Система подготовки к ОГЭ по обществознанию.
статья (9 класс)
Система помогает структурировать и упорядочить любую работу, особенно работу учителя. Подготовка учащихся к ОГЭ по обществознанию не начинается в 9 классе, она подходит к своему завершению, результату, который покажет учащийся на экзамене.В статье показаны этапы подготовки, направления, зоны риска и их преодоление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korovina_s.n._sistema_podgotovki_k_oge_po_obshchestvoznaniyu.docx | 44.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Система подготовки к ОГЭ по обществознанию.
Коровина С.Н.
1. Актуальность выбора экзамена
На сегодняшний день экзамен по обществознанию среди учащихся 9-х классов самый востребованный, а соответственно самый массовый из тех, что сдаются по выбору. Популярность выбора обществознания в рамках ОГЭ объясняется разными причинами:
- «потому что что-то надо сдавать»;
- «он самый легкий»;
- «в прошлом году все сдали, и я сдам»;
- «планирую сдавать ЕГЭ по этому предмету».
Обществознание - один из сложнейших школьных предметов, требующий от учащихся запоминания большого объема материала, умения логически мыслить, анализировать информацию из различных источников и т.д. Проанализировав работу по подготовке к ОГЭ, могу сказать, что без правильно и чётко выстроенной системы подготовки учащихся к данному экзамену не возможно достичь положительных результатов. Эта система должна сложиться буквально с первого года преподавания обществознания, т.е. с 5 класса. Как известно, система – это целое, состоящее из взаимосвязанных частей. В школе такими взаимосвязанными частями являются этапы обучения обществознанию учащихся.
2. Система формирования у учащихся обществоведческой культуры
Система формирования у учащихся обществоведческой культуры включает в себя три этапа:
- первый этап (5-6 классы): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю), индивидуальные занятия по темам проектов. На этом этапе учащиеся получают первичные знания в области социологии, психологии, этики, права, начинаем работы с тестами, проблемными и творческими заданиями, фрагментами текстов.
- второй этап (7-8 класс): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю), факультативные занятия, консультационные часы, индивидуальные занятия, подготовка к олимпиадам.
- третий этап (9 класс): уроки в рамках школьной программы, факультативы, индивидуальные занятия, консультационные часы, подготовка к олимпиадам. На этом этапе происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения.
Таким образом, обществоведческое образование в школе ведется и в урочное время и во внеурочной деятельности. К выстраиванию этой системы подвело изучение потребностей учащихся и их родителей в образовательных услугах
3. Методика подготовки девятиклассников к сдаче ГИА по обществознанию
Опираясь на опыт других педагогов и свой личный опыт, были сделаны выводы, что подготовка к ОГЭ в 9 классе должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по обществознанию и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки. Таким образом, была разработана следующая система подготовки к ОГЭ по обществознанию, которая включает
4 направления подготовки к ОГЭ: ознакомительно-пробное, диагностическое, функциональное и контрольно-оценочночное.
I направление – ознакомительно-пробное. В рамках этого направления происходит знакомство выпускников со спецификой заданий государственной итоговой аттестации по обществознанию и их формулировками, формой и структурой экзамена, т. е. с кодификатором, спецификацией и демоверсией.
Прошу детей скачать кодификатор и на каждом занятии отмечать, какие темы нами уже пройдены. Наглядное «продвижение по Кодификатору» позволяет девятиклассникам укрепляться в мысли, что мы движемся в правильном направлении, поверить в свои силы и не пропускать занятия.
В первые два месяца учебного года идет полное ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения. С сентября по февраль проводится основное повторение и изучение новых тем по кодификатору. С марта уделяется более пристальное внимание объективно сложным теоретическим вопросам и составляющим курса, вызывающим наибольшие затруднения у обучающихся. Прежде всего, это политико-правовая система Российской Федерации, способы формирования высших государственных органов страны, полномочия Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы РФ, экономика. В этот период подготовки к ГИА прорешивается большое количество КИМов. Апрель - Май – этап предэкзаменационного повторения. В этот период важно:- актуализировать знания учащихся; помочь девятиклассникам обобщить и систематизировать полученные знания; рассмотреть наиболее сложные вопросы и задания, в которых на экзаменах прошлых лет, ученики наиболее часто допускали ошибки; - напомнить критерии оценивания различных типов заданий.
II направление – диагностическое. Проводится входная диагностика сначала по первой, затем по второй части экзамена. На этом уровне выявляются пробелы и уровень подготовленности обучающихся, выстраивается линия подготовки к экзамену. Рекомендуемое время проведения входной диагностики первой части – октябрь месяц, второй части – ноябрь месяц.
III направление – функциональное. Функциональное направление многоуровневое.
Первый уровень – урочная подготовка.
На уроках обществознания и истории предлагаются такие формы деятельности: конспектирование, тематические сообщения, составление планов и отзывов. Стараюсь сделать ученика опытным читателем, владеющим приемами анализа текста, способным оценить содержание, уловить многочисленные значения языковых единиц и проникнуть в подтекст. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.
Специальные упражнения помогают ученику вычленять главную мысль, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст.
Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные ситуации и закономерности, что требуется при выполнении задания 26-31 экзамена.
Второй уровень – консультации.
