Рабочая программа и КТП по обществознанию
календарно-тематическое планирование (обществознание ) на тему

Рабочая  программа и тематическое планирование по Кравченко А.И.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по предмету «обществознание»

для 10,11 классов

на 2013/2014 учебный год

Составитель:

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Бикбулатова А.Ш.


Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по обществознанию в 10-11 классах составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования  и авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др. без изменений и дополнений.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Место предмета в базисном учебном плане

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования (в том числе в X и XI классах по 68 часов - из расчета 2 учебных часа в неделю).

Цели

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного)  общего образования являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
  • формулирование полученных результатов;
  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль

человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая

взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества

и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и

гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст,

схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных

задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Учебные пособия

Рабочая программа составлена к учебникам:

  • Человек и общество. Обществознание: учеб.  для 10 кл. общеобразоват. учреждений. Часть 1. / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.: Просвещение, 2006
  • Человек и общество. Обществознание: учеб.  для 11 кл. общеобразоват. учреждений. Часть 2. / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.: Просвещение, 2006

Разделы программы

Изучение курса в 10 классе начинается с раздела «Общество и человек». В нем на более высоком, по сравнению с основной школой, уровне раскрываются природа и сущность человека, системный характер общества.

Раздел «Основные сферы общественной жизни» дает представление о подсистемах общества, об условиях деятельности человека в каждой из них.

Раздел «Право» раскрывает значение права и правовой культуры, дает краткую характеристику современного российского законодательства.

В 11 классе раздел «Экономика» позволяет значительно углубиться в проблематику современного экономического развития.

Раздел «Проблемы социально-политического развития общества» дает возможность расширить кругозор выпускников школы на основе изучения проблем свободы, демографической ситуации, политической жизни.

Раздел «Правовое регулирование общественных отношений» характеризует основные отрасли права.

Данный курс обеспечен учебниками «Обществознание» (базовый уровень): для 10 класса — под редакцией Л. Н. Боголюбова, для 11 класса — под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева, — выпущенными издательством «Просвещение».

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные, социальные ситуации;

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания "информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

формулирование полученных результатов;

создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


ПРОГРАММА

10 класс (70 ч)

Введение (1 ч)

РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (15 ч)

Тема  1. Общество (4 ч)

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Тема 2. Человек (11 ч)

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (38 ч)

Тема  3. Духовная культура (9 ч)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.

Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Тема 4. Экономическая сфера (5 ч)

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.

Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

Тема  5. Социальная сфера (13 ч)

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

Тема 6. Политическая сфера (12 ч)

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.

Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

РАЗДЕЛ III. ПРАВО (11 ч)

Тема  7. Право как особая система норм (11 ч)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.

Предпосылки правомерного поведения.

Правосознание. Правовая культура.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (2 ч)

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.

Резерв времени (итоговое повторение) — 2 ч.

11 класс (68 ч)

Введение (1 ч)

РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИКА (26 ч)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

РАЗДЕЛ V. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (15 ч)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.

Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

РАЗДЕЛ VI. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (21 ч)

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (4 ч)

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Резерв времени — 1 ч.

Класс  

Кол. часов всего

10

70

11

68

итого

138

            Программа рассчитана на 2 часа в неделю

                   в соответствии с БУП -2004г.

В 10 классе:  35 учебных недель  2 часа в неделю = 70 часов в год.

 1  полугодие  —  16 недель -32 урока

 2 полугодие  —  19 недель -  38 уроков

 В 11 классе 34 учебных недели 2 часа в неделю = 68 часов в год.

1  полугодие  —  16 недель -32 урока

 2 полугодие  —  18 недель -  36 уроков.


Критерии оценивания

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

10 КЛАСС (68 ЧАСОВ)

Учебник: Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл.: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2010.

Программа: История. Обществознание. 10-11 кл. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006 (Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.)

№ урока

Название тем, уроков

Д/з

Основное содержание

(основные термины и понятия)

Количество часов

Дата

план

факт

всего

по теме

1

Введение.

С. 5-6

1

Тема I. Общество и человек (15 часов)

1

Что такое общество.

§1, с.7-10

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

2

2

§1, с.10-15

3

Общество как сложная динамическая система.

§2, с. 18-21

Особенности социальной системы. Социальные институты.

2

4

§2,с.21-25

5

Природа человека

§3, с.27-31

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

2

6

§3,с.31-34

7

Человек как духовное существо.

