конспекты по обществознанию 10-11класс (подготовка к ЕГЭ)
методическая разработка по обществознанию по теме
подготовка к ЕГЭ
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ Красноэховская средняя общеобразовательная школа
Елизарова Татьяна Павловна
Конспекты по обществознанию
для учащихся 10, 11 классов
(включает словарь трудных слов и выражений по обществознанию)
Учебное пособие
Красное Эхо – 2007
Учебное пособие подготовлено учителем МОУ Красноэховской средней общеобразовательной школы Елизаровой Т.П. в соответствии с программой подготовки к единому государственному экзамену по курсу «Обществознание», рекомендованной НМС по истории при Министерстве образования и науки.
Является авторским пособием нового типа, в котором тезисный стиль изложения тем сочетается с высокой информационной насыщенностью. Включает в себя словарь трудных слов и выражений по обществознанию.
Для учителей, учащихся старших классов школ и лицеев.
© Елизарова Т.П.
Оглавление
1 Общество. Сферы общественной жизни.
2 – Человек, индивид, личность.
3 – Человеческая деятельность и ее многообразие.
5 – Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
6 – Познание. Истина и ее критерии.
7 – Научное познание. Значение научной теории.
8 – Роль искусства в познании мира. Новаторство и традиции в культуре.
9 – Особенности социального познания, конкретно – исторический подход к социальным явлениям.
10 – Самопознание.
11 – Духовный мир личности (микрокосмос человека).
12 –Свобода в деятельности человека.
13 –Социальное взаимодействие и общественные отношения.
14 –Системное строение обществ: элементы и подсистемы.
15 –Основные институты общества.
16 –Многовариантность общественного развития.
17 – Общественный прогресс.
18 - Экономика и экономическая наука.
19 - Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
20 - Рынок труда. Безработица.
21 - Государственный бюджет.
22 -Роль государства в экономике.
23 - Экономика. Сопоставление различных экономических систем.
Словарь трудных слов и выражений по обществознанию
Подсистемы общества (сферы общественной жизни) взаимосвязаны и обусловливают друг друга
Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием общества и его культуры. Не каждый человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализация – процесс воздействия общества и его структур на индивида, в результате накапливается социальный опыт жизнедеятельности в обществе личность.
Социализация начинается в детстве продолжается в юности и зрелом возрасте.
Важно! – сумеет ли личность реализовывать себя в общественной жизни.
Социальный статус – положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.
Потребности человека определяются пирамидой Маслоу
Деятельность – форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.
Объект - то, на что направлена деятельность.
Субъект – то, что или кто ее осуществляет.
Цель средство результат
Мотив – желание удовлетворить потребность.
Цель средство результат
Потребности:
- физиологические
- социальные
- идеальные
Убеждения – играют огромную роль относительно целей.
Деятельность:
- Практическая – направлена на преобразование существующих объектов природы и общества
- Материально-производственная
- Социально-преобразовательная
- Духовная – ее содержанием является изменение сознания людей
- Позновательная деятельность
- Ценностно-прогностическая деятельность
- Прогностическая
Деятельность
Вся история человеческого общества – это история деятельности людей!
Общение – процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности; субъектами могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, сообщества и даже все человечество в целом.
Виды общения:
- Общения между реальными субъектами (людьми)
- С реальным субъектом и иллюзорным партнером (человек с животным)
- Реального субъекта и воображаемым партнером (общение человека с внутренним голосом)
- Общение воображаемых партнеров (литературных персонажей)
Основные формы общения:
- Диалог
- Обмен мнениями в виде монолога или реплик
Коммуникация – процесс взаимодействия между двумя и более субъектами с целью передачи некоторой информации.
Под социальными нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь.
Виды социальных норм:
- Нормы морали
- Нормы традиций
- Религиозные нормы
- Политические нормы
- Правовые нормы
Социальная санкция – реакция общества или соц. группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации.
Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе. – негативное социальное явление
Совокупность преступлений в социологии имеет особое название делинквентное поведение
Предварительный просмотр:
6– Познание. Истина и ее критерии.
Познание – процесс деятельности человека. Результат – получение нового знания об окружающем мире.
Виды познания:
- Обыденное
- Научное
- Философское
- Художественное
- Социальное
Субъект познания – познающий человек (в широком смысле – все общество)
Объект познания – познаваемый предмет (в широком смысле – весь окружающий мир)
3 основные формы чувственного познания:
- Ощущение
- Восприятие
- Представление
Рациональное познание – (от лат. разум) – осуществляется в формах:
- Понятие
- Суждение
- Умозаключение
Сущность процесса познания – получение объективного полного и точного знания об окружающем мире.
Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно.
Эмпирики – что это можно сделать при помощи ощущений.
Рационалисты – что критерием истины является разум.
Истина – соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
Характерные черты истины:
Объективная сторона – когда она существует в объективной реальности
Субъективная сторона
Истина:
- Абсолютная истина – низменное, установленное знание о каком-либо предмете или явлении.
- Относительная истина – неполное, ограниченное знание.
7– Научное познание. Значение научной теории.
Эмпирический
| Теоретический
|
Особый вид эксперимента – мыслительный эксперимент, который должен соответствовать законам науки и правилам логики | Научная теория кроме описательной функции выполняет еще функцию прогностическую |
Уровни научного познания
Научное познание отличается от обыденного:
- Стремлением к максимальной объективности
- Особым языком (научным)
- Специфическими способами обоснования истинности получения знаний
- Желание получить знания, важные для будущих поколений
8– Роль искусства в познании мира. Новаторство и традиции в культуре.
Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Предметом искусства является человек
Специфика искусства:
Прошлое искусство и духовная культура настоящее + создание нового духовного образа
9– Особенности социального познания, конкретно – исторический подход к социальным явлениям.
Познанием называют процесс деятельности человека, а результатом – получение новых знаний об окружающем мире.
- Субъект
от которого исходит знание
- Объект
на кого направлено познание
Цель социального познания – установление истины
Главный источник получения знания – социальная действительность, практика
Самопознание – это познание человеком самого себя.
Этапы самопознания: 1) самоузнавание 2) формулирование образа «Я» 3) самосовершенствование 4) самореализация (проявление «Я» в деле)
Самооценка
- Важнейшее внутреннее условие развития
- Уровень развития самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе
Саморегулирование – связано с волей человека, с его «энергетическим двигателем»
ей принадлежит особая роль
Это стержень всего процесса саморегулирования на всех этапах и включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования выбор средств его осуществления и влияет на интеграцию достигнутого эффекта поведения.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию 10-11класс(базовый уровень)
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования (под ...
Рабочая программа по обществознанию 10-11классы(профильное обучение)
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень)...
Опорные конспекты по обществознанию для подготовки к ОГЭ в 9 классе.
Данная методическая разработка содержит опорные конспекты по основным разделам курса обществознания для подготовки обучающихся к ОГЭ по обществознанию в 9 классе в соответствии с Кодификатором...
Геометрия 11класс .Подготовка к ЭГЭ
Решение задач по геометриии ,подготовка к ЕГЭ,С2(№14)...
Рабочая программа по обществознанию 10-11класс (204часа) по УМК Боголюбова
Рабочая программа расчитано на выпускников выбирающих предмет обществознание как профильный экзамен....
Краткий конспект по обществознанию для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ
Материал рассчитан для учителей и выпускников...
Рабочая программа по обществознанию 10-11класс
Здесь вы найдете: Планируемые результаты,Содержание,Тематическое планирование,КТП...