организация урока обществознания в 9 классе способом создания проблемной ситуации
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

костров виктор александрович

Пример организации урока обществознания "Семейное право" при помощи создания проблемной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_uroka_obshchestvoznaniya.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта организации урока обществознания

в 9 классе способом создания проблемной ситуации

Тема урока: «Семейное право»
Тип урока: урок формирования знаний с учётом технологии группового самостоятельного обучения.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, применения ранее полученных компетенций в знакомой и новой учебной ситуациях; возможности для соотнесения учащимися ранее полученных знаний с приобретёнными на уроке.

Задачи:
Образовательная:
1. Выяснить совокупность правовых норм, которая регулирует отношения между людьми в связи с вступлением в брак, созданием семьи.
Развивающая: 
2. Развивать умение пользоваться соответствующей правовой нормой при разрешении конкретной жизненной ситуации, работать в группе, анализировать источники, проводить социологический опрос, обрабатывать его результаты и представлять соответствующие выводы в таблице и диаграмме, интерпретировать события.
Воспитательная:
3. Подвести обучающихся к пониманию того, что семейные отношения должны выстраиваться на основе не только любви, но и на взаимоуважении, доверии, равенстве, иначе придётся разрешать вопросы в судебном порядке, что способствует нарушению психического и физического здоровья всех членов семьи.

Понятия: брак, ЗАГС, семейное право, личные и имущественные отношения, брачный договор, брачный контракт, «гражданский брак», законный режим имущества, договорный режим имущества, свидетельство о браке.

Даты: 1989 год, 1996 год.

Оборудование: видеопроектор, раздаточный материал: задания для групп.

Литература:
Е.И.Жильцова, А.Ю.Лазебникова, А.И.Матвеев. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание». М.: Просвещение, 2007, с.49-50.
Семейный кодекс Российской Федерации.
Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.И.Матвеев. Обществознание. М.: Просвещение, 2009, с.274-277.

Технологическая карта урока проблемного изучения

I.Организация начала урока (возникновение проблемной ситуации)
Учитель зачитывает или рассказывает притчу:
Притча. 
«Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все человеческие ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова.

Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило:
– На моем корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места.

Когда мимо проплывал корабль «Грусти», она попросилась к ней, но та ей ответила:
– Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве.

Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи ее, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на ее корабле.

Рядом проплывала Радость, но та так было занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась.

Но вдруг она услышала голос, где-то позади: - Пойдем, Любовь, я возьму тебя с собой. Любовь обернулась и увидела старца. Он довез ее до суши и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя.

Тогда она обратилась к Познанию: - Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?

Познание посмотрело на Любовь: - Это было Время.

- Время? - переспросила Любовь. - Но почему оно спасло меня?

Познание еще раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец:
- Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь»
(автор неизвестен) http://pritchi.omkara.ru/

2. Постановка учащимися проблемы урока.
А) подводящий проблемный диалог:
- Зачем я рассказала вам эту притчу? Какую роль играет любовь в нашей жизни? Зачем нужна любовь, ведь без неё гораздо проще жить, спокойнее? Человек - это плод любви? Какие притчи вы знаете о мужчине и женщине? Как вы думаете, какую тему на уроке мы будем изучать? Актуальна ли она для ваших современников и почему?
- Как люди выстраивают свои отношения, когда между ними возникает чувство любви? (заключают брак).
3.Выстраивание ассоциативного ряда:
- Какие ассоциации у вас возникают понятием брак?
(В результате беседы идёт выстраивание ассоциативного ряда: брак - любовный союз мужчины и женщины, брачный контракт, ЗАГС, семья, право, ответственность, семейный долг, рождение и воспитание детей и т.д).
На доску выводятся все названные слова. Затем учащимся даётся задание составить определение «брак» и записать в тетрадь.
– К какой отрасли права относится данное понятие? (семейному праву)
4. Работа с терминологией:
– Что такое семейное право? Попытайтесь дать собственное определение «семейное право». В конце урока мы к нему вернёмся.
На экран выводится слайд из презентации:
«Совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей, образуют одну из отраслей частного права – семейное право».
Понятие и тема урока «Семейное право» записывается в тетрадь.
5. Рефлексия.
Заполнение 1 и 2 столбика таблицы учащимися:

«Знаю»

«Хочу узнать»

«узнал»

«не узнал ничего нового»

 

 

 

 

6. План урока.
«На сегодняшнем уроке мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Что такое семейное право?
2. Условия вступления в брак и препятствия к заключению брака.
3. Личные и имущественные права и обязанности супругов.

II. Изучение нового материала (осмысление)

  1. Самостоятельная работа с учебником.

