| Этапы работы | Содержание этапа |
|
|
| Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося |
1 | Организационный момент
-Методы организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя обучающихся на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей группы): эмоциональный, психологический настрой обучающихся.
- Постановка цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока.
| Цель организационного момента:
настроить обучающихся на учебную деятельность, предмет и тему урока. |
|
|
| - Здравствуйте, ребята! Сядьте удобно, спины выпрямите, руки положите перед собой, ноги поставьте вместе.
Сегодня наш урок будет посвящен особенностям правового статуса несовершеннолетних. Но прежде мы с вами вспомним, на какие сферы делится общество, виды прав и свобод человека. Это поможет нам в освоении понятия правовой статус несовершеннолетнего. В ходе урока мы будем обращаться к слайдам, заполнять схемы.
Слайд 1
| Обучающиеся слушают, удобно рассаживаются, настраиваются на урок.
Смотрят слайд 1 |
2 | Опрос обучающихся по заданному на дом материалу
- Определение целей и задач, которых преподаватель хочет достичь на данном этапе урока.
- Определение цели, которые преподаватель ставит перед обучающимися на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут обучающимися).
- Методы, способствующих решению поставленных целей и задач:
-практическая работа: заполнение схемы, заполнение таблицы;
-вопросы по пройденной ранее теме;
-использование цветных карточек для оценивания ответа;
- поощрения.
- описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
- определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей:
В случае затруднения обучающихся в заполнении схемы «Сферы общественной жизни» преподаватель заполняет одну из ячеек, например, «политическая».
В случае затруднения обучающимися в заполнении схемы «Виды прав человека» учитель заполняет одну-две из ячеек, например, «политические».
В случае затруднения выполнения четвертого задания учитель предлагает помочь одногрупникам или же задает наводящие вопросы, требующие знания определений по заданным терминам и поясняющие виды прав.
- методы и критерии оценивания ответов обучающихся в ходе опроса: игровой прием – использование «чеков» при правильном ответе, влияющих на оценку за подготовку домашнего задания. |
Цель повторения:
привести в систему знания, полученные ранее о правах и обязанностях гражданина;
работать над понятиями, схемами, таблицами.
|
|
|
| - В ходе повторения предыдущих тем нам предстоит заполнить схемы, определить соответствие понятий, чтобы закрепить знания по предыдущей теме «Права и обязанности граждан» и чтобы нам сегодня было легче изучить новую тему.
Тем обучающимся, которые будут правильно отвечать на вопросы, я буду выдавать чеки достоинством 1 балл. И те, кто наберет 5 и более чеков получат соответственно оценку «5»
Итак, обратите внимание на слайд и подумайте, какими понятиями необходимо дополнить схему и почему?
1) Заполните пропуски в схеме: Слайд 2
Вывод: - Каждая сфера общественной жизни связана с правом, законодательством, нормами, моралью.
Молодцы, с данным заданием вы справились хорошо и можете четко определять сферы общественной жизни.
2) Заполните пропуски в схеме: Слайд 3
-Теперь обратите внимание на слайд 6. Кто готов соотнести виды прав человека с их проявлениями
4) Соотнесите виды прав человека и их проявление: Слайд 4
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
| …имеет право на гражданство (ст. 15)
| ГРАЖДАНСКИЕ
| …имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст.20, 22)
| ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
| …имеет право…, свободно наслаждаться искусством (ст. 44)
| СОЦИАЛЬНЫЕ
| …имеет право принимать участие в управлении своей страной (ст. 32)
| КУЛ ТУРНЫЕ
| …имеет право на социальное обеспечение (ст.39)
|
Вывод: Тему «Права и обязанности граждан» усвоили в основном хорошо, но конкретные примеры надо продумывать четче. Это показывает на то, как вами понята тема.
|
Обучающиеся заполняют схему.
Ответ: политическая, экономическая, социальная, духовная.
Обучающиеся заполняют пропуски в схеме:
политические, гражданские, экономические, социальные, культурные.
Политические – …имеет право принимать участие в управлении своей страной (ст. 32)
Гражданские – …имеет право на гражданство (ст. 15)
Экономические – …имеет право владеть имуществом (ст. 17)
Социальные – …имеет право на социальное обеспечение (ст. 39)
Культурные –…имеет право…, свободно наслаждаться искусством (ст. 44) |
3 | Изучение нового учебного материала.