§4,с.35-40

Духовные ориентиры личности. Мировоззрение.

2

8

§4,с.40-44

9

Деятельность – способ существования людей.

§5,с.46-50

Деятельность человека. Структура деятельности. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

2

10

§5,с.50-53

11

Познание и знание.

§6,с.55-58

Чувственное и рациональное познание. Истина и ее критерии. Особенности научного познания.

2

12

§6, с58-64

13

Человек в системе социальных связей.

§7,с.67-71

Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социализация личности. Самосознание и самореализация. Свобода и ответственность.

2

14

§7, с.71-75

15

Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество и человек»

С.343-344

1

Тема II. Основные сферы общественной жизни. Духовная культура (9 часов)

1

Культура и духовная жизнь общества.

§8,с.78-82

Культура. Массовая и элитарная культура.

2

2

§8,с.82-87

3

Наука. Образование.

§9,с.90-95

Наука в современном обществе. Этика науки.

2

4

§9,с.95-98

5

Мораль. Религия.

§10,с.100-106

Нравственная культура. Вера.

2

6

§10, с.106-111

7

Искусство и  духовная жизнь.

§11,с.113-117

Особенности искусства. Виды искусства. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни в современной России.

2

8

§11,с.117-123

9

Повторительно-обобщающий урок по теме «Духовная культура»

С.345-346

1

Тема III. Основные сферы общественной жизни. Экономическая сфера (5 часов)

1

Роль экономики в жизни общества.

§12,с.125-130

Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика.

2

2

§12,с.130-135

3

Экономическая культура.

§13,с.137-142

Сущность экономич. культуры. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и соц. ответственность.

2

4

§13,с.143-148

5

Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономическая сфера»

С.346-347

1

Тема IV. Основные сферы общественной жизни. Социальная сфера (13 часов)

1

Социальная структура обществ.

§14,с.151-155

Социальные группы. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Соц. мобильность. Социальные интересы.

2

2

§14,с.155-159

3

Социальные взаимодействия.

§15,с.162-166

Социальные отношения. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.

2

4

§15,с.166-170

5

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

§16,с.173-176

Социальные нормы. Социальный контроль. Девиантное поведение. Преступность.

2

6

§16,с.176-181

7

Нации и межнациональные отношения.

§17,с.184-188

Этнические общности. Национальное самосознание. Межнациональные конфликты. Национальная политика.

2

8

§17,с.189-193

9

Семья и быт.

§18,с.196-201

Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе.

2

10

§18,с.201-205

11

Социальное развитие и молодежь.

§19,с.207-210

Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура.

2

12

§19,с.210-215

13

Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера»

С.347-348

1

Тема V. Основные сферы общественной жизни. Политическая сфера (12 часов)

1

Политика и власть.

§20,с.218-222

Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть.

2

2

§20,с.222-226

3

Политическая система.

§21,с.229-233

Структура и функции политической системы. Государство. Политический режим.

2

4

§21,с.232-238

5

Гражданское общество и правовое государство.

§22,с.241-246

Признаки правового государства. Права человека. Гражданское общество. Местное самоуправление. СМИ в политике.

2

6

§22,с.246-249

7

Демократические выборы и политические партии.

§23,с.251-256

Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность. Партийные системы.

2

8

§23,с.256-259

9

Участие гражданина в политической жизни.

§24,с.262-265

Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

3

10

§24,с.265-270

11

12

Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая сфера»

С.348-349

1

Тема VI. Право как особая система норм (11 часов)

1

Право в системе социальных норм.

§25,с.273-278

Право: определение и признаки. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права.  Институт права.

2

2

§25,с.278-281

3

Источники права.

§26,с.284-288

Основные источники права. Виды нормативных актов.

2

4

§26,с.288-292

5

Правоотношения и правонарушения.

§27,с.295-301

Правоотношение. Правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека.

2

6

§27,с.301-304

7

Современное российское законодательство.

§28,с.306-312

Административное, уголовное, трудовое, экологическое, гражданское, семейное право.

2

8

§28,с.312-316

9

Предпосылки правового поведения.

§29,с.318-323

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.

2

10

§29,с.323-326

11

Повторительно-обобщающий урок по теме «Право как особая система норм»

С.350-351

1

Итоговое повторение (4 часа)

1

Общество в развитии.

§30,с.328-334

Многовариатность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира.  Проблема общественного прогресса.

