урок "Семейное хозяйство"
методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему
Технологическая карта урока по обществознанию 5 класс (ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynoe_hozyaystvo.docx | 41.02 КБ |
Предварительный просмотр:
И.Н.Торунов (МОУ «Лесогорская СШ»)
МОУ «Лесогорская СШ»
Шатковский район
Учитель: Торунов И.Н.
Технологическая карта урока
Предмет: обществознание
Класс: 5
Тема урока: Семейное хозяйство.
Цель урока: формирование представлений о семейном хозяйстве, значения как самого труда в семье для удовлетворения основных потребностей, так и важности сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в его организации.
Задачи урока:
- развивать навыки работы в группах;
- развивать самоконтроль и оценочную самостоятельность учащихся при выполнении заданий урока;
- воспитывать чувство необходимости рационального ведения семейного хозяйства.
Прогнозируемые результаты учебного занятия:
Предметные: Научатся: характеризовать совместный труд членов семьи, сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, описывать свои обязанности в ведении семейного хозяйства.
Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения.
Метапредметные:
- познавательные: учащиеся смогут самостоятельно формулировать проблему, выделять и анализировать необходимую информацию из текста и источников, строить рассказ для устного выступления.
- регулятивные: смогут составлять план и последовательность своих действий.
- коммуникативные: участие в коллективном диалоге, работа в группе; способность обосновывать собственное мнение; уважение к иной точке зрения.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности, понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Необходимое оборудование: интерактивный комплекс, аудиозапись (отрывок) из сказки С.Я.Маршака «Теремок», тексты из «Домостроя» (приложение 1), сема «Черты рачительного хозяина» (приложение 2), задания по образцу (приложение 3), лист самооценки (приложение 4)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | Приветствие учащихся. Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная... (семья)! Правильно, семья! Вопросы: Что характеризует семью? Ребята, хочу акцентировать ваше внимание на том, что семью характеризуют не только родственные связи и совместное проживание, но и совместное ведение хозяйства. Как вы думаете, о чём мы будем вести разговор? | Семью характеризуют родственные связи, совместное проживание, чувство любви и уважения, совместное воспитание детей, совместное ведении хозяйства. О совместном ведении хозяйства | Личностные (мотив к познавательной деятельности) Регулятивные (формулирование темы и цели урока) |
Актуализация и пробное учебное действие | Ребята, давайте вспомним известную детскую сказку С.Я. Маршака «Теремок». Воспроизводится аудиозапись Вопросы учащимся: Как вы думаете, почему я привел эти строчки? Как их можно отнести к нашему уроку? | Это распределение обязанностей в семье. Семьи бывают разные по своему составу, способностям, возможностям участия в совместных делах. Поэтому, дать один для всех совет, как лучше распределить обязанности – трудно. Главное – это желание и стремление членов семьи приложить свои силы в создание домашнего уюта. | Познавательные (выделение проблемы) Коммуникативные (высказывание собственного мнения, слушают друг друга, строят речевые высказывания) |
Целеполагание | Предлагаю сформулировать цель и тему урока. Как будет звучать тема урока? Какую цель вы ставите для себя на этот урок? Обсудите свои предложения в парах. | Ученики высказывают свои предположения. Ученики обсуждают в парах и формулируют цель урока - узнать, что такое, «семейное хозяйство» - сформулировать, как нужно правильно вести хозяйство | Коммуникативные (высказывание собственного мнения, слушают друг друга, строят речевые высказывания) |
Усвоение новых знаний | Важной характеристикой семьи является совместный труд и ведение хозяйства. Семья, дом – это школа трудовых навыков, и не только для взрослых, но прежде всего для детей. А родители – их первые наставники. Совместный труд помогает удовлетворить необходимые для жизни потребности, среди которых есть жизненно важные – в пище, одежде, жилье, отдыхе. Не меньшее значение для человека имеют потребности в общении, творчестве. Помни: от труда всех членов семьи зависит ее благополучие. Дать один единственный совет, как лучше распределить семейные обязанности, очень трудно.