Задание: прочитать пункт « Что такое семейное право?» и составить к нему вопросы:
– Каковы источники семейного права? (Семейный кодекс РФ, 1996г., Конвенция ООН о правах ребёнка, 1989г.)
– Каковы цели и принципы семейного законодательства?
Рассмотрим предложенные вами принципы и вопросы семейного права:
– добровольность брачного союза;
– равенство супругов в семье;
– разрешение семейных вопросов;
– семейное воспитание детей;
– ответственность и забота о детях;
– защита интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

2.Фронтальная проверка работы.
Может быть, семейные вопросы не должны регулироваться законодательством? Для чего оно нужно?

3. Деление класса на группы.
(Учитель создаёт условия для деления класса на группы):
– Как вы считаете, необходимо ли регистрировать брак?
– Кто в семье главный: мужчина или женщина?
– Нужно ли заключать брачный контракт?

Таким образом, класс делится на несколько групп.
Принцип деления на группы:
– учащиеся, выступающие за «гражданский брак»
– учащиеся, выступающие за официальный брак
– учащиеся, выступающие за заключение брачного контракта
– учащиеся, выступающие за главенство в семье мужчин
– учащиеся, выступающие за главенство в семье женщин

4. Самостоятельная работа в группах.
(Каждая группа получает задания и работает над их выполнением в течение 15 минут, затем представляет результаты своей работы на всеобщее обсуждение).

1 группа:

Задания:
1. Прочитайте пункт в учебнике на с.274 «Условия вступления в брак и препятствия к заключению брака» и ответьте на вопросы:
– Где заключается брак?
– Как определить, каким браком живут супруги: «гражданским» или состоят в законном браке?
– Во сколько лет заключается брак?
– При каких условиях брак может заключаться раньше?
– Что нужно сделать для того, чтобы семьи не распадались?

2. Запишите в тетрадь понятие «брачный возраст» и его определение.
3. Что из нижеприведённого является препятствием для юридического оформления брака (отметьте знаком «+») и приведите пример обстоятельств, которые могут послужить такими препятствиями:
а) отсутствие обоюдной любви между мужчиной и женщиной;
б) значительная разница в возрасте будущих супругов;
в) нежелание женщины менять свою девичью фамилию на фамилию мужа;
г) желающие вступить в брак являются родными братом и сестрой?
(ответ: г).

2 группа (получившая опережающее задание к уроку):
Задания:
1.Проведите социологический опрос среди своих родственников:

  1. Во сколько лет вы вышли замуж?
  2. Во сколько лет бы вышли сейчас замуж?
  3. Какой брак вы предпочитаете (законный или неофициальный)?
  4. Причина выхода замуж:

а) любовь
б) выгода
в) беременность
г) боязнь остаться одному (одной)
д) другое (перечислите, пожалуйста)
5. Заключали ли вы при выходе замуж брачный договор?
6. А сейчас стали бы при выходе замуж оформлять брачный договор?
2. Заполните сводную таблицу по итогам соцопроса:

Вопросы для респондентов

Количество респондентов

% от общего числа

1. Во сколько лет вы вышли замуж?

 

 

2. Во сколько лет бы вышли сейчас замуж?

 

 

3. Какой брак вы предпочитаете:
законный
неофициальный

 

 

4. Причина выхода замуж:

 

 

а) любовь

 

 

б) выгода

 

 

в) беременность

 

 

г) боязнь остаться одному (одной)

 

 

д) другое (перечислите, пожалуйста)

 

 

итого

 

 

3. Постройте диаграмму
4. Сделайте выводы по исследованию, подготовьте отчет
В социологическом опросе участвовало ……человек ……… возраста. Респондентам (участникам опроса) были заданы следующие вопросы:
В результате опроса было установлено:

Работа будет оцениваться следующим образом:

Критерии оценивания работы

Максимальный балл

Опрошены все респонденты

2

Построена диаграмма

2

Сделаны выводы по исследованию

2

Подготовлен отчет

2

Подготовлено публичное выступление

2

Участие в дискуссии

2

Максимальный балл

12 баллов

10-12 баллов- «5», 8-9 баллов- «4», 6-7 баллов- «3», 1-5 баллов- «2».
3 группа:
Задания:

  1. Прочитайте пункт в учебнике на с.275 «Права и обязанности супругов» и статью 31 СКРФ «Равенство супругов в семье»:
  2. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.
  3. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов.
  4. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи. Заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
  5. Выполните задание: Какие из приведённых в левом столбце положений относятся к правам супругов, а какие – к их обязанностям (укажите цифрами)?

1. Права супругов

1.Оказание материальной поддержки друг другу.

2. Обязанности супругов

2.Равная ответственность за воспитание детей.

 

3.Сохранение одним из супругов добрачной фамилии.

 

4.Свободный выбор каждым из супругов места жительства.

 

 

(ответ:1-3, 4; 2-1, 2)
3. Дополните вторую колонку таблицы собственными примерами.