2

2

§30,с.334-339


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

11 КЛАСС (68 ЧАСОВ)

Учебник: Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл.: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2010.

Программа: История. Обществознание. 10-11 кл. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006 (Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.)

№ урока

Название тем, уроков

Д/з

Основное содержание

(основные термины и понятия)

Количество часов

Дата

план

факт

всего

по теме

1

Введение.

Повторение материала, изученного в 10 классе.

1

Тема I. Экономика (26 часов)

1

Экономика: наука и хозяйство

§1,с.6-9

Экономика и экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители эк. деятельности. Понятие ВВП.

3

2

§1,с.9-13

3

4

Экономический рост и развитие

§2, с. 17-22

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

3

5

§2,с.22-27

6

7

Рыночные отношения в экономике

§3,с.30-35

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

3

8

§3,с.35-39

9

10

Фирмы в экономике

§4,с.43-46

Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

2

11

§4,с.46-52

12

Правовые основы предпринимательской деятельности

§5,с.54-60

Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

2

13

§5,с.60-64

14

Слагаемые успеха в бизнесе

§6,с.67-72

Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

2

15

§6, с.73-76

16

Экономика и государство

§7,с.78-82

Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

2

17

§7,с.82-88

18

Финансы в экономике

§8,с.91-95

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

2

19

§8,с.95-100

20

Занятость и безработица

§9,с.103-107

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Госуд. политика в области занятости.

2

21

§9,с.107-111

22

Мировая экономика

§10,с.116-119

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

2

23

§10,с.119-125

24

Человек в системе экономических отношений

§11,с.128-132

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя.

2

25

§11,с.132-135

26

Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика»

С.138-139

1

Тема II. Проблемы социально-политического развития общества (15 часов)

1

Свобода в деятельности человека

§12,с.140-143

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

2

2

§12,с.143-146

3

Общественное сознание

§13,с.148-152

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

2

4

§13,с.152-156

5

Политическое сознание

§14,с.158-163

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология.

2

6

§14,с.163-169

7

Политическое поведение

§15,с.172-177

Политическое поведение, его формы. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

2

8

§15,с.177-180

9

Политическая элита и политическое лидерство

§16,с.182-186

Политическая элита. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

2

10

§16,с.187-191

11

Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи

§17,с.193-197

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.

2

12

§17,с.197-201

13

Религиозные объединения и организации в современной России

§18,с.202-206

Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

2

14

§18,с.206-210

15

Повторительно-обобщающий урок по теме «Проблемы социально-политического развития общества»

С.213-216

1

Тема III. Правовое регулирование общественных отношений (21 час)

1

Современные подходы к пониманию права

§19,с.217-221

Естественное право. Тоталитарное правопонимание. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

2

2

§19,с.222-227

3

Гражданин Российской Федерации

§20,с.228-232

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Права и обязанности налогоплательщика.

2

4

§20,с.232235

5

Экологическое право

§21,с.239-244

Экологическое право. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

2

6

§21,с.244-248

7

Гражданское право

§22,с.250-255

Гражданское право. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя.

2

8

§22,с.255-260

9

Семейное право

§23,с.262-266

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

2

10

§23,с.266-271

11

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

§24,с.274-279

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

2

12

§24,с.279-283

13

Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс

§25,с.286-292

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

2

14

§25,с.292-297

15

Процессуальное право: уголовный процесс

§26,с.298-302

2

16

§26,с.302-308

17

Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное производство

§27,с.310-314

2

18

§27,с.314-318

19

Международная защита прав человека

§28,с.320-325

Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного и военного времени. Международное гуманитарное право.

2

20

§28,с.325-329

21

Повторительно-обобщающий урок по теме «Правовое регулирование общественных отношений»

С. 331-333

1

Итоговое повторение (4 часа)

1

Общество и человек начала XXI века

§29,с.333-337

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

2

2

§29,с.337-341

3

Итоговое повторение

С.345-347

Повторение материала, изученного в 11 классе

2

4

С.347-349

5

Резерв времени

Выполнение заданий ЕГЭ прошлых лет.

