Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию
статья по обществознанию (11 класс) по теме
В настоящее время остро стоит вопрос о создании системы подготовки учащихся к проведению итоговой аттестации в форме ЕГЭ. В V-VII кл. учащиеся обучаются технологии работы с тестами, проблемными и творческими заданиями. Для учащихся разработаны памятки, определяющие последовательность действий при выполнении различного рода заданий. В VШ-IХ кл. происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы. Ученики знакомятся с типологией заданий всех трех частей, изучают алгоритмы их выполнения. Тематический и итоговый контроль знаний осуществляется в соответствии с требованиями к ЕГЭ. В Х-ХI кл. учащиеся знакомятся со структурой эссе, требованиями к его написанию, отрабатывают навык написания эссе. Таким образом, работа на практикумах направлена на устранение, типичных ошибок и недостатков, развитие навыков деятельности с заданиями повышенного и высокого уровней сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_podgot._k_ege_po_obshchestv.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию
В настоящее время остро стоит вопрос о создании системы подготовки учащихся к проведению итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Как известно, система - это целое, состоящее из взаимосвязанных частей. В нашей школе такими взаимосвязанными частями являются ступени обучения учащихся. С V по XI кл. мы осуществляем преподавание курса «Обществознание» по учебно-методическому комплекту под редакцией Л.Н. Боголюбова. Преимущества этого сквозного курса заключаются в том, что на всех этапах преподавания изучаются единые темы с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. В учебных и методических пособиях понятийный аппарат, различные виды заданий даются авторами именно в формате ЕГЭ.
В V-VII кл. учащиеся обучаются технологии работы с тестами, проблемными и творческими заданиями. Для учащихся разработаны памятки, определяющие последовательность действий при выполнении различного рода заданий. В VШ-IХ кл. происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы. Ученики знакомятся с типологией заданий всех трех частей, изучают алгоритмы их выполнения. Тематический и итоговый контроль знаний осуществляется в соответствии с требованиями к ЕГЭ. Практика показывает, что девятиклассники вполне справляются с заданиями ЕГЭ базового уровня.
В ходе подготовки можно выделить следующие формы организации учебного процесса.
- Учебные лекции. Во время лекции происходит коллективное восприятие, осмысление, усвоение новых знаний. Именно на лекции осуществляется работа над содержанием учебного материала. На учебных лекциях уделяется особое внимание характеристике основных научных подходов к изучению рассматриваемых проблем, а также понятийному аппарату.
- Практикумы. На практикуме происходит осмысление материала и применение знаний на практике. Как правило, практикумы проходят с использованием раздаточного дидактического материала, включающего задания ЕГЭ частей В и С. На практикумы выносятся задания повышенного и высокого уровней сложности.
Анализ выполнения заданий ЕГЭ показывает, что наибольшее затруднение у учащихся вызывают следующие виды заданий:
- анализ двух суждений;
- классификация понятий, явлений, социальных объектов;
- выбор позиций из предложенных;
- дифференциация оценочных факторов и суждений;
- решение проблемных задач.
В связи с этим на практикумах происходит постоянная и целенаправленная работа по приобретению навыков работы с подобными видами заданий.
Большие проблемы возникают у учащихся по выполнению заданий к тексту. При работе с текстом затруднение вызывают задания на интерпретацию текста, установление связи материала текста с обществоведческими знаниями, формулировку оценочных суждений. Выпускники недостаточно владеют умениями осуществлять поиск социальной информации по определенной теме из фрагментов предложенного текста. На практикумах осуществляется постоянная работа с текстами.
Значительные проблемы возникают у учащихся при написании эссе. Частым недостатком эссе является неумение раскрыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию. Умения и навыки написания эссе закладываются в основной школе в VШ-IХ кл., когда происходит обучение развернутому ответу с элементами аргументации, введение понятий «тезис» и «аргумент». В Х-ХI кл. учащиеся знакомятся со структурой эссе, требованиями к его написанию, отрабатывают навык написания эссе.
Таким образом, работа на практикумах направлена на устранение, типичных ошибок и недостатков, развитие навыков деятельности с заданиями повышенного и высокого уровней сложности.
