урок "Семейное хозяйство"
методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему

Торунов Иван Николаевич

Технологическая карта урока по обществознанию 5 класс (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynoe_hozyaystvo.docx41.02 КБ

Предварительный просмотр:

И.Н.Торунов (МОУ «Лесогорская СШ»)

МОУ «Лесогорская СШ»

Шатковский район

Учитель: Торунов И.Н.

Технологическая карта урока

Предмет:  обществознание

Класс:  5

Тема урока:  Семейное хозяйство.

Цель урока: формирование представлений о семейном хозяйстве, значения как самого труда в семье для удовлетворения основных потребностей, так и важности сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в его организации.

Задачи урока:  

- развивать навыки работы в группах;

- развивать самоконтроль и оценочную самостоятельность учащихся при выполнении заданий урока;

- воспитывать чувство необходимости рационального ведения семейного хозяйства.

Прогнозируемые результаты учебного занятия:

Предметные: Научатся: характеризовать совместный труд членов семьи, сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, описывать свои обязанности в ведении семейного хозяйства.

Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения.

Метапредметные:

  • познавательные: учащиеся смогут самостоятельно формулировать проблему,  выделять и анализировать  необходимую информацию из текста и источников, строить рассказ для устного выступления.
  • регулятивные: смогут составлять план и последовательность своих действий.
  • коммуникативные: участие  в коллективном диалоге, работа в группе; способность обосновывать собственное мнение; уважение к иной точке зрения.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности, понимать значение семьи в жизни человека, формировать   нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Необходимое оборудование:  интерактивный комплекс, аудиозапись (отрывок) из сказки С.Я.Маршака «Теремок», тексты из «Домостроя» (приложение 1), сема «Черты рачительного хозяина» (приложение 2), задания по образцу (приложение 3), лист самооценки (приложение 4)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие учащихся.

Без чего на белом свете                

Взрослым не прожить и детям?          

Кто поддержит вас, друзья?              

Ваша дружная... (семья)!

Правильно, семья!

Вопросы:

Что характеризует семью?

Ребята, хочу акцентировать ваше внимание на том, что семью характеризуют не только родственные связи и совместное проживание, но и совместное ведение хозяйства.

Как вы думаете, о чём мы будем вести разговор?

Семью характеризуют родственные связи, совместное проживание, чувство любви и уважения, совместное воспитание детей, совместное ведении хозяйства.

О совместном ведении хозяйства

Личностные (мотив к познавательной деятельности)

Регулятивные (формулирование темы и цели урока)

Актуализация и пробное учебное действие

Ребята, давайте вспомним известную детскую сказку С.Я. Маршака «Теремок».

Воспроизводится  аудиозапись

Вопросы учащимся:

Как вы думаете, почему я привел эти строчки?

Как их можно отнести к нашему уроку?

Это распределение обязанностей в семье. Семьи бывают разные по своему составу, способностям, возможностям участия в совместных делах. Поэтому, дать один для всех совет, как лучше распределить обязанности – трудно. Главное – это желание и стремление членов семьи приложить свои силы в создание домашнего уюта.  

Познавательные (выделение проблемы)

Коммуникативные (высказывание собственного мнения, слушают друг друга, строят речевые высказывания)

Целеполагание

Предлагаю сформулировать цель и тему урока.  

Как будет звучать тема урока?

Какую цель вы ставите для себя на этот урок? Обсудите свои предложения в парах.

Ученики высказывают свои предположения.

Ученики обсуждают в парах и формулируют цель урока

- узнать, что такое, «семейное хозяйство»

- сформулировать, как нужно правильно вести хозяйство

Коммуникативные (высказывание собственного мнения, слушают друг друга, строят речевые высказывания)

Усвоение новых знаний

Важной характеристикой семьи является совместный труд и ведение хозяйства. Семья, дом – это школа трудовых навыков, и не только для взрослых, но прежде всего для детей. А родители – их первые наставники.

Совместный труд помогает удовлетворить необходимые для жизни потребности, среди которых есть жизненно важные – в пище, одежде, жилье, отдыхе.

Не меньшее значение для человека имеют потребности в общении, творчестве. Помни: от труда всех членов семьи зависит ее благополучие.

