Рабочая программа по обществознанию для 11 класса
рабочая программа по обществознанию (11 класс) по теме
Рабочая программа по обществознанию предназначена для учителей и преподавателей старшей школы, работающих по учебнику А. И. Кравченко. В программу входят: пояснительная записка, КИМ, требования к выпускникам, нормы оценивания, кландарно-тематическое планирование, а также список необходимой литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по обществознанию 11 класс по учебнику А.И. Кравченко | 263.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МЕРКУЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании МО Протокол № 1 от 30.08.2011 г. | Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании МС Протокол № 1 от 30.08.2011 г. | Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании ПС Протокол № 1 от 30 .08.2011 г. | Утверждена приказом № 92 от 31.08.2011 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ДЛЯ 11 КЛАССА
УЧИТЕЛЯ 2 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
Н. С. СУКОВАТОВОЙ
НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и сборника нормативных документов «Обществознание» -/Сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев–М.:Дрофа, 2004;
Примерной программы среднего (полного)общего образования по обществознанию-/Сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев–М.:Дрофа,2004 – М.: Дрофа, 2004,
А также на основе авторской программы под редакцией Кравченко А.И. Программа курса «Обществознание» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.. -М.: Русское слово.2006;
Развёрнутого тематического планирования по программе А.И.Кравченко: «Рабочие программы по обществознанию, экономике, праву»,10 -11 классы
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов из расчёта двух учебных часов в неделю.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, учебные проекты, ЕГЭ.
Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:
- способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
- передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
- формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
- развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
- способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
- помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;
- помочь выработать собственную жизненную позицию.
В основу содержания курса положены следующие принципы: соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования; структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности; формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений. Приоритетами для учебного предмета Обществознание на этапе среднего (полного) общего образования являются:
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
— объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
— решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
— применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
— умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
— работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
— самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
— участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
— формулирование полученных результатов;
— создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
— пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
— владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Формы работы : лекции, практикум, выступления с докладами или с содокладами, дополняющими лекционные выступления учителя; семинар, тренинг, дискуссия, деловая игра.
Вид контроля: контрольная работа по материалу; презентация своего короткого рассказа; написание анализа текста; выполнение творческих заданий по темам; написание эссе.
Механизм оценивания результатов:
Владение фактами: установление причин фактов; установление взаимосвязей между фактами; отличие основных фактов и фактов второстепенных.
Владение проблематикой: формулирование проблем по теме; умение отыскать возможные пути решения проблемы.
Владение понятиями: раскрытие содержания понятий; установление взаимосвязей между понятиями; практическое применение понятий.
Владение правилами и приемами: формулирование правил, требований, приемов; раскрытие содержания правил, требований, приемов; характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов.
Проверка навыков: моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение; выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение; самоанализ результатов выполнения подобных действий.
Содержание учебного курса.
Правовое регулирование общественных отношений (29 часов)
Важную роль в обществе играют правовые нормы — юридические правила, закрепленныё конституцией государства. В данном разделе рассматривается история вопроса — научные подходы к пониманию сущности права. Кроме того, учащиеся знакомятся о основополагающими принципами современного российского права и сравнивают их с ведущими правовыми системами других стран, а именно с англосаксонской правовой и романо-германской правовой системами.
Обязательным элементом правовой культуры нынешних старшеклассников должны быть четкие и ясные представления о том, что такое публичное и частное право, российское право, институт и отрасли права, источники права и иерархия нормативных документов, принципы и требования, регулирующие действие нормативных актов. Конкретизация общетеоретических знаний реализуется в совокупности конкретных представлений учащихся о том, что такое конституционное право, уголовное право, административное право, гражданское право, трудовое право, процессуальное право, прецедентное право, муниципальное право, налоговое право, предпринимательское право.
В понятие правовой культуры школьника входят также знания о единой системе судопроизводства в России, виды и функции судов (арбитражных, третейских, кассационных), практические навыки по разрешению конфликтной правовой ситуации, умение обратиться в суд, написать исковое заявление. Привлечение к суду подростка происходит только в случае совершения правонарушения, основным видом которого выступает преступление. В связи с этим в разделе рассматриваются категории юридической ответственности, обязательные признаки преступления.
Опорные понятия и термины: правовая система, публичной право, частное право, отрасли права, конституционное право, уголовное право, административное право, гражданское право, трудовое право, процессуальное право, источники права, нормативно-правовой акт, прецедент, конституция, правосудие, судебная власть, судопроизводство, суд присяжных, равноправие и состязательность сторон, презумпция невиновности, юридическая ответственность, правоотношение, преступление, наказание, вина, невменяемость, уголовная ответственность.
Персоналии: Аристотель, Цицерон, Г. Гроций, Вольтер, Р. Иеринг, Р. Паунд.
