СМИ и их роль в современном обществе.
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему
Урок обществознания в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smi_i_ih_rol_v_sovremennom_obshchestve_.docx | 41.35 КБ |
smi_obshchestvo_8_klass_.zip | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО (полностью) | Змеева Юлия Анатольевна | |
Место работы | МОУ «СОШ № 73» города Саратова | |
Должность | Учитель истории и обществознания | |
Предмет | Обществознание | |
Класс | 8 | |
Тема и номер урока в теме | СМИ и их роль в современном обществе. № 1. | |
Базовый учебник | Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. |
8. Цель урока: Познакомить обучающихся со средствами массовой информации, показать их многообразие, функции и роль в современном обществе. Способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся и формированию ответственности за свои убеждения.
9. Задачи: Обучающая
- Дать представление о СМИ.
- Выявить функций СМИ.
- Подвести учащихся к пониманию воздействия СМИ на формирование духовно-нравственной культуры человека и всего общества в целом.
- Выделить положительное и отрицательное влиянии СМИ на человека.
Развивающая.
- Развивать умение систематизировать.
- Развивать умение анализировать.
- Развивать творческие способности.
- Развивать умения учащихся работать в группах.
- Развивать навыки монологической речи.
Воспитательная
- Воспитывать самостоятельность мышления.
- Способствовать формированию гражданской позиции учащихся.
- Продолжить формирование организационных навыков.
- Тип урока. Изучение нового материала
- Формы работы учащихся. Групповая, индивидуальная
- Необходимое техническое оборудование. ПК, проектор, экран.
- Структура и ход урока
План.
- СМИ. Виды СМИ.
- Функции СМИ.
- Влияние СМИ на человека.
Вступление учителя.
(Слайд 1)
На протяжении нескольких уроков вы изучали духовную сферу жизни общества. Скажите, что включает в себя эта сфера? Сегодня на уроке вы познакомитесь ещё с одним важным её элементом – СМИ.
Тема урока. «СМИ и их роль в современном обществе»
(Целеполагание)
*О чем вы хотите и можете узнать на данном уроке?
(Слайд 2)
- СМИ. Виды СМИ.
(Слайд 3)
Средства массовой информации -
учреждения, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. http://voluntary.ru/dictionary/902/word/sredstva-masovoi-informaci
Признаки СМИ
- массовость (применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);
- периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;
- один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.
(Слайд 4) *Какие бывают СМИ? (Беседа)
(Слайд 5)Учитель. Законодательство различает следующие виды СМИ: периодическое печатное издание (пресса), радио, телевидение, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
*Можно ли считать Интернет средством массовой информации? (Обсуждение)
Учитель. Печатные издания — самый распространённый вид СМИ в РФ.
Ученик. Историческая справка. (Слайд 6)
Первая российская газета “Куранты” («вестовые письма») была рукописной. Отдельные её выпуски появились ещё в июне 1600 года. Газета начала постоянно выходить в Москве в 1621 году для информирования царя Михаила Фёдоровича и боярской думы о событиях иноземной жизни. Первая настоящая газета – “Ведомости” (декабрь 1702-1727) создана по Указу Петра Первого. Цель издания – пропаганда внешней и внутренней политики государства. В 1720 г. в газете появился первый репортер, который собирал и готовил к печати сведения о русской жизни, прежде всего – придворной жизни. Это был Яков Синявич. Он готовил сообщения об успехах российской экономики, давал информации об ассамблеях, гуляниях и празднествах. Важной фигурой в газете был переводчик, готовивший переводы материалов из иностранных газет для публикации в “Ведомостях”. Газета продавалась, но особым спросом не пользовалась. Перестала издаваться через два года после смерти Петра I. Около полувека правительство России непосредственно и при посредничестве Академии Наук держало в своих руках монополию на прессу и лишь в конце пятидесятых годов XVIII в. появилось первое частное издание. Ежемесячный журнал “Трудолюбивая пчела” издавался Александром Сумароковым. Был преимущественно литературным. «Модное ежемесячное издание или Библиотека для дамского туалета” (1779) – этот журнал можно считать первым изданием, адресованным женской аудитории. В журнале публиковались произведения приятные, забавные, занимательные. Это были анекдоты, загадки, песни, эпиграммы, шарады. В остальном же это было чисто литературное издание. “Детское чтение для сердца и разума” Николая Новикова (1785 год) был первым детским журналом и издавался еженедельно. Выходил в течение 5 лет. Это было просветительское издание.