- определение целей и задач, которые ставит перед собой преподаватель на данном этапе урока
- постановка конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть, достигнут обучающимися на данном этапе урока)
- изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен обучающимися
- Методы изложения (представления) нового учебного материала:
- Наглядный – демонстрация слайдов, документов («Конвенция о правах ребенка»)
- практические – работа с текстом, схемами
- словесные – рассказ-объяснение, вопросы, чтение документа, текста учебника
- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся с учетом особенностей группы, в котором работает педагог
- описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу
- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала. |
Цель изучения нового материала:
Познакомить с Конвенцией о правах человека; помочь обучающимся определить права и свободы, которыми обладают дети; учить работать с документом, анализировать и делать выводы. |
|
|
|
- На предыдущих уроках мы говорили с вами о правах, свободах, обязанностях человека, но мы говорили о взрослых людях, самостоятельных. Но как быть с теми, кто еще только растет, формируется как личность? Права и свободы детей охраняются и защищаются особо.
Почему? Как вы думаете? Почему дети нуждаются в особой защите?
Слайды 5-6
- Таким образом, тема нашего сегодняшнего урока «Правовой статус несовершеннолетнего»
Мы должны с вами сегодня:
- познакомиться с Конвенцией о правах человека;
- выяснить какими правами и свободами вы обладаете как дети;
- продолжить учиться работать с документом, анализировать информацию и делать самостоятельные выводы
- Изучение темы урока мы с вами начнем со знакомства с документом «Конвенция о правах ребенка».
1. История принятия Конвенции о правах ребенка.
Слайд 7
Впервые задекларировать права ребенка на международном уровне решили в 1959 году. Связанно это было с осознанием того, что детство нуждается в особой защите и заботе, дети должны быть максимально защищены от посягательства взрослых. 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о правах ребенка. В ней утверждалось, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла огромную роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Но только призывом….
Вспомните, что такое декларация?
- Декларация – это не документ и не закон. Это официальное или торжественное заявление делегации, правительства, международного органа, на основе которого затем разрабатываются принципы последующих законодательных мероприятий. Обычно не имеет прямой юридической силы.
Потому было принято решение о разработке более жесткого документа. С 1979 – 1989 г.г. шла работа над текстом такого документа. 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. А через год была ратифицирована и нашей страной.
Так что же такое конвенция?
В целом вы правы. Конвенция – это документ, носящий обязательный характер для государств ее подписавших.
- Потому Конвенция является наиболее полным документом и приобретает силу норм международного права.
2. Изучение Конвенции о правах человека.
- Конвенция о правах ребенка состоит из:
Преамбулы (вступительная статья к документу)
Часть I (собственно статьи)
Часть II (специальные статьи для стран участниц Конвенции).
- Каково назначение и значение Конвенции о правах ребенка?
Ребята, отвечайте, пожалуйста, полным ответом.
- Конвенции о правах ребенка призвана защитить жизнь и права детей на планете, и закрепить права ребенка в гражданском, семейном и трудовом законодательстве.
3. Международные организации по защите прав детей.
Слайд 9
Но одного документа недостаточно для обеспечения полного перечня прав ребенка и абсолютной защиты этих прав, пусть это даже Конвенция о правах ребенка и ее положении отменить нельзя. Помимо норм Конвенции защитой детей занимаются множество Международных организаций:
- ООН;
- Международный фонд защиты детей (ЮНИСЕФ), в работе которого принимают участие многие известные всему миру люди;
- «Движение без границ»,
- российские правозащитные организации;
- уполномоченный по правам ребенка П. Астахов.
И не случайно, что подобных организаций много, поскольку в современном мире, по словам П. Астахова «ценность детской жизни падает на глазах». |
Ответы учащихся:
- Дети еще маленькие и они слабые.
- Дети не могут зарабатывать деньги.
-У них нет жизненного опыта.
- У детей нет знаний и т.д.
Обучающиеся слушают и смотрят на слайды презентации 5-6, где отражены тема и план урока по изучению новой темы.
- Декларация – это документ.
- Декларация – это официальное заявление правительства, на его основе разрабатываются принципы законодательных законодательств.
- Декларация – это закон. И т.д.
-Конвенция – это документ.
- Конвенция – это закон. И т.д.