3. Семинары. На семинарах происходит закрепление, совершенствование и творческое применение знаний, умений и навыков. На семинары выносятся проблемные вопросы, в ходе самостоятельной подготовки к семинару учащиеся приобретают навыки работы с научной литературой. Принимая участие в обсуждении вопросов в ходе самого семинара, учащиеся совершенствуют навыки решения проблемных заданий, коммуникативные навыки.
- Консультации. Во время проведения консультаций осуществляется применение знаний, умений и навыков и их коррекция. На консультации учитель разъясняет наиболее трудные вопросы темы. Под руководством учителя производится освоение алгоритмов выполнения заданий, вызывающих существенные затруднения.
- Тематические зачеты. На зачетах происходит обобщение и систематизация знаний по теме. Все задания тематического зачета даются в формате ЕГЭ.
Таким образом, в рамках лекционно-семинарско-зачетной системы учебный материал многократно отрабатывается, что ведет к его наиболее полному усвоению.
Системность в работе по подготовке к ЕГЭ предполагает соблюдение следующих принципов:
- работа на высоком уровне сложности;
- работа над пониманием формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос;
- работа в соответствии с разработанными алгоритмами выполнения заданий;
- анализ заданий, вызывающих наибольшие затруднения;
- постоянный тренинг в решении заданий;
6) тренинг в заполнении бланков ЕГЭ.
Постоянная и целенаправленная работа учителя и следование вышеуказанным принципам позволит выпускникам успешно сдать Единый государственный экзамен по обществознанию.
Подготовка к написанию эссе по обществознанию
Наиболее сложным видом деятельности в рамках ЕГЭ по обществознанию является, по общему мнению, написание в свободной форме краткого сочинения (эссе).
Подготовка учащихся к данной работе начинается с общего ознакомления. Каждый вариант экзаменационной работы содержит шесть тем сочинения, представленных в форме высказываний известных мыслителей, публицистов, политиков прошлого и современности по проблемам, охватываемым содержанием школьного обществознания. Среди областей знаний, на которых базируются предлагаемые темы, - философия, социальная психология, экономика, социология, политология, правоведение. Из этих тем следует выбрать одну и раскрыть ее в виде письменного мини-сочинения. Я обычно рекомендую ученикам ориентироваться приблизительно на две страницы текста.
Основные требования к написанию «тренировочного» эссе: представить собственную точку зрения при раскрытии проблемы; в ответе использовать соответствующие избранной области знания понятия и термины; опираясь на факты общественной жизни и собственный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.
Практическая подготовка к написанию эссе включает:
- обобщение и закрепление понятий и терминов по основным содержательным линиям обществознания;
- выработку умения распознавать данные понятия и термины в контексте и правильно использовать их в письменной речи;
- использование проблемных суждений из предложенных областей знаний для построения собственных выводов и умозаключений;
- формирование умения опираться на научные факты, современные процессы, конкретные случаи из собственной жизни и жизни близких для аргументации своей точки зрения;
- написание эссе с использованием полученных знаний и соблюдением логики изложения.
