Обществознание 7 класс Конспект урока Социальный портрет молодежи
методическая разработка по обществознанию (7 класс) по теме
Разработка урока Обществознания 7 класс по теме Социальный портрет молодежи. Предполагает групповую работу детей, направленную на анализ материалов СМИ. Цель: создать портрет современной молодежи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_socialnyy_portret_molodezhi.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Социальный портрет молодежи
« Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее» Н.В. Гоголь
Цель урока:
Создать социальный портрет современной молодежи
ЗАДАЧИ УРОКИ:
А) образовательные: обобщить знания учащихся о молодежи, о начале трудовой деятельности охарактеризовать молодёжную культуру, выявить и проанализировать проблемы молодежи;
Б) развивающие: развивать умение работать с документами, выделять главное, анализировать, делать выводы, работать с таблицами, схемами, диаграммами
В) воспитывающие: воспитывать интерес к предмету через различные виды познавательных заданий
Ход урока
Как вы понимаете высказывание Марка Твена: “Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел”?
Цель урока: Создать социальный портрет современной молодежи
Чтобы создать портрет современной молодежи, необходимо определить черты данной социальной группы на основе предложенного текста.
МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
Молодежь - это социально-демографическая гpyппa, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств.
Возрастные границы понятия «молодежь» достаточно расплывчаты. Молодежь как социальную группу выделяют чаще вceгo социологи и относят к ней людей в возрасте от 16 до 25 лет (некоторые исследователи включают в нее людей до 30 лет). Это период выбора профессии и cвoeгo места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально oтвeтcтвeннoгo поведения.
Молодость - это определенный этап биологической жизни человека, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности зависят от социальных условий. Так, в первобытных обществах, с их сравнительно простой и стабильной социальной структурой, человек достаточно легко усваивал социальные роли и трудовые навыки, необходимые во взрослой жизни. Низкая продолжительность жизни не давала возможности особенно затягивать «подготовительный период».
Постепенное усложнение трудовой деятельности повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения. В настоящее время новые поколения молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают caмocтoятельную взрослую жизнь.
Обращаем ваше внимание и на то, что психологи особо выделяют период ранней юности - 16-18 лет. Социальный статус юноши неопределен: он уже не ребенок, но еще и не взрослый, с точки зрения права он еще не может принимать ответственные решения, хотя психологически уже готов к этому. Переломным в этом отношении можно считать достижение 18-летнего возраста, когда в соответствии с Конституцией РФ граждане приобретают полную дееспособность.
Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет статус молодого человека и существенно расширяет диапазон eгo социальных ролей. Он может избрать для себя кaкой-то переходный социальный институт, к примеру учебу в среднем специальном или высшем учебном заведении как начало самостоятельной жизни, или начать полноценную трудовую деятельность.
Дружба, сексуальные взаимоотношения и трудовой опыт помогают молодым людям впервые представить себя взрослым человеком. В идеале они формируют умение нaходиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддержке и нежности.
3а прошедшие годы молодежь заметно «повзрослела». Изменилось представление молодых людей о критериях «взрослости». Оценки ее формальных признаков в caмocoзнании молодежи (возраст, получение паспорта, окончание учебного заведения) остались неизменными. Но, по данным социологических исследований, юноши и девушки 1990-x гг. (по сравнению со сверстниками 1980-x гг.) в качестве критерия социальной зрелости стали в 3 раза чаще называть первую заработную плату, постоянную работу и в 2 раза чаще - создание собственной семьи.
Задание
- Назовите критерии социальной группы
- На основе выделенных критериев определите отличительные признаки молодежи
- Назовите главный фактор, позволяющий определить молодость как этап жизни человека
Итак Молодёжь – большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик,
особенностей социального положения,
социально-психологических свойств,
которые определяются строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. Т.е. социальными условиями. Возрастные границы молодежи от 14-16 до 25-30 лет
работа по группам
Задание 1 Социальный портрет молодежи Российской Федерации
- Определите положительные и отрицательные тенденции современной российской молодежи
- На основе предложенных данных составьте диаграммы, характеризующие современную российскую молодежь
Задание 2 отношение к труду
- Определите отношение к труду современной молодежи
- Представьте результаты в виде диаграммы
- Согласны ли вы с полученными выводами
- Аргументируйте свой ответ на основе собственного жизненного опыта
Задание 3 Какие проблемы существуют у молодых?