Учитель. Согласно отчетным документам Роскомнадзора, на начало 2012 года общее количество зарегистрированных СМИ составляло 89 173, из них печатных — 65 596. *Какие Российские газеты и журналы читаете Вы? (Обсуждение)
*Используя информацию, полученную в ходе беседы, а также набор газет и журналов, который есть у каждой группы, проведите систематизацию печатных СМИ и представьте в виде кластера (кластеров).
Работа по группам. Представление схем.
*Какой вывод вы можете сделать на основе полученных данных? На что ещё вы обратили внимание, рассматривая газеты и журналы? (*Какие вопросы у вас возникли? Что вам неясно?) Слайд 7
*Рассмотрим проблему, свойственную не толко печатным СМИ. Накануне учебного года всех встревожила судьба м/ф «Ну погоди». Кто из вас в курсе сложившийся вокруг м/ф ситуации? (Беседа)
Слайд 8 * Что это? Какое отношение имеет к СМИ?
*Если вы захотите воспользоваться газетой или итернетсайтом как источником информации, каких правил необходимо придерживаться? (Обсуждение) Есть несколько простых правил взаимодействия с прессой:
- Вы должны понимать, кто издает газету, какова сегодняшняя репутация этого издания на рынке масс-медиа.
- Если человек действительно хочет понять ту или иную проблему ему необходимы несколько источников информации.
- Важно уметь различать факты и мнения. Слайд 9
Задание. Слайд 10
Переход с двухлетнего срока службы в армии по призыву на годичный начался в 2006 году. С осени 2007 года молодых людей стали призывать в армию на 18 месяцев, а с 1 января 2008 года — на год. Председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов считает, что сокращение службы до одного года было политическим решением, и это плохо влияет на боеготовность армии. Депутаты постараются заинтересовать нового министра обороны Сергея Шойгу идеей увеличить срок службы в армии по призыву с одного года до полутора лет.
*Определите, какие предложения содержат фактические сведения, а какие - оценочные суждения.
Учитель. Наиболее популярный вид СМИ – телевидение. 1 октября 1931 г. в СССР началось регулярное телевизионное вещание. Общее количество телеканалов в России сегодня около 330. (Слайд 11) Телепередачи бывают нескольких видов:
- Новостные
- информационно-аналитические
- Спортивные
- Научно-популярные
- Детские
- Фильмы и телесериалы
- Развлекательные (музыкальные, реалити и ток-шоу, юмористические) и многие другие.
*Обменяйтесь информацией о ТВ передачах, которые вы смотрите, сгруппируйте их по видам. Определите, каково процентное соотношение различной информации. Представьте результаты в виде круговой диаграммы.
Представление результатов работы в группах
*Какой вывод можно сделать на основе полученных данных?
*Сколько времени вы проводите перед экраном телевизора? Определите средний показатель времени, проводимого перед экраном ТВ в будни и выходные по группе.
*Что можно предложить подросткам взамен времяпрепровождению перед ТВ?
- Функции СМИ.
В современном мире СМИ играют важную роль, они выполняют ряд общественнозначимых функций. (Слайд 12)
*Предлагаю определить функции СМИ по их характеристике, содержанию. Для этого воспользуйтесь текстом приложения 1. (Название функции запишите на листе, разместите на доске)
Слайд 13
- Влияние СМИ на человека.
СМИ - это продукт массовой культуры, следовательно, влияние на человека оказывают огромное, причем это влияние носит противоречивый характер. *Предлагаю, используя иллюстративный ряд, высказывания авторитетных людей о СМИ (приложение 2), свой личный опыт определить позитивное и негативное влияние СМИ, результаты записать. 2 группы – подберут аргументы в пользу положительного воздействия СМИ, 2 другие – отрицательного. (Слайд 14-19) Результаты работы групп размещаются на доске.
*Какой вывод можно сделать исходя из полученной картины? (Обсуждение)
*Каким образом человек может уменьшить вредоносное влияние СМИ? (Обсуждение) (Слад 20)
- Закрепление.