1



Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «обществознание».
Рабочие программы курса <Обществознание» для 5—9 кл. разработаны на основе Примерной программы курса <Обществознание> для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М.: Просвещение, 2006), допущенной департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, Программы курса <Обществознание> для 5—7 классов общеобразовательных учреждений (М.: Русское слово, 2006. Авторы: А. И. Кравченко, И. С. Хромова), Программы курса «Обществознание» для 8—9 и 10—11 классов общеобразовательных учреждений (М.: Русское слово, 2010. Автор: А. И. Кравченко), допущенной Министерством образования Российской Федерации, а также на основе сборника материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области. Рабочие программы по обществознанию опираются на комплект учебников А. И. Кравченко (Обществознание: 5—9 кл. М.: Русское слово, 2010) и рассчитаны на:
• 5 класс
34 учебных часа;
• б класс
34 учебных часа;
• 7 класс
34 учебных часа;
• 8 класс
34 учебных часа;
• 9 класс
34 учебных часа;
Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, лабораторные и практические работы.
Формы итоговой аттестации: контрольная работа (1 час).
Настоящие программы составлены в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания обществоведческого образования.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочих программ, соответствуют Примерной программе на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (Сборник нормативных документов. Обществознание. М.: дрофа, 2007).
Программы ориентированы на следующие основные цели и задачи курса:
-
ознакомить учащихся с широкой совокупностью знаний об общественной жизни;
-
дать представление об основных понятиях, терминах, теориях, связанных с описанием и изучением социальных процессов;
-
привлечь внимание учащихся к культурологической, мировоззренческой, духовно-нравственной и философской тематике;
-
сформировать интерес к изучению культуры общества в ее различных сферах науке, религии, искусстве и т. д.
Особенностями курса «Обществознание» 5—11 классов в части раскрытия духовно-мировоззренческой стороны социальной жизни, вопросов социального познания и социального развития являются его культуросообразность, ориентация на традиционные духовные ценности российской культуры. Содержание изучаемых вопросов предполагает усвоение школьниками не только рациональных знаний и теорий, сложившихся в научной социологии, но и спектра представлений, сложившихся в других сферах общественной жизни
религии, искусстве, обыденном сознании. Это должно способствовать знакомству учащихся с обществом во всем его многообразии.
В содержании курсов сделан акцент на духовно-нравственное значение обществоведческих знаний, что обеспечивает определенный воспитательный потенциал курса. Изучаемые понятия, представления, теории обращены на формирование гражданственности учащихся, чувства сопричастности судьбам нашей Родины, российского патриотизма.
В курсе «Обществознание» 5—11 классов достаточно полно представлены реалии российской истории и повседневности, элементы народной культуры, характерные черты менталитета россиян. Помимо получения знаний об обществе, сложившихся в позитивной социологии, учащиеся приобщаются к культуре, понимаемой в самом широком смысле. Среди непростых вопросов обществознания в курсе рассматриваются прежде всего те, ответы на которые могут пригодиться в повседневной жизни гражданина.
При составлении рабочей программы использован следующий учебно-методический комплект:
• Кравченко, А. К. Обществознание: учебное пособие для 5 кл. М.: Русское слово, 2010.
• Кравченко, А. И., Певцова, Е. А. Обществознание: учебное пособие для б кл. М.: Русское слово, 2010.
• Кравченко, А. К., Певцова, Е. А. Обществознание: учебное пособие для 7 кл. М.: Русское слово, 2010.
• Кравченко, А. К., Певцова, Е, А. Обществознание: учебное пособие для 8 кл. М.: Русское слово, 2010.
• Кравченко, А. И., Певцова, Е. А. Обществознание: учебное пособие для 9 кл. М.: Русское слово, 2010.
• Кравченко, А. И., Хромова, И. С. Программа курса <Обществознание» для 5—7 классов общеобразовательнык учреждений. М.: Русское слово, 2010.
• Кравченко, А. И. Программа курса «Обществознание для 8—9 общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010 г.

5класс

Класс  

Кол. часов всего

5

34

итого

34

            Программа рассчитана на 1 час в неделю

                   в соответствии с БУП -2004г.

         34 учебные недели  1 час в неделю = 34 часов в год

          1  полугодие  —  16 недель -16 урока

          2 полугодие  —  18 недель -  18 уроков

                                         Распределение учебного материала в 5 кл.

Наименование раздела

Количество часов

1

Человек и человечество

9

2

Исторические ступени развития общества

9

3

Ребенок в семье

9

4

Ребенок в школе

6                

5

Обобщение  

1

                                                                                                         Итого                                                                                                                                        

34

    Весь изучаемый материал разбит на два больших раздела: «Развитие общества» и «Ребенок в обществе».