На данном этапе на консультациях проводятся лекции-визуализации по всем блокам («Общество и человек», «Культура», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика», «Право».). При определении тематики лекций приоритетными являются те темы, где были выявлены пробелы у учеников.
Второй тип консультаций – лекция-диалог, по форме «вопрос – ответ».
Третий тип – практикумы по работе с диаграммами. Сложно соотнести такие величины как «одна треть», «три четвертых опрошенных» и т.п. с данными в процентах (в таблицах и диаграммах) – 33%, 75% и др. Ребята должны применить свои знания по математике. Подобных заданий нужно разобрать как можно больше, чтобы сформировать устойчивый навык
Четвертый тип – практикумы по работе с текстом.
Особая роль отводится в подготовке к экзамену в работе с текстом. Текст является одним из средств создания на уроках речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся. Следовательно, лингвистический анализ текста постепенно приводит к формированию языковой личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове. Такая работа направлена на формирование умений на основе работы с готовым текстом создание собственного текста. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции. Навык работы с документами дает возможность компенсировать неудачи при решении тестовых заданий и успешно сдать экзамен.
Практикуется ведение тетради по подготовке к экзамену, где записывают схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки. Информация в одном месте даёт возможность быстро находить нужный материал. Систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.
Третий уровень – дистанционная подготовка. Используются возможности сети Internet.
IV направление – контрольно-оценочночное.
В рамках этого направления проводятся различные формы контроля:
- Мини-тестирования по разделам в рамках урока;
- Очень большая роль в подготовке к экзамену отводится онлайн - тестированию. Интернет – ресурсы позволяют решать тесты в режиме он-лайн и сразу оценить результаты: сайты «Решу ОГЭ: обществознание. Обучающая система Д. Гущина (soc-oge.sdamgia.ru); ФИПИ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge).
- Репетиционное тестирование. Условия максимально приближены к условиям реального экзамена.
На каждого ученика по итогам репетиционного тестирования индивидуально составляется карта результативности, по которой отслеживается динамика уровня подготовки у ученика. Учитель анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на экзамене.
4. Зоны риска в подготовке школьников к сдаче ГИА и пути их преодоления
Ни одна система подготовки, насколько хорошо проработана она не была, не уберегает от трудностей, связанных с различными аспектами: организационными, личностными, особенностями восприятия учащимися учебного материала. После получения результатов пробного экзамена учащиеся разделяются на группы:
Группа «риска» - учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающие освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования.
Группа «слабоуспевающих»– учащиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования.
Группа «сильных» – учащиеся претенденты на получение высоких баллов.
Учитывая степень обученности и мотивацию к учению каждой группы учащихся, происходит организация разноуровневого обучения и обобщающего повторения.
5. Рекомендации учителям обществознания.
Данная систематическая работа позволила мне выработать некоторые советы, которые можно посоветовать всем учителям обществознания:
1.Выявлять учащихся, планирующих сдавать ГИА в конце 8-го – начале 9-го класса. Для этого проводить большую разъяснительную работу как среди учащихся так и среди родителей учащихся.
2. Максимально использовать урок при подготовке к ОГЭ.
3.Уделять большое внимание самостоятельной работе учащихся с учебником
4.У каждого сдающего экзамен ребенка должен быть кодификатор, где он будет отмечать темы, которые он выучил и какие ему необходимо еще познать.
5.Учащиеся должны иметь дидактические материалы для систематизации учебной информации и эффективного усвоения объектов проверки ОГЭ по предмету (тестов, планов, таблиц и др.).
6.Систематически работать с текстами, содержащими научную информацию, постоянно обращаться к материалам СМИ, их анализу.
7.Обучать учащихся правилам оформления выполненного задания, технологиям выбора верного ответа.
8.Использовать алгоритмы, памятки, клише для выполнения тех или иных типов заданий.
9.Проводить обязательно текущий поурочный и итоговый контроль по отдельным компонентам содержания кодификатора.
10.Коллективный разбор сложных тестовых заданий, организация анализа ошибок.
11.В тестах для учащихся использовать материалы тех авторов, которые участвуют в составлении КИМов .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию
В настоящее время остро стоит вопрос о создании системы подготовки учащихся к проведению итоговой аттестации в форме ЕГЭ. В V-VII кл. учащиеся обучаются технологии работы с тестами, пробл...
Презентация к выступлению на педсовете "Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию"
Презентация "Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию" позволяет наглядно представить особенности, трудности и важные аспекты подготовки учащихся выпускных классов к сдаче ЕГЭ по обществознанию....
Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Материал к презентации "Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию" , сведения, содержащиеся в данном материале помогут педагогу разработать план по подготовкеучащихся к сдаче ЕГЭ, укажут на труднос...
Доклад на тему : Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию в старших классах...
Система подготовки к ГИА по обществознанию и истории
На сегодняшний день экзамен по обществознанию ( ЕГЭ и ГИА) среди учащихся самый востребованный и массовый из тех, что сдаются по выбору. Это объясняется широтой спектра специальностей в различны...
Система подготовки обучающихся к ГИА по обществознанию
Система подготовки обучающихся к ГИА по обществознанию включает авторскую методику работы...
Система подготовки к ОГЭ по обществознанию (из опыта работы)
Подготовка к ОГЭ по обществознанию...