Дать один единственный совет, как лучше распределить семейные обязанности, очень трудно.

  • Кто у вас в доме ведет домашнее хозяйство?
  • Как у вас распределяются домашние обязанности?
  • Какой вклад в выполнение домашних дел вносишь ты?
  • Есть ли совместные дела в твоей семье? Кто принимает в них участие?

-   Что ты можешь сделать самостоятельно для удобства и уюта в доме?

Совместный труд помогает удовлетворить необходимые для жизни потребности.

Что такое потребности?

Какие бывают потребности?

Чтобы точно сформулировать понятие «потребности», предлагаю обратиться к словарю учебника.

Ученики слушают информацию

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.

Обсуждают, объясняют понятие потребности с помощью учителя.

Работа со словарем учебника.

Коммуникативные (высказывание собственного мнения, слушают друг друга, строят речевые высказывания)

Познавательные

Давайте обсуди некоторые вопросы:

-   Как вы считаете, нужно ли разделение на мужскую и женскую работу?

-   Какая сейчас работа мужская, а какая женская?

-   Как облегчить домашний труд? Какую работу можно переложить на бытовую технику?

Предлагаю вам открыть учебник на стр.36. Рассмотрите репродукцию картины А.А.Пластова «Ужин тракториста» (1951г.) и ответьте на вопросы:

- Почему ужин проходит в поле?

- Какие семейные обязанности сельских детей отражены в сюжете картины?

- Какой труд можно охарактеризовать как совместный, а какой – как помощь-обязанность?

Самостоятельно рассматривают репродукцию картины, анализируют полученную информацию, рассуждают, отвечают

на поставленные вопросы.

Коммуникативные (высказывание собственного мнения, слушают друг друга, строят речевые высказывания)

Регулятивные  (планируют свои действия)

Сейчас я предлагаю вам поработать с историческим источником, с текстом поучений из «Домостроя» (приложение 1). Давайте прочитаем, а затем ответим на вопросы.

- Кто такой хозяин дома?

- Каким должен быть настоящий хозяин?

- Что советует «Домострой» хозяину дома?

- Почему это произведение называется «Домострой»?

-Ребята, давайте вспомним героев мультфильма «Трое из Простоквашино». Кот Матроскин  заботился об улучшении своего домашнего хозяйства.

- Можно ли его назвать настоящим хозяином дома? Почему?

-Каким должен быть настоящий хозяин?

Читают, аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.

Отвечают на вопросы и самостоятельно делают выводы.

Настоящий хозяин тот, кто ведёт хозяйственные дела, распределяет обязанности, принимает важные решения.

Коммуникативные (высказывание собственного мнения, слушают друг друга, строят речевые высказывания)

Далее работа будет проходить самостоятельно. У каждого из вас есть листочки, на которых размещена схема «Черты рачительного хозяина» (приложение 2). Чтобы ее заполнить, нужно обратиться к тексту учебника на стр.35. Самостоятельно прочитайте текст и попытайтесь заполнить предложенную вам схему.

Теперь обменяйтесь заполненными схемами, посмотрите, как справился с этой работой ваш товарищ.

- Какими качествами должен  обладать хозяин дома?

- Что значит рачительность?

Чтобы точно сформулировать понятие «рачительность», предлагаю вновь обратиться к словарю учебника.

Организует работу со словарём.

Самостоятельно работают. Наблюдают, обсуждают, читают текст с.35, ищут соответствующую информацию, делают записи.

Осуществляют взаимоконтроль.

Коммуникативные (формулируют собственное мнение и позицию, позитивное отношение к процессу сотрудничества)

Познавательное (исследование, синтез, сравнение).

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Ребята, для выполнения домашних дел затрачиваются средства, иными словами ресурсы. Финансовые, материальные, трудовые, энергетические.

Предлагаю вам выполнить творческое задание, при этом работа будет проходить в парах. (приложение 3).

Самостоятельно выполняют, обсуждают.

Коммуникативные (диалог, сотрудничество в группе)

Личностные (развитие познавательных интересов)

Регулятивные  (саморегуляция, контроль)

Включение в систему знаний и повторения

В заключение нашего урока предлагаю ответить на вопросы.

-Что означает «вести домашнее хозяйство»?

