Система подготовки к ОГЭ по обществознанию.
статья (9 класс)

Коровина Светлана Николаевна

Система помогает структурировать и упорядочить любую работу, особенно работу учителя. Подготовка учащихся к ОГЭ по обществознанию не начинается в 9 классе, она подходит к своему завершению, результату, который покажет учащийся на экзамене.В статье показаны этапы подготовки, направления, зоны риска и их преодоление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система подготовки к ОГЭ по обществознанию.

 Коровина С.Н.

 1. Актуальность выбора экзамена

На сегодняшний день экзамен по обществознанию   среди учащихся 9-х классов самый востребованный, а соответственно самый  массовый из тех, что сдаются по выбору.  Популярность выбора обществознания в рамках ОГЭ объясняется разными причинами:

- «потому что что-то надо сдавать»;

- «он самый легкий»;

- «в прошлом году все сдали,  и я сдам»;

- «планирую сдавать ЕГЭ по этому предмету».

Обществознание - один из сложнейших школьных предметов, требующий от учащихся запоминания большого объема материала,  умения логически мыслить, анализировать информацию из различных источников и т.д. Проанализировав работу по подготовке к ОГЭ, могу сказать, что без правильно и чётко выстроенной системы подготовки учащихся к данному экзамену не возможно достичь положительных результатов. Эта система должна сложиться буквально с первого года преподавания обществознания, т.е. с 5 класса.   Как известно, система – это целое, состоящее из взаимосвязанных частей. В школе такими взаимосвязанными частями являются этапы обучения обществознанию учащихся.

2. Система формирования у учащихся обществоведческой культуры

Система формирования у учащихся обществоведческой культуры  включает в себя три этапа:

- первый этап (5-6 классы): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю), индивидуальные занятия по темам проектов. На этом этапе  учащиеся получают первичные знания в области социологии, психологии, этики, права, начинаем работы с тестами, проблемными и творческими заданиями, фрагментами текстов.

- второй этап (7-8 класс): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю), факультативные занятия, консультационные часы, индивидуальные занятия, подготовка к олимпиадам.

- третий этап (9 класс): уроки в рамках школьной программы, факультативы, индивидуальные занятия,  консультационные часы, подготовка к олимпиадам. На этом этапе происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения.

 Таким образом, обществоведческое образование в школе ведется и в урочное время и во внеурочной деятельности. К выстраиванию этой системы подвело изучение потребностей учащихся и их родителей в образовательных услугах

3. Методика подготовки девятиклассников к сдаче ГИА по обществознанию

Опираясь на опыт других педагогов и свой личный опыт, были сделаны выводы, что подготовка к  ОГЭ в 9 классе  должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по обществознанию и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки. Таким образом, была разработана следующая система подготовки к ОГЭ по обществознанию, которая включает

4 направления подготовки к ОГЭ: ознакомительно-пробное,  диагностическое, функциональное и контрольно-оценочночное.

I направление – ознакомительно-пробное. В рамках этого направления  происходит знакомство выпускников со спецификой заданий государственной итоговой аттестации по обществознанию и их формулировками, формой и структурой экзамена, т. е. с кодификатором, спецификацией и демоверсией.

Прошу детей скачать кодификатор и на каждом занятии отмечать, какие темы нами уже пройдены. Наглядное «продвижение по Кодификатору» позволяет девятиклассникам укрепляться в мысли, что мы движемся в правильном направлении, поверить в свои силы и не пропускать занятия.

В первые два месяца учебного года идет полное ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения. С сентября по февраль проводится основное повторение и изучение новых тем по кодификатору. С марта уделяется более пристальное внимание объективно сложным теоретическим вопросам и составляющим курса, вызывающим наибольшие затруднения у обучающихся.        Прежде всего, это политико-правовая система Российской Федерации, способы формирования высших государственных органов страны, полномочия Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы РФ,  экономика. В этот период подготовки к ГИА прорешивается большое количество КИМов.  Апрель - Май – этап предэкзаменационного повторения. В этот период важно:- актуализировать знания учащихся; помочь девятиклассникам обобщить и систематизировать полученные знания; рассмотреть наиболее сложные вопросы и задания, в которых  на экзаменах прошлых лет, ученики наиболее часто допускали ошибки; - напомнить критерии оценивания различных типов заданий.

II направление – диагностическое. Проводится входная диагностика сначала по первой, затем по второй части экзамена. На этом уровне выявляются пробелы и уровень подготовленности обучающихся, выстраивается линия подготовки к экзамену. Рекомендуемое время проведения входной диагностики первой части – октябрь месяц, второй части – ноябрь месяц.

III направление – функциональное. Функциональное направление   многоуровневое.

Первый уровень – урочная подготовка.

На уроках обществознания и истории предлагаются такие формы деятельности: конспектирование, тематические сообщения, составление планов и отзывов. Стараюсь сделать ученика опытным читателем, владеющим приемами анализа текста, способным оценить содержание, уловить многочисленные значения языковых единиц и проникнуть в подтекст. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

Специальные упражнения помогают ученику вычленять главную мысль, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст.

Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные ситуации и закономерности, что требуется при выполнении задания 26-31 экзамена.

Второй уровень – консультации.

