Урок Человек -личность
план-конспект урока (обществознание , 10 класс) по теме

Кожухова Людмила Борисовна

 

Урок обществознания в 10 классе

по теме « Человек- личность»

Задачи урока: - Создать условия для понимания , что  включает в себя термин- личность и какая ее роль в обществе;

-различать понятия личность,индивид, индивидуальность;

-понимать какое влияние оказывает природа и общество на становление личности;

-уметь определять уровень своей социальной зрелости.

Цели урока: -показать различные  научные  исследования  об уникальности человеческой личности;

-доказательство влияния природных и социальных условий на формирование личности;

-создание условий для формирования толерантности- терпимому отношению к любому человеку, личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka10._chelovek-lichnost.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

   1 этап. Организационный момент. Парты  расставлены на определенное количество учащихся, чтобы сформировать 4 команды (5-6 человек).

   Ведение в тему.

  Добрый день, ребята и члены жюри, меня зовут Людмила Борисовна.

(Дальше можно провести беседу с уч-ся.)

Все присутствующие здесь объединились  в группу людей, а иными словами? -Помогите мне   - Общество ( ответ уч-ся). Но общество состоит из единиц.

Как называется единица общества- Человек ( ответ уч-ся).

  2 этап

-Дайте определение термина — Человек ( ответы уч-ся).2 слайд Человек.

-Давайте еще раз вспомним, что человек -это: ( чтение слайда)

        а) общественное животное (Аристотель);

        б) особый вид сущего,живое  телесное существо;

        в)высшее звено эволюции живых организмов;

        г)субъект общественных отношений.

Можно предложить учащимся прокомментировать  высказывания.

-А что является его высшей степенью развития. Как обычно в обществе называют такого человека? - Личностью (Ответы уч-ся).

 Сегодняшнее занятие по обществознанию  посвящено

                      ЧЕЛОВЕКУ — ЛИЧНОСТИ.

Человек всегда  имеет цель. И я ,как субъект общественных отношений, тоже имею цель. Предположите какую? ( Рассуждения уч-ся).

Дальше учитель проговаривает цели урока.

-Моя цель доказать влияние социальных условий на формирование личности, обучить вас терпимости, состраданию, ответственности. Определить уровень своей социальной зрелости. Проработать понятия человек, индивид, личность. Рассмотреть разные концепции философских учений о человеке.

-Подумайте и запишите , что вы хотите получить на сегодняшнем уроке? Какие ваши цели?

3 этап

3 слайд. Все люди живущие на земле уже  более 50 тыс. лет, относятся к одному и тому же виду-Homo sapiens ( человек разумный). Однако оказалось, что человек  существо биологическое  имеет много общего с животными ( можно предложить уч-ся привести примеры), но  объяснить как человек появился на земле и кто он,  оказалось очень сложно. Существует несколько теорий  о происхождении человека. Рассмотрим некоторые из них.

Теоцентрическая теория — религиозно-библейское происхождение человека. ( уч-ся могут раскрыть данную теорию).

Антропоцентризм-   антропоцентризм — (от антропо... и центр), воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Он обладает  высокой обучаемостью, способен к глубокому абстрактному мышлению, усваивает достижения культуры, создает и творит новое, чего не создала природа.К антропоцентризму   тяготел Сократ, существенные элементы   есть в средневековой философии, а также в радикальном гуманизме, истолковывающем мир в терминах человеческого существования.

Волюнтаризм. Что лежит в основе данного термина? ( рассуждения уч-ся)

 Волюнтаризм -от лат. voluntas — воля; термин введён Ф. Теннисом в 1883), идеалистичное. направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю. Волюнтаризм. противостоит   рационализму  —   философская система, которая считает основой сущего интеллект, разум.

 Элементы волюнтаризма имелись уже в философии Августина, видевшего в воле основу всех  духовных процессов, и Иоанна Дунса Скота с его подчёркиванием примата воли перед интеллектом ( воля выше мышления). Предпосылкой новейшего волюнтаризма явилось учение Канта о примате практического разума: хотя существование свободной воли нельзя, по Канту, теоретически ни доказать, ни опровергнуть,  разум требует   свободу воли, ибо иначе нравственный закон потерял бы всякий смысл. Исходя из этого, Фихте видел в воле основу личности, а в волевой деятельности «Я».Воля- единственная причина действий человека.

-Можно ли согласиться с данной концепцией и почему? ( ответы уч-ся).

 4 этап.

Учитель продолжает беседу.

-Кем мы появляемся  в этом мире? Человеком? Да. Но я не похожа  ни на тебя, ни на всех сидящих в этом классе. Кто я? ( ответы уч-ся)

4 слайд. Индивид.

Посмотрите внимательно на  слайд и скажите где здесь биологическое и где социальное? ( рассуждения уч-ся). Почему  биологическое и социальное очень важно для человека? ( ответы уч-ся).

5 этап.

- Вне общества индивид останется животным.   Приведите примеры, доказывающие это утверждение ( дети Маугли). И помогает нам сформироваться  как личность еще один шаг, который называется индивидуальность.5 слайд. Индивидуальность. Приведите примеры, опираясь на слайд. ( ответы уч-ся).                                                                                                        

6 этап.

-Люди не просто выглядят по -разному , они думают  и ведут себя в одних и тех же ситуациях по- разному. Именно эти качества выделяют одного человека от других. Осмолов- российский психолог сказал: « человеком -рождаются, личностью- становятся, а индивидуальность- отстаивают ».  6 слайд .

7 этап.

Перед вами слова замечательного русского писателя Федора Михайловича Достоевского.  Слайд7. Напишите небольшое эссе.

Учащиеся работают в тетрадях. Зачитывают свои записи.

8 этап. 8 слайд.Человек ,который становится личностью обладает особыми качествами. Чтение качеств на слайде. Личность не боится делать выбор.  Какие цели вы ставили в самом начале урока и   достигли мы их? ( ответы уч-ся)

Перед вами открываются жизненные просторы, скоро вы сделаете первые шаги в свою будущую профессию. Перед вами будет стоять выбор, порой от которого  зависит судьба человека знакомого вам  или нет. Судьба вашей семьи, города, страны. Слайд 9. Каждый из вас ,накапливая социальный опыт,формирует в себе личность,неповторимую,уникальную. Личность, которая будет активным созидателем и гражданином нашей страны.

Наш урок окончен. Я очень благодарна за вашу активность на уроке. Спасибо большое всем за урок. Успехов  в учебе и становлении личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личность воспитывается личностью.

Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе....

Личность воспитывается личностью.

Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе....

Презентация "Концепции личности" к уроку по теме "Индивид.Личность.Индивидуальность."

В презентации в краткой форме изложена сущность пяти концепций личности: психоанализ, бихевиоризм, эго-концепция, Я-концепция, гуманистическая концепция Маслоу. Содержательное ядро каждой теории предс...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

« В творческой деятельности выражается личность и одновременно формируются личность.» А. В.Петровский.

«Тот, кто умеет мастерить своими руками, всегда благополучен и смотрит на мир с глубоким пониманием сути вещей.»...


 

Комментарии

Свечкарева Наталья Юрьевна

УСТАНОВКА НА УСПЕХ, доступно, хорошо раскрывает сущьность "Я - человек - личность". Спасибо.