Семья
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
29. 01.2013 год.
Учитель: Ткачева Е.Н
Класс: 9 «А»
Предмет: обществознание
Тема: Повторительно – обобщающий урок по теме: «Семья и брак» с элементами ГИА
Цель: повторение и закрепление пройденного материала
Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип урока: закрепление пройденного материала
Проблемный вопрос: Семья – это первичная ячейка общества.
Ход урока
Эпиграф.
Семейный кодекс не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;
В Семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения семейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им семейными правами.
Любить – это значит смотреть. Не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении
А.де Сент –Экзюпери
Муж с женой, что вода с мукой: сболтаешь – сболтаешь, а разболтать не разболтаешь
(народная мудрость)
Семья – взаимное несение тягот и школа жертвенности (Н.Бердяев)
- Оргмомент
- Закрепление пройденного материала
Как появилось слово “семья”?
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам;
“Кто деток родит мне, богиня моя”?
И Ева тихонько ответила “я”,
“Кто их воспитает, царица моя”?
И Ева тихонько ответила “я”,
“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?
И Ева все так же ответила “я”
“Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приласкает?
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!”
И Ева тихонько ответила “я”,
Сказала она знаменитых семь “я”
Вот так на земле появилась семья.
1.Что такое семья?
Ответ:
Семья – это круг лиц, связанных между собой правами и обязанностями, вытекающими из зарегистрированного брака и родства.
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Семья - организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.
2.Функции семьи?
Ответ:
Репродуктивная (воспроизводство населения, продолжение рода).
Воспитательная (первичная социализация) (передача знаний, опыта, норм, ценностей).
Хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства и бюджета).
Эмоционально-психологическая (обретение спокойствия и уверенности, чувства безопасности, поддержки).
Досуговая
Задание из ГИА:
Пример | Функция семьи |
А) родители с детьми в субботу гуляли в парке, в воскресенье посетили детский спектакль, а в следующие выходные планируют сходить в зоопарк Б) семья отправилась в магазин купить необходимые на ближайшую неделю продукты питания В) родители учат детей правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами Г) по вечерам, собравшись за чаем, члены семьи рассказывают друг другу о событиях сегодняшнего дня, делятся своими проблемами Д) семья собралась со своего огорода урожай овощей и занимается их заготовкой на зиму |
|
А - Б - В - Г - Д -
3.А какие виды семьи существуют?
Ответ:
1.Современная семья включает обычно супружескую пару (жена и муж) и одного или несколько детей. Такую семью называют нуклеарной (от лат. nucleus – ядро).
2.Семья, включающая 2-3 поколения (кроме мужа, жены и детей + деда, бабушку и т.д.), называется многопоколенной.
3.Если же с ними живут и непрямые родственники (тети, дяди, племянники и т.д.), то это расширенная семья.
4.Выделяют также семьи полные (двое родителей)
5.неполные (отсутствует один из родителей или дети живут с бабушками-дедушками).
6.В зависимости от количества детей различают семьи бездетные, однодетные, мало-, многодетные.
По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, выделяют:
7.Традиционные, или патриархальные семьи предполагают главенство мужчины. Женщина экономически зависит от мужа, семейные роли четко регламентированы: муж – добытчик и кормилец, жена – домохозяйка и воспитатель детей.
8.Матриархальная семья
9.Партнерские семьи их отличает равенство супругов в правах и обязанностях, в выполнении домашних дел и воспитании детей, в решении основных вопросов жизни семьи.
10.Семьи переходного типа (напр., муж на словах проповедует четкое разделение домашних дел на «мужские» и «женские», но на деле активно помогает жене по хозяйству, или наоборот).
4. А в результате чего возникает семья?
Ответ: брака
Брак – это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающих между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.
Брак - Добровольный союз мужчины и женщины, цель которого создание семьи
5.Назовите признаки брака?