4. Выполните задание: Какое из нижеприведённых действий относится к нарушению норм семейного права (отметьте знаком «+»):
а) супруга без согласия мужа подала на развод;
б) супруг не допускал к обсуждению вопросов семейного бюджета свою жену;
в) супруг при вступлении в брак поменял свою фамилию на фамилию жены;
г) супруги проживали в разных городах.
(Ответ: б)
4 группа:
Задания:

1.Прочитайте материал в учебнике на с.276 «Имущественные права и обязанности супругов» текст статей 34, 35, 36, 37, 40 СКРФ, выясните, как СКРФ регулирует имущественные отношения супругов, и дополните схему: 

Выпишите определение брачный договор из ст.40 СКРФ в тетрадь.
Статья 40. Брачный договор.
Брачным договором признаётся соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющие имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

5 группа
Задание.
1. Прочитайте материал в учебнике на с.276 «Имущественные права и обязанности супругов», текст статей 34, 35, 36, 37, 40 СКРФ, выясните, как СКРФ регулирует имущественные отношения супругов и дополните схему:

3. Проверка работы в группах.

III. Итог урока
А) Рефлексия учащихся.
1. Фронтальная беседа:
– Так, что же такое семейное право? Какое определение вы можете дать этому понятию в результате итогов вашей совместной работы?
– Изменилась ли ваша позиция в отношении к гражданскому браку, главенствующей роли мужчины и женщины в семье?
– К какой группе вы бы сейчас присоединились или создали другую группу?

2. Заполнение 3 и 4 столбика таблицы учащимися:

«Знаю»

«Хочу узнать»

«узнал»

«не узнал ничего нового»

 

 

 

 

3. Выберите высказывания и народные поговорки, которые соответствуют вашим взглядам, объясните свой выбор.
«Брак представляет собой отношения между мужчиной и женщиной, где независимость обеих сторон одинакова, зависимость обоюдна, а обязательства взаимны» (Л.К.Анспахер, американский писатель 19-20 вв.)
 «Жениться совсем не трудно; трудно быть женатым» (м.Унамуно, испанский писатель-философ 19-20 вв.)
«Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга» (О.де Бальзак, французский писатель, 1799-1850гг.)
Русские народные поговорки:
 «В семье дружат - живут не тужат»
«В семье разлад, так и дому не рад»

Б) Закрепление изученного материала (рефлексия учителя)
1. Задание: из приведённых ниже народных пословиц отметьте «-» устаревшие и знаком «+» актуальные для наших дней:
«Одному с женой радость, другому – горе ». ( )
«Муж задурит - половина двора сгорит, а жена задурит - и весь сгорит». ( )
«Жена мелет, а муж спит; жена прядёт, а муж пляшет». ( )
«У мужа жена всегда жена виновата». ( )
«Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад». ( )

2. Дайте краткий ответ:

  1. После регистрации брака Смирнов запретил своей жене посещать работу, связанную с ночными дежурствами. Прав ли Смирнов? (Нет)
  2. Супруги Волошины решили произвести раздел их совместного имущества. Жена заявила, что драгоценности она делить не будет, так как она их носит, что дом будет принадлежать ей, а автомашина мужу. С таким разделом муж не согласился. Куда им необходимо обратиться? (в суд, поровну)
  3. При составлении брачного договора между супругами Ивановыми жена предложила включить пункт о том, что муж будет материально содержать её в случае развода, так как она будет заниматься воспитанием детей. Законно ли требование жены? (законно)

3. Разгадайте кроссворд:

По горизонтали: 1. Принцип семейного права, обеспечивающий одинаковое положение супругов
в семье. 3.Чувство супругов, способствующее созданию счастливой семьи. 5. Близкий родственник.
По вертикали: 2. Добровольный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением определённых правил и направленный на создание семьи. 4. Вещи и другие объекты, приобретённые супругами в законном браке. 6. Брачный договор, заключённый супругами на добровольной основе.
(Ответы: 1. Равенство. 2.Брак. 3. Любовь. 4. Имущество. 5. Дедушка. 6. Соглашение.)

IV. Домашнее задание: составить брачный договор .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие социокультурной компетенции у учащихся Х-ХI классов через создание проблемных ситуаций на основе текстов для аудирования"

Презентация содержит теоретический материал и элементы представления опыта работы по теме "Развитие социокультурной компетенции у учащихся Х-ХI классов через создание проблемных ситуаций на основе тек...

Создание проблемных ситуаций на уроке английского языка как способ реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

Современная школа должна научить ребенка самостоятельно мыслить, учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе систе...

"Способы создания проблемных ситуаций на уроках английского языка"

quot;Способы создания проблемных ситуаций на уроках ангийского языка"...

Создание проблемной ситуации на уроке математики как один из способов развития творческого мышления школьников

Создание проблемных ситуаций на уроке математики – оправдавший себя на практике прием, посредством которого учитель держит в постоянном напряжении детскую любознательность....

Мастер-класс "Приемы создания проблемной ситуации на уроках ОПК"

Раскрываются приемы проблемного обучения, которые можно использоватьне только на уроках ОПК...

Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной активности школьников

Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной активности школьников...

Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной активности

Сегодня под проблемным обучением понимается: тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся, с усвоением ими готовых выводов науки, а с...