Материалы к семинару по теме "Семья"
учебно-методический материал по обществознанию на тему

Толкачева Елена Владимировна

Данные материалы позволяют студентам и учащимся подготовиться к уроку-семинару по теме "Семья". Вопросы изложены в краткой и доступной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kravchenko_a.i._-_sociologiya2001_semya.doc884 КБ

Предварительный просмотр:


Глава V. Семья и брак

Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой — самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп — группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам или спортивную команду, — но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

5.1. Что такое семья

Общепринятым является следующее определение семьи. Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Однако экономисты добавили в него свои аспекты и у них появилось такое определение. Семья — это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства. Правда, ведение совместного хозяйства — это признак не семьи, а домохозяйства.

Домохозяйством считается отдельный человек, семья или группа людей, совместно живущих и питающихся, но не обязательно имеющих родственные отношения. Домохозяйством называется, к примеру, группа из трех студентов, живущих в одной квартире.

Таким образом, если социологи делают акцент на родстве, то экономисты на хозяйстве (и совместном бюджете). Между двумя подходами не обязательно существует противоречие. Их можно объединить, дав такую формулировку: семья представляет собой домохозяйство, т. е. группу совместно проживающих лиц, объединенных родством или свойством, а кроме того общим бюджетом. Домохозяйство — более широкое понятие, чем семья.

Социологи и демографы подчеркивают еще один важный момент, который упускают экономисты, — преемственность поколений. Под семьей, существующей в течение длительного промежутка времени, нужно понимать такую целостность, которая делится и восстанавливается в каждом поколении, не нарушая преемственности. Способность восстанавливать свое единство в каждом следующем поколении — очень важная характеристика семьи. Она описывает то, что ученые именуют жизненным циклом семьи.

Мы уже сталкивались с понятием жизненного цикла. Но относили его к отдельному индивиду. Здесь речь пойдет о группе.

Жизненный цикл индивида характеризует важнейшие этапы жизни человека с момента его рождения до самой смерти. Рождение и смерть являются биологическими явлениями. Но семья рождается не в биологическом, а в социальном смысле, а именно с момента заключения брака — оформленного государством специального документа, который юридически скрепляет союз двух взрослых людей разного пола. И умирает семья также в социальном, а не в биологическом смысле, а именно после развода, который оформляется государством в соответствующем документе.

5.2. Жизненный цикл семьи

Жизненный цикл семьи — последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи — начинается с заключения брака и кончается его расторжением, т. е. разводом. Многие семьи, их называют стабильными или крепкими, имеют только один момент (заключение брака) и не имеют другого, а именно развода. Неразведенные супруги проходят все стадии жизненного цикла. Они-то и послужили ученым идеальным типом для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи.

Коротко говоря, жизненный цикл семьи состоит в следующем. Заключение брака служит первой, или начальной, стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребёнок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.

Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей.

На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие друг за другом по годам рождения дети по очереди покидают семью. Ее называют «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки. Постаревшие родители, которым уже за 50, становятся бабушками и дедушками. Внуки занимают опустевшее после отъезда взрослых детей место. Отчий дом вновь наполняется детским гомоном и заботами о подрастающем поколении. Но теперь это отношения между внуками и прародителями.

В разных семьях и в разных странах третья стадия продолжается неодинаковое время. Она заканчивается, как только внуки покидают дом своих бабушек и дедушек. Они взрослеют, а дом прародителей вновь пустеет. Начинается четвертая стадия — одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов. Семья, - из которой ушли все дети, называется «пустым гнездом». В 1980 г. «пустых гнезд» в РСФСР было 30%, а в США — 40%. Однако и в России подавляющее большинство полных семей со временем также превращаются в «пустые гнезда».

Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую — брачная пара остается наедине с собой. Разница лишь в возрасте. В начале это молодая пара, теперь она состарилась, отчий дом покинула молодежь.

В Европе и Америке пожилых пар, проживающих отдельно от детей, больше по двум причинам: а) молодым легче найти жилье, б) в обществе преобладают индивидуалистические ценности. В России, особенно на селе, гораздо больше трехпоколенных семей: пожилая пара живет совместно с повзрослевшими детьми, которые заботятся о ней духовно и материально. Под одной крышей могут проживать и три, и четыре поколения. А это значит, что стадии «пустого гнезда» в такой семье нет.

5.3. Добрачное поведение

Заключению брака и образованию семьи предшествует длительный процесс «примерки». Молодые люди, иногда еще на школьной скамье, знакомятся и влюбляются, проводят вместе время, стараются получше узнать друг друга. Поскольку в наше время молодежь заключает браки после 20—25 лет (редко сразу же после окончания школы), то времени на «примеривание» друг к другу у нее вполне хватает.

Добрачный период посвящен тому, что подростки и юноши набираются жизненного опыта. Это очень важный и ответственный период жизни. Его неправильно сокращать во времени или обеднять в содержании. Когда молодые люди женятся сразу же после школы — иногда из-за страстной любви, иногда из-за ранней беременности, — то позже, уже в период семейной жизни, молодой супруг начинает «погуливать» или засматриваться на других девчонок. Происходит это не из-за нравственной порочности юноши, а из-за сокращения добрачного периода. Он или она просто «не нагулялись». Это означает, что круг потенциальных брачных партнеров у них был слишком узким. Оптимальный вариант, по разным расчетам, останавливается на цифре 3—5. Если эта цифра превышена, то начинается то, что называют «психологическим конвейером». Любовный опыт просто тиражируется, романтические чувства притупляются, острота ощущений и желание иметь крепкую семью уменьшаются. Перебор потенциальных партнеров также вреден, как и недобор.

Иногда, но очень редко, женятся с первого раза. Это называется любовью с первого взгляда. На сей счет нет точной статистики, но учитывая вероятность выпадения вообще всяких редких событий, можно считать, что любовь с первого взгляда не превышает 1—3% от общего числа браков. Удачным нужно считать только такой вариант, когда человек полюбил не только с первого взгляда, но и на всю жизнь. А это происходит совсем редко.

5.3.1. Знакомство

Семейная жизнь — это вершина огромных усилий, предпринятых супругами задолго до заключения брака. Семья это не начало, а середина пути. А начинается этот путь со знакомства.

Знакомство юноши и девушки или взрослых мужчины и женщины может принимать три основные формы:

  1. самостоятельное знакомство без посредников;
  2. знакомство через формального посредника (брачное агентство);
  3. знакомство через неформальных посредников (родители, знакомые, товарищи, свахи).

В отличие от европейских стран, где брачное знакомство — дело сугубо личное, на востоке наиболее популярным, во всяком случае до недавнего времени, пока туда не проникли ценности западного общества, являлся неформальный институт брачных посредников. Он проверен веками и тысячелетиями. Его завершение — свадебный обряд — считается одним из красивейших и мудрейших обычаев мусульман.

Когда девушка подрастает и становится невестой, родители определяют, какой выкуп за нее взять. Размер его зависит от красоты девушки, уровня ее образования, но главное — от степени благосостояния ее семьи. С рождения дочери родители начинают копить деньги на ее приданое. Оно может включать в себя дом или квартиру, мебель, электробытовые приборы, автомашину. Покупая жену, мужчина лишь возмещает равную стоимость. После свадьбы молодая семья не садится на шею родителям, а сразу становится на собственные ноги.

5.3.2. Первое свидание

Независимо от того, женились вы по первой любви или вашему браку предшествовало несколько «влюбленностей», вам не обойтись без одного непременного атрибута, который присутствует во всех сценариях добрачного поведения, а именно первого свидания.

Какое оно? Какова его драматургия и сценарий? Различается ли первое свидание, скажем, у американцев и русских?                               

Мы попробуем их сравнить, используя конкретные данные. По американским студентам они были опубликованы в прессе, а по русским студентам автор книги провел самостоятельное исследование, раздав домашние задания группе студентов Государственного университета гуманитарных наук при Российской Академии наук. Итак сравним результаты.

Студентов Мидвестского университета просили перечислить свои действия во время первого свидания. Сравнивая сценарии юношей и девушек, ученые нашли и сходства, и различия.

Совпадение ожиданий указывает на общее согласие среди опрошенных: одеваться тщательнее, немного волноваться о том, как ты выглядишь, разрабатывать планы на вечер, знакомиться, раздавать комплименты, пытаться произвести впечатление, поцелуй с пожеланием спокойной ночи и возвращение к тому, с чего начали. Этот простой сценарий постоянен, встречающиеся не собираются изобретать новые правила. И это позволяет участникам использовать возможности дальнейших встреч без дополнительных договоренностей о правилах. Мужской сценарий свидания не только более детальный и широкий, чем женский, он еще и более активный, можно сказать даже более агрессивный.