Рекомендуется: проведение беседы с представителями органов правопорядка или посещение районного отделения милиции для ознакомления с практическими ситуациями, ведущими к подростковой преступности.
Происхождение права, его формы и структура
История развития правовых норм. Основные научные подходы к пониманию сущности права. Основополагающие принципы современного российского права. Правовая система. Публичное и частное право. Многообразие форм и видов правовых норм. Институт права. Основные отрасли права. Источники права. Иерархия нормативных актов.
Правосудие в современной России
Субъекты, формы и методы осуществления правосудия. Представление о единой системе судопроизводства. Конституционный Суд, его развитие и функции. Верховный Суд и система арбитражных судов в современной России. Правовой статус судьи. Претензионный порядок урегулирования конфликта. Порядок обращения в суд и подготовка искового заявления. Истец и ответчик. Особенности и принципы осуществления правосудия в России.
Юридическая ответственность
Основные признаки юридической ответственности. Представление о государственном принуждении. Обязательные признаки преступления. Понятие о субъекте преступления и вменяемость. Возраст наступления уголовной ответственности и конкретные виды ответственности подростка.
Классификация видов преступлений. Формы выражения вины. Различие между прямым и косвенным умыслом. Этапы и процедуре подготовки и осуществления преступления. Основные виды и назначение наказаний. Виды административного правонарушения и административные взыскания. Виды гражданских правонарушений.
Повторение. Структура и система осуществления правосудия в Российской Федерации.
Социальная система общества
Социальная система общества представляет собой взаимосвязь социальных групп, классов и слоев, а также социальных институтов, важнейшее место среди которых занимают семья, производство, государство, образование и религия.
Социальная сфера общества охватывает повседневную жизнь граждан безотносительно к политике, экономике или духовной сфере. Здесь формируется социальная и классовая структура, происходит распределение статусов и ролей, протекает социальная мобильность, увеличиваются или снижаются бедность и богатство, возникает социальное неравенство, образуются и распадаются семьи, нарастает волна общественных движений.
Социальная структура — анатомический скелет общества. Под структурой в науке принято понимать совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта. Если структуру общества уподобить жесткому каркасу здания, который придает ему жесткость и устойчивость, то в нем легко различить вертикальные опоры и горизонтальные перекрытия, тесно связанные между собой. Роль горизонтальных перекрытий выполняют статусы, роли и социальные группы, а вертикальных опор — слои (страты) и классы, входящие в социальную стратификацию.
Важное место при изучении социальной системы общества играет понятие социальной мобильности. Она касается каждого человека и дифференцируется на несколько видов: вертикальная и горизонтальная, индивидуальная и групповая, межклассовая и внутриклассовая.
Одним из каналов мобильности выступает семья. Она определяет социальное положение и статус детей.
Опорные понятия и термины: социальная стратификация, социальное расслоение, страта, приписываемый статус, достигаемый статус, открытое общество, закрытое общество, исторические типы стратификации, рабство, касты, сословия, социальные классы, социальная мобильность, большие социальные группы, семья, брак, социальный институт, малая группа, добрачное поведение, нуклеарная семья, многопоколенная семья, система родства.
Рекомендуется: проведение совместной беседы школьников с родителями и учителем о проблемах развития семьи, добрачного поведения, распределения функций и обязанностей в семье.
Социальная система общества. (15 часов)
Социальная стратификация
Социальная стратификация и социальное расслоение, Критерии стратификации. Статус как обобщенный показатель стратификации. Приписываемый и достигаемый статусы. Открытое и закрытое общества. Неравенство в доходах, власти, престиже и образовании. Исторические типы стратификации. Характеристики кастового строя. Сословная иерархия общества, Особенности классовой системы. Роль среднего класса в современном обществе, его отличительные черты в России.
Социальная мобильность
Статусный набор и смена статуса. Основные виды социальной мобильности. Причины групповой мобильности. Межклассовая и внутриклассовая мобильность. Динамика общества и изменение социальной мобильности. Образование как фактор мобильности. Каналы вертикальной мобильности.
Семья и брак
Роль семьи в развитии общества. Функции семьи и брака. Семья как социальный институт и малая группа. Влияние семьи на развитие личности. Особенности и роль добрачного поведения. Юридические и правовые основы брака. Брак как социальный институт, взаимные права и обязанности.
Состав и структура семьи. Представление о нуклеарной семье. Однокарьерная и двухкарьерная модели семьи. Распределение производственных и домашних нагрузок между мужем и женой. Расширенная и многопоколенная семья. Структура и иерархия системы родства. Кровная родня и родственники по закону. Три степени родства.
Повторение. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе.
Взаимодействие людей в обществе
Изучая материал раздела, посвященного одному из самых сложных и противоречивых явлений человеческого общества, учащиеся получают возможность освоить представление о природе социального взаимодействия и социального поведения, конфликтов, социального контроля, отклоняющегося поведения.
