Подготовка к ЕГЭ: мифы и реальность
статья (11 класс) по теме
Статья из интернета о подготовке к ЕГЭ. Полезна выпускникам и их родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_ege.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к ЕГЭ: мифы и реальность
Сегодня, с появлением в школьной и вузовской практике экзаменов, нацеленных на выполнение контрольных заданий в форме тестов, зачастую можно услышать мнение о том, что, дескать, в этом случае экзаменационное испытание превращается в лотерею, игру, в которой есть элементы теории вероятности, где все зависит от того, «правильно ли поставлен крестик в клеточке». Эта точка зрения столько же распространена, сколь и опасна. Опасна прежде всего тем, что переключает ученика с задачи подготовки к экзамену, повторения пройденного, систематизации знаний и т.п. на поиск сомнительных методик, направленных на то, как «обмануть» компьютер, успешно «погадать» в текстах, выискивая в нем магические подсказки, закономерности правильных ответов и пр.
На самом же деле, чтобы успешно сдать единый государственный экзамен, нужно серьезно готовиться. Расставим все точки над «i» и остановимся на нескольких распространенных общих заблуждениях - на мифах о ЕГЭ.
Миф первый - на ЕГЭ можно "натаскать"
Под «натаскать» в данном случае понимается не просто многократная тренировка вопросов и заданий (это необходимый элемент любого обучения), а ограниченность процесса подготовки исключительно такими упражнениями. Можно выучить наизусть все билеты для экзамена на получение водительских прав. Это наверняка поможет при ответе на вопросы, возникающие на экране монитора в ГИБДД, но не станет полноценной подсказкой в реальной дорожной ситуации, при сдаче экзамена непосредственно инспектору. Ситуация с ЕГЭ осложняется еще тем, что запомнит абсолютно все ответы на вопросы невозможно в принципе. Во-первых, число их по каждому предмету давно перевалило за тысячу, сочетание вопросов, составляющих конкретный вариант, тоже непостоянно, да и их формулировки регулярно обновляются. В общем, тренировка памяти, конечно, вещь полезная, но в случае с ЕГЭ этого явно недостаточно, а потому необходимо использовать время более эффективно.
Миф второй – к успешной сдаче ЕГЭ можно подготовиться быстро.
Быстро – это за месяц, полтора, т.е. за тот срок, который обозначен в соответствующих рекламных объявлениях, появляющихся в большом количестве сразу после зимних каникул. За такой срок в лучшем случае можно ликвидировать некоторые пробелы. Показателен в этом отношении пример из области обучения игре на фортепиано. Действительно, можно за месяц-полтора, при условии ежедневных занятий, разучить с нуля несложную пьесу для обеих рук, запомнить, на какие клавиши ставить пальцы. Но это будет единственным произведением, которое можно сыграть при таком обучении. Играть на фортепиано таким образом вы не научитесь, хотя впечатление произведете. Кроме того, в структуру ЕГЭ включены задания типа С, без выполнения которых нельзя рассчитывать на отличный, а порой и просто достаточно высокий балл. Подготовиться к выполнению таких заданий (эссе, многоуровневые задачи и т.п.) наскоком нельзя. В этом смысле красноречив пример ЕГЭ по русскому языку. В заданиях типа С предлагается в форме эссе изложить свое мнение о предложенном для чтения и анализа публицистическом тексте. При этом требуется не просто письменно высказать свое мнение о прочитанном, а именно дать в этом развернутом суждении ответы на поставленные вопросы. Используя студенческую терминологию, не просто «налить воды», а ответить по существу, продемонстрировав свои умения пользоваться письменной речью для решения поставленных задач. Можно ли этому научиться? Разумеется. Реально ли освоить это комплексное упражнение за месяц-полтора? Вопрос риторический.
Миф третий – получить за ЕГЭ оценку выше 90 баллов практически нереально.
Вера в этот миф опасна прежде всего потому, что снижает уровень притязаний претендента на высокий балл. Зачем стараться, если «выше головы не прыгнешь»?
Однако сдать ЕГЭ на очень высокий и даже максимально высокий балл возможно при соблюдении всего-навсего двух основных условий: действительно хорошо, усердно учиться в школе и максимально сконцентрироваться в момент сдачи экзамена, не допустить досадных оплошностей в ответах на вопросы и выполнит задания не так, как кажется уместным, а как именно так, как требуется. Это, разумеется, не просто, но выполнимо.
Миф четвертый – не всем дано сдавать экзамен в тестовой форме, к тому же при колоссальном психологическом напряжении.
Конечно, легче объяснить собственных страх или плохой результат не низким уровнем знаний. А высоким уровнем стресса. Правда, проводимые исследования показывают, что уровень тревожности в отношении ЕГЭ у родителей выпускников значительно выше, чем у тех, кто собственно сдает экзамен.
Сдача ЕГЭ – действительно значительное событие, от результатов которого зависит многое, странно было бы не волноваться. Волнение свойственно любому нормальному человеку.
В тесте все четко и корректно: вопрос-ответ, правильно – неправильно. Тесты как раз и направлены на то, чтобы гарантировать однозначность ответов. Следует сказать, что сам термин «тест» понимается чересчур узко, исключительно как задание в форме вопроса с заранее сформулированными вариантами ответов, из которых следует выбрать единственно верный. Это порождает уверенность в том, что тест можно «обмануть», расставив ответы наобум, в расчете на то, что значительная их часть окажется верными благодаря теории вероятности. Однако ведь тестовым заданием ЕГЭ может быть и эссе, и сложный вопрос, предполагающий ответ с элементами анализа, и задание на понимание текста на слух. Во всех этих случаях, уповая на теорию вероятности, легко стать героем анекдотической ситуации: « Вы умеете играть на скрипке?» - «Никогда не пробовал, но думаю, смогу». Впрочем, все вышесказанное вовсе не означает что к сдаче ЕГЭ нет необходимости готовиться психологически. Наоборот, готовиться нужно, но не столько с целью набраться храбрости, сколько с целью научиться концентрироваться, быть внимательным к деталям, уметь правильно распределять свои силы и время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по географии "Мифы и реальность"
Мы узнали много интересного об удивительном и загадочном материке Африка. Сегодня на уроке вы должны показать свои знания. Также мы услышим и много нового об Африке, её природных объектах и её обитате...
Дистанционное образование - мифы и реальность
В 2008 году я принимала участие в конкурсе Дистанционный учитель года. В ходе этого был разработан и проведен курс "Триумф или трагедия?" Роль личности в истории....
Мифы и реальность о детях инвалидах
Медицинское понятие инвалидности очень далеко от социального.Мифы и реальность жизни инвалидов....
Мифы и реальность
Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий (по материалам Ивана Вознесенского http://www.zarplata.ru/a-id-12119.html)...
Подводный мир: мифы и реальность
Разработка нестандартного урока "Подводный мир: мифы и реальность" для учащихся 7-х классов. Урок способствует раскрытию творческого потенциала школьников, повышает интерес к предмету....
Мифы и Реальность
И алкоголизм, и курение – сложные заболевания, лечить их трудно. Вот почему предупреждение алкогольной болезни, профилактика курения становится все более актуальной задачей – медицинской и социальной,...
Классный час "Алкоголь:мифы и реальность"
Данный материал содержит конспект и презентацию классного часа для учащихся 7-8 классов по теме: "Алкоголь: мифы и реальность". Представляет интерес для педагогов-психологов и классных руководителей....