Первый раздел дает представление об обществе, о его происхождении  развитии. Школьник знакомится с происхождением и развитием человека

 не только в исторической перспективе, а в связи с возрастными изменениями организма, с тем. Как маленькое существо превращается во взрослую личность.

Вторая глава рассказывает об исторических ступеньках развития общества.

На этот раздел выделено   18часов

Второй раздел:  здесь угол зрения меняется, от глобальных проблем развития общества  совершается переход к отношениям ребенка  с родителями, ровесниками. Отдельная глава вводит в семейный мир ребенка, затем, в третьей главе речь пойдет о мире школьных проблем и трудностей.

Этот раздел  включает 15 часов.

Базовый учебник:     Кравченко А.И. «Обществознание» 5 класс.

 Дополнительная литература: Н.Б. Виноградов.  История родного края  с древнейших времен. Челябинск, 1997 год;

Соколов А.В. Граждановедение. М.: Просвещение, 2005 г;

Основные требования к уровню подготовки учащихся:

 Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести учащихся в мир общественных и научиться жить в этом мире; будет способствовать определению учащимися своего места в мире и выработке жизненной стратегии; формированию у учащихся представления о себе как гражданине обществе.

Курс 5 класса знакомит с происхождением и развитием человека; отношениям ребенка с родителями, ровесниками; развитием школы и школьного образования.

.

                       Уметь:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и

гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст,

схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни   для:

успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

 Тематическое планирование пропедевтического курса за 6 класс в целом соответствует Примерной программе 2004 г. Предложенные 9 часов резервного времени были использованы следующим образом:

Разделы курса

Распределение часов, предложенное учителем

Вводный

1

Духовная культура

7

Экономика

10

Социальная сфера

11

Итоговое обобщение

1

34

Тематическое планирование 7-9 классов было построено по частично-концентрическому принципу, поскольку возникла необходимость разрешить проблему, с одной стороны,  распределения часов по параллелям и, с другой стороны, распределения сложности учебного материала по возрастному критерию. Таким образом, все предложенные темы Примерной программы для 7-9 классов изучаются по принципу усложнения от параллели (6 класс) к параллели (8-9 классы). Этот принцип предлагают и авторы Примерных программ, обращая внимание на то, что «последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности),  социального опыта, познавательных возможностей учащихся» (см. раздел «Общая характеристика учебного предмета»). При этом дублирование учебного материала исключается, однако встает необходимость адаптировать материал имеющихся учебников старших классов (8 кл.) для изучения учебного материала в младшем – 7 классе.

                            7 класс

Разделы курса

Распределение часов, предложенное учителем

Личность подростка

11

Социальная среда подростка

21

Итоговое повторение

1

Резерв

1

Итого

34

8 класс

Разделы курса

Распределение часов, предложенное учителем

Общество

8

Человек

5

Экономика

12

Социальная сфера

9

Итого

34

9 класс

Разделы курса

Распределение часов, предложенное учителем

Политика и социальное управление

10

Право

22

Резерв учебного времени

3

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Пояснительная записка

 8-9 классы

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта и Программы общеобразовательных учреждений Обществознание 8- 9 классы. М., «Просвещение», 2007. 127 с. Преподавание предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009-2010 учебном году должно осуществляться в соответствии с нормативными и и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приказ Министерства образования РФ от 18.07.2003 №2783).
  2. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» ( приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089).
  3. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2009-2010 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 06.05.2009г. № 01-269).
  4. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404).

Настоящая программа полностью соответствует Обязательному минимуму содержания обществоведческого образования для основной школы, утверждённому Министерством образования Российской Федерации.

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение обществознания выделяется 1час в неделю, 35 часов в год в 8 классе и 1час в неделю, 35 часов в год в 9 классе.

   Тематического планирования обществознания, включающего национально-региональный компонент содержания образования, и рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области, в настоящее время не имеется, в связи с включением в областной базисный учебный план и разработкой содержания интегрированного учебного предмета «Краеведение 6-9 классы». В 2009-2010 учебном году, в 9 классе, согласно календарно-тематическому планированию, 10 % учебного времени отведено национально-региональному компоненту.

3.             Календарное – тематическое планирование 5 класс

         

№ П/П

№ урока

в теме

    дата

Тема

рег./к

формы

контроля

ЦОР

разное




1.




1.

Раздел I  Развитие общества   (18 ч.)

Тема 1. Человек и человечество (9 ч.)