В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие, входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. Все это — акты социального взаимодействия или социального поведения. Они могут быть индивидуальными и коллективными. Социальные действия, имеющие сложную внутреннюю структуру, ориентированы на других людей. Основными формами взаимодействия выступают кооперация конкуренция, конфликт. Виды массовых действий подразделяются на слабо организованные (паника, погромы) и достаточно подготовленные и организованные (демонстрации, революции, войны). В разделе необходимо обратить также внимание на протестные и социальные движения. Раскрывая тему конфликтов в обществе, первостепенное значение целесообразно отводить сущности и механизму экономического конфликта как столкновения противоположных интересов собственников и наемных работников.
В завершение раздела следует рассмотреть формы отклоняющегося поведения в целом и у молодежи в частности, причины Их возникновения и последствия, к которым они могут привести. Эта тема перекликается и продолжает проблемы, поставленные в теме 24 «Юридическая ответственность».
Опорные понятия и термины: взаимодействие, роли, общение, обмен, символы, действие, деятельность, кооперация, конкуре конфликт, паника, протестное движение, социальная напряженность, конфликт, групповое давление, социальные движения, социализация, социальный контроль, нормы, санкции самоконтроль, девиантное и делинквентное поведение, общественное мнение, организованная преступность.
Рекомендуется: провести встречу с участниками протестного движения, например забастовочного, которые на живых, конкретных примерах расскажут, что вынудило людей к таким актам социального действия, каковы цели и способы решения конфликта.
Социальное взаимодействие
Сущность социального взаимодействия. Основные формы взаимодействия: кооперация, конкуренция, конфликт. Социальное действие и поведение. Деятельность и поведение. Виды массовых действий. Паника как форма нескоординированных действий. Страх и цепная реакция панических действий.
Конфликт и протестное движение
Сущность и предпосылки протестного движения в современном российском обществе. Источники и природа социальной напряженности. Основные понятия и виды конфликта. Конфликт и противоречие. Антагонизм как основа экономического конфликта. Формы группового давления. Массовое недовольство и протест. Формы протеста. Сопротивление и протест как форма защиты своих интересов. Демонстрация как форма открытого активного протеста. Массовые демонстрации в России.
Протестные и социальные движения. Масштабы и продолжительность социальных, движений. Классификация социальных движений: реформаторские, регрессивные, утопические, революционные движения.
Социальный контроль
Взаимосвязь между социализацией и социальным контролем! Основные элементы социального контроля: нормы и санкции. Функции социального контроля. Классификация и функции социальных норм. Классификация социальных санкций. Внешний и внутренний контроль. Само Общественное мнение и его роль в обществе, Неформальный контроль и формальный контроль в разных типах общества. Институты формального контроля. Детальный контроль и надзор.
Отклоняющееся и противоправное поведение
Представление об отклоняющемся (девиантном) поведении. Борьба с девиациями, социальные и идеологические запреты. Различные степени и виды девиантного поведения. Делинквентное поведение. Роль общественного мнения в борьбе с отклоняющимся поведением. Криминогенные районы города и группы риска. Особенности отклоняющегося поведения молодежи в России. Организованная преступность подростков.
Повторение. Отклоняющееся и противоправное поведение российской молодежи
Человек в системе общественных отношений (8 часов).
Человек борется не только с природой, которая находится вне его, но и с той природой, которая находится внутри него. Современная наука исходит и того, что по своей сути человек — двухсоставное существо. Эволюция человека привела в конечном итоге к вытеснению природного (животного) начала в чело веке социальным (культурным, цивилизованным). Она подразделяется на два крупных этапа — биологический и социальный (или культурный). Первый длиннее, второй короче.
Наиболее разработанной структура внутреннего мира является у З.Фрейда, психоаналитическую теорию которого признали во всем мире. Поскольку в ней недостаточно разработана проблема надсознательного (нравственный этап психики), в разделе приведены взгляды П. Сорокина. Завершает рассмотрение психического мира человека анализ того, что осталось вне поля зрения психоанализа: привычки, потребности, мотивы, воля, деятельность и др.
Раздел завершает процесс социализации и становления личности. В центре внимания — многообразие форм влияния общества на личность и формирование родительско-детских отношений.
Опорные понятия и термины: биологическое начало, социальное начало, психика, подсознание, сознание, надсознание, биологические потребности, сексуальные желания, вытесненные желания, «Оно», «Сверх-Я», «Я», либидо, принцип реальности, цензура, инстинкты, рефлексы, мотивы, привычки, потребности, действия, деятельность, темперамент, чувства, эмоции, воля, дети, родители, взаимоотношения родителей и детей, социализация, воспитание, тинэйджеры, ролевой набор, статус, группа сверстников.
Персоналии: З. Фрейд, П. Флоренский, Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Соловьев, П. Сорокин, А. Маслоу.
Рекомендуется: провести встречу с психологом и обсудить в классе проблемы психологического развития подростка и трудности социализации.
