"Безобидное" сквернословие: миф или реальность
творческая работа учащихся по обществознанию (9 класс) по теме

Токмакова Светлана Юрьевна

Исследовательская работа по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_dlya_raboty.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

План

  1. Введение
  2. Понятие сквернословия
  3. Истоки сквернословия
  4. Отношение государства к сквернословию
  5. Влияние сквернословия на организм человека
  6. Отношение старшеклассников МБОУ Яснинская СОШ №2 к проблеме сквернословия (результаты анкетирования)
  7. Заключение

      Список литературы

      Приложение

     

Введение

     Одной из примет постигшей нас духовной и культурной катастрофы стало сквернословие.  Вдумайтесь в факты! За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации; ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин, 54% молодёжи, родившейся в 90-егоды, не способны окончить среднюю школу. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня «матом» разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. «Мат» доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка?

   Научно доказан факт, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Кажущиеся многим безобидными «плохие» слова способны нанести вполне реальный вред.

    Почему «гнилые» слова стали частью обыденной речи и употребляются не только в общении взрослых, но и в разговоре родителей с маленькими детьми?  Почему сегодня «матом» разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины? Что чувствуют они при этом? Как влияют «плохие» слова на организм человека? Эти и другие вопросы стали предметом моего исследования.

Цель: привлечь внимание учащихся школы к проблеме сквернословия

Задачи:

  1. Изучить историю вопроса
  2. Показать вредное влияние сквернословия на организм человека
  3. Выяснить отношение учащихся нашей школы к ненормативной этике
  4. Создать социальную рекламу чистой речи

Место проведения исследования: МБОУ Яснинская СОШ №2

Сроки проведения: февраль 2012г

Методы исследования:

I. Теоретические:

  1.   изучение материалов информационных источников;
  2.  систематизация;
  3. обобщение.

II. Практические:

  1.  поиск
  2. осмысление
  3. сопоставление
  4. анкетирование учащихся 8-11 классов
  5. анализ данных

  1. Понятие «сквернословие»

     Что же такое сквернословие? Безобидные выражения или бомба, которая рано или поздно взорвётся?

    Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и т.д. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В словаре В. Даля сказано : «Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

    Инвективная (оскорбительная) и непристойная лексика существует во многих языках и культурах.  Именно из таких слов состоит мат. Это относительно небольшая («грязная дюжина», как говорят англичане) и замкнутая группа слов и выражений, на употребление которых в культурном сообществе накладывается табу. В эту группу входят наименования человеческого тела, прежде всего гениталий (так называемая лексика «телесного низа»), физиологических отправлений, полового акта, а также производные от них слова. Сюда же относятся некоторые оскорбительные лексемы наподобие слова, в своем основном значении служащего названием распутной женщины, но чаще используемого все-таки в междометной функции - при выражении всей гаммы человеческих эмоций: гнева, возмущения, изумления и даже восторга.  

  1. Истоки сквернословия

   Мистические корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Этот контакт мог быть только двояким: демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали демона именно скверной бранью, демонстрацией своего непотребства. Но и призывали демона теми же словами, демонстрируя свою одержимость, свою готовность единения с ним. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат, является языком общения с демонами. Неслучайно в филологии это явление именуется инфернальной лексикой. Инфернальной - значит адской, из преисподней.
Теперь мат используется для:

1)повышения эмоциональности речи,
2)эмоциональной разрядки,
3)оскорбления, унижения адресата речи,
4)демонстрации агрессии,
5)демонстрации отсутствия страха,
6)демонстрации раскованности,  пренебрежительного отношения к системе запретов,
7)демонстрации принадлежности к «своим» и др.

     У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. На русских языческих свадьбах пели так называемые корильные песни, в которых содержались ритуальные оскорбления жениха (чтобы не пришлось избраннице корить его в семейной жизни). С помощью матерной брани язычник-славянин отпугивал также нечистую силу, думая, что бесы боятся матюгов.

  1. Отношение государства к сквернословию

     Думающие, что на Руси матерились всегда, глубоко заблуждаются. В прежние времена люди ясно отдавали себе отчёт в том, что сквернословие – тяжкий грех; за пристрастие к мату наказывали по-настоящему строго. Борьба велась на государственном уровне. Уже после Крещения Руси за сквернословие строго наказывали. В указе царя Алексея Михайловича 1648 года подчеркивается недопустимость сквернословия в свадебных обрядах: чтобы «на браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили». Здесь же упоминается и о святочном сквернословии: «А в навечери Рождества Христова и Васильева дня и Богоявления... чтобы песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранилися». Считалось, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.

  Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями. Еще при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами на улицах. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.

   Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (штраф от 500 до 1,5 тыс. руб.) или административный арест на срок до пятнадцати суток.

  1. Влияние сквернословия на организм человека

     Но как же влияет мат на человека? Этим в последнее время озабочены многие ученые, исследователи.
 
 В институте проблем управления РАН кандидат биологических наук Петр Петрович Горяев (автор новой науки «волновая генетика») и кандидат технических наук Георгий Георгиевич Тертышный занимаются этой проблемой. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. А они, как известно, влияют на молекулы ДНК. Ученые обнаружили, что когда человек ругается, то его хромосомы корежатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. И так постепенно потомству передается программа самоликвидации. Ученые зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.
Эксперимент с облучением много лет проводился на семенах растения арабидопсис. Почти все они погибли, а те, что выжили, стали генетическими уродцами. Эти монстры, перенеся множество болезней, передали их по наследству, и через несколько поколений выродились. Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы слова, они не могли произноситься то громко, то шепотом. На этом основании ученые сделали вывод, что определенные слова обладают информационным воздействием на ДНК.
   Проведен был и обратный эксперимент: ученые «благословляли» семена, убитые радиоактивным облучением в десять тысяч рентген,  тогда перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись, убитые семена ожили.
     Кто-то может усомниться: как обыкновенные слова могут влиять на наследственную программу? Дело в том, что представление о генетическом аппарате, состоящем только из химических веществ, давно устарело. Волновая генетика свидетельствует, что ген - это не только клетка. Программа человека зашифрована в так называемой мусорной части ДНК, и не только в химических веществах, но и в физических полях, которые образуются вокруг хромосом и имеют голографическое строение. Вся информация о прошлом, настоящем и будущем организма содержится в свернутом виде в каждой точке волнового генома. Молекулы ДНК обмениваются этой информацией с помощью электромагнитных волн, в том числе, акустических и световых. Ученые пришли к ошеломляющему выводу: ДНК воспринимает человеческую речь, ее волновые «уши» прямо-таки приспособлены к улавливанию звуковых колебаний. Пушкин когда-то писал своей жене: «Не марай душу чтением французских романов», и не зря. Молекулы наследственности получают и акустическую, и световую информацию: молчаливое чтение доходит до клеточных ядер по электромагнитным каналам. Один текст оздоравливает наследственность, другой ее травмирует. Молитвенные слова пробуждают резервные возможности генетического аппарата. Проклятие разрушает волновые программы, а значит, нарушает нормальное развитие организма.
    Известный психофизиолог, врач, член Всемирной экологической академии Леонид Китаев - Смык утверждает, что злоупотребление матом медленно, но верно ведет к гормональным нарушениям, особенно у женщин. Косметологи заметили, что те их клиентки, которые не могут жить без мата, больше других страдают от повышенной волосатости конечностей, у них более низкий голос. Дело в том, что мат способствует выработке мужских половых гормонов.
    Доказательством пагубности сквернословия, является зафиксированный на кинопленке опыт с ростками пшеницы. Ростки эти обрабатывались разной водой: той, над которой произнесена молитва, водой «заряженной» беззлобным бытовым матом, а также с водой, над которой ругались особенно злобно и яростно. Результат: ростки политые святой водой, проросли на 98%, тогда как семена, обработанные «матерной» водой – соответственно всего лишь на 53% и 48%. Из этого эксперимента организатор опыта научный руководитель Екатеринбургского центра экологического выживания и безопасности Геннадий Чеурин делает вывод: мат является разрушительным для человеческого организма. Нетрудно сделать вывод о том, что злые слова и матерщина не только наносят вред тому, к кому они обращены, но еще больше тому, кто их произносит. В священном писании сказано «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. 

         6. Отношение старшеклассников МБОУ Яснинская СОШ №2 к проблеме сквернословия (результаты анкетирования)

      С целью определения отношения старшеклассников нашей школы к проблеме сквернословия было проведено анкетирование (приложение 1).

В анкетировании приняло участие 52 учащихся 8-11 классов МБОУ Яснинская СОШ №2.

Результаты анкетирования (приложение 2):

  1. Около половины (48%) респондентов считают, что люди используют в своей речи бранные слова чаще всего в состоянии злости, 38% участников анкетирования считают – для выражения своих чувств, 36% старшеклассников не могут объяснить причину использования «гнилых» слов в речи.
  2. Огорчает тот факт, что 69% респондентов используют бранные слова в своей речи, для 25% из них это привычка, а 8% используют мат для связки слов. 31% опрошенных старшеклассников не используют нецензурные слова в своей речи.
  3. Чаще всего старшеклассники используют маты в состоянии злости (48%), 33% - когда ругаются.
  4. Половина респондентов не могут объяснить что чувствуют или думают люди, которые слышат маты, 40 % участников анкетирования считают, что они думают о их невоспитанности, 8% старшеклассников считают, что люди испытывают неловкость, слыша нецензурную брань.
  5. Все участники опроса указали на то, что чаще всего маты они слышат от одноклассников, друзей и взрослых.
  6. 100% респондентов не хотят, чтобы их будущие дети использовали в своей речи бранные слова.

