Отклоняющееся поведение.Урок в 8 классе.
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Шимолина Татьяна Васильевна

Материал урока к презентаци в системе Smart  " Отклоняющееся поведение". Урок относится к разделу социальная сфера. Девиантное , деликвентное поведение.Причины отклонений. Как относиться к людям с отклонениями. И всегда ли они бывают отрицательными? Объяснение  нового материала и закрепление даются в игровой форме. Учащиеся с удовольствием запоминают играя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №471 Выборгского района Санкт- Петербурга

Отклоняющееся поведение

                                                        Шимолина Т.В.

Учитель истории и обществознания

                                        2013г.

Цели урока:

Развитие творческих, коммуникативных, креативных способностей и логического мышления учащихся.

Тип урока:

Комбинированный с использованием интерактивной доски.

Основные понятия урока:

  1. Социализация.
  2. Норма.
  3. Группа риска.
  4. Превентивность.
  5. Девиация.
  6. Компромисс.

Методические задачи урока:

  1. Активизировать познавательную деятельность учащихся.
  2. Научить анализировать и оценивать факты, устанавливать связь событий.

План урока:

1Фронтальный опрос  по теме: социальная норма.

2.Новая тема: «Отклоняющееся поведение »  :

А). Понятие отклоняющегося поведения.

Б). Девиантное  и деликвентное поведение.

В). Позитивный и негативный характер отклонений.

Г). Причины  отклоняющегося поведения.

Д). Практическая работа над привычками.

Е). Можно ли избавить общество от отклонений?

Сегодня  на уроке мы с вами продолжим изучение одной из сфер общества: социальной сферы.  Перед вами девиз нашего урока:

«Пусть нам не дано

 Изменить все немедля,

Как хочется,-

 Когда изменяемся мы,

 Изменяется мир»

Слова взяты из  стихотворения Е. Евтушенко. Они символичны для нашего урока. В конце урока я попрошу Вас объяснить их.Слайд №2

Опрос:

Давайте вспомним:

 Что такое норма?

Дайте понятие социальной нормы?

Как воздействуют социальные нормы?

Перечислите  виды социальных норм и дайте им объяснение.

Каковы функции социальной нормы?

Существует ли социальный контроль и каковы функции социального контроля?

Что такое санкции и каковы их виды?

Далее продолжим повторение в тетрадях. Откройте их и запишите дату ,  когда проходит урок:  07.05.13.

Переходите  к новой теме:Слайд №3

Перед Вами 2 рисунка: Опишите их. Что Вы заметили необычного?

-Да, на 2 рисунке движущийся камень. Это отклонение от нормы. И сегодня на уроке мы с Вами разбираем тему: «Отклоняющееся поведение». Запишите в тетрадь название темы урока. Открыли учебник на с. 207.Просмотрите 1 абзац и дайте определение отклоняющемуся поведению, и  приведите примеры отклоняющегося поведения:

Отклоняющееся поведение- поведение нарушающее существующие нормы общества.

Примеры:

1. Перешел улицу на красный свет.

2. Припарковал машину на стоянке  общественного транспорта.

3. Развел костер в неположенном месте.

4. Публично оскорбил пожилого человека.

Это примеры из учебника. А вы приведите свои примеры, например, из нарушений правил поведения в школе: игра в телефон на уроке и т.д. Форм отклоняющегося поведения , к сожалению, много. Социологи их выделили в 3 группы. Смотрим с.207. Слайд №4:

  1. На уровне личности . ( подросток стал заядлым курильщиком).
  2. На уровне малых социальных групп .( семья алкоголиков не заботится о детях).
  3. На уровне государства . ( чиновник взял взятку).

Приведите примеры отклоняющегося поведения на различных уровнях.

Все ли  формы отклоняющегося поведения создают неудобства окружающим? с. 207-208. 4 и 5 абзацы. Нет, не все. Пример: Верующий человек уединился в скиту и стал вести аскетическую жизнь.