Таблица 6

А вот что получилось у российских студентов.

Таблица 7

Очевидны некоторые культурные различия в проведении первого свидания у американских и русских студентов. Но они незначительны. Гораздо больше сходства. Во многом оно объясняется методикой: русские студенты, выполняя задание, имели на руках ответы американцев. Думается, что это не могло не сказаться. Однако принципиальной роли не сыграло. Наша молодежь писала о том, что происходит с ней в действительности. Самое интересное состоит в том, что роль женщины (пассивная) и мужчины (активная) в обоих культурах практически одинаковая.

5.3.3. Ухаживание

Ухаживание играет важную роль в укреплении взаимных чувств. Оно выражает себя в оказывании внимания возлюбленной, стремлении добиться еще большего расположения. Это самый романтический этап совместной жизни. Его часто вспоминают престарелые супруги. Как правило, ухаживание резко снижается после первых месяцев замужества, а через несколько лет вообще сходит на нет.

В России практически все молодые люди в период ухаживания живут в родительских домах, поэтому возможность для уединения им найти не всегда удается. Даже после вступления в брак 60% молодых семей живут с родителями одного из супругов.

Трудности, которые приходится преодолевать влюбленным для свиданий, только подогревают страсти. Совместная борьба с препятствиями объединяет их. В то же время чрезмерные препятствия порой охлаждают пыл, особенно если ухажеры уже не молоды.

Период ухаживания можно сравнить с испытательным сроком для молодого специалиста. Здесь проверяется все: умение готовить, шить, прибираться в комнате, заниматься мелким ремонтом, способность рационально (и в то же время не скаредно) тратить деньги, познания в практических и теоретических науках, сексуальная грамотность и культура поведения.

Ухаживание выполняет несколько функций. В этот период молодые люди не только познают, но и воспитывают друг друга. Они, что называется, «притираются»: учатся делать взаимные уступки, контролировать свои эмоции, идти на мировую после ссоры, оказывать знаки внимания и ласки.

Вместе с тем ухаживание — это продолжение «свободного полета». Юноша и девушка не связаны взаимными обязательствами и легко могут порвать. Чувство свободы придает фривольность взаимным отношениям. Девушка может легко пококетничать с другими мужчинами, намеренно разжигая страсть в партнере. То же самое делает и юноша. Но у него иная цель — показать свою независимость, лидирующую роль, умение вести себя так, как ему захочется.

Вместе с тем заигрывание с чужими имеет определенный предел, переступать за который нельзя, не порвав полностью отношений. В период ухаживания как раз и проверяется способность партнеров не переступать черты, оставаться верным, одновременно демонстрируя независимость и самостоятельность.

5.3.4. Сватовство

Следующим этапом в добрачном поведении является сватовство.

Сватовство представляет собой обряд предложения брака, согласно которому будущий жених «просит руки» своей избранницы у ее родителей. Участвовать в нем он может либо сам, либо посылать сватов (родители жениха, крестные, близкие родственники). В назначенный день жених наносит ритуальный визит родителям своей избранницы. По такому случаю полагается надеть костюм и иметь два букета цветов: один — для матери будущей невесты, а другой — для нее самой.

По русскому обычаю жених говорит родителям невесты о своих чувствах и «просит ее руки». Если родители принимают просьбу жениха, то отец невесты вкладывает правую руку дочери в руку своего будущегo зятя. После сватовства будущие молодожены договариваются об объявлении помолвки и определяют ее дату.

5.3.5. Помолвка

После того, как свидания стали регулярными, и оба партнера решили, что они подходят друг другу, а родители не возражают против того, чтобы молодые люди заключили союз, наступает черед заключить помолвку.

Помолвка — это обряд объявления будущих молодоженов женихом и невестой. Обычно она объявляется в день подачи в загс заявления на регистрацию брака. Прежде во время помолвки родители давали свое окончательное согласие на брак детей и устанавливали его условия. Между отцами двух семейств совершался обряд рукобитья. После помолвки отказаться от брака было уже нельзя. Нарушившая сторона должна была возместить убыток — «заплатить за бесчестье».

5.4. Брак

Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов. Сексуальная неудовлетворенность или измена одного из них в современном обществе (раньше было иначе) служит достаточным поводом для юридического расторжения брака.

Брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа в отношении к жене, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак представляет собой контракт, который заключается тремя сторонами — мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата — дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву в верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической опеки друг друга. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

Институт брака, самим фактом своего существования, свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство — на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.

В любом обществе — древнем или современном — семья формируется, как правило, через брак. Брак — санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии — инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Инаугурация может проходить в строго формальной либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, остаются законорожденными потому, что общество предписало социальные роли матери и отца каждому члену союза, наделив их обязанностью воспитывать, защищать и заботиться потомках. Дети, рожденные вне брака, считаются незаконнорожденными. Почему? Хотя мать незаконнорожденного ребенка известна, но мужчины, готового выполнить социальную роль отца, может не найтись.

Брак — совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, разбрасывание риса или денег во время свадебной церемонии, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие. Кроме того, брак подразумевает некоторые правила поведения, ставшие традицией, например, добрачное целомудрие, супружескую верность, пострижение в монахи, обязательство поддерживать супруга всю жизнь. Наконец, брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, соответствие возрастов заключающих брак, согласие родителей, отсутствие родства между вступающими в брак.

Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет ряд принципиально важных функций — воспроизводство людей, воспитание детей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение.

Образно говоря, брак — ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни.

Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является еще и социальной организацией.

Итак, брак — институт, регулирующий отношения только супругов, а семья — институт, регулирующий еще и отношения между родителями и детьми.

Брачные отношения регулируются юридическими и культурными нормами. К юридическим нормам обычно относятся вопросы о владении имуществом, о материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу, о минимальном возрасте вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанные с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имущества после развода.

В отличие от писаных юридических законов культурные нормы являются неписанными. Они регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, послеразводного поведения. Культурные нормы формируются прежде всего обществом, а вот то, как они используются и используются ли вообще, зависит главным образом от уровня образования индивидов. Юридические законы РФ предусматривают, что после развода имущество, приобретенное супругами за время совместной жизни, должно делиться поровну. Культурные нормы, действующие в нашем обществе, предполагают, что квартиру, обстановку в ней и часть денежных накоплений мужчина должен оставить жене, особенно если суд сохранил ей детей. Но только от личной культуры и воспитанности мужчины зависит то, как он поведет себя на самом деле.

Брак — это санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Как правило, брак оформляется особой процедурой (бракосочетанием), накладывает определенные обязанности на супругов. Выделяют два главных типа брака — эндогамный и экзогамный. При эндогамии партнер выбирается только из своей группы, а при экзогамии — только из чужой. Кроме того существуют две другие формы — моногамия (союз мужчины и женщины) и полигамия (брачный союз более чем двух партнеров). Каждая из этих форм, в свою очередь, подразделяется на несколько видов. Классификация форм брака по экономическому критерию дает неравный брак и покупной брак, последний принимал дарообменную, священную и выкупную (частный вид — калымный брак) формы.

При экзогамии предполагается, что чужой группой может стать класс, раса, нация, территориальная группа, возрастная категория. Для аристократа крестьянин выступает представителем чужой группы, он никогда не выдаст за него свою дочь или сына. Принадлежность к другой народности или нации тоже может служить препятствием к заключению брака. Поэтому мононациональный и внутриклассовый и надо считать разновидностью эндогамии, и наоборот. Таким образом, эндогамия — это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же социальной группы (род, племя, сословие, каста, класс, нация).

В государствах Средней Азии до сих пор сильны традиции эндогамного брака. Азербайджанцы, казахи,  киргизы, туркмены, узбеки относятся к тюркоязычной общности. Брак внутри своей этой общности считается допустимым, а за ее пределами — нежелательным. В Туркмении кроме того действуют еще и внутриплеменные нормы, ограничивающие допустимость брака рамками одного племени, рода или клана, рассматриваемых как субэтносы. Еще сильнее влияет на выбор брачного партнера религиозный фактор — с мусульманином поощряется, а с немусульманином осуждается.