       Проанализировав результаты анкетирования можно сделать вывод о том, что проблема сквернословия актуальна для нашей школы. При этом мы понимаем, что мало просто констатировать этот факт, гораздо важнее предпринять конкретные шаги для того, чтобы исправить ситуацию в лучшую сторону.

        И начинать нужно в первую очередь с самого себя. В целях пропаганды чистоты речи мы подготовили памятку для молодёжи «Как избавиться от сквернословия». (приложение 3), буклет «Уроки мудрости» (приложение 4), список возможных мероприятий по созданию атмосферы нетерпимости к сквернословию в школе (приложение 5). Кроме того данный материал можно использовать для проведения классных часов, индивидуальных бесед с учащимися, для проведения родительских собраний.

     

Заключение

      Сегодня мы всё чаще сталкиваемся с нецензурной речью, но не отдаём отчёта, как всё серьёзно и страшно. А проблема приобретает размеры глобальной – «матом» разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. Он звучит везде: в семье, на улице, в транспорте, срывается с экранов. Причиной уже не являются раздражение или гнев. «Гнилые» слова стали частью обыденной речи и употребляются не только в общении взрослых, но и в разговоре родителей с маленькими детьми. Ими «перекидываются» даже влюблённые. И немало тех, кто использует их для связки слов, вставляя через каждое нормальное слово.     Самым важным и научно подтвержденным является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

     Мат – это, увы, объективная суровая реальность. Отчетливо осознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию? Вряд ли. Ведь сквернословие не только оскорбляет других людей, но и разрушающе действует на самого человека: мат как бы становится частью его менталитета.

          Проблема сквернословия характерна и для нашей школы.  

     69%    участников опроса используют в своей речи нецензурную брань.

     У   того,    кто    сквернословит,    есть    2    пути: первый — зная, что это   плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь — путь духовного роста,  самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора — по какому пути идти.

     Но нет и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия. Ясно одно: это возможно только при значительном (на порядок, на несколько порядков) повышении культурного уровня, как общества, так и отдельного человека. Многое можно сделать в микроколлективе – в классе, в компании друзей и особенно в семье.       Давайте будем нетерпимы к сквернословию – наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет.

Список литературы

  1. Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М,  1989 г
  2. «Не убивайте матом хромосому». журнал«Сельская новь», № 4/1998 г. стр. 49
  3. Пётр Горяев. Волновая генетика. http://vp777.ucoz.ru/news/2009-05-19-44
  4. Раковая опухоль мата. М.Таранов http://www.privatelife.ru/2005/tv05/n20/2.html
  5. Беседы на православном радио о грехе сквернословия http://www.prosvetcentr.ru/Ask_to/article/articl.php?id_site=2&id_article=182&id_page=42
  6. Картинки из Интернета

Приложение 1

Анкета «Мое отношение к сквернословию»

Уважаемый старшеклассник!

Вырази свое отношение к проблеме сквернословия, ответив на вопросы:

Благодарим за участие!

Приложение 2

Результаты анкетирования

Класс

Почему люди используют в своей речи бранные слова?

Если ты используешь, то почему?

В каких ситуациях это происходит?

Что чувствуют  или думают другие люди при этом?

От кого ты чаще всего слышишь такие слова?

Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети  в своей речи использовали бранные слова?

Выражение чувств

злость

Чтобы не выделяться

Не знаю

Для связки слов

привычка

Я не ругаюсь

Не знаю

Когда злюсь

Не знаю

Когда ругаюсь

Не знаю

неловкость

Они думают о моей невоспитанности







радость

От одноклассников

От друзей

От взрослых

Да

Нет

1

9

1

2

6

8

10

2

3

4

1

8

7

4

8

11



6

3

1

1

3

4

2

1

4

5

6

4

4

6

5

10

7


6

4

5

5

7

8

3

5

12

1

4

12

10

4

17

10

4


1

2

2

2

2

4

1

2

1

2

3

2

3

4

11

8

3

1

1

3

4

2

2

4

3

1

3

1

2

5

5

1

6

Приложение 3

Памятка для молодёжи «Как избавиться от сквернословия»

  1. Перестать ругаться самому, выработать у себя брезгливость и отвращение к бранным словам.
  2. Избегать общения с людьми, употребляющими бранные слова.