- Определите круг проблем современной молодежи
- Предложите пути решения данных проблем
- Представьте результаты в виде схемы (рисунка)
Задание 4 Кумиры нашей юности
- Определите отношение к кумирам у молодежи разных поколений. Представьте результаты в виде диаграммы
- Кто является кумирами нынешнего поколения?
- Есть ли сходство в выборе кумиров у старших поколений и современной молодежи?
Задание 5 Ценностные ориентации молодежи
- С помощью словаря (интернет) объясните выделенные термины
- Разделите ценности современной молодежи на группы. Критерии разделения определите самостоятельно.
- Определите последствия представленных тенденций
- Представьте результаты своей работы в виде схемы (рисунка, таблицы)
Итог – презентация
Рефлексия
Домашнее задание. Напишите небольшое сочинение на одну из тем.
Молодёжь в современном обществе ничего не решает, от неё мало что зависит.
Именно молодёжь знает, что ей нужно в будущем, и она определяет многое.
Молодёжи многое дано, но ещё больше предстоит сделать.
Задания группам представлены ниже. На диске также представлен шаблон презентации, которая создается в результате работы групп.
Задание 1
Социальный портрет молодежи Российской Федерации
Елена Николаева, председатель Комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике.
По данным Росстата на 1 января 2010 года в России проживает 29,8 миллионов детей и молодежи в возрасте до 19 лет – 21% населения страны, 15% населения страны – дети до 14 лет, около 6% – молодые люди в возрасте 15-19 лет.
Среди молодого поколения страны наблюдается примерно равное соотношение полов: у детей - 51,2% мальчики, 48,8% девочки, у молодежи - 51,1% юноши, 48,9% девушки. При этом смертность молодых мужчин 15-19 летнего возраста на протяжении последнего десятилетия в среднем в 2 раза выше смертности женщин.
По данным Института социологии РАН, молодежи с социально неблагоприятным типом поведения, тех, кто пока не нашел себя и склонен к протестному (маргинальному) поведению, среди 14-17 летних – 17%, а среди 18-20-летних уже в 2 раза меньше – всего 8%.
Соответственно, социально благоприятной молодежи - подавляющее большинство - 83% среди 14-17 летних и 92% среди 18-20 летних.
Изучив многочисленные исследования, проведенные за последний период, мы пришли к выводу, что структура жизненных целей и ценностей, уровень духовно-нравственного развития практически отвечают ожиданиям государства от молодого поколения.
Главные жизненные цели, которые ставят перед собой учащиеся старших классов общеобразовательных школ по данным Института социологии РАН: создание семьи (71%), стабильная работа (45%), высшее образование (44%).
Практически, абсолютное большинство молодых россиян (88%) планируют иметь детей. Основным условием создания семьи, по их мнению, является взаимная любовь супругов.
Среди ведущих психологических качеств молодого поколения – эгоизм (58%), оптимизм (43%), дружелюбие (43%), активность (42%), целеустремленность (42%), свобода (41%). Эти черты были названы самими молодыми людьми – участниками наших собственных опросов.
Существенной угрозой для будущего России является уровень распространенности социальных болезней в молодежной среде. По данным исследований, более 80% подростков потребляют алкоголь; в 18 раз увеличилось число наркоманов-подростков; 66% молодых людей имели опыт курения, 62% к 17 годам уже вступали в половые связи. Тотальное распространение среди молодых людей приобрело использование матерной брани. По самооценкам матерятся 80% учащихся старшей школы. Такое положение дел способно привести к маргинализации населения страны, к резкому ухудшению ее демографического положения.
К сожалению, серьезное негативное влияние на социальное здоровье молодых россиян оказывают СМИ. Основным источником информации для молодых людей является, по убывающей – телевидение, Интернет, местные телеканалы.