Размер брачной группы служит основанием для разделения форм брака на две большие категории:

1) моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины); полигамия (брачный союз более чем двух партнеров). Каждая из них распадается на подвиды. В моногамии выделяют: 1) пожизненную моногамию, 2) моногамию, допускающую развод (легко разводимый брак), 3) парную семью. Последняя хотя и называется семьей, но лишь формально. На самом деле парная семья — неустойчивая, кратковременная форма брачного союза. В полигамии выделяют: 1) полигинию (брачный союз одного мужчины с несколькими женщинами), 2) полиандрию (брак одной женщины с несколькими мужчинами), 3) групповой брак (брачный союз нескольких мужчин и нескольких женщин).

Классификацию форм брака можно провести по самым разным критериям. Брак по сговору. Брак по любви. Брак по расчету. Брак по рекомендации посредников. Посредники — друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту. В некоторых странах востока, в частности Китае и Японии, перед заключением брака устраивают смотрины. После 2—3 встреч стороны должны либо согласиться либо отказаться. На долю браков по сговору приходится 5,8%, брак по сватовству — 18,4%, брак по знакомству родственников — 37,5%, по знакомству друзей — 24,1%, личное знакомство — 12,7%, прочее — 1,6%. В Японии в 60-е 80% браков совершались по сватовству, т. е. по выбору родителей. Сегодня их доля упала до 50%.

Гостевой брак. Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2—3 раза в неделю. Вроде женаты и свободны одновременно.

Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Самой ранней формой такого брака надо считать так называемый статусный брак. Положение индивида в первобытной орде полностью предопределяло его брачный статус. Занимающий высшие ступеньки в иерархии мог выбрать любую понравившуюся ему женщину, следующий по рангу выбирал лучших из оставшихся и так далее до самого низа. Занимающие низшие статусные позиции оказывались в самом неравном положении. Позже возникли другие разновидности неравного брака. Неравным мы называем брак старика и молодой женщины, богатого мужчины и бедной девушки, аристократа и плебея. В кастовом, сословном и отчасти классовом обществах неравные браки запрещались в тех случаях, когда они угрожали стабильности социальной иерархии. Запрещение неравных браков — это, по существу, возвращение к принципу эндогамного брака, разрешающего заключать союзы только в пределах своей группы — рода, племени, сословия, касты.

Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака имеет давние традиции. Он возник на заре истории, одновременно и внутри группового брака. Уже тогда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Две группы обменивались «подарками», которым могла служить женщина. Родственники женщины «дарили» родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались оказать вторые первым. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной. Обряд бракосочетания осуществлялся в виде эквивалентного дарообмена, поэтому говорить о плате здесь можно только условно. К. Каутский в книге «Возникновение брака и семьи» (1918) описывает обычай, существовавший в одном из индейских племен. Молодой человек дарил понравившейся ему девушке маленькую заточку или корзинку. Если она принимала подарок, то это означало, что брачное предложение принято. Взамен девушка дарила ему раскрашенный головной убор, изготовленный собственными руками. После чего они жили вместе без дальнейших церемоний. Такова одна из разновидностей дарообменного брака.     

Особой формой платного брака следует считать священный брак. Автор книги «Золотая ветвь» Джеймс Фрезер приводит множество доказательств тому, что обычай женитьбы богов на статуях или людях был широко распространен у народов древности. Жители Бенгалии изготовляли из дерева изображение бога, которого они женили на богине воды. Индейцы Перу выдавали 14-летнюю девушку замуж за камень, по форме напоминающий человека и почитавшийся в качестве бога. В брачной церемонии, длившейся три дня, принимали участие все жители поселка. Девушка должна была оставаться девственницей и приносить идолу жертвы от имени народа. Ей оказывали величайшее уважение и считали божественной. Кенийское племя кикуйю поклонялось речной змее, поэтому с перерывом в несколько лет женили бога-змея на молодой девушке.

Обычай священного брака является столь распространенным, что его сюжет вошел в народные сказки практически всех народов Земли. Согласно сюжету, народ страны, подвергшейся нашествию многоголового змея или дракона, приносит ему в жертву молодых девушек. На Мальдивских островах каждый месяц жители бросали жребий, и тот, кому он выпадал, отдавал свою дочь морскому джинну. Цель священного бракосочетания — откупиться от богов (добрых и злых), вызвать плодородие виноградных лоз, призвать на землю дождь, помочь в охоте или спасти страну от беды.

В отличие от древних форм покупного брака, осуществлявшихся в виде эквивалентного дарообмена, более поздние его формы, особенно в эпоху патриархата, проявлялись уже в форме неравного дарообмена. Господствующий пол, т. е. мужчина, преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал от нее, — соответственно своему привилегированному положению, размерам богатства и политической власти. Неравенство, собственно говоря, и делает покупной брак в точном смысле покупным. Брак превращается в акт купли-продажи. Утверждение частной собственности сделало брак коммерческой сделкой. Размеры прав мужа на обладание женой прямо пропорциональны величине выкупа, уплаченного за нее. У нубийских арабов число дней в неделе, в течение которых жена сохраняла верность мужу, зависело от числа голов скота, уплаченного за нее.

С тех пор можно говорить о новой форме покупного брака — выкупном браке. Церемония бракосочетания намного усложнилась, она стала формализованной. Устной договоренности молодых людей или их родителей было уже недостаточно. Поскольку речь шла о крупном состоянии, возникла необходимость в заключении договора, или контракта, где оговаривались права и обязанности сторон, а также размер выкупа. В древности девушке достаточно было обратиться к юноше с секретным посланием, содержащим простой вопрос: «Хочешь ли ты добывать мне еду?», чтобы считать его брачным предложением. В формализованном же выкупном браке требовались свидетели, а церемония бракосочетания происходила публично.

Сначала в эпоху вождеств, а затем в период раннеклассовых государств принципы неравного дарообмена, на которых базировался выкупной брак, приобретали институциональную окраску. Структуры власти (вождь, клан, отец) осуществляли все действия, составляющие процедуру бракосочетания:

  1. принятие решения о необходимости либо желательности вступления в брак;
  2. выбор брачного партнера;
  3. заключение брачного контракта;
  4. исполнение брачного обряда и ритуальной трапезы.

Покупной брак перестал быть делом только брачующихся, превратившись в часть родоплеменных мероприятий. На мусульманском Востоке возникла новая форма покупного брака — калымный брак. Калым — выкуп за невесту. Первоначально он выплачивался роду, а позднее — родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Как пережиток, калым сохранился у некоторых народов Азии и Африки. Он возник еще до того, как сюда пришел ислам, но отменен не был, так как органично уживался с типично исламским институтом махра. Махр — брачный подарок жениха, который принадлежит только невесте. В отличие от него калым делится на две части: большая часть остается у родителей как их собственность, а меньшая передается невесте как «плата за девственность». По данным исследования Ф.Н. Ильясова, в среднеазиатском регионе с уплатой калыма в конце 80-х годов XX века заключалось более 6896 браков. Стороне жениха вручается особый список, в котором сторона невесты указывает, что именно и в каком количестве она хотела бы получить в качестве калыма. Максимальный калым («тяжелый халат») включает до 300 наименований различных вещей и около 70 тыс. руб. наличными. Средний размер калыма по региону составил 8,5 тыс. руб.*


* Ильясов Ф.Н. Сколько стоит невеста // Социол. исслед. 1991. № 6. С. 67—79.

Размер калыма — величина не постоянная. За разных по своим качествам девушек плата неодинаковая. Так, например, чем выше уровень образования невесты, тем ниже калым. Столь необычная на первый взгляд тенденция объясняется очень просто. Мужчина покупает не только красоту, нежность, добронравие или ученость. Его интересует возраст и работоспособность будущей невесты. В многодетных семьях, типичных для Средней Азии, она работает по дому и хозяйству, что-то делает на продажу и воспитывает детей. За год хорошая работница может выткать один-два ковра, а за пять лет она принесет семье чистый доход, который покроет размер выкупа, уплаченного за нее. Три фактора увеличивают размер калыма в Средней Азии:

  1. умение невесты вести хозяйство,
  2. красота и внешние данные,
  3. репутация семьи.

Высшее образование, по результатам исследования Ф. Н. Ильясова, стоит только на пятом месте.

Согласно традиции, калым выступает знаком уважения к невесте и ее родне. Однако сегодня он воспринимается как составная часть рыночной экономики. «Восток рассматривает женщину как предмет купли-продажи», гласит формула М. Каддафи. Калым — цена невесты, невеста — товар на брачном рынке. Цены на рынке зависят от соотношения спроса и предложения. Спрос зависит от возможностей покупателя, а предложение — от количества товара. Бывают ситуации, когда семье приходится экономить на еде, одежде, развлечениях, чтобы набрать должную сумму. Семья влезает в долги, расплачиваться за которые приходится уже молодой семье, которой тоже приходится терпеть лишения и экономить. На покрытие долгов в среднем уходит 6 лет. Но и прибыль от брачной сделки для родителей бывает высока. В Туркмении она достигала 10 тыс. руб. (при средней зарплате по стране около 700 руб.).