Происхождение и развитие человека. Развитие общества.

2.

2.

Развитие человека и общества в условиях Урала

3.

3.

Ускорение прогресса

4-5.

4-5.

Возрастные изменения человека


6-7


6-7.


Человечество как сумма поколений

8

8

Поколение вещей

9

9

Урок обобщения

Пров.работа

Тема 2) Исторические ступени развития общества  (9 ч.)

10

1

Первая ступень: охота и собирательство

11

2

Вторая ступень: огородничество

12

3

Третья ступень: земледелие и скотоводство

13-14

4-5

Возникновение ранних государств



15

6


Современное общество

16

7

Россия в современном обществе

17

8


Мой край, мой город

18

9

Урок обобщения

Провер.раб.



19



1

 Раздел II  Ребенок в обществе (15 ч.)

Тема III Ребенок в семье (9 ч.)

Что такое детство?

20

2

Отношение взрослых к детям

21

3

Воспитание детей

22-

23

4-5


Взаимоотношения с родителями

24

6

Методы родительского контроля и руководства

25

7

Ровесники и родители

26

8

Влияние родителей на самооценку

27

9

Урок обобщения

Пров.работа


28


1

Тема IV Ребенок в школе  (6 ч.)

История школьного обучения


29

2

Современная школа,  школьные проблемы


30

3

Друзья и ровесники

31

4

Товарищи и современники

32

5




Современная школа моего района, села. Я и школа.

33

6

Урок обобщения по теме

Контр.работа

34

1

Урок итогового обобщения

   Календарно-тематическое планирование 6 класс

         

№ П/П

№ урока

в теме

    дата

Тема

рег./к

формы

контроля

ЦОР

разное





1-2





1-2

Раздел I Общество и сферы общественной жизни   (21 час)

Тема I Экономическая сфера (10 ч.)

Что такое общество

3-4.

3-4.

Что такое экономика и бизнес

5

5

Экономика и бизнес в России

6

6


        

Экономика и бизнес в регионе

7

7

Экономическая деятельность подростков

8

8

Труд и воспитание детей в разные эпохи

9

9

Труд и семья с точки зрения закона

10

10

Урок обобщения

Пров.раб.



11



1

 ТемаII Политико-правовая сфера  (6 ч.)

Что такое государство

12

2

Государство и его граждане

13

3

Основной закон страны

14

4

Право и правопорядок

15

5

Как можно защититься от

несправедливости?

16

6

Право на службе человека


17


1

Тема III  Духовная сфера (7 ч.)

Роль книгопечатания в развитии образования

18

2

Роль книг и чтения в современной жизни

19

3

Наука и познание

20

4

Мораль и  право

21

5

Что такое идеал?

22

6

Что такое ценности?

23

7

Урок обобщения по теме

Пров.раб.





24





1

  Раздел II Ребенок и его жилая среда  (11 ч.)

  Тема  Ребенок и его жилая среда  (4 ч.)

Эволюция города





25

2

Город и урбанизация

26

3

Город и село

27

4


Мой город, мое село.



28



1

Тема  Мой дом, мое жилище. (6 ч.)

Пространство, в котором мы обитаем




29

2

Дом, в котором мы живем

30

3

Наши соседи

31

4


Район проживания

32

5

Дача и дачная жизнь

33

6

Урок обобщения по теме

Контр.раб

34

1

Итоговый урок

 Календарно-тематическое планирование  7 класс

         

№ П/П

№ урока

в теме

    дата

Тема

рег./к

формы

контроля

ЦОР

разное




1.




1.

Тема I Личность подростка (11 ч.)


Переходный возраст

2-3.

2-3.

Задачи и трудности подросткового возраста

4-5.

4-5.

Быть взрослым

6

6

Физиологические изменения у подростков        

7

7

Психологический портрет личности

8

8

Самооценка подростка

9

9

Выдающиеся личности

10

10

Как стать лидером

11

11

Повторительно-обобщающий урок

Пров.раб.



12.



1.

Тема Подросток в социальной среде (20 ч.)

Социальная среда

13

2

Юношеский пессимизм

14

3

Подросток в группе

15

4

Межличностные отношения

16

5

«Мы» и «они».

17

6

Мир знакомых и незнакомых людей

18

7

Социальный портрет молодежи

19

8

Юридические границы подросткового возраста

20-21

9-10

Подросток как гражданин


22

11

Подросток и его права

Пров.раб.

