Отклоняющееся поведение.Урок в 8 классе.
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему
Материал урока к презентаци в системе Smart " Отклоняющееся поведение". Урок относится к разделу социальная сфера. Девиантное , деликвентное поведение.Причины отклонений. Как относиться к людям с отклонениями. И всегда ли они бывают отрицательными? Объяснение нового материала и закрепление даются в игровой форме. Учащиеся с удовольствием запоминают играя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №471 Выборгского района Санкт- Петербурга
Отклоняющееся поведение
Шимолина Т.В.
Учитель истории и обществознания
2013г.
Цели урока:
Развитие творческих, коммуникативных, креативных способностей и логического мышления учащихся.
Тип урока:
Комбинированный с использованием интерактивной доски.
Основные понятия урока:
- Социализация.
- Норма.
- Группа риска.
- Превентивность.
- Девиация.
- Компромисс.
Методические задачи урока:
- Активизировать познавательную деятельность учащихся.
- Научить анализировать и оценивать факты, устанавливать связь событий.
План урока:
1Фронтальный опрос по теме: социальная норма.
2.Новая тема: «Отклоняющееся поведение » :
А). Понятие отклоняющегося поведения.
Б). Девиантное и деликвентное поведение.
В). Позитивный и негативный характер отклонений.
Г). Причины отклоняющегося поведения.
Д). Практическая работа над привычками.
Е). Можно ли избавить общество от отклонений?
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение одной из сфер общества: социальной сферы. Перед вами девиз нашего урока:
«Пусть нам не дано
Изменить все немедля,
Как хочется,-
Когда изменяемся мы,
Изменяется мир»
Слова взяты из стихотворения Е. Евтушенко. Они символичны для нашего урока. В конце урока я попрошу Вас объяснить их.Слайд №2
Опрос:
Давайте вспомним:
Что такое норма?
Дайте понятие социальной нормы?
Как воздействуют социальные нормы?
Перечислите виды социальных норм и дайте им объяснение.
Каковы функции социальной нормы?
Существует ли социальный контроль и каковы функции социального контроля?
Что такое санкции и каковы их виды?
Далее продолжим повторение в тетрадях. Откройте их и запишите дату , когда проходит урок: 07.05.13.
Переходите к новой теме:Слайд №3
Перед Вами 2 рисунка: Опишите их. Что Вы заметили необычного?
-Да, на 2 рисунке движущийся камень. Это отклонение от нормы. И сегодня на уроке мы с Вами разбираем тему: «Отклоняющееся поведение». Запишите в тетрадь название темы урока. Открыли учебник на с. 207.Просмотрите 1 абзац и дайте определение отклоняющемуся поведению, и приведите примеры отклоняющегося поведения:
Отклоняющееся поведение- поведение нарушающее существующие нормы общества.
Примеры:
1. Перешел улицу на красный свет.
2. Припарковал машину на стоянке общественного транспорта.
3. Развел костер в неположенном месте.
4. Публично оскорбил пожилого человека.
Это примеры из учебника. А вы приведите свои примеры, например, из нарушений правил поведения в школе: игра в телефон на уроке и т.д. Форм отклоняющегося поведения , к сожалению, много. Социологи их выделили в 3 группы. Смотрим с.207. Слайд №4:
- На уровне личности . ( подросток стал заядлым курильщиком).
- На уровне малых социальных групп .( семья алкоголиков не заботится о детях).
- На уровне государства . ( чиновник взял взятку).
Приведите примеры отклоняющегося поведения на различных уровнях.
Все ли формы отклоняющегося поведения создают неудобства окружающим? с. 207-208. 4 и 5 абзацы. Нет, не все. Пример: Верующий человек уединился в скиту и стал вести аскетическую жизнь.
Отклоняющееся поведение бывает позитивным и негативным. Это поведение мы называем девиантным. Слайд №5.
Сегодня мы с Вами работаем в группах. Каждая группа будет работать по определенному виду девиации. Слайд №6:
- Наркомания.
- Курение.
- Проституция.
- Суицид.
- Убийство.
- Алкоголь.
На ответ Вам дается 3 минуты.
Слайд №7. Вставьте пропущенные слова в текст: Какие виды девиантного поведения для личности считаются самыми опасными:
- Алкоголизм.
- Наркомания.
Проверяем по учебнику . с .208.
Каковы последствия девиантного поведения? Слайд №8:
- Проблемы в семье.
- Болезни: рак, СПИД и др.
- Деградация личности.
- Смерть.
Как вы думаете: в чем причины отклоняющегося поведения? Слайд №9:
С. 211. 4 и 5 абзацы.
- Стремление привлечь к себе внимание.