          читать русскую классическую литературу.

  1. Произносить больше добрых слов.

Запомните

  1. Сквернословие может превратиться в привычку, от которой трудно избавиться.
  2. Стоит только начать сквернословить, и бранные слова будут легко срываться с твоих губ.
  3. Хорошие люди не сквернословят.
  4. Сквернословие оскорбительно для многих.
  5. Люди могут подумать плохо о твоей семье. А это значит, что из-за твоего поведения страдает репутация каждого из нас.
  6. Значение некоторых бранных слов граничит с сексуальным домогательством или расовым оскорблением. Такие слова не только обижают тех, кому они адресованы, но могут также привести к серьезным проблемам с законом.

Приложение 4

«Уроки мудрости»

  1. «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». В.Даль
  2. Берегите чистоту языка, как святыню! И.С. Тургенев
  3. «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Священное писание
  4. «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою». Пимен Великий
  5. « Гнилые слова – от гнилого сердца». Русская пословица
  6. «Каков человек, такова его и речь» Сократ
  7. «Речь — это показатель ума» Сенека

Приложение 5

Список мероприятий по созданию атмосферы нетерпимости

к сквернословию в школе

  1. Ввести в школьной газете постоянную рубрику «Сквернословам позор и презрение!»
  2. Подготовить материал для проведения лектория
  3. Выпуск памятки «Сквернословие и здоровье»
  4.  Мероприятие с показом презентации «Вирус сквернословия»
  5. Выпуск брошюры «Наше условие – долой сквернословие!»
  6. Дискуссия со старшеклассниками «Чем слово наше отзовётся»
  7. Заседание семейного клуба «Сквернословие – это болезнь»
  8. Выпуск постера «Мат убивает людей!»
  9. Библиотечный урок «Мат – не наш формат, или вся правда о сквернословии»
  10.  Листовка-обращение «О вреде сквернословия»
  11. Анкетирование «Сквернословие – позор или национальная гордость?»
  12. Беседа «О вреде сквернословия»
  13. Памятка для родителей «Почему ребёнок ругается»
  14. Беседа «Как отучить ребёнка ругаться»
  15. Подбор материалов «В помощь классным руководителям»
  16. Беседа «Слово - энергетическое оружие».
  17. Проведение трудового десанта в подъезды домов «Смоем позор со стен и заборов!»
  18. Проведение выставки коллажей «Мы за чистоту русской речи!»
  19. Оформление альбома «Словарь вежливых слов»
  20.  Конкурс плакатов «Ставим условие – долой сквернословие!»
  21. Мероприятие «Чистое слово»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Яснинская средняя общеобразовательная школа №2

Тема: «Безобидное» сквернословие:

        миф или реальность?

                                                                       Выполнил:

                                                                                         Изместьева Виктория

                                                                                    ученица 9б класса

                                                                             Руководитель:

                                                                                 Токмакова С. Ю.

                                                                                                 учитель обществознания

Ясная 2012г

  1. 1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи используют бранные слова?

- выражение чувств

- злость

- чтобы не выделяться

- не знаю

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова, то объясни почему?

- для связки слов

- это уже привычка

- я не ругаюсь

- не знаю

3. В каких ситуациях это происходит?

- когда злюсь

- не знаю

-когда с кем-то ругаюсь

4.Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, которые слышат, как произносят бранные слова?

- не знаю

- неловкость

- они думают о моей невоспитанности

- радость

5. От кого ты чаще всего слышишь такие слова?

- от одноклассников

-от друзей

- от взрослых

6. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт кафедр точных наук «МИФ или реальность» (КВН)

Сценарий КВНа для учителей в рамках декады «МИФ или реальность»...

Интегрированный урок изобразительного искусства и психологии «Реальность и фантазии в творчестве художника».

Новизна представленного урока -в интеграции двух направлений: изобразительного искусства и психологии в рассматривании природы творческой деятельности ...

Холокост.Прошлое или реальность

сравнительная характеристика Осетии 2008и  Холокоста...

Рыцарство на Руси: миф или реальность?

Исследовательская работа ученицы 8 класса Васильченковой Алины. Победитель городской научно-практической конференции...

Одаренность - дар или социальная реальность

Проблема определения одаренности, ее выявление, развитие и сопровождение интересовала людей еще много столетий назад. Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаре...

Подготовка к ЕГЭ: мифы и реальность

Статья из интернета  о подготовке к ЕГЭ. Полезна выпускникам и их родителям....

Читающий школьник: миф или реальность?

Настало время, когда массовую литературу действительно следует вывести из оценочной парадигмы в исследовательскую. С. Леонтьева в статье «Почему в школе надо читать Франкенштейна?»  пишет: «…огул...