Обществознание 7 класс Конспект урока Социальный портрет молодежи
методическая разработка по обществознанию (7 класс) по теме

Михалёва Татьяна Александровна

Разработка урока Обществознания 7 класс по теме Социальный портрет молодежи. Предполагает групповую работу детей, направленную на анализ материалов СМИ. Цель: создать портрет современной молодежи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_socialnyy_portret_molodezhi.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Социальный портрет молодежи

« Молодость  счастлива тем, что у неё  есть будущее»  Н.В. Гоголь          

Цель урока:

Создать социальный портрет современной молодежи

  ЗАДАЧИ УРОКИ:

А) образовательные:  обобщить знания учащихся о молодежи, о начале трудовой деятельности охарактеризовать молодёжную культуру, выявить  и проанализировать  проблемы молодежи;                      

  Б)  развивающие: развивать умение работать с документами, выделять главное, анализировать,  делать выводы, работать с таблицами, схемами, диаграммами

  В)  воспитывающие: воспитывать интерес к предмету через различные виды познавательных заданий

Ход урока

Как вы понимаете высказывание Марка Твена: “Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел”?

Цель урока:  Создать социальный портрет современной молодежи

Чтобы создать портрет современной молодежи, необходимо определить черты данной социальной группы на основе предложенного текста.

МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Молодежь - это социально-демографическая гpyппa, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств.

Возрастные границы понятия «молодежь» достаточно расплывчаты. Молодежь как социальную группу выделяют чаще  вceгo социологи и относят к ней людей в возрасте от 16 до 25 лет (некоторые исследователи включают в нее людей до 30 лет). Это период выбора профессии и cвoeгo места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально oтвeтcтвeннoгo поведения.

Молодость - это определенный этап биологической жизни человека, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности зависят от социальных условий. Так, в первобытных обществах, с их сравнительно простой и стабильной социальной структурой, человек достаточно легко усваивал социальные роли и трудовые навыки, необходимые во взрослой жизни. Низкая продолжительность жизни не давала возможности особенно затягивать «подготовительный период».

Постепенное усложнение трудовой деятельности повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения. В настоящее время новые поколения молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают caмocтoятельную взрослую жизнь.

Обращаем ваше внимание и на то, что психологи особо выделяют период ранней юности - 16-18 лет. Социальный статус юноши неопределен: он уже не ребенок, но еще и не взрослый, с точки зрения права он еще не может принимать ответственные решения, хотя психологически уже готов к этому. Переломным в этом отношении можно считать достижение 18-летнего возраста, когда в соответствии с Конституцией РФ граждане приобретают полную дееспособность.

Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет статус молодого человека и существенно расширяет диапазон eгo социальных ролей. Он может избрать для себя кaкой-то переходный социальный институт, к примеру учебу в среднем специальном или высшем учебном заведении как начало самостоятельной жизни, или начать полноценную трудовую деятельность.

Дружба, сексуальные взаимоотношения и трудовой опыт помогают молодым людям впервые представить себя взрослым человеком. В идеале они формируют умение нaходиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддержке и нежности.

3а прошедшие годы молодежь заметно «повзрослела». Изменилось представление молодых людей о критериях «взрослости». Оценки ее формальных признаков в caмocoзнании молодежи (возраст, получение паспорта, окончание учебного заведения) остались неизменными. Но, по данным социологических исследований, юноши и девушки 1990-x гг. (по сравнению со сверстниками 1980-x гг.) в качестве критерия социальной зрелости стали в 3 раза чаще называть первую заработную плату, постоянную работу и в 2 раза чаще - создание собственной семьи.

Задание

  1. Назовите критерии социальной группы
  2. На основе выделенных критериев определите отличительные признаки молодежи
  3. Назовите главный фактор, позволяющий определить молодость как этап жизни человека

 Итак Молодёжь – большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик,

 особенностей социального положения,

социально-психологических свойств,

которые определяются строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. Т.е. социальными условиями.  Возрастные границы молодежи от 14-16 до 25-30 лет

работа по группам

Задание 1 Социальный портрет молодежи Российской Федерации

  1. Определите положительные и отрицательные тенденции современной российской молодежи
  2. На основе предложенных данных составьте диаграммы, характеризующие современную российскую молодежь

Задание 2 отношение к труду

  1. Определите отношение к труду современной молодежи
  2. Представьте результаты в виде диаграммы
  3. Согласны ли вы с полученными выводами
  4. Аргументируйте свой ответ на основе собственного жизненного опыта

Задание 3 Какие проблемы существуют у молодых?