Пример использования алгоритма подготовки к написанию эссе
№ | Этапы | Пример |
1. | Выбор темы, выделение понятий и терминов по ее содержанию | Политическая сфера: закон, право, правовое государство, общество, судебная система, политический режим и т. д. |
2. | Идентификация терминов и понятий в высказывании | «Нет общества без права» (Папиниан) |
3. | Определение собственной позиции по данной проблеме с использованием соответствующей терминологии | С автором можно согласиться полностью либо частично. В первом случае акцент делается на том, что ни одно (цивилизованное) общество не может существовать без законов и судебной системы. Можно спорить о роли и месте суда, эффективности работы органов правосудия и т. д., но ни у кого не вызывает сомнения необходимость правовых институтов. Другой вариант: в высказывании «просвечивается» характерное для Западной цивилизации преувеличенное представление о роли права в жизни общества как универсального регулятора. Представители других цивилизаций, где право исторически играло менее важную и подчиненную роль, могут с таким представлением не соглашаться |
4. | Аргументация своей точки зрения на основе фактов общественной жизни и собственного жизненного опыта | На основе конкретных примеров (от законов царя Хамму-рапи до современного законодательства) следует показать огромную роль права в прошлом и настоящем человеческого общества. Вместе с тем в истории различных цивилизаций право играло неодинаковую роль. На Западе со времен Древнего Рима его роль была чрезвычайно велика, и высказывание Папиниана следует понимать в этом контексте. Напротив, в России праву нередко отводили подчиненную роль, стремясь построить общество на основе высоких нравственных принципов (здесь можно вспомнить славянофильскую критику Западной цивилизации, коммунистический эксперимент и пр.) |
Примерный план рецензирования эссе
Данная разработка применяется для подготовки учащихся к выполнению одного из типов заданий части С в ЕГЭ по обществознанию - написанию эссе. В практике работы учителя по данному направлению возникают значительные трудности в работе с учащимися. Для того, чтобы ребята лучше усвоили требования, которые предъявляются к написанию эссе в рамках ЕГЭ, необходимо систематически анализировать выполнение учениками такого типа заданий. В своей практике я стараюсь не только включать в текущий учебный процесс задания на написание эссе, но стараюсь научить ребят критически анализировать как собственные «пробы пера», так и работы одноклассников.
Для того, чтобы акцентировать внимание учащихся на основных требованиях к написанию эссе при рецензировании своей или чужой работы, на мой взгляд, помимо тех критериев, которые изложены в большинстве сборников для подготовки к ЕГЭ, возможно использовать и предложенную мной разработку. Внимательно прослушав эссе одноклассника и заполнив данную таблицу (изложив свои мысли по предложенному плану в тезисах и набросках), учащийся получает опорную схему для устного анализа и оценки работы товарища. Кроме того, данную разработку может использовать и сам учитель для более тщательной проверки творчества учащихся. Предлагаю вариант памятки с «подсказками», которые помогут учащимся сориентироваться.
Примерный план рецензии на эссе (памятка для учащихся)
Вопросы | + | - |
Отразил ли автор эссе структурные требования к данному виду работы (см. требования к написанию эссе) | В данном эссе автор проанализировал проблему, поднимаемую в цитате, высказал собственную точку зрения по данному вопросу... | Тем не менее, не были использованы сведения об авторе цитаты, отсутствуют примеры, подтверждающие значимость проблемы... |
Употребление понятий соответствующего курса (исторических, обществоведческих) | В работе автор грамотно использовал такие понятия, как... | Однако такие важные для данной темы понятия, как..., использованы не были |
Наличие внутренних связей в эссе, лаконичность переходов в изложении пунктов плана | Автор эссе, освещая различные пункты плана, изложил свои мысли, логично связав содержание частей между собой | Повествование велось несвязно |
Общее впечатление, оценка: понятна ли суть проблемы, удалось ли автору заинтересовать, удивить содержанием своей работы | Данное эссе вызывало у меня интерес (удивление), заставило задуматься над такими проблемами, как... | Недостатки работы, на которые автору следует обратить внимание в будущем... |
Итоговая отметка в баллах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на педсовете "Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию"
Презентация "Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию" позволяет наглядно представить особенности, трудности и важные аспекты подготовки учащихся выпускных классов к сдаче ЕГЭ по обществознанию....
Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Материал к презентации "Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию" , сведения, содержащиеся в данном материале помогут педагогу разработать план по подготовкеучащихся к сдаче ЕГЭ, укажут на труднос...
Доклад на тему : Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию в старших классах...
Система подготовки к ГИА по обществознанию и истории
На сегодняшний день экзамен по обществознанию ( ЕГЭ и ГИА) среди учащихся самый востребованный и массовый из тех, что сдаются по выбору. Это объясняется широтой спектра специальностей в различны...
Система подготовки к ОГЭ по обществознанию.
Система помогает структурировать и упорядочить любую работу, особенно работу учителя. Подготовка учащихся к ОГЭ по обществознанию не начинается в 9 классе, она подходит к своему завершению, результату...
Система подготовки обучающихся к ГИА по обществознанию
Система подготовки обучающихся к ГИА по обществознанию включает авторскую методику работы...
Система подготовки к ОГЭ по обществознанию (из опыта работы)
Подготовка к ОГЭ по обществознанию...