- Что ты можешь сделать самостоятельно для удобства и уюта в доме? Совместный труд помогает удовлетворить необходимые для жизни потребности. Что такое потребности? Какие бывают потребности? Чтобы точно сформулировать понятие «потребности», предлагаю обратиться к словарю учебника. | Ученики слушают информацию Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение. Обсуждают, объясняют понятие потребности с помощью учителя. Работа со словарем учебника. | Коммуникативные (высказывание собственного мнения, слушают друг друга, строят речевые высказывания) Познавательные |
Давайте обсуди некоторые вопросы: - Как вы считаете, нужно ли разделение на мужскую и женскую работу? - Какая сейчас работа мужская, а какая женская? - Как облегчить домашний труд? Какую работу можно переложить на бытовую технику? Предлагаю вам открыть учебник на стр.36. Рассмотрите репродукцию картины А.А.Пластова «Ужин тракториста» (1951г.) и ответьте на вопросы: - Почему ужин проходит в поле? - Какие семейные обязанности сельских детей отражены в сюжете картины? - Какой труд можно охарактеризовать как совместный, а какой – как помощь-обязанность? | Самостоятельно рассматривают репродукцию картины, анализируют полученную информацию, рассуждают, отвечают на поставленные вопросы. | Коммуникативные (высказывание собственного мнения, слушают друг друга, строят речевые высказывания) Регулятивные (планируют свои действия) | |
Сейчас я предлагаю вам поработать с историческим источником, с текстом поучений из «Домостроя» (приложение 1). Давайте прочитаем, а затем ответим на вопросы. - Кто такой хозяин дома? - Каким должен быть настоящий хозяин? - Что советует «Домострой» хозяину дома? - Почему это произведение называется «Домострой»? -Ребята, давайте вспомним героев мультфильма «Трое из Простоквашино». Кот Матроскин заботился об улучшении своего домашнего хозяйства. - Можно ли его назвать настоящим хозяином дома? Почему? -Каким должен быть настоящий хозяин? | Читают, аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение. Отвечают на вопросы и самостоятельно делают выводы. Настоящий хозяин тот, кто ведёт хозяйственные дела, распределяет обязанности, принимает важные решения. | Коммуникативные (высказывание собственного мнения, слушают друг друга, строят речевые высказывания) | |
Далее работа будет проходить самостоятельно. У каждого из вас есть листочки, на которых размещена схема «Черты рачительного хозяина» (приложение 2). Чтобы ее заполнить, нужно обратиться к тексту учебника на стр.35. Самостоятельно прочитайте текст и попытайтесь заполнить предложенную вам схему. Теперь обменяйтесь заполненными схемами, посмотрите, как справился с этой работой ваш товарищ. - Какими качествами должен обладать хозяин дома? - Что значит рачительность? Чтобы точно сформулировать понятие «рачительность», предлагаю вновь обратиться к словарю учебника. Организует работу со словарём. | Самостоятельно работают. Наблюдают, обсуждают, читают текст с.35, ищут соответствующую информацию, делают записи. Осуществляют взаимоконтроль. | Коммуникативные (формулируют собственное мнение и позицию, позитивное отношение к процессу сотрудничества) Познавательное (исследование, синтез, сравнение). | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Ребята, для выполнения домашних дел затрачиваются средства, иными словами ресурсы. Финансовые, материальные, трудовые, энергетические. Предлагаю вам выполнить творческое задание, при этом работа будет проходить в парах. (приложение 3). | Самостоятельно выполняют, обсуждают. | Коммуникативные (диалог, сотрудничество в группе) Личностные (развитие познавательных интересов) Регулятивные (саморегуляция, контроль) |
Включение в систему знаний и повторения | В заключение нашего урока предлагаю ответить на вопросы. -Что означает «вести домашнее хозяйство»? - Каким должен быть настоящий хозяин? - Все ли домашние обязанности нужно делить на мужские и женские? | Отвечают на вопросы. | Личностные (понимают значение знаний для человека и принимают его) Регулятивные (прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала). |
Рефлексия учебной деятельности | Поднимите карточку, которая соответствует уровню вашего понимания той проблемы, которую мы изучали на уроке. | Ученики поднимают карточки. - зеленая – все понятно, проблем нет. - желтая – есть небольшие проблемы в понимании темы. - красная – хотелось бы услышать объяснение темы еще раз. Мне было не понятно. | Регулятивные УУД Личностные УУД |
А сейчас у вас ест возможность оценить свою работу на уроке, используя лист самооценки (приложение 4). | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Самооценка, взаимооценка. | Регулятивные УУД Личностные УУД | |
Задание на дом | Предлагаю домашнее задание. 1 уровень: П.4 с.33-37, зад.8 «В классе и дома» 2 уровень: п.4 с.33-37, зад.6 (рабочий лист) 3 уровень: п.4 с.33-37, зад.6,7 (рабочий лист) |
Приложение №01
Поучения из «Домостроя»
В XVI веке произведения, излагающие права и обязанности членов семьи и его домочадцев, стали называть «домостроями». Наиболее знаменит Домострой, состоящий из 27 глав. Ряд статей касается организации хозяйства и домашнего быта русской семьи.