Если говорить об экономической мотивации молодежи, то среди 15-19 летних, экономически активное население составляет 1 340,1 тыс. чел. Около трети из них безработные (417,0 тыс. чел.). В этой возрастной когорте уровень безработицы составляет 31,1%.
Задание
- Определите положительные и отрицательные тенденции современной российской молодежи
- На основе предложенных данных составьте диаграммы, характеризующие современную российскую молодежь
Задание 2
Отношение к труду
Одной из важных сторон, характеризующих молодежь как специфическую социальную группу, является ее отношение к труду, к общественно полезной деятельности. Как показывают данные социологических исследований, уже в конце 80-х годов для многих молодых людей труд утратил общественную значимость и виделся преимущественно как средство удовлетворения личных потребностей. Рассмотрение труда как одной из важнейших ценностей нашей жизни, признание его первостепенного значения для развития общества и личности утратило для большей части молодежи всякий смысл. В начале 90-х годов каждый пятый молодой человек считал, что если бы он был достаточно хорошо материально обеспечен, то никогда бы не стал работать; всего лишь около 20% молодых людей находили необходимым трудиться независимо от зарплаты и того уровня жизни, который она обеспечивала.
Для большинства молодежи труд потерял смысл как средство самоутверждения, самореализации. В своем стремлении к хорошему заработку и к высоким доходам многие молодые люди утрачивают нравственные ориентиры и нередко вступают в противоречие с правовыми нормами. По данным социологических исследований, каждый седьмой из опрошенных готов к тому, чтобы улучшить свои дела самыми различными способами, в том числе (если потребуется) и путем противозаконных действий. Около половины из числа респондентов считают, что главное - получить как можно больше денег, независимо от затрат труда. Семь из десяти опрошенных одобряют действия тех, кто "делает" деньги любыми способами. В Москве и Санкт-Петербурге такое мнение разделяют почти 80% респондентов.
В результате падения социальной ценности труда у большей части молодежи сформировался социальный пессимизм - неверие в возможность реализовать свои лучшие силы и способности в интересной и содержательной работе, оплачиваемой в соответствии с затраченными усилиями.
Вследствие этого лишь 1,2% юношей и девушек, окончивших общеобразовательную школу, выразили желание работать. Доля среди выпускников лицеев, гимназий и специализированных классов оказалась еще меньше - 0,7%. При этом характерно, что общим для всех опрошенных является стремление к профессиям в сфере торговли, обслуживания и нежелание идти в сферу производства. Немногим более половины респондентов (52,1%) связывают свои жизненные цели с совершенствованием в своей профессии и лишь только 31,9% считают важной творческую направленность предстоящей трудовой деятельности.
Задание
- Определите отношение к труду современной молодежи
- Представьте результаты в виде тезисов
- Согласны ли вы с полученными выводами
- Аргументируйте свой ответ на основе собственного жизненного опыта
Задание 3
Какие проблемы существуют у молодых?
Именно в этом возрасте важно получение образования, ведь без этого практически невозможно найти своё место в обществе.
Именно сейчас остро стоит проблема досуга, неформального общения. Именно в молодом возрасте приобретаются друзья – часть из них останутся самыми надёжными друзьями.
Именно в этом возрасте важно отделиться, вылететь из родительского гнезда и приобрести самостоятельность.
Именно в период становления важно состояться экономически, не зависеть от родительского кошелька, но встаёт проблема экономической несостоятельности, и как следствие, проживание в семье родителей. Это формирует инфантильность.
Очень важно трудоустроиться, но работодатель предпочитает опыт, которого нет у молодых – молодёжная безработица в 2 раза выше общей: 26% против 13%.
Именно поколению молодых людей необходимо закладывать некий фундамент своего будущего общества, но решения за них принимаются взрослыми политиками, без учёта их интересов. Объясняется это зачастую политической апатией.
Как ни в одном возрасте, необходимы объединения, организации, но комсомол ушёл в прошлое, а подобной или достойной альтернативы не создают ни сами молодые, ни взрослые.