23

12

Опасный путь преступной жизни

24

13

Заброшенные, одинокие

25

14

Подросток в обществе риска

26

15

Подростковая культура

27

16

Образ жизни

28

17

Досуг и отдых

29

18

Развитие спорта

30

19

Речевое поведение

31

20

Социальный портрет молодежи региона

32

1

Подросток и социальная среда села, района

33

2

Правонарушения несовершеннолетних

34

3

Урок обобщения по теме

Контр.раб

35

4

Итоговый урок

   

               

Календарно-тематическое планирование  8 класс

№ П/П

№ урока

в теме

    дата

Тема

рег./к

формы

контроля

ЦОР

разное




1.




1.

 Тема: Общество и человек (12 ч.)


Вводный урок

2.

2.

Что такое общество

№ 42

3

3

Основные сферы жизни общества

4

4

Типология обществ

№ 42

5

5

Социальный прогресс и развитие общества

6-7

6-7

Взаимосвязь природы и общества




Экологические проблемы современного общества и  Челябинской области

8

8

Многообразие и единство современного мира

№ 42

9

9

Человек, индивид, личность. Личность и социальная среда

10

10

Потребности и способности человека

11

11

Межличностные отношения. Общение

12

12

Урок обобщения по теме «Общество»

Пров.раб.

Презентация



13.



1.

Тема «Экономическая сфера»12ч.

Экономика и ее роль в жизни общества

14

2

Факторы производства

15

3

Структура экономики

16

4

Товар и деньги

17

5

Спрос и предложение

18

6

Рынок, цена, конкуренция

19

7

Предпринимательство

20

8

Роль государства в экономике

21

9

Бюджет семьи и государства

22

10

Труд в обществе

23

11

Экономические реформы в России и на Южном Урале

24

12

Урок обобщения по теме «Экономика»


Пров.раб.


25


1

Тема «Социальная сфера» 8 ч.

Социальная структура общества


26

2

Социальная стратификация

27

3

Богатые и бедные в обществе

28

4

Этнос: нации и народности. Межнациональные отношения в

РФ и Челябинской области

29

5

Конфликты в обществе

30

6

Семья в современном обществе

31

7

Конфликты в обществе

32

8

Развитие социальных отношений в РФ

        

И Челябинской области

33

9

Урок общения по теме «Социальная сфера»

Пров.раб.

34

10

Итоговый урок

Контр.раб



.

 

               

 Календарно-тематическое планирование 9 класс

№ П/П

№ урока

в теме

    дата

Тема

рег./к

формы

контроля

ЦОР

разное


1


1

Тема «Политическая сфера» 10ч

Политика. Политическая власть.

2

2

Государство, его признаки и функции.

3

3

Формы национально-государственного устройства

4

4

Формы правления

5

5

Политические режимы

6

6

Гражданское общество и правовое государство

7

7

Избирательное право. Участие граждан в политической жизни. Выборы.

8

8

Политические партии

9

9

Многопартийность в России

10

10

Урок обобщения по теме «Политика»

Пров.раб.


11


1

Тема «Правовая сфера» 12 ч.

Право. Источники права.

12

2

Отрасли права

13

3

Закон и власть

14

4

Конституция

№ 42

15

5

Гражданское право, Имущественные отношения.

16

6

Потребитель и его права

17

7

Трудовое право

18

8

Правонарушение, Преступление.

19

9

Юридическая ответственность и ее виды.

20

10



Местное самоуправление

21

11

Челябинская область-Субъект РФ

22

12

Урок обобщения по теме «Право»


Пров.раб.


23


1

Тема «Духовная сфера» 8 ч.

Культура и культурные нормы

24

2

Формы культуры

25

3

Религия

Презент

26

4

Искусство

27

5

Образование

28

6

Наука

29

7

Достижения и проблемы развития культуры в РФ

И Челябинской

 области

30

8

Урок обобщения по теме «Духовная сфера»


Пров.раб.

31-

34

1-


4

Итоговый урок

Резерв

Контр.раб

   

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной  деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;
  • объяснять   взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  •  решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

             

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
  • первичного анализа и использования социальной  информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для РМО учителей истории и обществознания. Тема: «Найти себя»

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию "Найти себя" представляет собой час общения, посвященный профессиональному самоопределению учащихся 9 классов. Разработку отличает эффективное сочета...

Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"

Настоящая программа включает в себя пояснительную записку,  календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и  являет...