Ответ:
1.союз мужчины и женщины
2.еднобрачный союз
3.свободный союз
4.равноправный союз
5.союз, зарегистрированный в ЗАГСе
6.Союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности
6.Назовите условия действительности брака
Ответ:
1.Определенный возраст
2.Дееспобность
3.Добровольное согласие
4.Отсутствие других браков
5.Отсутствие близких родственных связей
6.Не должны быть усыновителями и усыновленными
7.А когда брак считается недействительным?
Ответ:
1.Близкое родство
2.Наличие уже зарегистрированного брака
3.Брак может быть признан недействительным, если был факт сокрытия венерического заболевания или СПИДа
Задание:
1.Валентину заставили под угрозой расправы зарегистрировать брак с Алексеем, которому нужна была прописка. В органах ЗАГС она высказала свое согласие на брак. Можно ли считать такой брак недействительным из-за нарушения принципа его добровольности?
Ответ: Нет, т.к в ЗАГСе Валентина высказала добровольное согласие. Брак может быть признан недействительным по другому основанию в судебном порядке как регистрация по фиктивному основанию без намерения создать семью
2.Алексей скрыл от Елены, что состоит в браке, который не расторгнут. Прожив 3 месяца, Елена узнала о тайне мужа. Какой брак будет считаться недействительным: первый или второй? Почему?
Ответ: Второй, т.к нельзя заключать брак, если лицо уже состоит в браке
8.В каких случаях происходит прекращение брака
Несмотря на то, что большинство браков заключается по любви, не так редки случаи развода, распада семьи. И от этого страдают все члены семьи, особенно тяжело приходится детям.
9.Каковы причины развода?
Ответ:
1.отсутствие общих интересов и взглядов
2.несходство характеров
3.любовь к другому человеку
4.супружеская неверность
5.алкоголизм
6.отсутствие жилищных и материальных условий
7.вмешательство родителей в семейные дела супругов
10. Расторжение брака происходит где?
1. в суде
2. загсе
11.Расторжение брака в суде
12.Расторжение брака в ЗАГСе
13. Личная ответственность супругов
1.Имущество, принадлежащее до вступления в брак
2.Имущество, полученное в дар или в порядке наследования
3.Вещи индивидуального пользования
14. Совместная собственность супругов:
1.имущество, нажитое ими во время брака;
2.заработная плата;
3.доходы от предпринимательской деятельности;
4.пенсии, пособия;
5.ценные бумаги и вклады в банках;
6.квартиры, дачи, гаражи, автомобили;
7.земельный участок;
8.предприятия;
9.вещи, полученные в дар обоими супругами.
15.Личные права супругов:
1.при заключении брака новобрачные выбирают фамилию, при расторжении брака имеют право сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии;
2.выбирают место своего жительства, могут проживать совместно или раздельно, если это для них удобно;
3.свободны в выборе занятий, профессии.
16. Виды брака
1.зарегистрированный
2.церковный
3.гражданский
17.Назовите права и обязанности родителей и детей
Права и обязанности детей
- право жить, воспитываться с родителями и родственниками
- право общаться с родителями и родственниками
- право на защиту
- право выражать свое мнение
- право иметь имя, отечество и фамилию
- право иметь собственность, получать содержание от родителей
Права и обязанности родителей
- обязаны воспитывать детей
- обязаны заботится о здоровье, физическом, нравственном, психическом и духовном развитии детей
- обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования
- обязаны содержать своих детей
- Рефлексия
1.тест
Семейное право
1. Закончите следующее предложение: «Основополагающим правовым актом, регулирующим семейные отношения в России, является
а) Семейный кодекс Российской Федерации»;
б) Кодекс о браке и семье Российской Федерации »;
в) Уложение о семейных отношениях Российской Федерации».
2. К какому из перечисленных понятий относится следующее определение: «Добровольный пожизненный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи»?
а) «пакт»;
б) «комплот (заговор)»;
в)« брак ».
3. Каков брачный возраст мужчин и женщин в России?