Учащиеся слушают учителя и смотрят слайды по ходу рассказа. |
4 | Закрепление учебного материала
- целей, которые ставит перед собой преподаватель на данном этапе урока
- постановка конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока)
- описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, с которыми работает педагог
- описание критериев, позволяющих определить степень освоения обучающимися нового учебного материала
- описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда преподаватель определяет, что часть обучающихся не освоила новый учебный материал. |
Цель закрепления изученного материала: привести в систему знания, полученные на уроке, по новой теме; определить степень освоения обучающимися нового учебного материала. |
|
|
| - В завершении еще раз поговорим с вами о значении этого документа, о правовом статусе несовершеннолетнего, чтобы вы сами могли определить, что еще вами не понято, и на что надо больше обратить внимания при подготовке домашнего задания. За правильные ответы вы будете получать смайлики. В конце урока мы их посчитаем, те, у кого будет больше четырех смайликов, получат оценку «5».
-Почему Конвенции о правах ребенка придается большое значение?
- Молодцы! Ваши ответы, в общем-то, правильные. В нашем мире часто происходят случаи, когда дети оказываются в сложных жизненных ситуациях. Ребенок имеет свои права и обязанности. Взрослые не должны быть жестокими по отношению к детям. Ведь главная мысль Конвенции оправах ребенка: ребенок – полноценная личность.
- Могут ли права ребенка быть равными правам взрослых? Почему?
- Конечно же, дети и взрослые не могут иметь равные права во всех отраслях права. Так, например, у ребенка пока нет политических прав, он не может голосовать до наступления совершеннолетия. Есть ограничения и в экономических правах: подростки могут заниматься предпринимательской деятельностью только с 16 лет (в отдельных случаях – с 14 лет).
- Кто из взрослых, по вашему мнению, в большей степени заинтересован в реализации положений Конвенции?
-Молодцы! Каждый ваш ответ можно считать правильным. Но прежде всего, в реализации положений Конвенции заинтересованы родители. Ведь они не всегда могут находиться рядом со своими детьми и защитить их. Дети бывают предоставлены самим себе, могут быть подвергнуты опасностям на улице, в общественных местах. И, зная, что в нашей жизни действует такой законодательный документ как Конвенция о правах ребенка, их дети защищены законом.
- Только ли о своих правах должны помнить дети? Приведите примеры из жизни.
- Молодцы! Данную тему вы, ребята, поняли хорошо, так как смогли не только ответить на вопросы, но и аргументировали свои ответы, привели примеры.
- В заключение хотела бы привести слова, которыми можно выразить основную мысль Конвенции о правах ребенка: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему!» Слайд 11
- Теперь, ребята, посчитайте, кто, сколько смайликов заработал, и подойдите с дневниками и смайликами ко мне те, у кого их больше 4 штук. Вы сегодня заработали пятерки. У кого 3-4 смайлика получают за работу на уроке по новой теме «4» (четверки). |
- Конвенции придается большое значение, потому что дети слабые и некоторые взрослые их обижают.
- Потому что дети не могут сами себя защитить.
- Дети очень доверчивые и их легко обмануть
-Я думаю, могут, потому что ребенок – полноценная личность.
-Нет, права ребенка, и права взрослых равными быть не могут. Ведь дети несовершеннолетние.
- Я думаю, что это родители.
- Я думаю, что это полиция, чтобы у них было меньше проблем с детьми и их родителями.
-Дети должны помнить, что права есть не только у них, но и у его друзей, одноклассников. Например, у каждого может быть свое мнение о каком-нибудь кино или книге. Если у моего друга другое мнение о моем любимом фильме, то я не должен на него из-за этого обижаться.
|
5 | Задание на дом
определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задания на дом
- постановку целей самостоятельной работы обучающихся (что должны сделать обучающимися в ходе выполнения домашнего задания)
- определение и разъяснение |
Цель задания на дом: создать условия для заинтересованности учащихся в продолжение самостоятельного изучения темы и документов по теме.
|
|
|
|
- Повторите определения понятий по темам «Права и обязанности граждан», «Правовой статус несовершеннолетнего». На следующем уроке мы с вами проведем диктант по основным понятиям. А также прочитайте Конвенцию о правах ребенка. По желанию можете составить кроссворд по данным темам. Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.
|
Обучающиеся записывают задание на дом в дневник. |