Таким образом, калымный брак как элемент товарно-денежных отношений формирует новое явление, которое не было известно народам древности и неизвестно сегодняшней Европе — брачный рынок. В Средней Азии существуют несколько его видов:

  1. конфессиональный рынок (охватывает мусульман Средней Азии, Северного Кавказа, Закавказья, Татарии);
  2. региональный (включает тюркоязычные народы Средней Азии);
  3. общенациональный (в границах государства, например, Туркмении);
  4. внутриплеменной, или субэтнический.

Цены за невесту на одном рынке могут в несколько раз превышать их на другом. Закономерности брачного рынка таковы: цены на самом маленьком рынке (внутриплеменном) — самые высокие, а цены на самом большом (конфессиальном) — самые низкие; чем выше степень эндогамии (запрещение инонациональных браков), тем больше размер калыма.

Одним из предшественников брачного рынка надо считать существовавший в древнем Вавилоне обычай, именуемый на современном языке брачным аукционом. В каждом округе города выбирались трое наиболее уважаемых граждан. Они собирали всех незамужних девушек, достигших брачного возраста. Первой представляли самую красивую, ее отдавали в жены холостяку, заплатившему наибольшую сумму. А затем в убывающем порядке проходили менее красивые. Деньги, вырученные от их продажи, раскладывались как приданое для не блещущих красотой, причем самой невыразительной полагалась максимальная сумма. В результате все претенденты получали невест с приданым. В отличие от калыма здесь имела место плата за жениха, а не за невесту.

Кроме покупного брака существует хищнический брак. Различают две его разновидности:

  1. умыкание (похищение) невесты,
  2. умыкание (похищение) жениха. Он возник в древности и сохранился у некоторых народов как общепринятая норма (Закавказье) либо как девиантное поведение (Европа).

5.5. Семья

Выделяют два главных типа семьи — традиционную (или классическую), она же называется расширенной (многопоколенной), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью.

Различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми).

По числу детей различают бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства — патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).

Современная семья — первичная социальная и экономическая ячейка, включающая обычно двух родителей и одного ребенка. Ее называют нуклеарной семьей (от лат. nucleus — ядро). Она названа так потому, что демографическое ядро семьи, отвечающей за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники — бабушки, дедушки, дяди, тети и т. п. — относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Конкретным уточнением расширенной семьи выступает прилагательное «многопоколенная». Оно просто уточняет, за счет чего семья расширяется, а именно за счет 3—4 поколений прямых родственников, а не за счет присоединения к нуклеарной семье дядей, кузенов и т. п.

Итак, нуклеарная семья — это кровно-родственная группа, образованная двумя поколениями. Повзрослевшие дети создали свою семью и отделились от родителей. У них появились свои дети. Те повзрослели, создали семью, отделились. Так продолжается цепочка ядерного деления нуклеарной семьи. Почти как в физике, деление ядер. Если новая семья не отъезжает, то образуется расширенная семья. Но и в этом случае хотя бы формально надо различать два типа семей

  1. родительская семья, или первичная семья;
  2. новообразованная семья, или вторичная семья.

Вторичная семья образована браком взрослых детей — членов первичной семьи, она включает мужа, жену и их детей.

Нуклеарная семья возможна только в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.

5.6. Родство

Семья — только звено в широкой системе родства. Родство — совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком. Когда супруги соединяются узами брака, то в единую систему сливаются два родственных клана — родня жены и родня мужа. Для жены ее родственники являются кровными, а родня мужа — родственниками-в-законе. И наоборот. Родственниками-в-законе называются все родственники по браку.

Выделяют три степени родства: ближайшие, двоюродные и троюродные родственники. Вместе они составляют «фамильное дерево», на котором, теоретически, может быть до 200 веток (позиций). Так, племянник или сноха — позиции. Каждую позицию могут занимать несколько человек. Различают классификационную и описательную системы родства, а отсчет родства ведется от отца (патрилинейный), матери (матрилинейный) или от того и другого одновременно (билинейный). Система родственных позиций образует то, что именуют структурой родства.

Структура родства сложна, она изображается в виде «фамильного дерева». Ближайших родственников может быть только семь, и не больше: мать, отец, брат, сестра, супруг, дочь, сын. Дальние родственники делятся на двоюродных и троюродных. Двоюродных, т. е. ближайших родственников, может быть только 33. Они ранжируются по степени родства начиная с тещи (мать-в-законе) и кончая племянником. Если у вашего отца есть троюродные родственники, т. е. ближайшие родственники дальних родственников, то получится фамильное дерево, включающее от 151 до 191 человека.

Каждая «ветка» такого дерева называется позицией родства, или родственным статусом. Сын, племянник, теща — название позиции, или статуса. Они представляют собой ячейки, которые могут заполнять разное количество индивидов. Теща может быть только одна, а племянников несколько. Если учесть, что одну ячейку могут заполнять несколько человек, то фамильное дерево, включающее ближних, двоюродных и троюродных родственников, может состоять из многих сотен людей.

В традиционном обществе родство — основная форма социальной организации, в современном обществе оно перестало быть таковой, а семья не только выделилась из системы родства, но и изолировалась от нее. Большинство современников не знают по имени своих дальних родственников, скажем троюродных братьев. Ближайшие родственники тоже собираются реже, чем прежде. Чаще всего поводом для их встречи служат юбилеи и праздники.

Родство основано на социальном признании и принятии ролей, определенных не в биологических, а в генеалогических терминах. Так, усыновление или удочерение ребенка родителями, которые не являются его кровными родственниками, например, матерью или отцом, также считается родством. Родство распространяется и на незаконнорожденных детей. В примитивных обществах и у ряда современных народов, сохранивших пережитки ранних стадий развития системы родства, оно охватывает многие сотни людей. Югославская задруга, сохранившаяся до начала XX века, представляла собой общину кровных родственников. У некоторых современных кавказских народов все, кто носит одну и ту же фамилию, считаются родственниками независимо от того, знают они об этом или нет.

В отличие от семьи, родство не является такой группой людей, которые проживают вместе и ведут совместное хозяйство. Родственники распылены по разным семьям, они не вступают между собой в постоянное взаимодействие. Таково положение дел в современном обществе, хотя в древности значение семьи и родства было прямо противоположным. В первобытном обществе родственники составляли постоянно взаимодействующий коллектив людей, т. е. являлись реальной группой, а парная семья представляла собой временный союз.

Если учесть все поколения в одной семье и всю совокупность родственников, о которых мы будем говорить дальше, то мы получим очень сложную брачно-семейно-родственную структуру. Ее можно изобразить примерно так.

5.7. Современная семья: распределение ролей

По мере того, как общество переходит от доиндустриальной к индустриальной и постиндустриальной стадиям развития, традиционная многопоколенная семья все больше вытесняется современной двухпоколенной. Она называется нуклеарной семьей. В Западной Европе, США и России нуклеарные семьи составляют более 70% семей. По переписи 1989 нуклеарные семьи в России составляли 80,3% брачных пар.

Анализируя стадии социального развития общества, можно заметить, что и нуклеарная семья также претерпевает определенную эволюцию. На ранней стадии ей была присуща однокарьерная модель. Это означает, что отец был занят в общественном производстве, зарабатывал деньги и содержал семью, а мать была занята только в домашнем хозяйстве, следила за порядком в доме, обстирывала семью и готовила пищу. На более поздней стадии для нуклеарной семьи характерна двухкарьерная модель, согласно которой отец и мать оба работают и поровну делят домашние заботы. Такие семьи называют еще двухдоходными и семьями с двумя кормильцами.

В 1950 г. в США однокарьерных семей было 70%, а в 1989 — 30%. Семьи стали разнообразнее по составу, это вызвано участившимися разводами и повторными браками, а также решением женщин иметь детей не выходя замуж. В СССР занятость женщин возрастала так: в 1922 г. доля женщин в рабочей силе составляла 25%, в 1940 — 38,9%, в 1960 — 47,2%, в 1970 — 50,8%, в конце 80-х — 52—55%. Россия и Америка — страны с большим числом семей с обоими работающими супругами. Но в США степень занятости женщин всегда отставала от СССР и лишь постепенно разрыв сокращался. В 1940 г. 27% американских женщин работали по найму, а в 1988 — 56%*.


* Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995. С. 19, 39, 131.

Этот показатель изменяется в зависимости от экономической ситуации и типа семьи. Например, большинство одиноких женщин, чтобы прокормить семью (детей и престарелых родителей), трудятся на производстве. В полных семьях этот показатель ниже. В периоды кризиса, когда снижается уровень жизни, женщина идет работать. Однако если безработица в стране высока, то ей не всегда удается трудоустроиться. В большинстве стран женщин берут на работу с неохотой, а сокращают в первую очередь, поэтому их среди безработных очень много.

Работа не только экономически, но и социально необходима для многих женщин. Они не хотят быть оторванными от коллектива и общения с людьми. Быт засасывает, а работа позволяет ей всегда быть в «форме». Сравнивая кругозор и уровень интеллектуального развития работающих и неработающих женщин, психологи отдают предпочтение первым. Хотя, конечно же, необходимость дополнительного заработка для семьи остается основным мотивом трудоустройства для 80% работающих женщин в нашей стране.

Большинство женщин в СССР трудились на непрестижных и малооплачиваемых рабочих местах и даже на тех участках, где их труд запрещен законодательно — в ночные смены, во вредных условиях. Доля женщин на руководящих постах невысокая: в промышленности при переходе от низшего звена управления к высшему она снизилась в конце 80-х с 30 до 8%. Часто они трудились там, где возможен режим неполной занятости, гибкий график. Поэтому велик удельный вес учителей, воспитателей, медицинских работников.

Социальные льготы, предоставляемые женщинам, имеющим маленьких детей (отпуск по уходу за ребенком до 3-летнего возраста с сохранением рабочего места, оплачиваемый бюллетень в случае болезни ребенка и т. п.), по замыслу призваны были помочь им справиться со своими ролями. Но чем больше льгот, тем выше финансовые расходы предприятия, а чем чаще женщина отпрашивалась с работы для ухода за ребенком (обычно во время его болезни), тем ниже была ее производительность. В итоге женщины становились «невыгодными» работниками.

Занятость в производстве не освобождает женщину от домашних дел. Посему у работающих женщин по сравнению с работающими мужчинами трудовая нагрузка возрастает в два раза. И не известно, где она устает больше. Снять двухкратную нагрузку с жены может только муж, вот почему ученые говорят, что равное распределение домашних обязанностей — справедливая плата за работу женщины вне дома.

Социологи говорят не о двух, а о трех основных ролях, которые приходится выполнять женщине: супружеской, родительской, профессиональной. А психологи добавляют, что в результате у нее может возникать чувство неудвовлетворенности одной из них, что ведет иногда к депрессии. Работа вне дома, как оказалось, компенсирует стресс, она помогает женщине легче преодолевать напряжение в супружеских отношениях. Но выяснилось и другое: когда женщина чрезмерно увлекается работой и забывает о доме, напряженность в семье растет. Она забрасывает не только хозяйство, но и воспитание детей. У мужа и детей растет неудовлетворенность. Считается, что из двух зол — плохое выполнение профессиональной роли или родительской и супружеской — женщине следует выбрать первое. Общество традиционно закрепило за ней роль хозяйки и воспитателя. Хотя профессионально большинство женщин не уступает мужчинам, но их зарплата во всех странах как минимум на 30% меньше. Поэтому главным добытчиком все равно остается мужчина.

Таким образом, у большинства женщин неудовлетворенность жизнью наступает, когда они не справляются с родительской и супружеской ролями, а у мужчин — с профессиональной.

Работающая женщина тратит меньше времени на домашнее хозяйство и досуг, чем неработающая. Важнейший фактор, определяющий затраты времени на хозяйство, является возраст и число детей в семье. Другой фактор — характер отношений между супругами и их культурный уровень. Чаще помогают женам более молодые мужья и с более высоким уровнем образования. Когда дети достигают школьного возраста, помощь резко уменьшается. Мужья несколько больше помогают женам по мере увеличения числа детей в семье. В современных семьях, где оба супруга работают, наибольшее напряжение в выполнении ролей испытывает женщина. Поэтому она предпочитает ограничивать число детей, а не отказываться от работы.

Большинство женщин мирятся с тем, что мужья мало участвуют в домашнем заботах. Они находят убедительные аргументы: 40% опрошенных в 1985 г. российских женщин объясняют тем, что рабочий день мужа продолжительнее их собственного; 22% — тем, что труд мужа утомительнее той работы, которую выполняют они сами; 16% видят причину отстраненности мужа от домашних обязанностей в его загруженности другим делом — ремонтом машины, строительством дачи*.


* Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995. С. 44.

Мать гораздо чаще, чем отец, является для подростков авторитетом. У матерей подростки ищут сочувствия и поддержки, с ними обсуждают учебные дела, взаимоотношения с товарищами, свои занятия в свободное время.

Для женщины удовлетворенность браком значительно сильнее связана с помощью мужа в уходе за ребенком, нежели с его помощью по дому.

Сравнивая разные страны, ученые пришли к выводу: если в уходе за детьми американские и российские отцы участвуют меньше, чем матери, то в процесс социализации, нравственного воспитания, развития социальных навыков отцы и матери вносят равный вклад.

5.8. Проблема лидерства в семье

В отечественной литературе долгое время употреблялся термин «глава семьи». Эта институциональная характеристика обозначала лицо, которому беспрекословно подчинялись другие члены семьи. Обычно это муж или старший член семьи. В индустриальном обществе власть мужа держится в основном на общем социальном статусе, успехах в профессиональной деятельности и заработке. В современном обществе супруги, отвечая на социологическую анкету, затрудняются определить, кто из них глава.

В принятии решений в семье во всех странах главную роль играет материальный фактор: тот супруг, который больше зарабатывает, имеет и больше власти в семье. Поскольку заработок тем выше, чем выше квалификация, а стало быть и уровень образования, то мужчина оказывается на вершине семейной пирамиды сразу по трем критериям: высокий образовательный и профессиональный статус, а также высокий доход.

У жен обычно более низкий доход, после появления детей они становятся зависимыми от мужа, так как в случае развода им самим придется содержать семью. Если женщина работает, это автоматически не уравнивает их шансы в семье. Отцовство имеет в обществе более высокий социальный статус. Человеческое общество устроено так, что принятие окончательного решения ожидается от сильного пола. Своим социальным авторитетом мужья «додавливают» жен, заставляя помимо производственной выполнять также домашнюю работу.

Но у женщины есть другой способ добиться главенства в семье. Она действует исподволь, добиваясь ласками и нежностью всего, что ей надо от мужчины. Пословица «мужчина — голова, а женщина— шея» достаточно точно отражает реальность. Жена выполняет функцию теневого кабинета в правительстве: хотя премьер-министр остается формальным лидером, руководят всем делом находящиеся за сценой «теневики».

Вообще говоря, супружеская власть — весьма сложное явление. Казалось бы, она зависит от материальных факторов, психологические и моральные как бы отходят на второй план. На самом деле это лишь видимость. Сила любви одного партнера к другому как и степень потребности одного в другом могут сыграть решающую роль. Ученые выяснили: тот из супругов, кто в меньшей мере заинтересован в другом, и будет доминировать в браке. Если женщина и сильнее испытывает потребность в любви, а чаще всего так и происходит, то она займет подчиненную позицию. Зависимость жены от мужа во многом объясняется ее терпимостью к фактам насилия.

Вместе с тем женщины агрессивнее в выражении своих эмоций: где криком, где плачем, они добиваются того, что мужчина уступает просто для того, чтобы не связываться с ними. В исследованиях неоднократно выяснялось, что женщины нередко критикуют мужа в присутствии посторонних, знакомых, друзей или родственников. Имея реальную власть в семье, жены используют ее в ущерб супружеским взаимоотношениям.

Роль женщины в принятии решений явно сегодня возрастает. Практически во всех сферах семейной жизни жена чаще, нежели муж;, принимает решения. В молодых семьях решения чаще принимаются на демократической основе, а в семьях старшего поколения жены единолично организуют досуг. Муж принимает чаще экономические решения, а жена — за организацию досуга, выбор знакомых и воспитание детей.

Для женщин функция лидера — фактически дополнительная нагрузка, которая добавляется к домашней работе и воспитанию детей. Но вот парадокс: женщина одновременно устает от своего лидерства и постоянно его добивается. Она стремится к верховенству и в то же время проявляется четкая зависимость: в семьях, где женщина — лидер, она меньше удовлетворена браком.