  1.             Определите  круг проблем современной молодежи
  2.            Предложите пути решения данных проблем
  3.            Представьте результаты в виде схемы (рисунка)

Задание 4 Кумиры нашей юности

  1. Определите отношение к кумирам у молодежи разных поколений. Представьте результаты в виде диаграммы
  2. Кто является кумирами нынешнего поколения?
  3. Есть ли сходство в выборе кумиров у старших поколений и современной молодежи?

Задание 5 Ценностные  ориентации молодежи

  1. С помощью словаря (интернет) объясните выделенные термины
  2. Разделите ценности современной молодежи на группы. Критерии разделения определите самостоятельно.
  3. Определите последствия представленных тенденций
  4. Представьте результаты своей работы в виде схемы (рисунка, таблицы)

Итог – презентация

Рефлексия

Домашнее задание. Напишите небольшое сочинение на одну из тем.

Молодёжь в современном обществе ничего не решает, от неё мало что зависит.

Именно молодёжь знает, что ей нужно в будущем, и она определяет многое.

Молодёжи многое дано, но ещё больше предстоит сделать.

Задания группам представлены ниже. На диске также представлен шаблон презентации, которая создается в результате работы групп.

Задание 1

Социальный портрет молодежи Российской Федерации

Елена Николаева, председатель Комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике.

По данным Росстата на 1 января 2010 года в России проживает 29,8 миллионов детей и молодежи в возрасте до 19 лет –  21% населения страны, 15% населения страны – дети до 14 лет, около 6% –  молодые люди в возрасте 15-19 лет.

Среди молодого поколения страны наблюдается примерно равное соотношение полов: у детей - 51,2% мальчики, 48,8% девочки, у молодежи - 51,1% юноши, 48,9% девушки.  При этом смертность молодых мужчин 15-19 летнего возраста на протяжении последнего десятилетия в среднем в 2 раза выше смертности женщин.

По данным Института социологии РАН, молодежи с социально неблагоприятным типом поведения, тех, кто пока не нашел себя и склонен к протестному (маргинальному) поведению, среди 14-17 летних – 17%,  а среди 18-20-летних уже в 2 раза меньше – всего 8%.

Соответственно, социально благоприятной молодежи - подавляющее большинство - 83% среди 14-17 летних и 92% среди 18-20 летних.

Изучив многочисленные исследования, проведенные за последний период,  мы пришли к выводу, что структура жизненных целей и ценностей, уровень духовно-нравственного развития практически отвечают ожиданиям государства от молодого поколения.

Главные жизненные цели, которые ставят перед собой учащиеся старших классов общеобразовательных школ по данным Института социологии РАН: создание семьи (71%),  стабильная работа (45%), высшее образование (44%).

Практически, абсолютное большинство молодых россиян (88%) планируют иметь детей. Основным условием создания семьи, по их мнению, является взаимная любовь супругов.

Среди ведущих психологических качеств молодого поколения  – эгоизм (58%), оптимизм (43%), дружелюбие (43%), активность (42%), целеустремленность (42%), свобода (41%). Эти черты были названы самими молодыми людьми – участниками наших собственных опросов.

Существенной угрозой для будущего России является уровень распространенности социальных болезней в молодежной среде. По данным исследований, более 80% подростков потребляют алкоголь; в 18 раз увеличилось число  наркоманов-подростков; 66% молодых людей имели опыт курения, 62% к 17 годам уже вступали в половые связи. Тотальное распространение среди молодых людей приобрело использование матерной брани. По самооценкам матерятся 80% учащихся старшей школы. Такое положение дел способно привести к маргинализации населения страны, к резкому ухудшению ее демографического положения.