Структура человеческой психики
Биологическое и социальное начало в человеке. Биологическая и культурная эволюция человека. Психика как свойство высокоорганизованной материи. Сознание — высшая форма психики. Психоаналитическая теория личности З. Фрейда, ее основные элементы и их функции. Сверхсознание как нравственное сознание индивида, область идеальных ценностей. Альтруизм и бескорыстная любовь к ближним.
Элементы человеческой психики и сознания
Современное понимание человеческой психики и ее компонентов. Роль инстинктов и рефлексов в организации психической жизни человека. Инстинкты и потребности. Роль привычек в формировании человеческого поведения. Мотивы как осмысленные побудители действия. Мир чувств и эмоций. Сила воли как концентрированное выражение мотивации к достижению. Структура деятельности и классификация ее видов.
Влияние общества на личность
Личность как продукт культурной эволюции. Роль родителей а воспитании детей. Детство фундамент социализации. Различие детей и взрослых по физическим, психологическим и социальным признакам. Обучение нормам и ответственности в детстве. Играние роли. Родительско-детские отношения. Ответственность родителей перед детьми и ответственность детей перед родителями.
Юность как завершающий активную социализацию период. Психофизиологические и социокультурные особенности юношеского и подросткового возраста. Специфика «трудного возраста». Формирование мировоззрения. Гипертрофирование самостоятельности. Социально-экономическое положение тинэйджеров. Роль группы сверстников в социализации подростков.
Повторение. Богатство внутреннего мира человека: душа, разум, тело (1 час).
Культура и духовная жизнь (14 часов)
Духовная сфера общества охватывает все области человеческой деятельности — от создания дворцов и храмов до создания научных теорий и отправления религиозных ритуалов Стержнем духовной сферы общества считается культура. Под культурой надо понимать исторически определенный уровень развития общества, и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура). В более узком смысле культура означает сферу духовной жизни людей.
Она включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результат познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстет развития, мировоззрение способы и формы общения людей).
Стержнем культуры, её смыслообразующим центром выступают ценности. В таком случае культура понимается как «содержание» или «способ бытия» общества. Этот подход к определению культуры предлагают философы, он предполагает проникновение (с помощью мышления, понимания) в сущность явлений культуры. Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности. Ценности составляют основу человеческой этики, об основных категориях которой пойдет речь в данном разделе.
Опорные понятия и термины: ценности, культура, духовная сфера, этика, мораль, нравственность, истина, красота, добро, польза, господство, справедливость, свобода, долга моральный идеал, стыд, моральная категория, нравственное совершенствование, воспитание, личность, императив, добродетель, порок, милосердие, счастье, удовольствие, утилитаризм гедонизм, творчество, справедливость, правосудие.
Персоналии: Аристотель, Сократ, Платон, Л.Толстой, Сенека, Демокрит, В.С. Соловьев.
Рекомендуется: провести «круглый стол» по проблемам нравственного совершенствования личности подростка.
Этическая основа культуры
Ценности как стержень и ядро культуры и духовной жизни общества. Императивный характер нравственных ценностей. Классификация ценностей, Ценности как эталон и идеал поведения. Фундаментальные ценности. Мораль нравственность и этика. Соотношение между моралью, культурой и духовной сферой. Воспитание моральных норм. Представление о духовном и духовности. Нравственное совершенство и воспитание. Основные признаки морали.
Нравственные чувства и моральное поведение
Подавление моральных пороков. Разумное и рассудочное начала в человеке. Разумное, чувственное и нравственное поведение. Искусство управления людьми. Компромиссы и конфликты в сфере морального поведения. Нацеленность человека на высшее благо. Абстрактность нравственной нормы и вариативность поведения. Моральное суждение и осуждение. Отличие морального познания от научного. Мораль как система взаимных обязанностей.
Нравственные категории и добродетели
Система нравственных категорий. Позитивные и негативные нравственные категории. Нравственный мир человека и нравственный идеал. Добро и зло. Практическое утверждение добра. Добродетель порок. Историческое изменение понимания добродетели.
Категория долга. Долг и моральный идеал. Стыд и совесть как моральные категории. Свобода совести и свобода выбора. Милосердие и справедливость как фундаментальные добродетели.
Счастье, удовольствие, гедонизм
Возникновение науки о морали. Различные трактовки счастья. Личное и всеобщее счастье. Счастье как удача и везение. Счастье как заслуженная награда. Способ обретения, источник и конечное состояние счастья. Утилитаристская этика и польза как критерий человеческих поступков. Счастье и удовольствие. Наслаждение и этика гедонизма. Мораль наслаждения и мораль насилия.
Справедливость и равенство
Справедливость и правосудие. Нравственное значение справедливости. Идеи Аристотеля о справедливости как общественной добродетели. Относительность социальной справедливости. Справедливость как проблема равенства. Возмездное убийство и справедливость. Христианское понимание справедливости и запрещение кровной масти. Справедливость в сфере социальной политики. Понимание социальной справедливости в российском обществе.