Для супруга, у которого меньше власти, важнее правильно понимать того, у которого ее больше, нежели наоборот. Поэтому муж, как правило, следит за тем, правильно ли понимает его поведение жена. Наделенный большей властью супруг позволяет себе больше свободы действий, чем другой. В то же время он жестко контролирует поведение подчиненного супруга, чем свое собственное. У молодых супругов жены чаще понимают своих мужей, чем те их. Женщины, в силу своей эмоциональной природы, в большей мере самораскрываются в браке, чем мужья.

Структура власти в семье, сложившаяся на первом этапе ее жизненного цикла, возможно, позже претерпевает незначительные изменения. Одни привыкают командовать, другие — подчиняться.

5.9. Развод

Совсем недавно, в начале XX века, расторжение брака было явлением редким, сегодня оно стало массовым. Рост коэффициента разводимости наблюдается практически во всех странах — бедных и богатых, западных и восточных, северных и южных.

Расторжение брака (развод), прекращение брака при жизни супругов. В России осуществляется по заявлению одного или обоих супругов в судебном порядке, а при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, в органах загса.

Разводимость, в демографии — частота расторжения браков. Измеряется числом разводов на 1000 жителей в год или на 1000 существующих супружеских пар.

США и Россия занимают соответственно первое и второе место в мире по уровню разводимости, существенно опережая другие индустриальные страны. В России этот процесс был подстегнут изменением в 1965 брачно-семейного законодательства, существенно упростившего процедуру развода.

Таблица 8

Абсолютные числа разводов и общие коэффициенты разводимости в США и СССР,

1940—1988 гг.*


* Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995. С. 69.

Постоянный рост разводов на протяжении нескольких десятилетий породил в США мнение о кризисе семьи как социального института. Пик таких разговоров пришелся на начало 70-х годов. Однако в конце 70-х наметился ренессанс семейных ценностей. Возникло так называемое просемейное движение. Сегодня большинство американских социологов перестали драматизировать ситуацию и перешли к ее серьезному анализу. Россия также переживает неблагоприятные для семьи времена. И здесь высок уровень разводимости. Однако экономический кризис пока не позволяет стабилизировать ситуацию и принять меры по оздоровлению семейных ценностей. Тем не менее, считают специалисты, такое время придет, хотя, быть может, и с опозданием.

Одним из первых декретов советской власти, принятых еще в декабре 1917, был Декрет о разводе. Первый советский кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г. предполагал простую процедуру развода. Затем она усложняется. В послевоенные годы принята двухступенчатая процедура расторжения брака с обязательным рассмотрением дела в суде и публикацией о факте развода в печати. Прочная семья удерживалась административно-принудительными средствами. В ходе либерализации общественной жизни 60-х годов упростилась и процедура развода.

В США переход к легализации разводов, а затем и к упрощению бракоразводной процедуры протекал более последовательно. Начался он раньше, чем в России: в XIX веке представления о святости и вечности брачных уз разрушились под натиском промышленной революции. Основанием для развода стало судебное доказательство вины одного из супругов. Виновный супруг лишался права на воспитание детей. Материальное обеспечение бывшей жены в форме алиментов стало наиболее частым исходом бракоразводного процесса. В 70-е годы XX века принцип судебного признания вины был заменен более либеральной процедурой. В числе оснований для развода появились такие, как психологическая или сексуальная несовместимость, фактическое отсутствие супружеских отношений и т. п. Воспитание детей перестало делегироваться исключительно матерям, как это было раньше. Теперь действует принцип максимального учета интересов ребенка. Супруги получили равные права на совместно нажитое имущество.

В России закон постулирует равенство прав родителей на ребенка, хотя по сложившейся традиции дети после развода чаще достаются матери.

В то время как юристы способствуют увеличению числа разводов, делая их доступным и легким мероприятием, экономисты «помогают» укреплять семью. Конечно, не они устраивают опустошительные кризисы и депрессии, но научно установлено, что в трудные времена люди крепче жмутся друг к дружке, ищут психологическую опору в семье и реже разводятся. Чуть только полегчает, появились лишние деньги на ресторан или любовниц, как тут же начинаются проблемы с браком.

Чем богаче страна, тем потенциально она стоит ближе ко всеобщему распаду института брака и семьи. Разумеется, это абстрактная тенденция. В жизни так не бывает. В жизни существуют нравственные каноны, стремление людей жить в коллективе, наконец, существует СПИД. Благополучная Америка еще недавно переживала волну сексуальной революции — молодежь распустилась донельзя. Приструнил их СПИД, а точнее риск получить неизлечимую болезнь от случайной связи на стороне. Сегодня американцы переживают пуританскую революцию — все они поголовно стали блюстителями строгих семейных нравов.

Иногда складывается впечатление, что супруги, заключив брак, всю жизнь ждут развода. Подобное происходит, когда совместное существование им невмоготу. Тогда развод становится благом для двоих. Но чаще развод является благом для одного и несчастием для другого. Дело в том, что мужчина и женщина проходят разные циклы удовлетворенности и разочарования браком. Колебания этих циклов не совпадают.

После 6 лет совместной жизни муж отстраняется от семьи, жена важна ему в качестве хозяйки и друга. У женщин же все наоборот: по мере взросления детей возникает потребность в эмоциональной привязанности. Разногласия на этом этапе и приводят к возникновению неудовлетворенности браком. Но после 18 лет совместной жизни удовлетворенность вновь возрастает за счет взаимной потребности в духовном общении.

Мотивы развода — это субъективные причины, названные самими разводящимися или экспертами. Мотивы отражают только те чувства, которые переживали супруги на период развода, а не реальные проблемы, которые привели к нему. Об этом хорошо знают отечественные социологи, которые основывают свои исследования на материалах бракоразводных дел. Известно, что в суде супруги нередко называют не реальную причину распада брака, а мотив, облегчающий бракоразводную процедуру. Среди них наиболее популярными являются следующие:

  1. отсутствие общих взглядов и интересов;
  2. несходство характеров;
  3. любовь к другому человеку;
  4. супружеская неверность;
  5. алкоголизм и связанные с ним грубость и побои;
  6. отсутствие нормальных жилищных и материальных условий;
  7. вмешательство родителей в семейные дела супругов.

В США в качестве мотива чаще всего называется внебрачная сексуальная связь. На 2 месте — личностные и материальные проблемы, на 3 — недостаток общения, на 4 — ощущение недостаточной любви.

Причины развода и мотивы развода — вещи, как оказывается, разные. Первые объективны, вторые субъективны. Первые действуют как бы помимо воли и сознания людей. Они подчиняют их волю себе. Например, недостаточная жилплощадь, отсутствие денег, проживание с тещей, жена-грязнуля и т.д., вполне могут стать причиной развода. Но во многих из них люди не признаются. Они расскажут социологу совсем о другом. Каждый стремится выглядеть лучше. Даже наедине с собой мы не всегда признаемся в правде и стараемся рационализировать свои поступки.

Надо учитывать еще и третьего героя драмы — повод к разводу. Это какой-либо пустяк, который переполнил чашу терпения и послужил сигналом к активным действиям. Супруги повздорили из-за неглаженной рубашки мужа, из-за того, что некому отвести ребенка в садик, из-за очередного «наезда» тещи и т. п. Поссорились и бросились в загс писать заявление о разводе. Многие, конечно, одумываются. Но кое-кто стоит «на принципе» и не хочет сдаваться. В результате — трагедия на всю жизнь.

5.10. Последствия развода

Среди специалистов нет однозначного мнения о том, как сказывается развод на родителях и детях. Для кого-то развод превращается в серьезный жизненный кризис, вызывает тяжелый стресс, для других это освобождение, начало изменений к лучшему. Если муж — законченный пропойца, все тащит из дому и только развращает детей, то для женщины лучше развестись и попытаться построить жизнь еще раз.

Последствия развода для взрослых. Как бы то ни было, развод не проходит бесследно. Он сказывается и на эмоциональном благополучии человека, и на состоянии его здоровья; порождает серьезные юридические проблемы; осложняет экономическое положение разведенных; изменяет взаимоотношения с ближайшим социальным окружением; ставит острые проблемы, связанные с выполнением родительских ролей. Разведенным приходится одновременно адаптироваться к распаду брака и формировать новый стиль жизни.

Известно, что заболеваемость и смертность разведенных выше, чем состоящих в браке. Имеются данные, подтверждающие прямую связь между распространенностью разводов и частотой самоубийств. Среди тех, кто страдает психическими расстройствами всех типов, доля разведенных значительно превышает долю состоящих в браке.

