СМИ и их роль в современном обществе.
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему

Змеева Юлия Анатольевна

Урок обществознания в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smi_i_ih_rol_v_sovremennom_obshchestve_.docx41.35 КБ
Package icon smi_obshchestvo_8_klass_.zip2.92 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО (полностью)

Змеева Юлия Анатольевна

Место работы

МОУ «СОШ № 73» города Саратова

Должность

Учитель истории и обществознания

Предмет

Обществознание

Класс

8

Тема и номер урока в теме

СМИ и их роль в современном обществе. № 1.

Базовый учебник

Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010.

8. Цель  урока: Познакомить обучающихся   со средствами массовой информации, показать их многообразие, функции и роль в современном обществе. Способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся и формированию ответственности за свои убеждения.

9. Задачи: Обучающая

  1. Дать представление о СМИ.
  2. Выявить функций СМИ.
  3. Подвести учащихся к пониманию  воздействия   СМИ на формирование духовно-нравственной культуры человека и всего общества в целом.
  4. Выделить положительное и отрицательное  влиянии СМИ на человека.

Развивающая.

  1. Развивать умение систематизировать.
  2. Развивать умение анализировать.
  3. Развивать  творческие способности. 
  4. Развивать умения учащихся работать в группах.
  5. Развивать   навыки  монологической речи.

Воспитательная

  1. Воспитывать самостоятельность мышления.
  2. Способствовать формированию гражданской позиции учащихся.
  3. Продолжить формирование организационных навыков.
  1. Тип урока. Изучение нового материала
  2. Формы работы учащихся. Групповая, индивидуальная
  3. Необходимое техническое оборудование. ПК, проектор, экран.
  4. Структура и ход  урока

План.

  1. СМИ. Виды СМИ.
  2. Функции СМИ.
  3. Влияние СМИ на человека.

Вступление учителя.

(Слайд 1)

На протяжении нескольких уроков вы изучали духовную сферу жизни общества. Скажите, что включает в себя эта сфера? Сегодня на уроке вы познакомитесь ещё с одним важным её элементом – СМИ.

Тема урока. «СМИ и их роль в современном обществе»

(Целеполагание)

*О чем вы хотите и  можете узнать на данном уроке?

 (Слайд 2)

  1. СМИ. Виды СМИ.

(Слайд 3)

   Средства массовой информации  -

 учреждения, обеспечивающие сбор, обработку и   распространение информации в массовом  масштабе. http://voluntary.ru/dictionary/902/word/sredstva-masovoi-informaci 

Признаки СМИ

  1. массовость (применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);
  2. периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;
  3.  один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.

(Слайд 4) *Какие бывают СМИ?  (Беседа)

(Слайд 5)Учитель. Законодательство различает следующие виды  СМИ:  периодическое печатное издание (пресса),  радио, телевидение,  видеопрограмма, кинохроникальная программа,  иная форма периодического распространения массовой информации.

*Можно ли считать Интернет средством массовой информации? (Обсуждение)

Учитель.  Печатные издания — самый распространённый вид СМИ в РФ.                                                    

Ученик. Историческая справка. (Слайд 6)

Первая российская газета “Куранты” («вестовые письма»)  была рукописной. Отдельные её выпуски появились ещё в июне 1600 года.  Газета начала постоянно выходить в Москве в 1621 году для информирования царя Михаила Фёдоровича и боярской думы о событиях иноземной жизни. Первая настоящая газета – “Ведомости” (декабрь 1702-1727) создана по Указу Петра Первого. Цель издания – пропаганда внешней и внутренней политики государства. В 1720 г. в газете появился первый репортер, который собирал и готовил к печати сведения о русской жизни, прежде всего – придворной жизни. Это был Яков Синявич. Он готовил сообщения об успехах российской экономики, давал информации об ассамблеях, гуляниях и празднествах. Важной фигурой в газете был переводчик, готовивший переводы материалов из иностранных газет для публикации в “Ведомостях”. Газета продавалась, но особым спросом не пользовалась. Перестала издаваться через два года после смерти Петра I.  Около полувека  правительство России непосредственно и при посредничестве Академии Наук держало в своих руках монополию на прессу и лишь в конце пятидесятых годов XVIII в.  появилось первое частное издание. Ежемесячный журнал “Трудолюбивая пчела”  издавался Александром  Сумароковым. Был преимущественно литературным.  «Модное ежемесячное издание или Библиотека для дамского туалета” (1779) – этот журнал можно считать первым изданием, адресованным женской аудитории.  В журнале публиковались произведения приятные, забавные, занимательные. Это были анекдоты, загадки, песни, эпиграммы, шарады. В остальном же это было чисто литературное издание. “Детское чтение для сердца и разума” Николая  Новикова (1785 год) был первым детским журналом и издавался еженедельно. Выходил в течение 5 лет. Это было просветительское издание.