- Обесценено чувство любви.
- Стремление отомстить взрослым за причиненные обиды.
- Не сформировались истинные ценности.
Более всего подвержена отклонениям молодежь. Почему? Слайд №10.ст. 211, 1 абзац .Смотрим раздел учебника. Он так и называется: « Почему они так поступают?»
- Живут сегодняшним днем и не думают о последствиях применения наркотиков , алкоголя. сигарет.
- Считают, что в любой момент могут остановиться, так как переоценивают себя
- Молодежь склонна к рискованным действиям.
Существует ли контроль над девиантным поведением? Слайды 11.
1.Общесвенное поведение.
2. Самооценка.
Отклоняющееся поведение делится на 2 вида: относительное и абсолютное.
Слайды №12.
Как Вы думаете : из того, о чем мы с вами говорили, что подпадает под понятие относительного, а что под понятие абсолютного отклонения? Записываем в тетрадях:
Относительное | Абсолютное |
наркомания | Преступление( убийство) |
алкоголизм | |
курение | |
проституция | |
суицид |
Записываем: преступное поведение называется деликвентным поведением.
Слайд №13
Существуют меры социального воздействия на отклоняющееся поведение. Слайд №14:
- В отношении преступного поведения нужны жесткие запретные меры.
- В отношении девиантного поведения необходимы разные виды социальной помощи: телефоны доверия, дома для бездомных, кризисные центры.
.
Слайд № 15. Можно ли искоренить девиантное поведение в современном обществе?
Нет, Отклонения не обязательно направлены в худшую сторону.
Есть отклонения, которые носят позитивный характер( национальные герои, великие спортсмены, передовики производства).
Слайд № 16. Ветераны. Их осталось так мало. А ведь мы им обязаны мирной жизнью. Но стоит открыть интернет и мы видим жуткие записи о нападении на ветеранов. Это тоже отклоняющееся поведение. И в преддверии Дня Победы еще раз хочется сказать: низкий поклон, Вам, дорогие.
Почему куришь, употребляешь алкоголь? В ответ слышишь: привычка. А что такое привычка?
Проведем упражнение « привычка» : перед Вами чистые листы бумаги. Давайте сложим их в 4 линии, тщательно разгладим, затем развернем и повторим, но уже по другим 4-м линиям. Что получилось в первом случае?
- Четкие красивые линии.
-А во 2-м?
-Мятые бумажки.
Так вот, в первом случае - это положительные привычки, которые следует развивать в себе, а во 2-м случае - вредные привычки, от которых следует отказаться.
Смотрим слайд №17 Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации, приобретает для индивида характер потребности.
Как воспитать в себе положительную привычку?
- Надо научиться воспитывать в себе положительные привычки.
- Не надо давать себе поблажку.
- Тренировать себя.
- Прислушиваться к авторитетным людям.
Человеческие ценности. Что это такое? Это все хорошее, полезное, нужное, чем можно гордиться, что можно передать из поколения в поколение. Это и хорошие привычки. А вот от вредных надо избавляться. И, в назидание, вам, я хочу привести одну притчу:
У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести . Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал возле дома столб и после каждого проступка сына стал вбивать гвоздь в этот столб. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места - весь он утыкан гвоздями. Эта картина так подействовала на сына, что он стал исправляться. Тогда за каждый его проступок, отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление. Он горько заплакал. Отец его спрашивает: Что ты плачешь? Сын : - Гвоздей-то нет, а дырки остались.
Вы должны помнить: хорошие , а особенно плохие привычки имеют долгую память. Делайте из этого правильный вывод.
А сейчас мы с Вами закрепим новый материал:
В данной теме были использованы определенные термины . Давайте их вспомним:
Слайд №18:
- Превентивность.
- Девиация.
- Компромисс.
- Социализация.
- Группа риска.
- Норма.
Слайд №19. Какие отклонения относятся к позитивным, а какие к негативным?
И, вспоминая девиз урока:
« Пусть нам не дано
Изменить все немедля,
Как хочется,-
Когда изменяемся мы,
Изменяется мир».
Вывод:
Можем ли мы сказать, что если каждый из нас задумается над своими поступками , мир станет лучше. Да!
На дом 28 параграф. Ответить на вопросы и разобрать статью №228 на с. 223
Перед Вами 2 рисунка. Внимательно рассмотри те их и определите : в чем их особенность? Слайд №11
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №471 Выборгского района Санкт- Петербурга
Отклоняющееся поведение
Шимолина Т.В.
Учитель истории и обществознания
2013г.
Цели урока:
Развитие творческих, коммуникативных, креативных способностей и логического мышления учащихся.
Тип урока:
Комбинированный с использованием интерактивной доски.