 Отклоняющееся поведение бывает позитивным и негативным. Это поведение мы называем девиантным.  Слайд №5.

Сегодня мы с Вами работаем в группах. Каждая группа будет работать по определенному виду девиации. Слайд №6:

  1. Наркомания.
  2. Курение.
  3. Проституция.
  4. Суицид.
  5. Убийство.
  6. Алкоголь.

На ответ Вам дается 3 минуты.

Слайд №7. Вставьте пропущенные слова в текст: Какие виды девиантного поведения для личности считаются самыми опасными:

  1. Алкоголизм.
  2. Наркомания.

Проверяем по учебнику . с .208.

Каковы последствия девиантного поведения? Слайд №8:

  1. Проблемы в семье.
  2. Болезни: рак, СПИД и др.
  3. Деградация личности.
  4. Смерть.

Как вы думаете: в чем причины отклоняющегося поведения? Слайд №9:

С. 211. 4 и 5 абзацы.

  1. Стремление привлечь к себе внимание.
  2. Обесценено чувство любви.
  3. Стремление отомстить взрослым за причиненные обиды.
  4. Не сформировались истинные ценности.

Более всего подвержена отклонениям молодежь. Почему? Слайд №10.ст. 211, 1 абзац .Смотрим раздел учебника. Он так и называется: « Почему они так поступают?»

  1. Живут сегодняшним днем и не думают о последствиях применения наркотиков , алкоголя. сигарет.
  2. Считают, что в любой момент могут остановиться, так как переоценивают себя
  3. Молодежь склонна к рискованным действиям.

Существует ли контроль  над девиантным поведением? Слайды 11.

1.Общесвенное поведение.

2. Самооценка.

Отклоняющееся поведение делится на 2 вида: относительное и абсолютное.

Слайды №12.

Как Вы думаете : из того, о чем мы с вами говорили, что подпадает  под понятие относительного, а что под понятие абсолютного отклонения? Записываем в тетрадях:

Относительное

Абсолютное

наркомания

Преступление( убийство)

алкоголизм

курение

проституция

суицид

 Записываем: преступное поведение называется деликвентным поведением.

Слайд №13

Существуют меры социального воздействия на отклоняющееся поведение. Слайд №14:

  1. В отношении  преступного поведения нужны жесткие запретные меры.
  2. В отношении девиантного поведения необходимы разные виды социальной помощи: телефоны доверия, дома для бездомных, кризисные центры.

.

Слайд № 15. Можно ли искоренить девиантное поведение    в современном обществе?

Нет, Отклонения не обязательно направлены в худшую сторону.

Есть отклонения, которые носят позитивный характер( национальные герои, великие спортсмены, передовики производства).

Слайд № 16. Ветераны. Их осталось так мало. А ведь мы им обязаны мирной жизнью. Но стоит открыть интернет и мы видим жуткие записи о нападении на ветеранов. Это тоже отклоняющееся поведение. И в преддверии Дня Победы еще раз хочется сказать: низкий поклон, Вам, дорогие.

 Почему куришь, употребляешь  алкоголь? В ответ слышишь: привычка. А что такое привычка?

Проведем  упражнение « привычка» : перед Вами чистые листы бумаги. Давайте сложим их в 4 линии, тщательно разгладим, затем развернем и повторим, но уже по другим 4-м линиям. Что получилось  в первом случае?

- Четкие красивые линии.

-А во 2-м?

-Мятые бумажки.

Так вот, в первом случае - это положительные привычки, которые следует развивать в себе, а во 2-м случае - вредные привычки, от которых следует отказаться.

Смотрим слайд №17 Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации, приобретает для индивида характер потребности.

Как воспитать в себе положительную привычку?

  1. Надо научиться воспитывать в себе  положительные привычки.
  2. Не надо давать себе поблажку.
  3. Тренировать себя.
  4. Прислушиваться к авторитетным людям.