- Каким должен быть настоящий хозяин?

- Все ли домашние обязанности нужно делить на мужские и женские?

Отвечают на вопросы.

Личностные (понимают значение знаний для человека и принимают его)

Регулятивные (прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала).

Рефлексия учебной деятельности

Поднимите карточку, которая соответствует уровню вашего понимания той проблемы, которую мы изучали на уроке.

Ученики поднимают карточки.

- зеленая – все понятно, проблем нет.

- желтая – есть небольшие проблемы в понимании темы.

- красная – хотелось бы услышать объяснение темы еще раз. Мне было не понятно.

Регулятивные УУД

Личностные УУД

А сейчас у вас ест возможность оценить свою работу на уроке, используя лист самооценки (приложение 4).    

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Самооценка, взаимооценка.

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Задание на дом

Предлагаю домашнее задание.

1 уровень: П.4 с.33-37, зад.8 «В классе и дома»

2 уровень: п.4 с.33-37, зад.6 (рабочий лист)

3 уровень: п.4 с.33-37, зад.6,7 (рабочий лист)

Приложение №01

Поучения из «Домостроя»

  В XVI веке произведения, излагающие права и обязанности членов семьи и его домочадцев, стали называть «домостроями». Наиболее знаменит Домострой, состоящий из 27 глав. Ряд статей касается организации хозяйства и домашнего быта русской семьи.
      Вот что советует Домострой хозяину дома:
            «...Домовладыкам когда час обеда,
            Служащим блюсти чиннаго в нем следа:
            Осмотрети стол, скатерть белу слати,
            Хлеб, соль , тарелы собрати.
            Ножи и вилки с платы разложити,
            Воды принести, руки доле измыты.
            Ястие стави на стол благочинно,
            Сосуды чисты имей неповинно».


      А вот пример наставления юным:
            «Не праздну быти юну подобает,
            Всяк приличну делу внимает,
            В доме и в торгу, в вотчине, в приказе
            Ремесло свое твори по указе.
            Лицем и сердцем являтися благо,
            Никто же давай знати в себе злаго».

Приложение №02

Схема «Черты рачительного хозяина»

Рачительный хозяин

Приложение №03

Выполняем задание по образцу:

Домашние дела

Затраченные ресурсы

Стирка белья

Финансовые – деньги

Материальные – стиральная машинка

Трудовые – мама или другие члены семьи

Сварить суп

Выполняем задание по образцу:

Домашние дела

Затраченные ресурсы

Стирка белья

Финансовые – деньги

Материальные – стиральная машинка

Трудовые – мама или другие члены семьи

Прополка грядок

Выполняем задание по образцу:

Домашние дела

Затраченные ресурсы

Стирка белья

Финансовые – деньги

Материальные – стиральная машинка

Трудовые – мама или другие члены семьи

Семейный праздник

Приложение №04

Лист самооценки

ученика _______________________

1. Какова была цель урока? ____________________________________

2. Удалось получить результат (решение, ответ)? __________________

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? ______________________

5. Какую оценку ты бы себе поставил? ___________________________

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Сельское хозяйство и рекреационное хозяйство Краснодарского края" в 9 классе

Разработка урока по теме "Сельское хозяйство и рекреационное хозяйство Краснодарского края" в 9 классе, учебник Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой, издательство "Мнемозина". Раздел "Регионы России", тема "С...

Открытый урок по теме «Зарубежная Азия: хозяйство (промышленность, сельское хозяйство)»

Девиз урока:  «Здоровье в наших руках»Цель: Обеспечение положительной динамики мотивации учащихся в изучении географии путем создания комфортной образовательной среды....

Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. 10 класс (презентация)

Материалы к уроку содержат основные понятия и вопросы темы, а также практические и проблемные задания....

Курс лекций по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» 110301 «Механизация сельского хозяйства» 110302 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»

Электронный учебник с теоретическим материалом. Создан в формате справочного информационного файла формата ОС Windows. Файл заархивирован....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

Исследовательская работа "Беспокойное хозяйство (выращивание перепелов в личном подсобном хозяйстве)"

Исследовательская работа по выращиванию перепелов в домашних условиях....

Презентация на тему: Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура хозяйства.

Презентация на тему: Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура хозяйства....