Основные понятия урока:
- Социализация.
- Норма.
- Группа риска.
- Превентивность.
- Девиация.
- Компромисс.
Методические задачи урока:
- Активизировать познавательную деятельность учащихся.
- Научить анализировать и оценивать факты, устанавливать связь событий.
План урока:
1Фронтальный опрос по теме: социальная норма.
2.Новая тема: «Отклоняющееся поведение » :
А). Понятие отклоняющегося поведения.
Б). Девиантное и деликвентное поведение.
В). Позитивный и негативный характер отклонений.
Г). Причины отклоняющегося поведения.
Д). Практическая работа над привычками.
Е). Можно ли избавить общество от отклонений?
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение одной из сфер общества: социальной сферы. Перед вами девиз нашего урока:
«Пусть нам не дано
Изменить все немедля,
Как хочется,-
Когда изменяемся мы,
Изменяется мир»
Слова взяты из стихотворения Е. Евтушенко. Они символичны для нашего урока. В конце урока я попрошу Вас объяснить их.Слайд №2
Опрос:
Давайте вспомним:
Что такое норма?
Дайте понятие социальной нормы?
Как воздействуют социальные нормы?
Перечислите виды социальных норм и дайте им объяснение.
Каковы функции социальной нормы?
Существует ли социальный контроль и каковы функции социального контроля?
Что такое санкции и каковы их виды?
Далее продолжим повторение в тетрадях. Откройте их и запишите дату , когда проходит урок: 07.05.13.
Переходите к новой теме:Слайд №3
Перед Вами 2 рисунка: Опишите их. Что Вы заметили необычного?
-Да, на 2 рисунке движущийся камень. Это отклонение от нормы. И сегодня на уроке мы с Вами разбираем тему: «Отклоняющееся поведение». Запишите в тетрадь название темы урока. Открыли учебник на с. 207.Просмотрите 1 абзац и дайте определение отклоняющемуся поведению, и приведите примеры отклоняющегося поведения:
Отклоняющееся поведение- поведение нарушающее существующие нормы общества.
Примеры:
1. Перешел улицу на красный свет.
2. Припарковал машину на стоянке общественного транспорта.
3. Развел костер в неположенном месте.
4. Публично оскорбил пожилого человека.
Это примеры из учебника. А вы приведите свои примеры, например, из нарушений правил поведения в школе: игра в телефон на уроке и т.д. Форм отклоняющегося поведения , к сожалению, много. Социологи их выделили в 3 группы. Смотрим с.207. Слайд №4:
- На уровне личности . ( подросток стал заядлым курильщиком).
- На уровне малых социальных групп .( семья алкоголиков не заботится о детях).
- На уровне государства . ( чиновник взял взятку).
Приведите примеры отклоняющегося поведения на различных уровнях.
Все ли формы отклоняющегося поведения создают неудобства окружающим? с. 207-208. 4 и 5 абзацы. Нет, не все. Пример: Верующий человек уединился в скиту и стал вести аскетическую жизнь.
Отклоняющееся поведение бывает позитивным и негативным. Это поведение мы называем девиантным. Слайд №5.
Сегодня мы с Вами работаем в группах. Каждая группа будет работать по определенному виду девиации. Слайд №6:
- Наркомания.
- Курение.
- Проституция.
- Суицид.
- Убийство.
- Алкоголь.
На ответ Вам дается 3 минуты.
Слайд №7. Вставьте пропущенные слова в текст: Какие виды девиантного поведения для личности считаются самыми опасными:
- Алкоголизм.
- Наркомания.
Проверяем по учебнику . с .208.
Каковы последствия девиантного поведения? Слайд №8:
- Проблемы в семье.
- Болезни: рак, СПИД и др.
- Деградация личности.
- Смерть.
Как вы думаете: в чем причины отклоняющегося поведения? Слайд №9:
С. 211. 4 и 5 абзацы.
- Стремление привлечь к себе внимание.
- Обесценено чувство любви.
- Стремление отомстить взрослым за причиненные обиды.
- Не сформировались истинные ценности.
Более всего подвержена отклонениям молодежь. Почему? Слайд №10.ст. 211, 1 абзац .Смотрим раздел учебника. Он так и называется: « Почему они так поступают?»
- Живут сегодняшним днем и не думают о последствиях применения наркотиков , алкоголя. сигарет.
- Считают, что в любой момент могут остановиться, так как переоценивают себя
- Молодежь склонна к рискованным действиям.
Существует ли контроль над девиантным поведением? Слайды 11.
1.Общесвенное поведение.
2. Самооценка.
Отклоняющееся поведение делится на 2 вида: относительное и абсолютное.
Слайды №12.