Разного рода заболевания нередко следуют за наиболее стрессогенными событиями в процессе распада брака. Результаты американцев показывают, что разведенные больше подвержены алкоголизму, чем семейные. Напротив, данные, российских ученых свидетельствуют о противоположном влиянии развода на потребление алкоголя.

Финансовый статус разведенных хуже, чем состоящих в браке. В США и России, которые сравнивали авторы книги «Семья на пороге третьего тысячелетия» (М., 1995), развод сильнее сказывается на женщинах. Их экономическое благосостояние зависит от брачного статуса. Оно ухудшается в результате развода и улучшается, если женщина вступает в повторный брак.

Негативные последствия развода особенно болезненны для молодых матерей и пожилых женщин. Одинокие женщины с детьми чаще других попадают в группу бедных и работают полный рабочий день. У них выше уровень стресса, они чаще выражают беспокойство по поводу недостатка времени, денег и сил для ухода за детьми.

Пожилых женщин порой называют уволенными домохозяйками из-за их неспособности найти на рынке труда работу, обеспечивающую им необходимый прожиточный минимум. Многие из них вообще нигде не работают, другие заняты лишь частично. Разведенные женщины вынуждены менять лучшую квартиру на худшую, ужиматься в потребностях, продавать нажитое, устраиваться на непристижную работу, отказываться от привычного образа жизни, а иногда и от старых друзей (прежде всего друзей мужа). Резко сужается разнообразие форм проведения досуга, а многие коротают его в одиночестве. В исследованиях респонденты жаловались на то, что стесняются в одиночку появляться в театре, на выставке, в гостях. В США и России развод вызывает беспокойство у ближайшего окружения. Друзья начинают рассматривать разведенных как «дурной пример» и угрозу прочности собственному браку.

Американские ученые установили, что распад брака прямо связан с бедностью: после развода доход 30% женщин упал настолько, что они попали в категорию бедных. Оказывается, они не в состоянии зарабатывать достаточно денег, чтобы компенсировать утрату заработка мужа, а также покрывать расходы на ребенка даже с учетом получения алиментов, которые выплачиваются нерегулярно и невелики по размерам. В России проблема осложняется необходимостью делить жилье, которого и так не хватает. В результате какое-то время после развода 70% бывших супругов вынуждены проживать в одной квартире. Но и после разъезда часто приходится менять благоустроенную 2—3-комнатную квартиру на однокомнатную квартиру или комнату в коммуналке. По данным И. Зариньша, 25% разведенных супругов не вступали в повторный брак из-за отсутствия отдельной квартиры*.


* Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995. С. 81—83.

Но и в Америке есть что делить. Самая дорогая часть имущества, дом, и в США, и в России остается у женщины с детьми. В одних случаях бывшая жена должна выплатить мужу причитающуюся ему часть стоимости дома, в других дом продается, а вырученные деньги делятся. Разделу подлежат также домашняя утварь и мебель, автомашины, акции и другие ценные бумаги и накопления. У мужей чаще, чем у жен, оказываются всевозможные накопления — пенсии, страховки, различные виды социального обеспечения. Они сохраняются за сильной половиной, которая, правда, должна расплатиться по семейным долгам.

Состояние психологической опустошенности, эмоционального стресса и панического страха, наступивших после развода, ученые называют «травмой развода». Сюда включаются и те нарушения в психике, поведении, ценностном мире родителей или детей, которые произошли после развода и были им спровоцированы. «Травма развода» усиливается с увеличением возраста разводящихся и стажа брака. Согласно данным, женщины сильнее переживают распад брака, чем мужчины. Но зато они и приходят в себя быстрее, легче переносят одиночество. Это присуще и России, и Европе, и Америке.

Восстановление психического равновесия и приспособление к новым социальным условиям называют адаптацией к послеразводной ситуации. У мужчин и женщин, молодых и старых, бедных и богатых, представителей разных культур она происходит неодинаково. В американской культуре крушение семьи рассматривается как серьезная неудача в личной жизни, а неудачники не вызывают сочувствия у окружающих. Прежде всего это относится к мужчинам. Они острее чувствуют свою долю отвественности и дольше выходят из кризиса.

Напротив, в России развод считается серьезной социальной и нравственной драмой, причины которой не всегда зависят от самих людей. Разведенным сочувствуют, они получают утешение и моральную поддержку.

Молодые люди быстрее обретают эмоциональное равновесие и привыкают к новому стилю жизни. У них лучше перспективы для вступления в повторный брак. Психическое самочувствие оказывается более тяжелым в тех случаях, когда предразводный период непродолжителен, когда инициатива развода принадлежит другому супругу; когда сохраняется любовь к партнеру. Последнее встречается достаточно часто. По данным Н.Я. Соловьева и Т.А. Гурко, немалая доля бывших мужей и жен сожалеют о разводе и желали бы вернуться в прежнюю семью*.


* Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995. С. 81.

Последствия развода для детей. Некоторые ученые полагают, что развод не привлекал бы к себе столь пристального внимания, если бы не затрагивал благополучия детей. Около 60% разводящихся пар в США и России имеют несовершеннолетних детей. Однако наличие детей не удерживает родителей от развода. Ежегодно 1 млн детей в США и более 500 тыс. в России остаются с одним родителем.

Мало кто из детей хочет, чтобы их родители развелись. По данным российских психологов начала 80-х годов, одно из трех самых заветных желаний опрошенных ими детей младшего возраста — чтобы у всех были папы и мамы. У многих детей чувство обиды, вызванное разводом, проявляется особенно остро, если кто-то из родителей вступает в повторный брак.

Дети страдают от развода родителей, но его воздействие на них ослабевает с течением времени и многие возвращаются к привычному образу жизни. В США разведенные отцы часто не принимают участия в жизни своих детей и значительное число не оказывает должной финансовой помощи. В СССР ситуация была схожей: отцы после развода порывали связи с детьми. Причем чем моложе ребенок, тем меньше вероятность того, что отец будет участвовать в его воспитании на постоянной основе.

Еще больше эта вероятность снижается в случае девочек. СССР — общество, познавшее феномен безотцовщины в двух поколениях (потери в двух мировых войнах), сейчас стоит перед опасностью сознательного отстранения отцов от воспитания детей в третьем поколении. Разводы — фактор морального и материального ущемления детей.

Известно, что личность человека формируется с ранних лет. И если в детстве ребенок был лишен тепла родительской любви, он может вырасти моральным уродом. Нередко эти люди бывают упорными и трудолюбивыми, но при этом — холодными и жесткими. Или просто несчастными. Незаконнорожденные и нелюбимые дети, к сожалению, частое явление в истории. Об этом свидетельствуют биографии знаменитых людей.

Сегодня среди ученых начинает преобладать точка зрения, что развод не отрицает института брака. Он отрицает определенный тип отношений в браке — отношений, построенных на нелюбви супругов, авторитарном подавлении одного другим, унижении личного достоинства и неравенстве полов. Развод играет фундаментальную роль в жизни общества. Он символизирует свободу личности. Без него брак превратился бы в принудительное сожительство. Если человек не нашел счастья в браке, ему нужно предоставить шанс попытаться сделать это еще раз.

Нельзя запретить разводы, как нельзя запретить увольнения с предприятия. То и другое равносильно закрепощению личности. Следует более осмысленно подходить к выбору партнера и, когда он произошел, приложить максимальные усилия к воспитанию друг друга в браке. Брак крепок лишь тогда, когда каждый день люди работают над его укреплением. Здесь, как и в некоторых других важных сферах жизнедеятельности, огромную роль играет «труд души».

5.11. Семья и социальный класс

Сравнивая разные народы, в частности США и Россию, мы успели заметить, что между ними в отношении к семье и браку больше сходства, чем различия. Зачастую совпадает даже статистика. Народы сближаются, а социальные классы?

Социологи, изучающие институт семьи, не только в разных странах, но и в разных классах, подметили вот какую особенность: в отношении к семье гораздо больше различаются между собой социальные классы, нежели страны, принадлежащие к однотипной культуре (в данном случае европейской).

В Англии, Германии, России, США семьи из среднего класса гораздо больше занимаются осмысленным планированием внутрисемейных отношений, нежели рабочие семьи, а также семьи из самых низов общества. Дети в среднем классе заканчивают среднюю школу, колледж и университет. Следуя примеру родителей, они целенаправленно строят свою карьеру, продвигаясь все выше и выше. Они — дисциплинированные и квалифицированные работники, законопослушные граждане, заботливые родители. Гораздо меньше эти качества проявляются в низшем классе.