Повторение. Свобода выбора человека и необходимость нравственных поступков.
Контрольное тестирование по обществознанию для 11 класса.
- Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на деятельность людей?
А. ликвидация последствий стихийного бедствия;
Б. загрязнение реки промышленными отходами;
В. высадка на пустыре деревьев и кустарников;
Г. административное ограничение охоты на оленей.
2. Верны ли суждения о познавательной деятельности человека?
А. Целью познания является получение информации об окружающем мире и самом человеке.
Б. В процессе познания человек использует органы чувств и интеллект.
- Верно только А;
- верно только Б;
- верны оба суждения;
- оба суждения неверны.
- Что свойственно командной экономической системе?
А. многообразие форм собственности;
б. свобода предпринимательской деятельности;
в. преобладание сельского хозяйства;
г. централизованное ценообразование.
4. С апреля по октябрь население приморского региона Р. Занято в сфере обслуживания туристов, отдыхающих на морском побережье. Рабочих рук в этот период не хватает, поэтому приходится привлекать работников из соседних регионов. Однако в период с ноября по март среди местного населения наблюдается значительная безработица. К какому типу относится безработица в регионе Р.?
А. застойная; б. структурная; в. временная; г. сезонная.
5. Верны ли суждения о затратах производства?
А. Часть факторов производства, которую предприниматель вынужден приобретать по рыночным ценам, составляет внешние затраты фирмы.
Б. Стоимость факторов производства, не зависящая от количества производимой продукции, составляет переменные затраты фирмы.
- Верно только А;
- Верно только Б;
- Верны оба суждения;
- Оба суждения неверны.
6. К функциям политических партий в демократическом обществе относится:
а. разработка и принятие законов; б. предложение программ развития общества
в. управление предприятиями; г. осуществление судопроизводства.
7.Главой государства Н. является наследственный правитель. Он издает законы, руководит деятельностью Кабинета министров, участвует в работе судебных органов. Какая форма правления страны Н.?
а. конституционная монархия; б. парламентская республика;
в. президентская республика; г. абсолютная монархия.
8.Укажите правильную последовательность действий избирателя в период проведения выборов в органы государственной власти.
А. знакомство с программами кандидатов;
Б. участие в опросе на выходе с избирательного участка;
В. получение при необходимости открепительного талона;
Г. заполнение избирательного бюллетеня;
Д. принятие решения об участии в голосовании.
9. Что свойственно обществу традиционного типа?
А. преобладание с/х в экономике;
б. высокий уровень развития промышленности;
в. распространение компьютерных технологий;
г. интенсивное развитие науки и техники.
10. Верны ли суждения о глобальных проблемах современного мира?
А. Глобальные проблемы успешно решаются наиболее развитыми странами мира.
Б. Наиболее развитые страны мира не подвержены влиянию глобальных проблем.
- Верно только А;
- Верно только Б;
- Верны оба суждения;
- Оба суждения неверны.
11.Рынок спортивного инвентаря в стране Н. поделен между пятью крупнейшими фирмами –производителями, продукция других фирм не представлена. Какой тип рыночной конкуренции отразился в данном примере?
А. совершенная конкуренция; б. монополия;
В. неполная конкуренция; г. олигополия.
12. Гражданка А. обнаружила, что коробка йогурта, стоившая раньше 15 рублей, подорожала до 20 рублей, а еще через месяц – до 30 рублей. То же произошло и с другими товарами и услугами, причем их качество не улучшилось. С каким экономическим явлением столкнулась гражданка А.?
а. конкуренция; б. инфляция; в. перепроизводство; г. безработица.
13. Государство К. разделено на провинции по территориальному признаку. Главы провинций назначаются правительством государства. Какая форма государственного устройства страны К.?
а. монархия; б. унитарное государство; в. федеративное государство; г. республика.
14. В государстве М. большинство населения живет в крупных городах. Во всех сферах жизни общества используются компьютерные технологии, интенсивно развивается наука, достижения которой широко используются в экономике и социальном управлении. К какому типу относится данное общество?
А. аграрное; б. индустриальное; в. традиционное; г. постиндустриальное.
15. Верны ли суждения об обществе?
А. Обществом называют всех людей, ныне живущих на Земле.
Б. Обществом называют исторические периоды развития человечества.
- Верно только А;
- Верно только Б;
- Верны оба суждения;
- Оба суждения неверны.
16. Существуют различные значения понятия «экономика». Что относится к экономике как науке?
А. производство косметических средств;
Б. прогнозирование цен на энергоносители;
В. продажа объектов недвижимости;
Г. постепенное обесценивание денег.
17. В результате поглощения или вытеснения с рынка услуг сотовой связи других фирм в стране Ц осталась только одна фирма, оказывающая подобные услуги. Какое экономическое явление отразилось в данном примере?