а) 16 лет;
б)18 лет;
в) 20 лет.
4. Какое обстоятельство делает невозможным вступление в брак?
а) различие национальностей;
б) одна из сторон уже состоит в браке;
в) отсутствие у жениха счета в банке
5. Закончите следующее предложение: «Нарушением порядка регистрации брака является
а) подача заявлений о вступлении в брак но почте»;
б) регистрация брака не меньше чем через месяц после подачи заявления»;
в) личное присутствие сторон при заключении брака».
6. Какое из перечисленных прав является личным правом супругов?
а) право владеть имуществом, приобретенным до брака;
б) право выбора места жительства;
в) право на предметы, полученные в подарок.
7. Какое имущество семьи подлежит разделу в случае расторжения брака?
а) вещи индивидуального пользования;
б) предметы роскоши;
в) вещи, подаренные каждому супругу в отдельности.
8. С помощью какого правового документа супруги могут четко урегулировать свои имущественные взаимоотношения на долгие годы?
а) протокола о намерениях;
б) товарной накладной;
в) брачного договора (контракта).
9. С какого момента супруги обретают родительские права и обязанности?
а) со времени сдачи экзаменов «родительского минимума»;
б) с момента определения ребенка в ясли;
в) с момента рождения ребенка.
10. Закончите следующее предложение: «В случае если родители уклоняются от воспитания детей, жестоко обращаются с ними, вредно влияют на них своим поведением, являются хроническими алкоголиками или наркоманами закон предусматривает
а) проведение с такими родителями специальных бесед»;
б) лишение таких родителей родительских прав»;
в) лишение таких родителей гражданства»;
г) конфискация имущества таких родителей».
11. Как называется денежное содержание на детей, которое выплачивает оставивший семью родитель?
а) налог;
б) акциз;
в) алименты.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЬИ
Материальное обеспечение семьи зависит от ее доходов, характера потребностей, ценностных ориентаций, сочетания общественных и личностных интересов.
Экономическая функция — одна из основных функций семьи. Но если ранее в понятие «экономическая функция» вкладывалось в основном обеспечение потребительских интересов и удовлетворение потребностей членов семьи, то в настоящее время в условиях рыночной экономики произошло экономическое обособление семьи, домашнего хозяйства в экономическую единицу. Она принимает самостоятельные решения, является собственником определенного фактора производства (чаще всего рабочей силы).
На осуществление экономической функции семьи оказывают воздействие, с одной стороны, система социально-экономических потребностей и ценностных установок и ориентаций, идеалов общества, с другой, — субъективные особенности членов семьи, их склонности, характер личности, потребительские запросы, уровень культурного развития, национальные и этнические особенности.
Воспроизводство человека как личности означает воспитание его в семье не как простого потребителя, а как трудящегося, надеющегося в первую очередь на себя. Это означает подготовку детей к труду, профессиональное ориентирование и экономическое воспитание, формирование хозяина своей жизни.
Семья решает многообразные проблемы семейного бизнеса, ведения домашнего хозяйства, производства и воспроизводства рабочей силы, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного капитала и пр. С одной стороны, семья участвует в общественном разделении труда в целях формирования семейного бюджета, обеспечения новых потребностей и возможностей семьи, нормальных бытовых условий и социальной поддержки несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов, а с другой, - это распределение ролей в процессе ведения домашнего хозяйства, бытовое обслуживание членов семьи, организация процесса потребления.
Основным направлением в экономической деятельности сем становится накопление материальных ценностей и передача по наследству, так как только собственность является реальной гарантией социальной защищенности семьи. Ведь в системе внутрисемейных отношений экономические занимают место фундамента, базиса, в котором материализуются все остальные отношения — эмоциональные, нравственные, социальные, репродуктивные и пр.
Е. Михалкина
1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
2. Как изменилось понимание экономической функции cемьи в связи с переходом к рыночной экономике?
3. Какие факторы влияют на осуществление экономической функции семьи? Назовите не менее 4-х факторов.