К сожалению, серьезное негативное влияние на социальное здоровье молодых россиян оказывают СМИ. Основным источником информации для молодых людей  является, по убывающей – телевидение, Интернет, местные телеканалы.

Если говорить об экономической мотивации молодежи, то среди 15-19 летних, экономически активное население составляет 1 340,1 тыс. чел. Около трети из них безработные (417,0 тыс. чел.). В этой возрастной когорте уровень безработицы составляет 31,1%.

Задание

  1. Определите положительные и отрицательные тенденции современной российской молодежи
  2. На основе предложенных данных составьте диаграммы, характеризующие современную российскую молодежь

Задание 2

Отношение  к труду

Одной из важных сторон, характеризующих молодежь как специфическую социальную группу, является ее отношение к труду, к общественно полезной деятельности. Как показывают данные социологических исследований, уже в конце 80-х годов для многих молодых людей труд утратил общественную значимость и виделся преимущественно как средство удовлетворения личных потребностей. Рассмотрение труда как одной из важнейших ценностей нашей жизни, признание его первостепенного значения для развития общества и личности утратило для большей части молодежи всякий смысл. В начале 90-х годов каждый пятый молодой человек считал, что если бы он был достаточно хорошо материально обеспечен, то никогда бы не стал работать; всего лишь около 20% молодых людей находили необходимым трудиться независимо от зарплаты и того уровня жизни, который она обеспечивала.

Для большинства молодежи труд потерял смысл как средство самоутверждения, самореализации. В своем стремлении к хорошему заработку и к высоким доходам многие молодые люди утрачивают нравственные ориентиры и нередко вступают в противоречие с правовыми нормами. По данным социологических исследований, каждый седьмой из опрошенных готов к тому, чтобы улучшить свои дела самыми различными способами, в том числе (если потребуется) и путем противозаконных действий. Около половины из числа респондентов считают, что главное - получить как можно больше денег, независимо от затрат труда. Семь из десяти опрошенных одобряют действия тех, кто "делает" деньги любыми способами. В Москве и Санкт-Петербурге такое мнение разделяют почти 80% респондентов.

В результате падения социальной ценности труда у большей части молодежи сформировался социальный пессимизм - неверие в возможность реализовать свои лучшие силы и способности в интересной и содержательной работе, оплачиваемой в соответствии с затраченными усилиями.

Вследствие этого лишь 1,2% юношей и девушек, окончивших общеобразовательную школу, выразили желание работать. Доля среди выпускников лицеев, гимназий и специализированных классов оказалась еще меньше - 0,7%. При этом характерно, что общим для всех опрошенных является стремление к профессиям в сфере торговли, обслуживания и нежелание идти в сферу производства. Немногим более половины респондентов (52,1%) связывают свои жизненные цели с совершенствованием в своей профессии и лишь только 31,9% считают важной творческую направленность предстоящей трудовой деятельности.

Задание

  1. Определите отношение к труду современной молодежи
  2. Представьте результаты в виде тезисов
  3. Согласны ли вы с полученными выводами
  4. Аргументируйте свой ответ на основе собственного жизненного опыта

Задание 3

Какие проблемы существуют у молодых?

Именно в этом возрасте важно получение образования, ведь без этого практически невозможно найти своё место в обществе.

Именно сейчас остро стоит проблема досуга, неформального общения. Именно в молодом возрасте приобретаются друзья – часть из них останутся самыми надёжными друзьями.

Именно в этом возрасте важно отделиться, вылететь из родительского гнезда и приобрести самостоятельность.

Именно в период становления важно состояться экономически, не зависеть от родительского кошелька, но встаёт проблема экономической несостоятельности, и как следствие, проживание в семье родителей. Это формирует инфантильность.

Очень важно трудоустроиться, но работодатель предпочитает опыт, которого нет у молодых – молодёжная безработица в 2 раза выше общей: 26% против 13%.

Именно поколению молодых людей необходимо закладывать некий фундамент своего будущего общества, но решения за них принимаются взрослыми политиками, без учёта их интересов. Объясняется это зачастую политической апатией.

Как ни в одном возрасте,  необходимы объединения, организации, но комсомол ушёл в прошлое, а подобной или достойной альтернативы не создают ни сами молодые, ни взрослые.