Человеческие ценности. Что это такое? Это все хорошее, полезное, нужное, чем можно гордиться, что можно передать из поколения в поколение. Это и хорошие привычки. А вот от вредных надо избавляться. И, в назидание, вам, я хочу привести  одну притчу:

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести  . Испытав все способы влияния, отец  придумал следующее: он  вкопал возле дома столб и после каждого проступка сына  стал вбивать гвоздь в этот столб. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места - весь он   утыкан гвоздями. Эта картина так подействовала на сына, что он стал исправляться. Тогда за каждый его проступок, отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление. Он горько заплакал. Отец его спрашивает: Что ты плачешь? Сын : - Гвоздей-то нет, а дырки остались.

Вы должны помнить:  хорошие , а особенно плохие привычки имеют долгую память. Делайте из этого правильный  вывод.

А сейчас мы с Вами закрепим новый материал:

В данной теме были использованы определенные термины . Давайте их вспомним:

Слайд №18:

  1. Превентивность.
  2. Девиация.
  3. Компромисс.
  4. Социализация.
  5. Группа риска.
  6. Норма.

Слайд №19. Какие отклонения относятся к позитивным, а какие к негативным?

 И, вспоминая девиз урока:

« Пусть нам не дано

Изменить все немедля,

Как хочется,-

Когда изменяемся мы,

Изменяется мир».

Вывод:

Можем ли мы сказать, что если каждый из нас задумается над своими поступками , мир  станет лучше. Да!

На дом 28 параграф. Ответить на вопросы и разобрать статью №228 на с. 223

        

        Перед Вами 2 рисунка. Внимательно рассмотри те их и определите : в чем их особенность? Слайд №11



Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №471 Выборгского района Санкт- Петербурга

Отклоняющееся поведение

                                                        Шимолина Т.В.

Учитель истории и обществознания

                                        2013г.

Цели урока:

Развитие творческих, коммуникативных, креативных способностей и логического мышления учащихся.

Тип урока:

Комбинированный с использованием интерактивной доски.

Основные понятия урока:

  1. Социализация.
  2. Норма.
  3. Группа риска.
  4. Превентивность.
  5. Девиация.
  6. Компромисс.

Методические задачи урока:

  1. Активизировать познавательную деятельность учащихся.
  2. Научить анализировать и оценивать факты, устанавливать связь событий.

План урока:

1Фронтальный опрос  по теме: социальная норма.

2.Новая тема: «Отклоняющееся поведение »  :

А). Понятие отклоняющегося поведения.

Б). Девиантное  и деликвентное поведение.

В). Позитивный и негативный характер отклонений.

Г). Причины  отклоняющегося поведения.

Д). Практическая работа над привычками.

Е). Можно ли избавить общество от отклонений?

Сегодня  на уроке мы с вами продолжим изучение одной из сфер общества: социальной сферы.  Перед вами девиз нашего урока:

«Пусть нам не дано

 Изменить все немедля,

Как хочется,-

 Когда изменяемся мы,

 Изменяется мир»

Слова взяты из  стихотворения Е. Евтушенко. Они символичны для нашего урока. В конце урока я попрошу Вас объяснить их.Слайд №2

Опрос:

Давайте вспомним:

 Что такое норма?

Дайте понятие социальной нормы?

Как воздействуют социальные нормы?

Перечислите  виды социальных норм и дайте им объяснение.

Каковы функции социальной нормы?

Существует ли социальный контроль и каковы функции социального контроля?

Что такое санкции и каковы их виды?

Далее продолжим повторение в тетрадях. Откройте их и запишите дату ,  когда проходит урок:  07.05.13.

Переходите  к новой теме:Слайд №3

Перед Вами 2 рисунка: Опишите их. Что Вы заметили необычного?

