. Платон и Аристотель об обществе и государстве.
Цивилизации средневековья. Крестьянство. Рыцарство. Монархия и церковь в средневековье.
Переход к индустриальной цивилизации. Технические предпосылки ускорения общественного прогресса. Зарождение капитала. Новые ценности новой цивилизации. Зарождение парламентаризма. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
Исторический путь развития России: основные вехи. Киевская Русь. Московская Русь. Императорская Россия. Особенности развития цивилизации России. Россия между востоком и западом.
- Современный этап мирового цивилизационного развития.
Современные цивилизации. Причины многообразия общественной жизни. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество.
Россия в полосе перемен. Направления и содержания реформ, противоречия переходного периода.
Целостность и противоречивость современного общества. Возникновение глобальных проблем и их взаимосвязь. Процесс глобализации в современном мире. Соотношение понятий «научно-технический прогресс» и «научно-техническая революция», сущность и противоречивость НТР. Стратегия выживания человечества в условиях глобальных проблем.
Список литературы для обучающихся и учителя
Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2. 10 кл. / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2004. – 270с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 11класс (3часа) УМК Новошинский И.И.
Рабочая программа содержит: планирование на 3 часа, пояснительную записку, содержание материала, требования к знаниям и умениям....
Рабочая программа по биологии 11класс.
В основу рабочей программы положены идеи и принципы действующей ныне программы по биологии под редакцией И.Н. Пономаревой....
Рабочая программа по биологии 11класс. Пояснительная записка и КТП
В основу В основу рабочей программы положены идеи и принципы действующей ныне программы по биологии под редакцией И.Н. Пономаревой. Программа профил...
Рабочая программа по обществознанию 10-11класс(базовый уровень)
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования (под ...
Рабочая программа по обществознанию 10-11классы(профильное обучение)
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень)...
Рабочая программа по обществознанию 10-11класс (204часа) по УМК Боголюбова
Рабочая программа расчитано на выпускников выбирающих предмет обществознание как профильный экзамен....
Рабочая программа по обществознанию 10-11класс
Здесь вы найдете: Планируемые результаты,Содержание,Тематическое планирование,КТП...