А. спрос; б. безработица; в. инфляция; г. монополия.
18. Международная финансовая организация предоставила кредиты нескольким странам, другие страны перевели организации проценты по ранее предоставленным кредитам. Какая функция денег проявилась в данном примере?
А. средство платежа; б. средство обмена; в. средство накопления;
Г. мировые деньги.
19. Верны ли суждения об экономических системах?
А. В рыночной экономической системе преобладает централизованное распределение ресурсов.
Б. В командной (плановой) экономике необходимый минимум жизненных благ гарантирован государством.
- Верно только А;
- Верно только Б;
- Верны оба суждения;
- Оба суждения неверны.
- Установите соответствие между примером и структурным элементом налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
Пример Структурный элемент налога
А.гражданин 1. объект налога
Б. заработная плата 2. субъект налога
В. автомобиль 3. ставка налога
Г. 13 %
Д. наследуемое имущество.
21. Ученые обществоведы определяют общество как:
а. весь мир в многообразии его форм и проявлений; в. обособившуюся от природы часть мира;
б. единство живой и неживой природы; г. неотъемлемую часть природы.
22. Существуют различные значения понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику в значении «хозяйство»?
а. законы функционирования рынка информационных услуг;
б. оказание населению услуг в центре бытового обслуживания;
в. расчет измерения спроса на моющие средства;
г. прогноз развития добывающей отрасли.
23. Верны ли суждения об инфляции?
А. Инфляция представляет собой необоснованный повышением качества рост цен на товары и услуги.
Б. Инфляция связана с наличием в стране избыточного объема денежной массы – «лишних» денег, не обеспеченных товарами и услугами.
- Верно только А;
- Верно только Б;
- Верны оба суждения;
- Оба суждения неверны.
24. Верны ли суждения о политических партиях?
А. Целью политической партии является реализация интересов определенных социальных групп.
Б. Современные партии приходят к власти через конкурентную борьбу друг с другом за голоса избирателей на выборах.
- Верно только А;
- Верно только Б;
- Верны оба суждения;
- Оба суждения неверны.
Ключи к контрольному тестированию по обществознанию для 11 класса.
1 а
2 в
3 г
4 г
5 а
6 б
7 г
8 1 5 3 4 2
9 а
10 г
11 г
12 б
13 б
14 г
15 в
16 б
17 г
18 г
19 б
20 2 11 3 1
21 в
22 б
23 в
24 в
Тест по обществознанию для 11 класса по теме:
«Воинская обязанность. Права и обязанности налогоплательщиков».
- Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. О чем идет речь?
А. налоги;
Б. доходы;
В. аудит.
2. Доход – это…
А. Материальные ценности, полученные законным способом;
Б. Установление и изъятие у налогоплательщиков части их доходов в бюджет;
В. Получать от налоговых органов бесплатную информацию о налогах и сборах.
3. Вставьте недостающее слово: «каждый обязан платить законно установленные … и … »
А. Права и обязанности;
Б. Налоги и доходы;
В. Налоги и Сборы.
4. Выберите тезис, не относящийся к обязанностям налогоплательщика:
А. своевременно и в полном размере уплачивать налоги;
Б. Вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о Финансово-хозяйственной деятельности;
В. выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
Г. Получать от налоговых органов бесплатную информацию о налогах и сборах.
5. Субъект налогового права – это …
А. Налогоплательщик;
Б. Имущество;
С. Стоимость реализованных товаров;
В. Прибыль.
6. Объект налогового права – это …
А. Стоимость реализованных товаров;
Б. Органы государственного таможенного комитета;
В. Налоговые агенты.
- Налогоплательщик имеет право::
А. Обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц;
Б. Своевременно и в полном объеме выплачивать налоги;
В. На отмену налога.
- Обязанности физического лица по уплате налога прекращаются в результате:
А. Смерти налогоплательщика;
Б. Отмене налога;
В. Деятельности аудиторов.
- Виды налогов по способам взимания:
А. Федеральные и местные;
Б. Прямые и косвенные;
В. С юридических и физических лиц.
- Виды налогов по уровням бюджета:
А. Федеральные и местные;
Б. Прямые и косвенные;
В. С юридических и физических лиц.
- К региональным налогам не относится:
А. Налог на имущество организаций;
Б. Налог на недвижимость;
В. Таможенные сборы.
- Единая ставка налога составляет:
А. 13 %;
Б. 18 %;
В. 9 %.
13. В налоговом кодексе РФ предусмотрены различные меры ответственности налогоплательщиков, совершающих налоговые правонарушения. Напишите некоторые из них.
14. Напишите, как осуществляется служба по контракту?
Итоговый тест по обществознанию - 11 класс.
1. К числу основных подсистем общества как системы относятся:
A. Экономика.
Б. Класс предпринимателей.