Учитель. Согласно отчетным документам  Роскомнадзора, на начало 2012 года общее количество зарегистрированных СМИ составляло 89 173, из них печатных — 65 596.                                                                                                                    *Какие Российские газеты и журналы читаете Вы? (Обсуждение)

*Используя информацию, полученную в ходе беседы, а также набор газет и журналов, который  есть у каждой группы,  проведите  систематизацию печатных  СМИ и представьте в виде кластера (кластеров).

Работа по группам. Представление схем.

*Какой вывод вы можете сделать на основе полученных данных?  На что ещё вы обратили внимание, рассматривая газеты и журналы?     (*Какие вопросы у вас возникли? Что вам неясно?)   Слайд 7

*Рассмотрим проблему, свойственную не толко печатным СМИ.  Накануне учебного года всех встревожила судьба м/ф «Ну погоди». Кто из вас в курсе сложившийся вокруг м/ф ситуации? (Беседа)

Слайд 8  * Что это?  Какое отношение имеет к СМИ?

*Если вы захотите воспользоваться газетой или итернетсайтом  как источником информации, каких  правил необходимо  придерживаться? (Обсуждение)                                      Есть несколько простых правил взаимодействия с прессой:

  1. Вы должны понимать, кто издает газету, какова сегодняшняя репутация этого издания на рынке масс-медиа.
  2. Если человек действительно хочет понять ту или иную проблему ему  необходимы несколько источников информации.
  3. Важно уметь различать факты и мнения. Слайд 9

Задание. Слайд 10

Переход с двухлетнего срока службы в армии по призыву на годичный начался в 2006 году. С осени 2007 года молодых людей стали призывать в армию на 18 месяцев, а с 1 января 2008 года — на год. Председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов считает, что сокращение службы до одного года было политическим решением, и это плохо влияет на боеготовность армии.  Депутаты постараются заинтересовать  нового министра обороны Сергея Шойгу идеей увеличить срок службы в армии по призыву с одного года до полутора лет.        

*Определите,  какие предложения содержат  фактические сведения, а какие -  оценочные суждения.

Учитель. Наиболее популярный вид СМИ – телевидение. 1 октября 1931 г. в СССР началось регулярное телевизионное вещание. Общее количество телеканалов в России сегодня около  330.   (Слайд 11) Телепередачи бывают нескольких видов:

  1. Новостные  
  2. информационно-аналитические
  3. Спортивные
  4. Научно-популярные
  5. Детские
  6. Фильмы и телесериалы
  7. Развлекательные (музыкальные, реалити и  ток-шоу, юмористические)     и многие другие.

*Обменяйтесь информацией о ТВ передачах, которые вы смотрите, сгруппируйте их по видам. Определите, каково  процентное соотношение различной информации. Представьте  результаты в виде круговой диаграммы. 

Представление результатов работы в группах

*Какой вывод можно сделать на основе полученных данных?

*Сколько  времени вы проводите перед экраном телевизора? Определите средний показатель времени, проводимого перед экраном ТВ в будни и выходные по группе.

*Что можно предложить подросткам взамен времяпрепровождению  перед ТВ?

  1. Функции СМИ.

В современном мире  СМИ играют важную роль, они  выполняют ряд общественнозначимых функций. (Слайд 12)

*Предлагаю  определить  функции СМИ  по  их характеристике, содержанию. Для этого воспользуйтесь текстом приложения 1.  (Название функции запишите на листе, разместите на доске)

Слайд 13

  1. Влияние СМИ на человека.

СМИ - это продукт массовой культуры, следовательно, влияние на человека оказывают огромное, причем  это влияние носит противоречивый характер. *Предлагаю,   используя иллюстративный ряд,  высказывания авторитетных людей о СМИ (приложение 2), свой личный опыт определить позитивное и негативное  влияние СМИ, результаты  записать. 2 группы – подберут аргументы в пользу положительного воздействия СМИ, 2 другие – отрицательного. (Слайд 14-19) Результаты работы групп размещаются на доске.