Часто многие взрослые, решая проблемы выживания, зарабатывая на достойную жизнь, просто не в состоянии ни понять молодых, ни побыть рядом с молодыми. Теряется очень важная, хрупкая нить поколений.

Проще уйти в виртуальный мир, жить, не выходя из дома и паутины,  

Немало таких сил, использующих молодых в силу их легковерности, но это манипуляция естественно, не в интересах молодых, часто это экстремистские, полукриминальные или откровенно криминальные структуры. Да и у молодых есть большой соблазн решить проблемы махом, что выгодно политикам-популистам, радикалам различного толка.

Задание              1.Определите  круг проблем современной молодежи

           2.Предложите пути решения данных проблем

           3.Представьте результаты в виде схемы (рисунка, таблицы)

Задание 4

Кумиры нашей юности

Фонд Общественное Мнение выяснил, были ли кумиры у граждан нашей страны в молодости и кого именно россияне считают кумирами своей юности.

 Более трети опрошенных – 38% – сообщили, что в юности у них были кумиры – люди, которые вызывали восхищение и являлись образцом для подражания. При этом респонденты 46–60 лет (дети хрущевской оттепели, родившиеся в 1950–1964 годах) чаще, чем современная молодежь («поколение Y» – родившиеся в 1980–1992 годах), говорят о наличии кумиров в период своей юности (14–18 лет) – 45% против 30% соответственно.

Среди кумиров юности чаще всего респонденты называют певцов и музыкантов (Лев Лещенко, Валерий Леонтьев, Майкл Джексон и др.) – 22%; актеров (Брюс Ли, Любовь Орлова, Василий Лановой и др.) – 17%; спортсменов (Ирина Роднина, Лев Яшин, Валерий Харламов и др.) – 12%; героев Великой Отечественной войны и политических лидеров СССР (Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, Леонид Брежнев и др.) – 11% (здесь и далее данные приводятся в % от тех, кто ответил, что у него были кумиры, – 38% опрошенных).

Почти каждый десятый респондент (9%) старше 60 лет называет кумиром своей юности И. Сталина, а 13% опрошенных 46–60 лет – В. Высоцкого. Многие из нынешних 31–45-летних в юности восхищались солистами популярных музыкальных коллективов Юрием Шатуновым (группа «Ласковый май» – 13%) и Виктором Цоем (рок-группа «Кино» – 10%). Среди респондентов в возрасте 18–30 лет 36% назвали кумирами своей юности различных российских и зарубежных певцов и музыкантов. При этом 23% участников опроса отметили, что эти люди и сейчас остаются их кумирами.

Кумирами «сегодняшнего дня» 13% молодых респондентов (18–30 лет) называют спортсменов (А. Овечкин, М. Аверин, А. Аршавин и др.), а 39% респондентов 46–60 лет – певцов и музыкантов (Н. Кадышева, Ф. Киркоров и др.). На основе полученных данных респонденты были распределены на 4 группы (данные приведены в % от всех опрошенных):

 Группа 1: «С кумирами всегда» – 8%. Это люди, у которых кумиры были в юности и есть сейчас.

Группа 2: «В юности кумиров не было, но есть сегодня» – 3%.

Группа 3: «Вечная любовь кумирам юности» – 25%. В юности у этих людей кумиры были, но новых с тех пор не появилось.

Группа 4: «Не создаю себе кумира» – 58%. У респондентов этой группы никогда не было и нет кумиров.

 Задание

  1. Определите отношение к кумирам у молодежи разных поколений. Представьте результаты в виде диаграммы
  2. Кто является кумирами нынешнего поколения?
  3. Есть ли сходство в выборе кумиров у старших поколений и современной молодежи?

Задание 5

Ценностные  ориентации молодежи

Исследования показывают, что в молодёжной среде усиливаются прагматическая ориентация, стремление к материальному достатку, высокому заработку, хорошим жилищно-бытовым условиям и т.п. В целом это положительная тенденция, поскольку в качестве целевого ориентира реализуется высокая экономическая активность молодёжи. Преобладает нацеленность на работу в условиях рыночной экономики. Исследователи отмечают, что молодёжь лучше адаптируется к рыночным условиям, чем старшее поколение, глубже входит в современную экономическую систему.