B. Профсоюз. Г. Церковь.
2. К наукам, изучающим общество, среди перечисленных не относится:
A. Социология. Б. Философия.
B. География. Г. Генетика.
3. Понятие «общественный прогресс» определяется признаком:
A. Неизменность общественной жизни. Б. Переход от высшего к низшему.
B. Возврат к отжившим общественным отношениям. Г. Переход от низшего к высшему.
4. К особенностям научного познания относится:
A. Стремление к объективности.
Б. Повседневность познавательного процесса.
B. Направленность познания на сферу практической деятельности людей. Г. Использование житейских фактов.
5. Общей чертой общества и природы является:
A. Действие в роли творца культуры. Б. Проявление признаков системы.
B. Сознательная и волевая деятельность.
Г. Возможность существовать независимо друг от друга.
6. Из утверждений А и Б верно:
1) Только А.
2) Только Б.
3) И А, и Б.
4) Ни А, ни Б.
А. Между процессами, которые происходят в сфере материального производства и в духовно!
сфере общества, нет взаимосвязи.
Б. Политический строй общества может тормозить развитие экономики.
7. Закончите высказывание: «Деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее, - это...».
8. Какой признак не отражает особенностей человеческой деятельности:
A. Целеполагание. Б. Мотив.
B. Приспособление к окружающей среде. Г. Преобразование окружающей среды.
9.Способность человека оперировать образами окружающего мира, идеально воспроизводить действительность в мышлении называется:
A. Сознанием. Б. Познанием.
B. Отражением. Г. Ощущением.
10. Что общего у таких видов человеческой деятельности, как общение и игра:
A. Допускают использование определенных правил и норм. Б. Предполагают обязательное наличие партнера.
B. Могут иметь индивидуальный характер. Г. Предполагают использование имитации.
11. Духовное и телесное в человеке:
A. Противостоят друг другу. Б. Независимы друг от друга.
B. Связаны друг с другом.
Г. Предшествуют друг другу.
1) Только А.
2) Только Б. 3)ИА,иБ. 4) Ни А, ни Б.
А. Самопознание позволяет выявить в человеке его важнейшие отличительные особенности,
сущность его «Я».
Б. «Познавая себя, мы познаем мир, а узнавая мир, ближе подходим к самим себе».
13. Установите соответствие между списками А и Б: А. 1) Мифы. 2) Наука. 3) Здравый смысл.
Б. а) Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу.
б) Прометей принес людям свет знаний.
в) «Не зная броду - не суйся в воду».
14. Культура, создаваемая анонимными творцами, часто не имеющими профессионалы подготовки, называется:
А. Элитарной. Б. Народной. В. Массовой. Г. Духовной.
15. Закончите высказывание: «Культура, которая не выражает изысканных вкусов арис или духовных поисков народа, называется...».
16. Форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и преде нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в цело Этика. Б. Право. В. Мораль. Г. Нравы.
17. Из утверждений А и Б верно:
1) Только А. 3)И А ,и Б.
2) Только Б. 4) Ни А, ни Б.
А. Наука является результатом деятельности ученых, нацеленной на создание ценностей удовлетворение прежде всего духовных потребностей человека. Б. В результате развития науки повышается культура людей.
18. Искусство как форма культуры характеризуется:
A. Точностью и определенностью.
Б. Образностью и творческим характером.
B. Творческим характером и понятийным мышлением. Г. Соответствием действительности.
19. Госбюджет - это...
А. Финансовый отчет правительства.
Б. Перечень планируемых доходов и расходов. В. Расчет прибылей и убытков.
Г. Сумма расходов правительства на предшествующий год.
20. Закончите высказывание: «Минимальный набор продуктов питания, промышленных услуг, необходимых для обеспечения основных физиологических потребностей человека
21. Фазы экономического цикла - это...
A. Стагнация, инфляция, депрессия, пик. Б. Рецессия, подъем, спад, инфляция.
B. Депрессия, кризис, подъем, стагнация. Г. Пик, спад, кризис, подъем.
22. Основными измерителями экономической деятельности являются:
A. Прибыль, рента, валовой внутренний продукт.
Б. Производительность труда, валовой национальный продукт, прибыль.
B. Процент, рента, национальный доход.
Г. Валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход.
23. Экономика - это наука, изучающая:
A. Способы умелого использования редких ресурсов. Б. Методы рационального хозяйствования.
B. Систему производственных отношений. Г. Все перечисленное.
24. Необходимым условием функционирования рынка является все, кроме:
A. Свободы принятия производителями хозяйственных решений.
Б. Конкуренции производителей.
B. Многоукладной экономики.
Г. Государственного регулирования ценообразования.
Нормы оценки
знаний и умений учащихся
по обществознанию.
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, текст Конституции РФ, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.
