Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
рабочая программа по обществознанию (8 класс) по теме
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса по учебнику А.И. Кравченко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_obshchestvoznanie_8_klass.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО МБОУ ___________ ___________________ Протокол №1 от «_____»________20___г | «Согласовано» Заместитель директора по НМР _____________ ___________________ «___»________20___ г._ | «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ №31 им. А.П.Жданова» ___________ ______________ «___»_____20___г. |
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса (уровень: базовый) Учитель Козловская В.Н., I квалификационная категория Рабочая программа составлена на основе: ныне действующего Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования 2004г., Примерной программы по обществознанию 5-9 кл. (Стандарты второго поколения). 2010г. и Программы по обществознанию А. И. Кравченко для 8-9 и 10-11 классов. - М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2008г. 2012/2013 учебный год |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основной школе базисным учебным планом предусмотрено обязательное изучение курса «Обществознание». Предлагаемая программа представляет содержание обществоведческого курса, ядром которого является обязательный минимум содержания обществоведческого образования для основной школы.
Содержание программы несколько шире обязательного минимума. Предлагаемая программа рассчитана на изучение обществоведческого курса в основной школе в течение 68 часов учебного времени: 34 часа в 8 классе (1 час в неделю) и 34 часа в 9 классе (1 час в неделю).
Данный предмет охватывает круг вопросов по философии, экономике, социологи, психологии, политологии и праву, культурологи, раскрывает общество, а единстве всех сфер, институтов и общественных процессов.
Цели
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях
Тип программы – государственная
Актуальность содержания. Обществоведческие знания на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию.
Для более качественного усвоения программного материала обучающимися мною изменено количество часов в темах:
№ | Название темы | Кол.часов по прогр. | Сокращено/добавлено | оставлено | |
1. | Вводное занятие | 1 | - | 1 | |
2. | Общество и человек | 10 | - | 10 | |
3. | Экономическая сфера | 10+1к.р. | 0/1 | 11+1 | |
4. | Социальная сфера | 10+1к.р. | 1/0 | 9+1 | 1час – на тему «Экономическая сфера» |
5. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | |
34 | 1/1 | 34 |
Изучение учебного курса в каждом классе идет с использованием различных типов и форм уроков, а заканчивается итоговой контрольной работой в письменной форме. Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, зачётов, письменных тестов, контрольных работ по разделам учебника.
1. Типы уроков | |
Классические типы: | Нетрадиционные типы: |
1. Вводный урок | 1. Интегрированный урок |
2. Тренировочный урок | 2. Урок-соревнование |
3. Контрольный урок | 3. Урок-конкурс |
4. Урок закрепления знаний, умений, навыков | 4. Урок-конференция |
5. Урок самостоятельной работы | 5. Урок-игра |
6. Урок ТСО | 6. Урок-путешествие |
7. Урок практической работы | 7. Аукцион знаний |
8. Комбинированный урок | 8. Урок взаимообучения |
9. Повторительно-обобщающий урок | 9. Урок-диспут |
10 Урок изучения нового материала | |
11. Урок проверки и коррекции знаний и умений |
2. Методы и способы обучения:
1. Объяснительно-иллюстрированный
2. Репродуктивный
3. Частично-поисковый
4. Проблемное обучение
5. Исследовательский
3. Формы обучения: | |
1. Лекция | 8. Диктант |
2. Семинар | 9. Тест |
3. Беседа | 10. Промежуточная диагностика |
4. Зачет | 11. Контрольная работа |
5. Работа по карточкам | 12. Смотр знаний |
6. Групповая работа | 13. Лабораторная работа |
7. Работа в парах | 14. Практическая работа |
4. Ключевые компетенции:
1. Нравственная - толерантность
1) способность учиться всю жизнь, |
2) взаимосвязь знаний, |
3) стремление заниматься исследовательской деятельностью, |
4) умение работать с дополнительной литературой, |
5) выдвижение собственных идей |
2. Интеллектуальная -
1) владение письменным и устным общением, |
2) способность работать в группах, парах, |
3) способность поддерживать эмоционально устойчивое поведение в критических ситуациях |
3. Коммуникативная -
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
- Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования по обществознанию. «Вестник образования России № 13/2004г. Стр. 11-17
- Примерной программы по обществознанию 5-9 класс: проект. М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
- Программы по обществознанию А. И. Кравченко для 8-9 и 10-11 классов. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008г.