Не может не настораживать: в трудовой мотивации приоритет отдаётся не возможности самореализации в труде, а получению высокой зарплаты.

Вторая после прагматизма черта ценностной ориентации молодежи сегодня- индивидуализм. Ещё в 1998 г. 70% молодёжи считали, что в жизни надо думать прежде всего о себе, о своём здоровье, семье, друзьях и детях, ибо будущее зависит от них самих. В целом это позитивно. В важности развития индивидуализма мало кто сегодня сомневается, однако процесс индивидуализации явно переходит меру. Молодые люди не способны согласовывать свои личные стремления с общими, самоограничиваться. В результате они вступают в конфликт с обществом по многим линиям. Ценности-цели человеческой жизни (труд, образование, творчество, культура искусство, познание) из ценностей-целей превратились в ценности-средства, то есть происходит примитивизация, выхолащивание духовного, возвышающего начала.

Согласно результатам опросов, среди российской молодёжи заметна гедонистическая направленность личности – 75% полагают, что не следует упускать развлечений и удовольствий. Только 44% настроены служить другим людям, только треть считают нравственным долгом заботу об обездоленных. Прагматизм и гедонизм может привести к нарастанию в обществе эгоизма, цинизма, экстремизма и агрессивности.

Современный молодой человек имеет гораздо большую свободу образцов поведения, выбора профессии, спутников жизни, стиля мышления, чем его сверстник 20-30 лет назад. Уровень его запросов характеризуется максимализмом, не соотносятся с его призванием, способностями, что часто ведет к нереализованности планов и связанными с ними разочарованием, неудовлетворённостью сделанным выбором.

У немалого числа молодых людей отсутствуют четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы.

Социальное отчуждение проявляется прежде всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя». Вместе с тем эмоциональность, легковерность, психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть.

Участие в политической жизни в шкале ценностных суждений в ходе анкетного опроса учащихся старших классов заняло последнее место (6%). По самооценке лишь треть имеет сложившиеся политические убеждения, 30% и 37% вообще не обладает либо никогда не задумывалось об этом.

Одна треть старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге «ничего неделание», в то время как познавательная, креативная, эвристическая функции не реализуются совсем или недостаточно. Образование для школьника и студента отходит на второй план перед реализацией экономических (заработать деньги) и досуговых (интересно провести время) потребностей.

Кризис института семьи, подавление индивидуальности и инициативности молодёжи представителями взрослого мира приводит к социальному и культурному инфантилизму, с другой стороны – к прагматизму и социальной неадаптированности противоправного или экстремистского характера.      (Д.Никольский)

Задание

  1. С помощью словаря (интернет) объясните выделенные термины
  2. Разделите ценности современной молодежи на группы. Критерии разделения определите самостоятельно.
  3. Определите последствия представленных тенденций
  4. Представьте результаты своей работы в виде схемы (рисунка, таблицы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Социальный портрет молодежи".Обществознание 7 класс.

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику А.И. Кравченко,Е.А.Певцова,"Обществознание. 7 класс" для общеобразовательных учреждений....

Конспект урока англ. языка 10 класс по теме "Проблемы молодежи"

Конспект урока англ. языка 10 класс по теме "Проблемы молодежи"  по учебнику Кузовлева В.П....

Обществознание 7 класс Конспект урока Социальный портрет молодежи

Разработка урока Обществознания 7 класс по теме Социальный портрет молодежи. Предполагает групповую работу детей, направленную на анализ материалов СМИ. Цель: создать портрет современной молодежи....

Презентация к уроку обществознания в 7 классе по теме "Социальный портрет молодежи"

Презентация к уроку обществознания в 7 классе по теме "Социальный портрет молодежи"...

Конспект урока обществознания в 5 классе по теме: "Портрет нашего класса"

Урок по обществознанию для 5 класса разработан в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. Тема урока Практикум "Портрет нашего класса". В разработке указаны личностные, метапредметны...

социальный портрет молодежи

Урок обществознания в 7 классе по УМК А.И. Кравченко...