Оценка «5»- материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
Оценка «4»- в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Оценка «3»- в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий
Оценка "4" - 61-80%
Оценка "3" - 41-60%
Планируемые результаты обучения:
- оценивать и прогнозировать тенденции развития общественных процессов и явлений; - уметь грамотно и лаконично излагать научные факты и собственную позицию по изучаемым проблемам;
- уметь использовать имеющийся терминологический запас по предмету;
- строить межпредметные связи на основании изучаемого материала
Учебно –тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Правовое регулирование общественных отношений | 29 |
2 | Социальная система общества | 15 |
3 | Человек в системе общественных отношений | 8 |
4 | Человек как творец и творение культуры (Культура и духовная жизнь) | 14 |
Учебно-методическое обеспечение
1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
2.Учебник: Обществознание : учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Кравченко, Е. А. Певцова — М.: Русское слово, 2008.
- Книга для преподавателей. Обществознание. Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко 11 класс. Н.С.Кочетков, Волгоград :«Учитель»,2007;
- Программа курса «Обществознание»для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Кравченко А. И -М.: Русское слово.2006.
5. Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. С. 231-288(обществознание)
6. ЕГЭ. Репетитор. Обществознание. Эффективная методика – М.: «Экзамен», 2007. -351с. 7. Конституция РФ
8. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
9. Программно – методические материалы: Обществознание. 10-11 кл. / сост. Т.И. Тюляева. – М.: Дрофа,2001.
10. Сборник законов РФ.
11. Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному тестированию. – М.: ИКЦ «МарТ», 2008.
12. Человек и общество. Обществознание. Учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл./ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение,2004
13. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия;
14. Краткая Российская энциклопедия;
15. Диск «Обществознание»интерактивный тренинг-подготовимся к ЕГЭ-2008,2009;
16. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия;
17. краткая Российская энциклопедия,
18. диск «Обществознание»;
19. интерактивный тренинг-подготовимся к ЕГЭ-2008.
Рекомендуемая литература
Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: В 2 ч. Ставрополь, 1996.
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1997.
Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т. 2, 4, 5. М., 1997.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М, 1998.
Безопасность России. Правовые, социально и научно-технические аспекты. Основополагающие государственные документы, Часть 1. М,, 1998.
Белозерова В.Г., Ващенко А.В. История цивилизаций мира: Уч. пособие для учащихся 10—11 классов. М., 1998.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XX вв. М., 1986.
Введение в обществознание: Учебн. пособие для 8—9 классов общеобразовательных учреждений / А.И. Матвеева, Л.Ф. Иванова, Л.Н. Боголюбов и др. Под ред. Л.Н. Боголюбова, 2 изд. М., 1997.
Власть: Основы отношения к властям, обществу и государству. М., 1998.
Гаджиев К.С. Введение в геополитику: Учебник для вузов. М., 1998.
Гофруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2 / Пер. с франц. М., 1992.
Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. М., 1994.
Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира: Учебное пособие для 10-11 классов средней школы. СПб. 1999.
Захарова Е.М. Дидактические материалы к курсу «Человек и общество». М., 1999.
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М. 1998.
Исаев И.А. История государства и права России. М., 1994.
Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание в вопросах и ответах: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. М., 1998.
Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 10-11 классов. М., 2000.
Лапин Н.И. Изменения ценностей и новые социокультурные структуры // Куда идет Россия?.. Трансформация социальной сферы и социальная политика. М., 1998. С. 78-85.
Левада Ю. Массовый протест: потенциал и пределы // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. № 3 (29). Май-июнь 1997.
Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: Сравнительные исследования / Пер. с англ. М., 1997.
Липсиц И.В. Экономика без тайн. М.,1998.
Олищук В.А., Павленко В.Б. Политическая Россия: партии, блоки, лидеры. Год 1997: Справочник. М., 1997.
Пономарева Г.М., Немировская Л.3., Тюляева Т.М. Основы культурологии: Учебное пособие для 10-11 классов. М., 1998.
Представительная демократия и электорально-правовая культура / Под ред. Ю.А. Веденеева и В.В. Смирнова. М., 1997.
Прикладная экономика. М., 1993.
Пугачев В.П., Соловьев Д.М. Введение в политологию. М., 1998.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995.
Смелзер Н. Социология. М., 1998.
Смит Э. Свой бизнес. М., 1994.
Современная психология: Справочное руководство. М., 1999.
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы. СПб., 1995.
Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. Пер. с англ. М., 1996.
Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.
Фельдман Д.М. Политология конфликта: Учебное пособие. М., 1998.
Фляйнер Т. Что такое права человека / Пер. с нем. Г. Люхтерхандт. М., 1997.
Фрейд З. Будущее одной иллюзии. М., 1990.
Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.
Халипов В.Ф. Власть: словарь. М., 1997.
Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. М., 1999.
Ярупин И.Ф. Гражданское общество: история и современность. Хабаровск, 1997.
Календарно –тематическое планирование уроков обществознания в 11 классе.
Итого: по программе 68 часов;
Проведено 63 часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...
Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова
· Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...
Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа создана на основе· Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...
Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....