Рабочая программа по обществознанию для 6 класса
рабочая программа по обществознанию (6 класс) по теме

Попова Александра Валерьевна

программа у учебнику Корольковой,1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_6_klass.docx43.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа поселка Солидарность

Елецкого муниципального района Липецкой области

«Рассмотрено»

Председатель методсовета  

                        /В.А. Авдеева/

 Протокол №                от                                               

«        »                            2013г

«Утверждено»

Директор МБОУСОШ           п.Солидарность.

                                     /Т.И. Купавцева/

Приказ №         от

 «         »                         2013г.                         

                                                           

                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

для 6А  класса

педагога

 I квалификационной категории

Поповой А.В.

на 2012-2013 учебный год

Принято  на заседании

педагогического совета школы

протокол № _______

от  «       »                       2013 года.

Пояснительная записка

Изучение обществознания в  школе направлено на достижение следующих целей:

• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Рабочая программа составлена на основании:

- закона  РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании»,

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего  и среднего (полного) общего образования (Стандарт основного общего образования по русскому языку)  (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004№1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»),

- приказа Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011 г. «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089»,

- Инструктивно-методического письма ОАУ ДПО  Липецкий институт развития образования «О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013/2014 учебном году»;

-  примерной программы основного общего образования по обществознанию,

-  положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ и календарно – тематического планирования учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы поселка Солидарность Елецкого муниципального района Липецкой области,

- программы по обществознанию  Корольковаой Е.С. ( Программа курса «Обществознание». 6-9 класс. М.: Академкнига, 2012).

Основанием выбора авторской программы послужило то, что данный УКМ имеет завершенную линию, включающую в себя

- программу;

- учебник;

- рабочую тетрадь;

- тестовые тематические контрольные работы;

- поурочно-тематическое планирование. Рабочая тетрадь для учителя.

Учебники написаны в соответствии с современными требованиями в образовательной области «Обществознание». В них рассматриваются проблемы формирования личности и характера человека, взаимодействия личности и общества, а также роль религии, искусства и морали в жизни людей. Текст учебников, органически дополненный иллюстрациями, составлены в доступной форме, содержат высказывания мыслителей прошлого, мифы, отрывки из документов. В методическом аппарате преобладают творческие, развивающие задания, предусматривающие различные формы работы учащихся.

Изменения в авторскую программу не внесены.

Курс «Обществознание» для 6–7 классов органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс. Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей. Курс «Обществознания» в 6–7 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние. Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школами. Целый ряд теоретических положений изучаются в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

Для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего общего образования в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 140 часов, по 35 часов в 6,7,8 и 9 классах соответственно. Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Программа предполагает использование следующих форм организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные. В рабочей программе в соответствии с требованиями программы запланированы следующие виды контроля: тесты,  контрольная и самостоятельная работы, фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам, устное сообщение реферативного характера.

В 6–7 классах важно использовать доступные для учащихся формы и приемы работы для:

– обучения учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;

– формирования умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

– обучения давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.

Основной формой организации образовательного процесса при реализации данной рабочей программы является урок. При реализации данной рабочей программы используются следующие технологии обучения:

- личностно-ориентированное (дифференцированное) обучение,

- проблемное обучение,

- элементы активного обучения (дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры)

- элементы проектной технологии,

- информационно-коммуникационные технологии,

- технологии тестового контроля знаний,

- технология контекстного обучения (групповой работы),

- здоровьесберегающие технологии.

         Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

• сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

        на использование элементов причинно-следственного анализа;

        на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

        на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

        на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

        на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

        на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

        на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических

        на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения

•        извлечение социальной информации из разнообразных источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

•        решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

•        формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

•        наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

•        оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

•        конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

•        совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

Учебник : Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений: в 2-х ч. /Под ред. Е.С.Корольковой, Н.Г.Суворовой  2-е изд.— М.: Академкнига, 2012.

Содержание рабочей программы

34 часа, 1 час неделю

                                       Раздел 1: Человек и общество (17 часов)

Глава 1. О том как человек становился человеком. (8 часов)

     Два человеческих начала (человек – существо биосоциальное). Понятие биологического и социального человеческого начала. Жизнь человека в первобытном обществе(умение договариваться как условие совместного человеческого общежития). Человек – создатель культуры. Первые правила, обычаи человеческого общества(рольсоциальныхрегуляторов). Причины перехода от обычаев к законам. Понятия закон, право, мораль.

                                       Глава 2:  Человек среди людей (2 часа)

     Может ли человек прожить без общества. Социальные потребности людей. Общение. Общество людей. Отношения людей в обществе.

                                      Глава  3:   Что такое семья (4 часа)

     Семья – первая человеческая группа. Разделение общины на семьи. Семья и общество. Родители и дети(задачи семейного воспитания, проблемы взаимоотношений, межличностный конфликт и способы его разрешения). Права и обязанности родителей(семейные правила, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка, Конституция РФ, Семейный кодекс). Воспитание и забота о детях. Главный детский закон – Конвенция о правах детей или мировая конституция прав ребенка. Изучение избранных статей Конвенции.        

                                     Глава  4:  Школьные годы стали чудесными (3 часа)

     Зачем нужна школа(роль школы в жизни общества и современного человека). Главный школьный закон –Закон об образовании. Особый мир школы (школьный устав). Права и обязанности школьника. Взаимоотношения учителя и ученика. Умение дружить и дорожить друзьями. Жить дружно это важно.

                        

                                    Раздел 2: Человек и его права (17 часов)

Глава 1.  Право на жизнь сейчас и в прошлом (7 часов)

     Самые важные права человека. Всеобщая декларация прав человека, ее значение. Изучение основных статей документа. Жизнь и смерть в первобытном обществе. Что думали о жизни и смерти древние греки. Человек Средневековья о жизни и смерти. Как средневековый   человек понимал мир.                