Вот что советует Домострой хозяину дома:
«...Домовладыкам когда час обеда,
Служащим блюсти чиннаго в нем следа:
Осмотрети стол, скатерть белу слати,
Хлеб, соль , тарелы собрати.
Ножи и вилки с платы разложити,
Воды принести, руки доле измыты.
Ястие стави на стол благочинно,
Сосуды чисты имей неповинно».
А вот пример наставления юным:
«Не праздну быти юну подобает,
Всяк приличну делу внимает,
В доме и в торгу, в вотчине, в приказе
Ремесло свое твори по указе.
Лицем и сердцем являтися благо,
Никто же давай знати в себе злаго».
Приложение №02
Схема «Черты рачительного хозяина»
Рачительный хозяин |
Приложение №03
Выполняем задание по образцу:
Домашние дела | Затраченные ресурсы |
Стирка белья | Финансовые – деньги Материальные – стиральная машинка Трудовые – мама или другие члены семьи |
Сварить суп |
Выполняем задание по образцу:
Домашние дела | Затраченные ресурсы |
Стирка белья | Финансовые – деньги Материальные – стиральная машинка Трудовые – мама или другие члены семьи |
Прополка грядок |
Выполняем задание по образцу:
Домашние дела | Затраченные ресурсы |
Стирка белья | Финансовые – деньги Материальные – стиральная машинка Трудовые – мама или другие члены семьи |
Семейный праздник |
Приложение №04
Лист самооценки
ученика _______________________
1. Какова была цель урока? ____________________________________
2. Удалось получить результат (решение, ответ)? __________________
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? ______________________
5. Какую оценку ты бы себе поставил? ___________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Сельское хозяйство и рекреационное хозяйство Краснодарского края" в 9 классе
Разработка урока по теме "Сельское хозяйство и рекреационное хозяйство Краснодарского края" в 9 классе, учебник Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой, издательство "Мнемозина". Раздел "Регионы России", тема "С...
Открытый урок по теме «Зарубежная Азия: хозяйство (промышленность, сельское хозяйство)»
Девиз урока: «Здоровье в наших руках»Цель: Обеспечение положительной динамики мотивации учащихся в изучении географии путем создания комфортной образовательной среды....
Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. 10 класс (презентация)
Материалы к уроку содержат основные понятия и вопросы темы, а также практические и проблемные задания....
Курс лекций по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» 110301 «Механизация сельского хозяйства» 110302 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»
Электронный учебник с теоретическим материалом. Создан в формате справочного информационного файла формата ОС Windows. Файл заархивирован....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
Исследовательская работа "Беспокойное хозяйство (выращивание перепелов в личном подсобном хозяйстве)"
Исследовательская работа по выращиванию перепелов в домашних условиях....
Презентация на тему: Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура хозяйства.
Презентация на тему: Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура хозяйства....