-Да, на 2 рисунке движущийся камень. Это отклонение от нормы. И сегодня на уроке мы с Вами разбираем тему: «Отклоняющееся поведение». Запишите в тетрадь название темы урока. Открыли учебник на с. 207.Просмотрите 1 абзац и дайте определение отклоняющемуся поведению, и  приведите примеры отклоняющегося поведения:

Отклоняющееся поведение- поведение нарушающее существующие нормы общества.

Примеры:

1. Перешел улицу на красный свет.

2. Припарковал машину на стоянке  общественного транспорта.

3. Развел костер в неположенном месте.

4. Публично оскорбил пожилого человека.

Это примеры из учебника. А вы приведите свои примеры, например, из нарушений правил поведения в школе: игра в телефон на уроке и т.д. Форм отклоняющегося поведения , к сожалению, много. Социологи их выделили в 3 группы. Смотрим с.207. Слайд №4:

  1. На уровне личности . ( подросток стал заядлым курильщиком).
  2. На уровне малых социальных групп .( семья алкоголиков не заботится о детях).
  3. На уровне государства . ( чиновник взял взятку).

Приведите примеры отклоняющегося поведения на различных уровнях.

Все ли  формы отклоняющегося поведения создают неудобства окружающим? с. 207-208. 4 и 5 абзацы. Нет, не все. Пример: Верующий человек уединился в скиту и стал вести аскетическую жизнь.

 Отклоняющееся поведение бывает позитивным и негативным. Это поведение мы называем девиантным.  Слайд №5.

Сегодня мы с Вами работаем в группах. Каждая группа будет работать по определенному виду девиации. Слайд №6:

  1. Наркомания.
  2. Курение.
  3. Проституция.
  4. Суицид.
  5. Убийство.
  6. Алкоголь.

На ответ Вам дается 3 минуты.

Слайд №7. Вставьте пропущенные слова в текст: Какие виды девиантного поведения для личности считаются самыми опасными:

  1. Алкоголизм.
  2. Наркомания.

Проверяем по учебнику . с .208.

Каковы последствия девиантного поведения? Слайд №8:

  1. Проблемы в семье.
  2. Болезни: рак, СПИД и др.
  3. Деградация личности.
  4. Смерть.

Как вы думаете: в чем причины отклоняющегося поведения? Слайд №9:

С. 211. 4 и 5 абзацы.

  1. Стремление привлечь к себе внимание.
  2. Обесценено чувство любви.
  3. Стремление отомстить взрослым за причиненные обиды.
  4. Не сформировались истинные ценности.

Более всего подвержена отклонениям молодежь. Почему? Слайд №10.ст. 211, 1 абзац .Смотрим раздел учебника. Он так и называется: « Почему они так поступают?»

  1. Живут сегодняшним днем и не думают о последствиях применения наркотиков , алкоголя. сигарет.
  2. Считают, что в любой момент могут остановиться, так как переоценивают себя
  3. Молодежь склонна к рискованным действиям.

Существует ли контроль  над девиантным поведением? Слайды 11.

1.Общесвенное поведение.

2. Самооценка.

Отклоняющееся поведение делится на 2 вида: относительное и абсолютное.

Слайды №12.

Как Вы думаете : из того, о чем мы с вами говорили, что подпадает  под понятие относительного, а что под понятие абсолютного отклонения? Записываем в тетрадях:

Относительное

Абсолютное

наркомания

Преступление( убийство)

алкоголизм

курение

проституция

суицид

 Записываем: преступное поведение называется деликвентным поведением.

Слайд №13

Существуют меры социального воздействия на отклоняющееся поведение. Слайд №14:

  1. В отношении  преступного поведения нужны жесткие запретные меры.
  2. В отношении девиантного поведения необходимы разные виды социальной помощи: телефоны доверия, дома для бездомных, кризисные центры.

.

Слайд № 15. Можно ли искоренить девиантное поведение    в современном обществе?

Нет, Отклонения не обязательно направлены в худшую сторону.

Есть отклонения, которые носят позитивный характер( национальные герои, великие спортсмены, передовики производства).