В чем личная значимость для вас содержания сегодняшнего урока. Каждый выскажитесь кратко.
Оцените вклад каждого в работу группы, используя 10-балльную шкалу.
- Домашнее задание. (Слайд 21)
Выступить в роли журналиста. Жанр: проблемная статья, интервью, репортаж (на выбор)/ Тема: «Выбираем профессию»
Приложение 1.
- Данная функция является важнейшей. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемые и передаваемые масс-медиа сведения включают не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.
- Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации; в пропаганде ценностей, отношении к миру, людям, в приобщении к культуре и искусству, к этическим и эстетическим нормам.
- На сегодняшний день в большинстве своем люди обращаются к СМИ именно за этим. Различные ток-шоу, игры, ситкомы, анекдоты, байки и кроссворды – это то, без чего мы уже не можем представить ни газет, ни телевидения.
- Реализация СМИ данной функции позволяет личности адаптироваться к социальной действительности, усвоить нормы, образцы поведения. В демократическом обществе важнейшая задача СМИ — массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты.
- «Четырех враждебно настроенных газет надо бояться больше, чем тысячи штыков», – так когда-то сказал Наполеон. На основе получаемой информации граждане приобретают представление о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Во многом благодаря СМИ мы предпочитаем или отвергаем какого-то политического деятеля, героя реалити-шоу.
- Объектом внимания масс-медиа являются и президент, и правительство, и королевские особы, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ. Они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.
- СМИ обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.
Приложение 2
Телевидение – это клей, с помощью которого соединяется огромное количество людей. ТОМ СТОППАРД (Британский драматург, киносценарист, критик)
Телевидение – это коварная бестия, это горгона Медуза, которая ежевечерне превращает в неподвижные камни миллиарды человек, это призывно поющая сирена, которая обещает много и не даёт почти ничего. РЭЙ БРЕДБЕРИ в 1953 году (Писатель)
Говоря о вреде телевизора, нужно в первую очередь говорить о том вреде, который телевизор наносит физическому здоровью. Ведь когда человек смотрит телевизор, кровь отливает от мозга. Хотите сказать, что это полезно? СЭМ РОКУЭЛЛ, актёр
Мы – миссионеры цивилизации, коммуникаторы культуры – относимся к читателю всерьёз. Публикуя эссе и фотографии, мы отправляем службу магического приобщения человека к искусству, пребывая в надежде, что, быть может, это приобщение изменит человека к лучшему. АЛЕКСАНДР ЛИБЕРМАН, с 1962 по 1994 год редакционный директор Vogue, Glamour, GQ и других,. GQ, 2007, № 4, страница 170
Задача газет – комментировать, объяснять, критиковать, продвигать политику. Задача газет – предупреждать и предлагать новые идеи. Задача газет – иметь мнение.
АКСЕЛЬ ШПРИНГЕР (Немецкий журналист).Цитата по: «Новая газета», 2007, № 66, стр.18
Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво — и в полном соответствии с его взглядами. Гилберт Честертон (Английский журналист и писатель)
Рекламные объявления содержат единственные правдивые сведения, которые можно найти в газетах. Т. Джефферсон (Политический деятель, дипломат)
Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает. В.О. Ключевский (Историк)
Телевидение зловредно не по сути, а по содержанию. Сотни каналов нескончаемой дребедени – вот в чем язва этого прибора, ежедневно совершающего насилии над нашими глазами и душой. Словно жемчужину в горе мусора, приходится вылавливать в нескончаемой веренице каналов и программ что-нибудь стоящее внимания, что-нибудь, дающее пищу не только моргательному рефлексу, но и чему-то ещё, для чего мы наверняка живем. Борис Кригер (русский писатель Канады, философ, поэт)
Два величайших изобретения в истории: книгопечатание, усадившее нас за книги, и телевидение, оторвавшее нас от них. Жорж Элгози (Французский театральный критик)
В наше время люди узнают, что они думают, по телевизору. В. Пелевин (Писатель)
Сейчас телевизор - лучший друг человека. Он тебя и выслушает, если надо, и сам тебе пожалуется на все, что у него за день в мире приключилось. Борис Кригер (русский писатель Канады, философ, поэт)
Тот досуг, который был украден у человечества телевидением, уже ничто не сможет восполнить. Тысячи прекрасных дел и мыслей сгорели, не родясь, в волнах, исходящих от наших голубых экранов. Борис Кригер (русский писатель Канады, философ, поэт)
Подписи к слайдам:
План урока
СМИ. Виды СМИ.Функции СМИ.Влияние СМИ на человека.