Часто многие взрослые, решая проблемы выживания, зарабатывая на достойную жизнь, просто не в состоянии ни понять молодых, ни побыть рядом с молодыми. Теряется очень важная, хрупкая нить поколений.
Проще уйти в виртуальный мир, жить, не выходя из дома и паутины,
Немало таких сил, использующих молодых в силу их легковерности, но это манипуляция естественно, не в интересах молодых, часто это экстремистские, полукриминальные или откровенно криминальные структуры. Да и у молодых есть большой соблазн решить проблемы махом, что выгодно политикам-популистам, радикалам различного толка.
Задание 1.Определите круг проблем современной молодежи
2.Предложите пути решения данных проблем
3.Представьте результаты в виде схемы (рисунка, таблицы)
Задание 4
Кумиры нашей юности
Фонд Общественное Мнение выяснил, были ли кумиры у граждан нашей страны в молодости и кого именно россияне считают кумирами своей юности.
Более трети опрошенных – 38% – сообщили, что в юности у них были кумиры – люди, которые вызывали восхищение и являлись образцом для подражания. При этом респонденты 46–60 лет (дети хрущевской оттепели, родившиеся в 1950–1964 годах) чаще, чем современная молодежь («поколение Y» – родившиеся в 1980–1992 годах), говорят о наличии кумиров в период своей юности (14–18 лет) – 45% против 30% соответственно.
Среди кумиров юности чаще всего респонденты называют певцов и музыкантов (Лев Лещенко, Валерий Леонтьев, Майкл Джексон и др.) – 22%; актеров (Брюс Ли, Любовь Орлова, Василий Лановой и др.) – 17%; спортсменов (Ирина Роднина, Лев Яшин, Валерий Харламов и др.) – 12%; героев Великой Отечественной войны и политических лидеров СССР (Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, Леонид Брежнев и др.) – 11% (здесь и далее данные приводятся в % от тех, кто ответил, что у него были кумиры, – 38% опрошенных).
Почти каждый десятый респондент (9%) старше 60 лет называет кумиром своей юности И. Сталина, а 13% опрошенных 46–60 лет – В. Высоцкого. Многие из нынешних 31–45-летних в юности восхищались солистами популярных музыкальных коллективов Юрием Шатуновым (группа «Ласковый май» – 13%) и Виктором Цоем (рок-группа «Кино» – 10%). Среди респондентов в возрасте 18–30 лет 36% назвали кумирами своей юности различных российских и зарубежных певцов и музыкантов. При этом 23% участников опроса отметили, что эти люди и сейчас остаются их кумирами.
Кумирами «сегодняшнего дня» 13% молодых респондентов (18–30 лет) называют спортсменов (А. Овечкин, М. Аверин, А. Аршавин и др.), а 39% респондентов 46–60 лет – певцов и музыкантов (Н. Кадышева, Ф. Киркоров и др.). На основе полученных данных респонденты были распределены на 4 группы (данные приведены в % от всех опрошенных):
Группа 1: «С кумирами всегда» – 8%. Это люди, у которых кумиры были в юности и есть сейчас.
Группа 2: «В юности кумиров не было, но есть сегодня» – 3%.
Группа 3: «Вечная любовь кумирам юности» – 25%. В юности у этих людей кумиры были, но новых с тех пор не появилось.
Группа 4: «Не создаю себе кумира» – 58%. У респондентов этой группы никогда не было и нет кумиров.
Задание
- Определите отношение к кумирам у молодежи разных поколений. Представьте результаты в виде диаграммы
- Кто является кумирами нынешнего поколения?
- Есть ли сходство в выборе кумиров у старших поколений и современной молодежи?
Задание 5
Ценностные ориентации молодежи
Исследования показывают, что в молодёжной среде усиливаются прагматическая ориентация, стремление к материальному достатку, высокому заработку, хорошим жилищно-бытовым условиям и т.п. В целом это положительная тенденция, поскольку в качестве целевого ориентира реализуется высокая экономическая активность молодёжи. Преобладает нацеленность на работу в условиях рыночной экономики. Исследователи отмечают, что молодёжь лучше адаптируется к рыночным условиям, чем старшее поколение, глубже входит в современную экономическую систему.
