Способности человека
план-конспект урока (обществознание , 9 класс) на тему

Надёжкина Марина Юрьевна

Разработка урока "Способности человека"  содержит материал:о условиях формирования способностей, индивидуальных различиях, о склонностях, перечисляются виды способностей и  стадии развития способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sposobnosti_cheloveka.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 акимата города Сарани»

Разработка урока по теме: «Способности человека». 9 класс предмет «Человек. Общество. Право».

                                                                                                          Подготовила

                                                                                                          учитель истории

                                                                                                          Надёжкина М.Ю..

   

Сарань

2012 год.

Тема урока: Способности человека. 9 класс предмет «Человек. Общество. Право».

Учитель Надёжкина М.Ю..

Цели урока: дать основные понятия, рассмотреть условия формирования способностей

                     и виды способностей. Развивать у уч-ся навыки анализа ситуаций и фактов.

                     Воспитывать уважение к окружающим.

Тип урока: комбинированный.  

МПС – биология, литература, всемирная история.

Оборудование: иллюстрации, подборка материалов периодической печати.

                                                     

                                                         Ход урока.

1. Орг. момент.    

2. Проверка знаний уч-ся.

Объяснение высказываний:

«Употреблять силы для достижения той или другой цели значит действовать»

                                                                                                А. Куницын.

«Ничего нет в жизни более важного и любопытного. Чем мотивы человеческих действий»

                                                                                                М. Горький.

«Действие надо начинать с того, чего ещё нет»      Лао-Цзы.      

 

3. Объяснение нового материала.

                                                                      План.

  1. Условия формирования способностей.
  2. 2) Способности и склонности.
  3. Виды способностей.

                                             Основные понятия.

     Способности — это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

                           

                                  Условия формирования способностей.

    Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе  термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» — проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» — формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности» . Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.

                   

                         Способности и индивидуальные различия.

      Говоря о способностях, надо упомянуть, что они у каждого человека разные. Каждый человек имеет индивидуально-своеобразное сочетание способностей, и успешность его деятельности определяется наличием того или иного сочетания способностей. Одни способности могут заменяться другими — схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. На успешность одной и той же деятельности могут влиять разные способности, поэтому, отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой.

                                       Способности и склонности.

      Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности. «…Способности не существуют вне определённых отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе как через определённые способности» . Приведённая цитата свидетельствует о том, что склонности и способности тесно взаимосвязаны. Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определённая деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.

                                  Способности и одарённость.

       Одаренность — это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость — это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.

                                     Виды способностей.

   Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

учебные и творческие

умственные и специальные

математические

конструктивно-технические

музыкальные

литературные

художественно-изобразительные

физические способности

парапсихологические (экстрасенсорные).

    Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

     Природа специальных способностей. Изучая конкретно — психологическую характеристику способностей, можно выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.

    Конкретный пример: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода — есть основной элемент математического творчества.

   Музыкальные способности можно разделится на две группы:

технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение)

слуховые (музыкальный слух).

   В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека могут восстановиться, либо резко усилиться способности.

Уровни развития способностей:

  1. репродуктивный
  2. творческий.

Стадии развития способностей:                        

  1. Задатки,
  2. Способности,
  3. Одаренность,
  4. Талант,
  5. Гениальность.

Обсуждение высказываний:

«Нельзя подражать гению» Л. Вовенарг.

«Если не верить в самого себя нельзя быть гением»  О. Бальзак.

Закрепление пройденного материала.

Написать мини-эссе по пройденной теме (3 мин.).

Д/З пар. 4 пересказ.

Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Способности человека"

Что такое способности? классификация способностей. Уровни развитияспособностей....

"Способности человека" презентация

Презентация к классному часу "Способности человека"....

Мозг и способности человека

Материал к уроку по биологии...

Скоростные способности человека

Несмотря на важность развития быстроты реагирования на действия партнера или соперника, в профессиональной деятельности и спорте наибольшее значение имеет скорость выполнения целостных двигательных де...

Научная публикация "Лингвистические способности человека"

Лингвистические способности- это способности человека к изучению иностранных языков. Базируются на трех составляющих- памяти, слухе и логике. Обладая хорошей памятью, человек быстро набирает нео...

Технологическая карта урока физической культуры для учащегося надомного обучения 7 класса: «Двигательные способности человека и особенности их развития»

Данный материал представляет собой технологическую карту урока и необходимые для его реализации приложения.Урок рассчитан на подачу теоретического материала по предмету для учащегося, имеющего освобож...

Координационные способности как вид физических способностей человека.

Под координационными способностями понимаются способности человека к согласованию и соподчинению отдельных движений в единую, целостную двигательную деятельность....