- Закона об образовании, «Творческий центр», Москва, 2004г.
- Учебного план МБОУ « СОШ №31 им. А. П. Жданова» на 2012-2013 учебный год.
- СанПиН 2.4.2. № 1178-024, зарегистрированные в Минюсте России 28.11.02 г.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать основные социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Итоговая (четвертная) оценка обучающихся будет складываться из:
- серьезного, сознательного отношения к своим обязанностям на уроках, систематического выполнения домашних заданий;
- активной работы на уроке (ответы на вопросы, анализ и интерпретация исторических источников, работа в группах);
- написания итоговых тестов (контрольных работ) по пройденным разделам.
Критерии оценки
ОЦЕНКА «5» - выставляется за безукоризненное знание материала, использование различных версий для раскрытия темы, владение обществоведческими терминами, объяснение причинно-следственной связи событий, творческий подход к рассмотрению проблемы.
ОЦЕНКА «4» - выставляется за достаточно полное знание материала, владение понятийным аппаратом, умение анализировать различные события, высказывать свою точку зрения.
ОЦЕНКА «3» - выставляется за недостаточно грамотное употребление терминов, поверхностное знание материала.
ОЦЕНКА «2» - выставляется в том случае, если учащийся совершенно не владеет понятийным аппаратом, не может раскрыть суть события или проблемы.
Виды контроля | Формы контроля |
1.Текущий контроль | 1) Устный опрос 2) Работа с карточками 3) Письменная проверка 4) Тестовые задания |
2.Итоговый контроль |
|
Методическая литература для учителя.
1. Учебник «Обществознание» для 8-го класса. А. И. Кравченко, Е. А. Певцова, М., «Русское слово», 2008г.
2. Кочетов А. И. «Поурочные планы по обществознанию для 8-го класса к учебнику А. И. Кравченко», «Волгоград», 2008г.
3. Агафонов С. В. «Схемы по обществознанию 8-9 классы к учебнику А. И. Кравченко», «Русское слово», М. 2007г.
4. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 8-9 класс. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2005г.
5. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию. 8-9 класс. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2005г
6. Хромова И. С. «Рабочая тетрадь по обществознанию для 8 класса к учебнику А. И. Кравченко» М., «Русское слово», 2007г.
7. Хромова И.С. «Тесты по обществознанию для 8 класса к учебнику А. И. Кравченко» М., «Русское слово», 2011г.
Учебно-методический комплект для обучающегося:
8 класс
Учебник «Обществознание» для 8-го класса. А. И. Кравченко, Е. А. Певцова, М., «Русское слово», 2008г.
Дополнительна литература:
- М.В. Машина Экономическая азбука М., 2006 г.
- Липсец И.В. Экономика без тайн М., 2006 г.
- Безруких М.Я. «Правила поведения для всех» М., 2004 г.
- И.В. Дубровина «Мы живём среди людей: Кодекс поведения» М., 2004 г.
- В.С. Автономов «Экономика для школьников» М., 2004 г.
- В.О. Мушинский «Азбука гражданина» М., 2005 г.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводный урок.(1ч)
Курс обществознания. Его специфика, формы работы.
Тема 1. - Общество и человек (10ч)
Понятие общества, его основные признаки. Основные сферы общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни. Мировое сообщество.
Природа как основа жизнедеятельности человека и общества. Взаимоотношения природы, общества, человека. Экологические проблемы. Как защитить среду обитания человека.
Современные подходы к типологии обществ. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Человечество в XXIв.
Основные закономерности развития общества. Закон неравномерности развития народов и наций мира. Социальный прогресс. Реформа и революция.
Личность. Индивидуальность. Человек. Что оказывает влияние на человеческую личность?
Человек и его потребности. Сущность и иерархия потребностей. Потребности и наша жизнь. Свобода и ответственность. Деятельность человека и ее основные формы. Мотивы деятельности, ее структура.
Социализация: содержание и стадии процесса. Воспитание и социализация, сходство и различие.
Воспитание в семье.
Понятие общения. Виды общения. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения.
Повторительно - обобщающий урок: «Общество и человек»
Тема 2. –Экономическая сфера (12 часов)
Что такое экономическая наука. Структура экономики. Основные виды ресурсов экономики.
Что важно знать предпринимателю. Производство и его сущность. Описание структуры экономики. Экономика и факторы производства. Поведение в экономической сфере субъектов и объектов (предпринимателя, менеджера, работника..)
