Методические рекомендации по выполнению задания С9 на ЕГЭ по обществознанию
учебно-методический материал по обществознанию (11 класс) по теме

Агаян Лилиана Александровна

В данных методических рекомендациях представлен алгоритм выполнения задания С9 на ЕГЭ по обществознанию. Отражены основные требования к форме и содержанию мини-сочинения (эссе). Данный материал станет опорой для учащихся при подготовке к экзамену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ekzamenacionnoe_esse_po_obshchestvoznaniyu.ppt203.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как писать экзаменационное эссе по обществознанию Учитель истории МОУ СОШ №75 Агаян Л.А. г. Краснодар

Слайд 2

Экзаменационное эссе по обществознанию Последнее задание ЕГЭ по обществознанию относится к числу наиболее сложных. Выпускникам предлагается выбрать одно из предложенных высказываний и изложить свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, использовать знания , полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт . Обратите внимание, в условии четко сформулирована задача – высказать собственную точку зрения по проблеме и обосновать её, сказано какие элементы ответа являются обязательными (обществоведческие понятия, факты из общественной жизни и собственного опыта в качестве аргументов). Жанр работы при этом никак не определен. Мы характеризуем это задание как эссе по обществознанию (говорим о кратком письменном сочинении, мини-сочинении).

Слайд 3

Что такое эссе? Слово «эссе» пришло в русский язык из французского (проба, опыт, набросок, очерк, попытка). Самое знаменитое произведение данного жанра – трехтомное сочинение французского философа-скептика XVI в. Мишеля Монтеня (1533-1592 гг.) «Эссе – очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме». Толковый словарь иноязычных слов Л. П. Крысина «Эссе - жанр прозы , сочетающий индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь». Большой энциклопедический словарь «Эссе – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные». Краткая литературная энциклопедия

Слайд 4

Признаки эссе 1. Наличие конкретной темы или вопроса. Тема эссе всегда конкретна, она имеет частный характер. 2. Личностный характер восприятия проблемы и её осмысления. Эссе – жанр субъективный, оно интересно тем, что даёт возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля, мышления, речи, отношения к миру. 3. Небольшой объём . Каких-то жёстких границ не существует. Достаточно одного листа, нескольких ёмких, побуждающих к размышлению фраз. 4. Свободная композиция. Эссе не терпит никаких формальных рамок. Оно подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом « Всё наоборот!». 5. Непринуждённость повествования. Важно установить доверительный стиль общения, избегать усложнённых, неясных, излишне «строгих» построений, предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление.

Слайд 5

Признаки эссе (продолжение) 6. Парадоксальность. Обязательное качество – эссе призвано удивить читателя. Эссе рождается из удивления, которое возникает у автора. Отправной точкой для размышлений, воплощённых в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. 7. Внутренне смысловое единство. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе обладает внутренним смысловым единством. Внутренней гармонией аргументов, непротиворечивостью суждений, в которых выражена личностная позиция автора. 8. Открытость. Эссе остаётся принципиально незавершённым – не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мнения до конца, а в том, что он не претендует на исчерпывающее раскрытие темы, на полный, законченный анализ.

Слайд 6

Эссе позволяет выявить уровень учащегося: 1. По знанию обществоведческих терминов, правильному использованию их в письменной речи; 2. По умению сравнивать социальные объекты, выявлять их отличие от всех других и сходство определенного объекта с родственными; 3. По способности характеризовать социальные объекты и процессы, раскрывать свойственные им значимые признаки; 4. По умению приводить собственные примеры, аргументировано раскрывать теоретические положения и социальные нормы на фактах.

Слайд 7

Критерии оценки эссе Самостоятельность Проявление индивидуальности Дискуссионность Композиционная свобода Образность или глубина раскрытия проблемы Внутреннее смысловое единство Оригинальность решения проблемы Аргументация

Слайд 8

Выбор темы эссе Выбор темы эссе – ответственная задача. Выбирая проблему выпускник должен быть уверен в том, что он: 1. Имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относиться; 2. Ясно понимает смысл высказывания (обратите внимание: не согласен с ним, а понимает что именно утверждает автор); 3. Может выразить своё отношение к нему (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его); 4. Владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе); 5. Сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

Слайд 9

Выбор темы эссе (продолжение) В ходе выбора темы эссе выпускник: 1. Знакомится с предложенными темами; 2. Определяет к какой базовой науке относится каждая тема; 3. Определяет смысл предложенных высказываний (отвечает на вопрос: «Что по моему мнению хотел сказать автор?»); 4. Осмысливает проблему в контексте базовых наук (отвечает на вопросы: « С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен знать чтобы раскрыть её?»); 5. Формулирует своё отношение к высказыванию (отвечает на вопросы: «Согласен ли я с ним? Или согласен не во всём? Почему? В чём состоит моя собственная позиция по данному вопросу?»); 6. Определяет обществоведческие термины, понятия и обобщения, которые потребуются для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне; 7. Отбирает факты, примеры из обществоведческой жизни и личного опыта, которые убедительно обосновывают его позицию.