Семьи рабочих не только многочисленнее семей среднего класса. Они различаются степенью и проявлением родительского авторитета, личным участием в воспитании детей, ориентацией на колледжи, карьеру, взглядами на ухаживание, половую жизнь, брак и семью.

В рабочих семьях свободнее выражают агрессивность по отношению к детям. Наказания чаще физические. Они подавляют ответную реакцию и волю к неповиновению. Родители не стремятся понять мотивы поведения детей, не копаются в их внутреннем мире. У них меньше времени для воспитания, поэтому детям предоставлена большая независимость. Взрослые не планируют своего будущего, не воспитывают этих качеств они и у своих детей.

Ниже приведена сравнительная таблица некоторых характерных особенностей, присущих семьям рабочего и среднего классов.

Таблица 9

Семья и социальный класс

Если проводить межстрановую аналогию дальше, то вот какое отличие обнаружится. Целенаправленное планирование семейных отношений, если можно так выразиться, гуманистическая модель семьи, в европейских и североамериканских странах присущи не только среднему, но и высшему классу. Высший класс в еще большей степени заботится о незапятнанности имиджа семьи и клана, репутации рода. Это и понятно: на протяжении многих столетий там складывалась аристократия, ориентированная на статус и честь.

В России такая модель присуща главным образом среднему классу, поскольку именно он — социальная основа русской интеллигенции, высокие нравственные принципы которой известны всему миру. Она очень мало свойственна рабочему классу и высшим слоям общества. О высшем российском классе надо сказать особо. Во-первых, он крайне неоднороден, наряду с истинной интеллигенцией в нем присутствуют многочисленные добавки из таких групп и слоев населения, которые не отличаются высокой культурой взаимоотношений. Сатирический образ «новых русских», разговаривающих по мобильному телефону в партере театра, путающих имена литературных классиков (либо их вовсе не знающих) — наглядное доказательство неприобщенности части (какой именно, никто не знает) высшего класса к гуманистической модели семьи, построенной на высоких нравственных принципах. Во-вторых, богатые нувориши, ослепленные блеском золота, нередко сходят с ума от неожиданно открывшихся возможностей. «Новые русские», попавшие на престижные западные курорты, встречающиеся с западными дипломатами и представителями высшего света, поражают их дикостью нравов.

Видимо, на становление достойной модели семьи высшему классу в России потребуются еще многие десятилетия. По мере того, как в стране начнет формироваться настоящая аристократия — и духа, и крови, — мы можем ожидать серьезных сдвигов в типе семейных отношений на самом верху социальной пирамиды.

* * *

Брак, с точки зрения социального воспроизведения общества и его нравственной чистоты, это самое гениальное изобретение человечества. По христианской морали, настоящая любовь начинается только в браке, где индивид полностью раскрепощен и доверился другому. Семья — спасительная гавань в жизненных перипетиях. Когда в обществе кризис, на улицах разгул преступности, в магазинах все дорого, на работе идут сокращения, родной дом становится самым нужным, самым желанным и любимым местом на свете.

Ключевые понятия:

жизненный                                      домохозяйство                                    семья

цикл семьи

сватовство                                      ухаживание                                       свидание

знакомство                                     помолвка                                         брак

нуклеарная                                     родительская                                      новообразованная

семья                                          семья                                                     семья

родство                                        лидерство в семье                                 развод

мотивы                                         причины                                          последствия

развода                                        развода                                          развода

NB

• Пять основных потребностей социальных институтов:

  1. потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
  2. потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
  3. потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);
  4. потребности в передачи знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);
  5. потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

• Напротив, если от института помимо пользы происходит вред, будем называть подобные действия дисфункцией.

Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие понятия, как социальные нормы, санкции, власть.

Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соотвествующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.

Обязанности свидетельствуют о том, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям. Права говорят о том, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей.

Санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы.

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.

 Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:

  1. регулируют общий ход социализации;
  2. интегрируют индивидов в группы, а группы— в общество;
  3. контролируют отклоняющееся поведение;
  4. служат образцами, эталонами поведения.

Внешний контроль — это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на неформальный (внутригрупповой) и формальный (институциональный).

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

Надзор — неосновной социальный институт  разрастается до размеров крупномасштабной социальной системы, покрывающей всю страну. В такую систему входят:

  1. сыскные бюро;
  2. детективные агентства;
  3. полицейские участки;
  4. служба осведомителей;
  5. тюремные надзиратели;
  6. конвойные войска;
  7. суды;
  8. цензура.

Типология методов контроля включает в себя, в одном случае, мягкие и жесткие, прямые и косвенные методы, в другом — общий и детальный контроль. Частным случаем последнего выступает надзор, который в тоталитарном обществе разрастается до крупномасштабной системы.

Социальная организация — это такой способ совместной деятельности людей, при котором она принимает форму жестко упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного на достижение конкретных целей взаимодействия.

Социальный институт — механизм или совокупность учреждений, связанных выполнением одной функции.

Целевая структура — система официальных отношений, определенных предписаниями, инструкциями, правилами, законами, распоряжениями, техническими нормативами, картами функциональных обязанностей, штатным расписанием. Она включает в себя:

  1. распределение функций (горизонтальная организация) между бригадами, участками, цехами, отделами (структура и способы их действия оформлены положениями, инструкциями и другими официальными документами);
  2. субординацию должностей (вертикальная специализация) — объем и меру ответственности в принятии решений на разных уровнях;
  3. систему коммуникаций, т. е. средства и каналы передачи информации, которая движется «сверху вниз» (передача распоряжений, указаний, заданий) «снизу вверх» (отчеты подчиненных) и по горизонтали (консультация и обмен мнениями равных по рангу).

Наука — самая сложная область интеллектуальной деятельности человека. Исторически она возникла позже религии, искусства, образования.

Основная функция науки — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цель научной деятельности — получение нового знания. Цель образования — передача нового знания новым поколениям людей, т. е. молодежи.

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Домохозяйством считается отдельный человек, семья или группа людей, совместно живущих и питающихся, но не обязательно имеющих родственные отношения.

Жизненный цикл семьи — последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи — начинается с заключения брака и кончается его расторжением.

Брак — институт, регулирующий отношения только супругов, а семья — институт, регулирующий еще и отношения между родителями и детьми.

Родство — совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком. Когда супруги соединяются узами брака, то в единую систему сливаются два родственных клана — родня жены и родня мужа.

Расторжение брака (развод), прекращение брака при жизни супругов. В России осуществляется по заявлению одного или обоих супругов в судебном порядке, а при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, в органах загса.

Разводимость, в демографии — частота расторжения браков. Измеряется числом разводов на 1000 жителей в год или на 1000 существующих супружеских пар.

Мотивы развода — это субъективные причины, названные самими разводящимися или экспертами. Мотивы отражают только те чувства, которые переживали супруги на период развода, а не реальные проблемы, которые привели к нему.

• Состояние психологической опустошенности, эмоционального стресса и панического страха, наступивших после развода, ученые называют «травмой развода».

• Восстановление психического равновесия и приспособление к новым социальным условиям называют адаптацией к послеразводной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы районного семинара по духовно-нравственному воспитанию школьников

Тема презентации: Духовно-нравственное воспитание школьников в классах казачьей направленности.Автор: Блоха А.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимо...

Современные средства контроля знаний учащихся (материалы педагогического семинара)

Анализ педагогических источников по проблеме, обзор традиционных средств контроля знаний, краткое описание соверменных способов контроля знаний учащихся....

материалы межмуниципального семинара

Материалы сборника  предназначены учителям естественно - научных дисциплин (химия, биология), английского языка и отражает опыт работы областной инновационной площадки «Ресурсный центр как ...

Материалы методического семинара "Дискуссии.Дебаты"

Теоретический материал по использованию дискуссионных форм обучения...

"Роль классного руководителя в организации антинаркотической профилактики в школе". Материалы к семинару классных руководителей.

Материал может быть использован для проведения семинара как для классных руководителей, так и для заместителей директоров по воспитательной работе школ. Цель: воспитание психологического иммунитета у ...

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ И ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ ПО СЕМИНАРУ Т.Э. ТЮТЮННИКОВОЙ.

Сообщение о методах работы на начальном этапе обучения музыке Т.Э.Тютюнниковой....

Материалы городского семинара "Педагогические компетенции"

Презентация к выступлению на городском семинаре...