Что такое товар. Свойства товара. Услуги.
Что такое деньги. История возникновения денег. Основные функции денег. Виды денег, инфляция.
Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Предложение как факторы рыночной экономики. Величина предложения. Закон предложения.
Что такое маркетинг. Роль маркетинга в рыночной экономике.
Рынок и его типы, признаки разновидности. Условия, необходимые для существования рынка. Цена и основные ее функции.
Рынок, конкуренция, монополия. Конкуренция производителей и продавцов. Конкуренция покупателей.
Предпринимательство. Содержание и функции предпринимательства. Предприниматель: экономический статус, поведение.
Формы предпринимательства. Функции. Малый бизнес и его роль в экономике.
Способы воздействия государства на экономику. Типы экономических систем. Основные экономические функции государства в современном мире.
Налоги, их виды, значение. Налогообложение. Социальная политика государства.
Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Дефицит бюджета, социальные программы.
Труд: сущность, виды, значение труда. Рабочая сила и рынок труда. Карьера и досуг. Заработная плата и ее формы. Безработица. Виды и причины безработицы, меры борьбы с ней.
Тема 3. - Социальная сфера (9часов)
Социальная структура общества. Социальный статус, социальная роль, их взаимосвязь. Социальная группа. Имидж.
Социальная стратификация, ее критерии. Классы как основа стратификации. Социальная дифференциация. Престиж.
Богатство. Образ жизни, критерии богатства. Источники доходов. Уровень жизни.
Бедность как экономическое, социальное и культурное явление. Порог бедности, нищета. Прожиточный минимум.
Этнос: понятия и признаки. Факторы, влияющие на образование этносов, их роль в развитии общества. Племена, народности, нации.
Межнациональные отношения и их сущность. Формирование многонациональных государств. Этнические конфликты. Этноцентризм. Толерантность
Понятие конфликта. Сущность, типы и причины конфликтов. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.
Понятие семьи. Жизненный цикл семьи. Стадии роста семьи. Нуклеарная семья. Мотивы и повод к разводу.
Итоговое повторение (2ч.)
Приложение. Календарно-тематическое планирование по обществознанию
Класс - 8АБ
Учитель – Козловская В.Н.
Количество часов: всего - 34 час; в неделю - 1 час.
Плановых контрольных работ - 4ч., тестов – 5ч., практических- 2ч.; самостоятельных работ – 1ч.
Планирование составлено на основе Программы по обществознанию А. И. Кравченко для 8-9 и 10-11 классов. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008г.
Учебник: Кравченко А.И., Певцова Е. А. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.
Дополнительная литература: 1. Кочетов А. И. «Поурочные планы по обществознанию для 8-го класса к учебнику А. И. Кравченко», «Волгоград», 2008г.
2. Агафонов С. В. «Схемы по обществознанию 8-9 классы к учебнику А. И. Кравченко», «Русское слово», М. 2007г.
3. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 8-9 класс. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2005г.
4. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию. 8-9 класс. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2005г
№ | Тема урока | Кол-во часов | Д/з | Предпола-гаемая дата | Форма организации учебных занятий | Виды контроля | Ключевые компетенции |
1. | Вводный урок | 1ч. | 3-7 Сент. | вводный | Текущий | ||
Глава 1. Общество и человек | 10ч. | ||||||
2. | Что такое общество | 1ч. | § 1 | 10-14 Сент. | Изучение нового материала | Текущий | 1, 2, 3-1 |
3. | Человек, природа, общество | 1ч. | § 2 | 17-21 Сент. | Комбиниро-ванный | Текущий | 1, 2, 3-1 |
4. | Типология обществ | 1ч. | § 3 | 24-28 Сент. | Комбиниро-ванный | Текущий + тест | 1, 2, 3-1 |