Слайд 10

Примеры написания эссе 1. «Демократизацию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании», - утверждал К. Поппер . Трудности с пониманием смысла этого высказывания едва ли возникнут. Очевиден и контекст, в который оно помещено: речь идёт о демократии как форме политического режима, её сущностных чертах, достоинствах и недостатках. Выпускнику предстоит показать каким именно образом демократия позволяет избежать тирании и согласиться (или не согласиться, в обоих случаях аргументировано, на базе фактов и теоретических обобщений) с мнением крупного австрийского философа XX в. Круг понятий и терминов, обращение к которым поможет при написании эссе, приблизительно таков: политический режим; демократия, тирания; система сдержек и противовесов; разделение властей; авторитаризм, тоталитаризм.

Слайд 11

Примеры написания эссе (продолжение) Свою компетентность в области права выпускник сумеет продемонстрировать , обратившись к словам Д. Фонвизина: 2.« Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, запоры.» Смысл этого высказывания на поверхности что называется не лежит. Разве право не сопряжено с применением силы, мер государственного принуждения в отношении тех, кто нарушает правовые нормы, действующие в обществе. Разве для поддержания правопорядка, обеспечения законности не нужны «тюрьмы, железы, запоры»? Очевидно, что русский писатель, живший и создававший свои произведения в эпоху Просвещения, имел в виду нечто иное. В сущности эссе может стать попыткой осмыслить сказанное Фонвизиным. Право и справедливость, право и правда, социальная роль права, правонарушение и правовая ответственность, право и сила, право и принуждение, право и бесправие – во те понятия и термины, которые могут потребоваться выпускнику, выбравшему эту довольно сложную тему.

Слайд 12

Выводы Итак, выпускник должен: 1. Представить собственную точку зрения, позицию при раскрытии проблемы; 2. Раскрыть проблему на теоретическом уровне или на бытовом уровне с корректным использованием понятий в контексте ответа; 3. Аргументировать свою позицию с опорой на факты обществоведческой жизни или собственный опыт; 4. Помнить что экзаменационное эссе по обществознанию бесспорно объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению заданий по литературе с развёрнутым ответом.

Как написать ответ на вопрос по литературе в формате ЕГЭ? Здесь даны рекомендации общего характера....

Методические рекомендации по выполнению задания № 29 ОГЭ по биологии

Методические рекомендации подготовили: Данилецкая Н.М., учитель МБОУ Платоновской СОШ, Семенова А.Н., учитель Зелёновского ф-ла МБО Платоновской СОШ, Чернова Л.Е., учитель Саюкинского ф...

Методические рекомендации по выполнению задания 26 ЕГЭ по обществознанию

Задание 26 объективно считается одним из самых сложных заданий Единого Государственного Экзамена по обществознанию. Выполнение этого задания требует от выпускников умения конкретизировать обществоведч...

Методические рекомендации по выполнению задания устной части ЕГЭ, раздел « Говорение»

Данные рекомендации содержат практические  советы в виде памятки  по подготовке задания 3  Егэ, устная часть, раздел Говорение...

Рекомендации по выполнению задания №29 (эссе) ЕГЭ по обществознанию

Рекомендации по выполнению задания №29 (эссе) ЕГЭ по обществознанию...

«Методические рекомендации по выполнению заданий ЕГЭ. «Шаги по лестнице успеха». (Ловушки ЕГЭ).

Экзамен  по русскому языку в 9-ом и  11-ом классах в формате ОГЭ и ЕГЭ прочно вошёл в систему итоговой государственной аттестации выпускников. Но традиционная система уроков в среднем звене ...

Анализ типичных ошибок и методические рекомендации при выполнении заданий ВОШ 2021 (муниципальный этап)

Анализ типичных ошибок и методические рекомендации при выполнении заданий ВОШ 2021 (муниципальный этап)  предназначен учащимся для работы при  подготовки к  ВОШ....