Как Вы думаете : из того, о чем мы с вами говорили, что подпадает под понятие относительного, а что под понятие абсолютного отклонения? Записываем в тетрадях:
Относительное | Абсолютное |
наркомания | Преступление( убийство) |
алкоголизм | |
курение | |
проституция | |
суицид |
Записываем: преступное поведение называется деликвентным поведением.
Слайд №13
Существуют меры социального воздействия на отклоняющееся поведение. Слайд №14:
- В отношении преступного поведения нужны жесткие запретные меры.
- В отношении девиантного поведения необходимы разные виды социальной помощи: телефоны доверия, дома для бездомных, кризисные центры.
.
Слайд № 15. Можно ли искоренить девиантное поведение в современном обществе?
Нет, Отклонения не обязательно направлены в худшую сторону.
Есть отклонения, которые носят позитивный характер( национальные герои, великие спортсмены, передовики производства).
Слайд № 16. Ветераны. Их осталось так мало. А ведь мы им обязаны мирной жизнью. Но стоит открыть интернет и мы видим жуткие записи о нападении на ветеранов. Это тоже отклоняющееся поведение. И в преддверии Дня Победы еще раз хочется сказать: низкий поклон, Вам, дорогие.
Почему куришь, употребляешь алкоголь? В ответ слышишь: привычка. А что такое привычка?
Проведем упражнение « привычка» : перед Вами чистые листы бумаги. Давайте сложим их в 4 линии, тщательно разгладим, затем развернем и повторим, но уже по другим 4-м линиям. Что получилось в первом случае?
- Четкие красивые линии.
-А во 2-м?
-Мятые бумажки.
Так вот, в первом случае - это положительные привычки, которые следует развивать в себе, а во 2-м случае - вредные привычки, от которых следует отказаться.
Смотрим слайд №17 Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации, приобретает для индивида характер потребности.
Как воспитать в себе положительную привычку?
- Надо научиться воспитывать в себе положительные привычки.
- Не надо давать себе поблажку.
- Тренировать себя.
- Прислушиваться к авторитетным людям.
Человеческие ценности. Что это такое? Это все хорошее, полезное, нужное, чем можно гордиться, что можно передать из поколения в поколение. Это и хорошие привычки. А вот от вредных надо избавляться. И, в назидание, вам, я хочу привести одну притчу:
У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести . Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал возле дома столб и после каждого проступка сына стал вбивать гвоздь в этот столб. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места - весь он утыкан гвоздями. Эта картина так подействовала на сына, что он стал исправляться. Тогда за каждый его проступок, отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление. Он горько заплакал. Отец его спрашивает: Что ты плачешь? Сын : - Гвоздей-то нет, а дырки остались.
Вы должны помнить: хорошие , а особенно плохие привычки имеют долгую память. Делайте из этого правильный вывод.
А сейчас мы с Вами закрепим новый материал:
В данной теме были использованы определенные термины . Давайте их вспомним:
Слайд №18:
- Превентивность.
- Девиация.
- Компромисс.
- Социализация.
- Группа риска.
- Норма.
Слайд №19. Какие отклонения относятся к позитивным, а какие к негативным?
И, вспоминая девиз урока:
« Пусть нам не дано
Изменить все немедля,
Как хочется,-
Когда изменяемся мы,
Изменяется мир».
Вывод:
Можем ли мы сказать, что если каждый из нас задумается над своими поступками , мир станет лучше. Да!
На дом 28 параграф. Ответить на вопросы и разобрать статью №228 на с. 223
Перед Вами 2 рисунка. Внимательно рассмотри те их и определите : в чем их особенность? Слайд №11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обществознание 8 класс "Отклоняющееся поведение"
Презентация к уроку обществознания в 8 классе по теме "Отклоняющееся поведение" по учебнику Л.Н. Боголюбова...
Методическая разработка урока для 11 класса по теме "Отклоняющееся поведение и социальный контроль"
Урок организован в форме практикума, применяются следующие виды деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная. В ходе всего урока работает группа экспертов, которые в ходе уро...
конспект урока по обществознанию "Социальные нормы и отклоняющееся поведение" в 10 классе
Урок обществознания представлен с использованием интерактивных технологий для учащихся 10 класса....
Презентация к уроку обществознания " Социальные нормы и отклоняющееся поведение" для 10 класса
Данная презентация служит дополнением к уроку обществознания" Социальные нормы и отклоняющееся поведение" в 10 классе....
Учебное занятие по теме: " Отклоняющееся поведение". 10-й класс
Учебное занятие по теме: " Отклоняющееся поведение". 10-й класс ...
Этикет поведения. Урок-игра.
Этикет поведения....