5. | Социальный прогресс и развитие общества | 1ч. | § 4 | 1-5 Окт. | Комбиниро-ванный | Текущий | 1, 2, 3-1 |
6. | Личность и социальная среда | 1ч. | § 5 | 8-12 Окт. | Комбиниро-ванный | Текущий | 1, 2, 3-1 |
7. | Потребности человека | 1ч. | § 6 | 15-19 Окт. | Комбиниро-ванный | Текущий + тест | 1, 2, 3-1 |
8. | Социализация и воспитание | 1ч. | § 7 | 22-26 Окт. | Комбиниро-ванный | Текущий | 1, 2, 3-1 |
9. | Общение | 1ч. | § 8 | 29-31 Окт. | Комбиниро-ванный | Текущий | 1, 2, 3-1 |
10. | Повторительно-обобщающий урок Общество и человек | 1ч. | 12-16 Нояб. | Повт.-обобщ. урок | Самост. работа | 2-2, 3-1, 3-3 | |
11. | Контрольный урок | 1ч. | 19-23 Нояб. | Контрольный урок | Контроль-ный тест | ||
Глава 2. Экономическая сфера | 12ч. | ||||||
12. | Что такое экономика | 1ч. | § 9 | 26-30 Нояб. | Изучение нового материала | Текущий | 1, 2, 3-1 |
13. | Товар и деньги | 1ч. | § 10 | 3-7 декабря | Комбиниро-ванный | Текущий | 1, 2, 3-1 |
14. | Спрос и предложение | 1ч. | § 11 | 10-14 декабря | Комбиниро-ванный | Текущий | 1, 2, 3-1 |
15. | Рынок, цена, конкуренция | 1ч. | § 12 | 17-21 декабря | Комбиниро-ванный | Текущий | 1, 2, 3-1 |
16. | Предпринимательство | 1ч. | § 13 | 24-28 декабря | Комбиниро-ванный | Текущий + тест | 1, 2, 3-1 |
17. | Роль государства в экономике | 1ч. | § 14 | 14-18 янв. | Комбиниро-ванный | Текущий | 1, 2, 3-1 |
18. | Бюджет государства и семьи | 1ч. | § 15 | 21-25 января | Комбиниро-ванный | Текущий | 1, 2, 3-1 |
19. | Практическое занятие: «Составляем бюджет моей семьи» | 1ч. | 28-31 января | Урок прак-тической работы | Практичес-кая работа | 1, 2, 3 | |
20. | Труд | 1ч. | § 16 | 4-8 февраля | Комбиниро-ванный | Текущий | 1, 2, 3-1 |
21. | Практическое занятие «Труд молодёжи» | 1ч. | 11-15 февраля | Урок практич. работы | Практичес-кая работа | 1, 2, 3 | |
22. | Повторительно-обобщающий урок Экономическая сфера | 1ч. | 18-22 февраля | Повт.-обобщ. урок | Самост. работа | 1, 2-2, 3-1, 3-3 | |
23. | Контрольный урок | 1ч. | 25-28 февраля | Контрольный урок | Контроль-ная работа | 1, 2-2, 3-1, 3-3 | |
Глава 3. Социальная сфера | 9ч. | ||||||
24. | Социальная структура | 1ч. | § 17 | 4-7 марта | Изучение нового материала | Текущий | 1, 2, 3-1 |
25. | Социальная стратификация | 1ч. | § 18 | 11-15 марта | Комбиниро-ванный | Текущий | 1, 2, 3-1 |
26. | Богатые | 1ч. | § 19 | 18-22 марта | Комбиниро-ванный | Текущий + тест | 1, 2, 3-1 |
27. | Бедные | 1ч. | § 20 | 1-5 апреля | Комбиниро-ванный | Текущий | 1, 2, 3-1 |
28. | Этнос: нации и народности | 1ч. | § 21 | 8-12 апреля | Комбиниро-ванный | Текущий | 1, 2, 3-1 |
29. | Межнациональные отношения | 1ч. | § 22 | 15-19 апреля | Урок-диспут | Текущий | 1, 2, 3-1 |
30. | Конфликты в обществе | 1ч. | § 23 | 22-26 апреля | Урок-диспут | Текущий | 1, 2, 3-1 |
31. | Семья | 1ч. | § 24 | 1-3 мая | Комбиниро-ванный | Текущий + тест | 1, 2, 3-1 |
32. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера» | 1ч. | 6-10 мая | Повт.-обобщ. урок | Фронтальный опрос | 1, 2-2, 3-1, 3-3 | |
33. | Контрольный урок по теме «Социальная сфера» | 1ч. | 13-17 мая | Контрольный урок | Контрольный тест | 1, 2-2, 3-1, 3-3 | |
34. | Контрольный урок по всему курсу. | 1ч. | 20-24 мая | Контрольный урок | Контрольный тест | 1, 2-2, 3-1, 3-3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...
Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова
· Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...
Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа создана на основе· Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...
Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....