4. Что означает воспроизводство человека как личности в условиях рыночной экономики?
5. Каким образом семья решает проблемы своего материального благополучия? Приведите по два примера участия своей семьи в общественном производстве и распределении ролей в процессе ведения домашнего хозяйства. Что входит в ваши непосредственные обязанности?
6. Согласны ли Вы с мыслью автора о том, что экономические отношения в семье являются фундаментом, на основе которого строятся остальные отношения — эмоциональные, нравственные, социальные, репродуктивные? Приведите два аргумента своей точки зрения. Уместна ли здесь английская пословица «Мой дом — моя крепость»?
Семья - клеточка общества, его как бы мини-модель. Без семьи и семейного воспитания, семейной заботы о ребенке не было бы ни общества, ни государства, ни этноса. Как бы ни менялись общественные устройства, какие бы бури ни проносились над людьми - семья всегда оставалась.
Утописты-революционеры всех времен почему-то мечтали уничтожить семью, брачные отношения, выступали за свободную любовь и за то, чтобы функции семьи передать государству, построив огромные фабрики-кухни, фабрики-прачечные и освободив женщину от домашнего труда.
Семья исторически изменялась. В эпоху матриархата, когда власть принадлежала женщинам, каждый знал свою мать, но никто не знал своего отца, вместо семьи были беспорядочные половые отношения. Затем власть перешла к мужчине, и отец стал заинтересован в том, чтобы точно знать, кто его дети, кому передать дом и хозяйство. Возникла парная семья. Она еще не была скреплена законами, легко распадалась и вновь образовывалась. С появлением государства появились и законы о браке, и постепенно в Европе начала складываться моногамная семья - дин мужчина и одна женщина. Однако в мусульманских странах приняты, особенно в деревнях, полигамные браки. По мусульманским законам, мужчине разрешается иметь до четырех жен. В Непале еще в первой половине нашего века семья строилась по 'противоположному принципу: одна жена могла иметь до пяти мужей. Но в большинстве стран укрепилась и сохраняется моногамная семья.
Семья воспитывает и развивает чувство взаимной связанности людей, их умение служить друг другу. Семья, живущая в одном доме, - это социальная система.
Еще в начале века типичной для России была большая семья. Все жили вместе: родители, родители родителей, дяди, тети, кузены, кузины и т. д. В настоящее время типична малая семья - родители (отец и мать) и один - два, максимум три ребенка. Дети, едва став взрослыми, стараются как можно раньше уйти из семьи и завести свой дом и жить самостоятельно. В странах Западной Европы это вообще стало правилом: сын или дочь, достигнув совершеннолетия, отделяются и живут, стараясь экономически не зависеть от родителей, и родители не рвутся им помогать, считая, что те должны сами пробить себе дорогу в жизни.
(По материалам энциклопедии для школьников)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какие типы семьи названы в тексте? Кратко объясните сущность каждого типа семьи.
3. Каковы положительные и отрицательные последствия принятого в Западной Европе и США раннего отделения совершеннолетних детей от родителей? Используя содержание текста и личный социальный опыт, укажите два положительных и два отрицательных последствия.
4. Проиллюстрируйте тремя примерами идею текста: «Семья воспитывает и развивает чувство взаимной связанности людей, их умение служить друг другу».
5. Объясните мысль текста: семья - как бы «мини-модель общества». Используя содержание текста и знания курса, дайте три объяснения.
6. Выскажите свое отношение к упомянутым в тексте мечтам социалистов-утопистов. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения.
3.работа в группах
4. Подведение итогов
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» - так начинается роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина».
5. Д/З
1. Написать сочинение: «Какие изменения (дополнения) я хотел бы внести в новый Семейный кодекс РФ. 2. Написать сочинение по одному из эпиграфов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"
В статье рассмотрены проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется оптимальным типом социальной структуры....
Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."
Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...
Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"
Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...
«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска
О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...
Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"
краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....