*Какой вывод можно сделать исходя из полученной картины? (Обсуждение)

*Каким образом человек может уменьшить вредоносное влияние СМИ?  (Обсуждение) (Слад 20)

  1. Закрепление.

В чем личная значимость для вас содержания сегодняшнего  урока. Каждый выскажитесь кратко.

Оцените вклад каждого в работу группы, используя 10-балльную шкалу.

  1. Домашнее задание. (Слайд 21)

Выступить в роли журналиста.  Жанр: проблемная статья, интервью, репортаж (на выбор)/ Тема: «Выбираем профессию»

Приложение 1.

  1. Данная функция является важнейшей. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемые  и передаваемые  масс-медиа сведения  включают не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

  1. Эта   функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации; в пропаганде ценностей, отношении к миру, людям, в приобщении к культуре и искусству, к этическим и эстетическим нормам.

  1. На сегодняшний день в большинстве своем люди обращаются к СМИ именно за этим. Различные ток-шоу, игры, ситкомы, анекдоты, байки и кроссворды – это то, без чего мы уже не можем представить ни газет, ни телевидения.

  1. Реализация СМИ данной функции  позволяет личности адаптироваться к социальной действительности,  усвоить  нормы, образцы поведения.  В демократическом обществе важнейшая задача СМИ — массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты.

  1. «Четырех враждебно настроенных газет надо бояться больше, чем тысячи штыков», – так когда-то сказал Наполеон. На основе получаемой информации граждане приобретают представление  о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Во многом благодаря СМИ мы предпочитаем или отвергаем какого-то  политического деятеля, героя реалити-шоу.

  1.  Объектом внимания масс-медиа являются и президент, и правительство, и королевские особы, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ. Они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

  1. СМИ обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

Приложение 2

Телевидение – это клей, с помощью которого соединяется огромное количество людей. ТОМ СТОППАРД (Британский драматург, киносценарист, критик)

Телевидение – это коварная бестия, это горгона Медуза, которая ежевечерне превращает в неподвижные камни миллиарды человек, это призывно поющая сирена, которая обещает много и не даёт почти ничего.   РЭЙ БРЕДБЕРИ в 1953 году (Писатель)

Говоря о вреде телевизора, нужно в первую очередь говорить о том вреде, который телевизор наносит физическому здоровью. Ведь когда человек смотрит телевизор, кровь отливает от мозга. Хотите сказать, что это полезно?   СЭМ РОКУЭЛЛ, актёр

Мы – миссионеры цивилизации, коммуникаторы культуры – относимся к читателю всерьёз. Публикуя эссе и фотографии, мы отправляем службу магического приобщения человека к искусству, пребывая в надежде, что, быть может, это приобщение изменит человека к лучшему.  АЛЕКСАНДР ЛИБЕРМАН, с 1962 по 1994 год редакционный директор Vogue, Glamour, GQ и других,. GQ, 2007, № 4, страница 170

Задача газет – комментировать, объяснять, критиковать, продвигать политику. Задача газет – предупреждать и предлагать новые идеи. Задача газет – иметь мнение. 
АКСЕЛЬ ШПРИНГЕР (Немецкий журналист).Цитата по: «Новая газета», 2007, № 66, стр.18

Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво — и в полном соответствии с его взглядами.    Гилберт Честертон (Английский журналист и писатель)

                                                 

Рекламные объявления содержат единственные правдивые сведения, которые можно найти в газетах.     Т. Джефферсон (Политический деятель, дипломат)

Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает.  В.О. Ключевский (Историк)

Телевидение зловредно не по сути, а по содержанию. Сотни каналов нескончаемой дребедени – вот в чем язва этого прибора, ежедневно совершающего насилии над нашими глазами и душой. Словно жемчужину в горе мусора, приходится вылавливать в нескончаемой веренице каналов и программ что-нибудь стоящее внимания, что-нибудь, дающее пищу не только моргательному рефлексу, но и чему-то ещё, для чего мы наверняка живем. Борис Кригер (русский писатель Канады, философ, поэт)

Два величайших изобретения в истории: книгопечатание, усадившее нас за книги, и телевидение, оторвавшее нас от них.  Жорж Элгози (Французский театральный критик)

В наше время люди узнают, что они думают, по телевизору. В. Пелевин (Писатель)

Сейчас телевизор - лучший друг человека. Он тебя и выслушает, если надо, и сам тебе пожалуется на все, что у него за день в мире приключилось. Борис Кригер (русский писатель Канады, философ, поэт)