Средства массовой информации (mass media) - учреждения, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. (Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998) http://voluntary.ru/dictionary/902/word/sredstva-masovoi-informaci
Законодательство различает следующие виды СМИ:
периодическое печатное издание (пресса), радио, телевидение, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Существующие в журналистике деления периодической печати:
По региону распространения (транснациональная, национальная, региональная, местная пресса);По учредителю (государственная и негосударственная пресса);По содержанию (универсальные и специализированные)По жанрам (общественно-политические, отраслевые, рекламные и т.д )
Газетная утка — непроверенная или преднамеренно ложная информация, опубликованная в средствах массовой информации с корыстной или иной целью.
http://dic.academic.ru/
http://dic.academic.ru
Ф А К Т
М Н Е Н И Е
Факт (лат. Factum —свершившееся) — знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена.
Мнение - суждение по какому-то поводу, точка зрения на какой-то объект, оценка.
1.Переход с двухлетнего срока службы в армии по призыву на годичный начался в 2006 году. 2. С осени 2007 года молодых людей стали призывать в армию на 18 месяцев, а с 1 января 2008 года — на год. 3. Председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов считает, что сокращение службы до одного года было политическим решением, и это плохо влияет на боеготовность армии. 4. Депутаты постараются заинтересовать нового министра обороны Сергея Шойгу идеей увеличить срок службы в армии по призыву с одного года до полутора лет. *Определите, какие предложения содержат фактические сведения, а какие - оценочные суждения.
Телепередачи бывают нескольких видов:
Новостные Информационно-аналитические СпортивныеНаучно-популярныеДетскиеФильмы и телесериалыРазвлекательные (музыкальные, реалити и ток-шоу, юмористические) и многие другие.
Обменяйтесь информацией о ТВ передачах, которые вы смотрите, сгруппируйте их по видам. Определите, каково процентное соотношение различной информации. Представьте результаты в виде круговой диаграммы.
ФУНКЦИИ СМИ
Функции СМИ
Влияние СМИ на человека
СМИ приносят пользу человеку и обществу
СМИ наносят вред человеку и обществу
Важно
научиться видеть полезную информацию, отбирать ее, извлекать полезное начало, т.е. критически осмысливать; узнавать об авторе больше: кто он, его достижения, степень компетентности в том или ином вопросе; быть сдержанным в потреблении развлечений, ибо они уводят нас от реального мира.
Домашнее задание
Выступить в роли журналиста. Жанр: проблемная статья, интервью, репортаж (на выбор)Тема: «Выбираем профессию»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль толерантности в современном обществе.Позволь другим быть другими.
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах. Толерантность предполагает принять других такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. К такому выводу пришли ученик...
Доклад о роли учителя в современном обществе
Стремительно меняющееся образование заставляет и педагогов идти в ногу со временем...
Роль воспитания в современном обществе. Есть мнение, что в современном мире хорошее воспитание – только помеха...
Есть двери, в которые не только заходить, но даже и стучаться не стоит, потому что за ними нет тех людей, с которыми мне по пути!...
Функции образования и их роль в современном обществе
Окружающий нас мир постоянно меняется, совершенствуется. Вместе с ним совершенствуется общество и человек. С изменением общества меняется и понимание «образованности». Современную эпоху часто определя...
Позиция педагога дополнительного образования на его роль в современном обществе.
Позиция педагога дополнительного образования на его роль в современном обществе....
Некоторые виды английского сленга и его роль в современном обществе.
Сленг, в частности, в английском языке, имеет свою неповторимую окраску.Ему присуща краткость, выразительность. В среде молодежи сленг особенно укоренился, ведь с помощью тех или иных слов можно зашиф...
Просмотровое чтение и его роль в современном обществе
Просмотровое или ознакомительное чтение — это беглый просмотр, быстрое чтение. Ваша цель – это общий обзор материала, чтобы понять, какая общая информация содержится в разделе....