«Правила и нормы поведения в обществе»
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему
Урок дает представление обучающимся 6 класса о системе правил и норм поведения людей в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_obshchestvoznaniya.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 6 классе.
Урок «Правила и нормы поведения в обществе» (§ 15)
Тип урока: комбинированный.
Продолжительность урока: 45 мин.
Цель урока: познакомить с правилами и нормами поведения людей в обществе.
Задачи урока:
1. образовательные – объяснить учащимся понятия: социальные нормы, обычаи, традиции, нравы;
2. воспитательные – воспитывать у учащихся правила поведения в обществе;
3. развивающие – развивать у учащихся навыки работы с текстом учебника, находить примеры из практики, аргументировать свое мнение.
Оборудование урока: учебник А.И.Кравченко «Обществознание», рабочая тетрадь, доска.
- Ход урока
- I. Организационный момент (2 мин.).
- II. Проверка домашнего задания (8–10 мин.).
- Что такое семья? Функции семьи?
- Создание семьи. Семейные отношения.
- III. Переход к изучению новой темы (4 мин.).
Вводное слово учителя
Откройте тетради, запишите дату и тему урока: «Правила и нормы поведения в обществе».
Наше с Вами поведение зависит не только от нашего характера, привычек, но и от норм поведения принятых в обществе. Зная правила поведения, мы можем его контролировать
Поэтому цель нашего сегодняшнего урока – познакомиться с правилами и нормами поведения людей в обществе.
- IV. Изучение новой темы (25 мин.).
- Что такое социальные нормы?
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (ученики записывают) - это правила, установленные в обществе и регулирующие человеческое поведение.
Нормы указывают на то, где и как мы должны себя вести. Для мужчин и женщин, для детей и взрослых выработаны свои правила поведения.
Правила поведения дети начинают узнавать с детства через игру. Здесь все происходит как бы понарошку. Тем не менее, играя всерьез, ребенок придерживается определенных правил.
- Приведите примеры таких игр? (ученики отвечают) (Игры в «дочки-матери», «врача и пациента» и.т.д.)
Такие игры моделируют мир взрослых. По существу, в руках у ребенка не кукла-мать или кукла-врач. Они управляют взрослыми существами, расставляя их в таком порядке, как они, дети, считают правильным, заставляют говорить то, что они считают нужным сказать. Девочкам, играя в «больницу», нужно проиграть роли больного и врача, расспросить о здоровье, прописать лекарство, поухаживать за пациентом и попытаться его вылечить. Играя в школу, участники игры выполняют роли учителя, директора школы, ученика, родителя. Они требуют от учеников выполнять определенные правила поведения на уроке, на перемене, в столовой и т. д.
В обществе существует множество видов социальных норм.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ (ученики записывают)
Обычаи, традиции, обряды.
ОБЫЧАИ –это привычные формы поведения людей в повседневной жизни
ПРИВЫЧКИ – возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения.
Привычки бывают полезные и вредные.
Приведите примеры полезных и вредных привычек? (ученики отвечают) (чистить зубы по утрам и вечерам, здороваться, прикрывать за собой дверь; громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти)
Они свидетельствуют о плохих манерах человека. Манеры — это внешние формы поведения человека. Манеры отличают людей воспитанных от невоспитанных. Опрятно одеваться, внимательно выслушивать собеседника, уметь вести себя за столом - все это повседневные манеры воспитанного человека. Этикет — это принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.
Привычки и обычаи, переходящие из поколения в поколение, становятся традициями.
ТРАДИЦИИ – это всё, что мы унаследовали от своих предшественников.
ОБРЯД - это совокупность действий, установленных обычаями.
Обряды сопровождают человека всю жизнь.
Приведите примеры обрядов? (ученики отвечают) ( крещение, свадьба, воинская присяга, посвящение в студенты и т.д.)
НРАВЫ- особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий.
Они отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиции.
Поступки бывают безнравственные. Например, оскорблять старших, обижать и унижать слабого и т.д..
ТАБУ – запрет на действия, слова. В современном обществе табу накладывается на осквернение национальных святынь, могил, памятников, оскорбление чувства патриотизма и др.
Поведение людей в обществе регулируется также с помощью правовых норм. Они закрепляются в законах, издаваемых государством, и четко определяют границы поведения. Нарушение законов влечет за собой определенное наказание. Законы общества защищают самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, государственную тайну, человеческие права и человеческое достоинство, собственность.
Работа в тетради ио обществознанию:
Задание 1:
Некоторые люди считают, что социальные нормы их ограничивают, заставляют жить по определённым правилам, а не так как они хотят. Предположите, что случилось бы с обществом, если бы все социальные нормы исчезли.
Задание выполняется самостоятельно, затем проводится обсуждение данного задания в классе.
- V. Подведение итогов урока (5 мин.)
–Давайте подведем итог всему сказанному на уроке. Что вы повторили на уроке? Что нового сегодня вы узнали? О чем мы говорила на уроке? (ученики отвечают)
Вывод: (говорят ученики) Человеческое общество не может существовать без определенных правил и норм. Нормы поведения, существующие в обществе, обычаи, нравы, мораль, религия, право регулируют жизнь людей в обществе, сплачивают общество, поддерживают общественный порядок.
- VI. Домашнее задание: (на доске)
- § 15;
- Задания в рабочей тетради по обществознанию стр. 49-52
- .Подготовить сообщение «Как появились нормы жизни и поведения людей в обществе?»
Выставление оценок в соответствии со сводной ведомостью.
- Урок окончен. Благодарю всех за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила и нормы поведения в обществе.
Презентация к уроку по обществознанию в 6 кл....
Правила и нормы поведения в обществе
Разработка урока по обществознанию в 6 классе к учебнику Кравченко...
правила и нормы поведения в обществе
презентация для учителей истории и обществознания, с иллюстативным материалом....
Классный час « Я и мои нормы поведения в обществе».
Цель: выявить у учащихся знание о таких понятиях как этика и этикетЗадачи:- создать условия для осмысления этих понятий и их новых граней;- развитие способности к самоанализу, самопознанию;- раз...
Информирование учащихся о правах и нормах поведения в разных жизненных ситуациях
Правовое воспитания учащихся формирует у учащихся правосознание, навыки и привычки активного правомерного поведения. Для достижения наиболее высокого результата важно взаимодействие школа-ро...
Беседа "Правила и нормы поведения в общественном месте"
Беседа с подростками о нормах поведения, за столом, в транспорте, в кино и театрах....