Тот досуг, который был украден у человечества телевидением, уже ничто не сможет восполнить. Тысячи прекрасных дел и мыслей сгорели, не родясь, в волнах, исходящих от наших голубых экранов. Борис Кригер (русский писатель Канады, философ, поэт)



Подписи к слайдам:

Средства массовой информации (СМИ) и их роль в современном обществе
План урока
СМИ. Виды СМИ.Функции СМИ.Влияние СМИ на человека.
Средства массовой информации (mass media) - учреждения, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. (Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998) http://voluntary.ru/dictionary/902/word/sredstva-masovoi-informaci
Законодательство различает следующие виды СМИ:
периодическое печатное издание (пресса), радио, телевидение, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Существующие в журналистике деления периодической печати:
По региону распространения (транснациональная, национальная, региональная, местная пресса);По учредителю (государственная и негосударственная пресса);По содержанию (универсальные и специализированные)По жанрам (общественно-политические, отраслевые, рекламные и т.д )
Газетная утка  — непроверенная или преднамеренно ложная информация, опубликованная в средствах массовой информации с корыстной или иной целью. 
http://dic.academic.ru/
http://dic.academic.ru
Ф А К Т
М Н Е Н И Е
Факт (лат. Factum —свершившееся) — знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена.
Мнение - суждение по какому-то поводу, точка зрения на какой-то объект, оценка.
1.Переход с двухлетнего срока службы в армии по призыву на годичный начался в 2006 году. 2. С осени 2007 года молодых людей стали призывать в армию на 18 месяцев, а с 1 января 2008 года — на год. 3. Председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов считает, что сокращение службы до одного года было политическим решением, и это плохо влияет на боеготовность армии. 4. Депутаты постараются заинтересовать нового министра обороны Сергея Шойгу идеей увеличить срок службы в армии по призыву с одного года до полутора лет. *Определите, какие предложения содержат фактические сведения, а какие - оценочные суждения.
Телепередачи бывают нескольких видов:
Новостные Информационно-аналитические СпортивныеНаучно-популярныеДетскиеФильмы и телесериалыРазвлекательные (музыкальные, реалити и ток-шоу, юмористические) и многие другие.
Обменяйтесь информацией о ТВ передачах, которые вы смотрите, сгруппируйте их по видам. Определите, каково процентное соотношение различной информации. Представьте результаты в виде круговой диаграммы.
ФУНКЦИИ СМИ
Функции СМИ
Влияние СМИ на человека

СМИ приносят пользу человеку и обществу
СМИ наносят вред человеку и обществу
Важно
научиться видеть полезную информацию, отбирать ее, извлекать полезное начало, т.е. критически осмысливать; узнавать об авторе больше: кто он, его достижения, степень компетентности в том или ином вопросе; быть сдержанным в потреблении развлечений, ибо они уводят нас от реального мира.
Домашнее задание
Выступить в роли журналиста. Жанр: проблемная статья, интервью, репортаж (на выбор)Тема: «Выбираем профессию»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль толерантности в современном обществе.Позволь другим быть другими.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах. Толерантность предполагает принять других такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. К такому выводу пришли ученик...

Доклад о роли учителя в современном обществе

Стремительно меняющееся образование  заставляет и педагогов идти в ногу со временем...

Роль воспитания в современном обществе. Есть мнение, что в современном мире хорошее воспитание – только помеха...

Есть  двери, в которые не только заходить, но даже и стучаться не стоит, потому что за ними нет тех людей, с которыми мне по пути!...

Функции образования и их роль в современном обществе

Окружающий нас мир постоянно меняется, совершенствуется. Вместе с ним совершенствуется общество и человек. С изменением общества меняется и понимание «образованности». Современную эпоху часто определя...

Позиция педагога дополнительного образования на его роль в современном обществе.

Позиция педагога дополнительного образования на его роль в современном обществе....

Некоторые виды английского сленга и его роль в современном обществе.

Сленг, в частности, в английском языке, имеет свою неповторимую окраску.Ему присуща краткость, выразительность. В среде молодежи сленг особенно укоренился, ведь с помощью тех или иных слов можно зашиф...

Просмотровое чтение и его роль в современном обществе

Просмотровое или ознакомительное чтение — это беглый просмотр, быстрое чтение. Ваша цель – это общий обзор материала, чтобы понять, какая общая информация содержится в разделе....