Слайд № 16. Ветераны. Их осталось так мало. А ведь мы им обязаны мирной жизнью. Но стоит открыть интернет и мы видим жуткие записи о нападении на ветеранов. Это тоже отклоняющееся поведение. И в преддверии Дня Победы еще раз хочется сказать: низкий поклон, Вам, дорогие.

 Почему куришь, употребляешь  алкоголь? В ответ слышишь: привычка. А что такое привычка?

Проведем  упражнение « привычка» : перед Вами чистые листы бумаги. Давайте сложим их в 4 линии, тщательно разгладим, затем развернем и повторим, но уже по другим 4-м линиям. Что получилось  в первом случае?

- Четкие красивые линии.

-А во 2-м?

-Мятые бумажки.

Так вот, в первом случае - это положительные привычки, которые следует развивать в себе, а во 2-м случае - вредные привычки, от которых следует отказаться.

Смотрим слайд №17 Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации, приобретает для индивида характер потребности.

Как воспитать в себе положительную привычку?

  1. Надо научиться воспитывать в себе  положительные привычки.
  2. Не надо давать себе поблажку.
  3. Тренировать себя.
  4. Прислушиваться к авторитетным людям.

Человеческие ценности. Что это такое? Это все хорошее, полезное, нужное, чем можно гордиться, что можно передать из поколения в поколение. Это и хорошие привычки. А вот от вредных надо избавляться. И, в назидание, вам, я хочу привести  одну притчу:

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести  . Испытав все способы влияния, отец  придумал следующее: он  вкопал возле дома столб и после каждого проступка сына  стал вбивать гвоздь в этот столб. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места - весь он   утыкан гвоздями. Эта картина так подействовала на сына, что он стал исправляться. Тогда за каждый его проступок, отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление. Он горько заплакал. Отец его спрашивает: Что ты плачешь? Сын : - Гвоздей-то нет, а дырки остались.

Вы должны помнить:  хорошие , а особенно плохие привычки имеют долгую память. Делайте из этого правильный  вывод.

А сейчас мы с Вами закрепим новый материал:

В данной теме были использованы определенные термины . Давайте их вспомним:

Слайд №18:

  1. Превентивность.
  2. Девиация.
  3. Компромисс.
  4. Социализация.
  5. Группа риска.
  6. Норма.

Слайд №19. Какие отклонения относятся к позитивным, а какие к негативным?

 И, вспоминая девиз урока:

« Пусть нам не дано

Изменить все немедля,

Как хочется,-

Когда изменяемся мы,

Изменяется мир».

Вывод:

Можем ли мы сказать, что если каждый из нас задумается над своими поступками , мир  станет лучше. Да!

На дом 28 параграф. Ответить на вопросы и разобрать статью №228 на с. 223

        

        Перед Вами 2 рисунка. Внимательно рассмотри те их и определите : в чем их особенность? Слайд №11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обществознание 8 класс "Отклоняющееся поведение"

Презентация к уроку обществознания в 8 классе по теме "Отклоняющееся поведение" по учебнику Л.Н. Боголюбова...

Методическая разработка урока для 11 класса по теме "Отклоняющееся поведение и социальный контроль"

Урок организован в форме практикума,  применяются следующие виды деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная. В ходе всего урока работает группа  экспертов, которые в ходе уро...

конспект урока по обществознанию "Социальные нормы и отклоняющееся поведение" в 10 классе

Урок обществознания представлен с использованием интерактивных технологий для учащихся 10 класса....

Презентация к уроку обществознания " Социальные нормы и отклоняющееся поведение" для 10 класса

Данная презентация служит дополнением к уроку обществознания" Социальные нормы и отклоняющееся поведение" в 10 классе....

Учебное занятие по теме: " Отклоняющееся поведение". 10-й класс

Учебное занятие по теме: " Отклоняющееся поведение". 10-й класс ...

Этикет поведения. Урок-игра.

Этикет поведения....