На данном этапе на консультациях проводятся лекции-визуализации по всем блокам («Общество и человек», «Культура», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика», «Право».). При определении тематики лекций приоритетными являются те темы, где были выявлены пробелы у учеников.

Второй тип консультаций – лекция-диалог, по форме «вопрос – ответ».

Третий тип – практикумы по работе с диаграммами. Сложно соотнести такие величины как «одна треть», «три четвертых опрошенных» и т.п. с данными в процентах (в таблицах и диаграммах) – 33%, 75% и др. Ребята должны применить свои знания по математике. Подобных заданий нужно разобрать как можно больше, чтобы сформировать устойчивый навык

Четвертый тип – практикумы по работе с текстом.

Особая роль отводится в подготовке к экзамену в работе с текстом. Текст является одним из средств создания на уроках речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся. Следовательно, лингвистический анализ текста постепенно приводит к формированию языковой личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове. Такая работа направлена на формирование умений на основе работы с готовым текстом создание собственного текста. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции. Навык работы с документами дает возможность компенсировать неудачи при решении тестовых заданий и успешно сдать экзамен.

Практикуется ведение тетради по подготовке к экзамену, где записывают схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки. Информация в одном месте даёт возможность быстро находить нужный материал. Систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.

Третий уровень – дистанционная подготовка. Используются возможности сети Internet.

IV направление  – контрольно-оценочночное.

В рамках этого направления проводятся различные формы  контроля:

  1. Мини-тестирования по разделам в рамках урока;
  2. Очень большая роль в подготовке к экзамену отводится  онлайн - тестированию. Интернет – ресурсы позволяют решать тесты в режиме он-лайн и сразу оценить результаты: сайты «Решу ОГЭ: обществознание. Обучающая система Д. Гущина (soc-oge.sdamgia.ru); ФИПИ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge).
  3. Репетиционное тестирование. Условия максимально приближены к условиям реального экзамена.

На каждого ученика по итогам репетиционного тестирования индивидуально составляется карта результативности, по которой отслеживается динамика уровня подготовки у ученика. Учитель анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на экзамене.

4.  Зоны  риска в подготовке  школьников к сдаче ГИА и пути их преодоления

Ни одна система подготовки, насколько хорошо проработана она не была, не уберегает от трудностей, связанных с различными аспектами: организационными, личностными, особенностями восприятия учащимися учебного материала.  После получения результатов пробного экзамена  учащиеся разделяются на группы:

Группа «риска» - учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающие освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования.

Группа «слабоуспевающих»– учащиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования.

Группа «сильных» – учащиеся претенденты на получение высоких баллов.

Учитывая степень обученности и мотивацию к учению каждой группы учащихся, происходит организация разноуровневого  обучения и обобщающего повторения.

5. Рекомендации учителям обществознания.

Данная систематическая работа позволила мне выработать некоторые советы, которые можно посоветовать всем учителям обществознания:

 1.Выявлять учащихся, планирующих сдавать ГИА в конце 8-го – начале 9-го класса. Для этого проводить большую разъяснительную работу как среди учащихся так и среди родителей учащихся.

2. Максимально использовать урок при подготовке к ОГЭ.

3.Уделять большое внимание самостоятельной работе учащихся с учебником

4.У каждого сдающего экзамен ребенка должен быть кодификатор, где он будет отмечать темы, которые он выучил и какие ему необходимо еще познать.

5.Учащиеся должны иметь дидактические материалы для систематизации учебной информации и эффективного усвоения объектов проверки ОГЭ по предмету (тестов, планов, таблиц и др.).

6.Систематически работать с текстами, содержащими научную информацию, постоянно обращаться к материалам СМИ, их анализу.

7.Обучать учащихся правилам оформления выполненного задания, технологиям выбора верного ответа.

8.Использовать алгоритмы, памятки, клише для выполнения тех или иных типов заданий.

9.Проводить обязательно текущий поурочный и итоговый контроль по отдельным компонентам содержания кодификатора.

10.Коллективный разбор сложных тестовых заданий, организация анализа ошибок.

11.В тестах для учащихся использовать материалы тех авторов, которые участвуют в составлении КИМов .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию

В настоящее время остро стоит вопрос о создании системы подготовки учащихся к проведению итоговой аттестации в фор­ме ЕГЭ. В V-VII кл. учащиеся обучаются техно­логии работы с тестами, пробл...

Презентация к выступлению на педсовете "Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию"

Презентация "Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию" позволяет наглядно представить особенности, трудности и важные аспекты подготовки учащихся выпускных классов к сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Материал к презентации "Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию" , сведения, содержащиеся  в данном материале помогут  педагогу разработать план по подготовкеучащихся к сдаче ЕГЭ, укажут на труднос...

Доклад на тему : Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию в старших классах...

Система подготовки к ГИА по обществознанию и истории

На сегодняшний день экзамен по обществознанию ( ЕГЭ и ГИА)  среди учащихся самый востребованный и массовый из тех, что сдаются по выбору. Это объясняется широтой спектра специальностей в различны...

Система подготовки обучающихся к ГИА по обществознанию

Система подготовки обучающихся к ГИА по обществознанию включает авторскую методику работы...