Способности человека
план-конспект урока (обществознание , 9 класс) на тему
Разработка урока "Способности человека" содержит материал:о условиях формирования способностей, индивидуальных различиях, о склонностях, перечисляются виды способностей и стадии развития способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposobnosti_cheloveka.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 акимата города Сарани»
Разработка урока по теме: «Способности человека». 9 класс предмет «Человек. Общество. Право».
Подготовила
учитель истории
Надёжкина М.Ю..
Сарань
2012 год.
Тема урока: Способности человека. 9 класс предмет «Человек. Общество. Право».
Учитель Надёжкина М.Ю..
Цели урока: дать основные понятия, рассмотреть условия формирования способностей
и виды способностей. Развивать у уч-ся навыки анализа ситуаций и фактов.
Воспитывать уважение к окружающим.
Тип урока: комбинированный.
МПС – биология, литература, всемирная история.
Оборудование: иллюстрации, подборка материалов периодической печати.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Проверка знаний уч-ся.
Объяснение высказываний:
«Употреблять силы для достижения той или другой цели значит действовать»
А. Куницын.
«Ничего нет в жизни более важного и любопытного. Чем мотивы человеческих действий»
М. Горький.
«Действие надо начинать с того, чего ещё нет» Лао-Цзы.
3. Объяснение нового материала.
План.
- Условия формирования способностей.
- 2) Способности и склонности.
- Виды способностей.
Основные понятия.
Способности — это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
Условия формирования способностей.
Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» — проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» — формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности» . Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.
Способности и индивидуальные различия.
Говоря о способностях, надо упомянуть, что они у каждого человека разные. Каждый человек имеет индивидуально-своеобразное сочетание способностей, и успешность его деятельности определяется наличием того или иного сочетания способностей. Одни способности могут заменяться другими — схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. На успешность одной и той же деятельности могут влиять разные способности, поэтому, отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой.
Способности и склонности.
Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности. «…Способности не существуют вне определённых отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе как через определённые способности» . Приведённая цитата свидетельствует о том, что склонности и способности тесно взаимосвязаны. Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определённая деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.
Способности и одарённость.
Одаренность — это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость — это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.
Виды способностей.
Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:
учебные и творческие
умственные и специальные
математические
конструктивно-технические
музыкальные
литературные
художественно-изобразительные
физические способности
парапсихологические (экстрасенсорные).
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Природа специальных способностей. Изучая конкретно — психологическую характеристику способностей, можно выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.
Конкретный пример: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода — есть основной элемент математического творчества.
Музыкальные способности можно разделится на две группы:
технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение)
слуховые (музыкальный слух).
В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека могут восстановиться, либо резко усилиться способности.
Уровни развития способностей:
- репродуктивный
- творческий.
Стадии развития способностей:
- Задатки,
- Способности,
- Одаренность,
- Талант,
- Гениальность.
Обсуждение высказываний:
«Нельзя подражать гению» Л. Вовенарг.
«Если не верить в самого себя нельзя быть гением» О. Бальзак.
Закрепление пройденного материала.
Написать мини-эссе по пройденной теме (3 мин.).
Д/З пар. 4 пересказ.
Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Способности человека"
Что такое способности? классификация способностей. Уровни развитияспособностей....
"Способности человека" презентация
Презентация к классному часу "Способности человека"....
Мозг и способности человека
Материал к уроку по биологии...
Скоростные способности человека
Несмотря на важность развития быстроты реагирования на действия партнера или соперника, в профессиональной деятельности и спорте наибольшее значение имеет скорость выполнения целостных двигательных де...
Научная публикация "Лингвистические способности человека"
Лингвистические способности- это способности человека к изучению иностранных языков. Базируются на трех составляющих- памяти, слухе и логике. Обладая хорошей памятью, человек быстро набирает нео...
Технологическая карта урока физической культуры для учащегося надомного обучения 7 класса: «Двигательные способности человека и особенности их развития»
Данный материал представляет собой технологическую карту урока и необходимые для его реализации приложения.Урок рассчитан на подачу теоретического материала по предмету для учащегося, имеющего освобож...
Координационные способности как вид физических способностей человека.
Под координационными способностями понимаются способности человека к согласованию и соподчинению отдельных движений в единую, целостную двигательную деятельность....