Не может не настораживать: в трудовой мотивации приоритет отдаётся не возможности самореализации в труде, а получению высокой зарплаты.
Вторая после прагматизма черта ценностной ориентации молодежи сегодня- индивидуализм. Ещё в 1998 г. 70% молодёжи считали, что в жизни надо думать прежде всего о себе, о своём здоровье, семье, друзьях и детях, ибо будущее зависит от них самих. В целом это позитивно. В важности развития индивидуализма мало кто сегодня сомневается, однако процесс индивидуализации явно переходит меру. Молодые люди не способны согласовывать свои личные стремления с общими, самоограничиваться. В результате они вступают в конфликт с обществом по многим линиям. Ценности-цели человеческой жизни (труд, образование, творчество, культура искусство, познание) из ценностей-целей превратились в ценности-средства, то есть происходит примитивизация, выхолащивание духовного, возвышающего начала.
Согласно результатам опросов, среди российской молодёжи заметна гедонистическая направленность личности – 75% полагают, что не следует упускать развлечений и удовольствий. Только 44% настроены служить другим людям, только треть считают нравственным долгом заботу об обездоленных. Прагматизм и гедонизм может привести к нарастанию в обществе эгоизма, цинизма, экстремизма и агрессивности.
Современный молодой человек имеет гораздо большую свободу образцов поведения, выбора профессии, спутников жизни, стиля мышления, чем его сверстник 20-30 лет назад. Уровень его запросов характеризуется максимализмом, не соотносятся с его призванием, способностями, что часто ведет к нереализованности планов и связанными с ними разочарованием, неудовлетворённостью сделанным выбором.
У немалого числа молодых людей отсутствуют четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы.
Социальное отчуждение проявляется прежде всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя». Вместе с тем эмоциональность, легковерность, психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть.
Участие в политической жизни в шкале ценностных суждений в ходе анкетного опроса учащихся старших классов заняло последнее место (6%). По самооценке лишь треть имеет сложившиеся политические убеждения, 30% и 37% вообще не обладает либо никогда не задумывалось об этом.
Одна треть старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге «ничего неделание», в то время как познавательная, креативная, эвристическая функции не реализуются совсем или недостаточно. Образование для школьника и студента отходит на второй план перед реализацией экономических (заработать деньги) и досуговых (интересно провести время) потребностей.
Кризис института семьи, подавление индивидуальности и инициативности молодёжи представителями взрослого мира приводит к социальному и культурному инфантилизму, с другой стороны – к прагматизму и социальной неадаптированности противоправного или экстремистского характера. (Д.Никольский)
Задание
- С помощью словаря (интернет) объясните выделенные термины
- Разделите ценности современной молодежи на группы. Критерии разделения определите самостоятельно.
- Определите последствия представленных тенденций
- Представьте результаты своей работы в виде схемы (рисунка, таблицы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Социальный портрет молодежи".Обществознание 7 класс.
Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику А.И. Кравченко,Е.А.Певцова,"Обществознание. 7 класс" для общеобразовательных учреждений....
Конспект урока англ. языка 10 класс по теме "Проблемы молодежи"
Конспект урока англ. языка 10 класс по теме "Проблемы молодежи" по учебнику Кузовлева В.П....
Обществознание 7 класс Конспект урока Социальный портрет молодежи
Разработка урока Обществознания 7 класс по теме Социальный портрет молодежи. Предполагает групповую работу детей, направленную на анализ материалов СМИ. Цель: создать портрет современной молодежи....
Презентация к уроку обществознания в 7 классе по теме "Социальный портрет молодежи"
Презентация к уроку обществознания в 7 классе по теме "Социальный портрет молодежи"...
Конспект урока обществознания в 5 классе по теме: "Портрет нашего класса"
Урок по обществознанию для 5 класса разработан в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. Тема урока Практикум "Портрет нашего класса". В разработке указаны личностные, метапредметны...
Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе
Комбинированный урок с консультативным выступлением психолога школы....
социальный портрет молодежи
Урок обществознания в 7 классе по УМК А.И. Кравченко...