                                    Глава  2:  Свобода для каждого, свобода для всех (4 часов)

      Понятия свобода, выбор, цель, долг, мораль и счастье. Чем ограничена свобода. Соблюдение прав другого человека. Свобода и общественное мнение. Влияние общественного мнения на поведение людей в обществе.                                                      

                                    Глава  3:  О долгом пути к правам человека (3 часа)

       Об обычаях, законах и морали. На пути к современному пониманию человека.        Мораль и закон: общее и различия. Шаг за шагом к правам человека. Борьба людей за свои права. Самоуправление.                                                          

                                   Глава  8:  С чего начинаются права человека (3 часа)

       Каким может быть современный человек и почему. Конфликты и их причины.  Предотвращение и улаживание конфликтных ситуаций. Права человека в Конституции России. Изучение основных статей Конституции РФ.

Учебно-тематический план

по предмету обществознание  для 6а класса рассчитан

на 34 часа (1 час в неделю)

Название раздела

Кол-во часов

В том числе:

Уроков

К/Р

1

Раздел 1: Человек и общество

16

16

1

2

Раздел 2: Человек и его права

17

16

1

3

Резерв

1

Требования к уровню подготовки обучающихся

по курсу «Обществознание»

В результате изучения обществознания ученик должен:

                                                               Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

                                 Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), - следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

-выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

- на  использование элементов причинно-следственного анализа;

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

         Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Учебно-методическое обеспечение.

Для учащихся

  1. Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений: в 2-х ч. /Под ред. Е.С.Корольковой, Н.Г.Суворовой  2-е изд.— М.: Академкнига, 2012.
  2. Школьный словарь по обществознинию/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. М .Просвещение, 2010
  3. Королькова  Е.С. Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2-х частях. М., 2012.

Для учителя

  1. Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2008.
  2. Королькова Е.С. Обществознание. Тестовые тематические контрольные работы. 6 класс. – М., 2012.
  3. Королькова Е.С. Обществознание. Рабочая тетрадь для учителя. 6 класс. В 2-х частях. М., 2012.
  4. Королькова Е.С. Программа курса «Обществознание». 6-9 класс. М., 2012.

Электронные ресурсы:

http://www.gumer.info/Name_Katalog.php - библиотека книг по истории и другим обще-ственных наукам

http://www.ihtik.lib.ru - библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам

http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»

http://www.vciom.ru – Всероссийский Центр изучения общественного мнения

http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html – библиотека думающего о России

http://www.lawdir.ru – законы, законодательства, право

http://www.e-allpravo.ru – электронная библиотека, юридические словари, рекомендации, обзоры судебной практики

http://www.echr-base.ru – информационная система по правам человека и Европейскому  суду

http://www.consultant.ru – Консультант-плюс (правовая поддержка).

Приложение.                                   

«Утверждено»

Директор МБОУСОШ           п.Солидарность.

                                     /Т.И. Купавцева/

Приказ №         от

 «         »                         2013г.                         

Календарно-тематическое планирование по обществознанию  

 6А       класс, 34 часа, 1 час в неделю

Учитель Попова А.В.

Дата

Тема раздела учебного курса

№ урока

Тема и краткое содержание урока

По плану

Дано

 

02.09-07.09

Раздел 1: Человек и общество

1

Два человеческих начала.

09.09-14.09

2

Еще одно загадочное слово – культура.

16.09-21.09

3

А ему так хотелось выжить (причины создания культуры).

23.09-28.09

4

Когда человек стал человеком.

30.09-05.10

5

Первые правила человеческого общества.

07.10-12.10

6

От обычая к закону. Закон и право. Новое слово – мораль.

14.10-19.10

7

Зачем человеку люди.

21.10-26.10

8

Общество людей.

28.10-02.11

9

Семья – первая человеческая группа. Трудная должность – родители.

11.11-16.11

10

Семья и общество.

18.11-23.11

11

Как мир людей заботиться о детях. Главный детский закон.

25.11-30.11

12

Что говорит закон о правах и обязанностях родителей. Родители и дети.

02.12-07.12

13

Зачем нужна школа. Главный школьный закон. Особый мир школы.

10.12-14.12

14

Учитель и ученик. Давайте жить дружно (причины межличностных конфликтов.)

16.12-21.12

15

Контрольная работа по разделу «Человек и общество».

23.12-28.12

16

Резерв.

10.01-18.01

Раздел 2: Человек и его права

17

Самые важные права человека.

 

20.01-25.01

18

Зачем нужна Всеобщая декларация прав человека.

27.01-01.02

19

Жизнь и смерть в первобытном обществе.

03.02.08.02

20

Что думали о жизни и смерти древние греки.

10.02-15.02

21

Человек Средневековья о жизни и смерти.

17.02-22.02

22

Как средневековый человек понимал мир

24.02-01.03

23

Повторение о обобщение. Контрольное тестирование.

03.03-07.03

24

Свобода, выбор, цель. Свобода, долг и счастье.

10.03-15.03

25

Чем ограничена свобода.

17.03-22.03

26

Свобода и мораль.

03.04-12.04

27

Свобода и общественное мнение.

28

Еще раз об обычаях, законах и морали.

14.04-19.04

29

На пути к современному пониманию человека. Мораль и закон: общее и различия.

21.04-30.04

30

Люди в обществе.

03.05-08.05

31

Шаг за шагом к правам человека.

12.05-17.05

32

Каким должен быть современный человек и почему.

19.05-24.05

33

Конфликты и их причины.

26.05-30.05

34

Права человека в Конституции России .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова

Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...

Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова

·        Рабочая программа создана на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...

Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова

     Рабочая программа создана на основе·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...

Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...

Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....